Цветочная эйфория

article480643.jpg
   (1900 - 1961)
 
      1960 год. Зима выдалась на редкость суровой. Сырые дрова в печи чадили, не давая достаточно тепла, чтоб прогреть заиндевелую хату. Даже вода замёрзла в ведре. Немолодая женщина в старой фуфайке, закутанная  в тёплые платки, дышала на руки, отчаянно пытаясь их согреть. Казалось, пальцы превратились в хрупкие ледышки, которые при малейшем ударе рассыпятся на мелкие осколки. Больные, застуженные в молодости ноги, так крутило, что не было сил терпеть эту муку. Невольно взгляд упал на окна, расписанные морозом. Залюбовалась Катерина дивным узором на стекле. Цветущий сад очаровал её. Пронзила горькая мысль:
- Как давно я ничего не писала. Небольшой запас красок и полотен ещё есть, но нет вдохновения. Вот придёт весна... Зацветёт, зазеленеет всё вокруг. Глядишь, и я оживу...
    Тяжкий вздох матери привлёк её внимание. Заглянула к ней в комнату, поправила сползший кожух. Мать лежала в забытьи. Сердце переполнилось жалостью. Не поднимется мать уже - пришёл её срок. 
      Чтобы немного согреться, прилегла в своей комнатке, служившей ей много лет мастерской. Натянула на себя старые одеяла.  Холодно, очень холодно... Зато тихо и спокойно. Как брат со своим семейством выбрался из родительской хаты, наступила долгожданная тишина. Своенравная Христина мстила обессилевшей свекрови за то, что та была против женитьбы сына на ней, бесприданнице. Доставалось и Екатерине за её странное, по меркам селян, увлечение живописью. Все вокруг твердили одно и тоже:
- Не бабское это дело - картины малевать!
   
     Пытаясь согреться, накрылась с головой, поринула в свои думы... Вроде недавно босоногой девчонкой бегала. Хозяйство у отца было справное: пахотная земля, скот, но детей не баловали. И Катя, и два её брата, Павел и Григорий с малых лет помогали в хозяйстве. Девочка самостоятельно освоила азбуку и научилась читать. На том её образование и закончилось. Дед и отец решили в школу девочку не пускать:
- Нечего одёжу и обувку драть. Бабе грамота ни к чему.
      Тяга к рисованию проявилась так рано и неистово, что родители всеми средствами пытались вразумить упёртое дитя. Не раз была Катерина порота отцом. Не раз матерью была бита мокрым полотенцем и обругана. Всё сносила терпеливо, не ропща несла свой крест по жизни. Селяне считали её сумасбродкой и не в себе. Судачили и посмеивались люди за спиной, откуда такая блажь в девку вселилась. Мать думала, что на дочь навели порчу. Сетовала - такая напасть свалилась на семью. Сама Катерина думала иначе. 
- Благодать снизошла на меня. Даром наделена видеть красоту вокруг. Хочу и другим её показать, чтоб радовались вместе со мной. Любуюсь цветами, наглядеться не могу. Эта красивая, а та ещё прекраснее, а эта - чудо, как хороша.  Как же мне не сохранить эту красоту?!  Цветы словно разговаривают со мной, просятся на полотно.  Про всё забываю, как кисти в руки беру. Не жить мне без этого... Скорей бы весна...
    
    Она брела по прошлому, вспоминая, как всё было... Детство промелькнуло, как один день. Нелёгкая работа по дому и в хозяйстве. Единственная радость - рисование. Никто девочку этому не учил. Родители не одобряли этого странного и непонятного увлечения, даже запрещали. Хорошо запомнила Катя взбучку за разрисованную тетрадь брата. А она так старалась - хотела всех порадовать. Тайком, скрываясь от всех, рисовала углём на кусочках полотна, стирала и рисовала опять. Рисовала и на дощечках, и на бумаге, если выпадало такое счастье. Сама до всего доходила - научилась кисточки мастерить из кошачьей шерсти, создавать краски из бузины, свеклы, лука, калины и различных трав. Очень любила рисовать цветы. Они завораживали её, приводили в неописуемый восторг. Мечтала Катя стать художницей, настоящей. Лелеяла в душе эту мечту, никому не открываясь. Думала:
- Вот вырасту, поеду учиться на художника.
       Время шло. Никто не понимал молодую Катерину - ни в селе, ни в собственной семье. Но мечте не суждено было сбыться, на её учёбе жизнь поставила жирный крест. Не имея документа о семилетнем образовании, ей отказали в поступлении в Миргородской техникум художественной керамики. Тогда это стало страшной трагедией для девушки. Ей шёл 23-й год.
       Ровесницы уже давно своих деток нянчили, а Катерина всё была не засватана. На статную да красивую девицу заглядывались парни, да и на приданное рассчитывали. Всем парням задавала Катерина один и тот же вопрос:
- Не будешь запрещать рисовать?
В ответ слышала:
- Выкинь блажь из головы!
На этом обычно дело и заканчивалось. Был один сердцу люб, да всё не решался к ней подступиться. Однажды осмелился, подкараулил у плетня и протянул букет полевых цветов. Болью обожгло сердце девушки. Гневно взглянула на парня:
- Как посмел?! Они же живые! Красу не пожалел, загубил. Какой же ласки мне от тебя ждать?!
Не судилось стать Катерине матерью и женой. Ей нужен был мужчина - опора и единомышленник. Она бы для такого горы свернула! Но не суждено было... 
          С разрешения родителей посещала и участвовала в драматическом кружке, организованном супругами учителями Калита. Рисовала декорации для спектаклей. Супруги поощряли её увлечение живописью, помогали материалом. От родителей таилась, живописью занималась в доме учителей. Впервые Катерина начала писать масляными красками. За долгие годы у неё выработался свой неповторимый стиль. Ох, как же хотелось ей учиться! Пытаясь вырваться из заколдованного круга, увлечённая театром и живописью, тайком отправилась в Киев в надежде поступить в театральный техникум. Но и здесь ей было отказано из-за отсутствия документа об окончании школы.
       Однажды мать застала дочь за непотребным занятием. В гневе обрушилась она на дочь с бранью. В сердцах молвила:
- Да лучше б ты калекой уродилась. Меньше срама от людей терпели из-за тебя.
      Уставшая от безысходности и нереализованности, от крушения мечты и опустошенности после отъезда учителей Калита, Екатерина впала в отчаяние, понимая, что без творчества ей не жить. Живопись стала смыслом её жизни, счастьем небывалым. Она так устала таиться от всех, потому и решилась на отчаянный шаг. Слова матери ножом полоснули по сердцу. Не видя другого выхода, пошла девушка топиться. Осень на дворе. Холодна вода в реке Чумгак. Почти по пояс зашла в воду и тут услышала душераздирающие крики матери, просящие её вернуться. Ухватилась за них, как за спасительную соломинку, и повернула назад. Отец проклиная её, дал согласие на занятие дочери рисованием. Попытка суицида хоть и дала положительный результат, но плата за это была столь высока. Застудила ноги и мучилась с ними, испытывая страшные боли до конца дней своих.
      Справившись с работой по хозяйству, затворившись в своей комнатке, самозабвенно рисовала Катерина, уже не таясь от домашних. Зимой это были натюрморты из овощей и фруктов. Цветы боготворила и рисовала только с натуры. Каждый лепесточек и листочек выписывала старательно. Никогда её цветы не стояли в вазах.Они естественно вились-переплетались на полотне, устремляясь ввысь.Часто на одной картине были изображены цветы разных сезонов цветения. Гармония красок, необычная композиция, удивительная утонченность выписки каждой детали - так из-под кисти мастерицы рождалась цветочная эйфория, подобная чуду. 

        Екатерине почти 40. Мечтала общаться с творческими людьми, понимающими в живописи, чтоб оценили, слово доброе сказали. Таких в её окружении не было. В соседнем селе радио провели. Отправилась к родственнице поглядеть на чудо небывалое. Из чёрной тарелки, висящей на стене, лилась песня о несчастной женской доле. Катерина смахнула слезу и заторопилась домой. Всю ночь она писала письмо Оксане Петрусенко, исполнительнице песни, тронувшей и словами, и голосом до глубины души. В своём послании излила душу, рассказав о своих чаяниях, мечтах и нелёгкой жизни. Вместе с ним она отправила кусок полотна, на котором изобразила веточку калины. Странно, но письмо, адресованное певице на Киевский театр, дошло до адресата. Судьба словно сжалилась над бедолажной и подарила ей шанс. Рисунок поразил певицу, исповедь немолодой женщины тронула струны её сердца. Им не довелось встретиться, но помочь народной мастерице она успела. Оксана воспользовалась своими связями, рассказав своим друзьям о необычной женщине. Из Центра народного творчества в Полтаву поступило распоряжение - посетить Богдановку, найти Белокур Екатерину и ознакомиться с её работами.                         
      Представитель художественно-методического совета областного Дома народного творчества, Владимир Хитько, Приехал в село и отобрал 11 картин для экспозиции. Вскоре в Полтаве состоялась персональная выставка художницы-самоучки из Богдановки. Выставка имела огромный успех. Екатерина была премирована поездкой в Москву. Её поразили картины в музеях столицы, остались неизгладимые впечатления от поездки. Впервые она ощутила себя победительницей в борьбе за право рисовать. Её признали, как художницу, а большего и не надо ничего. Белокур была полна и надежд, и новых планов. Нежданное обретение новых друзей в творческих кругах утвердило ещё больше в правильности жизненного выбора. Теперь у художницы были настоящие краски и полотна в изобилии. Следующая выставка вскоре состоялась в Киеве. Казалось, перед женщиной открылись новые горизонты, но грянула война...
       Тяжёлые годы оккупации - голод, холод, страх. Екатерина писала мало. Общая беда объединила селян, общей радостью была победа над ненавистным врагом. Огорчило известие, все картины, участвующие в выставках перед войной, бесследно исчезли. С новой неистовой силой принялась за творчество. Писала, как всегда, старательно, долго, выливая на полотна свою любовь к миру. Картины художницы регулярно экспонировались на выставках в Полтаве, Киеве, Москве и других городах, необъятной страны. Наконец Екатерина обрела понимание и уважение среди многочисленных друзей, художников и искусствоведов. После встреч с ними она вела активную переписку с ними из села.
     Три картины: "Царь-Колос", "Берёзка", "Колхозное поле" были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже в 1954 году. Первые две картины странным образом исчезли после выставки и на родину не вернулись. Пабло Пикассо, к тому времени известный и популярный художник, долго любовался полотнами Белокур. Проявив интерес к самой художнице, так отозвался о ней:
Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!
       
      Жизнь, как цветные картинки, мелькала перед её взором. От мыслей о весне становилось, как будто, теплее. Екатерина встретила её с радостью. Распускающиеся цветы словно переполняли больное и страдающее тело надеждой и радостью, но силы таяли. В начале лета 1961 года ушла в мир иной мать. Катерина продолжала медленно угасать. После неудачной операции она ушла вслед за матерью. Проводить в последний путь женщину, прославившую и село, и страну, собралось много народу. Погода стояла солнечная, именно такую любила Белокур, рисуя с натуры свои любимые цветы. Во дворе дома рос огромный вяз, который был посажен родителями после свадьбы. За ним трепетно ухаживала Катерина всю жизнь. Неожиданно для всех дерево заплакало. В сухую погоду с его листвы стекали капли-слёзы. Это было необъяснимо, но, видимо, так природа прощалась с художницей - создательницей цветочной эйфории, посвятившей всю свою жизнь творчеству, сумевшей воспеть на века красоту родной земли.

        

       Екатерину признали яркой представительницей "наивного искусства", мастером народной декоративной живописи, В 1949 году Екатерина Белокур приняли в ряды членов Союза художников Украины. В 1951 году она была удостоена награды - ордена "Знак Почёта"  и получила звание Заслуженного деятеля искусств УССР. В 1956 году Белокур получила звание Народного художника УССР.  Ещё не родилась художница. подобная Екатерине Белокур. Да и появится ли?! Цветочная эйфория на её полотнах до сих пор чарует взгляд, завораживает светом и буйством жизни.  Это сумела запечатлеть на века художница-самоучка из Богдановки.

 

© Copyright: Людмила Комашко-Батурина, 2020

Регистрационный номер №0480643

от 26 сентября 2020

[Скрыть] Регистрационный номер 0480643 выдан для произведения:
    1960 год. Зима выдалась на редкость суровой. Сырые дрова в печи чадили, не давая достаточно тепла, чтоб прогреть заиндевелую хату. Даже вода замёрзла в ведре. Немолодая женщина в старой фуфайке, закутанная  в тёплые платки, дышала на руки, отчаянно пытаясь их согреть. Казалось, пальцы превратились в хрупкие ледышки, которые при малейшем ударе рассыпятся на мелкие осколки. Больные, застуженные в молодости ноги, так крутило, что не было сил терпеть эту муку. Невольно взгляд упал на окна, расписанные морозом. Залюбовалась Катерина дивным узором на стекле. Цветущий сад очаровал её. Пронзила горькая мысль:
- Как давно я ничего не писала. Небольшой запас красок и полотен ещё есть, но нет вдохновения. Вот придёт весна... Зацветёт, зазеленеет всё вокруг. Глядишь, и я оживу...
    Тяжкий вздох матери привлёк её внимание. Заглянула к ней в комнату, поправила сползший кожух. Мать лежала в забытьи. Сердце переполнилось жалостью. Не поднимется мать уже - пришёл её срок. 
      Чтобы немного согреться, прилегла в своей комнатке, служившей ей много лет мастерской. Натянула на себя старые одеяла.  Холодно, очень холодно... Зато тихо и спокойно. Как брат со своим семейством выбрался из родительской хаты, наступила долгожданная тишина. Своенравная Христина мстила обессилевшей свекрови за то, что та была против женитьбы сына на ней, бесприданнице. Доставалось и Екатерине за её странное, по меркам селян, увлечение живописью. Все вокруг твердили одно и тоже:
- Не бабское это дело - картины малевать!
   
     Пытаясь согреться, накрылась с головой, поринула в свои думы... Вроде недавно босоногой девчонкой бегала. Хозяйство у отца было справное: пахотная земля, скот, но детей не баловали. И Катя, и два её брата, Павел и Григорий с малых лет помогали в хозяйстве. Девочка самостоятельно освоила азбуку и научилась читать. На том её образование и закончилось. Дед и отец решили в школу девочку не пускать:
- Нечего одёжу и обувку драть. Бабе грамота ни к чему.
      Тяга к рисованию проявилась так рано и неистово, что родители всеми средствами пытались вразумить упёртое дитя. Не раз была Катерина порота отцом. Не раз матерью была бита мокрым полотенцем и обругана. Всё сносила терпеливо, не ропща несла свой крест по жизни. Селяне считали её сумасбродкой и не в себе. Судачили и посмеивались люди за спиной, откуда такая блажь в девку вселилась. Мать думала, что на дочь навели порчу. Сетовала - такая напасть свалилась на семью. Сама Катерина думала иначе. 
- Благодать снизошла на меня. Даром наделена видеть красоту вокруг. Хочу и другим её показать, чтоб радовались вместе со мной. Любуюсь цветами, наглядеться не могу. Эта красивая, а та ещё прекраснее, а эта - чудо, как хороша.  Как же мне не сохранить эту красоту?!  Цветы словно разговаривают со мной, просятся на полотно.  Про всё забываю, как кисти в руки беру. Не жить мне без этого... Скорей бы весна...
    
    Она брела по прошлому, вспоминая, как всё было... Детство промелькнуло, как один день. Нелёгкая работа по дому и в хозяйстве. Единственная радость - рисование. Никто девочку этому не учил. Родители не одобряли этого странного и непонятного увлечения, даже запрещали. Хорошо запомнила Катя взбучку за разрисованную тетрадь брата. А она так старалась - хотела всех порадовать. Тайком, скрываясь от всех, рисовала углём на кусочках полотна, стирала и рисовала опять. Рисовала и на дощечках, и на бумаге, если выпадало такое счастье. Сама до всего доходила - научилась кисточки мастерить из кошачьей шерсти, создавать краски из бузины, свеклы, лука, калины и различных трав. Очень любила рисовать цветы. Они завораживали её, приводили в неописуемый восторг. Мечтала Катя стать художницей, настоящей. Лелеяла в душе эту мечту, никому не открываясь. Думала:
- Вот вырасту, поеду учиться на художника.
       Время шло. Никто не понимал молодую Катерину - ни в селе, ни в собственной семье. Но мечте не суждено было сбыться, на её учёбе жизнь поставила жирный крест. Не имея документа о семилетнем образовании, ей отказали в поступлении в Миргородской техникум художественной керамики. Тогда это стало страшной трагедией для девушки. Ей шёл 23-й год.
       Ровесницы уже давно своих деток нянчили, а Катерина всё была не засватана. На статную да красивую девицу заглядывались парни, да и на приданное рассчитывали. Всем парням задавала Катерина один и тот же вопрос:
- Не будешь запрещать рисовать?доходила - научилась кисточки мастерить из кошачьей шерсти, создавать краски из бузины, свеклы, лука, калины и различных трав. Очень любила рисовать цветы. Они завораживали её, приводили в неописуемый восторг. Мечтала Катя стать художницей, настоящей. Лелеяла в душе эту мечту, никому не открываясь. Думала:
- Вот вырасту, поеду учиться на художника.
       Время шло. Никто не понимал молодую Катерину - ни в селе, ни в собственной семье. Но мечте не суждено было сбыться, на её учёбе жизнь поставила жирный крест. Не имея документа о семилетнем
В ответ слышала:
- Выкинь блажь из головы!
На этом обычно дело и заканчивалось. Был один сердцу люб, да всё не решался к ней подступиться. Однажды осмелился, подкараулил у плетня и протянул букет полевых цветов. Болью обожгло сердце девушки. Гневно взглянула на парня:
- Как посмел?! Они же живые! Красу не пожалел, загубил. Какой же ласки мне от тебя ждать?!
Не судилось стать Катерине матерью и женой. Ей нужен был мужчина - опора и единомышленник. Она бы для такого горы свернула! Но не суждено было... 
          С разрешения родителей посещала и участвовала в драматическом кружке, организованном супругами учителями Калита. Рисовала декорации для спектаклей. Супруги поощряли её увлечение живописью, помогали материалом. От родителей таилась, живописью занималась в доме учителей. Впервые Катерина начала писать масляными красками. За долгие годы у неё выработался свой неповторимый стиль. Ох, как же хотелось ей учиться! Пытаясь вырваться из заколдованного круга, увлечённая театром и живописью, тайком отправилась в Киев в надежде поступить в театральный техникум. Но и здесь ей было отказано из-за отсутствия документа об окончании школы.
       Однажды мать застала дочь за непотребным занятием. В гневе обрушилась она на дочь с бранью. В сердцах молвила:
- Да лучше б ты калекой уродилась. Меньше срама от людей терпели из-за тебя.
      Уставшая от безысходности и нереализованности, от крушения мечты и опустошенности после отъезда учителей Калита, Екатерина впала в отчаяние, понимая, что без творчества ей не жить. Живопись стала смыслом её жизни, счастьем небывалым. Она так устала таиться от всех, потому и решилась на отчаянный шаг. Слова матери ножом полоснули по сердцу. Не видя другого выхода, пошла девушка топиться. Осень на дворе. Холодна вода в реке Чумгак. Почти по пояс зашла в воду и тут услышала душераздирающие крики матери, просящие её вернуться. Ухватилась за них, как за спасительную соломинку, и повернула назад. Отец проклиная её, дал согласие на занятие дочери рисованием. Попытка суицида хоть и дала положительный результат, но плата за это была столь высока. Застудила ноги и мучилась с ними, испытывая страшные боли до конца дней своих.
      Справившись с работой по хозяйству, затворившись в своей комнатке, самозабвенно рисовала Катерина, уже не таясь от домашних. Зимой это были натюрморты из овощей и фруктов. Цветы боготворила и рисовала только с натуры. Каждый лепесточек и листочек выписывала старательно. Никогда её цветы не стояли в вазах.Они естественно вились-переплетались на полотне, устремляясь ввысь.Часто на одной картине были изображены цветы разных сезонов цветения. Гармония красок, необычная композиция, удивительная утонченность выписки каждой детали - так из-под кисти мастерицы рождалась цветочная эйфория, подобная чуду. 

        Екатерине почти 40. Мечтала общаться с творческими людьми, понимающими в живописи, чтоб оценили, слово доброе сказали. Таких в её окружении не было. В соседнем селе радио провели. Отправилась к родственнице поглядеть на чудо небывалое. Из чёрной тарелки, висящей на стене, лилась песня о несчастной женской доле. Катерина смахнула слезу и заторопилась домой. Всю ночь она писала письмо Оксане Петрусенко, исполнительнице песни, тронувшей и песней, и голосом до глубины души. В своём послании излила душу, рассказав о своих чаяниях, мечтах и нелёгкой жизни. Вместе с ним она отправила кусок полотна, на котором изобразила веточку калины. Странно, но письмо, адресованное певице на Киевский театр, дошло до адресата. Судьба словно сжалилась над бедолашной и подарила ей шанс. Рисунок поразил певицу, исповедь немолодой женщины тронула струны её сердца. Им не довелось встретиться, но помочь народной мастерице она успела. Оксана воспользовалась своими связями, рассказав своим друзьям о необычной женщине. Из Центра народного творчества в Полтаву поступило распоряжение - посетить Богдановку, найти Белокур Екатерину и ознакомиться с её работами.                         
      Представитель художественно-ме тодического совета областного Дома народного творчества, Владимир Хитько, Приехал в село и отобрал 11 картин для экспозиции. Вскоре в Полтаве состоялась персональная выставка художницы-самоучки из Богдановки. Выставка имела огромный успех. Екатерина была премирована поездкой в Москву. Её поразили картины в музеях столицы, оставив неизгладимые впечатления от поездки. Впервые она ощутила себя победительницей в борьбе за право рисовать. Её признали, как художницу, а большего и не надо ничего. Белокур была полна и надежд, и новых планов. Нежданное обретение новых друзей в творческих кругах утвердило ещё больше в правильности жизненного выбора. Теперь у художницы были настоящие краски и полотна в изобилии. Следующая выставка вскоре состоялась в Киеве. Казалось, перед женщиной открылись новые горизонты, но грянула война...
       Тяжёлые годы оккупации - голод, холод, страх. Екатерина писала мало. Общая беда объединила селян, общей радостью была победа над ненавистным врагом. Огорчило известие. что картины, участвующие в выставках перед войной, бесследно исчезли. С новой неистовой силой принялась за творчество. Писала, как всегда, старательно, долго, выливая на полотна свою любовь к миру. Картины художницы регулярно экспонировались на выставках в Полтаве, Киеве, Москве и других городах, необъятной страны. Наконец Екатерина обрела понимание и уважение среди многочисленных друзей, художников и искусствоведов. После встреч с ними она вела активную переписку с ними из села.
     Три картины: "Царь-Колос", "Берёзка", "Колхозное поле" были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже в 1954 году. Первые две картины странным образом исчезли после выставки и на родину не вернулись. Пабло Пикассо, к тому времени известный и популярный художник, долго любовался полотнами Белокур. Проявив интерес к самой художнице, так отозвался о ней:
Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!
       
      Жизнь, как цветные картинки, мелькала перед её взором. От мыслей о весне становилось, как будто, теплее. Екатерина встретила её с радостью. Распускающиеся цветы словно переполняли больное и страдающее тело надеждой и радостью, но силы её таяли. В начале лета 1961 года ушла в мир иной мать. Катерина продолжала медленно угасать. После неудачной операции она ушла вслед за матерью. Проводить в последний путь женщину, прославившую и село, и страну, собралось много народу. Погода стояла солнечная, именно такую любила Белокур, рисуя с натуры свои любимые цветы. Во дворе дома рос огромный вяз, который был посажен родителями после свадьбы. За ним трепетно ухаживала Катерина всю жизнь. Неожиданно для всех дерево заплакало. В сухую погоду с его листвы стекали капли-слёзы. Это было необъяснимо, но, видимо, так природа прощалась с художницей - создательницей цветочной эйфории, посвятившей всю свою жизнь творчеству, сумевшей воспеть на века красоту родной земли.

        

       Екатерину признали яркой представительницей "наивного искусства", мастером народной декоративной живописи, В 1949 году Екатерина Белокур приняли в ряды членов Союза художников Украины. В 1951 году она была удостоена награды - ордена "Знак Почёта"  и получила звание Заслуженного деятеля искусств УССР. В 1956 году Белокур получила звание Народного художника УССР.  Ещё не родилась художница. подобная Екатерине Белокур. Да и появится ли?! Цветочная эйфория на её полотнах до сих пор чарует взгляд, завораживает светом и буйством жизни.  Это сумела запечатлеть на века художница-самоучка из Богдановки.

 

 
Рейтинг: +17 176 просмотров
Комментарии (11)
Сергей Шевцов # 26 сентября 2020 в 19:24 +8
Увы, таким самородкам далеко не всегда удаётся пробиться через препоны непонимания, закостенелости мышления и человеческой зависти. Как сказал Лев Озеров: "талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами".

p.s. В середине рассказа произошла накладка текста. Автор, устраните этот технический сбой.
Пётр Великанов # 26 сентября 2020 в 21:22 +5
Если смысл жизни в живописи, то надо творить.
Алексей Ананьев # 26 сентября 2020 в 23:47 +4
Странно, что её признали представительница наивного искусств. Бывает, что жизнь настолько наивна и проста, что от этой наивности хочется бежать, или, как героиня, рисовать. Кому что, ей кисти и краски в руки.
Александр Джад # 27 сентября 2020 в 13:50 +3
Нормальный рассказ. Очень даже в тему.
Удачи автору!
Владимир Перваков # 29 сентября 2020 в 13:09 +2
Прекрасный рассказ о таланте от Бога.
Жаль, что не сразу признали художницу, тяжёлые времена выпали ей на творчество.
Автору удачи!
Татьяна Петухова # 30 сентября 2020 в 09:04 +2
С удовольствием прочла,интересно, познавательно!
read-9
Галина Дашевская # 30 сентября 2020 в 12:17 +2
Рассказ просто изумительный. Читала, не отрываясь от текста. Это вдохновляет на то, чтоб творить и не сдаваться, как бы ни была жизнь сложна. Я не судья, но автору желаю победы и первого места!
Денис Маркелов # 30 сентября 2020 в 20:38 +1
Очень тёплый рассказ. Кратко и одновременно широко рассказано о судьбе талантливого человека. Прочёл с большим удовольствием smayliki-prazdniki-34
Нина Колганова # 7 октября 2020 в 10:30 +1
Почти биографическое повествование, а как интересно читать, потому что не только биография, но и чувства, переживания. Удивила жестокость родителей! Как мать могла произнести такое!
Героиня добилась желаемого - получила звание художника и признание. Но дорогой ценой!
Прекрасный рассказ.
Елена Нацаренус # 12 октября 2020 в 10:45 +1
В любом виде искусства есть такие самородки. Так жаль, когда этим людям бьют по рукам. не давая расти, равиваться. Спасибо, Люда, за такое интересное и познавательное повествование! super-5
Марта Шаула # 17 октября 2020 в 17:29 +1
ДОРОГАЯ ЛЮДМИЛА! ВЫ МЕНЯ РАСТРОГАЛИ НОВЫМ,ИЗУМИТЕЛЬНЫМ ПОВЕСТВОВАНИЕМ
О ХУДОЖНИЦЕ-САМОРОДКЕ ЕКАТЕРИНЕ БЕЛОКУР САМОУЧКЕ ИЗ БОГДАНОВКИ!
А Я ВОСХИЩЕНА,ДОРОГАЯ ЛЮДМИЛА, ВАШИМ ТВОРЧЕСТВОМ И ТАКИМИ
ИНТЕРЕСНЫМИ, ТОЧНЫМИ ЗНАНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА!
Я ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД ВАМИ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНОЕ ТВОРЧЕСТВО!!!
best-7