Уроки литературы

4 октября 2012 - Владимир Яремчук

 

Немного об учительнице, Анастасии Петровне. Средних лет женщина, добродушная, опрятного вида, которая искренне старалась, и не без успеха, привить к нам любовь к литературе. На каждый урок она приходила вдохновлённая и говорила нам о прекрасном явлении – литературе.

Тем не менее, сурово ставила двойки тем, кто не смог наизусть продекламировать заданное на дом стихотворение. Вот я как-то двойку и получил. Некогда мне было выучивать наизусть стихотворение, у меня были другие интересы помимо домашних уроков!

А двойку исправлять надо. Стал я перед каждым уроком очередное стихотворение зубрить. Тянул свою руку кверху, дескать, я выучил, выучил. Анастасия Петровна верила мне и не вызывала к доске, а вызывала тех, кто не выучил.

Между тем четверть подходит к концу. Что делать, как исправить двойку по этому предмету?

Оставалась надежда на домашнее сочинение. В этом случае учительница должна поставить мне оценку, как и всем. Анастасия Петровна постоянно сетовала, что сочинение должно быть не 2-3 странички, а целая тетрадочка.

Вот на этом я и сыграл. Пришлось в воскресение отбросить все важные дела и поехать в центр города в публичную библиотеку, набрать 4 книжонки рецензий на тему про современного героя, выдернуть из них порядочное количество абзацев и умело их соединить. Переписка этих абзацев угробила шесть часов моей личной жизни, но тетрадка была полностью заполнена словами.

И вот. Приходит Анастасия Петровна, в левой руке держит стопку тетрадей с сочинениями, а в другой одну тетрадочку, где моё сочинение. У меня душа в пятки ушла. Всё, думаю кранты, обличат меня в плагиате. Так нет! Двадцать минут учительница читала всему классу мою тетрадочку, показывая, как надо писать сочинение.
  
Потом, я ещё раз пять ездил в публичную библиотеку и сдувал из книг, что мне надобно было. И вдруг понял, что я могу! Могу писать самостоятельно.

Настал срок сдачи выпускного экзамена по литературе. Все ученики сидели в спортивном зале за столиками. Принесли закрытый конверт из городского министерства образования, а там три темы: Базаров, Онегин и "Что нам дала школа". На написание сочинения давалось четыре часа. Я сидел и думал, хотелось блеснуть. Через два часа родительский комитет всем принёс чая с булочками.

И тут меня осенило! Начал сочинение так: «Сижу и думаю, что мне дала школа».
Далее на пять страниц расписал от таблицы умножения до таблицы Менделеева и в конце написал: «Школа научила нас думать!»

Спасибо учителям, что они мне ставили двойки.
 

© Copyright: Владимир Яремчук, 2012

Регистрационный номер №0081622

от 4 октября 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0081622 выдан для произведения:

 

Немного об учительнице, Анастасии Петровне. Средних лет женщина, добродушная, опрятного вида, которая искренне старалась, и не без успеха, привить к нам любовь к литературе. На каждый урок она приходила с вдохновением и говорила нам о прекрасном явлении – литературе.

Тем не менее, сурово ставила двойки тем, кто дома не выучил заданное стихотворение. Вот я как-то двойку и получил. Некогда мне было выучивать наизусть стихотворение, у меня были другие интересы помимо домашних уроков!

А двойку исправлять надо. Стал я перед каждым уроком очередное стихотворение выучивать. Тянул свою руку к верху, дескать, я выучил, выучил. Анастасия Петровна верила мне и не вызывала к доске, а вызывала тех, кто не выучил.

Между тем четверть подходит к концу. Что делать, как исправить двойку по этому предмету?

Оставалась надежда на домашнее сочинение. Там «литературка» должна поставить мне оценку, как и всем. Анастасия Петровна постоянно сетовала, что сочинение должно быть не 2-3 странички, а целая тетрадочка.

Вот на этом я и сыграл. Пришлось в воскресение отбросить все важные дела и поехать в центр города в публичную библиотеку, набрать 4 книжонки рецензий на тему про современного героя, выдернуть из них порядочное количество абзацев и умело их соединить. Переписка этих абзацев угробила шесть часов моей личной жизни, но тетрадка была полностью заполнена словами.

И вот. Приходит Анастасия Петровна, в левой руке держит стопку тетрадей с сочинениями, а в другой одну тетрадочку, где моё сочинение. У меня душа в пятки ушла. Всё, думаю кранты, обличат меня в плагиате. Так нет! Двадцать минут учителка читала всему классу, показывая, как надо писать сочинение.

Потом, я ещё раз пять ездил в публичную библиотеку и сдувал из книг, что мне надобно было. И вдруг понял, что я могу! Могу писать самостоятельно.

Настал срок сдачи выпускного экзамена по литературе. Все ученики сидели в спортивном зале за столиками. Принесли закрытый конверт из городского министерства образования, а там три темы: Базаров, Онегин и "Что нам дала школа". На написание сочинения давалось четыре часа. Я сидел и думал, хотелось блеснуть. Через два часа родительский комитет всем принёс чая с булочками.

И тут меня осенило! Начал сочинение так: «Сижу и думаю, что мне дала школа».
Далее на пять страниц расписал от таблицы умножения до таблицы Менделеева и в конце написал: «Школа научила нас думать!»

Спасибо учителям, что они мне ставили двойки.
 
 
Рейтинг: +19 1871 просмотр
Комментарии (20)
Евгения Заславская # 5 октября 2012 в 23:57 +1
Подпишусь под написанным! Нынешнее образование - увы...
Владимир Яремчук # 6 октября 2012 в 02:29 +1
Евгения, думаю, что не надо так огульно. Мой третий сын, надеюсь, что последний, учится у хороших учителей, школа бесплатная. Учитель математики, когда мой придурок ногу сломал, приходил к нам домой и бесплатно давай очередной урок.
Анатолий Хребтюгов # 11 октября 2012 в 10:04 +1
А мне двойки не ставили. Но думать-таки научили.
Жму руку!
Толя.
:)
Марина Попова # 14 октября 2012 в 17:32 +1
№ 25 Рецензия на произведение «Уроки литературы.»
Владимира Яремчука.
Да простят меня авторы, которые выставили в Мастерской свои произведения раньше вас, уважаемый Владимир, но... День учителя...
Вашу миниатюру, уважаемый Владимир, я бы отнесла к миниатюре-ситуации. Минимум описаний, весь упор сделан на то, как литературный герой попадает в сложную жизненную ситуацию, живет в ней и выходит из нее.
Данная миниатюра - непрерывная кульминация, поэтому и читается на одном дыхании. Л.Г. сопереживаешь, волнуешься за него. Действие имеет начало, в данном случае - это двойка за стихотворение, и конец, - Л.Г. стал учить все заданные стихотворения.
Но ваша миниатюра. Уважаемый Владимир, имеет ещё и последствия - «Могу писать самостоятельно.». Ученик развил в себе способность блистательно писать сочинения, но самое главное, научился думать!
Рассматриваемая миниатюра - «Уроки литературы» - законченное цельное произведение с интересной идеей и внутренней логикой. (А всего-то - 2435 символов и 374 слова!)
Замечательный опыт получил Л.Г. на уроках литературы. Учительница поступала мудро, стимулируя дальнейшие творческие изыски своего ученика.
Ваше маленькое произведение имеет большую философскую глубину.
На примере своего Л.Г. вы наглядно показали читателю, что неудача чаще является более мощным стимулом, продвигающим человека по пути эволюции, чем успех.
Золотое зерно - «Школа научила нас думать!». Считаю, это и должно быть целью любого учебного заведения!
Мои замечания, простите.
Наречие, имеющее пространственное значение, - «К верху» пишется слитно.
«Оставалась надежда на домашнее сочинение. Там «литературка» должна поставить мне оценку, как и всем. Анастасия Петровна постоянно сетовала, что сочинение должно быть не 2-3 странички, а целая тетрадочка.» Полагаю, если заменить слово «должно» станет живее (повтор - "должна", "должно").
Считаю, что здесь «привить к нам любовь к литературе» первый предлог «к» лучше удалить.
«На каждый урок она приходила с вдохновением», мне кажется, что следует написать не «с вдохновением», а воодушевлённая, либо вдохновенная (вдохновенна).
ВДОХНОВЕНИЕ, -я; ср.
Состояние наивысшего подъёма душевных сил. Творческое, поэтическое в. Петь с вдохновением. В. нашло на кого-л. (разг.).
«А двойку исправлять надо. Стал я перед каждым уроком очередное стихотворение выучивать. Тянул свою руку к верху, дескать, я выучил, выучил. Анастасия Петровна верила мне и не вызывала к доске, а вызывала тех, кто не выучил.» Если же слово «выучивать» заменить на «зубрить», как вы считаете, Владимир?
«Далее на пять страниц расписал от таблицы умножения до таблицы Менделеева и в конце написал: «Школа научила нас думать!»
предлагаю:
«На пять страниц расписал от таблицы умножения до таблицы Менделеева.
И завершил сочинение фразой: «Школа научила нас думать!»
Понятно, что каждый автор стремится пробудить в читателе чувства.
Но в данном случае, уважаемый Владимир, вы используете уничижительные «учителка», «литературка», но они пробуждают ощущения прямо противоположные тем, что вы хотели пробудить.
И несколько принижают и обесценивают вашу работу.

Это моё мнение, вы вправе, уважаемый Владимир, поступать так, как сочтете нужным.
Благодарю за доверие! Удачи и новых творений на радость читающему Миру!
Владимир Яремчук # 15 октября 2012 в 16:38 +1
Спасибо! Со всеми замечания согласен.При редактировании заметил и исправил ещё некоторые небрежности.
Марина Попова # 16 октября 2012 в 06:12 +1
Вам спасибо, уважаемый Владимир, за понимание.
"В этом случае учи

тил

ьница должна поставить мне оценку, как и всем." - здесь описка "учи

тел

ьница"
И в этом предложении:
"Двадцать минут учительница

читала всему мою тетрадочку классу,

показывая, как надо писать сочинение." -
фразы бы поменять местами:
"Двадцать минут учительница

читала всему классу мою тетрадочку,

показывая, как надо писать сочинение."

На мой взгляд, уважаемый Владимир, переписать чужие слова, чем занимался Л.Г. в библиотеке, труд не такой простой, как может показаться! Фразы необходимо собрать воедино, выстроив в определенном порядке! И на это талант нужен!
Возможно, ваша учительница первой и обнаружила ваш талант. 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Владимир Яремчук # 18 октября 2012 в 17:32 +1
undefined:
Фразы необходимо собрать воедино, выстроив в определенном порядке!
Да, это так. Но и слова тоже неплохо проставлять в предложении в правильном порядке. Неплохо меня "ткнули":"Двадцать минут учительница читала...". Знаю за собой это слабое место. И не утещайте меня! cry2

Подкину я Вам миниатюру совсем малюсенькую. Хочется посмотреть, какие там огрехи накопаете. joke
Владимир Яремчук # 18 октября 2012 в 17:54 +1
Только, чего-то разучился, как подать на критику.
Бен-Иойлик # 15 октября 2012 в 20:07 +2
super
Ольга Кельнер # 14 ноября 2012 в 13:28 +1
Мне понравился Ваш рассказ,потому что в нем есть жизнь ,жизнь школы.через которую все прошли,у каждого свой рассказ,но Вы рассказали коротко и интересно. live1
Владимир Яремчук # 14 ноября 2012 в 14:16 +1
Спасибо. Если честно, хочется написать цикл коротких рассказов про своих учителей, есть о чём рассказать. Но пока рука не поднимается.
Марочка # 27 ноября 2012 в 08:25 +1
undefined:
"Школа научила нас думать!»
v
К сожалению, в нынешние времена, всё меньше таких школ и таких учителей.. Мне тоже повезло с учителями! Так сложилось, что за один учебный год мне пришлось поменять три школы - везде были настоящие мастера своего дела.
Юрий Алексеенко # 10 декабря 2012 в 16:45 +1
Ясно, что толковый учитель никогда не раскроет свои приёмы, как научить ученика знать предмет. К каждому индивидуальный подход. Естественно, делает это так, чтобы ученик сам трудился. Удачи, Владимир.
Владимир Яремчук # 13 декабря 2012 в 19:02 +1
undefined:
Ясно, что толковый учитель никогда не раскроет свои приёмы
Толковыми учетелями не рождаются, они становятся (с)
alexandr # 31 января 2013 в 13:44 +2
интересная история)))))))))))
а у нас с 5-го класса была не училка по Русскому мягко говоря... и слова такого нет. Все время кричала"Единишники". Самая высокая у нее была оценка "Два"
т.ч. никто ничего не учил. ЗАЧЕМ УЧИТЬ ЕСЛИ ОЦЕНКА ИЗВЕСТНА.
А вот с 6-го класса нам повезло. Это была великолепная женщина. На первом же уроке она сказала: " если кто-то не хочет учить Русскую литературу - можите на уроки не ходить. Четверку поставлю. (у нее было две оценки "4" и "5". Все конечно рынулись из класса. Но кто-то заложил. И однажды мы пришли и увидали, что она плачит. С этого момента на ее уроках была 100% посещаемость. Можно пропустить все уроки, но на ее урок все приходили обязательно.

Навеяли. c0137
Владимир Яремчук # 31 января 2013 в 14:23 +1
интересная история
У Вас тоже интересная история! super
Яков Шафран # 2 февраля 2013 в 15:44 +1
А почему Вы не участвуете в конкурсе «Любви все возрасты покорны-2»?
Жаль...
Владимир Яремчук # 3 февраля 2013 в 14:01 +1
Хорошо, Яков. Участие принимаю, без всякой надежды занять первое место. zst
Если интересно, то гляньте сюда. В объявлениях на главной странице обозначены мои два конкурса. Один закончился, другой идёт.Конкурсы
Людмила Алексеева # 30 июля 2014 в 15:21 0
super