[Скрыть]
Регистрационный номер 0214245 выдан для произведения:
НИКОЛАЙ
БРЕДИХИН
КАК
НАПИСАТЬ БЕСТСЕЛЛЕР
и
не умереть при этом с голоду
Социологическое
эссе
Пособие
для графоманов
Литература
умерла? Похоже на то. Причем похоронили ее заживо и даже, для верности,
придавили тремя тяжелыми могильными плитами.
Первая
плита – классики. Только они теперь настоящая литература, нет и не может быть
отныне и навсегда никакой другой. Кто так решил? Общественное мнение.
Большинство. Народ. То есть те, с кем спорить глупо и бесполезно. Кто станет
слушать глас, вопиющий в пустыне?
Второй
монолит – традиционная штамповка. Казалось бы, дышащая на ладан, доживающая
свой век, но, по сути, бессмертная. Потому что не сдается: дерётся насмерть, окапывается
и видоизменяется в бесчисленных телесериалах, компьютерных играх, да и все в
том же издательском навозе.
Казалось
бы, бог с нею, с ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВОМ. Вот только как же быть нам, разномастным
творческим уродам? Поэтам, прозаикам, эссеистам? Огромной армии, от безнадежных
бумагомарак, до непризнанных гениев, растерявших свой дар в поисках хлеба
насущного, в погоне за посадкой деревьев, постройкой дома, воспитанием детей?
Умереть
вместе с тонущим судном?
Изменить
свою сущность?
Или,
что куда проще и безболезненнее - своей сущности изменить?
Любой
вариант, если получится.
Писатель
– третий после Бога (Религия, Философия, Литература). Кто же его приговорил?
Сам я почти полвека сражался с издателями, пока не осознал простую истину – не
издателей у меня нет, а читателей. Поскольку, если кому-то придет в голову
начать читать мои опусы, издатели появятся сами собой. Появились, но писатель я
средненький, еле набираю полтысячи поклонников, однако, слава Создателю, это
как раз тот самый общепринятый минимальный тираж. Кое-как проскочил. Так что
речь во всех случаях пойдёт не обо мне. В печально известном прокрустовом ложе
я каким-то чудом уберег и ноги, и голову. Хотя что с того?
Вижу,
как некоторые из вас хитро посмеиваются: первая плита, вторая, а где же третья?
Недостача получается! Да нет никакой недостачи, эта-то плита как раз самая
мощная. Казалось бы, литературные сайты – единственная отдушина, надежда на
возрождение, возможность мозгам в наше убогое, при всем его разнообразии, время
хоть что-то пожевать. На самом деле – свалка, на то, чтобы разобраться в
которой, уйдет все ваше столь драгоценное, порой даже минутами, а не часами,
измеряющееся свободное время.
Бесконечные
конкурсы, медальки, грамоты, чрезмерно услужливые или непомерно злобные тролли,
рейтинги, модераторы, администраторы, рецки-рецухи-рецензии, в которых «кукушка
хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», бесконечные пробежки-«кликанья», а
в сущности, НИ-ЧЕ-ГО. Помогает исключительно «метод тыка»: нежданно-негаданно
наталкиваешься на какую-нибудь жемчужинку, «торкает» она тебя до слёз, обязательно
ещё раз на волшебную страничку заглядываешь, с замиранием сердца проверяя:
закономерность, случайность? А там либо переключаешься, либо сердцем прикипаешь
– не оторвешь.
Поэтам
легче, стихи рождаться могут где угодно, успеть бы только их, желанных,
записать. «Проза не пишется, проза высиживается» - так учили меня прославленные
мэтры на бесчисленных семинарах и литобъединениях, которые я в своей жизни, как
сквозь строй шпицрутенов с исполосованной до крови спиной прошел.
Про
рассказы умолчу, мы говорим о бестселлерах. А стало быть, требуется «кирпич», в
8-10 авторских листов объёма, как минимум. Роман в любом жанре либо что-нибудь
на злобу дня из non-fiction
(«нехудожки»)
– не суть важно, они сейчас на равных по степени интереса к ним. Однако сколько
же времени нужно, чтобы такую вещь написать?
Отвечу
вопросом на вопрос: встречался ли вам прозаик, который начинал бы писать сразу
с романов? Если скажете: «Да», не поверю. Обычно расклад испокон веку
сложившийся: год-два человек стихами балуется, затем пойдут рассказики, летам к
тридцати наберется сей «творец» жизненного и литературного опыта и замахнется,
наконец, на долгожданную «нетленку». Как выпечется первый блин, не берусь
утверждать, слишком много факторов должны сойтись, но главное условие все-таки,
опять же, время. Есть семь ступеней профессионализма. Если вы сможете уделять
творчеству один день в неделю, вы так навсегда и останетесь дилетантом. Может
быть, даже и неплохим, но не больше того. Два дня – появляется шанс, замах на
что-то серьезное. Что дальше? Допустим, вам удалось, как Франсуазе Саган, к
примеру, с ее бесспорным хитом «Здравствуй, грусть!» ухватить за хвост
жар-птицу. Это, бесспорно, успех! Однако за первой книгой непременно должна
появиться вторая. Чтобы в вас поверили, не забыли. Пишется-не пишется –
творческие затыки, как же без них, обдумывание замысла, сбор материала – как бы
вы ни пыжились, понадобится минимум полтора-два года. В штамповке нужно
«выстреливать» три-четыре романа в год, чтобы вас зачислили в основной
контингент издательства, но там формат, трафарет, штамп, редактор, порой в придачу
и целая команда «негров» для скорости.
Но
допустим, вы победили, у вас на руках две полноценные книги, что дальше? Если
это серьёзные вещи, оставьте их просто на память, как «пробы пера». Если
издательство устроит их формат (не внешний, а внутренний, разумеется), то либо
вообще никакого гонорара не ждите, либо максимум в 100-300 долларов (бумажный
вариант, в электронном издании делите эту сумму на 3 или на 5, не ошибетесь).
На что же вы, интересно, уважаемый творец собираетесь жить? А еще и семью
кормить?
В
давнишние, благословенные времена за хороший бестселлер можно было сорвать куш
в миллион долларов (не у нас, конечно, в Нью-Йорке каком-нибудь). «Париж стоил
обедни», можно было всю жизнь пыхтеть, пальцы о клавиши пишущей машинки до
кровавых мозолей отбивать, а потом обеспечить не только себе безбедную
старость, но и всех своих отпрысков надежно поставить на рельсы и отправить в
долгий победный путь. Но сейчас нет таких тиражей, а стало быть, и речи не
может быть о подобных гонорарах. Максимум на что вы можете рассчитывать –
добротный пожизненный геморрой. Ибо (не забыли ещё) «проза не пишется, проза
высиживается». Однако не печальтесь, всегда можно уповать на чудо. Хотя ещё Джон Стейнбек как-то очень метко выразился
по этому поводу: «По
сравнению с писательством
игра на скачках – солидный, надежный бизнес». Но скачки – фу! Геморрой
несравненно интереснее.
Я
сказал как-то: «всю свою жизнь я мечтал только о двух вещах – заниматься все
свое время творчеством и есть хлеб с любимого ремесла».
Второе
не удалось, по понятным причинам, а вот с первым повезло. Перво-наперво дожить
до пенсии, что в нашем наизамечательнейшем государстве отнюдь не просто, а ещё
сложнее - на эту нищенскую пенсию потом как-то существовать. Что до слова «гонорар»,
то оно ведь по происхождению иностранное, а западничество у нас давно вышло из
моды.
Впрочем,
тема наша бездонная, рассуждать о ней можно до бесконечности. Зачем же,
спрашивается, мне вас мучить? Так что вернемся лучше к началу. Помните, что там
было? «Литература умерла», «похоронили ее заживо», «придавили тремя могильными
плитами». Так вот, можно даже подвести некоторый, надеюсь, промежуточный итог. На
ваших глазах оболванили и продолжают дурачить дальше полмира: показывают на
белое, и все покорно блеют в ответ: «чёрное»; восхваляют преступления неонацизма,
а все восторженно рукоплещут: «торжество демократии». Скажите, возможно ли
такое представить себе было лет тридцать назад, когда жива еще была Литература?
Твёрдое «нет». Ни за что бы люди не поверили. Как-то король испанский увидел
студента, читавшего какую-то книгу и хохотавшего при этом до упаду. Монарх тут
же послал служителя, чтобы проверить пришедшую ему в голову мысль: «Держу пари:
либо этот парень сумасшедший, либо он читает «Дон-Кихота». Ставлю на второе».
Король выиграл: студент, действительно, читал знаменитый роман Сервантеса.
Я
ответил на ваш вопрос? Или еще не поняли?
Что
ж, поясню подробнее: «там» ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВО умерла, почила в Бозе, но могильные
плиты другие: гитлеровцы сначала книги сжигали, потом только за людей
принялись, их выкормыши сразу с людей начали.
У
нас литература пока жива. Так не дадим же ей умереть, ибо, в итоге, все мы
умрем вместе с нею. Не верите? Читайте «Дон-Кихота». Хоть посмеетесь
напоследок.
2014.
Год возрождения нацизма в Европе через 69 лет после его полного разгрома.
Ценой, по разным источникам, от 40 до 55 миллионов загубленных жизней.
Новый
отсчёт уже начался.