ГлавнаяСтихиТвердые формыЗапад: сонеты, канцоны, рондо → Мгновения осени (цикл триолетов)

Мгновения осени (цикл триолетов)

16 октября 2013 - Люся Мокко

 

 Клод Моне. Собиратели хвороста в Фонтенбло. 1864 г.

 

Нет ярче красок октября,
Как будто праздник в роще дальней.
Здесь летних грёз исповедальня.
Нет ярче красок октября.
О прошлых днях забыть не дай мне.
На солнце листья не сгорят.
Нет ярче красок октября,
Как будто праздник в роще дальней.

 

 


 

 

 

 Клод Моне. Ферма близ Онфлёра. 1864 г.

 

Тепло ушло с полей пшеничных,
На старой ферме тишина.
Соседка смотрит из окна:
Тепло ушло с полей пшеничных…
Одна, по-прежнему одна,
И голосов не слышно птичьих.
Тепло ушло с полей пшеничных,
На старой ферме тишина.

 

 


 

 

 Клод Моне. Осенний эффект в Аржантёе. 1873 г.

 

В реке осенней тонет небо,
Но жар листвы неутолим.
Я опалён огнём твоим.
В реке осенней тонет небо.
Я здесь случайный  пилигрим,
Мне на земле покой неведом.
В реке осенней тонет небо,
Но жар листвы неутолим.

 


 

 

 

 

 Клод Моне. Роща. 1876 г.

 

О чём шептали мне деревья
В прозрачно-жёлтом тихом сне?
Узнает скоро первый снег,
О чём шептали мне деревья.
Ещё тепло, ещё не время,
Но с каждым шагом все ясней,
О чём шептали мне деревья
В прозрачно-жёлтом тихом сне.

 

 


 

 

 

 Клод Моне. Тропинка в лесу. Эффект снега. 1870 г.

 

Следы остались на снегу,
Промокли ноги, ну так что же?
Кто без меня здесь путь проложит?
Следы остались на снегу.
Как дятла стук неосторожен!
Молчу… и эхо ни гу-гу…
Следы остались на снегу,
Промокли ноги, ну так что же...

 

 


 

 

 Клод Моне. Аржантёе, вид с малого рукава Сены. 1872 г.

 

Вновь отступили холода,
И первый тонкий лёд растаял.
Синицы песенка простая:
«Вновь отступили холода!»
Полна ль душа моя, пуста ли,
Ты не узнаешь никогда.
Вновь отступили холода,
И первый тонкий лёд растаял…

© Copyright: Люся Мокко, 2013

Регистрационный номер №0164530

от 16 октября 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0164530 выдан для произведения:

 

 Клод Моне. Собиратели хвороста в Фонтенбло. 1864 г.

 

Нет ярче красок октября,
Как будто праздник в роще дальней.
Здесь летних грёз исповедальня.
Нет ярче красок октября.
О прошлых днях забыть не дай мне.
На солнце листья не сгорят.
Нет ярче красок октября,
Как будто праздник в роще дальней.


 

 

 Клод Моне. Ферма близ Онфлёра. 1864 г.

Тепло ушло с полей пшеничных,
На старой ферме тишина.
Соседка смотрит из окна:
Тепло ушло с полей пшеничных…
Одна, по-прежнему одна,
И голосов не слышно птичьих.
Тепло ушло с полей пшеничных,
На старой ферме тишина.


 

 Клод Моне. Осенний эффект в Аржантёе. 1873 г.

В реке осенней тонет небо,
Но жар листвы неутолим.
Я опалён огнём твоим.
В реке осенней тонет небо.
Кто здесь случайный  пилигрим,
И чью исполнят нынче требу?
В реке осенней тонет небо,
Но жар листвы неутолим.

 

 

 Клод Моне. Роща. 1876 г.

О чём шептали мне деревья
В прозрачно-жёлтом тихом сне?
Узнает скоро первый снег,
О чём шептали мне деревья.
Ещё тепло, ещё не время,
Но с каждым шагом все ясней,
О чём шептали мне деревья
В прозрачно-жёлтом тихом сне.


 

 

 Клод Моне. Тропинка в лесу. Эффект снега. 1870 г.

Следы остались на снегу,
Промокли ноги, ну так что же?
Кто без меня здесь путь проложит?
Следы остались на снегу.
Как дятла стук неосторожен!
Молчу… и эхо ни гу-гу…
Следы остались на снегу,
Промокли ноги, ну так что же...


 

 Клод Моне. Аржантёе, вид с малого рукава Сены. 1872 г.

Вновь отступили холода,
И первый тонкий лёд растаял.
Синицы песенка простая:
«Вновь отступили холода!»
Полна ль душа моя, пуста ли,
Ты не узнаешь никогда.
Вновь отступили холода,
И первый тонкий лёд растаял…

Рейтинг: +4 477 просмотров
Комментарии (33)
ТАТЬЯНА СП (Кляксой) # 16 октября 2013 в 13:09 +1
браво!
)))))
Люся Мокко # 16 октября 2013 в 13:13 +1
Спасибо, Танюша ) Вчера всю ночь их доделывала, а утром проспала из-за этого на урок, ужас! )))) Но никак не могла оторваться, будто волну поймала...
Еще будут небольшие правки, мой главный триолетный критик прислал замечания. Но в целом работа завершена. Очень рада, что ты оценила!
ТАТЬЯНА СП (Кляксой) # 16 октября 2013 в 23:26 +1
Люсь, а ну их, этих критиков. Мне так всё понравилось - самой захотелось что-то написать. Но нынче так от бабки устала, ЧТО МОГУ ЛИШЬ ОТДЫХАТЬ ))) вот смотрю передачу с психологом и наслаждаюсь жизнью )))
Люся Мокко # 16 октября 2013 в 23:39 +1
о, приятного тебе вечера! себя побаловать тоже надо, как же без этого? )))
А правки уже внесены, одну строку заменила всего. И если тебе стали интересны триолеты, мне ооочень приятно! К Федору еще загляни, он как раз сегодня выложил свои триолеты по тем же самым картинам. Это у нас вроде соревнования: выбираем 2-3 картины Моне, пишем, а потом смотрим, что у кого получилось. Очень любопытно получается! Жаль, что Федор не все свои работы делает общедоступными. Правда, у меня здесь на три картины больше, чем у него: вошла, так сказать, во вкус )))) но это уже детали )
ТАТЬЯНА СП (Кляксой) # 17 октября 2013 в 00:04 +1
так и сделаю )))
а Фёдор - это кто?
Люся Мокко # 17 октября 2013 в 00:05 +1
Федор Птичкин. http://parnasse.ru/poetry/solid/west/osenie-triolety.html
Приятного знакомства!
ТАТЬЯНА СП (Кляксой) # 18 октября 2013 в 00:43 +1
спасибо. как оказалось - я его знаю )))
ТАТЬЯНА СП (Кляксой) # 4 декабря 2014 в 12:01 +1
Я снова тут, хоть раньше скопировала себе твои триолетики. Но их стало больше? И все очень хорошие. Я бы сказала красивые даже. Прямо влюбилась. Лучше сонетов для меня.
Эх, хорошо-то как у тебя под таким волшебством!
Люся Мокко # 4 декабря 2014 в 14:53 +1
Таня, количество стихов не изменилось, все тут как и было ) Единственное, что хотела сказать, здесь использована не совсем триолетная схема рифмовки, так что это околотриолетный эксперимент, не более ))
Правда, когда я это писала, не знала о подобных тонкостях )
Спасибо, что заглядываешь )
ТАТЬЯНА СП (Кляксой) # 5 декабря 2014 в 13:40 +1
А мне казалось, что в прошлом году, или вначале этого? до моего отъезда! было только три - я три скопировала тогда. Да неважно, извини, что ошиблась.)
И, Люся, спасибо, что отозвалась! А я под твою рифмовку свои понаписала - триолеты/не триолеты, но так мне понравились, что вот опять перечитать пришла!!!! И оказалось, что писать их тоже интересно.
И ещё, если можешь, скинь мне ссылки на ТФ, плиз. У меня есть про рондо http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-7381.htm
триолет http://www.my-works.org/node/69
и про сонет, которые ты давала на рифме. У тебя что-то ещё есть, а то я специально записалась в судьи, чтобы выучить всё про ТФ, а то по-другому руки не дотянутся до этого - нравятся только триолеты и сонеты, а всякие хайку и т.д., только у других и то не усьо.
Спасибо, буду рада помощи.)
Люся Мокко # 5 декабря 2014 в 23:13 +1
Танюш, кроме тех ссылок, которые я уже дала, ничего другого у меня в запасе нет, я в свое время не сохраняла их. Так что искать все нужно заново ) а если ты взялась судить - тебе и карты в руки, и гугл в помощь! )) Кстати, словарь Рукавишникова оч даже толково написан, я там побродила с твоей легкой руки ) и мне понравилось!
ТАТЬЯНА СП (Кляксой) # 6 декабря 2014 в 02:50 0
Уже погуглила.) Спасибо тебе!
Лора Вербицкая # 17 октября 2013 в 17:37 +3
Красиво, легко, изящно. Эстетски, я бы сказала. Мастер!
И как хорошо, что цикл написан по картинам одного художника, и именно француза, и именно Клода Моне.

В одном месте слегка споткнулась, хотела в личку, но это такая мелочь, что можно, думаю, и сюда.
К картине "Тропинка в лесу. Эффект снега":
Кто без меня здесь путь проложит?
А кто-то уже проложил: ясно видимый санный след об этом говорит.
Но, как ты часто пишешь, "наверное, придираюсь"?..... )))))
Люся Мокко # 17 октября 2013 в 18:07 +3
Лора! я и триолеты-то взялась писать, потому что это - МОНЕ! Даже не знаю, по картинам какого другого художника мне бы захотелось мучиться с твердой формой ))) И это не первый опыт, и все благодаря Федору Птичкину. Он мой учитель в этом триолетном деле и единственный вдохновитель. (Ну, учитель, наверное, немного громко сказано. Но самый строгий и придирчивый критик - это уж точно!)
Про тропинку в лесу. А ведь и ты строга, ой строга! от твоего глаза мало что укроется )) и как же это замечательно! Честно скажу, я тоже размышляла про этот санный след, про тропинку. А потом решила, что это разные "объекты", разные пути. На санях - да, кто-то уже успел проехать. А вот была ли до ЛГ тут тропинка?? ))) я решила, что не было ее.
И спасибо, что пишешь открыто! и вовсе не придираешься, а обсуждаешь текст, вполне предметно и обоснованно. Очень этому рада ))
И большущее тебе спасибо!
Лора Вербицкая # 18 октября 2013 в 00:27 +3
С умным человеком и поговорить любопытно! (Это не я, это Достоевский! - продолжаю цитировать классиков!).
А в моей версии: с умным человеком и поговорить приятно! ))))

Знаешь, у меня в голове крутилось что-то вроде: "Вот (или Вон, или Уж) кем-то санный путь проложен..." Но, наверное, ты права: во-первых, когда говорим "следы" - прежде всего мысленно видим отпечатки человеческих ног



а во-вторых (и это главное!), на санях-то ноги не промокнут!!!

от твоего глаза мало что укроется ))

Ага! В чужом глазу соринку видим, в своем - бревна не замечаем... )))))
Люся Мокко # 18 октября 2013 в 00:50 +3
Такими косолапыми следами да по светлому паркету! ну ладно, по ламинату ))) Лора! ты озорница )))
А бревна эти - удивительное дело! - вечно в своих глазах незаметными прячутся. Но на то и такие читатели, как ты, чтобы невидимое становилось черным по... ламинату )))
Как представлю, что Лора читать придет, - всё, никакой халтуры! а то ж со стыда сгоришь потом на костре из собственных бревен )))
Лора Вербицкая # 18 октября 2013 в 01:59 +2
Вот ты шутишь, а я могу серьезно признаться!
Одно из недавних стихотворений перечитала перед публикацией и увидела две глагольные рифмы... )))))
Хотела, было, махнуть рукой да оставить, а потом подумала: а вдруг Мокко прочитает?! Веришь, поднапрягла мозги и исправила-таки!
Люся Мокко # 18 октября 2013 в 11:33 +2
О господи, Лора! ну рассмешила с утра ))))))
У меня студенческая подруга есть, так она свою маленькую дочку, когда та капризничала вечером и не хотела укладываться спать пугала хокой. И все удивлялась, неужели я никогда не слышала о существовании такого полезного для родителей и страшного для детей ночного существа? А я и правда не слышала! Но когда появился Степка, я потом про хоку этого вспомнила и стала бессовестно пользоваться им в воспитательных целях )))
Ну, ты догадалась, куда клоню ))) Вот придет на новый стих страаашшная мокка и.... ))))
Тихий ужас, короче, во что я тут превращаюсь! Лора, но согласись, стихи-то в результате лучше становятся! как дети. Послушные такие, умытенькие, причесанные. И так радуют родительский любящий взгляд )))
Лора Вербицкая # 20 октября 2013 в 21:53 +2
Сзади или сбоку
Нападает Хока,
А на сайте на Парнасе
К нам приходит Мокко!

nogt
Все узреет, углядит, look
Стих мгновенно исцелит, (ай-яй-яй - глагольная рифма...)
Словно умный, словно милый
Добрый доктор Айболит!


Права, Люся! Стишочек - это ж и вправду ребенок! Прежде чем гостям показывать, умыть-причесать надо, костюмчик красивенький (по размеру!) надеть, бантики завязать (если женская рифма!)...
И тогда, гости дорогие, глядите, любуйтесь, а то и завидуйте! )))))

С началом тебя рабочей недели! Пусть она будет плодотворной во всех смыслах!
Люся Мокко # 20 октября 2013 в 22:02 +2
Лора, я аж вздрогнула... ккккакое нннначало? кккакой рабочей недели? потом дошло, что ты про ЗАВТРАШНИЙ понедельник ))) Но у меня еще вечер воскресенья и вся ночь впереди! это же плотворнейшее время ))) Но все равно спасибо за пожелание )

А бантики на женской рифме, Лора, это же прелесть что такое! )))) Любуйтесь и завидуйте )))
Не, ну хоть ты скажи, что я нестрашная? правда же? А то мокка, мокка... А мне потом как спать?
Лора Вербицкая # 21 октября 2013 в 00:59 +2
Ну, дорогая, как же после твоих слов не написать экспромт?! )))))
Доводим ситуацию до логического завершения:

Во сне пришла вдруг к Люсе Мокке Мокка
И сильно начала ее ругать
За то, что пишет плохо, очень плохо,
Что «пятью пять» рифмует с «двадцать пять»!

Проснулась... уняла свое волненье... –
И ночью родилось стихотворенье,
Где «ПЯТЬЮ ПЯТЬ» рифмуется с... «ДВЕНАДЦАТЬ»!

Ведь кто умен – сумеет разобраться!


Но хочу, Люся, тебя успокоить: МОККА совсем не страшная, а милая, обаятельная, умная и талантливая! Одно удовольствие с ней общаться!

Еще раз хорошей тебе трудовой недели (уточняю: начиная с завтрашнего утра!).
Люся Мокко # 21 октября 2013 в 16:06 +2
Не, ну это ж не экспромт, а чистое НЛП, Лора! я же сразу кинулась соображать, как это пятью пять можно зарифмовать с двенадцать! ))))) о результатах стыдливо умолчу )
Экий у меня ник удачный ) На майских дуэлях мои оппоненты как только ни рифмовали "Люсю"! а теперь мы взялись еще и за "Мокку" )))
Пожелание хорошей недели очень кстати! особенно суетливый какой-то понедельник получился ))
И тебе плодотворной недели, Лора, и отличного настроения до самых выходных!
Лора Вербицкая # 23 октября 2013 в 00:43 +2
Знаешь, Люся, я бы сказала не НЛП, а истинное НЛО! Неопределимое Литературное Образование! )))))
У меня тоже начало недели какое-то загруженное получилось, особенно сегодня. А сейчас на ночь глядя посмотрела на твою подборку Моне, перечитала триолеты - и умиротворилась! Такой светлой умиротворенностью! Правда-правда!
о результатах стыдливо умолчу )
А результаты, значит, все-таки были! ))))
Люся Мокко # 23 октября 2013 в 00:49 +2
Ну, если считать, что нулевой результат это тоже результат, то... вот ведь какая я бесстыдница ))) а хотела умолчать!
НЛО мне куда больше НЛП нравится! И расшифровать можно еще так, например: Несравненная ЛО (ну ты догадалась, о ком я ))))
Умиротворение на ночь - самое то ) Хоть какая-то польза от моего триолетничанья ))))
Лора Вербицкая # 23 октября 2013 в 01:39 +2
Уже отходя ко сну и практически закрывая глаза, углядела в ночном небе еще один объект - НЛЮ.
Ну, ты знаешь, как расшифровать... )))))
Светлана Ефремова # 24 октября 2013 в 13:33 +1
После прочтения всех комментариев )) уже сложно говорить что-то по сути... ))
Тем не менее - попытаюсь. Пойду по порядку.
Первый триолет - удивительно красив!!! Действительно - "как будто, праздник в роще дальней"...
(жаль только, что сборщикам хвороста - немножко не до праздника, не до красок октября
и уж совсем не до грёз... ибо в трудах их дни проходят...))
Второй триолет очень точно передаёт настроение на старой ферме - "тепло ушло"... этим всё сказано.
Третий понравился больше всего. Не знаю - почему... Просто зачиталась! ( и картина потрясающая )
Четвёртый триолет читала и удивлялась - как ты умудряешься из пейзажа, на котором изображены одни деревья,
извлекать такие образы?.. Загадка!..
"Тропинку в лесу" вы уже подробно обсудили с Лорой... ) А мне, глядя на картину, вспомнилось
стихотворение Николая Рубцова "У размытой дороги". Похожее настроение.
Ну, а шестой триолет - кажется самым лёгким по своему звучанию и ощущениям,
но, тем не менее, тоже таит свои загадки... )

Честно говоря, сравнительным анализом заниматься не хочется. Поэтому триолеты Фёдора почитаю в другой раз,
когда несколько улягутся впечатления от твоих... )
Люся Мокко # 24 октября 2013 в 23:10 +1
Светочка, ты и после всех комментариев сумеешь сказать так, что авторское сердце прям растает ))) И мой любимый триолетик совершенно безошибочно вычислила!
В первом меня эти согбенные фигуры тоже очень смущали, но композиционно именно эта картина должна была идти первой. А если брать в работу и собирателей хвороста, совсем другое настроение будет задано всему циклу. Пришлось собирателей проигнорировать. Хотя согласна с тобой, в этом плане определенный диссонанс текста с картиной имеется. И не до грез им, бедным, хотя... И у них же бывают счастливые мгновения, о которых потом всю жизнь хочется вспоминать, почему нет?
Спасибо тебе за внимательнейшее прочтение и за рецензию. Именно такие заставляют помнить: расслабляться нельзя!
Спасибо, дорогая! ))
Светлана Ефремова # 25 октября 2013 в 11:38 +1
Заходила сегодня к Фёдору. Ты знаешь, если бы мне дали прочесть два блока триолетов,
не указывая авторов, и предложили бы угадать - где твои, думаю, что узнала бы безошибочно... )

И даже, если бы просто сказали, что это написано мужчиной и женщиной - тоже было бы очевидно,
где - чьё. Настолько мужской подход ( более детальный, более склонный к точным и ярким штрихам )
отличается от женского ( более эмоционального и мягкого, играющего с полутонами )...

А насчёт собирателей - тоже уже думала. Действительно, должны и у них в жизни быть счастливые
мгновения - может быть, как раз связанные и с этой рощей, и с прошедшим летом... )
На эту мысль наводит строчка "О прошлых днях забыть не дай мне"...
Так что, я не стала бы называть это диссонансом. Пусть это будет предоставляемая читателю возможность -
дофантазировать сюжетную линию самостоятельно... ))
Люся Мокко # 25 октября 2013 в 16:03 +1
О, да! Федор настоящий мастер ярких и удивительно точно подобранных деталей, из которых складывается общая картинка, настроение. Учусь у него этому )) И в том-то у нас и интерес, сравнивать работы по одним и тем же картинам. Очень уж стили написания у нас отличаются )))
Кстати, в осеннем цикле к картине с фермой мы подошли совершенно по-разному. Федор оттолкнулся от деталей картины (вороны над деревом, которые не могут не кричать, приоткрытая дверь, которая не может не скрипеть))), и его триолет полон звуков! А я пошла от настроения, одиночества, заброшенности и предзимней тоски. Поэтому у меня и тишина, и на душе как-то зябко-тихо. Федор считает, что я тишину "считала" с картины совершенно неправильно: ну не могут вороны не кричать! Прав, конечно же, прав, не спорю ) Но решила оставить свой первоначальный вариант: глубокая минорность картины мне показалась куда более сильной нотой, чем крик двух-трех ворон )))) Вот такие разные у нас подходы. И результаты ))
Светлана Ефремова # 26 октября 2013 в 00:44 +1
Мужчинам женщин не понять.
И спорить незачем об этом...
Грустить не надо над сюжетом.
Мужчинам женщин не понять.
Пусть ночь сменяется рассветом,
И дремлет строк речная гладь...
Мужчинам женщин не понять.
И спорить незачем об этом...



Мою попытку триолета -
Прошу всерьёз не принимать )))))
Люся Мокко # 26 октября 2013 в 00:50 +1
Нет уж, нет уж! восприму очень даже всерьез!! и скажу, что очень хорошо получилось, Светочка ) Просто замечательно! Это боевое триолетное крещение, да? Поздравляю! И легко, и к теме нашего разговора - в самое яблочко, и вместе с тем философски.
Спасибо тебе, украсила страницу!
Светлана Ефремова # 26 октября 2013 в 12:10 +1
Да ну что ты!.. Какое там крещение... Не смущай меня )))
Просто, когда прочла о вашей с Фёдором полярности взглядов - мысль о том, что
"мужчинам женщин не понять", возникла сама собой. А уж потом я сообразила,
что из этой строчки может получиться некое подобие чего-то приличного... ))
О технике написания триолетов не имею не малейшего представления!
Вот, глядя на твои - уяснила парочку технических требований и не более того...
Люся Мокко # 26 октября 2013 в 13:31 +1
Даже и не смущайся, очень хорошо получилось! И технические все требования выполнены, они в триолете не так сложны ) Но главное, что твои рефренные строки очень удачно выстроены, позволяют сюжету развиваться. По-моему, в триолете это главное, я уже говорила, кажется, об этом )
Я где-то читала, что даже поэмы есть из триолетов! в начале прошлого века, если не путаю, очень модной была эта форма ))

 

Популярные стихи за месяц
98
81
77
70
67
62
58
56
56
54
54
54
52
51
49
49
48
48
47
47
47
45
44
44
44
43
Лесное озеро 4 августа 2017 (Тая Кузмина)
39
37
35
30