1973г. Американский посол США в СССР Уолтер Стессел с ужасом бродит по
"Спас-Хаус".Его мучают кошмары.Призрак Дамы терзает его.. Бесплотной
тенью скользит она по саду особняка. По-прежнему в доме по ночам шуршат
ее шаги и слышится тихое постанывание. Послу могло и почудиться, но не
его любимому чёрному Баскервилю – пес часто рычал ночью. Однажды,
выгуливая его в саду, Стессел таинственным шёпотом сказал
знакомой даме: «Этот дом напоминает мне «Призраки» Борисова-Мусатова. Не
его ли изобразил художник на картине?»Картина была создана художником в
1903г.До убийства Николая Второва остаётся 15 лет.
С 1903г-по весну 1905г.В. Борисов-Мусатов проживает в подмосковном
Подольске, часто наезжает в Москву, где сближается с «мирискусниками»,
обрастает поклонниками. Вполне, возможно, захаживал и в дом княгини В.Н
Добановой-Ростовской. Княгиня была приветливой, общительной. .Она была
знакома с творчеством художника.
"Спас-Хаус" был построен архитекторами В. Д. Адамович и В. М. Маят .На
их счету было построено немало зданий-в том,числе одно из зданий в
Подмосковном имении купцов Лопатиных в Одинцовском районе.Лопатины были
родственниками Чебышевых-Штер
и значит хорошо знали тонкости архитектурного творения Адамович-Маят.
Масонство – важная составная часть русской культуры XVIII - XIX
веков.Многие городские и загородные усадьбы принадлежали видным
масонам.Принадлежность к тайным ложам отражалось на особенностях
архитектуры и парковых ансамблей усадьбы.
Самые известные масонские сады Подмосковья – один из самых старых – в
Глинках Я. Брюса и романтический – в Савинском И. Лопухина, хотя и
существуют до сих пор как массивы зелени, утратили те характеристические
черты, которые современники и исследователи некогда соотносили с
масонской символикой.
Архитектура, как известно, была для «каменщиков» основным искусством –
ars regia, Бога они называли Великим Архитектором, а история масонства
даже отождествлялась ими с историей архитектуры. Самыми расхожими
масонскими символами стали орудия труда архитектора и строителя –
циркуль, треугольник, линейка, наугольник, транспортир, мастерок,
молоток, отвес, которые нередко изображались в архитектурной декорации
или в общей композиции зданий. Их символика была для масонов весьма
многозначной.
Вольные каменщики, в основном, отдавали предпочтение двум стилевым
направлениям - совершенной классической архитектуре и готике, в которых и
возводилось большинство принадлежавших им построек. Широко
распространенные в архитектуре классицизма центрические купольные
сооружения – храмы, павильоны, беседки, в масонских представлениях часто
символизировали обобщенный Храм (храм Соломона), а также Космос.
Символическим смыслом, (тоже не единственным), были наделены и
классические ордера – дорический (сила), коринфский (красота) и
ионический (мудрость). Заметную роль в парковой символике играли гроты,
колонны, руины – полисемантичные, как и все элементы масонской
символики.
В малых архитектурных формах нередки были египетские реминисценции,
например, некоторые типы древнеегипетских сооружений – пирамиды,
обелиски и сфинксы. Пирамида издавна служила символом Славы, величия,
вечности и т.д.; обелиск воспринимался как символ Света,
материализованный солнечный луч, а со времен Древнего Рима и как военный
трофей; сфинкс, задающий загадки, испокон веков был символом тайны,
мудрости, скрытого знания. Более крупные сооружения встречались реже, но
их «египетский» облик не может не наводить на мысль об их возможном
двояком назначении – например, в имении Голицыных Кузьминки была
выстроена «египетская» Кухня (!?)(арх. Д. Джилярди (окончание),
1813-1815, 1820-е), а Оранжерея расписана «египетскими» росписями.
Садоводство с одной стороны воспринималось масонами как часть
архитектуры, с другой – как важная составляющая их натурфилософии
(недаром крупнейшим авторитетом был для них Ж.-Ж. Руссо), как
со-творчество с Великим Архитектором Вселенной – преобразователем
Природы. Вероятно, именно поэтому среди самых известных русских
садоводов и теоретиков садового искусства немало масонов – И. Лем, В.
Левшин, Н. Осипов, А. Болотов и другие . А.Т. Болотов изложил свои
философские взгляды, популярные в масонской среде, в сочинениях 1790-х
годов – «Письма о красотах натуры» и «Живописатель натуры», а на
практике, создав парки в Богородицке и Дворянинове.
Категория естественности, коренная для пейзажного парка, была близка
масонам, желавшим приблизить человека к Природе или, как они считали, к
потерянной в процессе цивилизации Истине. Натура человека аллегорически
воспринималась ими как «дикий» необработанный камень, требующий
неустанной работы – отсюда, видимо, огромное количество парковых
построек этого времени из «дикого» камня. Как писал видный исследователь
масонства Г.В. Вернадский: «… внутренняя работа над совершенствованием
дикого камня русской души оказалась наиболее прочной частью масонской
деятельности»
Перелагая свои взгляды на язык символов, русские масоны иногда
достаточно буквально следовали метафорам, а потому дикий камень как
строительный материал стал весьма востребован. Особенно много его
использовал самый последовательный русский палладианец, архитектор и
масон Н.А. Львов – достаточно вспомнить его монументальный каменный мост
(связь!) в усадьбе Василево или величественные каменные
погреба-пирамиды на берегу Тверцы в усадьбе Митино и в его собственных
Черенчицах, грот с беседкой-ротондой в Знаменском-Райке. Подземные или
полуподземные залы-крипты из дикого камня, которые, видимо,
предназначались для масонских собраний, где и происходила обработка
русской души, были и в некоторых других усадьбах – в подмосковных
Горенках А.К. Разумовского, Николо-Архангельском Ю.В Долгорукова,
Кузьминках Голицына и т.д.
Необходимой обработке «дикого камня русской души», по сути, был
родственен и метод создания пейзажного парка – дикая природа в нем
облагораживалась и окультуривалась. Аллегорический язык учения
предполагал такое же истолкование его символов и ритуалов. Сад масоны
уподобляли Эдему, причем достижение Эдема являлось одной из целей
морального самосовершенствования, поскольку само масонство уподоблялось
райскому древу познания. (Неслучайно масонские надгробия часто делались в
виде дерева с обрезанными сучьями). В масонских садах все строения и
статуи оказывались соединены внутренней семантической связью (в
некоторых случаях она буквально воплощалась не только в аллеях и
дорожках, но и в системе подземных ходов, рассказы о которых до сих пор
бытуют во многих сохранившихся усадебных комплексах), поэтому
«путешествие» по ним оказывалось сродни духовному странствию и
пропагандировало путь к Свету Истины.
Для непосвященного нагруженный масонской символикой сад был обычной
рощицей, благоустроенной для приятных прогулок с привычными для своего
времени парковыми монументами… недостроенный храм переставал воплощать
философию
Так,что создатели "Спас-Хаус" старались следовать масонским
традициям,создавая своё детище. А В. Борисов-Мусатов со своими
"Призракми" вдохновлял их.