ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → Принятие Владимиром православия

Принятие Владимиром православия

21 августа 2014 - Историк
Главным делом жизни Владимира Святославича,благодаря которому он обессмертил своё имя, было принятие православия и крещение Руси. Однако введению христианства предшествовала попытка Владимира реформировать изживающее себя язычество. С этой целью на холме в Киеве им был создан единый общеславянский пантеон из шести важнейших славянских богов: Перуна, Даждьбога, Хороса. Симаргла, Стрибога и Мокоши. Проведением языческой реформы Владимир пытался идеологически укрепить государственное единство страны состоящий из множества славянских и финских племён объединенных лишь одной военной силой и стремившихся при первом же удобном случае выйти из под власти великого киевского князя. Но справиться с возложенной на него Владимиром задачей язычество не могло, каждое племя продолжало молиться своим племенным богам. Кроме того Русь единственная из крупных европейских держав продолжала оставаться языческой страной, что обрекало её на международную изоляцию. Поняв это, Владимир озаботился выбором новой религии.

Узнав о намерении Владимира принять новую веру, к нему первыми пришли болгары с проповедью магометанской веры, потом посланные Римским папой немцы, затем хазарские евреи и самым последним греческий философ. Таким образом, у Владимира был выбор из четырех религий: мусульманства, католицизма, иудаизма и православия. Самое сильное впечатление на Владимира произвела проповедь греческого священника, но чтобы не ошибиться в правильности своего выбора мудрый князь решил послать самых умных своих бояр посмотреть, где и как ведётся богослужение. После их рассказа, когда они вернулись. Владимир окончательно сделал выбор в пользу православия и стал дожидаться подходящего случая для его принятия. Такой случай представился, когда в 887 г. В Византии вспыхнуло восстание полководца Варды Фоки претендовавшего на трон Византийской империи. Императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью. Владимир согласился, при условии, что братья выдадут за него свою сестру Анну. С помощью Владимира восстание было подавлено, но императоры не спешили с выполнением своего обещания. Тогда Владимир осадил и взял Корсунь, угрожая братьям взятием Константинополя, он потребовал от них выполнения своего обещания. Испуганные Василий и Константин были вынуждены выполнить свою часть договора, и прислали к нему в Корсунь Анну. Тут в Корсуне Владимир принял крещение и сочетался с Анной христианским браком. Корсунь он вернул Византии.

Вернувшись в Киев в 889г. Владимир крестил всё его население в Днепре. Языческие идолы были низвергнуты. Из Киева православие постепенно распространилось по всей Руси.

Какие же обстоятельства склонили Владимира в пользу именно православия? Хотя, как мы знаем, у него был довольно большой выбор. Судя по всему причин было достаточно много. Из летописи мы знаем, что здесь свою роль сыграла и красноречивая проповедь греческого богослова, ни латиняне, ни мусульмане, не иудеи не были столь убедительны. Имела место и красота греческого обряда, поразившая послов Владимира: « Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек если вкусит сладкого не возьмёт потом горького, так и мы не можем уже здесь прибывать» . Ещё более важную роль сыграло осознание Владимиром идеологической несостоятельности язычества после того как его попытка создать единый пантеон богов во главе с Перуном потерпела крах. Но самой главной причиной принятия Владимиром православия, а не какой либо другой религии стали давние отношения Руси с Византией. Причём не только политические, военные, торговые, но и религиозные. Повесть временных лет сообщает, что апостол Андрей проповедуя на Днепре, крестил горы, на которых потом возник Киев и воздвиг на них крест, предсказав, что здесь будет город с большим будущим «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей» . «Житие Стефана Суржского», написанное неизвестным византийским автором, говорит о нападении новгородского князя Бладвина на греческий город Сурож, примерно в 70 -80 годах 8 века и болезни напущенной св. Стефаном на князя, за разграблении храма, и исцелении Бладвина после крещения. Наконец, бабка Владимира Ольга уже приняла в Византии православие, но не решилась его ввести на всей Руси. Словом проникновение православия, началось задолго до крещения Руси Владимиром, и хорошо было известно славянам.

Принятие Византийского варианта христианства Владимиром имело большое культурное, нравственное, внутри и внешнеполитическое значение, и оказало серьёзное влияние на всю дальнейшую судьбу Русского государства. Оценивая важность этого события, великий революционер-демократ А.И. Герцен писал: «Обращение России в православие является одним из тех важнейших событий неисчислимые последствия, которых, сказываясь в течение веков, порой изменяют лицо всего мира»
[1].

Культурная роль православия выразилась в том, что с ним на Русь пришли новые для неё виды искусства: каменное строительство, мозаика, фреска, иконопись и церковное песнопение. Появляются переведенные с греческого и латыни сочинения светского и церковного содержания, что способствовало развитию и распространению письменности. Таким образом, православие способствовало становлению русской национальной культуры.

Нравственное влияние христианства затронуло все стороны древнерусского общества. Православная церковь призывало к милосердию, состраданию, терпимости, уважению к человеческой личности, решительно осуждало рабство, многожёнство и кровнородственные браки. Такая гуманная политика православной церкви вела к снижению эксплуатации феодально-зависимого населения, смягчению нравов, содействовала укреплению института семьи и в конечном итоге предопределила моральный облик русского народа.

Что касается внутри политического значения православия, то с его принятием на Руси появляется церковная иерархия, устанавливается союз между светской и церковной властью, усиливается власть князя, идеологически скрепляется этническое и территориальное единство государства. Наконец, во внешнеполитической сфере православие способствовало политическому, экономическому, культурному и религиозному сближению России с православными странами: Византией, Сербией, Болгарией, но в то, же время обособляло её от стран Западной Европы. В этом некоторые историки видят негативные последствия принятия восточного варианта христианства. Так как, по их мнению: « С падением Византии Русское государство оказалось в изоляции от остального христианского мира»[2]. Однако, как совершенно справедливо и очень точно заметил по этому поводу один из лучших дореволюционных историков К.Н. Бестужев-Рюмин: «Отторгнутые от общего единства германо-романского мира, мы может более выиграли, чем потеряли: Римская церковь являлась в славянские земли с германскими проповедниками, и если не приводила рабства материального, как во многих землях славянских, то приводила рабство духовное, втягивая в чуждые интересы и внося чуждые элементы и всегда разделяя образованные сословия, говорящие и пишущие по- латыни, от необразованных говорящих местным языком и не имеющим никаких письмен»[3].


[1] Герцен А. И. О развитии революционных идей в России Собр соч. В 8 томах. Том III. М.: 1975. С. 376.
[2] История России. Под ред. Радугина А.А. М.: 1998. С. 63. 
[3] Бестужев-Рюмин К.Н. Русская История М.: 2004. С. 143-144.

 

 

© Copyright: Историк, 2014

Регистрационный номер №0234352

от 21 августа 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0234352 выдан для произведения:
Главным делом жизни Владимира Святославича,благодаря которому он обессмертил своё имя, было принятие православия и крещение Руси. Однако введению христианства предшествовала попытка Владимира реформировать изживающее себя язычество. С этой целью на холме в Киеве им был создан единый общеславянский пантеон из шести важнейших славянских богов: Перуна, Даждьбога, Хороса. Симаргла, Стрибога и Мокоши. Проведением языческой реформы Владимир пытался идеологически укрепить государственное единство страны состоящий из множества славянских и финских племён объединенных лишь одной военной силой и стремившихся при первом же удобном случае выйти из под власти великого киевского князя. Но справиться с возложенной на него Владимиром задачей язычество не могло, каждое племя продолжало молиться своим племенным богам. Кроме того Русь единственная из крупных европейских держав продолжала оставаться языческой страной, что обрекало её на международную изоляцию. Поняв это, Владимир озаботился выбором новой религии

Узнав о намерении Владимира принять новую веру, к нему первыми пришли болгары с проповедью магометанской веры, потом посланные Римским папой немцы, затем хазарские евреи и самым последним греческий философ. Таким образом,  у Владимира был выбор из четырех религий: мусульманства, католицизма, иудаизма и православия. Самое сильное впечатление на Владимира произвела проповедь греческого священника, но чтобы не ошибиться в правильности своего выбора мудрый князь решил послать самых умных своих  бояр посмотреть, где и как ведётся богослужение. После их рассказа, когда они вернулись. Владимир окончательно сделал выбор в пользу православия и стал дожидаться подходящего случая для его принятия. Такой случай представился, когда в 887 г. В Византии вспыхнуло восстание полководца Варды Фоки претендовавшего на трон Византийской империи. Императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью. Владимир согласился, при условии, что братья выдадут за него свою сестру Анну. С помощью Владимира восстание было подавлено, но императоры не спешили с выполнением своего обещания. Тогда Владимир осадил и взял Корсунь, угрожая братьям взятием Константинополя, он потребовал от них выполнения своего обещания. Испуганные Василий и Константин были вынуждены выполнить свою часть договора, и прислали к нему в Корсунь Анну. Тут в Корсуне Владимир принял крещение и сочетался с Анной христианским браком. Корсунь он вернул Византии.

Вернувшись в Киев в 889г. Владимир крестил всё его население в Днепре. Языческие идолы были низвергнуты. Из Киева православие постепенно распространилось по всей Руси.

Какие же обстоятельства склонили Владимира в пользу именно православия? Хотя, как мы знаем, у него был довольно большой выбор. Судя по всему причин было достаточно много. Из летописи мы знаем, что здесь свою роль сыграла здесь и красноречивая проповедь греческого богослова, ни латиняне, ни мусульмане, не иудеи не были столь убедительны. Имела место и красота греческого обряда, поразившая  послов Владимира: « Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек если вкусит сладкого не возьмёт потом горького, так и мы не можем уже здесь прибывать» . Ещё более важную роль сыграло осознание Владимиром идеологической несостоятельности язычества после того как его попытка создать единый пантеон богов во главе с Перуном потерпела крах. Но самой главной причиной принятия Владимиром православия, а не какой либо другой религии стали давние отношения Руси с Византией. Причём не только политические, военные, торговые, но и религиозные. Повесть временных лет сообщает, что апостол Андрей проповедуя на Днепре, крестил горы, на которых потом возник Киев и воздвиг на них крест, предсказав, что здесь будет город с большим будущим «Видите ли  горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей» . «Житие Стефана Суржского», написанное неизвестным византийским автором, говорит о нападении новгородского князя Бладвина на греческий город Сурож, примерно в 70 -80 годах 8 века и болезни напущенной св. Стефаном на князя, за разграблении храма, и исцелении Бладвина после крещения. Наконец, бабка Владимира Ольга уже приняла в Византии православие, но не решилась его ввести на всей Руси. Словом проникновение православия, началось задолго до крещения Руси Владимиром, и хорошо было известно славянам.

Принятие Византийского варианта христианства Владимиром имело большое культурное, нравственное, внутри и внешнеполитическое  значение, и оказало серьёзное влияние на всю дальнейшую судьбу Русского государства. Оценивая важность этого события, великий революционер-демократ А.И. Герцен писал: «Обращение Росси в православие является одним из тех важнейших событий неисчислимые последствия, которых, сказываясь в течение веков, порой изменяют лицо всего мира». 

Культурная роль православия выразилась в том, что с ним на Русь пришли новые для неё виды искусства: каменное строительство, мозаика, фреска, иконопись и церковное песнопение. Появляются переведенные с греческого и латыни сочинения светского и церковного содержания, что способствовало развитию и распространению письменности. Таким образом, православие способствовало становлению русской национальной культуры.
Нравственное влияние христианства затронуло все стороны древнерусского общества. Православная церковь призывало к милосердию, состраданию, терпимости, уважению к человеческой личности, решительно осуждало рабство, многожёнство и кровнородственные браки. Такая гуманная политика православной церкви вела к снижению эксплуатации феодально-зависимого населения, смягчению нравов, содействовала укреплению института семьи и в конечном итоге предопределила моральный облик русского народа.

Что касается внутриполитического значения православия, то с его принятием на Руси появляется церковная иерархия, устанавливается союз между светской и церковной властью, усиливается власть князя, идеологически скрепляется этническое и территориальное единство государства. Наконец, во внешнеполитической сфере православие способствовало политическому, экономическому, культурному и религиозному сближению России с православными странами: Византией, Сербией, Болгарией, но в то, же время обособляло её от стран Западной Европы. В этом некоторые историки видят негативные последствия принятия восточного варианта христианства. Так как, по их мнению « с падением Византии Русское государство оказалось в изоляции от остального христианского мира » . Однако, как совершенно справедливо и очень точно заметил по этому поводу один из лучших дореволюционных историков  К.Н. Бестужев-Рюмин: «Отторгнутые от общего единства германо-романского мира, мы может более выиграли, чем потеряли: Римская церковь являлась в славянские земли с германскими проповедниками, и если не приводила рабства материального, как во многих землях славянских, то приводила рабство духовное, втягивая в чуждые интересы и внося чуждые элементы и всегда разделяя образованные сословия, говорящие и пишущие по- латыни, от необразованных говорящих местным языком и не имеющим никаких письмен».
 
Рейтинг: +3 2230 просмотров
Комментарии (2)
Эля Соболева # 22 августа 2014 в 11:07 +1
Интересно и познавательно !
Историк # 23 августа 2014 в 10:01 +2
Для меня это высшая похвала!