[Скрыть]
Регистрационный номер 0082083 выдан для произведения:
В Париже на Марсовом поле напротив Йенского моста на 324 метра ввысь взметнулась потрясающая ажурная стальная конструкция. Это Эйфелева башня – один из символов Франции и новой индустриальной эпохи, который появился на свет благодаря последним технологическим разработкам 19 века. Нам невозможно представить себе мировую цивилизацию без этого сооружения. Но после его торжественного открытия в 1889 году на всемирной Парижской выставке, в культурной элите Франции разразился грандиозный скандал.
«Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, ценители красоты Парижа, во имя французского вкуса, французской истории и французского искусства, которые ныне подвергаются опасности, решительно и с негодованием протестуем против...». Эти слова содержались в письме мэру города, под которым стояли подписи трехсот знаменитых деятелей культуры и искусства. Среди них были писатели Ги де Мопассан, Эмиль Золя, Александр Дюма-сын, композитор Шарль Гуно, выдающийся архитектор Шарль Гарнье и множество других славных имен. «Бесполезная и чудовищная», «смехотворная башня, доминирующая над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», - огласили классики свой приговор Эйфелевой башне, обошедшейся парижанам в 7,8 миллионов франков.
Однако Ги де Мопассан регулярно обедал в одном из ресторанов этого «уродца». На вопрос, зачем он так поступает, если башня ему жутко не нравиться, Мопассан саркастически ответил: "Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно".
Сейчас Эйфелева башня является самой посещаемой и самой фотографируемой достопримечательностью мира. Но тогда в 1909 году ненавистную стальную конструкцию практически были готовы снести, после того как она была раскритикована художественной и литературной элитой города. Ее спасло только то, что башня была идеальной платформой для антенн, необходимых для развития науки и техники. Как-никак, до 1931 года она оставалась самым высоким сооружением в мире. Вот так банальная утилитарность использования высотного объекта спасла жизнь одному из величайших мировых художественных шедевров.
Триста признанных авторитетных гениев оказались не правы. История – самый неумолимый цензор, критик и судья. О художественных достоинствах Эйфелевой башни заговорили гораздо позже тех печальных событий. В наше время факт исключительной ценности Парижской жемчужины ни у кого не вызывает сомнения. Великий инженер Александр Гюстав Эйфель обогнал свое время. Как гениальный гроссмейстер, он все просчитал на несколько ходов вперед. Не все его современники могли угнаться за его фантастическими идеями и понять их.
Сергей Есенин как-то написал:
«Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи».
Только по прошествии некоторого времени мы можем по-достоинству оценить истинное значение какого-то события или поступка, а также уникальность того или иного памятника культуры. Субъективизм личных оценок порой перечеркивается бескомпромиссным вердиктом истории.