МЫ

10 февраля 2013 - Юрий Слащев
article115991.jpg

На фото: Евфросиния Керсновская, победившая ГУЛАГ

МЫ

«Всех неугодных нам, - закроем,
- от Беломора до ГУЛАГа,
мы наш, - мы новый мир построим,
- не нужно нам богатства, блага».

И стали вечными рабами,
коммунистической идеи.
По Красной площади гробами,
несли вождей мы в Мавзолеи.

Мы! – Как звучало это гордо,
для «октябрят» и «пионеров»!
От каждой нотки до аккорда,
играли гимны изуверов.

Отягощенные наследством,
- мы, утопали в вечных пьянках.
И для мечты с чугунным детством,
- пахали землю на крестьянках.

Да! Гегемон творил немало!
Нет равных, - от его террора.
ЧК, - конечно не дремало,
- не смыть им прошлого позора.

И что теперь, сбежались в Храмы,
- креститься стали как попало…

Не отмолился грех слезами
- где кровь сквозь пальцы проступала.




10 февраля 2013 года
- - - - - - - - - - - - - - - - - -

Идеология ГУЛАГа - доказать, что его не было…

Евфросиния Антоновна Керсновская создала свою «скальную живопись» в 1963-64 годах - задолго до появления «Архипелага ГУЛАГа» Александра Солженицына, «Крутого маршрута» Евгении Гинзбург, «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Уникален жанр этого повествования - рисунки, сопровожденные подробными комментариями. При этом очевидно несоответствие: «По манере - это типичная альбомная живопись XIX века, т.е. очень камерные, лирические изображения.

Еще уникальнее судьба Евфросинии Антоновны. Это взгляд человека, который никогда не жил при советской власти: сначала Евфросиния жила в не-советской Бессарабии, а затем сразу же была репрессирована. Она не знала советской пропаганды и имела «роскошь» смотреть на мир глазами человека, который слушается прежде всего своей совести: «Какое это счастье, когда не испытываешь колебаний, прислушиваешься к голосу своей совести и подчиняешься только ее приказаниям!», - записано в одной из тетрадей. Керсновская, сама того не сознавая, смотрела чуть-чуть со стороны и сверху, а ведь даже Солженицын говорил, что освободился от идеологического плена только спустя несколько лет лагеря. Керсновская была свободна всегда.

Рисованный эпос Керсновской - это огромное собрание из 1500 страниц текста и около 700 иллюстраций. Она сделала несколько копий рукописи, раздала их знакомым, взяв обещание хранить в тайниках до наступления лучших времен. Евфросиния Антоновна не считала себя писателем и художником; «воспоминания» - ее единственный опыт словесного творчества. Тем не менее их художественный уровень достаточно высок. 

© Copyright: Юрий Слащев, 2013

Регистрационный номер №0115991

от 10 февраля 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0115991 выдан для произведения:

На фото: Евфросиния Керсновская, победившая ГУЛАГ

МЫ

«Всех неугодных нам, - закроем,
- от Беломора до ГУЛАГа,
мы наш, - мы новый мир построим,
- не нужно нам богатства, блага».

И стали вечными рабами,
коммунистической идеи.
По Красной площади гробами,
несли вождей мы в Мавзолеи.

Мы! – Как звучало это гордо,
для «октябрят» и «пионеров»!
От каждой нотки до аккорда,
играли гимны изуверов.

Отягощенные наследством,
- мы, утопали в вечных пьянках.
И для мечты с чугунным детством,
- пахали землю на крестьянках.

Да! Гегемон творил немало!
Нет равных, - от его террора.
ЧК, - конечно не дремало,
- не смыть им прошлого позора.

И что теперь, сбежались в Храмы,
- креститься стали как попало…

Не отмолился грех слезами
- где кровь сквозь пальцы проступала.




10 февраля 2013 года
- - - - - - - - - - - - - - - - - -

Идеология ГУЛАГа - доказать, что его не было…

Евфросиния Антоновна Керсновская создала свою «скальную живопись» в 1963-64 годах - задолго до появления «Архипелага ГУЛАГа» Александра Солженицына, «Крутого маршрута» Евгении Гинзбург, «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Уникален жанр этого повествования - рисунки, сопровожденные подробными комментариями. При этом очевидно несоответствие: «По манере - это типичная альбомная живопись XIX века, т.е. очень камерные, лирические изображения.

Еще уникальнее судьба Евфросинии Антоновны. Это взгляд человека, который никогда не жил при советской власти: сначала Евфросиния жила в не-советской Бессарабии, а затем сразу же была репрессирована. Она не знала советской пропаганды и имела «роскошь» смотреть на мир глазами человека, который слушается прежде всего своей совести: «Какое это счастье, когда не испытываешь колебаний, прислушиваешься к голосу своей совести и подчиняешься только ее приказаниям!», - записано в одной из тетрадей. Керсновская, сама того не сознавая, смотрела чуть-чуть со стороны и сверху, а ведь даже Солженицын говорил, что освободился от идеологического плена только спустя несколько лет лагеря. Керсновская была свободна всегда.

Рисованный эпос Керсновской - это огромное собрание из 1500 страниц текста и около 700 иллюстраций. Она сделала несколько копий рукописи, раздала их знакомым, взяв обещание хранить в тайниках до наступления лучших времен. Евфросиния Антоновна не считала себя писателем и художником; «воспоминания» - ее единственный опыт словесного творчества. Тем не менее их художественный уровень достаточно высок. 

 
Рейтинг: +2 580 просмотров
Комментарии (2)
Валерий Третьяков # 10 февраля 2013 в 16:53 0
Сломанных судеб и крик поколения
Костями был вымощен их призрачный рай
Памятью павших - цветов возложение
Ты в час поклонения сквозь годы воздай.
Юрий Слащев # 10 февраля 2013 в 18:56 0
Чтобы получить 400 граммов хлеба, надо было в день выстирать 300 пар кровавого, ссохшегося в комок до твердости железа белья, или две тысячи – да, две тысячи! – пилоток, или сто маскировочных халатов. На все это выдавали пилотку жидкого мыла. Особенно кошмарны были эти халаты. Намоченные, они становились твердыми, как листовое железо, а засохшую кровь хоть топором вырубай.
...из тетради Е.А.Керсновской

Спасибо Вам, Валерий за сочувствие и понимание. С уважением, Юрий.