ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → Последняя Императорская эскадра

Последняя Императорская эскадра

3 марта 2015 - Сергей Павлухин
article275009.jpg
 
Этот эпизод российской истории не стал всеобщим достоянием, так как во времена Советского Союза не считали нужным преподавать в школах историю белогвардейской эмиграции в подробностях. Я и сам узнал послереволюционную историю кораблей Черноморского флота только лет тридцать тому назад. Попытаюсь коротко рассказать об этой трагической странице российской смуты.
 
 
Второго ноября 1920 года в Севастополе с Графской пристани на крейсер «Генерал Корнилов»  (бывший «Кагул») прибыл главнокомандующий барон Врангель и отдал приказ сниматься с якоря. Из Севастополя, Керчи, Феодосии, Ялты на 132 кораблях уплыло около 140 тысяч человек, не считая судовых команд. Командовал русской эскадрой вице-адмирал М.А. Кедров. Он занял своё место после того, как заменил адмирала Колчака на посту командующего морскими силами в Рижском заливе.
 
Корабли были сильно перегружены (в два-три раза). Эсминец «Живой», где было семь человек команды и 250 пассажиров (офицеры Донского полка) затонул. Через неделю пришли в Константинополь. Солдаты на борту во время перехода в Константинополь предлагали бриллиант за стакан воды. Турки в Константинополе приносили еду в обмен на еду и золото.
 
Ещё в Крыму генерал Врангель подписал обязательство, по которому все корабли передавались Франции, как залог в уплату издержек по оказанию помощи русским морякам. Франция выбрала пристанищем русской эскадры порт Бизерту – свою лучшую военно-морскую базу в Тунисе, бывшем в ту пору под её протекторатом. Слово «Бизерта» в переводе с древнего финикийского языка – «гавань, убежище». Городу три тысячи лет, рядом развалины великого Карфагена. В декабре 1920 года в тунисский порт Бизерта, самую северную точку Африки, прибыло 33 корабля Черноморского Императорского флота. На их борту было более пяти тысяч человек. Из них – семьсот офицеров, около двух тысяч человек команды и около 250 жён и детей. Четыре года они жили в походных условиях. Учились в корабельной школе, молились в корабельной церкви, и каждый день поднимали на русских кораблях андреевский флаг.
 
Из Севастополя в Бизерту был полностью эвакуирован Морской корпус. Уже в самой Бизерте было произведено пять выпусков – подготовлено триста младших офицеров. В 1923-м году тридцать бизертцев стали студентами в Праге. Несколько выпускников Морского корпуса поступили в вузы Парижа.
 
Если в ноябре 1921 года в эскадре числилось две тысячи человек, то через полгода их осталось в Бизерте уже всего лишь тысяча двести. Ледоколы «Илья Муромец», «Всадник», «Гайдамак» и танкер «Баку», вошли в состав французского флота. Франция продала Эстонии часть боевого запаса русской эскадры.
 
Когда команде канонерской лодки «Грозный» стало известно, что её продадут, то мичманы Непокойчицкий и Рымша в знак протеста открыли кингстоны и затопили судно, за что их судили и посадили в тюрьму, где Непокойчицкий совершил самоубийство
 
28-го октября 1924 года Франция признала СССР – со всеми вытекающими последствиями. Русская колония в Бизерте и Морской корпус прекратили своё официальное существование. 29 октября в Бизерте последний раз прозвучала команда : «Флаг и гюйс спустить!» Так завершилась история последней эскадры Императорского флота России. Шестого мая 1925 года в Бизерте прозвучал сигнал: «Всем разойтись!»
 
За оставшиеся корабли начался торг, который по всем статьям опять выиграли французы. В конце 1924 года в Бизерту прибывает советская техническая комиссия. Ее возглавляет красный военно-морской атташе Евгений Андреевич Беренс, тот самый, который в 1919-1920 годах командовал Морскими Силами Советской России. Конфуз! Его родной брат, контр-адмирал Михаил Беренс командует эскадрой в Бизерте, уже ничьей, стоящей вне всяческой юрисдикции, агонизирующей, но все еще существующей.
 
Старший Беренс вместе с академиком Крыловым работал на судах ничейной эскадры, а младший уехал на время в город Тунис — по просьбе французов и чтобы не компрометировать родственника. Благородно!
Советские технари почти без проблем договорились с французами. Те еще помнили восхитительный шок от Генуэзской конференции: фраки и цилиндры красных русских дипломатов, разговоры о мире и разоружении, французская и английская речь...
Россия тогда блеснула ярко, неожиданно. Позволила поговорить о долгах. В Бизерте решили: в принципе эскадру надо возвращать в Севастополь. Но встал вопрос: где ремонтировать корабли перед походом в уже Советскую Россию? Появился и второй: кто и за чей счет будет ремонтировать суда?
Ответов не нашлось.
В результате эскадра осталась на месте. Но постепенно стали исчезать корабли. «Разрезаны на металлолом» — такова официальная версия исчезновения большинства, в том числе двух последних — «Корнилова» (бывший «Очаков») и «Генерала Алексеева» (бывший «Император Александр III»). Эскадры не стало.
 
Многие уезжали из города. В 1925 году, когда Русский флот закончил свое существование, в Бизерете оставалось 149 человек. В 1992 году на улице Пьера Кюри жила со своим сыном лишь одна Анастасия Ширинская-Манштейн, дочь старшего лейтенанта Александра Манштейна, командира эсминца «Жаркий».
 
Он и еще 53 русских моряка навсегда нашли покой на тунисской земле, в том числе на Бизертском кладбище. Это — особая история. Печальный список хранит имена адмиралов, офицеров и матросов Русского флота. До самого недавнего времени само кладбище являло неприглядную картину: порушенные и разбитые памятники и могильные плиты, заросли бурьяна, стершиеся надписи. Лишь несколько захоронений выглядели достойно. Упрек нам, всем русским, позабывшим своих предков.
 
В своей книге воспоминаний «Бизерта — последняя стоянка», Анастасия Ширинская пишет: «Придет время, когда тысячи русских людей станут искать следы народной истории на тунисской земле. В те далекие годы для тунисских беженцев жизнь, как всегда, была связана с церковью. Русская колония в Бизерте была еще достаточно многочисленна, чтобы выписать из Франции и содержать православного священника...»
 
В память о последней эскадре Российского Императорского флота в 1938 году в Бизерте была построена церковь (на пожертвования наших моряков и эмигрантов, живших в Тунисе и Франции). На мраморной доске, установленной внутри храма, золотом выбиты названия кораблей Русского Императорского флота, пришедших в Бизерту в далеком для нас 1920 году. Вот этот список:
 
Линейные корабли: «Генерал Алексеев», «Георгий Победоносец»
Крейсера: «Генерал Корнилов», «Алмаз»
Эскадренные миноносцы:«Капитан Сакен», «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Поспешный», «Пылкий», «Цериго», «Жаркий», «Звонкий»,«Зоркий»
Посыльное судно: «Якут»
Канонерские лодки: «Грозный», «Страж»
Учебное судно: «Свобода» («Моряк»)
База подводных лодок: (транспорт)«Добыча»
Подводные лодки: «Тюлень», «Буревестник», «Утка»
Тральщик: «Китобой»
Транспорт «Баку» (нефтеналивной)
Ледоколы: «Всадник», «Джигит», «Гайдамак», «Илья Муромец»
Буксиры: «Черномор», «Голланд»
Пароход: «Великий князь Константин».
 
На кладбище в Бизерте похоронено около четырехсот наших соотечественников.
Тысячи православных судеб с радостью и горестями, слезами и смехом, гордостью, честью, верой и надеждой.
Вечная им память!
 
 
Литература:

 Никита Кузнецов. "Русский флот на чужбине"

А.Ширинская-Манштейн. "Бизерта. Последняя стоянка."

"Бизертинский морской сборник" (издан под руководством В.В. Михальского)

 

© Copyright: Сергей Павлухин, 2015

Регистрационный номер №0275009

от 3 марта 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0275009 выдан для произведения:  
Этот эпизод российской истории не стал всеобщим достоянием, так как во времена Советского Союза не считали нужным преподавать в школах историю белогвардейской эмиграции в подробностях. Я и сам узнал послереволюционную историю кораблей Черноморского флота только лет тридцать тому назад. Попытаюсь коротко рассказать об этой трагической странице российской смуты.
 
 
Второго ноября 1920 года в Севастополе с Графской пристани на крейсер «Генерал Корнилов»  (бывший «Кагул») прибыл главнокомандующий барон Врангель и отдал приказ сниматься с якоря. Из Севастополя, Керчи, Феодосии, Ялты на 132 кораблях уплыло около 140 тысяч человек, не считая судовых команд. Командовал русской эскадрой вице-адмирал М.А. Кедров. Он занял своё место после того, как заменил адмирала Колчака на посту командующего морскими силами в Рижском заливе.
 
Корабли были сильно перегружены (в два-три раза). Эсминец «Живой», где было семь человек команды и 250 пассажиров (офицеры Донского полка) затонул. Через неделю пришли в Константинополь. Солдаты на борту во время перехода в Константинополь предлагали бриллиант за стакан воды. Турки в Константинополе приносили еду в обмен на еду и золото.
 
Ещё в Крыму генерал Врангель подписал обязательство, по которому все корабли передавались Франции, как залог в уплату издержек по оказанию помощи русским морякам. Франция выбрала пристанищем русской эскадры порт Бизерту – свою лучшую военно-морскую базу в Тунисе, бывшем в ту пору под её протекторатом. Слово «Бизерта» в переводе с древнего финикийского языка – «гавань, убежище». Городу три тысячи лет, рядом развалины великого Карфагена. В декабре 1920 года в тунисский порт Бизерта, самую северную точку Африки, прибыло 33 корабля Черноморского Императорского флота. На их борту было более пяти тысяч человек. Из них – семьсот офицеров, около двух тысяч человек команды и около 250 жён и детей. Четыре года они жили в походных условиях. Учились в корабельной школе, молились в корабельной церкви, и каждый день поднимали на русских кораблях андреевский флаг.
 
Из Севастополя в Бизерту был полностью эвакуирован Морской корпус. Уже в самой Бизерте было произведено пять выпусков – подготовлено триста младших офицеров. В 1923-м году тридцать бизертцев стали студентами в Праге. Несколько выпускников Морского корпуса поступили в вузы Парижа.
 
Если в ноябре 1921 года в эскадре числилось две тысячи человек, то через полгода их осталось в Бизерте уже всего лишь тысяча двести. Ледоколы «Илья Муромец», «Всадник», «Гайдамак» и танкер «Баку», вошли в состав французского флота. Франция продала Эстонии часть боевого запаса русской эскадры.
 
Когда команде канонерской лодки «Грозный» стало известно, что её продадут, то мичманы Непокойчицкий и Рымша в знак протеста открыли кингстоны и затопили судно, за что их судили и посадили в тюрьму, где Непокойчицкий совершил самоубийство
 
28-го октября 1924 года Франция признала СССР – со всеми вытекающими последствиями. Русская колония в Бизерте и Морской корпус прекратили своё официальное существование. 29 октября в Бизерте последний раз прозвучала команда : «Флаг и гюйс спустить!» Так завершилась история последней эскадры Императорского флота России. Шестого мая 1925 года в Бизерте прозвучал сигнал: «Всем разойтись!»
 
За оставшиеся корабли начался торг, который по всем статьям опять выиграли французы. В конце 1924 года в Бизерту прибывает советская техническая комиссия. Ее возглавляет красный военно-морской атташе Евгений Андреевич Беренс, тот самый, который в 1919-1920 годах командовал Морскими Силами Советской России. Конфуз! Его родной брат, контр-адмирал Михаил Беренс командует эскадрой в Бизерте, уже ничьей, стоящей вне всяческой юрисдикции, агонизирующей, но все еще существующей.
 
Старший Беренс вместе с академиком Крыловым работал на судах ничейной эскадры, а младший уехал на время в город Тунис — по просьбе французов и чтобы не компрометировать родственника. Благородно!
Советские технари почти без проблем договорились с французами. Те еще помнили восхитительный шок от Генуэзской конференции: фраки и цилиндры красных русских дипломатов, разговоры о мире и разоружении, французская и английская речь...
Россия тогда блеснула ярко, неожиданно. Позволила поговорить о долгах. В Бизерте решили: в принципе эскадру надо возвращать в Севастополь. Но встал вопрос: где ремонтировать корабли перед походом в уже Советскую Россию? Появился и второй: кто и за чей счет будет ремонтировать суда?
Ответов не нашлось.
В результате эскадра осталась на месте. Но постепенно стали исчезать корабли. «Разрезаны на металлолом» — такова официальная версия исчезновения большинства, в том числе двух последних — «Корнилова» (бывший «Очаков») и «Генерала Алексеева» (бывший «Император Александр III»). Эскадры не стало.
 
Многие уезжали из города. В 1925 году, когда Русский флот закончил свое существование, в Бизерете оставалось 149 человек. В 1992 году на улице Пьера Кюри жила со своим сыном лишь одна Анастасия Ширинская-Манштейн, дочь старшего лейтенанта Александра Манштейна, командира эсминца «Жаркий».
 
Он и еще 53 русских моряка навсегда нашли покой на тунисской земле, в том числе на Бизертском кладбище. Это — особая история. Печальный список хранит имена адмиралов, офицеров и матросов Русского флота. До самого недавнего времени само кладбище являло неприглядную картину: порушенные и разбитые памятники и могильные плиты, заросли бурьяна, стершиеся надписи. Лишь несколько захоронений выглядели достойно. Упрек нам, всем русским, позабывшим своих предков.
 
В своей книге воспоминаний «Бизерта — последняя стоянка», Анастасия Ширинская пишет: «Придет время, когда тысячи русских людей станут искать следы народной истории на тунисской земле. В те далекие годы для тунисских беженцев жизнь, как всегда, была связана с церковью. Русская колония в Бизерте была еще достаточно многочисленна, чтобы выписать из Франции и содержать православного священника...»
 
В память о последней эскадре Российского Императорского флота в 1938 году в Бизерте была построена церковь (на пожертвования наших моряков и эмигрантов, живших в Тунисе и Франции). На мраморной доске, установленной внутри храма, золотом выбиты названия кораблей Русского Императорского флота, пришедших в Бизерту в далеком для нас 1920 году. Вот этот список:
 
Линейные корабли: «Генерал Алексеев», «Георгий Победоносец»
Крейсера: «Генерал Корнилов», «Алмаз»
Эскадренные миноносцы:«Капитан Сакен», «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Поспешный», «Пылкий», «Цериго», «Жаркий», «Звонкий»,«Зоркий»
Посыльное судно: «Якут»
Канонерские лодки: «Грозный», «Страж»
Учебное судно: «Свобода» («Моряк»)
База подводных лодок: (транспорт)«Добыча»
Подводные лодки: «Тюлень», «Буревестник», «Утка»
Тральщик: «Китобой»
Транспорт «Баку» (нефтеналивной)
Ледоколы: «Всадник», «Джигит», «Гайдамак», «Илья Муромец»
Буксиры: «Черномор», «Голланд»
Пароход: «Великий князь Константин».
 
На кладбище в Бизерте похоронено около четырехсот наших соотечественников.
Тысячи православных судеб с радостью и горестями, слезами и смехом, гордостью, честью, верой и надеждой.
Вечная им память!
 
 
Литература:

 Никита Кузнецов. "Русский флот на чужбине"

А.Ширинская-Манштейн. "Бизерта. Последняя стоянка."

"Бизертинский морской сборник" (издан под руководством В.В. Михальского)

 
 
Рейтинг: +2 506 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!