Отдельная истребительная авиационная эскадрилья 44-й истребительной авиационной дивизии.
(краткая историческая справка)
Отдельная истребительная авиационная эскадрилья 44-й истребительной авиационной дивизии сформирована 6 сентября 1941 года на базе 271-го истребительного авиационного полка с добавлением личного состава из полков 44-й истребительной авиационной дивизии.
Нахождение в строю:
С 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года (57 дней).
В составе действующей армии:
С 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года (57 дней).
В составе Видов Вооружённых Сил:
С 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
В составе объединений:
С 6 сентября 1941 года по 27 сентября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил 6-й армии Южного Фронта.
С 27 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил 6-й армии Юго-Западного Фронта.
В составе дивизий:
С 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года – в составе 44-й истребительной авиационной дивизии.
Командир эскадрильи:
Капитан Фаткулин Фарит Мухаметзянович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года. Назначен на должность командира 92-го истребительного авиационного полка (2-го формирования)
Военный комиссар эскадрильи:
Старший политрук Васильев Борис Михайлович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года. Назначен на должность военного комиссара 92-го истребительного авиационного полка (2-го формирования).
Участие в операциях и битвах:
Киевская операция – с 6 сентября 1941 года по 26 сентября 1941 года.
Донбасская операция – с 29 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Герои Советского Союза:
20 ноября 1941 года. Васильев Борис Михайлович. Старший политрук. Военный комиссар отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 6-й Армии Юго-Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №643.
20 ноября 1941 года. Коцеба Григорий Андреевич. Лейтенант. Командир звена 44-й истребительной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 6-й Армии Юго-Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №641.
20 ноября 1941 года. Фаткулин Фарит Мухаметзянович. Капитан. Командир отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 6-й Армии Юго-Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №564.
Потери:
7 сентября 1941 года. Гордеев Иван Алексеевич. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Не вернулся на самолёте И-153с боевого задания из района Павлоград.
8 сентября 1941 года. Богданов Константин Михайлович. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 огнем зенитной артиллерии противника. При приземлении с парашютом убит пулеметным огнем в районе Ломовка. Похоронен в районе Ломовка на передовых позициях.
9 сентября 1941 года. Иванченко Пётр Степанович. Лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Не вернулся на самолёте И-153 с боевого задания из района Ломовка.
9 сентября 1941 года. Ногинов Алексей Иванович. Сержант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи при 44-й истребительной авиационной дивизии. При возвращении с боевого задания погиб при катастрофе самолёта И-153. Похоронен в селе Домаха, Днепропетровской области.
13 сентября 1941 года. Нестеров Владимир Михайлович. Младший лейтенант. Командир звена отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 в воздушном бою в районе Полтава.
14 сентября 1941 года. Варлыгин Константин Алексеевич. Младший лейтенант. Командир звена отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит в воздушном бою на самолёте И-153 в районе Днепропетровска.
14 сентября 1941 года. Довгий Виктор Владимирович. Лейтенант. Командир звена отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 в воздушном бою в районе аэродрома Мироновка.
22 сентября 1941 года. Кузнецов Евгений Алексеевич. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 в воздушном бою в районе Ломовка.
24 сентября 1941 года. Ялымов Пётр Николаевич. Сержант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. При возвращении с боевого задания погиб при катастрофе самолёта И-153. Похоронен в селе Домаха, Днепропетровской области. Посмертно награждён орденом Ленина.
6 октября 1941 года. Кочаров Наполеон Асцвацатович. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 зенитной артиллерией в районе Наталино.
8 октября 1941 года. Керинцев Анатолий Георгиевич. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Не вернулся самолёте И-153 из боевого вылета в район Шкаврово - Вольный.
9 октября 1941 года. Братчиков Александр Андреевич. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 зенитной артиллерией в районе Андреевка.
30 октября 1941 года. Кударь Пётр Сергеевич. Лейтенант. Командир звена отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 зенитной артиллерией в районе Каменка. Похоронен у шоссейной дороги в 2 км. северо-восточнее города Сватово Ворошиловградской области. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.
Воздушные победы:
СПИСОК ПОБЕД УТОЧНЯЕТСЯ.
Награждены орденами СССР:
Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №04/н от 9 ноября 1941 года.
Степанов Арсений Иванович. Сержант. Лётчик. Орден Ленина(1)
Ялымов Пётр Николаевич. Сержант. Лётчик. Орден Ленина. Посмертно.
Катанович Иван Андреевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года.
Васильев Борис Михайлович. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи. Орден Ленина.
Коцеба Григорий Андреевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Ленина.
Фаткулин Фарит Мухаметзянович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Ленина.
СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.
Вооружение:
И-153 – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года
Дислокация:
МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ
1 ноября 1941 года отдельная истребительная авиационная эскадрилья 44-й истребительной авиационной дивизии обращена на формирование 92-го истребительного авиационного полка (2-го формирования)
Дополнительная информация:
Герои Советского Союза проходившие службу в эскадрилье:
Васильев Борис Михайлович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Коцеба Григорий Андреевич – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Кударь Пётр Сергеевич – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Степанов Арсений Иванович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Фаткулин Фарит Мухаметзянович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Лётчики-ассы проходившие службу в эскадрилье:
Васильев Борис Михайлович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года. Побед в составе эскадрильи не имеет.
Личный состав эскадрильи:
Богданов Константин Михайлович
Братчиков Александр Андреевич
Варлыгин Константин Алексеевич
Васильев Борис Михайлович
Гордеев Иван Алексеевич
Довгий Виктор Владимирович
Иванченко Пётр Степанович
Катанович Иван Андреевич
Керинцев Анатолий Георгиевич
Коцеба Григорий Андреевич
Кочаров Наполеон Асцвацатович
Кударь Пётр Сергеевич
Кузнецов Евгений Алексеевич
Нестеров Владимир Михайлович
Ногинов Алексей Иванович
Степанов Арсений Иванович
Фаткулин Фарит Мухаметзянович
Ялымов Пётр Николаевич
СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
Версия от 14 июля 2017 года.
Васильев Борис Михайлович
Родился 20 Ноября 1913 года в деревне Лебедкино, ныне Ядринского района Чувашской АССР, в семье крестьянина. С 7 лет воспитывался в детском доме. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1931 года заведовал сельской начальной школой, затем был секретарем комсомольской ячейки и председателем ревизионной комиссии колхоза. Окончил 2 курса Казанского авиационного института и аэроклуб в городе Казань. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил 2-я Краснознамённую военную школу лётчиков им. Осоавиахима в городе Борисоглебске. В 1941 году окончил курсы комиссаров - лётчиков при Качинской Краснознамённой военной авиашколе им. тов. Мясникова.
С 1941 года старший политрук Б. М. Васильев на фронтах Великой Отечественной войны. По Ноябрь 1941 года служил в 11-м ИАП; по Декабрь 1941 года - в Управлении 44-й ИАД; по Ноябрь 1942 года - в 92-м ИАП (929-м ИАП); с Мая по Июнь 1943 года - в Управлении 303-й ИАД; по Апрель 1945 года - в 813-м ИАП; по Май 1945 года - в 866-м ИАП.
К Сентябрю 1941 года военный комиссар отдельной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии (6-я армия, Южный фронт) старший политрук Б. М. Васильев совершил 35 боевых вылетов, в которых лично сбил 9 самолётов противника. 20 Ноября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Герой Советского Союза.
С 1944 года Подполковник Б. М. Васильев командовал 813-м истребительным Осовецким Краснознамённым авиационным полком. Войну закончил под Берлином.
Всего совершил 126 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, сбил 10 самолётов лично и 11 в составе группы.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1953 года Полковник Б. М. Васильев - в запасе. Жил и работал в Ставрополе. 23 Февраля 1955 года трагически погиб в результате дорожно - транспортного происшествия.
Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.
* * *
В известной песне "С чего начинается Родина" есть такие замечательные слова: "...А, может, она начинается с той песни, что пела нам мать ?" Да, ласковые песни наших матерей запоминаются на всю жизнь. Но Борис Михайлович не помнил своей матери, она умерла когда мальчику шёл 3-й год. Говорят, свет не без добрых людей. Учительница Екатерина Васильевна, очень душевная женщина взяла племянника к себе, любила и опекала его.
...Тяжёлый 1919 год. Ещё гремели пушки Гражданской войны. 7-летнего малыша устраивают в детский дом. Дружный детский коллектив, строгий распорядок жизни отеческая забота воспитателей и учителей.
Борис окончил Ядринскую 8-летнюю школу. Бывший учитель этой школы Пётр Николаевич Николаев хорошо помнил его, активного в общественной жизни школы успевающего в учёбе, и тепло о нём отзывался. Школа зажгла в мальчишке огонёк душевной неугомонности, научила любить Родину и быть преданным ей до конца своей жизни.
В 18 лет Борис Васильев заведует сельской начальной школой, работает секретарём комсомольской ячейки и председателем ревизионной комиссии колхоза. Он участвовал в классовой битве в период коллективизации.
В мире было не спокойно. В Германии к власти прорвались фашисты, они готовились к войне. Вожак сельской молодёжи Борис Васильев, читая газеты, чутьём улавливал приближение беды и твёрдо решил учиться военному делу. В 1935 году, окончив подготовительные курсы, Васильев поступает в Казанский авиационный институт, одновременно учится в аэроклубе Осоавиахима. Там он впервые берёт в свои руки штурвал учебного самолёта и с радостью ощущает, что не боится высоты. Чудесная машина, набирая скорость, послушна и податлива...
В 1937 году, оставив 3-й курс института, он добровольно уходит в ряды Красной Армии, поступает в Борисоглебскую школу военных лётчиков и в 1939 году успешно её заканчивает.
В части, куда он прибыл для прохождения службы, в молодом командире, командование сразу подметило общественно - партийный накал, умение руководить коллективом. Его назначают помощником комиссара части по комсомольской работе. Через год Борис Михайлович становится комиссаром авиационной эскадрильи. А вскоре началась война...
На этом трудном посту особенно проявились его способности быть продолжателем боевых традиций военных комиссаров гражданской войны. На войне он словом и делом выковывал волевые, сильные, целеустремленные патриотические характеры.
В боевой жизни его близким другом стал командир эскадрильи капитан Фарид Фаткуллин, в прошлом рабочий казанской фабрики "Светоч", за время службы в армии в совершенстве овладевший командирскими навыками и лётным мастерством.
Командир и комиссар, оба отменные лётчики - истребители, летали на устаревших самолётах И-153 во главе эскадрильи, сбивали вражеские самолёты, штурмовали наземные войска, личным примером увлекали за собой коллектив лётчиков. Чаще они летали на разных высотах, "этажеркой", каждый возглавлял группу истребителей.
Между боями вместе составляли планы, продумывали тактику действия, а когда вспыхивала ракета, оба снова становились лётчиками и сливались с краснозвёздной машиной.
- Где командир и комиссар вместе, там вражеским самолётам не пройти, - говорили лётчики.
Вот выдержки из наградного листа Бориса Михайловича:
"8 Сентября 1941 года тов. Васильев во главе звена в районе переправы через Днепр у Ломовки прямым попаданием бомбы взорвал бензосклад. Во время налёта огнём противника был изрешечён самолёт Васильева, в котором было 6 пробоин, но несмотря ни на что, он смог произвести посадку на свой аэродром...
14 Сентября тов. Васильев во главе эскадрильи вылетел на штурмовку аэродрома противника у станции Верховны. В результате прямых попаданий бомб уничтожено 7 самолётов противника...
19 сентября, вылетев на штурмовку переправы у Ломовка, самолёт тов. Васильева был обстрелян зенитной артиллерией противника. Снарядом пробит бак. Тов. Васильев, действуя мужественно и стойко, привёл самолёт с пробитым баком на свою территорию и произвел посадку..."
На этом наградном листке приписано: "Достоин присвоения звания Героя Советского Союза" с подписями командующего 6-й армии генерала Малиновского и командующего Юго - Западным фронтом маршала Тимошенко.
В Декабре 1941 года отдельная эскадрилья 44-й истребительной авиационной дивизии была преобразована в 92-й истребительный авиационный полк, командиром которого стал теперь Герой Советского Союза майор Фарид Фаткулин, комиссаром был назначен его боевой друг, получивший звание Героя в одном с ним Указе Президиума Верховного Совета СССР, батальонный комиссар Борис Михайлович Васильев. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 643.
Теперь командир и комиссар с ещё большей энергией работают над сколачиванием большого коллектива, обучают личный состав на боевых примерах.
Летом 1942 года истребительный авиационный полк под Сталинградом наносит ощутимые удары по врагу, увеличивает боевой счёт. Но враг был ещё силён, наступал.
27 Июля 1942 года лётчики полка вели тяжёлые бои в районе города Калач-на-Дону. Тяжёлый бой с "Юнкерсами" провела группа 929-го ИАП, вылетевшая на перехват вражеских самолётов. Не вернулся командир полка Герой Советского Союза Майор Ф. М. Фаткулин. Комиссар полка Герой Советского Союза Б. М. Васильев с ведомым сержантом И. И. Текиным врезались в гущу бомбардировщиков, не допустили их к переправе, заставив беспорядочно сбросить бомбы вдалеке от неё. В течение нескольких минут комиссар дрался один против 3-х немцев.
Во второй половике дня в районе Калача истребители снова отражали налёт бомбардировщиков. Потом полк под командованием батальонного комиссара Б. М. Васильева перебазировался, в короткий срок отремонтировал самолёты и снова вступил в бой. Командование полком принял Борис Михайлович Васильев.
Обстановка между Волгой и Доном всё более сгущалась. Днём и ночью шли напряжённые бои и на земле и на небе. За день истребители поднимались в воздух по несколько раз. Горели самолёты, и гибли лётчики.
...Поступил новый приказ. Вновь вспыхнула ракета старта. По тревоге поднимается группа истребителей во главе с командиром полка Б. Васильевым для сопровождения наши штурмовиков. Задача - бить по вражеским самолётам. Их было 4. Они разбились на 2 группы, попарно.
Наши, поднявшись ввысь, сразу встретили группу вражеских истребителей. С ними вступили в бой командир эскадрильи капитан Н. Волынкин со своим напарником, как было договорено заранее, на земле. Б. Васильев и его ведомый лейтенант А. Хесин продолжали охранять штурмовиков.
"Шестёрка" (это был позывной Васильева), на вас идут 11 "Мессеров" - услышал в наушниках батальонный комиссар из наземного пункта наведения.
- "Вижу ! Иду в атаку !" - ответил коротко командир.
Б. Васильев и А. Хесин разом выпустили пулемётные очереди. Немцы в лобовую не пошли, решили перехитрить, стал маневрировать, заходить к нашим в тыл. В перестрелке самолёт А. Хесина получил тяжёлое повреждение, он пошёл на вынужденную посадку. Б. Васильев один оказался в окружении вражеских истребителей, но это опытного лётчик не смутило, он не растерялся. Вражеские, самолёты не могли вести прицельный огонь по советской машине, боясь поразить своих. Васильев гнался за вражеским стервятником. Противник пытался оторваться, сделал резкий поворот вправо, но не успел, попал под пулемётный огонь. "Сгорел один "Мессер" - услышал в наушниках Васильев с пункта наблюдения.
Герой подбодрился, с ещё большим напряжением, и волей стал гнаться за вражескими самолётами.
"Ура ! Сегодня есть и второй фриц !" - прозвучал в наушниках голос батальонного комиссара.
Вражеских истребителей становилось всё меньше. Но внезапно резко качнулась машина Васильева, она стала неуправляемой, готова была в любой момент сорваться в штопор. По всему телу лётчика разлилась кровь. Васильев, проявив последние усилия, вылез из кабины и выбросился на парашюте. Его, уже потерявшего сознание, подобрали в степной балке наши пехотинцы и оказали первую помощь.
После излечения в госпитале Борис Михайлович вновь вернулся на фронт. Его назначили сначала заместителем командира дивизии по политчасти, затем заместителем по строевой части. Но он стремится туда, где можно чаще самому летать и участвовать в боях. Ему по душе был ближний бой. По личной просьбе его назначают командиром истребительного авиационного полка.
К этому времени относится боевая характеристика данная ему вышестоящим командованием:
"...Имея большой боевой опыт, грамотно передаёт лётному составу тактику воздушного боя, личным примером в воздушных боях воодушевляет лётчиков на героические подвиги. На все боевые задания летает с большим желанием, подлинный и отважный сокол - истребитель".
В личном деле Бориса Михайловича Васильева записано, что он на фронте он произвёл 129 успешных боевых вылетов, участвовал в 67 воздушных боях, сбил 10 самолётов противника лично и 11 - в составе группы. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 воздушных побед. ]
Войну закончил со своим боевым полком в логове врага под Берлином. Односельчане пристально следили за боевыми подвигами своего Героя - земляка и с утроенной энергией работали в тылу, собирали деньги для строительства новых самолетов. Вот исторический документ:
"...Моргауши, Чувашская АССР. Бригадиру полеводческой бригады колхоза "Красное Сормово" тов. Смелову, счетоводу тов. Волкову, председателю колхоза "Красный пахарь" Ишлейского района тов. Лебедеву, полевая почта 21310, тов. Васильеву Борису Михайловичу.
В соответствии с указанием Верховного Главнокомандующего маршала тов. Сталина на внесённые вами средства построен самолёт. Согласно вашего желания, самолёт передается авиачасти Военно - Воздушных Сил Красной Армии Героя Советского Союза подполковника Васильева Бориса Михайловича.
Заместитель командующего ВВС Красной Армии генерал - полковник Никитин".
Это ли не пример того, как героизм советских воинов на фронте подкреплялся трудовыми подвигами советских тружеников в тылу.
В 1955 году в возрасте 42 лет при дорожном происшествии трагически оборвалась жизнь Б. Васильева. Мало жил он, но его героизм на фронтах Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти народа.
* * *
Коцеба Григорий Андреевич
Родился в крестьянской семье, по национальности украинец. Окончил три курса рабфака и в 1937 году поступил на службу в Красную армию. Участвовал в боевых действиях с сентября 1941 года.
В составе 271-го истребительного авиационного полка[1] участвовал в формировании полка на базе отдельной авиационной эскадрильи Северо-Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону на самолетах И-15 бис и И-153. 5 сентября 1941 года составом 3-й авиационной эскадрильи под командованием капитана Фаткулина убыл на Южный фронт под Днепропетровск.
14 сентября 1941 года в составе эскадрильи под командованием старшего политрука Васильева Б. М. Григорий Коцеба вылетел на штурмовку вражеского аэродрома в районе станции Верховцево.
На пути к аэродрому Григорий Коцеба вступил в бой с четырьмя немецкими истребителями. Уведя за собой вражеские истребители от аэродрома, он дал возможность другим лётчикам поразить цель, уничтожив при этом склад с горючим, 7 бомбардировщиков и 2 истребителя на земле.
22 сентября 1941 года во время проведения разведки в районе населённого пункта Ломовка Григорий Коцеба обнаружил, что готовится переправа через реку Орель в районе Перещепино. В ходе атаки на врага Коцеба уничтожил понтоны, подготовленные для наведения переправы.
Григорий Коцеба погиб в 1943 году в результате катастрофы самолёта.
* * *
Кударь Пётр Сергеевич
Пётр Кударь родился 5 октября 1913 года в селе Новоалексеевка (ныне — Приморский район Запорожской области Украины). После окончания Бердянского индустриального техникума работал техником в городе Сватово Ворошиловградской области Украинской ССР. В 1935 году Кударь был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1938 году он окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков[1].
С августа 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны, командовал эскадрильей 249-го истребительного авиаполка 44-й истребительной авиадивизии 6-й армии Юго-Западного фронта. Участвуя в битве за Москву, совершил 155 боевых вылетов на штурмовку, воздушную разведку, сопровождение самолётов, патрулирование. В результате произведённых им штурмовок было уничтожено 12 танков, 150 автомашин, около 5 артиллерийских орудий, 80 конных подвод, около 800 солдат и офицеров противника. За два месяца боевых действия эскадрилья Кударя совершила 431 боевой вылет, нанеся немецким войскам большие потери. 30 октября 1941 года во время боевого задания самолёт Кударя был подбит, а сам лётчик получил тяжёлое ранение. Кударю удалось довести самолёт до своего аэродрома, но при посадке он погиб[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» лейтенант Пётр Кударь посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина и Красного Знамени[1].
Степанов Арсений Иванович
Родился 19 июля 1921 года в городе Тверь в семье рабочего. Русский. Окончил 8 классов школы № 20 и Калининский аэроклуб. В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Батайскую военно-авиационную школу пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года.
Пилот 92-го истребительного авиационного полка сержант кандидат в члены ВКП(б) Арсений Степанов к ноябрю 1941 года совершил 48 боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских войск, уничтожил 3 танка, 5 автомашин с грузом, около 50 подвод с вооружением, большое количество живой силы противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Арсению Ивановичу Степанову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
13 мая 1942 года командир звена лейтенант Арсений Степанов погиб в воздушном бою в районе хутора Тарасовка Кегичевского района Харьковской области.
Награждён двумя орденами Ленина.
Фаткулин Фарит Мухаметзянович
Он родился 17 Марта 1914 года в Казани, в семье приказчика купцов Бахтеевых. В семье было 6 детей, Фарит был младшим из них. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. В 1931 - 1932 годах работал учеником кондитера на фабрике "Заря". С 1932 года в рядах Красной Армии. По комсомольскому набору поступил в 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов, которую окончил в 1934 году, направлен в Ленинградский военный округ. Молодой лётчик обладал отличной техникой пилотирования и настойчивым характером, поэтому быстро получил признание в полку. Вскоре его назначили командиром звена, присвоили звание Старший лейтенант.
Около 8 месяцев он провёл в Китае, выполняя правительственное задание по оказанию интернациональной помощи китайскому народу. Вернулся оттуда Капитаном, командиром эскадрильи.
Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне. Он первым в эскадрилье открыл счёт сбитым самолётам противника. После финской войны все лётчики эскадрильи были представлены к боевым наградам, командиру в Кремле вручен орден Красной Звезды.
Великая Отечественная война застала Фаткулина под Москвой. В то время он был командиром отдельной эскадрильи при управлении 44-й истребительной авиационной дивизии ВВС 6-й армия Юго - Западного фронта. Летал на И-153.
Однако, ещё за неделю до войны в районе Луцка он сбил немецкий самолёт. Этот поступок наделал много шума, так как между Советским Союзом и Германией был заключён пакт о ненападении. Фаткулину грозил суд военного трибунала, но началась война и дело замяли...
После разгрома немцев под Москвой эскадрилью перебросили на южный участок фронта. Отправив жену и детей из Ростова-на-Дону в Казань, Фаткулин приступил к совершенствованию тактики боя.
Эскадрилья Фаткулина, овладев тактикой штурмовых ударов, стала грозой для пехоты и артиллерии противника. Ей поручались самые сложные боевые задания. На каждого лётчика - истребителя эскадрильи Фаткулина приходилась предельная нагрузка. По 2 - 3 боевых вылета в день совершали лётчики в тот напряжённый период. Часто приходилось вылетать и ночью. Они прикрывали от вражеской авиации наземные части и вступали в схватку с врагом в воздухе. Лётчики совершали налёты на аэродромы противника, уничтожали мосты, имевшие для врагов важное значение в передвижении своих войск.
Когда фронт вплотную приблизился к берегам Дона, эскадрилья Фаткулина приступила к боевой работе. Преимущественно перед ней ставились задачи по штурмовке войск противника. По 8 - 10 раз в сутки приходилось вылетать на боевые задания. Очень часто приходилось вступать в схватки с немецкими истребителями.
Однажды в затяжном бою, когда горючее уже было на пределе, самолёты повреждены, Капитан Ф. М. Фаткулин приказал лётчикам продолжать путь на базу, а сам один вступил в неравный бой с вражескими "Мессерами". Он смело нападал, стрелял, использовал последние боеприпасы и, завладев инициативой боя, заставил противника скрыться в облаках. За успешное выполнение задачи командование выразило лётчикам благодарность.
За короткое время эскадрилья Фаткулина стала подразделением, на которое возлагались самые сложные задания. Сам командир был душой этого крепкого, спаянного боевой дружбой коллектива. В ходе боёв появились новые тактические приёмы. В выпадавшие свободные часы он анализировал проведённые операции, подолгу сидел и чертил схемы разных маневров.
К Октябрю 1941 года Капитан Ф. М. Фаткулин совершил 42 боевых вылета на штурмовку боевой техники и живой силы противника. На аэродромах уничтожил 17 вражеских самолётов. Эскадрилья Фаткулина действовала настолько успешно, что была отмечена беспрецедентным образом: 20 Ноября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, всем лётчикам эскадрильи, в том числе и командиру, было присвоено звание Героев Советского Союза !
Но ещё в начале Ноября эскадрилья была развернута в авиаполк, которому первоначально был присвоен номер "92", а позже он был переименован в 929-й ИАП. Командиром полка был назначен Капитан Ф. М. Фаткулин, которому вскоре было присвоено звание Майор.
Стремясь скорее узнать и испытать в бою молодое пополнение, тоже не упускал возможности подняться в воздух. В Феврале 1942 года, в одном из таких вылетов, он был тяжело ранен в ногу. В госпитале Майор мечтал скорее вернуться в строй. Об этом говорили его письма родным. "Очень скучаю по вас, мои дорогие ! - писал он жене и дочери. - Теперь я выздоравливаю и при помощи палки топаю вокруг дома самостоятельно. Скоро вернусь в свой боевой коллектив и надеюсь - вновь начну громить ненавистного врага".
В Апреле 1942 года Майор Ф. М. Фаткулин вернулся в свой полк.
Летом 1942 года, участвуя в боях на Сталинградском направлении, сбил 2 самолёта противника.
27 Июля 1942 года Герой Советского Союза Майор Ф. М. Фаткулин погиб в воздушном бою. По некоторым свидетельствам в том бою он сбил 2, либо даже 3 самолёта противника, а сам был ранен или убит и упал в районе высоты 176, северо - западнее Сталинграда. Однополчане похоронили своего командира в районе той же высоты, над которой он вёл свой последний бой.
Награждён орденами Ленина и Красной Звезды. Именем Героя названа одна из улиц города Казани. Его имя носила пионерская дружина школы, где он учился.
[Скрыть]Регистрационный номер 0390658 выдан для произведения:
Отдельная истребительная авиационная эскадрилья 44-й истребительной авиационной дивизии.
(краткая историческая справка)
Отдельная истребительная авиационная эскадрилья 44-й истребительной авиационной дивизии сформирована 6 сентября 1941 года на базе 271-го истребительного авиационного полка с добавлением личного состава из полков 44-й истребительной авиационной дивизии.
Нахождение в строю:
С 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года (57 дней).
В составе действующей армии:
С 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года (57 дней).
В составе Видов Вооружённых Сил:
С 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
В составе объединений:
С 6 сентября 1941 года по 27 сентября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил 6-й армии Южного Фронта.
С 27 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил 6-й армии Юго-Западного Фронта.
В составе дивизий:
С 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года – в составе 44-й истребительной авиационной дивизии.
Командир эскадрильи:
Капитан Фаткулин Фарит Мухаметзянович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года. Назначен на должность командира 92-го истребительного авиационного полка (2-го формирования)
Военный комиссар эскадрильи:
Старший политрук Васильев Борис Михайлович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года. Назначен на должность военного комиссара 92-го истребительного авиационного полка (2-го формирования).
Участие в операциях и битвах:
Киевская операция – с 6 сентября 1941 года по 26 сентября 1941 года.
Донбасская операция – с 29 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Герои Советского Союза:
20 ноября 1941 года. Васильев Борис Михайлович. Старший политрук. Военный комиссар отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 6-й Армии Юго-Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №643.
20 ноября 1941 года. Коцеба Григорий Андреевич. Лейтенант. Командир звена 44-й истребительной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 6-й Армии Юго-Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №641.
20 ноября 1941 года. Фаткулин Фарит Мухаметзянович. Капитан. Командир отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 6-й Армии Юго-Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №564.
Потери:
7 сентября 1941 года. Гордеев Иван Алексеевич. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Не вернулся на самолёте И-153с боевого задания из района Павлоград.
8 сентября 1941 года. Богданов Константин Михайлович. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 огнем зенитной артиллерии противника. При приземлении с парашютом убит пулеметным огнем в районе Ломовка. Похоронен в районе Ломовка на передовых позициях.
9 сентября 1941 года. Иванченко Пётр Степанович. Лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Не вернулся на самолёте И-153 с боевого задания из района Ломовка.
9 сентября 1941 года. Ногинов Алексей Иванович. Сержант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи при 44-й истребительной авиационной дивизии. При возвращении с боевого задания погиб при катастрофе самолёта И-153. Похоронен в селе Домаха, Днепропетровской области.
13 сентября 1941 года. Нестеров Владимир Михайлович. Младший лейтенант. Командир звена отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 в воздушном бою в районе Полтава.
14 сентября 1941 года. Варлыгин Константин Алексеевич. Младший лейтенант. Командир звена отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит в воздушном бою на самолёте И-153 в районе Днепропетровска.
14 сентября 1941 года. Довгий Виктор Владимирович. Лейтенант. Командир звена отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 в воздушном бою в районе аэродрома Мироновка.
22 сентября 1941 года. Кузнецов Евгений Алексеевич. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 в воздушном бою в районе Ломовка.
24 сентября 1941 года. Ялымов Пётр Николаевич. Сержант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. При возвращении с боевого задания погиб при катастрофе самолёта И-153. Похоронен в селе Домаха, Днепропетровской области. Посмертно награждён орденом Ленина.
6 октября 1941 года. Кочаров Наполеон Асцвацатович. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 зенитной артиллерией в районе Наталино.
8 октября 1941 года. Керинцев Анатолий Георгиевич. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Не вернулся самолёте И-153 из боевого вылета в район Шкаврово - Вольный.
9 октября 1941 года. Братчиков Александр Андреевич. Младший лейтенант. Лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 зенитной артиллерией в районе Андреевка.
30 октября 1941 года. Кударь Пётр Сергеевич. Лейтенант. Командир звена отдельной истребительной авиационной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии. Сбит на самолёте И-153 зенитной артиллерией в районе Каменка. Похоронен у шоссейной дороги в 2 км. северо-восточнее города Сватово Ворошиловградской области. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.
Воздушные победы:
СПИСОК ПОБЕД УТОЧНЯЕТСЯ.
Награждены орденами СССР:
Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №04/н от 9 ноября 1941 года.
Степанов Арсений Иванович. Сержант. Лётчик. Орден Ленина(1)
Ялымов Пётр Николаевич. Сержант. Лётчик. Орден Ленина. Посмертно.
Катанович Иван Андреевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года.
Васильев Борис Михайлович. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи. Орден Ленина.
Коцеба Григорий Андреевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Ленина.
Фаткулин Фарит Мухаметзянович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Ленина.
СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.
Вооружение:
И-153 – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года
Дислокация:
МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ
1 ноября 1941 года отдельная истребительная авиационная эскадрилья 44-й истребительной авиационной дивизии обращена на формирование 92-го истребительного авиационного полка (2-го формирования)
Дополнительная информация:
Герои Советского Союза проходившие службу в эскадрилье:
Васильев Борис Михайлович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Коцеба Григорий Андреевич – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Кударь Пётр Сергеевич – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Степанов Арсений Иванович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Фаткулин Фарит Мухаметзянович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года.
Лётчики-ассы проходившие службу в эскадрилье:
Васильев Борис Михайлович – с 6 сентября 1941 года по 1 ноября 1941 года. Побед в составе эскадрильи не имеет.
Личный состав эскадрильи:
Богданов Константин Михайлович
Братчиков Александр Андреевич
Варлыгин Константин Алексеевич
Васильев Борис Михайлович
Гордеев Иван Алексеевич
Довгий Виктор Владимирович
Иванченко Пётр Степанович
Катанович Иван Андреевич
Керинцев Анатолий Георгиевич
Коцеба Григорий Андреевич
Кочаров Наполеон Асцвацатович
Кударь Пётр Сергеевич
Кузнецов Евгений Алексеевич
Нестеров Владимир Михайлович
Ногинов Алексей Иванович
Степанов Арсений Иванович
Фаткулин Фарит Мухаметзянович
Ялымов Пётр Николаевич
СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.
Источники информации:
http://www.allaces.ru
http://www.warheroes.ru
http://airaces.narod.ru
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
Версия от 14 июля 2017 года.
Васильев Борис Михайлович
Родился 20 Ноября 1913 года в деревне Лебедкино, ныне Ядринского района Чувашской АССР, в семье крестьянина. С 7 лет воспитывался в детском доме. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1931 года заведовал сельской начальной школой, затем был секретарем комсомольской ячейки и председателем ревизионной комиссии колхоза. Окончил 2 курса Казанского авиационного института и аэроклуб в городе Казань. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил 2-я Краснознамённую военную школу лётчиков им. Осоавиахима в городе Борисоглебске. В 1941 году окончил курсы комиссаров - лётчиков при Качинской Краснознамённой военной авиашколе им. тов. Мясникова.
С 1941 года старший политрук Б. М. Васильев на фронтах Великой Отечественной войны. По Ноябрь 1941 года служил в 11-м ИАП; по Декабрь 1941 года - в Управлении 44-й ИАД; по Ноябрь 1942 года - в 92-м ИАП (929-м ИАП); с Мая по Июнь 1943 года - в Управлении 303-й ИАД; по Апрель 1945 года - в 813-м ИАП; по Май 1945 года - в 866-м ИАП.
К Сентябрю 1941 года военный комиссар отдельной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии (6-я армия, Южный фронт) старший политрук Б. М. Васильев совершил 35 боевых вылетов, в которых лично сбил 9 самолётов противника. 20 Ноября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Герой Советского Союза.
С 1944 года Подполковник Б. М. Васильев командовал 813-м истребительным Осовецким Краснознамённым авиационным полком. Войну закончил под Берлином.
Всего совершил 126 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, сбил 10 самолётов лично и 11 в составе группы.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1953 года Полковник Б. М. Васильев - в запасе. Жил и работал в Ставрополе. 23 Февраля 1955 года трагически погиб в результате дорожно - транспортного происшествия.
Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.
* * *
В известной песне "С чего начинается Родина" есть такие замечательные слова: "...А, может, она начинается с той песни, что пела нам мать ?" Да, ласковые песни наших матерей запоминаются на всю жизнь. Но Борис Михайлович не помнил своей матери, она умерла когда мальчику шёл 3-й год. Говорят, свет не без добрых людей. Учительница Екатерина Васильевна, очень душевная женщина взяла племянника к себе, любила и опекала его.
...Тяжёлый 1919 год. Ещё гремели пушки Гражданской войны. 7-летнего малыша устраивают в детский дом. Дружный детский коллектив, строгий распорядок жизни отеческая забота воспитателей и учителей.
Борис окончил Ядринскую 8-летнюю школу. Бывший учитель этой школы Пётр Николаевич Николаев хорошо помнил его, активного в общественной жизни школы успевающего в учёбе, и тепло о нём отзывался. Школа зажгла в мальчишке огонёк душевной неугомонности, научила любить Родину и быть преданным ей до конца своей жизни.
В 18 лет Борис Васильев заведует сельской начальной школой, работает секретарём комсомольской ячейки и председателем ревизионной комиссии колхоза. Он участвовал в классовой битве в период коллективизации.
В мире было не спокойно. В Германии к власти прорвались фашисты, они готовились к войне. Вожак сельской молодёжи Борис Васильев, читая газеты, чутьём улавливал приближение беды и твёрдо решил учиться военному делу. В 1935 году, окончив подготовительные курсы, Васильев поступает в Казанский авиационный институт, одновременно учится в аэроклубе Осоавиахима. Там он впервые берёт в свои руки штурвал учебного самолёта и с радостью ощущает, что не боится высоты. Чудесная машина, набирая скорость, послушна и податлива...
В 1937 году, оставив 3-й курс института, он добровольно уходит в ряды Красной Армии, поступает в Борисоглебскую школу военных лётчиков и в 1939 году успешно её заканчивает.
В части, куда он прибыл для прохождения службы, в молодом командире, командование сразу подметило общественно - партийный накал, умение руководить коллективом. Его назначают помощником комиссара части по комсомольской работе. Через год Борис Михайлович становится комиссаром авиационной эскадрильи. А вскоре началась война...
На этом трудном посту особенно проявились его способности быть продолжателем боевых традиций военных комиссаров гражданской войны. На войне он словом и делом выковывал волевые, сильные, целеустремленные патриотические характеры.
В боевой жизни его близким другом стал командир эскадрильи капитан Фарид Фаткуллин, в прошлом рабочий казанской фабрики "Светоч", за время службы в армии в совершенстве овладевший командирскими навыками и лётным мастерством.
Командир и комиссар, оба отменные лётчики - истребители, летали на устаревших самолётах И-153 во главе эскадрильи, сбивали вражеские самолёты, штурмовали наземные войска, личным примером увлекали за собой коллектив лётчиков. Чаще они летали на разных высотах, "этажеркой", каждый возглавлял группу истребителей.
Между боями вместе составляли планы, продумывали тактику действия, а когда вспыхивала ракета, оба снова становились лётчиками и сливались с краснозвёздной машиной.
- Где командир и комиссар вместе, там вражеским самолётам не пройти, - говорили лётчики.
Вот выдержки из наградного листа Бориса Михайловича:
"8 Сентября 1941 года тов. Васильев во главе звена в районе переправы через Днепр у Ломовки прямым попаданием бомбы взорвал бензосклад. Во время налёта огнём противника был изрешечён самолёт Васильева, в котором было 6 пробоин, но несмотря ни на что, он смог произвести посадку на свой аэродром...
14 Сентября тов. Васильев во главе эскадрильи вылетел на штурмовку аэродрома противника у станции Верховны. В результате прямых попаданий бомб уничтожено 7 самолётов противника...
19 сентября, вылетев на штурмовку переправы у Ломовка, самолёт тов. Васильева был обстрелян зенитной артиллерией противника. Снарядом пробит бак. Тов. Васильев, действуя мужественно и стойко, привёл самолёт с пробитым баком на свою территорию и произвел посадку..."
На этом наградном листке приписано: "Достоин присвоения звания Героя Советского Союза" с подписями командующего 6-й армии генерала Малиновского и командующего Юго - Западным фронтом маршала Тимошенко.
В Декабре 1941 года отдельная эскадрилья 44-й истребительной авиационной дивизии была преобразована в 92-й истребительный авиационный полк, командиром которого стал теперь Герой Советского Союза майор Фарид Фаткулин, комиссаром был назначен его боевой друг, получивший звание Героя в одном с ним Указе Президиума Верховного Совета СССР, батальонный комиссар Борис Михайлович Васильев. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 643.
Теперь командир и комиссар с ещё большей энергией работают над сколачиванием большого коллектива, обучают личный состав на боевых примерах.
Летом 1942 года истребительный авиационный полк под Сталинградом наносит ощутимые удары по врагу, увеличивает боевой счёт. Но враг был ещё силён, наступал.
27 Июля 1942 года лётчики полка вели тяжёлые бои в районе города Калач-на-Дону. Тяжёлый бой с "Юнкерсами" провела группа 929-го ИАП, вылетевшая на перехват вражеских самолётов. Не вернулся командир полка Герой Советского Союза Майор Ф. М. Фаткулин. Комиссар полка Герой Советского Союза Б. М. Васильев с ведомым сержантом И. И. Текиным врезались в гущу бомбардировщиков, не допустили их к переправе, заставив беспорядочно сбросить бомбы вдалеке от неё. В течение нескольких минут комиссар дрался один против 3-х немцев.
Во второй половике дня в районе Калача истребители снова отражали налёт бомбардировщиков. Потом полк под командованием батальонного комиссара Б. М. Васильева перебазировался, в короткий срок отремонтировал самолёты и снова вступил в бой. Командование полком принял Борис Михайлович Васильев.
Обстановка между Волгой и Доном всё более сгущалась. Днём и ночью шли напряжённые бои и на земле и на небе. За день истребители поднимались в воздух по несколько раз. Горели самолёты, и гибли лётчики.
...Поступил новый приказ. Вновь вспыхнула ракета старта. По тревоге поднимается группа истребителей во главе с командиром полка Б. Васильевым для сопровождения наши штурмовиков. Задача - бить по вражеским самолётам. Их было 4. Они разбились на 2 группы, попарно.
Наши, поднявшись ввысь, сразу встретили группу вражеских истребителей. С ними вступили в бой командир эскадрильи капитан Н. Волынкин со своим напарником, как было договорено заранее, на земле. Б. Васильев и его ведомый лейтенант А. Хесин продолжали охранять штурмовиков.
"Шестёрка" (это был позывной Васильева), на вас идут 11 "Мессеров" - услышал в наушниках батальонный комиссар из наземного пункта наведения.
- "Вижу ! Иду в атаку !" - ответил коротко командир.
Б. Васильев и А. Хесин разом выпустили пулемётные очереди. Немцы в лобовую не пошли, решили перехитрить, стал маневрировать, заходить к нашим в тыл. В перестрелке самолёт А. Хесина получил тяжёлое повреждение, он пошёл на вынужденную посадку. Б. Васильев один оказался в окружении вражеских истребителей, но это опытного лётчик не смутило, он не растерялся. Вражеские, самолёты не могли вести прицельный огонь по советской машине, боясь поразить своих. Васильев гнался за вражеским стервятником. Противник пытался оторваться, сделал резкий поворот вправо, но не успел, попал под пулемётный огонь. "Сгорел один "Мессер" - услышал в наушниках Васильев с пункта наблюдения.
Герой подбодрился, с ещё большим напряжением, и волей стал гнаться за вражескими самолётами.
"Ура ! Сегодня есть и второй фриц !" - прозвучал в наушниках голос батальонного комиссара.
Вражеских истребителей становилось всё меньше. Но внезапно резко качнулась машина Васильева, она стала неуправляемой, готова была в любой момент сорваться в штопор. По всему телу лётчика разлилась кровь. Васильев, проявив последние усилия, вылез из кабины и выбросился на парашюте. Его, уже потерявшего сознание, подобрали в степной балке наши пехотинцы и оказали первую помощь.
После излечения в госпитале Борис Михайлович вновь вернулся на фронт. Его назначили сначала заместителем командира дивизии по политчасти, затем заместителем по строевой части. Но он стремится туда, где можно чаще самому летать и участвовать в боях. Ему по душе был ближний бой. По личной просьбе его назначают командиром истребительного авиационного полка.
К этому времени относится боевая характеристика данная ему вышестоящим командованием:
"...Имея большой боевой опыт, грамотно передаёт лётному составу тактику воздушного боя, личным примером в воздушных боях воодушевляет лётчиков на героические подвиги. На все боевые задания летает с большим желанием, подлинный и отважный сокол - истребитель".
В личном деле Бориса Михайловича Васильева записано, что он на фронте он произвёл 129 успешных боевых вылетов, участвовал в 67 воздушных боях, сбил 10 самолётов противника лично и 11 - в составе группы. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 воздушных побед. ]
Войну закончил со своим боевым полком в логове врага под Берлином. Односельчане пристально следили за боевыми подвигами своего Героя - земляка и с утроенной энергией работали в тылу, собирали деньги для строительства новых самолетов. Вот исторический документ:
"...Моргауши, Чувашская АССР. Бригадиру полеводческой бригады колхоза "Красное Сормово" тов. Смелову, счетоводу тов. Волкову, председателю колхоза "Красный пахарь" Ишлейского района тов. Лебедеву, полевая почта 21310, тов. Васильеву Борису Михайловичу.
В соответствии с указанием Верховного Главнокомандующего маршала тов. Сталина на внесённые вами средства построен самолёт. Согласно вашего желания, самолёт передается авиачасти Военно - Воздушных Сил Красной Армии Героя Советского Союза подполковника Васильева Бориса Михайловича.
Заместитель командующего ВВС Красной Армии генерал - полковник Никитин".
Это ли не пример того, как героизм советских воинов на фронте подкреплялся трудовыми подвигами советских тружеников в тылу.
В 1955 году в возрасте 42 лет при дорожном происшествии трагически оборвалась жизнь Б. Васильева. Мало жил он, но его героизм на фронтах Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти народа.
* * *
Коцеба Григорий Андреевич
Родился в крестьянской семье, по национальности украинец. Окончил три курса рабфака и в 1937 году поступил на службу в Красную армию. Участвовал в боевых действиях с сентября 1941 года.
В составе 271-го истребительного авиационного полка[1] участвовал в формировании полка на базе отдельной авиационной эскадрильи Северо-Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону на самолетах И-15 бис и И-153. 5 сентября 1941 года составом 3-й авиационной эскадрильи под командованием капитана Фаткулина убыл на Южный фронт под Днепропетровск.
14 сентября 1941 года в составе эскадрильи под командованием старшего политрука Васильева Б. М. Григорий Коцеба вылетел на штурмовку вражеского аэродрома в районе станции Верховцево.
На пути к аэродрому Григорий Коцеба вступил в бой с четырьмя немецкими истребителями. Уведя за собой вражеские истребители от аэродрома, он дал возможность другим лётчикам поразить цель, уничтожив при этом склад с горючим, 7 бомбардировщиков и 2 истребителя на земле.
22 сентября 1941 года во время проведения разведки в районе населённого пункта Ломовка Григорий Коцеба обнаружил, что готовится переправа через реку Орель в районе Перещепино. В ходе атаки на врага Коцеба уничтожил понтоны, подготовленные для наведения переправы.
Григорий Коцеба погиб в 1943 году в результате катастрофы самолёта.
* * *
Кударь Пётр Сергеевич
Пётр Кударь родился 5 октября 1913 года в селе Новоалексеевка (ныне — Приморский район Запорожской области Украины). После окончания Бердянского индустриального техникума работал техником в городе Сватово Ворошиловградской области Украинской ССР. В 1935 году Кударь был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1938 году он окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков[1].
С августа 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны, командовал эскадрильей 249-го истребительного авиаполка 44-й истребительной авиадивизии 6-й армии Юго-Западного фронта. Участвуя в битве за Москву, совершил 155 боевых вылетов на штурмовку, воздушную разведку, сопровождение самолётов, патрулирование. В результате произведённых им штурмовок было уничтожено 12 танков, 150 автомашин, около 5 артиллерийских орудий, 80 конных подвод, около 800 солдат и офицеров противника. За два месяца боевых действия эскадрилья Кударя совершила 431 боевой вылет, нанеся немецким войскам большие потери. 30 октября 1941 года во время боевого задания самолёт Кударя был подбит, а сам лётчик получил тяжёлое ранение. Кударю удалось довести самолёт до своего аэродрома, но при посадке он погиб[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» лейтенант Пётр Кударь посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина и Красного Знамени[1].
Степанов Арсений Иванович
Родился 19 июля 1921 года в городе Тверь в семье рабочего. Русский. Окончил 8 классов школы № 20 и Калининский аэроклуб. В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Батайскую военно-авиационную школу пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года.
Пилот 92-го истребительного авиационного полка сержант кандидат в члены ВКП(б) Арсений Степанов к ноябрю 1941 года совершил 48 боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских войск, уничтожил 3 танка, 5 автомашин с грузом, около 50 подвод с вооружением, большое количество живой силы противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Арсению Ивановичу Степанову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
13 мая 1942 года командир звена лейтенант Арсений Степанов погиб в воздушном бою в районе хутора Тарасовка Кегичевского района Харьковской области.
Награждён двумя орденами Ленина.
Фаткулин Фарит Мухаметзянович
Он родился 17 Марта 1914 года в Казани, в семье приказчика купцов Бахтеевых. В семье было 6 детей, Фарит был младшим из них. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. В 1931 - 1932 годах работал учеником кондитера на фабрике "Заря". С 1932 года в рядах Красной Армии. По комсомольскому набору поступил в 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов, которую окончил в 1934 году, направлен в Ленинградский военный округ. Молодой лётчик обладал отличной техникой пилотирования и настойчивым характером, поэтому быстро получил признание в полку. Вскоре его назначили командиром звена, присвоили звание Старший лейтенант.
Около 8 месяцев он провёл в Китае, выполняя правительственное задание по оказанию интернациональной помощи китайскому народу. Вернулся оттуда Капитаном, командиром эскадрильи.
Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне. Он первым в эскадрилье открыл счёт сбитым самолётам противника. После финской войны все лётчики эскадрильи были представлены к боевым наградам, командиру в Кремле вручен орден Красной Звезды.
Великая Отечественная война застала Фаткулина под Москвой. В то время он был командиром отдельной эскадрильи при управлении 44-й истребительной авиационной дивизии ВВС 6-й армия Юго - Западного фронта. Летал на И-153.
Однако, ещё за неделю до войны в районе Луцка он сбил немецкий самолёт. Этот поступок наделал много шума, так как между Советским Союзом и Германией был заключён пакт о ненападении. Фаткулину грозил суд военного трибунала, но началась война и дело замяли...
После разгрома немцев под Москвой эскадрилью перебросили на южный участок фронта. Отправив жену и детей из Ростова-на-Дону в Казань, Фаткулин приступил к совершенствованию тактики боя.
Эскадрилья Фаткулина, овладев тактикой штурмовых ударов, стала грозой для пехоты и артиллерии противника. Ей поручались самые сложные боевые задания. На каждого лётчика - истребителя эскадрильи Фаткулина приходилась предельная нагрузка. По 2 - 3 боевых вылета в день совершали лётчики в тот напряжённый период. Часто приходилось вылетать и ночью. Они прикрывали от вражеской авиации наземные части и вступали в схватку с врагом в воздухе. Лётчики совершали налёты на аэродромы противника, уничтожали мосты, имевшие для врагов важное значение в передвижении своих войск.
Когда фронт вплотную приблизился к берегам Дона, эскадрилья Фаткулина приступила к боевой работе. Преимущественно перед ней ставились задачи по штурмовке войск противника. По 8 - 10 раз в сутки приходилось вылетать на боевые задания. Очень часто приходилось вступать в схватки с немецкими истребителями.
Однажды в затяжном бою, когда горючее уже было на пределе, самолёты повреждены, Капитан Ф. М. Фаткулин приказал лётчикам продолжать путь на базу, а сам один вступил в неравный бой с вражескими "Мессерами". Он смело нападал, стрелял, использовал последние боеприпасы и, завладев инициативой боя, заставил противника скрыться в облаках. За успешное выполнение задачи командование выразило лётчикам благодарность.
За короткое время эскадрилья Фаткулина стала подразделением, на которое возлагались самые сложные задания. Сам командир был душой этого крепкого, спаянного боевой дружбой коллектива. В ходе боёв появились новые тактические приёмы. В выпадавшие свободные часы он анализировал проведённые операции, подолгу сидел и чертил схемы разных маневров.
К Октябрю 1941 года Капитан Ф. М. Фаткулин совершил 42 боевых вылета на штурмовку боевой техники и живой силы противника. На аэродромах уничтожил 17 вражеских самолётов. Эскадрилья Фаткулина действовала настолько успешно, что была отмечена беспрецедентным образом: 20 Ноября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, всем лётчикам эскадрильи, в том числе и командиру, было присвоено звание Героев Советского Союза !
Но ещё в начале Ноября эскадрилья была развернута в авиаполк, которому первоначально был присвоен номер "92", а позже он был переименован в 929-й ИАП. Командиром полка был назначен Капитан Ф. М. Фаткулин, которому вскоре было присвоено звание Майор.
Стремясь скорее узнать и испытать в бою молодое пополнение, тоже не упускал возможности подняться в воздух. В Феврале 1942 года, в одном из таких вылетов, он был тяжело ранен в ногу. В госпитале Майор мечтал скорее вернуться в строй. Об этом говорили его письма родным. "Очень скучаю по вас, мои дорогие ! - писал он жене и дочери. - Теперь я выздоравливаю и при помощи палки топаю вокруг дома самостоятельно. Скоро вернусь в свой боевой коллектив и надеюсь - вновь начну громить ненавистного врага".
В Апреле 1942 года Майор Ф. М. Фаткулин вернулся в свой полк.
Летом 1942 года, участвуя в боях на Сталинградском направлении, сбил 2 самолёта противника.
27 Июля 1942 года Герой Советского Союза Майор Ф. М. Фаткулин погиб в воздушном бою. По некоторым свидетельствам в том бою он сбил 2, либо даже 3 самолёта противника, а сам был ранен или убит и упал в районе высоты 176, северо - западнее Сталинграда. Однополчане похоронили своего командира в районе той же высоты, над которой он вёл свой последний бой.
Награждён орденами Ленина и Красной Звезды. Именем Героя названа одна из улиц города Казани. Его имя носила пионерская дружина школы, где он учился.
Родился 20 Ноября 1913 года в деревне Лебедкино, ныне Ядринского района Чувашской АССР, в семье крестьянина. С 7 лет воспитывался в детском доме. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1931 года заведовал сельской начальной школой, затем был секретарем комсомольской ячейки и председателем ревизионной комиссии колхоза. Окончил 2 курса Казанского авиационного института и аэроклуб в городе Казань. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил 2-я Краснознамённую военную школу лётчиков им. Осоавиахима в городе Борисоглебске. В 1941 году окончил курсы комиссаров - лётчиков при Качинской Краснознамённой военной авиашколе им. тов. Мясникова. С 1941 года старший политрук Б. М. Васильев на фронтах Великой Отечественной войны. По Ноябрь 1941 года служил в 11-м ИАП; по Декабрь 1941 года - в Управлении 44-й ИАД; по Ноябрь 1942 года - в 92-м ИАП (929-м ИАП); с Мая по Июнь 1943 года - в Управлении 303-й ИАД; по Апрель 1945 года - в 813-м ИАП; по Май 1945 года - в 866-м ИАП. К Сентябрю 1941 года военный комиссар отдельной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии (6-я армия, Южный фронт) старший политрук Б. М. Васильев совершил 35 боевых вылетов, в которых лично сбил 9 самолётов противника. 20 Ноября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Герой Советского Союза. С 1944 года Подполковник Б. М. Васильев командовал 813-м истребительным Осовецким Краснознамённым авиационным полком. Войну закончил под Берлином. Всего совершил 126 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, сбил 10 самолётов лично и 11 в составе группы. После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1953 года Полковник Б. М. Васильев - в запасе. Жил и работал в Ставрополе. 23 Февраля 1955 года трагически погиб в результате дорожно - транспортного происшествия. Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.
Родился в крестьянской семье, по национальности украинец. Окончил три курса рабфака и в 1937 году поступил на службу в Красную армию. Участвовал в боевых действиях с сентября 1941 года. В составе 271-го истребительного авиационного полка[1] участвовал в формировании полка на базе отдельной авиационной эскадрильи Северо-Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону на самолетах И-15 бис и И-153. 5 сентября 1941 года составом 3-й авиационной эскадрильи под командованием капитана Фаткулина убыл на Южный фронт под Днепропетровск. 14 сентября 1941 года в составе эскадрильи под командованием старшего политрука Васильева Б. М. Григорий Коцеба вылетел на штурмовку вражеского аэродрома в районе станции Верховцево. На пути к аэродрому Григорий Коцеба вступил в бой с четырьмя немецкими истребителями. Уведя за собой вражеские истребители от аэродрома, он дал возможность другим лётчикам поразить цель, уничтожив при этом склад с горючим, 7 бомбардировщиков и 2 истребителя на земле. 22 сентября 1941 года во время проведения разведки в районе населённого пункта Ломовка Григорий Коцеба обнаружил, что готовится переправа через реку Орель в районе Перещепино. В ходе атаки на врага Коцеба уничтожил понтоны, подготовленные для наведения переправы. Григорий Коцеба погиб в 1943 году в результате катастрофы самолёта.
Пётр Кударь родился 5 октября 1913 года в селе Новоалексеевка (ныне — Приморский район Запорожской области Украины). После окончания Бердянского индустриального техникума работал техником в городе Сватово Ворошиловградской области Украинской ССР. В 1935 году Кударь был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1938 году он окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков[1]. С августа 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны, командовал эскадрильей 249-го истребительного авиаполка 44-й истребительной авиадивизии 6-й армии Юго-Западного фронта. Участвуя в битве за Москву, совершил 155 боевых вылетов на штурмовку, воздушную разведку, сопровождение самолётов, патрулирование. В результате произведённых им штурмовок было уничтожено 12 танков, 150 автомашин, около 5 артиллерийских орудий, 80 конных подвод, около 800 солдат и офицеров противника. За два месяца боевых действия эскадрилья Кударя совершила 431 боевой вылет, нанеся немецким войскам большие потери. 30 октября 1941 года во время боевого задания самолёт Кударя был подбит, а сам лётчик получил тяжёлое ранение. Кударю удалось довести самолёт до своего аэродрома, но при посадке он погиб[1]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» лейтенант Пётр Кударь посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина и Красного Знамени[1].
Родился 19 июля 1921 года в городе Тверь в семье рабочего. Русский. Окончил 8 классов школы № 20 и Калининский аэроклуб. В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Батайскую военно-авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Пилот 92-го истребительного авиационного полка сержант кандидат в члены ВКП(б) Арсений Степанов к ноябрю 1941 года совершил 48 боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских войск, уничтожил 3 танка, 5 автомашин с грузом, около 50 подвод с вооружением, большое количество живой силы противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Арсению Ивановичу Степанову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 13 мая 1942 года командир звена лейтенант Арсений Степанов погиб в воздушном бою в районе хутора Тарасовка Кегичевского района Харьковской области. Награждён двумя орденами Ленина.
Он родился 17 Марта 1914 года в Казани, в семье приказчика купцов Бахтеевых. В семье было 6 детей, Фарит был младшим из них. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. В 1931 - 1932 годах работал учеником кондитера на фабрике "Заря". С 1932 года в рядах Красной Армии. По комсомольскому набору поступил в 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов, которую окончил в 1934 году, направлен в Ленинградский военный округ. Молодой лётчик обладал отличной техникой пилотирования и настойчивым характером, поэтому быстро получил признание в полку. Вскоре его назначили командиром звена, присвоили звание Старший лейтенант. Около 8 месяцев он провёл в Китае, выполняя правительственное задание по оказанию интернациональной помощи китайскому народу. Вернулся оттуда Капитаном, командиром эскадрильи. Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне. Он первым в эскадрилье открыл счёт сбитым самолётам противника. После финской войны все лётчики эскадрильи были представлены к боевым наградам, командиру в Кремле вручен орден Красной Звезды. Великая Отечественная война застала Фаткулина под Москвой. В то время он был командиром отдельной эскадрильи при управлении 44-й истребительной авиационной дивизии ВВС 6-й армия Юго - Западного фронта. Летал на И-153. Однако, ещё за неделю до войны в районе Луцка он сбил немецкий самолёт. Этот поступок наделал много шума, так как между Советским Союзом и Германией был заключён пакт о ненападении. Фаткулину грозил суд военного трибунала, но началась война и дело замяли... После разгрома немцев под Москвой эскадрилью перебросили на южный участок фронта. Отправив жену и детей из Ростова-на-Дону в Казань, Фаткулин приступил к совершенствованию тактики боя. Эскадрилья Фаткулина, овладев тактикой штурмовых ударов, стала грозой для пехоты и артиллерии противника. Ей поручались самые сложные боевые задания. На каждого лётчика - истребителя эскадрильи Фаткулина приходилась предельная нагрузка. По 2 - 3 боевых вылета в день совершали лётчики в тот напряжённый период. Часто приходилось вылетать и ночью. Они прикрывали от вражеской авиации наземные части и вступали в схватку с врагом в воздухе. Лётчики совершали налёты на аэродромы противника, уничтожали мосты, имевшие для врагов важное значение в передвижении своих войск. Когда фронт вплотную приблизился к берегам Дона, эскадрилья Фаткулина приступила к боевой работе. Преимущественно перед ней ставились задачи по штурмовке войск противника. По 8 - 10 раз в сутки приходилось вылетать на боевые задания. Очень часто приходилось вступать в схватки с немецкими истребителями. Однажды в затяжном бою, когда горючее уже было на пределе, самолёты повреждены, Капитан Ф. М. Фаткулин приказал лётчикам продолжать путь на базу, а сам один вступил в неравный бой с вражескими "Мессерами". Он смело нападал, стрелял, использовал последние боеприпасы и, завладев инициативой боя, заставил противника скрыться в облаках. За успешное выполнение задачи командование выразило лётчикам благодарность. За короткое время эскадрилья Фаткулина стала подразделением, на которое возлагались самые сложные задания. Сам командир был душой этого крепкого, спаянного боевой дружбой коллектива. В ходе боёв появились новые тактические приёмы. В выпадавшие свободные часы он анализировал проведённые операции, подолгу сидел и чертил схемы разных маневров. К Октябрю 1941 года Капитан Ф. М. Фаткулин совершил 42 боевых вылета на штурмовку боевой техники и живой силы противника. На аэродромах уничтожил 17 вражеских самолётов. Эскадрилья Фаткулина действовала настолько успешно, что была отмечена беспрецедентным образом: 20 Ноября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, всем лётчикам эскадрильи, в том числе и командиру, было присвоено звание Героев Советского Союза ! Но ещё в начале Ноября эскадрилья была развернута в авиаполк, которому первоначально был присвоен номер "92", а позже он был переименован в 929-й ИАП. Командиром полка был назначен Капитан Ф. М. Фаткулин, которому вскоре было присвоено звание Майор. Стремясь скорее узнать и испытать в бою молодое пополнение, тоже не упускал возможности подняться в воздух. В Феврале 1942 года, в одном из таких вылетов, он был тяжело ранен в ногу. В госпитале Майор мечтал скорее вернуться в строй. Об этом говорили его письма родным. "Очень скучаю по вас, мои дорогие ! - писал он жене и дочери. - Теперь я выздоравливаю и при помощи палки топаю вокруг дома самостоятельно. Скоро вернусь в свой боевой коллектив и надеюсь - вновь начну громить ненавистного врага". В Апреле 1942 года Майор Ф. М. Фаткулин вернулся в свой полк. Летом 1942 года, участвуя в боях на Сталинградском направлении, сбил 2 самолёта противника. 27 Июля 1942 года Герой Советского Союза Майор Ф. М. Фаткулин погиб в воздушном бою. По некоторым свидетельствам в том бою он сбил 2, либо даже 3 самолёта противника, а сам был ранен или убит и упал в районе высоты 176, северо - западнее Сталинграда. Однополчане похоронили своего командира в районе той же высоты, над которой он вёл свой последний бой. Награждён орденами Ленина и Красной Звезды. Именем Героя названа одна из улиц города Казани. Его имя носила пионерская дружина школы, где он учился.