72-й Корпус ПВО.

15 апреля 2018 - Владимир Савончик
article414431.jpg
72-й Корпус ПВО.
(авиация)
 
(вч пп ?????)
 
(краткая историческая справка)
 
72-й Корпус ПВО сформирован в 1990 году в Петропавловске-Камчатском на базе 6-й, 24-й и 25-й дивизий ПВО.
 
Нахождение в строю:
 
С 1990 года по 1994 год.
 
В составе действующей армии:
 
Не находился.
 
В составе Видов Вооружённых Сил:
 
С 1990 года по 1994 год – в составе Войск ПВО Территории Страны.
 
В составе объединений:
 
С 1990 года по 1994 год – в составе 11-й Отдельной Краснознамённой Армии ПВО (2-го формирования)
 
Начальник авиации корпуса:
 
УТОЧНЯЕТСЯ
 
Состав авиации корпуса:
 
41-й истребительный авиационный полк (аэродром Буревестник) – с 1990 года по 1993 год. Расформирован.
171-й истребительный авиационный «Тульский» Краснознамённый полк (аэродром Угольные Копи) – с 1990 года по 1993 год. Расформирован.
528-й истребительный авиационный Краснознамённый полк (аэродром Смирных) – с 1990 года по 1994 год.
777-й истребительный авиационный полк (аэродром Сокол) – с 1990 года по 1994 год.
865-й истребительный авиационный ордена Трудового Красного Знамени полк (аэродром Елизово) – с 1990 года по 1994 год.
 
Участие в операциях и битвах:
 
ПВО Камчатки, Курил, Сахалина и Чукотки – с 1990 года по 1994 год
 
Потери:
 
 
24 марта 1990 года. Катастрофа самолёта МиГ-23МЛД, аэродром Буревестник, 41-й истребительный авиационный полк. Лётчик замкомандира АП п/п-к Бодяк А.В.
           ДПМУ. Летчик выполнял задание по упражнению 102 КБП АПВО ИОН-86 «Полет в зону на сложный пилотаж». На 15-й минуте полета радиолокационная проводка самолета и радиосвязь с лётчиком прекратилась.
           Экипаж вертолета Ми-8Т место падения самолета в воду обнаружил на удалении 28км от аэродрома и 7км от береговой черты. Летчик погиб.
           Истинную причину ЛП установить не удалось из-за падения самолета в акваторию Охотского моря на большую глубину.
17 апреля 1990 года. Авария самолёта МиГ-31, аэродром Сокол, 777-й истребительный авиационный полк. КК к-н Логвиненко А.Е. и ШК к-н Васильев П.И.
          ДПМУ. Экипаж, выполняя облет самолета после замены агрегата РЭД-3048 правого двигателя, обнаружил повышенный расход топлива. Была предпринята попытка долететь до аэродрома, однако топлива не хватило, и на 38мин полета произошло самовыключение обоих двигателей. Показания расходомера и топливомера при этом были близки к нулю. Экипаж успешно катапультировался.
          Причина: остановка обоих двигателей в полете из-за нештатного включения по неустановленной причине электроцепи аварийного слива топлива, что привело к полной выработке баков.
23 января 1992 года. (по другим данным 10 января) катастрофа самолета МиГ-31, аэродром Елизово, 865-й истребительный авиационный полк. КК командир отряда м-р Серганов С.В. и ШК к-н Чесовский А.С.
          ДСМУ. Экипаж выполнял взлет с полной заправкой топлива для выполнения полета по упражнению 305 КБП АПВО ИДД-86 «Контрольный полет для проверки боевого применения». После отрыва на 25с взлета при работе двигателей на режиме "Полный форсаж" самолет стал энергично крениться вправо. Летчик пытался парировать крен полным отклонением РУС влево, однако тенденция увеличения крена возрастала, и тогда он принял решение на катапультирование. 
           Штурман катапультировался на высоте 20-25м при крене 68°, КК - на высоте около 5м и крене 183°. Летчик погиб, штурман получил тяжелую травму позвоночника.
           При расследовании данного ЛП по материалам СОК выявлено, что при выполнении взлета самолет разворачивало вправо. Летчик выдерживал направление отклонением левой педали. Перед отрывом педали были поставлены нейтрально. После отрыва возникшее скольжение самолета не было устранено. На кренение вправо летчик реагировал только полным отклонением ручки управления самолетом. Кроме того, двухсекундное необъяснимое отклонение рулей направления (педалей) вправо привело к глубокому крену на высоте 20-25м.
            Причиной ЛП явилось сочетание факторов, не позволивших летчику устранить скольжение и кренение самолета из-за разнотяговости двигателей вследствие скоротечности ситуации и малой высоты после отрыва. Разнотяговость двигателей возникла из-за невключения режима "Полный форсаж" правого двигателя по причине нарушения электроцепи вследствие некачественной пайки на заводе-изготовителе.
18 января 1993 года. Авария самолёта МиГ-23МЛД, аэродром Буревестник, 41-й истребительный авиационный полк, летчик командир звена к-н Рыбков Л.Н.
          НСМУ. После взлета при отключении форсажа двигателя на H = 600м и Vnp = 600-650км/ч летчик услышал хлопок в районе двигателя и увидел падение его оборотов. Определив самовыключение двигателя, летчик доложил РП и благополучно катапультировался. Самолет столкнулся с землей и разрушился.
           Причиной ЛП явился отказ двигателя в полете из-за снижения газодинамической устойчивости компрессора вследствие деформации рабочих лопаток компрессора низкого давления, вероятнее всего -  из-за примерзания их к статору.
10 марта 1993 года. Авария самолёта МиГ-31, аэродром Елизово 865-й истребительный авиационный полк, КК командир АЭ м-р Лютов О.А. и ШК капитан Андреев Л.А.
           НПМУ. На 15мин полета на Н = 11000м и V = 1000км/ч при работе двигателя на режиме "ПФ" экипаж почувствовал удары в хвостовой части фюзеляжа, сработала сигнализация об отказе генератора переменного тока левого двигателя. Летчик перевел РУДы на режим "Максимал", после чего сработала сигнализация о превышении температуры левого двигателя выше допустимой и о пожаре правого двигателя. После перевода РУД правого двигателя на режим "МГ" и последовательно на "Стоп" была включена система пожаротушения. При выполнении разворота экипаж наблюдал интенсивное свечение за самолетом. После срабатывания сигнализации о пожаре левого двигателя экипаж катапультировался.
           Причиной ЛП явился отказ левого двигателя в полете, приведший к возникновению пожара в двигательном отсеке, ликвидировать который принятыми мерами экипаж не смог. Наиболее вероятными причинами отказа двигателя могли быть:
- нарушение работоспособности топливной автоматики из-за засорения топливного фильтра;
- разрушение рабочей лопатки 2-й ступени турбины высокого давления.
 
СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Вооружение:
 
МиГ-23МЛД – с 1990 года по 1994 год.
МиГ-31– с 1990 года по 1994 год.
Су-15ТМ – с 1990 года по 1994 год.
 
Дислокация штаба корпуса:
 
Петропавловск-Камчатский – с 1990 года по 1994 год.
 
В 1994 году 72-й Корпус ПВО преобразован в 6-ю дивизию ПВО.
 
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
http://forum.evvaul.com
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
 
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
 
Версия от 15 апреля 2018 года.

© Copyright: Владимир Савончик, 2018

Регистрационный номер №0414431

от 15 апреля 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0414431 выдан для произведения: 72-й Корпус ПВО.
(авиация)
 
(вч пп ?????)
 
(краткая историческая справка)
 
72-й Корпус ПВО сформирован в 1990 году в Петропавловске-Камчатском на базе 6-й, 24-й и 25-й дивизий ПВО.
 
Нахождение в строю:
 
С 1990 года по 1994 год.
 
В составе действующей армии:
 
Не находился.
 
В составе Видов Вооружённых Сил:
 
С 1990 года по 1994 год – в составе Войск ПВО Территории Страны.
 
В составе объединений:
 
С 1990 года по 1994 год – в составе 11-й Отдельной Краснознамённой Армии ПВО (2-го формирования)
 
Начальник авиации корпуса:
 
УТОЧНЯЕТСЯ
 
Состав авиации корпуса:
 
41-й истребительный авиационный полк (аэродром Буревестник) – с 1990 года по 1993 год. Расформирован.
171-й истребительный авиационный «Тульский» Краснознамённый полк (аэродром Угольные Копи) – с 1990 года по 1993 год. Расформирован.
528-й истребительный авиационный Краснознамённый полк (аэродром Смирных) – с 1990 года по 1994 год.
777-й истребительный авиационный полк (аэродром Сокол) – с 1990 года по 1994 год.
865-й истребительный авиационный ордена Трудового Красного Знамени полк (аэродром Елизово) – с 1990 года по 1994 год.
 
Участие в операциях и битвах:
 
ПВО Камчатки, Курил, Сахалина и Чукотки – с 1990 года по 1994 год
 
Потери:
 
 
24 марта 1990 года. Катастрофа самолёта МиГ-23МЛД, аэродром Буревестник, 41-й истребительный авиационный полк. Лётчик замкомандира АП п/п-к Бодяк А.В.
           ДПМУ. Летчик выполнял задание по упражнению 102 КБП АПВО ИОН-86 «Полет в зону на сложный пилотаж». На 15-й минуте полета радиолокационная проводка самолета и радиосвязь с лётчиком прекратилась.
           Экипаж вертолета Ми-8Т место падения самолета в воду обнаружил на удалении 28км от аэродрома и 7км от береговой черты. Летчик погиб.
           Истинную причину ЛП установить не удалось из-за падения самолета в акваторию Охотского моря на большую глубину.
17 апреля 1990 года. Авария самолёта МиГ-31, аэродром Сокол, 777-й истребительный авиационный полк. КК к-н Логвиненко А.Е. и ШК к-н Васильев П.И.
          ДПМУ. Экипаж, выполняя облет самолета после замены агрегата РЭД-3048 правого двигателя, обнаружил повышенный расход топлива. Была предпринята попытка долететь до аэродрома, однако топлива не хватило, и на 38мин полета произошло самовыключение обоих двигателей. Показания расходомера и топливомера при этом были близки к нулю. Экипаж успешно катапультировался.
          Причина: остановка обоих двигателей в полете из-за нештатного включения по неустановленной причине электроцепи аварийного слива топлива, что привело к полной выработке баков.
23 января 1992 года. (по другим данным 10 января) катастрофа самолета МиГ-31, аэродром Елизово, 865-й истребительный авиационный полк. КК командир отряда м-р Серганов С.В. и ШК к-н Чесовский А.С.
          ДСМУ. Экипаж выполнял взлет с полной заправкой топлива для выполнения полета по упражнению 305 КБП АПВО ИДД-86 «Контрольный полет для проверки боевого применения». После отрыва на 25с взлета при работе двигателей на режиме "Полный форсаж" самолет стал энергично крениться вправо. Летчик пытался парировать крен полным отклонением РУС влево, однако тенденция увеличения крена возрастала, и тогда он принял решение на катапультирование. 
           Штурман катапультировался на высоте 20-25м при крене 68°, КК - на высоте около 5м и крене 183°. Летчик погиб, штурман получил тяжелую травму позвоночника.
           При расследовании данного ЛП по материалам СОК выявлено, что при выполнении взлета самолет разворачивало вправо. Летчик выдерживал направление отклонением левой педали. Перед отрывом педали были поставлены нейтрально. После отрыва возникшее скольжение самолета не было устранено. На кренение вправо летчик реагировал только полным отклонением ручки управления самолетом. Кроме того, двухсекундное необъяснимое отклонение рулей направления (педалей) вправо привело к глубокому крену на высоте 20-25м.
            Причиной ЛП явилось сочетание факторов, не позволивших летчику устранить скольжение и кренение самолета из-за разнотяговости двигателей вследствие скоротечности ситуации и малой высоты после отрыва. Разнотяговость двигателей возникла из-за невключения режима "Полный форсаж" правого двигателя по причине нарушения электроцепи вследствие некачественной пайки на заводе-изготовителе.
18 января 1993 года. Авария самолёта МиГ-23МЛД, аэродром Буревестник, 41-й истребительный авиационный полк, летчик командир звена к-н Рыбков Л.Н.
          НСМУ. После взлета при отключении форсажа двигателя на H = 600м и Vnp = 600-650км/ч летчик услышал хлопок в районе двигателя и увидел падение его оборотов. Определив самовыключение двигателя, летчик доложил РП и благополучно катапультировался. Самолет столкнулся с землей и разрушился.
           Причиной ЛП явился отказ двигателя в полете из-за снижения газодинамической устойчивости компрессора вследствие деформации рабочих лопаток компрессора низкого давления, вероятнее всего -  из-за примерзания их к статору.
10 марта 1993 года. Авария самолёта МиГ-31, аэродром Елизово 865-й истребительный авиационный полк, КК командир АЭ м-р Лютов О.А. и ШК капитан Андреев Л.А.
           НПМУ. На 15мин полета на Н = 11000м и V = 1000км/ч при работе двигателя на режиме "ПФ" экипаж почувствовал удары в хвостовой части фюзеляжа, сработала сигнализация об отказе генератора переменного тока левого двигателя. Летчик перевел РУДы на режим "Максимал", после чего сработала сигнализация о превышении температуры левого двигателя выше допустимой и о пожаре правого двигателя. После перевода РУД правого двигателя на режим "МГ" и последовательно на "Стоп" была включена система пожаротушения. При выполнении разворота экипаж наблюдал интенсивное свечение за самолетом. После срабатывания сигнализации о пожаре левого двигателя экипаж катапультировался.
           Причиной ЛП явился отказ левого двигателя в полете, приведший к возникновению пожара в двигательном отсеке, ликвидировать который принятыми мерами экипаж не смог. Наиболее вероятными причинами отказа двигателя могли быть:
- нарушение работоспособности топливной автоматики из-за засорения топливного фильтра;
- разрушение рабочей лопатки 2-й ступени турбины высокого давления.
 
СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Вооружение:
 
МиГ-23МЛД – с 1990 года по 1994 год.
МиГ-31– с 1990 года по 1994 год.
Су-15ТМ – с 1990 года по 1994 год.
 
Дислокация штаба корпуса:
 
Петропавловск-Камчатский – с 1990 года по 1994 год.
 
В 1994 году 72-й Корпус ПВО преобразован в 6-ю дивизию ПВО.
 
Источники информации:
 
http://www.allaces.ru
http://www.warheroes.ru
http://airaces.narod.ru
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
http://forum.evvaul.com
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
 
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
 
Версия от 15 апреля 2018 года.
 
Рейтинг: 0 971 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!