Парижские "Подсолнухи"

22 сентября 2013 - nadezhda redko
                                                                                  Парижские «Подсолнухи»

( в честь юбилея Ван Гога)

Лондонская национальная галерея утром была почти пуста. Ходила из зала в зал: все интересно, радует глаз и отзывается в сердце. Знакомые имена, роскошные рамки, исторические знаменитые полотна. Многие картины вспоминала из курса истории живописи в художественном училище. Но увидеть близко своими глазами, посмотреть все штрихи, мазки, игру цвета! Об этом даже не смела мечтать. Небольшие сбережения тратила на открытки, чтобы наглядно рассказать детям в школе о талантливых художниках. Подходила к небольшим группам туристов из разных стран и слушала увлеченный рассказ экскурсовода о жизни мастеров кисти. Долго ждала незнакомца, пригласившего меня в страну, город, картинную галерею. Вспомнила: надо на шею повесить медальон с «Подсолнухами » Ван Гога. Только после письма иностранца, мама рассказала о наших французских корнях. Осмотрела сначала фойе, потом прошла в ближайшие залы: незнакомца не было. Дежурная у входа подсказала номер зала, где можно найти картину Ван Гога.

Из окна лился поток солнечных лучей, собранных в пучок, Он сделал брешь среди пасмурных туч и радостно пробился , устремившись к одной картине на большой стене. Картина засияла, забрав солнечную энергию и воспламеняя краски осенних цветов. «Подсолнухи» Ван Гога ожили в прозрачной светло - голубоватой вазе. Зрители восторженно окружили картину, наступил момент тихого созерцания шедевра. Из познавательного рассказа экскурсовода для русских туристов узнала много интересного:

«Из Голландии Ван Гог приезжает по письму брата Тео во Францию. Из этих писем (а их сохранилось более 700) мы лучше всего можем узнать о внутреннем мире Ван Гога, о его размышлениях по поводу собственной жизни и работ. Винсент очень хочет познакомиться с работами известных художников – импрессионистов. Он приехал в первых числах марта 1886 года в Париж к Тео, без денег, надеясь на совместное жилье и питание. Тео принимает брата, но скоро начались ссоры. Парижский период Ван Гога был очень удачным. К сожалению, два года, прожитые Винсентом в Париже менее всего освещены документально, переписки не было. Бунтующий дух столицы искусства давал физически ощущаемую художником «дозу» художественного вдохновения. Эксперименты с красками, отображение цвета на полотне, приемы пленэрной живописи импрессионистов и японской гравюры, привнесших в его творчество яркие цвета и более свободный мазок; отныне темная гамма уступала место золотистому, голубому и красному. Винсент одному из своих друзей пишет : «В мире существует лишь один Париж».

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне . (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) Перед Вами картина «Подсолнухи» четвертый вариант: желтый фон, 92.1 × 73 см. ».

Невольно я дотронулась до своего медальона: сколько лет он был на груди.

Лучистый цвет картины притягивал взгляд. Тело поддается вперед. Видишь только картину, не замечаешь даже раму; никого вокруг тебя нет. Взгляд сосредоточен на вазе: в ней качаются живые головки подсолнухов. Давно написанная картина странная, она«разговаривает» со зрителем: зовет в путь на поля, где много подсолнухов, раскрывает в душе запасы теплоты, радости, дает призыв , чтобы любили : себя, людей и… человечество, со всеми его недостатками. Картина , присмотревшись взглядом несколько минут, бьет «яростный набат», призыв: сохранить земную красоту. Я вспомнила беседы с бабушкой о Франции и художнике, который однажды вошел в жизнь ее бабушки, в далекие дни осени 1887 года . Да – это был сам Винсент Ван Гог.

Еще месяц назад устроилась в школу рядовым учителем рисования в младших классах и продолжала учиться на последнем курсе художественного училища небольшого городка в Подмосковье. Получила иностранное письмо с открыткой – портретом Ван Гога. Просьба необычная: приехать в Москву с подтверждением родословной. Мама болела , она дала фотографии прабабушки и бабушки, документы , подтверждающие российское гражданство. Свидетельство о браке бабушки с русским дипломатом. Отец умер молодой, у него очень болело сердце. О жизни во Франции не распространялись, разговаривали на французском языке только с бабушкой. Перед смертью бабушка подарила свой медальон. Прощаясь, она гладила меня по плечу, ее слезы капали мне за воротник. Медальон повесила на шею, как того хотела бабушка. Сама о важности подарка и ценности реликвии даже не думала, жили бедно. В наследство досталась и книга на французском языке . В середине книги, междустраниц лежал целлофановый пакетик с лепестком подсолнечника, выцветший со временем. В Москве я получила туристическую визу на две недели в Англию и Францию, с оплаченным билетом туда и обратно, деньги и записку от неизвестного о встрече в галерее : когда, где и в каком часу. Все это было странно, интересно и заманчиво.

И вот я здесь: осенняя промозглая погода, я - уставшая и голодная .

Отвести взгляд от картины не могла, она завораживала, освещала изнутри мою веру в себя и давала веру в жизненную удачу . Все пространство вокруг было заполнено желтым цветом, залито солнечными лучами и золотистыми оттенками лепестков осенних цветов.

Сколько простояла – не помню. Туристы уходили и приходили, стояли рядом или двигались мимо меня. Ощутила, как кто-то посторонний подошел сзади и взял мою кисть руки в свою: горячую, нервную и чужую. Даже незнакомец не мог меня отвлечь от картины. Взгляд мой изучал каждое движение кисти: легкое, свободно падающее, густой мазок за мазком, оттеняющие яркость цвета и формы простого полевого цветка. Сколько было волшебства в этих четких жестах руки! Поток любви отразился в серединке подсолнечника, движениях лепестков, даже в самых маленьких штрихах листьев. Картина – это поэма о природе, солнечный дар человечеству для вечной любви и процветания. «Подсолнухи» - песнь о цветах, горячая любовь к живой и неживой природе .

Почувствовала, что зовут нервным движением руки, ее повышенной пульсацией.

Желание было отмахнуться от иностранца, на несколько минут забыла о цели визита в картинную галерею. «Плохое» ушло из моей жизни: бытовые трудности, денежные проблемы, разговор с директором школы. Душа моя была наполнена теплом, радостным восприятием, всеохватывающей любовью к природе. В каморке для художников – реставраторов мужчина назвал свое имя: «Винсент – Тео- Бонне -Теодор Карбендус».

Молодой мужчина говорил много и быстро о своем семействе, об истории живописи, несколько раз уловила имя Ван Гога, узнал о моей семье полгода назад и хотел встретиться с русскими родственниками на 160- летие знаменитого живописца. В день рождение поездка не получилась (30 марта), он позволил пригласить меня осенью, в любимое время года известного художника, нашего общего родственника. Зная плохо язык, была уверена, что старшее поколение против встречи, они не знают о моем визите в Европу . Поездка была на его скопленные деньги. Иностранец подозвал экскурсовода и подробно расспрашивал о бабушке, особенно о жизни моей пра-пра- бабушки. Удивлен был старому медальону . Экскурсовод пояснил мне, что мой дальний родственник реставрировал фрагмент потерянной картины : «Ваза с пятью подсолнухами » (Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69) . Эта картина была уничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны. Сохранился лишь один  цветок подсолнуха. Просвечивая прибором, он увидел надпись самого художника внутри повядшего цветка на столе: имя женщины, подарившего ему счастье на два месяца пребывания в Париже. Архивные поиски привели его в летнее кафе (Cafe Terrace on the Place du Forum), где каждое утро художник рисовал карандашом рабочие лица, бедных торговок, простых людей за работой.

Вспомнила бабушкин рассказ. Наша пра-пра- бабушка работала в летнем кафе , где часто приходили художники с мольбертами, спорили за кружкой пива, обсуждали политику, призывали создать свою артель или организацию, чтобы оказывать помощь нуждающимся художникам, выставляться на выставках, иметь право продавать по своим, а не заниженным ценам. Жила в пригороде Парижа с отцом и мачехой, которая выгоняла ее на улицу. Дальняя родственница взяла ее в кафе работать с утра до вечера: посуда, уборка. По выходным девушка уходила пешком через лес и поле в ветхую хижину к отцу - угольщику, приносила деньги и оставшуюся еду. Она каждый понедельник рвала с поля желтые налитые осенним солнцем, поспевшие, подсолнухи. Утром ставила цветы в вазочки на столах, чтобы радовали подсолнухи посетителей , получали от них удовольствие. Девушка немного хромала, спрыгнула с копны сена и подвернула ногу при осенней уборке. Однажды ее напугал мужчина, который каждое утро пил дешевое вино и ел только глазунью. В понедельник она нарвала подсолнухи и , напевая , шла по лесу. Художник рисовал восход солнца. Услышав песню, он спрятался за дерево и вышел неожиданно перед девушкой. От испуга она уронила два подсолнуха. Художник так долго разглядывал их под разными углами и освещением, что совсем забыл о девушке и даже не извинился . В пятницу художник извинился,проводил девушку через лес и показал ей набросок своей картины на фанерке. Подарок очень понравился. Винсент сказал, что рисует , экспериментируя множество красок и их оттенки, и она может помочь ему в выходной день.

Картина «Подсолнухи» (два варианта):

«Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию».
Биографы художника заметили, что « …странным и загадочным образом имя Ван Гога всегда было связано с цветами. Он сам писал в письме к Тео: "Подсолнух - это мое, в известном смысле". Этот цветок имел для него особое значение: желтый цвет олицетворяет дружбу и надежду, в то время как цветок сам по себе представляется "идеей, символизирующей признательность и благодарность". Поначалу художник задумывал украсить этими картинами мастерскую в Желтом доме по прибытию в Арле.»

В выходной день девушка, по имени Жаклин, не ушла домой, а провела Винсента на поле подсолнухов. Они вместе любовались восходом солнца над обширным полем подсолнухов. Винсент работал, не отрывая кисть ни на минуту, уловить момент раскрытия цветка, передать всю палитру красок солнечных лучей, отражавшихся на лепестках и листьях. Жаклин держала краски, смешивала и подавала воду. Они вместе любовались закатом солнца , смотрели : как последние лучи прощаются до утра с каждым цветком по отдельности, убегая вдаль. Подсолнухи склоняли запахнутые головки ко сну, чтобы утром опять радоваться дневному свету. Утром вместе с девушкой Винсент пришел до восхода солнца посмотреть: как просыпаются лепестки солнечного растения, оживают тычинки внутри пестика. Горделивые цветки медленно , но уверенно поднимали лепестки к лучам солнца. Солнце приветствовало их, озаряя множеством оттенков желтизны : от светлых тонов до ярко – лимонного, от светло – коричневого и до насыщенного желто- коричневого. В своих последующих картинах Ван Гог использовал от двенадцати до пятнадцати оттенков желтого и желто – красного цвета. Следующие несколько дней он трудился на природе, радовался близким отношениям с девушкой, огорчался ее отсутствием. Девушка увидела в картинах божественный дар художника, поддерживала в минуты нервного расстройства, приносила на поле еду и воду, чтобы не выбивался из сил. Ван Гог рисовал и рисовал подсолнухи, чтобы добиться совершенства в цвете, форме цветка, ощущений своего настроения. Всю свою проснувшуюся любовь и очарование к молодой спутницей он вложил в свою работу. Из фанерки мастер сделал медальон - это был подарок в честь их знакомства и нежной дружбы. Их любовь разгоралась, а картины о подсолнечниках не заканчивались. Нет у художника ни денег, ни дома, даже на краски он занимает в долг у брата, чем Тео недоволен. Девушка по- настоящему любит этого малоразговорчивого уставшего художника, она понимает его раздражительность и нервный срывы : голодная и неустроенная жизнь. От солнечной погоды ничего не осталось, наступила глубокая осень: сырость, ливни, прохлада . Ван Гог запился, возникло обострение болезни, появилась тяжелая угрюмость.

Жаклин уезжает к дальним родственникам, не объясняя причины , даже не сообщив место своего пребывания.

«Жизнь Ван Гога в Париже (1887 г.) – это год развития Винсента как художника, но он также отнял у него часть самого себя, как морально, так и физически. Он подорвал себе здоровье из-за неполноценного питания, чрезмерного потребления алкоголя и курения. Плохая погода в течение зимних месяцев действовала на Винсента раздражающе и угнетающе. Винсент решил покинуть Париж и последовать за солнцем, и за своей судьбой, на юг »,- писали биографы.

27 июля 1890 года, в воскресенье вечером Винсент Ван Гог вышел из дома, с мольбертом и материалами для рисования и пошел в поле. Там он вынул револьвер и выстрелил себе в грудь. Пошатываясь, он добрел до пансиона Равокса и лег в постель, где и был обнаружен хозяином. В крайне тяжелом состоянии, в последние минуты своей жизни он говорил о девушке, вдохновившей его. Брат видел переменчивость в настроении Винсента, ведь с детских лет очень дружили. Ван Гог держал Тео за руку и разговаривал с ним на голландском. Винсент, казалось, уже смирился со своей судьбой, о чем Тео позже писал: «Он хотел умереть. Когда я сидел рядом с ним и говорил, что мы поможем ему выздороветь, что надеемся, что он избавится от своего отчаяния, он сказал мне: "La tristesse durera toujours" («Печаль продлится вечно»). Просил найти Жаклин и его ребенка, рассказав о фамилии под лепестком подсолнуха, о самодельном медальоне с фрагментом первой картины. Последние слова: «Я хотел бы уйти вот так». Винсент Ван Гог скончался в 1:30 ночи 29 июля 1890 года. Католическая церковь в Овере не разрешила хоронить Винсента на своем кладбище, потому что Винсент покончил жизнь самоубийством. Однако, в поселке Мери, что неподалеку, согласились на захоронение, и похороны состоялись 30 июля.

Потомки Тео не откликнулись на завещание Ван Гога. У Тео начались проблемы с работой. Родился сын, названный в честь дяди – Винсентом. Только из семьи матери были неоднократные поиски девушки, которую любил знаменитый , но нищий художник.

Нити родства спрятались в далекой и чужой им России. Политические перевороты, гражданская война, революция, Вторая Мировая война, « холодная война», неприятие французским правительством Советов, смена власти в СССР - все это наложило отпечаток на быстрые поиски. Закрытая граница, невозможность иметь родственников в буржуазных странах, дипломатическая закрытость, происки неизвестных диверсантов государства - не давали никаких положительных результатов.

Только на юбилей знаменитого родственника собраны все документы о прямых потомках Ван Гога в России. Книга о жизни Винсента Ван Гога подогрела интерес к неизвестной родовой линии. Старшее поколение боялось претензий на свободу продажи картин, требование денег от выставок, признание фамилии известного живописца и портретиста 19 века Голландии и Франции.

За две недели столько произошло событий , встреч, новых открытий в жизни и душе.

Теперь с восхищением и любовью произношу его имя : «Винсент – Тео- Бонне -Теодор Карбендус», мой любимый далекий родственник . Изменились мои взгляды на современную любовь и непростую дружбу между мужчиной и молодой (очень молодой и неопытной в любовных делах) женщиной. Он три года живет в гражданском браке , искушен в любовных словах и обольщении. Винсент Тео отвез меня на кладбище в поселок Мери. Прочитал последнее из воспоминаний его товарища :

«Гроб был покрыт обычным белым покрывалом и окружен массой цветов. Там были и подсолнухи, которые он так любил, и желтые георгины - повсюду желтые цветы. Это был, как Вы помните, его любимый цвет, символ света, которым он мечтал наполнить сердца людей, и который наполнял произведения искусства. Рядом с ним, на полу лежал его мольберт, его раскладной стульчик и кисти. Было много народу, в основном художники »

За окном во всех красках живет осень, глубокая осень. Пора расставаний. День вылета на родину. В самолете вспоминала прогулки по осенним дорожкам, летнее кафе, где работала моя родственница, лес, по которому хромая девушка шла пешком на работу.

Мне никто не предложил остаться во Франции, никто не обещал приехать за мной в Россию. Проливной дождь, словно слезы, лился за окнами самолета. Я смотрела на фрагмент утерянной картины «Подсолнухи» , чувствовала теплоту рук любимого, прижимала ее к сердцу и ждала от Винсента Ван Гога какого- ни будь чуда. Стюардесса подала конверт серебряной цепочкой внутри и записку со словами: «Жди. Люблю».

Москва встретила меня осенним ветерком и прощальным ярким солнцем. Падающие желтые и красные листья кружились в танце с ветром, унося с собой слезы и печаль.

Прошел год. Я сфотографировала дочку и послала в далекую Францию. А за окном наливались разноцветными красками цветы…наступило теплое , долгожданное и цветущее лето со своими неповторимыми красками .

 

Четвертый вариант: желтый фон, 92.1 × 73 см,

Лондонская Национальная галерея

Винсент Ван Гог (1853-1890): Cafe Terrace on the Place du Forum (also known as Cafe Terrace at Night), 1888

 

Винсент Ван Гог (1853-1890): Girl in White in the Woods

Подсолнухи имели для мастера особое значение. Он написал два цикла картин с ними: парижский (1887, две картины с лежащими цветами).

1887; 21х57 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

 

 

 

 

 

© Copyright: nadezhda redko, 2013

Регистрационный номер №0160508

от 22 сентября 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0160508 выдан для произведения:
                                                                                  Парижские «Подсолнухи»

( в честь юбилея Ван Гога)

Лондонская национальная галерея утром была почти пуста. Ходила из зала в зал: все интересно, радует глаз и отзывается в сердце. Знакомые имена, роскошные рамки, исторические знаменитые полотна. Многие картины вспоминала из курса истории живописи в художественном училище. Но увидеть близко своими глазами, посмотреть все штрихи, мазки, игру цвета! Об этом даже не смела мечтать. Небольшие сбережения тратила на открытки, чтобы наглядно рассказать детям в школе о талантливых художниках. Подходила к небольшим группам туристов из разных стран и слушала увлеченный рассказ экскурсовода о жизни мастеров кисти. Долго ждала незнакомца, пригласившего меня в страну, город, картинную галерею. Вспомнила: надо на шею повесить медальон с «Подсолнухами » Ван Гога. Только после письма иностранца, мама рассказала о наших французских корнях. Осмотрела сначала фойе, потом прошла в ближайшиезалы: незнакомца не было. Дежурная у входа подсказала номер зала, где можно найти картину Ван Гога.

Из окна лился поток солнечных лучей, собранных в пучок, Он сделал брешь среди пасмурных туч и радостно пробился , устремившись к одной картине на большой стене. Картина засияла, забрав солнечную энергию и воспламеняя краски осенних цветов. «Подсолнухи» Ван Гога ожили в прозрачной светло - голубоватой вазе. Зрители восторженно окружили картину, наступилмомент тихого созерцания шедевра. Изпознавательного рассказа экскурсоводадля русских туристов узнала много интересного:

«Из Голландии Ван Гог приезжает по письму брата Тео во Францию. Из этих писем (а их сохранилось более 700) мы лучше всего можем узнать о внутреннем мире Ван Гога, о его размышлениях по поводу собственной жизни и работ. Винсент очень хочет познакомиться с работами известных художников – импрессионистов. Он приехал в первых числах марта 1886 года в Париж к Тео, без денег, надеясь на совместное жилье и питание. Тео принимает брата, но скоро начались ссоры. Парижский период Ван Гога был очень удачным. К сожалению, два года, прожитые Винсентом в Париже менее всего освещены документально, переписки не было. Бунтующий дух столицы искусства давал физически ощущаемую художником «дозу» художественного вдохновения. Эксперименты с красками, отображение цвета на полотне, приемы пленэрной живописи импрессионистов и японской гравюры, привнесших в его творчество яркие цвета и более свободный мазок; отныне темная гамма уступала место золотистому, голубому и красному. Винсент одному из своих друзей пишет : «В мире существует лишь один Париж».

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне . (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) Перед Вамикартина «Подсолнухи» четвертый вариант: желтый фон, 92.1 × 73 см. ».

Невольно я дотронулась до своего медальона: сколько лет он был на груди.

Лучистый цвет картины притягивал взгляд. Тело поддается вперед. Видишь только картину, не замечаешь даже раму; никого вокруг тебя нет. Взгляд сосредоточен на вазе: в ней качаются живые головки подсолнухов. Давно написанная картина странная, она«разговаривает» со зрителем: зоветв путь на поля, где много подсолнухов, раскрывает в душе запасы теплоты, радости, дает призыв , чтобы любили : себя, людей и… человечество, со всеми его недостатками. Картина , присмотревшись взглядом несколько минут, бьет «яростный набат», призыв: сохранить земную красоту. Я вспомнила беседы с бабушкой о Франции и художнике, который однажды вошел в жизнь ее бабушки, в далекие дни осени 1887 года . Да – это был сам Винсент Ван Гог.

Еще месяц назад устроилась в школу рядовым учителем рисования в младших классах и продолжала учиться на последнем курсе художественного училища небольшого городка в Подмосковье. Получила иностранное письмо с открыткой – портретом Ван Гога. Просьба необычная: приехать в Москву с подтверждением родословной. Мама болела , она дала фотографии прабабушки и бабушки, документы , подтверждающие российское гражданство. Свидетельство о браке бабушки с русским дипломатом. Отец умер молодой, у него очень болело сердце. О жизни во Франции не распространялись, разговаривали на французском языке только с бабушкой. Перед смертью бабушка подарила свой медальон. Прощаясь, она гладила меня по плечу, ее слезы капали мне за воротник. Медальон повесила на шею, как того хотела бабушка. Сама оважности подарка и ценностиреликвии даже не думала, жили бедно. В наследство досталась и книга на французском языке . В середине книги, междустраниц лежал целлофановый пакетик с лепестком подсолнечника, выцветший со временем. В Москве я получила туристическую визу на две недели в Англию и Францию, с оплаченным билетом туда и обратно, деньги и записку от неизвестного о встрече в галерее : когда, где и в каком часу. Все это было странно, интересно и заманчиво.

И вот я здесь: осенняя промозглая погода, я - уставшая и голодная .

Отвести взгляд от картины не могла, она завораживала, освещала изнутри мою веру в себя и давала веру в жизненную удачу . Все пространство вокруг было заполнено желтым цветом, залито солнечными лучами и золотистыми оттенками лепестков осенних цветов.

Сколько простояла – не помню. Туристы уходили и приходили, стояли рядом или двигались мимо меня. Ощутила, как кто-то посторонний подошел сзади и взял мою кисть руки в свою: горячую, нервную и чужую. Даже незнакомец не мог меня отвлечь от картины. Взгляд мой изучал каждое движение кисти: легкое, свободно падающее, густой мазок за мазком, оттеняющие яркость цвета и формы простого полевого цветка. Сколько было волшебства в этих четких жестах руки! Поток любви отразился в серединке подсолнечника, движениях лепестков, даже в самых маленьких штрихах листьев. Картина – это поэма о природе, солнечный дар человечеству для вечной любви и процветания. «Подсолнухи» - песнь о цветах, горячая любовь к живой и неживой природе .

Почувствовала, что зовут нервным движением руки, ее повышенной пульсацией.

Желание было отмахнуться от иностранца, на несколько минут забыла о цели визита в картинную галерею. «Плохое» ушло из моей жизни: бытовые трудности, денежные проблемы, разговор с директором школы. Душа моя была наполнена теплом, радостным восприятием, всеохватывающей любовью к природе. В каморке для художников – реставраторов мужчина назвал свое имя: «Винсент – Тео- Бонне -Теодор Карбендус».

Молодой мужчина говорил много и быстро о своем семействе, об истории живописи, несколько раз уловила имя Ван Гога, узнал о моей семье полгода назад и хотел встретиться с русскими родственниками на 160- летие знаменитого живописца. В день рождение поездка не получилась (30 марта), он позволил пригласить меня осенью, в любимое время года известного художника, нашего общего родственника. Зная плохо язык, была уверена, что старшее поколение против встречи, они не знают о моем визите в Европу . Поездка была на его скопленные деньги. Иностранец подозвал экскурсовода и подробно расспрашивал о бабушке, особенно о жизни моей пра-пра- бабушки. Удивлен был старому медальону . Экскурсовод поясним мне, что «мой дальний родственник реставрировал фрагмент потерянной картины ( «Ваза с пятью подсолнухами.» Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69. Уничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны.) Просвечивая прибором, увидел надпись самого художника внутри повядшего цветка на столе: имя женщины, подарившего ему счастье на два месяца пребывания в Париже. Архивные поиска привели его в летнее кафе (Cafe Terrace on the Place du Forum), где каждое утро художник рисовал карандашом рабочие лица, бедных торговок, простых людей за работой.

Вспомнила бабушкин рассказ. Наша пра-пра- бабушка работала в летнем кафе , где часто приходили художники с мольбертами, спорили за кружкой пива, обсуждали политику, призывали создать свою артель или организацию, чтобы оказывать помощь нуждающимся художникам, выставляться на выставках, иметь право продавать по своим, а не заниженным ценам. Жила в пригороде Парижа с отцом и мачехой, которая выгоняла ее на улицу. Дальняя родственница взяла ее в кафе работать с утра до вечера: посуда, уборка. По выходным девушка уходила пешком через лес и поле в ветхую хижину

к отцу - угольщику, приносила деньги и оставшуюся еду. Она каждый понедельник рвала с поля желтые налитые осенним солнцем, поспевшие, подсолнухи. Утром ставила цветы в вазочки на столах, чтобы радовали подсолнухипосетителей , получали от них удовольствие. Девушка немного хромала, спрыгнула с копны сена и подвернула ногу при осенней уборке. Однажды ее напугал мужчина, который каждое утро пил дешевое вино и ел только глазунью. В понедельник она нарвала подсолнухи и , напевая , шла по лесу. Художник рисовал восход солнца. Услышав песню, он спрятался за дерево и вышел неожиданно перед девушкой. От испуга она уронила два подсолнуха. Художник так долго разглядывал их под разными углами и освещением, что совсем забыл о девушке и даже не извинился . В пятницу художник извинился,проводил девушку через лес и показал ей набросок своей картины на фанерке. Подарок очень понравился. Винсент сказал, что рисует , экспериментируя множество красок и их оттенки, и она может помочь ему в выходной день.

Картина «Подсолнухи» (два варианта):

«Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию».


Биографы художника заметили, что « …странным и загадочным образом имя Ван Гога всегда было связано с цветами. Он сам писал в письме к Тео: "Подсолнух - это мое, в известном смысле". Этот цветок имел для него особое значение: желтый цвет олицетворяет дружбу и надежду, в то время как цветок сам по себе представляется "идеей, символизирующей признательность и благодарность". Поначалу художник задумывал украсить этими картинами мастерскую в Желтом доме по прибытию в Арле.»

В выходной день девушка, по имени Жаклин, не ушла домой, а провела Винсента на поле подсолнухов. Они вместе любовались восходом солнца над обширным полем подсолнухов. Винсент работал, не отрывая кисть ни на минуту, уловить момент раскрытия цветка, передать всю палитру красок солнечных лучей, отражавшихся на лепестках и листьях. Жаклин держала краски, смешивала и подавала воду. Они вместе любовались закатом солнца , смотрели : как последние лучи прощаются до утра с каждым цветком по отдельности, убегая вдаль. Подсолнухисклоняли запахнутые головки ко сну, чтобы утром опять радоваться дневному свету. Утром вместе с девушкой Винсент пришел до восхода солнца посмотреть: как просыпаются лепестки солнечного растения, оживают тычинки внутри пестика. Горделивые цветки медленно , но уверенно поднимали лепестки к лучам солнца. Солнце приветствовало их, озаряя множеством оттенков желтизны : от светлых тонов до ярко – лимонного, от светло – коричневого и до насыщенного желто- коричневого. В своихпоследующих картинах Ван Гог использовал от двенадцати до пятнадцати оттенков желтого и желто – красного цвета. Следующие несколько дней он трудился на природе, радовался близким отношениям с девушкой, огорчалсяее отсутствием. Девушка увидела в картинах божественный дар художника, поддерживала в минуты нервного расстройства, приносила на поле еду и воду, чтобы не выбивался из сил. Ван Гог рисовал и рисовал подсолнухи, чтобы добиться совершенства в цвете, форме цветка, ощущений своего настроения. Всю свою проснувшуюся любовь и очарование к молодой спутницей он вложил в свою работу. Из фанерки мастер сделал медальон - это был подарок в честь их знакомства и нежной дружбы. Их любовь разгоралась, а картины о подсолнечниках не заканчивались. Нет у художника ни денег, ни дома, даже на краски он занимает в долг у брата, чем Тео недоволен. Девушка

по- настоящему любит этого малоразговорчивого уставшего художника, она понимает его раздражительность и нервный срывы : голодная и неустроенная жизнь. От солнечной погоды ничего не осталось, наступила глубокая осень: сырость, ливни, прохлада . Ван Гог запился, возникло обострение болезни, появилась тяжелая угрюмость.

Жаклин уезжает к дальним родственникам, не объясняя причины , даже не сообщив место своего пребывания.

«Жизнь Ван Гога в Париже (1887 г.) – это год развития Винсента как художника, но он также отнял у него часть самого себя, как морально, так и физически. Он подорвал себе здоровье из-за неполноценного питания, чрезмерного потребления алкоголя и курения. Плохая погода в течение зимних месяцев действовала на Винсента раздражающе и угнетающе. Винсент решил покинуть Париж и последовать за солнцем, и за своей судьбой, на юг »,- писали биографы.

27 июля 1890 года, в воскресенье вечером Винсент Ван Гог вышел из дома, с мольбертом и материалами для рисования и пошел в поле. Там он вынул револьвер и выстрелил себе в грудь. Пошатываясь, он добрел до пансиона Равокса и лег в постель, где и был обнаружен хозяином. В крайне тяжелом состоянии, в последние минуты своей жизни он говорил о девушке, вдохновившей его. Брат видел переменчивость в настроении Винсента, ведь с детских лет очень дружили. Ван Гогдержал Тео за руку и разговаривал с ним на голландском. Винсент, казалось, уже смирился со своей судьбой, о чем Тео позже писал: «Он хотел умереть. Когда я сидел рядом с ним и говорил, что мы поможем ему выздороветь, что надеемся, что он избавится от своего отчаяния, он сказал мне: "La tristesse durera toujours" («Печаль продлится вечно»). Просил найти Жаклин и его ребенка, рассказав о фамилии под лепестком подсолнуха, о самодельной медальоне с фрагментом первой картины. Последние слова: «Я хотел бы уйти вот так». Винсент Ван Гог скончался в 1:30 ночи 29 июля 1890 года. Католическая церковь в Овере не разрешила хоронить Винсента на своем кладбище, потому что Винсент покончил жизнь самоубийством. Однако, в поселке Мери, что неподалеку, согласились на захоронение, и похороны состоялись 30 июля.

Потомки Тео не откликнулись на завещание Ван Гога. У Тео начались проблемы с работой. Родился сын, названный в честь дяди – Винсентом. Только из семьи матери были неоднократные поиски девушки, которую любил знаменитый , но нищий художник.

Нити родства спрятались в далекой и чужой им России. Политические перевороты, гражданская война, революция, Вторая Мировая война, « холодная война», неприятие французским правительством Советов, смена власти в СССР - все это наложило отпечаток на быстрые поиски. Закрытая граница, невозможность иметь родственников в буржуазных странах, дипломатическая закрытость, происки неизвестныхдиверсантов государства - не давали никаких положительных результатов.

Только на юбилей знаменитого родственника собраны все документы о прямых потомках Ван Гога в России. Книга о жизни Винсента Ван Гога подогрела интерес к неизвестной родовой линии. Старшее поколение боялось претензий на свободу продажи картин, требование денег от выставок, признание фамилии известного живописца и портретиста 19 века Голландии и Франции.

За две недели столько произошло событий , встреч, новых открытий в жизни и душе.

Теперь с восхищением и любовью произношу его имя : «Винсент – Тео- Бонне -Теодор Карбендус», мой любимый далекий родственник . Изменились мои взгляды на современную любовь и непростую дружбу между мужчиной и молодой (очень молодой и неопытной в любовных делах) женщиной. Он три года живет в гражданском браке , искушен в любовных словах и обольщении. Винсент Тео отвез меня на кладбище в поселок Мери. Прочитал последнее из воспоминаний его товарища :

«Гроб был покрыт обычным белым покрывалом и окружен массой цветов. Там были и подсолнухи, которые он так любил, и желтые георгины - повсюду желтые цветы. Это был, как Вы помните, его любимый цвет, символ света, которым он мечтал наполнить сердца людей, и который наполнял произведения искусства. Рядом с ним, на полу лежал его мольберт, его раскладной стульчик и кисти. Было много народу, в основном художники »

За окном во всех красках живет осень, глубокая осень. Пора расставаний. День вылета на родину. В самолете вспоминала прогулки по осенним дорожкам, летнее кафе, где работала моя родственница, лес, по которому хромая девушка шла пешком на работу.

Мне никто не предложил остаться во Франции, никто не обещал приехать за мной в Россию. Проливной дождь, словно слезы, лился за окнами самолета. Я смотрела на фрагмент утерянной картины «Подсолнухи» , чувствовала теплоту рук любимого, прижимала ее к сердцу и ждала от Винсента Ван Гога какого- ни будь чуда. Стюардесса

подала конверт серебряной цепочкой внутри и записку со словами: «Жди. Люблю».

Москва встретила меня осенним ветерком и прощальным ярким солнцем. Падающие желтые и красные листья кружились в танце с ветром, унося с собой слезы и печаль.

Прошел год. Я сфотографировала дочку и послала в далекую Францию. А за окном

наливались разноцветными красками цветы…наступило теплое , долгожданное и цветущее лето со своими неповторимыми красками .
 

Четвертый вариант: желтый фон, 92.1 × 73 см,

Лондонская Национальная галерея

Винсент Ван Гог (1853-1890): Cafe Terrace on the Place du Forum (also known as Cafe Terrace at Night), 1888

Винсент Ван Гог (1853-1890): Girl in White in the Woods

 

Подсолнухи имели для мастера особое значение. Он написал два цикла картин с ними: парижский (1887, две картины с лежащими цветами)

1887; 21х57 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

 

 
Рейтинг: +19 2035 просмотров
Комментарии (28)
Лаура baitassova # 22 сентября 2013 в 14:30 +1
Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ ЕГО КАРТИНЫ! СПАСИБО ВАМ И УДАЧИ!!!

8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9 super
nadezhda redko # 22 сентября 2013 в 16:15 +1
Спасибо, Лаура! Я держала в руке кружку "Lipton" с оформлением "Подсолнухи" Ван Гога. Так мы узнаем об юбилее художника у себя в стране.
Юлия Степанова # 22 сентября 2013 в 15:58 +1
Прекрасно ura
nadezhda redko # 22 сентября 2013 в 16:17 +1
Спасибо, Юлия! Рада, если у Вас поднялось настроение .
Геннадий Евс # 22 сентября 2013 в 18:17 +1
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
nadezhda redko # 22 сентября 2013 в 23:09 0
Геннадий, спасибо, что иногда заглядываете в гости.
Наталья Бугаре # 22 сентября 2013 в 20:29 0
Очень любопытная публицистика. Много новых фактов о Великом голландце. Красивые иллюстрации. Достойная работа, не смотря на целый ряд стилистических "блошек" и небольших сюжетных нестыковок. 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
nadezhda redko # 22 сентября 2013 в 23:10 +1
Поверьте, просчитала даже рождение ребенка. Доказательств в биографии не найдете.
Тая Кузмина # 22 сентября 2013 в 21:03 +1
Интересный рассказ, прекрасные иллюстрации. Спасибо, что напомнили о великом художнике!!!!

nadezhda redko # 22 сентября 2013 в 23:14 +2
После телевизионного фильма стала понятна личностная трагедия(несколько лет назад).
Владимир Проскуров # 22 сентября 2013 в 23:15 +1
Париж, Париж и Монмартре,
Искусства гений, соблазнитель.
Влюблен я в Сену в сентябре,
Париж духовный, мой учитель …
nadezhda redko # 22 сентября 2013 в 23:17 +1
Хорошо, что Париж сегодня "доступен" всем влюбленным.
юрий елистратов # 23 сентября 2013 в 16:40 +1
Очень трагичная жизнь художника.
Когда жил в Париже, случайно попали
в бар. Оказалось, что на втором этаже дома,
в своё вренмя жил этот художник.
Хозяева старательно сохраняют этот
"чуланчик" и зарабатывают на любопытстве
посетителей.
Осмотрели "чуланчик" и явственно ощутили
энергетику бедности Ван Гога. preview
nadezhda redko # 23 сентября 2013 в 18:35 +1
Юрий, я все время представляю художника, отдающего свои картины за кусок хлеба. А сколько он выслушал слов о своей бездарности. Он - новатор, понять его не могли даже близкие друзья: почему "подсолнухи" снова и снова...
Александр Балбекин # 24 сентября 2013 в 19:18 0
Очень познавательно, красиво, и с удовольствием прочитано. Спасибо. Удачи! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
nadezhda redko # 24 сентября 2013 в 19:25 0
Александр, Вы строгий критик.Какие Вы нашли "мелкие нестыковки"?
Александр Балбекин # 25 сентября 2013 в 09:36 0
Надежда, про какие "не стыковки" идет речь? Лично я их не увидел. Напротив, я восторгнулся!!! 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Людмила Ураева # 27 сентября 2013 в 12:44 0
Спасибо, Надежда! Очень интересный рассказ, познавательный!!! Удачи Вам! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
nadezhda redko # 16 октября 2013 в 10:03 0
Об искусстве вспоминаем в юбилейные дни.
Валентина Егоровна Серёдкина # 6 октября 2013 в 12:15 0
Тема очень интересная - Память...
Успехов Вам, Надежда, и вдохновения!

С благодарностью! 38
nadezhda redko # 16 октября 2013 в 10:11 0
Валентина Егоровна! Спасибо за поддержку начинающего автора.
владимир попов # 15 октября 2013 в 19:43 0
Интересно и познавательно! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
nadezhda redko # 16 октября 2013 в 10:12 0
Спасибо, Владимир, что нашли возможность прочитать рассказ и настроить меня позитивно.
Александр Приймак # 16 октября 2013 в 22:25 0
Исторично и... неожиданно! 0719b25b574c0631eab8790339963c6a
Удач!
nadezhda redko # 17 октября 2013 в 16:36 0
И все - таки загадка: "Почему подсолнухи"?
Галина Карташова # 18 октября 2013 в 20:19 0
Интересно! Познавательно! Иллюстрации очень гармонично сливаются с текстом.

Удачи!

ura
nadezhda redko # 18 октября 2013 в 21:45 0
В жизни художников всегда много тайн. Спасибо, Галина, за комментарий.