Ключи к Усадьбе с садом
1 августа 2019 -
Литературный Салон имени Александра Иванова
знакомой даме: «Этот дом напоминает мне «Призраки» Борисова-Мусатова. Не его ли изобразил художник на картине?»Картина была создана художником в 1903г.До убийства Николая Второва остаётся 15 лет.
С 1903г-по весну 1905г.В. Борисов-Мусатов проживает в подмосковном Подольске, часто наезжает в Москву, где сближается с «мирискусниками», обрастает поклонниками. Вполне, возможно, захаживал и в дом княгини В.Н Добановой-Ростовской. Княгиня была приветливой, общительной. .Она была знакома с творчеством художника.
"Спас-Хаус" был построен архитекторами В. Д. Адамович и В. М. Маят .На их счету было построено немало зданий-в том,числе одно из зданий в Подмосковном имении купцов Лопатиных в Одинцовском районе.Лопатины были родственниками Чебышевых-Штер
и значит хорошо знали тонкости архитектурного творения Адамович-Маят.
Масонство – важная составная часть русской культуры XVIII - XIX веков.Многие городские и загородные усадьбы принадлежали видным масонам.Принадлежность к тайным ложам отражалось на особенностях архитектуры и парковых ансамблей усадьбы.
Самые известные масонские сады Подмосковья – один из самых старых – в Глинках Я. Брюса и романтический – в Савинском И. Лопухина, хотя и существуют до сих пор как массивы зелени, утратили те характеристические черты, которые современники и исследователи некогда соотносили с масонской символикой.
Архитектура, как известно, была для «каменщиков» основным искусством – ars regia, Бога они называли Великим Архитектором, а история масонства даже отождествлялась ими с историей архитектуры. Самыми расхожими масонскими символами стали орудия труда архитектора и строителя – циркуль, треугольник, линейка, наугольник, транспортир, мастерок, молоток, отвес, которые нередко изображались в архитектурной декорации или в общей композиции зданий. Их символика была для масонов весьма многозначной.
Вольные каменщики, в основном, отдавали предпочтение двум стилевым направлениям - совершенной классической архитектуре и готике, в которых и возводилось большинство принадлежавших им построек. Широко распространенные в архитектуре классицизма центрические купольные сооружения – храмы, павильоны, беседки, в масонских представлениях часто символизировали обобщенный Храм (храм Соломона), а также Космос. Символическим смыслом, (тоже не единственным), были наделены и классические ордера – дорический (сила), коринфский (красота) и ионический (мудрость). Заметную роль в парковой символике играли гроты, колонны, руины – полисемантичные, как и все элементы масонской символики.
В малых архитектурных формах нередки были египетские реминисценции, например, некоторые типы древнеегипетских сооружений – пирамиды, обелиски и сфинксы. Пирамида издавна служила символом Славы, величия, вечности и т.д.; обелиск воспринимался как символ Света, материализованный солнечный луч, а со времен Древнего Рима и как военный трофей; сфинкс, задающий загадки, испокон веков был символом тайны, мудрости, скрытого знания. Более крупные сооружения встречались реже, но их «египетский» облик не может не наводить на мысль об их возможном двояком назначении – например, в имении Голицыных Кузьминки была выстроена «египетская» Кухня (!?)(арх. Д. Джилярди (окончание), 1813-1815, 1820-е), а Оранжерея расписана «египетскими» росписями.
Садоводство с одной стороны воспринималось масонами как часть архитектуры, с другой – как важная составляющая их натурфилософии (недаром крупнейшим авторитетом был для них Ж.-Ж. Руссо), как со-творчество с Великим Архитектором Вселенной – преобразователем Природы. Вероятно, именно поэтому среди самых известных русских садоводов и теоретиков садового искусства немало масонов – И. Лем, В. Левшин, Н. Осипов, А. Болотов и другие . А.Т. Болотов изложил свои философские взгляды, популярные в масонской среде, в сочинениях 1790-х годов – «Письма о красотах натуры» и «Живописатель натуры», а на практике, создав парки в Богородицке и Дворянинове.
Категория естественности, коренная для пейзажного парка, была близка масонам, желавшим приблизить человека к Природе или, как они считали, к потерянной в процессе цивилизации Истине. Натура человека аллегорически воспринималась ими как «дикий» необработанный камень, требующий неустанной работы – отсюда, видимо, огромное количество парковых построек этого времени из «дикого» камня. Как писал видный исследователь масонства Г.В. Вернадский: «… внутренняя работа над совершенствованием дикого камня русской души оказалась наиболее прочной частью масонской деятельности»
Перелагая свои взгляды на язык символов, русские масоны иногда достаточно буквально следовали метафорам, а потому дикий камень как строительный материал стал весьма востребован. Особенно много его использовал самый последовательный русский палладианец, архитектор и масон Н.А. Львов – достаточно вспомнить его монументальный каменный мост (связь!) в усадьбе Василево или величественные каменные погреба-пирамиды на берегу Тверцы в усадьбе Митино и в его собственных Черенчицах, грот с беседкой-ротондой в Знаменском-Райке. Подземные или полуподземные залы-крипты из дикого камня, которые, видимо, предназначались для масонских собраний, где и происходила обработка русской души, были и в некоторых других усадьбах – в подмосковных Горенках А.К. Разумовского, Николо-Архангельском Ю.В Долгорукова, Кузьминках Голицына и т.д.
Необходимой обработке «дикого камня русской души», по сути, был родственен и метод создания пейзажного парка – дикая природа в нем облагораживалась и окультуривалась. Аллегорический язык учения предполагал такое же истолкование его символов и ритуалов. Сад масоны уподобляли Эдему, причем достижение Эдема являлось одной из целей морального самосовершенствования, поскольку само масонство уподоблялось райскому древу познания. (Неслучайно масонские надгробия часто делались в виде дерева с обрезанными сучьями). В масонских садах все строения и статуи оказывались соединены внутренней семантической связью (в некоторых случаях она буквально воплощалась не только в аллеях и дорожках, но и в системе подземных ходов, рассказы о которых до сих пор бытуют во многих сохранившихся усадебных комплексах), поэтому «путешествие» по ним оказывалось сродни духовному странствию и пропагандировало путь к Свету Истины.
Для непосвященного нагруженный масонской символикой сад был обычной рощицей, благоустроенной для приятных прогулок с привычными для своего времени парковыми монументами… недостроенный храм переставал воплощать философию
Так,что создатели "Спас-Хаус" старались следовать масонским традициям,создавая своё детище. А В. Борисов-Мусатов со своими "Призракми" вдохновлял их.
© Copyright: Литературный Салон имени Александра Иванова, 2019
Регистрационный номер №0454196
от 1 августа 2019
[Скрыть]
Регистрационный номер 0454196 выдан для произведения:
1973г. Американский посол США в СССР Уолтер Стессел с ужасом бродит по
"Спас-Хаус".Его мучают кошмары.Призрак Дамы терзает его.. Бесплотной
тенью скользит она по саду особняка. По-прежнему в доме по ночам шуршат
ее шаги и слышится тихое постанывание. Послу могло и почудиться, но не
его любимому чёрному Баскервилю – пес часто рычал ночью. Однажды,
выгуливая его в саду, Стессел таинственным шёпотом сказал
знакомой даме: «Этот дом напоминает мне «Призраки» Борисова-Мусатова. Не его ли изобразил художник на картине?»Картина была создана художником в 1903г.До убийства Николая Второва остаётся 15 лет.
С 1903г-по весну 1905г.В. Борисов-Мусатов проживает в подмосковном Подольске, часто наезжает в Москву, где сближается с «мирискусниками», обрастает поклонниками. Вполне, возможно, захаживал и в дом княгини В.Н Добановой-Ростовской. Княгиня была приветливой, общительной. .Она была знакома с творчеством художника.
"Спас-Хаус" был построен архитекторами В. Д. Адамович и В. М. Маят .На их счету было построено немало зданий-в том,числе одно из зданий в Подмосковном имении купцов Лопатиных в Одинцовском районе.Лопатины были родственниками Чебышевых-Штер
и значит хорошо знали тонкости архитектурного творения Адамович-Маят.
Масонство – важная составная часть русской культуры XVIII - XIX веков.Многие городские и загородные усадьбы принадлежали видным масонам.Принадлежность к тайным ложам отражалось на особенностях архитектуры и парковых ансамблей усадьбы.
Самые известные масонские сады Подмосковья – один из самых старых – в Глинках Я. Брюса и романтический – в Савинском И. Лопухина, хотя и существуют до сих пор как массивы зелени, утратили те характеристические черты, которые современники и исследователи некогда соотносили с масонской символикой.
Архитектура, как известно, была для «каменщиков» основным искусством – ars regia, Бога они называли Великим Архитектором, а история масонства даже отождествлялась ими с историей архитектуры. Самыми расхожими масонскими символами стали орудия труда архитектора и строителя – циркуль, треугольник, линейка, наугольник, транспортир, мастерок, молоток, отвес, которые нередко изображались в архитектурной декорации или в общей композиции зданий. Их символика была для масонов весьма многозначной.
Вольные каменщики, в основном, отдавали предпочтение двум стилевым направлениям - совершенной классической архитектуре и готике, в которых и возводилось большинство принадлежавших им построек. Широко распространенные в архитектуре классицизма центрические купольные сооружения – храмы, павильоны, беседки, в масонских представлениях часто символизировали обобщенный Храм (храм Соломона), а также Космос. Символическим смыслом, (тоже не единственным), были наделены и классические ордера – дорический (сила), коринфский (красота) и ионический (мудрость). Заметную роль в парковой символике играли гроты, колонны, руины – полисемантичные, как и все элементы масонской символики.
В малых архитектурных формах нередки были египетские реминисценции, например, некоторые типы древнеегипетских сооружений – пирамиды, обелиски и сфинксы. Пирамида издавна служила символом Славы, величия, вечности и т.д.; обелиск воспринимался как символ Света, материализованный солнечный луч, а со времен Древнего Рима и как военный трофей; сфинкс, задающий загадки, испокон веков был символом тайны, мудрости, скрытого знания. Более крупные сооружения встречались реже, но их «египетский» облик не может не наводить на мысль об их возможном двояком назначении – например, в имении Голицыных Кузьминки была выстроена «египетская» Кухня (!?)(арх. Д. Джилярди (окончание), 1813-1815, 1820-е), а Оранжерея расписана «египетскими» росписями.
Садоводство с одной стороны воспринималось масонами как часть архитектуры, с другой – как важная составляющая их натурфилософии (недаром крупнейшим авторитетом был для них Ж.-Ж. Руссо), как со-творчество с Великим Архитектором Вселенной – преобразователем Природы. Вероятно, именно поэтому среди самых известных русских садоводов и теоретиков садового искусства немало масонов – И. Лем, В. Левшин, Н. Осипов, А. Болотов и другие . А.Т. Болотов изложил свои философские взгляды, популярные в масонской среде, в сочинениях 1790-х годов – «Письма о красотах натуры» и «Живописатель натуры», а на практике, создав парки в Богородицке и Дворянинове.
Категория естественности, коренная для пейзажного парка, была близка масонам, желавшим приблизить человека к Природе или, как они считали, к потерянной в процессе цивилизации Истине. Натура человека аллегорически воспринималась ими как «дикий» необработанный камень, требующий неустанной работы – отсюда, видимо, огромное количество парковых построек этого времени из «дикого» камня. Как писал видный исследователь масонства Г.В. Вернадский: «… внутренняя работа над совершенствованием дикого камня русской души оказалась наиболее прочной частью масонской деятельности»
Перелагая свои взгляды на язык символов, русские масоны иногда достаточно буквально следовали метафорам, а потому дикий камень как строительный материал стал весьма востребован. Особенно много его использовал самый последовательный русский палладианец, архитектор и масон Н.А. Львов – достаточно вспомнить его монументальный каменный мост (связь!) в усадьбе Василево или величественные каменные погреба-пирамиды на берегу Тверцы в усадьбе Митино и в его собственных Черенчицах, грот с беседкой-ротондой в Знаменском-Райке. Подземные или полуподземные залы-крипты из дикого камня, которые, видимо, предназначались для масонских собраний, где и происходила обработка русской души, были и в некоторых других усадьбах – в подмосковных Горенках А.К. Разумовского, Николо-Архангельском Ю.В Долгорукова, Кузьминках Голицына и т.д.
Необходимой обработке «дикого камня русской души», по сути, был родственен и метод создания пейзажного парка – дикая природа в нем облагораживалась и окультуривалась. Аллегорический язык учения предполагал такое же истолкование его символов и ритуалов. Сад масоны уподобляли Эдему, причем достижение Эдема являлось одной из целей морального самосовершенствования, поскольку само масонство уподоблялось райскому древу познания. (Неслучайно масонские надгробия часто делались в виде дерева с обрезанными сучьями). В масонских садах все строения и статуи оказывались соединены внутренней семантической связью (в некоторых случаях она буквально воплощалась не только в аллеях и дорожках, но и в системе подземных ходов, рассказы о которых до сих пор бытуют во многих сохранившихся усадебных комплексах), поэтому «путешествие» по ним оказывалось сродни духовному странствию и пропагандировало путь к Свету Истины.
Для непосвященного нагруженный масонской символикой сад был обычной рощицей, благоустроенной для приятных прогулок с привычными для своего времени парковыми монументами… недостроенный храм переставал воплощать философию
Так,что создатели "Спас-Хаус" старались следовать масонским традициям,создавая своё детище. А В. Борисов-Мусатов со своими "Призракми" вдохновлял их.
знакомой даме: «Этот дом напоминает мне «Призраки» Борисова-Мусатова. Не его ли изобразил художник на картине?»Картина была создана художником в 1903г.До убийства Николая Второва остаётся 15 лет.
С 1903г-по весну 1905г.В. Борисов-Мусатов проживает в подмосковном Подольске, часто наезжает в Москву, где сближается с «мирискусниками», обрастает поклонниками. Вполне, возможно, захаживал и в дом княгини В.Н Добановой-Ростовской. Княгиня была приветливой, общительной. .Она была знакома с творчеством художника.
"Спас-Хаус" был построен архитекторами В. Д. Адамович и В. М. Маят .На их счету было построено немало зданий-в том,числе одно из зданий в Подмосковном имении купцов Лопатиных в Одинцовском районе.Лопатины были родственниками Чебышевых-Штер
и значит хорошо знали тонкости архитектурного творения Адамович-Маят.
Масонство – важная составная часть русской культуры XVIII - XIX веков.Многие городские и загородные усадьбы принадлежали видным масонам.Принадлежность к тайным ложам отражалось на особенностях архитектуры и парковых ансамблей усадьбы.
Самые известные масонские сады Подмосковья – один из самых старых – в Глинках Я. Брюса и романтический – в Савинском И. Лопухина, хотя и существуют до сих пор как массивы зелени, утратили те характеристические черты, которые современники и исследователи некогда соотносили с масонской символикой.
Архитектура, как известно, была для «каменщиков» основным искусством – ars regia, Бога они называли Великим Архитектором, а история масонства даже отождествлялась ими с историей архитектуры. Самыми расхожими масонскими символами стали орудия труда архитектора и строителя – циркуль, треугольник, линейка, наугольник, транспортир, мастерок, молоток, отвес, которые нередко изображались в архитектурной декорации или в общей композиции зданий. Их символика была для масонов весьма многозначной.
Вольные каменщики, в основном, отдавали предпочтение двум стилевым направлениям - совершенной классической архитектуре и готике, в которых и возводилось большинство принадлежавших им построек. Широко распространенные в архитектуре классицизма центрические купольные сооружения – храмы, павильоны, беседки, в масонских представлениях часто символизировали обобщенный Храм (храм Соломона), а также Космос. Символическим смыслом, (тоже не единственным), были наделены и классические ордера – дорический (сила), коринфский (красота) и ионический (мудрость). Заметную роль в парковой символике играли гроты, колонны, руины – полисемантичные, как и все элементы масонской символики.
В малых архитектурных формах нередки были египетские реминисценции, например, некоторые типы древнеегипетских сооружений – пирамиды, обелиски и сфинксы. Пирамида издавна служила символом Славы, величия, вечности и т.д.; обелиск воспринимался как символ Света, материализованный солнечный луч, а со времен Древнего Рима и как военный трофей; сфинкс, задающий загадки, испокон веков был символом тайны, мудрости, скрытого знания. Более крупные сооружения встречались реже, но их «египетский» облик не может не наводить на мысль об их возможном двояком назначении – например, в имении Голицыных Кузьминки была выстроена «египетская» Кухня (!?)(арх. Д. Джилярди (окончание), 1813-1815, 1820-е), а Оранжерея расписана «египетскими» росписями.
Садоводство с одной стороны воспринималось масонами как часть архитектуры, с другой – как важная составляющая их натурфилософии (недаром крупнейшим авторитетом был для них Ж.-Ж. Руссо), как со-творчество с Великим Архитектором Вселенной – преобразователем Природы. Вероятно, именно поэтому среди самых известных русских садоводов и теоретиков садового искусства немало масонов – И. Лем, В. Левшин, Н. Осипов, А. Болотов и другие . А.Т. Болотов изложил свои философские взгляды, популярные в масонской среде, в сочинениях 1790-х годов – «Письма о красотах натуры» и «Живописатель натуры», а на практике, создав парки в Богородицке и Дворянинове.
Категория естественности, коренная для пейзажного парка, была близка масонам, желавшим приблизить человека к Природе или, как они считали, к потерянной в процессе цивилизации Истине. Натура человека аллегорически воспринималась ими как «дикий» необработанный камень, требующий неустанной работы – отсюда, видимо, огромное количество парковых построек этого времени из «дикого» камня. Как писал видный исследователь масонства Г.В. Вернадский: «… внутренняя работа над совершенствованием дикого камня русской души оказалась наиболее прочной частью масонской деятельности»
Перелагая свои взгляды на язык символов, русские масоны иногда достаточно буквально следовали метафорам, а потому дикий камень как строительный материал стал весьма востребован. Особенно много его использовал самый последовательный русский палладианец, архитектор и масон Н.А. Львов – достаточно вспомнить его монументальный каменный мост (связь!) в усадьбе Василево или величественные каменные погреба-пирамиды на берегу Тверцы в усадьбе Митино и в его собственных Черенчицах, грот с беседкой-ротондой в Знаменском-Райке. Подземные или полуподземные залы-крипты из дикого камня, которые, видимо, предназначались для масонских собраний, где и происходила обработка русской души, были и в некоторых других усадьбах – в подмосковных Горенках А.К. Разумовского, Николо-Архангельском Ю.В Долгорукова, Кузьминках Голицына и т.д.
Необходимой обработке «дикого камня русской души», по сути, был родственен и метод создания пейзажного парка – дикая природа в нем облагораживалась и окультуривалась. Аллегорический язык учения предполагал такое же истолкование его символов и ритуалов. Сад масоны уподобляли Эдему, причем достижение Эдема являлось одной из целей морального самосовершенствования, поскольку само масонство уподоблялось райскому древу познания. (Неслучайно масонские надгробия часто делались в виде дерева с обрезанными сучьями). В масонских садах все строения и статуи оказывались соединены внутренней семантической связью (в некоторых случаях она буквально воплощалась не только в аллеях и дорожках, но и в системе подземных ходов, рассказы о которых до сих пор бытуют во многих сохранившихся усадебных комплексах), поэтому «путешествие» по ним оказывалось сродни духовному странствию и пропагандировало путь к Свету Истины.
Для непосвященного нагруженный масонской символикой сад был обычной рощицей, благоустроенной для приятных прогулок с привычными для своего времени парковыми монументами… недостроенный храм переставал воплощать философию
Так,что создатели "Спас-Хаус" старались следовать масонским традициям,создавая своё детище. А В. Борисов-Мусатов со своими "Призракми" вдохновлял их.
Рейтинг: 0
239 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения