ГлавнаяСтихиЛирикаМистика и эзотерика → "Обрекаемая на жертву" ( "Фиолетовые сонеты")Аркан № 5

"Обрекаемая на жертву" ( "Фиолетовые сонеты")Аркан № 5

30 марта 2017 - Алексей Баландин
(отрывок  из  романа  "Сердце  мира" )

1. «Старуха».      

Словно  садху  в  святилише Кали  
заплутал  я  в  сандаловом  хмеле ,-  
зыбким  космосом  в  мутном   опале    
раздвигались  подсводные  щели

Это  где-то  в  далёком  Непале  
плачет  девочка  в  колыбели,-
там  карминные  сумерки  пали,  
и  протяжно  дунхоры  хрипели.

От  истоков  великого  Ганга,  
неземною  поступью  духа,
по  наитью  слепого  сричжанга,- 

Подходила  к  селенью  старуха…
Засмеялась, прикрывшись  рукою,-  
в   колыбель  указала   клюкою. ..

2.«Выбор  Кумари-дэви».

Бледным  утром  пришли  из  Патана  
за  богиней  в  обличье  ребёнка, -  
и  смотрели  так  долго  и  странно    
в  те  глаза  где  лишь  просто  и  звонко,-  

Днём  и  ночью, в  качаньи  тумана  
паутину  плели  свою  тонко,  
а  потом   повели  утром  рано,  
На  призыв  монастырского  гонга.

В  подземелье  глухое  сажали,
всё  недетской  кошмарили  жутью,
плакать, спать  и  кричать  запрещали,

И  поили  «божественной  ртутью».…
И  однажды  душа  надкололась,-  
в  ней  пробился  божественный  образ.

3. «Кумари, спасающая  мир».

Там  в  заоблачных  высях  горных,
где  в  развалинах  древние  храмы,  
два  аскета   в  смиренье  упорных  
предвестили  конец  Далай-ламе.

Манджурши  привлекая  дарами,
нагадали  на  рисовых  зёрнах,
что  приблизился   срок  Горной  Даме  
пробудиться  от  грёз  пасифлорных.

…Шестирукого  Шивы  коснётся, -
свежей  крови  так  жаждущих  губ,-  
меч  с  трезубцем  в  руках  провернётся...
Но  среди  тихо  дремлющих ступ                                                                                                                                          

выйдет  девочка-дэви  навстречу….
Ляжет  богу  истомой  на  плечи….

4.  «Кумари, дающая  надежду».

Раз  в  году  им  являлась  нездешняя  
в  ожерельях  и  кольцах  своих,-  
навсегда  отупело- вешняя,
неживая – живей  живых…

В  паланкине  плыла, безмятежная,
её  взор  был  и  смутен  и  тих…
слишком  рано   навеки-безгрешная,
за  пределом  всех  мук  земных.

Ей  мерещился  сквозь  отрешённость:
чистота  стала  пустотой...
В  беспредельную  разобщённость…

Это  Вечность  касалась  клюкой…
Вот   Блаженные  Странники…близко…-
подойдут  и  наклонятся  низко…

5. «Кумари  счастливая».

Две  божественных  Королевы    
этой  ночи  ткали  остаток .
Звоном  гулкого  перепева  
отозвалось  им  утро  загадок. 

Грустноликая  Кумари-дэви
во  дворце  золотом  Ханумандок  
пробуждалась  с  мольбой  к  Махадэве  
в  чутком  трепете  медных  лампадок.

Смутно  помнила – сон был  краток - 
зареокой  Шакти  улыбку,
танец осеребрённых  пяток...

Там  спугнув  золотую  рыбку,
Нарайан  засмеялся  знакомо  
с  барельефа  на  дне  водоёма.

6. «Возвращение».

Вот   обратно  в  селение  горное   
возвращается  девочка  бледная,-
перед  ней  распахнулась  просторная    
глубина  фиолетовоцветная.

Мать  заплачет  несчастная, вздорная,
скрипнет  пологом  хижина  бедная,-
здесь  печаль  и  нужда  необорная,
да  вся  роскошь – лишь  ладанка  медная.

Тьма  страшней, но  всё  ярче  жемчужина:
эти  губы  навеки  с  улыбкою…
Словно  горним  дыханьем  простужена,
Она  чахнет  неудержимо…                                                                                                                                                              

Вот  уже  стала   призрачно-зыбкою,
филетовой  струйкою  дыма.

7. «Фиолетовый  цвет».

Я  оставил  обитель  сричжанга,
Гухешвари  молюсь  много  лет…-
в  храмах  Леха  и  дзонгах  Бутанга  
я  стремился   познать  этот  цвет…

Доходил  я  до  чёрного  Ганга, 
повторяя  бессмыслицу  Вед…-
У  заснеженных  башен  Мустанга  
коркой  льда  серебрился  мой  след.

И  везде  фиолетовость  эта  
погружала  в  тревожные  сны,  
и  загадкой  нездешнего  света   

Все  предметы   казались  полны,-
Даже  бледный  обрубок   Луны,
даже  пурпурный  лотос  рассвета.

8. «Беспокойный  садху»(мудрец).

В  голове  всё  чортеки  и  чатьи,
тёртый  лал  и  мандалы  круги,
Манджурши  в  киноваревом   платье
чампы  бледные  мнёт  лепестки.

Никогда, значит, не  услыхать  их -
Гухешвари  или  Дурги,-
видно  магия  и  заклятья -  
бестолковые  тут  пустяки…

Мой   двойник  по  Тибету  бродит,
и  лавины  не  тронут  его…
Он  "жемчужины"  там  находит 
В  изобилии  и  легко…

И  смеётся :«Свет  этих  "жемчужин"    
будет  всюду, лишь  станет  ненужен» .  

9. «Клубок  Майи».
 
Мир – клубок   неподвижных  скольжений…
ты  в  него  свою  нитку   вплети…
в  тёрпком  чаде  изнеможений    
за  пустым  отголоском  иди.

Гнёт  забот, душный  ад  вожделений -
всё  проходит, пройдёт ,- ты  жди,-
и  рассеется  сонм  наваждений  
над  священной  рекой  Багмати!

И  поднимется  мира  лотос,
и  послышится  детский  голос  
словно  стрелы  пронзят слова:

«Кто  прикован  к  жизни, простужен,-
драгоценней  любых  жемчужин,
ты  ему  помоги  сперва»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
Вместо  крментария:  В  Тибете  существует  древний  обычай  выбирать  маленькую  девочку  из  местных  жителей, чтобы  она  в  течении  определённого  срока  считалась  воплощением  одного  из  индуистских  божеств (Культ  Кумари-дэви).  Ребёнок  окружался  роскошью  и  благоговением. Ему  всячески  внушали, что  он - реальное  божество  И  вот  по  истечении  определённого  срока, когда  психика  ребёнка    уже   сформировалась  под  требуемый  образ, его  возвращают  назад  родителям, не  задаваясь  вопросом  о  дальнейшей  судьбе. По  сути  это  уже  безвозвратно  надломленный  тип  личности, выпадающий  из  социального  окружения, и  зачастую  не  способный  изжить  то  ли  травму, то  ли  трансцедентальное  наитие  раннего  детства.  
В  конце  концов  мало  кто  способен  жить  обычной  жизнью  дальше  получив  реальный  опыт  "перешагивания  через  самого  себя"  ("Не  иди  вовне, иди  вовнутрь  самого  себя, и  когда  ты  внутри  обретёшь  себя  ограниченным, перешагни  через  самого  себя" Св. Августин)                        

© Copyright: Алексей Баландин, 2017

Регистрационный номер №0381214

от 30 марта 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0381214 выдан для произведения: 1. «Старуха».      

Словно  садху  в  святилише Кали  
заплутал  я  в  сандаловом  хмеле ,-  
зыбким  космосом  в  мутном   опале    
раздвигались  подсводные  щели

Это  где-то  в  далёком  Непале  
плачет  девочка  в  колыбели,-
там  карминные  сумерки  пали,  
и  протяжно  дунхоры  хрипели.

От  истоков  великого  Ганга,  
неземною  поступью  духа,
по  наитью  слепого  сричжанга,- 

Подходила  к  селенью  старуха…
Засмеялась, прикрывшись  рукою,-  
в   колыбель  указала   клюкою. ..

2.«Выбор  Кумари-дэви».

Бледным  утром  пришли  из  Патана  
за  богиней  в  обличье  ребёнка, -  
и  смотрели  так  долго  и  странно    
в  те  глаза  где  лишь  просто  и  звонко,-  

Днём  и  ночью, в  качаньи  тумана  
паутину  плели  свою  тонко,  
а  потом   повели  утром  рано,  
На  призыв  монастырского  гонга.

В  подземелье  глухое  сажали,
всё  недетской  кошмарили  жутью,
плакать, спать  и  кричать  запрещали,

И  поили  «божественной  ртутью».…
И  однажды  душа  раскололась,-  
в  ней  пробился  божественный  образ.

3. «Кумари, спасающая  мир».

Там  в  заоблачных  высях  горных,
где  в  развалинах  древние  храмы,  
два  аскета   в  смиренье  упорных  
предвестили  конец  Далай-ламе.

Манджурши  привлекая  дарами,
нагадали  на  рисовых  зёрнах,
что  приблизился   срок  Горной  Даме  
пробудиться  от  грёз  пасифлорных.

…Шестирукого  Шивы  коснётся, -
свежей  крови  так  жаждущих  губ,-  
меч  с  трезубцем  в  руках  провернётся...
Но  среди  тихо  дремлющих  ступ                                                                                                                                          

выйдет  девочка-дэви  навстречу….
Ляжет  богу  истомой  на  плечи….

4.  «Кумари, дающая  надежду».

Раз  в  году  им  являлась  нездешняя  
в  ожерельях  и  кольцах  своих,-  
авсегда  отупело- вешняя,
неживая – живей  живых…

В  паланкине  плыла, безмятежная,
её  взор  был  и  смутен  и  тих…
слишком  рано   навеки-безгрешная,
за  пределом  всех  мук  земных.

Ей  мерещился  сквозь  отрешённость:
чистота  стала  пустотой...
В  беспредельную  разобщённость…

Это  Вечность  касалась  клюкой…
Вот   Блаженные  Странники…близко…-
подойдут  и  наклонятся  низко…

5. «Кумари  счастливая».

Две  божественных  Королевы    
этой  ночи  ткали  остаток .
Звоном  гулкого  перепева  
отозвалось  им  утро  загадок. 

Грустноликая  Кумари-дэви
во  дворце  золотом  Ханумандок  
пробуждалась  с  мольбой  к  Махадэве  
в  чутком  трепете  медных  лампадок.

Смутно  помнила – сон был  краток - 
зареокой  Шакти  улыбку,
танец осеребрённых  пяток...

Там  спугнув  золотую  рыбку,
Нарайан  засмеялся  знакомо  
с  барельефа  на  дне  водоёма.

6. «Возвращение».

Вот   обратно  в  селение  горное   
возвращается  девочка  бледная,-
перед  ней  распахнулась  просторная    
глубина  фиолетовоцветная.

Мать  заплачет  несчастная, вздорная,
скрипнет  пологом  хижина  бедная,-
здесь  печаль  и  нужда  необорная,
да  вся  роскошь – лишь  ладанка  медная.

Тьма  страшней, но  всё  ярче  жемчужина:
эти  губы  навеки  с  улыбкою…
Словно  горним  дыханьем  простужена,
Она  чахнет  неудержимо…                                                                                                                                                              

Вот  уже  стала   призрачно-зыбкою,
филетовой  струйкою  дыма.

7. «Фиолетовый  цвет».

Я  оставил  обитель  сричжанга,
Гухешвари  молюсь  много  лет…-
в  храмах  Леха  и  дзонгах  Бутанга  
я  стремился   познать  этот  цвет…

Доходил  я  до  чёрного  Ганга, 
повторяя  бессмыслицу  Вед…-
У  заснеженных  башен  Мустанга  
коркой  льда  серебрился  мой  след.

И  везде  фиолетовость  эта  
погружала  в  тревожные  сны,  
и  загадкой  нездешнего  света   

Все  предметы   казались  полны,-
Даже  бледный  обрубок   Луны,
даже  пурпурный  лотос  рассвета.

8. «Беспокойный  садху»(мудрец).

В  голове  всё  чортеки  и  чатьи,
тёртый  лал  и  мандалы  круги,
Манджурши  в  киноваревом   платье
чампы  бледные  мнёт  лепестки.

Никогда, значит, не  услыхать  их -
Гухешвари  или  Дурги,-
видно  магия  и  заклятья -  
бестолковые  тут  пустяки…

Мой   двойник  по  Тибету  бродит,
и  лавины  не  тронут  его…
Он  "жемчужины"  там  находит 
В  изобилии  и  легко…

И  смеётся :«Свет  этих  "жемчужин"    
будет  всюду, лишь  станет  ненужен» .  

9. «Клубок  Майи».
 
Мир – клубок   неподвижных  скольжений…
ты  в  него  свою  нитку   вплети…
в  тёрпком  чаде  изнеможений    
за  пустым  отголоском  иди.

Гнёт  забот, душный  чад  вожделений -
всё  проходит, пройдёт ,- ты  жди,-
и  рассеется  сонм  наваждений  
над  священной  рекой  Багмати!

И  поднимется  мира  лотос,
и  послышится  детский  голос  
словно  стрелы  пронзят слова:

«Кто  прикован  к  жизни, простужен,-
драгоценней  любых  жемчужин,
ты  ему  помоги  сперва»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
Вместо  крментария:  В  Тибете  существует  древний  обычай  выбирать  маленькую  девочку  из  местных  жителей, чтобы  она  в  течении  определённого  срока  считалась  воплощением  одного  из  индуистских  божеств (Культ  Кумари-дэви).  Ребёнок  окружался  роскошью  и  благоговением. Ему  всячески  внушали, что  он - реальное  божество  И  вот  по  истечении  определённого  срока, когда  психика  ребёнка    уже   сформировалась  под  требуемый  образ, его  возвращают  назад  родителям, не  задаваясь  вопросом  о  дальнейшей  судьбе. По  сути  это  уже  безвозвратно  надломленный  тип  личности, выпадающий  из  социального  окружения, и  зачастую  не  способный  изжить  то  ли  травму, то  ли  трансцедентальное  наитие  раннего  детства.                          
 
Рейтинг: +2 907 просмотров
Комментарии (2)
Денис Маркелов # 14 апреля 2017 в 13:28 0
Прекрасные стихи. Отличный цикл. Рад, что публикуешь новые произведения. Сильные стихи - кажется гораздо сильнее твоей прозы
Алексей Баландин # 14 апреля 2017 в 14:23 0
Я думаю, что вряд ли стоит сравнивать стихи и прозу. Хоть по силе воздействия, хоть по качеству сделанного. Это вообще несопоставимо-РАЗНОЕ. Как можно например сравнивать пищу и цветок, космический корабль и языческое капище? Стихи ближе к музыке, проза (чего нибудь действительно стоящая) к философии и (в каком-то смысле) к науке или спорту. Хотя бывают странные совпадения начальных условий (кажущиеся) - интуитивная проза (магический реализм, сюрреалистический роман), рациолналистически-формализованная поэзия и прочая. Но это только пустые осуществления, пограничные кошмары (при стыке замкнутых по сути множеств - шары Ньютона, при соударении разбегающиеся(всего лишь!)в разные стороны),уродливые призраки неустранимой экспириментаторской чесотки некоторых амбициозных чудиков(эстетические овечки Долли, которым и жить недолго и их необходимость по большому счёту - условна. то бишь субъективна). Реальные сущности должны обладать определёнными бытийственными свойствами, иначе им нет места в нашей реальности, пусть и ментальной (разве что в качестве архива человеческих супер-(претензий и неудач)), ни пророда ни разум человеческий ничего этому противопоставить не могут, все эти квазифеномены, если и могут появиться в поле нашего, порой склонного к причудливости, восприятия, лишены производящей силы, как овечка Долли или как помесь осла и кобылы (Есенинская дурь повенчать цветок с жабой (смотри выше - с пищей).