Великая Россия и цивилизованный мир - 2
20 мая 2015 -
Николай Бредихин
НИКОЛАЙ БРЕДИХИН
ВЕЛИКАЯ РОССИЯ И ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР - 2
Эссе-бурлеск
«ЧЁРНЫЕ ЛЕБЕДИ» и «ДЫРЫ СОЗНАНИЯ»
Хотим мы или не хотим этого, но логика верующего человека построена на законах Добра, мы справедливо полагаем, что иначе нам просто не выжить, не уделяя должного внимания «дырам» в нашем сознании, из которых Зло внезапно, «чёрными лебедями Талеба», вырывается редко, но метко наружу.
Что такое «дыра сознания» в представлении современного человека? То место в логике повседневности, которое находится вне его контроля и понимания. Евро-атлантиец отрицает логику мусульманина (вера, религия выше закона), и вместо того, чтобы устранить это непонимание, встретиться с ним на единой платформе, где каждый останется самим собой и признает за другим такое же право, он предпочитает устранить саму чуждую логику, полагая, что она опасна для его образа жизни, а, следовательно, и для всего человечества.
«Чёрные лебеди» - открытие века. Я думаю, что они прилетают в такие моменты, когда Зло перевешивает (Зло, при всём его многообразии, всегда имеет одну и ту же основу: стремление одних людей жить за счёт других). Главная беда существующего Зла в том, что большинство людей не в состоянии ему противостоять. Именно беда, ибо неконтролируемое, несдерживаемое Зло обладает огромной взрывчатой, а значит, и разрушительной, силой, уничтожая в итоге не только всё вокруг, до чего оно способно дотянуться, но и самоё себя.
«Государство, которое не имеет своей, понятной и привлекательной для остального мира, идеологии - всего лишь стадо добрых людей. Стоит ли удивляться, что перед ним постоянно возникает на горизонте фигура пастуха с кнутом наготове? Идеология зла, в отличие от прочих, универсальна, она базируется на простых человеческих чувствах: страхе, агрессии (ответной или наступательной) и инстинкте самосохранения, поэтому не нуждается в объяснениях».
Что, грубо сказано? Пришла пора вновь заговорить о России. Не верите мне, может, поверите всё тому же Збигневу Бжезинскому? «Стране с экономикой размером с Голландию, не пристало думать о геополитике».
Среди остальных семи, после западной, цивилизаций, безусловно, наиболее сильные позиции у ислама. И не беда, что мировому лидеру удалось посеять в нём внутренние распри. Мировую религию, как и цивилизацию, построенную на ней, невозможно уничтожить, отсюда и вывод: то, что мы сейчас наблюдаем в исламском мире, несмотря на голод, страдания, бессмысленную жестокость – процесс созидания, а не разрушения. Да, определяются новые центры, но, устоявшись, они в довольно короткие сроки заставят считаться с собой весь остальной мир.
Китай даже в перспективе пока ещё не мировой лидер, просто мощная, быть может, в недалёком будущем самая мощная в экономическом плане страна.
Россия? Поговорим и о России, но пока нам нужно другую вещь себе уяснить.
ЭВОЛЮЦИЯ, РЕВОЛЮЦИЯ, ИНВОЛЮЦИЯ
Так получилось, что эволюционный путь в истории человечества забуксовал, временно исчерпал себя. Объясняется сей феномен в первую очередь тем, что в последнее время учёными разных стран была сделана масса открытий, которые мы пока не в состоянии осознать. И когда осознаем? Что нужно для этого? Полагаю, временно отказаться от эволюционного пути развития и перейти к революционному. В противном случае человечество неизбежно скатится к инволюции – вырождению, отступлению, а в конечном итоге и к гибели. Ситуация немного похожая на ту, что была в начале прошлого столетия, но не аналогичная ей. Тогда России для того, чтобы стать одним из двух мировых лидеров, пришлось отказаться от многого в себе, даже более того: свернуть на путь другой, искусственно выстроенной, ложной, чуждой ей, привнесённой извне, цивилизации.
Что происходит сейчас? Выберем сразу революционный путь, нет времени блуждать в исторических циклах. Первое, что мы тут видим: Россия – многонациональное государство, и должна навсегда таковой остаться. Любые попытки проявлений национализма должны безжалостно, в корне, пресекаться. Такая практика блестяще оправдала себя, к примеру, в Канаде. Далее следует равноправие вероисповеданий. По выражению французского политика и дипломата Пауля Берта: «Если два вероисповедания опасны, то десять – нисколько». Слава Богу, у нас их предостаточно. То есть, определение: славяно-православная вообще утрачивает всякий смысл. Именно увлечение идеями панславизма и явилось в своё время одной из причин гибели Российской империи. «Гей, славяне!» Где же вы? Действительно, где? Чего их звать, у них своя правда. А если и придут, то не дай Бог, с мечом.
Так что правильнее было бы определить нашу цивилизацию, как евразийскую, возникшую под патронатом великой Византии, ставшую её наследницей и существующую до сих пор на стыке множества европейских и азиатских общностей и культур. Только при таком варианте утрачивает смысл слово «стадо», да и само понятие «стадо добрых людей». Россия становится в глазах всего мира региональным лидером гораздо большего, нежели раньше, масштаба, объединяющим, как внутри, так и вокруг себя множество самых разных стран и народов, и даже цементирующим их между собой. И уж тогда не пройдут у нас никакие экспансии и поглощения. Ими все вокруг и так накушались досыта. Дальше – стоп. Что греха таить: перефразируя Джона Донна, маленькая страна не может быть, как остров, сама по себе, с кем-то ей неизбежно придётся объединиться. И уж тут, кому-то богатые Европа да Америка по душе, а кому-то как раз Россия больше сгодится. А экономика… да перегнали мы уже Голландию-то! С Божьей помощью да крестным знамением, нагоним и других.
СВОБОДА И ДЕМОКРАТИЯ
Перефразируя известный афоризм Аврелия Августина о том, что задача религии состоит вовсе не в том, чтобы делать рабов свободными, а чтобы делать их добрыми, что мы можем сказать о Демократии в современном её понимании? Несомненно, её предназначение сильным мира сего видится далеко не в освобождении человеческой личности, а в том, чтобы любой ценой сделать граждан смирными.
Ах, как поздно мы уразумели такую, казалось бы, простейшую истину!
Кстати, как вы думаете, что происходит в данном случае с теми, кто позволяет себе проявлять непокорность? Приз в студию, вы угадали: их усмиряют.
И всё же, с чего начнём? Со Свободы? Пожалуйста!
Как вам ни покажется странным, несмотря на то, что два тысячелетия уже прошло, есть только два мира, которые до сих пор во многом определяют течение нашей жизни и избавиться от постоянного, чуть ли не повседневного, влияния которых нам, по крайней мере, в обозримом будущем, не дано. Догадались, кто именно? Разумеется, все те же Древняя Греция и Древний Рим.
Ну а если сообразили верно, тут вас поджидает второй сюрприз. Уж коли мы решили проявить столь основательную дотошность в своём исследовании, нам перво-наперво придётся признать, что и свобода, и демократия родились из… рабства. Такая вот аксиома. Не ожидали? Может тогда не мне, а злейшему врагу всех буржуинов (в частности), и капитализма (вообще), Фридриху Энгельсу поверите? «Только рабство сделало возможным… разделение труда между земледелием и промышленностью и таким образом создало условия для расцвета культуры древнего мира – для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы…»
Так что же получается, рабство - основа основ? Чепуха какая-то. Но с другой стороны, далеко ли «смирный» или «смиренный» гражданин нашего времени от античного раба ушёл?
Начнём с повседневного быта. Благодаря Интернету и множеству самых разнообразных гаджетов, практически каждый из нас контролируется сейчас досконально, от полового акта до акта дефекации. Уверяю, никому раньше и в голову не могло прийти посмотреть (а уж тем более, послушать), как его раб оправляется.
Вы хотите высказать о чём-нибудь своё, собственное, мнение? Особенно по политическим вопросам? До конца дней своих будете потом сидеть у соответствующих служб на крючке. А уж если упорствовать надумаете… Не буду продолжать, скучная тема. Тем более что рассуждаю я по большей части не о своей стране, а так, в мировом масштабе. И стало быть, какое, собственно, мне до этих ребят дело? Своя голова должна быть на плечах.
Однако вернёмся всё-таки к Древней Греции. Начнём с того, что мир этот (государством его трудно назвать, так как он состоял из множества полисов -городов-государств, весьма непросто строивших отношения друг с другом) был очень разнородным по своим мировоззрениям. Наибольших достижений в демократии достигли Афины, на них, чтобы не слишком «растекаться мыслью по древу», мы и остановимся.
Не хотелось бы слишком зацикливаться на устройстве государственной власти тогдашнего общества, охарактеризовать его можно коротко: «власть – ради благополучия собственного государства, а не власть ради власти или ради собственного благополучия». Удивительно то, что постулат этот исполнялся неукоснительно, ну а сейчас действует с точностью до наоборот.
Хотелось бы побольше рассказать о том, что демократия, достигшая наивысшего расцвета при «первом стратеге» (именно так называлась его должность) Афин Перикле, давала личности.
Практически любой свободный гражданин, достигший 30 лет, мог быть избранным на руководящие должности (законодательные, исполнительные, судебные), причём не голосованием, а путём жеребьёвки, что давало возможность почти каждому поучаствовать хотя бы раз в жизни, в управлении своим городом. За неплохие деньги, между прочим. Поневоле станешь патриотом, и проникнешься до конца дней своих уважением не только к личным, но и общественным нуждам, когда тебе с самого раннего возраста внушают, да и самому очевидно: «каждый гражданин может с легкостью проявить свою личность в самых разных жизненных условиях».
Так стало быть, здесь мы имеем следующий этап: уже не раб, а свободный человек, личность – становится основой основ? Трудно даже представить себе, сколько средств и сил вкладывалось в то благословенное время в воспитание, образование, развитие. И кто этим занимался? Лучшие педагоги, ученые, философы, оставившие наиболее значительный след в мировой цивилизации.
Что, слюнки потекли? Ладно, хватит. Сами уже поняли: то, что внушается сейчас мировым лидером в одной и той же упаковке всему миру, без разделения по национальным, религиозным, духовным признакам, и преподносится, как эталон, в идеале, именно как итог, может смыкаться только с нацизмом. Причём с самой оголтелой, «тотальной» его формой, сформулированной в речи Геббельса во Дворце спорта в Берлине 18 февраля 1943 года. («А теперь, народ, восстань, и пускай разразится буря!») Именно после неё «наци» стали убивать всех без разбора: женщин, стариков, детей. Разрушать, взрывать здания, проводить политику «выжженной земли», на что со стороны Запада был получен незамедлительный и вполне адекватный ответ, главным образом в виде усиления «нравственных ковровых бомбардировок». Похоже на сегодняшний день? Один к одному. Что ж, на войне, как на войне.
Теперь вопрос: нужна ли кому-нибудь в мире такая «демократия»? Смешно. Как я сказал как-то: «Вопрос не в том, что кролики могут обойтись без удавов, а в том, что удавы без кроликов не могут обойтись». Или как у классика: «Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать». Что может быть удивительного в том, что у мирового лидера отменный аппетит? Вот он и заменил слово «меню» в своём лексиконе другим, гораздо более практичным и удобоваримым, словом. Получилось. Да и чему удивляться? Как могло быть иначе? Странно другое: пытаясь погубить экономическим и политическим остракизмом своих оппонентов, мировой лидер, нежданно-негаданно подарил им свободу и новую жизнь.
Если рассуждать об СССР, то идеология его при всей своей греховности, мракобесии и тотальности, была необычайно привлекательна и понятна миллионам так называемых «простых» людей. Свобода и Справедливость через Равенство – казалось бы, что может быть проще? Однако не получилось. Опять эти упрямые древние греки. Они утверждали, что демократия и равенство несовместимы, одним из неотъемлемых атрибутов свободного общества является как раз многообразие форм в нём, а не единый, подстриженный под гребёнку, стандарт.
Воспитание, образование, развитие – всё руководствовалось этим принципом. Обществу не нужны были смиренные, один к одному, болванчики, считалось, что любой талант даётся человеку от Бога, а стало быть, принадлежит не ему самому, а главным образом обществу, в котором он живёт.
Вы, несомненно, знаете, чем подобное закончилось? Пришёл Филипп II Македонский (отец Александра III Великого Македонского) и Афины растворились в недрах его монархии. Но след остался не на века даже, а на тысячелетия.
Древний Рим, с которого скопирована «Американская глобальная система» был государством воинов, и даже больше того – завоевателей. Ясно, что в таких условиях свобода и права личности скукоживаются до предела, который чернь сама себе определила: «хлеба и зрелищ», во всех областях главными становятся интересы сначала монархии, потом республики, а затем и вообще империи. Именно в таком виде те или иные государственные устройства перешли сначала в Средневековье, а затем уже добрались и до нашего времени.
Республиканскую форму правления в настоящее время выбрали две трети государств мира, однако слово «республика» не идентично слову «демократия», порой они вообще не имеют между собой ничего общего.
11. «СТРАТЕГИЯ ХАОСА»
Однако будем всё-таки исходить из действительного, а не из желаемого. Если посмотреть телевизор, конфликты с удивительным постоянством то в одном, то в другом месте возникают, и добром нигде не заканчиваются. Сценарий знаком до изжоги, и только у нас, в России, вроде как тишь да гладь, да божья благодать. Уверены? Лично у меня такой убеждённости нет и в помине.
Пятая колонна плодится и размножается, голову всё уверенней поднимает.
«Носители демократии» из Москвы буквально не вылезают.
Решение об увеличении средств на идеологическую обработку населения очередной намеченной «зоны хаоса» принято, деньги, как видно, исправно поступают.
Как начнётся-то? Да как везде, спокон веку известно.
«Во всякое переходное время подымается сволочь, которая есть в каждом обществе, и уже не только безо всякой цели, но даже не имея и признака мысли, а лишь выражая собою изо всех сил беспокойство и нетерпение. Между тем эта сволочь, сама не зная того, почти всегда подпадает под команду той малой кучки «передовых», которые действуют с определенной целью, и та направляет весь этот сор куда ей угодно, если только сама не состоит из совершенных идиотов, что, впрочем, тоже случается».
Федор Михайлович Достоевский.
Положение наше ещё тем особенное, что нефтяная игла – самая удобная модель для деградации нации (то бишь, инволюции – свертывания, обратного развития, движения вспять). Тем, кто «там, наверху» беспокоиться особенно нечего, с деньгами – везде родина. Нам, простым людям, с тонущего корабля деваться некуда, только один путь - на самое дно. Так на кого же ещё, как не на самих себя нам надеяться?
У Ивана Сергеевича Тургенева, есть прекрасное стихотворение в прозе на эту тему, оно называется «Жил-был некакий мальчишка…», герой там считал себя самым умным, буквально оракулом. Ему на луну показывали и спрашивали: что это такое? Он отвечал, не задумываясь: сыр. (Сдержал я слово?) Блох называл слонами, в году у него было десять месяцев, а вот пальцев на руках аж двенадцать. Кончилось тем, что переправляясь через глубокую реку, он, не послушав проводника, сказал, что знает брод, да так и утонул. Вот как раз такие «некакие мальчики» уже два десятка лет нас уму-разуму учат, а порой даже нами и руководят.
Отобьёмся? Попробуем. Вот только биться долго придётся, процесс может затянуться не на один десяток лет. Мировой лидер не торопится, и всегда своего добивается. Не мытьём, так катаньем. И только кажется так, что повсюду у него неудачи. Помните, на чём деньги делаются? А для капиталиста-империалиста важнее денег ничего нет. За политиком-клоуном всегда тугой кошелёк следует, и всё к ручкам своим захапистым чуть ли не задаром в итоге прибирает. И не беда, что весь мир над какой-нибудь круглой дурой со смеху покатывается, важнее всего – результат.
Я осознанно руководствуюсь при написании своего эссе, жанр которого я определил, как рассуждения совершенного дилетанта, научными трудами, как минимум, десятилетней давности. Между тем, за десятилетие это много произошло поистине кардинальных изменений в жизни нашего «шарика». Страшновато становится, не хочется даже к осознанию их и подступать. А значит, опять Бжезинский, опять всё та же его книга о господстве и лидерстве. Что мы находим там? Во-первых, чёткое осознание лютой ненависти, «неожиданно» возникшей к мировому лидеру в самых разных частях света, во-вторых, признание «силы слабости», выражающейся в том, что изготовление оружия массового поражения, куда более страшного, чем ядерное, с некоторых пор всё более становится доступным не только мощным в экономическом плане странам, но даже и самым слабым из них. Да и не только странам, но и любым организациям, террористического толка в том числе. От себя добавлю предположение: что стоит подобной организации похитить десяток-другой ведущих специалистов-учёных в упомянутой нами области и заточить их в какой-нибудь подпольной лаборатории? Или, что ещё проще - своих собственных камикадзе в ведущих ВУЗах, научно-исследовательских центрах мира обучить? Погоня за прибылью от «зон хаоса» привела мирового лидера к тому, что он совершенно неожиданно оказался в эпицентре этих зон, в котором он даже не знает, с какой именно стороны ждать ему «чёрного лебедя», неотвратимо рокового, как для его господства, так и для всего населения его страны.
12. «ИДЁТ ЗА ЖИЗНЬЮ СМЕРТЬ»
Самое обидное, что наш век предложил человечеству свой выбор, не по Бжезинскому: не только «чёрных лебедей», но и белых (моё собственное определение), которых с полным правом можно было бы назвать ангелами Божьими. К примеру, идея «ядерного паритета», которая миллиардам людей, мне, в том числе, подарила жизнь без Войны. Изобретение Интернета, появление которого никто даже в самых смелых мечтах предсказать не мог, но которое изменило всё наше существование, подарив бездну новых возможностей. Одна из них - в выборе между глобальной гибелью всего человечества и реальным бессмертием, доступным сначала лишь избранным, а со временем и каждому человеку на Земле.
Но это уже совсем другая, отдельная тема, которой я надеюсь коснуться и в которой Россия как раз могла бы на полную мощь раскрыться, проявить себя.
Я не учёный, простой литератор, поэтому эссе своё хочу закончить словами персидского поэта Атааллаха Аррани:
Не изойти нам из смерти сетей,
Ни мудрецу, ни глупцу, - никому.
Но одного я никак не пойму:
Зачем на смерть мы рождаем детей?
Зачем прильнувших доверчиво к нам
Мы обрекли на съеденье червям,
Мы, им для жизни зажегшие кровь,
И подарившие мысль и любовь?
(Перевод Теодора Шумовского).
А вот ещё одно, если первым не пресытились:
Рождаемых число ряды усопших множит,
Бессмертной жизнью тешится мечта.
За гробом жизни нет, и быть её не может,
Идёт за жизнью смерть, за смертью пустота.
Воскреснуть мёртвому природа не поможет,
Она и без того по горло занята.
(Перевод Теодора Шумовского).
От себя лично хочу добавить:
«Любые цели, которые ставятся сейчас отдельными государствами и обществом в целом, были бы достигнуты гораздо быстрее, проще, дешевле и эффективнее, нежели производством всё более страшных бомб и эскалацией насилия».
«Не исключено, что на пути к бессмертию человечеству придётся пройти через апокалипсис, всемирный катаклизм. Как ни прискорбен такой парадокс, пока всё идёт к тому, что инерцию мышления сильных мира сего никаким другим путём не преодолеть».
Что ж, жаль. Да что там жаль! Просто до отчаяния обидно, что вопрос: жить тебе вечно или умереть в самом расцвете сил, не Бог решает, а жалкая кучка каких-то свихнувшихся «никаких» «мидасишек».
2015 год.
ВЕЛИКАЯ РОССИЯ И ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР - 2
Эссе-бурлеск
«ЧЁРНЫЕ ЛЕБЕДИ» и «ДЫРЫ СОЗНАНИЯ»
Хотим мы или не хотим этого, но логика верующего человека построена на законах Добра, мы справедливо полагаем, что иначе нам просто не выжить, не уделяя должного внимания «дырам» в нашем сознании, из которых Зло внезапно, «чёрными лебедями Талеба», вырывается редко, но метко наружу.
Что такое «дыра сознания» в представлении современного человека? То место в логике повседневности, которое находится вне его контроля и понимания. Евро-атлантиец отрицает логику мусульманина (вера, религия выше закона), и вместо того, чтобы устранить это непонимание, встретиться с ним на единой платформе, где каждый останется самим собой и признает за другим такое же право, он предпочитает устранить саму чуждую логику, полагая, что она опасна для его образа жизни, а, следовательно, и для всего человечества.
«Чёрные лебеди» - открытие века. Я думаю, что они прилетают в такие моменты, когда Зло перевешивает (Зло, при всём его многообразии, всегда имеет одну и ту же основу: стремление одних людей жить за счёт других). Главная беда существующего Зла в том, что большинство людей не в состоянии ему противостоять. Именно беда, ибо неконтролируемое, несдерживаемое Зло обладает огромной взрывчатой, а значит, и разрушительной, силой, уничтожая в итоге не только всё вокруг, до чего оно способно дотянуться, но и самоё себя.
«Государство, которое не имеет своей, понятной и привлекательной для остального мира, идеологии - всего лишь стадо добрых людей. Стоит ли удивляться, что перед ним постоянно возникает на горизонте фигура пастуха с кнутом наготове? Идеология зла, в отличие от прочих, универсальна, она базируется на простых человеческих чувствах: страхе, агрессии (ответной или наступательной) и инстинкте самосохранения, поэтому не нуждается в объяснениях».
Что, грубо сказано? Пришла пора вновь заговорить о России. Не верите мне, может, поверите всё тому же Збигневу Бжезинскому? «Стране с экономикой размером с Голландию, не пристало думать о геополитике».
Среди остальных семи, после западной, цивилизаций, безусловно, наиболее сильные позиции у ислама. И не беда, что мировому лидеру удалось посеять в нём внутренние распри. Мировую религию, как и цивилизацию, построенную на ней, невозможно уничтожить, отсюда и вывод: то, что мы сейчас наблюдаем в исламском мире, несмотря на голод, страдания, бессмысленную жестокость – процесс созидания, а не разрушения. Да, определяются новые центры, но, устоявшись, они в довольно короткие сроки заставят считаться с собой весь остальной мир.
Китай даже в перспективе пока ещё не мировой лидер, просто мощная, быть может, в недалёком будущем самая мощная в экономическом плане страна.
Россия? Поговорим и о России, но пока нам нужно другую вещь себе уяснить.
ЭВОЛЮЦИЯ, РЕВОЛЮЦИЯ, ИНВОЛЮЦИЯ
Так получилось, что эволюционный путь в истории человечества забуксовал, временно исчерпал себя. Объясняется сей феномен в первую очередь тем, что в последнее время учёными разных стран была сделана масса открытий, которые мы пока не в состоянии осознать. И когда осознаем? Что нужно для этого? Полагаю, временно отказаться от эволюционного пути развития и перейти к революционному. В противном случае человечество неизбежно скатится к инволюции – вырождению, отступлению, а в конечном итоге и к гибели. Ситуация немного похожая на ту, что была в начале прошлого столетия, но не аналогичная ей. Тогда России для того, чтобы стать одним из двух мировых лидеров, пришлось отказаться от многого в себе, даже более того: свернуть на путь другой, искусственно выстроенной, ложной, чуждой ей, привнесённой извне, цивилизации.
Что происходит сейчас? Выберем сразу революционный путь, нет времени блуждать в исторических циклах. Первое, что мы тут видим: Россия – многонациональное государство, и должна навсегда таковой остаться. Любые попытки проявлений национализма должны безжалостно, в корне, пресекаться. Такая практика блестяще оправдала себя, к примеру, в Канаде. Далее следует равноправие вероисповеданий. По выражению французского политика и дипломата Пауля Берта: «Если два вероисповедания опасны, то десять – нисколько». Слава Богу, у нас их предостаточно. То есть, определение: славяно-православная вообще утрачивает всякий смысл. Именно увлечение идеями панславизма и явилось в своё время одной из причин гибели Российской империи. «Гей, славяне!» Где же вы? Действительно, где? Чего их звать, у них своя правда. А если и придут, то не дай Бог, с мечом.
Так что правильнее было бы определить нашу цивилизацию, как евразийскую, возникшую под патронатом великой Византии, ставшую её наследницей и существующую до сих пор на стыке множества европейских и азиатских общностей и культур. Только при таком варианте утрачивает смысл слово «стадо», да и само понятие «стадо добрых людей». Россия становится в глазах всего мира региональным лидером гораздо большего, нежели раньше, масштаба, объединяющим, как внутри, так и вокруг себя множество самых разных стран и народов, и даже цементирующим их между собой. И уж тогда не пройдут у нас никакие экспансии и поглощения. Ими все вокруг и так накушались досыта. Дальше – стоп. Что греха таить: перефразируя Джона Донна, маленькая страна не может быть, как остров, сама по себе, с кем-то ей неизбежно придётся объединиться. И уж тут, кому-то богатые Европа да Америка по душе, а кому-то как раз Россия больше сгодится. А экономика… да перегнали мы уже Голландию-то! С Божьей помощью да крестным знамением, нагоним и других.
СВОБОДА И ДЕМОКРАТИЯ
Перефразируя известный афоризм Аврелия Августина о том, что задача религии состоит вовсе не в том, чтобы делать рабов свободными, а чтобы делать их добрыми, что мы можем сказать о Демократии в современном её понимании? Несомненно, её предназначение сильным мира сего видится далеко не в освобождении человеческой личности, а в том, чтобы любой ценой сделать граждан смирными.
Ах, как поздно мы уразумели такую, казалось бы, простейшую истину!
Кстати, как вы думаете, что происходит в данном случае с теми, кто позволяет себе проявлять непокорность? Приз в студию, вы угадали: их усмиряют.
И всё же, с чего начнём? Со Свободы? Пожалуйста!
Как вам ни покажется странным, несмотря на то, что два тысячелетия уже прошло, есть только два мира, которые до сих пор во многом определяют течение нашей жизни и избавиться от постоянного, чуть ли не повседневного, влияния которых нам, по крайней мере, в обозримом будущем, не дано. Догадались, кто именно? Разумеется, все те же Древняя Греция и Древний Рим.
Ну а если сообразили верно, тут вас поджидает второй сюрприз. Уж коли мы решили проявить столь основательную дотошность в своём исследовании, нам перво-наперво придётся признать, что и свобода, и демократия родились из… рабства. Такая вот аксиома. Не ожидали? Может тогда не мне, а злейшему врагу всех буржуинов (в частности), и капитализма (вообще), Фридриху Энгельсу поверите? «Только рабство сделало возможным… разделение труда между земледелием и промышленностью и таким образом создало условия для расцвета культуры древнего мира – для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы…»
Так что же получается, рабство - основа основ? Чепуха какая-то. Но с другой стороны, далеко ли «смирный» или «смиренный» гражданин нашего времени от античного раба ушёл?
Начнём с повседневного быта. Благодаря Интернету и множеству самых разнообразных гаджетов, практически каждый из нас контролируется сейчас досконально, от полового акта до акта дефекации. Уверяю, никому раньше и в голову не могло прийти посмотреть (а уж тем более, послушать), как его раб оправляется.
Вы хотите высказать о чём-нибудь своё, собственное, мнение? Особенно по политическим вопросам? До конца дней своих будете потом сидеть у соответствующих служб на крючке. А уж если упорствовать надумаете… Не буду продолжать, скучная тема. Тем более что рассуждаю я по большей части не о своей стране, а так, в мировом масштабе. И стало быть, какое, собственно, мне до этих ребят дело? Своя голова должна быть на плечах.
Однако вернёмся всё-таки к Древней Греции. Начнём с того, что мир этот (государством его трудно назвать, так как он состоял из множества полисов -городов-государств, весьма непросто строивших отношения друг с другом) был очень разнородным по своим мировоззрениям. Наибольших достижений в демократии достигли Афины, на них, чтобы не слишком «растекаться мыслью по древу», мы и остановимся.
Не хотелось бы слишком зацикливаться на устройстве государственной власти тогдашнего общества, охарактеризовать его можно коротко: «власть – ради благополучия собственного государства, а не власть ради власти или ради собственного благополучия». Удивительно то, что постулат этот исполнялся неукоснительно, ну а сейчас действует с точностью до наоборот.
Хотелось бы побольше рассказать о том, что демократия, достигшая наивысшего расцвета при «первом стратеге» (именно так называлась его должность) Афин Перикле, давала личности.
Практически любой свободный гражданин, достигший 30 лет, мог быть избранным на руководящие должности (законодательные, исполнительные, судебные), причём не голосованием, а путём жеребьёвки, что давало возможность почти каждому поучаствовать хотя бы раз в жизни, в управлении своим городом. За неплохие деньги, между прочим. Поневоле станешь патриотом, и проникнешься до конца дней своих уважением не только к личным, но и общественным нуждам, когда тебе с самого раннего возраста внушают, да и самому очевидно: «каждый гражданин может с легкостью проявить свою личность в самых разных жизненных условиях».
Так стало быть, здесь мы имеем следующий этап: уже не раб, а свободный человек, личность – становится основой основ? Трудно даже представить себе, сколько средств и сил вкладывалось в то благословенное время в воспитание, образование, развитие. И кто этим занимался? Лучшие педагоги, ученые, философы, оставившие наиболее значительный след в мировой цивилизации.
Что, слюнки потекли? Ладно, хватит. Сами уже поняли: то, что внушается сейчас мировым лидером в одной и той же упаковке всему миру, без разделения по национальным, религиозным, духовным признакам, и преподносится, как эталон, в идеале, именно как итог, может смыкаться только с нацизмом. Причём с самой оголтелой, «тотальной» его формой, сформулированной в речи Геббельса во Дворце спорта в Берлине 18 февраля 1943 года. («А теперь, народ, восстань, и пускай разразится буря!») Именно после неё «наци» стали убивать всех без разбора: женщин, стариков, детей. Разрушать, взрывать здания, проводить политику «выжженной земли», на что со стороны Запада был получен незамедлительный и вполне адекватный ответ, главным образом в виде усиления «нравственных ковровых бомбардировок». Похоже на сегодняшний день? Один к одному. Что ж, на войне, как на войне.
Теперь вопрос: нужна ли кому-нибудь в мире такая «демократия»? Смешно. Как я сказал как-то: «Вопрос не в том, что кролики могут обойтись без удавов, а в том, что удавы без кроликов не могут обойтись». Или как у классика: «Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать». Что может быть удивительного в том, что у мирового лидера отменный аппетит? Вот он и заменил слово «меню» в своём лексиконе другим, гораздо более практичным и удобоваримым, словом. Получилось. Да и чему удивляться? Как могло быть иначе? Странно другое: пытаясь погубить экономическим и политическим остракизмом своих оппонентов, мировой лидер, нежданно-негаданно подарил им свободу и новую жизнь.
Если рассуждать об СССР, то идеология его при всей своей греховности, мракобесии и тотальности, была необычайно привлекательна и понятна миллионам так называемых «простых» людей. Свобода и Справедливость через Равенство – казалось бы, что может быть проще? Однако не получилось. Опять эти упрямые древние греки. Они утверждали, что демократия и равенство несовместимы, одним из неотъемлемых атрибутов свободного общества является как раз многообразие форм в нём, а не единый, подстриженный под гребёнку, стандарт.
Воспитание, образование, развитие – всё руководствовалось этим принципом. Обществу не нужны были смиренные, один к одному, болванчики, считалось, что любой талант даётся человеку от Бога, а стало быть, принадлежит не ему самому, а главным образом обществу, в котором он живёт.
Вы, несомненно, знаете, чем подобное закончилось? Пришёл Филипп II Македонский (отец Александра III Великого Македонского) и Афины растворились в недрах его монархии. Но след остался не на века даже, а на тысячелетия.
Древний Рим, с которого скопирована «Американская глобальная система» был государством воинов, и даже больше того – завоевателей. Ясно, что в таких условиях свобода и права личности скукоживаются до предела, который чернь сама себе определила: «хлеба и зрелищ», во всех областях главными становятся интересы сначала монархии, потом республики, а затем и вообще империи. Именно в таком виде те или иные государственные устройства перешли сначала в Средневековье, а затем уже добрались и до нашего времени.
Республиканскую форму правления в настоящее время выбрали две трети государств мира, однако слово «республика» не идентично слову «демократия», порой они вообще не имеют между собой ничего общего.
11. «СТРАТЕГИЯ ХАОСА»
Однако будем всё-таки исходить из действительного, а не из желаемого. Если посмотреть телевизор, конфликты с удивительным постоянством то в одном, то в другом месте возникают, и добром нигде не заканчиваются. Сценарий знаком до изжоги, и только у нас, в России, вроде как тишь да гладь, да божья благодать. Уверены? Лично у меня такой убеждённости нет и в помине.
Пятая колонна плодится и размножается, голову всё уверенней поднимает.
«Носители демократии» из Москвы буквально не вылезают.
Решение об увеличении средств на идеологическую обработку населения очередной намеченной «зоны хаоса» принято, деньги, как видно, исправно поступают.
Как начнётся-то? Да как везде, спокон веку известно.
«Во всякое переходное время подымается сволочь, которая есть в каждом обществе, и уже не только безо всякой цели, но даже не имея и признака мысли, а лишь выражая собою изо всех сил беспокойство и нетерпение. Между тем эта сволочь, сама не зная того, почти всегда подпадает под команду той малой кучки «передовых», которые действуют с определенной целью, и та направляет весь этот сор куда ей угодно, если только сама не состоит из совершенных идиотов, что, впрочем, тоже случается».
Федор Михайлович Достоевский.
Положение наше ещё тем особенное, что нефтяная игла – самая удобная модель для деградации нации (то бишь, инволюции – свертывания, обратного развития, движения вспять). Тем, кто «там, наверху» беспокоиться особенно нечего, с деньгами – везде родина. Нам, простым людям, с тонущего корабля деваться некуда, только один путь - на самое дно. Так на кого же ещё, как не на самих себя нам надеяться?
У Ивана Сергеевича Тургенева, есть прекрасное стихотворение в прозе на эту тему, оно называется «Жил-был некакий мальчишка…», герой там считал себя самым умным, буквально оракулом. Ему на луну показывали и спрашивали: что это такое? Он отвечал, не задумываясь: сыр. (Сдержал я слово?) Блох называл слонами, в году у него было десять месяцев, а вот пальцев на руках аж двенадцать. Кончилось тем, что переправляясь через глубокую реку, он, не послушав проводника, сказал, что знает брод, да так и утонул. Вот как раз такие «некакие мальчики» уже два десятка лет нас уму-разуму учат, а порой даже нами и руководят.
Отобьёмся? Попробуем. Вот только биться долго придётся, процесс может затянуться не на один десяток лет. Мировой лидер не торопится, и всегда своего добивается. Не мытьём, так катаньем. И только кажется так, что повсюду у него неудачи. Помните, на чём деньги делаются? А для капиталиста-империалиста важнее денег ничего нет. За политиком-клоуном всегда тугой кошелёк следует, и всё к ручкам своим захапистым чуть ли не задаром в итоге прибирает. И не беда, что весь мир над какой-нибудь круглой дурой со смеху покатывается, важнее всего – результат.
Я осознанно руководствуюсь при написании своего эссе, жанр которого я определил, как рассуждения совершенного дилетанта, научными трудами, как минимум, десятилетней давности. Между тем, за десятилетие это много произошло поистине кардинальных изменений в жизни нашего «шарика». Страшновато становится, не хочется даже к осознанию их и подступать. А значит, опять Бжезинский, опять всё та же его книга о господстве и лидерстве. Что мы находим там? Во-первых, чёткое осознание лютой ненависти, «неожиданно» возникшей к мировому лидеру в самых разных частях света, во-вторых, признание «силы слабости», выражающейся в том, что изготовление оружия массового поражения, куда более страшного, чем ядерное, с некоторых пор всё более становится доступным не только мощным в экономическом плане странам, но даже и самым слабым из них. Да и не только странам, но и любым организациям, террористического толка в том числе. От себя добавлю предположение: что стоит подобной организации похитить десяток-другой ведущих специалистов-учёных в упомянутой нами области и заточить их в какой-нибудь подпольной лаборатории? Или, что ещё проще - своих собственных камикадзе в ведущих ВУЗах, научно-исследовательских центрах мира обучить? Погоня за прибылью от «зон хаоса» привела мирового лидера к тому, что он совершенно неожиданно оказался в эпицентре этих зон, в котором он даже не знает, с какой именно стороны ждать ему «чёрного лебедя», неотвратимо рокового, как для его господства, так и для всего населения его страны.
12. «ИДЁТ ЗА ЖИЗНЬЮ СМЕРТЬ»
Самое обидное, что наш век предложил человечеству свой выбор, не по Бжезинскому: не только «чёрных лебедей», но и белых (моё собственное определение), которых с полным правом можно было бы назвать ангелами Божьими. К примеру, идея «ядерного паритета», которая миллиардам людей, мне, в том числе, подарила жизнь без Войны. Изобретение Интернета, появление которого никто даже в самых смелых мечтах предсказать не мог, но которое изменило всё наше существование, подарив бездну новых возможностей. Одна из них - в выборе между глобальной гибелью всего человечества и реальным бессмертием, доступным сначала лишь избранным, а со временем и каждому человеку на Земле.
Но это уже совсем другая, отдельная тема, которой я надеюсь коснуться и в которой Россия как раз могла бы на полную мощь раскрыться, проявить себя.
Я не учёный, простой литератор, поэтому эссе своё хочу закончить словами персидского поэта Атааллаха Аррани:
Не изойти нам из смерти сетей,
Ни мудрецу, ни глупцу, - никому.
Но одного я никак не пойму:
Зачем на смерть мы рождаем детей?
Зачем прильнувших доверчиво к нам
Мы обрекли на съеденье червям,
Мы, им для жизни зажегшие кровь,
И подарившие мысль и любовь?
(Перевод Теодора Шумовского).
А вот ещё одно, если первым не пресытились:
Рождаемых число ряды усопших множит,
Бессмертной жизнью тешится мечта.
За гробом жизни нет, и быть её не может,
Идёт за жизнью смерть, за смертью пустота.
Воскреснуть мёртвому природа не поможет,
Она и без того по горло занята.
(Перевод Теодора Шумовского).
От себя лично хочу добавить:
«Любые цели, которые ставятся сейчас отдельными государствами и обществом в целом, были бы достигнуты гораздо быстрее, проще, дешевле и эффективнее, нежели производством всё более страшных бомб и эскалацией насилия».
«Не исключено, что на пути к бессмертию человечеству придётся пройти через апокалипсис, всемирный катаклизм. Как ни прискорбен такой парадокс, пока всё идёт к тому, что инерцию мышления сильных мира сего никаким другим путём не преодолеть».
Что ж, жаль. Да что там жаль! Просто до отчаяния обидно, что вопрос: жить тебе вечно или умереть в самом расцвете сил, не Бог решает, а жалкая кучка каких-то свихнувшихся «никаких» «мидасишек».
2015 год.
Рейтинг: +8
476 просмотров
Комментарии (5)
| Дмитрий Криушов # 22 мая 2015 в 00:34 +2 |
| Николай Бредихин # 23 мая 2015 в 19:12 +2 |
| Николай Бредихин # 7 августа 2015 в 17:04 +1 | ||
|
| Людмила Казачок # 10 сентября 2015 в 10:36 0 | ||
|

