ГлавнаяПрошедшиеВторой Чемпионат Парнаса по прозе7 тур. Притча. → Эйфелева башня. Притча о критиках

Эйфелева башня. Притча о критиках

5 октября 2012 - Сергей Шевцов
article82083.jpg
 
          В Париже на Марсовом поле напротив Йенского моста на 324 метра ввысь взметнулась потрясающая ажурная стальная конструкция. Это Эйфелева башня - один из символов Франции и новой  индустриальной эпохи, который появился на свет благодаря последним технологическим разработкам 19 века. Нам невозможно представить себе мировую цивилизацию без этого сооружения. Но после его торжественного открытия в 1889 году на всемирной Парижской выставке, в культурной элите Франции разразился грандиозный скандал.
            «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, ценители красоты Парижа, во имя французского вкуса, французской истории и французского искусства, которые ныне подвергаются опасности, решительно и с негодованием протестуем против...» Эти слова содержались в письме мэру города, под которым стояли подписи трехсот знаменитых деятелей культуры и искусства. Среди них были писатели Ги де Мопассан, Эмиль Золя, Александр Дюма-сын, композитор Шарль Гуно, выдающийся архитектор Шарль Гарнье и множество других славных имен.  «Бесполезная и чудовищная», «смехотворная башня, доминирующая над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба» - огласили классики свой приговор Эйфелевой башне, обошедшейся парижанам в 7,8 миллионов франков.
          Однако Ги де Мопассан   регулярно обедал в одном из ресторанов  этого «уродца». На вопрос, зачем он так поступает, если башня ему жутко не нравиться, Мопассан саркастически ответил: "Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно".
          Сейчас Эйфелева башня является самой посещаемой и самой фотографируемой достопримечательностью мира. Но тогда в 1909 году ненавистную стальную конструкцию практически были готовы снести, после того как она была раскритикована художественной и литературной элитой города. Ее спасло только то, что башня была идеальной платформой для антенн, необходимых для развития науки и техники. Как-никак, до 1931 года она оставалась самым высоким сооружением в мире. Вот так банальная  утилитарность использования высотного объекта сохранила жизнь одному из величайших мировых художественных шедевров.
          Триста признанных авторитетных гениев оказались не правы. История - самый неумолимый цензор, критик и судья. О художественных достоинствах Эйфелевой башни заговорили гораздо позже тех печальных событий. В наше время факт исключительной ценности Парижской жемчужины ни у кого не вызывает сомнения. Великий инженер Александр Гюстав Эйфель обогнал свое время. Как гениальный гроссмейстер, он все просчитал на несколько ходов вперед. Не все его современники могли угнаться за его фантастическими идеями и понять их. 
          Сергей Есенин как-то написал:
          «Лицом к лицу
           Лица не увидать.
           Большое видится на расстояньи».
          Только по прошествии некоторого времени мы можем по-достоинству оценить истинное значение какого-то события или поступка, а также уникальность того или иного памятника культуры. Субъективизм личных оценок порой перечеркивается бескомпромиссным вердиктом истории.

 
              

© Copyright: Сергей Шевцов, 2012

Регистрационный номер №0082083

от 5 октября 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0082083 выдан для произведения:

 

          В Париже на Марсовом поле напротив Йенского моста на 324 метра ввысь взметнулась потрясающая ажурная стальная конструкция. Это Эйфелева башня – один из символов Франции и новой  индустриальной эпохи, который появился на свет благодаря последним технологическим разработкам 19 века. Нам невозможно представить себе мировую цивилизацию без этого сооружения. Но после его торжественного открытия в 1889 году на всемирной Парижской выставке, в культурной элите Франции разразился грандиозный скандал.

            «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, ценители красоты Парижа, во имя французского вкуса, французской истории и французского искусства, которые ныне подвергаются опасности, решительно и с негодованием протестуем против...». Эти слова содержались в письме мэру города, под которым стояли подписи трехсот знаменитых деятелей культуры и искусства. Среди них были писатели Ги де Мопассан, Эмиль Золя, Александр Дюма-сын, композитор Шарль Гуно, выдающийся архитектор Шарль Гарнье и множество других славных имен.  «Бесполезная и чудовищная», «смехотворная башня, доминирующая над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба»,  - огласили классики свой приговор Эйфелевой башне, обошедшейся парижанам в 7,8 миллионов франков.

Однако Ги де Мопассан   регулярно обедал в одном из ресторанов  этого «уродца». На вопрос, зачем он так поступает, если башня ему жутко не нравиться, Мопассан саркастически ответил: "Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно".

Сейчас Эйфелева башня является самой посещаемой и самой фотографируемой достопримечательностью мира. Но тогда в 1909 году ненавистную стальную конструкцию практически были готовы снести, после того как она была раскритикована художественной и литературной элитой города. Ее спасло только то, что башня была идеальной платформой для антенн, необходимых для развития науки и техники. Как-никак, до 1931 года она оставалась самым высоким сооружением в мире. Вот так банальная  утилитарность использования высотного объекта спасла жизнь одному из величайших мировых художественных шедевров.

 Триста признанных авторитетных гениев оказались не правы. История – самый неумолимый цензор, критик и судья. О художественных достоинствах Эйфелевой башни заговорили гораздо позже тех печальных событий. В наше время факт исключительной ценности Парижской жемчужины ни у кого не вызывает сомнения. Великий инженер Александр Гюстав Эйфель обогнал свое время. Как гениальный гроссмейстер, он все просчитал на несколько ходов вперед. Не все его современники могли угнаться за его фантастическими идеями и понять их. 

Сергей Есенин как-то написал:

«Лицом к лицу

           Лица не увидать.

           Большое видится на расстояньи».

Только по прошествии некоторого времени мы можем по-достоинству оценить истинное значение какого-то события или поступка, а также уникальность того или иного памятника культуры. Субъективизм личных оценок порой перечеркивается бескомпромиссным вердиктом истории.                

 
Рейтинг: +28 2287 просмотров
Комментарии (44)
Альфия Умарова # 5 октября 2012 в 23:35 +3
Очень интересно. smile
Точно, иногда ценность и истинная красота какого-то
места, книги, вещи, человека... открываются не сразу,
но от этого, наверное, не становятся менее настоящими.
Сергей Шевцов # 6 октября 2012 в 11:17 +4
Совершенно верно! rose
Калита Сергей # 5 октября 2012 в 23:39 +3
Понравилось. Особенно мысль, что только по прошествии времени можно по достоинству оценить то или иное событие. Это, естественно, касается и того, что и мы порой пишем и создаём. Время покажет! live3
Сергей Шевцов # 6 октября 2012 в 11:19 +3
Да, время покажет! yesyes
Галина Емельянова # 6 октября 2012 в 04:37 +3
Да время ,оно неумолимо и не всегда справедливо.И сколько кануло в Лету.Спасибо
Сергей Шевцов # 6 октября 2012 в 11:21 +4
Время неумолимо, и ход истории не остановить. Спасибо! buket1
Митрофанов Валерий # 6 октября 2012 в 09:52 +3
знакомая история, читал где-то...
Сергей Шевцов # 6 октября 2012 в 11:29 +2
Вы правы. Я всего лишь известный исторический факт преподнес в виде притчи со своими умозаключениями. joke
0 # 6 октября 2012 в 10:15 +3
Интересная работа.Все мы во власти времени...Удачи вам!
Сергей Шевцов # 6 октября 2012 в 11:32 +4
Спасибо, Таня! Да, все мы во власти времени. И Вам удачи! elka2
Ольга Постникова # 6 октября 2012 в 10:47 +2
"История – самый неумолимый цензор, критик и судья". big_smiles_138 С этим нельзя не согласиться.
Сергей Шевцов # 6 октября 2012 в 11:34 +3
Рад, когда меня понимают. Спасибо! korzina
Бен-Иойлик # 6 октября 2012 в 12:02 +2
Это история очень поучительна!
Только вывода здесь нет...
Дело случая...
Спасибо за это эссе...
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Сергей Шевцов # 6 октября 2012 в 13:02 +3
Вся наша история в большей степени дело случая. Что касается выводов, то притча как раз о них. Их верность определяется временем, о чем я и хотел сказать. Спасибо за отзыв! 30
Зинаида Маркина # 6 октября 2012 в 16:16 +2
Лучший лекарь -ВРЕМЯ, лучший ЦЕНИТЕЛЬ - ВРЕМЯ. Очень хорошо!
Сергей Шевцов # 6 октября 2012 в 16:45 +2
Вы все прекрасно поняли, спасибо! soln
Петр Шабашов # 6 октября 2012 в 17:38 +2
Познавательно + поучительно.
Спасибо, Сергей! Перед началом тура некоторые авторы охали, что у них не получится... Ан, какие интересные вещицы в этом туре! Видно, Чемпионат все же и вдохновляет, и стимулирует мысль!
c0137
Сергей Шевцов # 6 октября 2012 в 20:30 +2
Петр, с вами трудно не согласиться. Удачи! c0414
Татьяна Вишня # 6 октября 2012 в 20:33 +2
Время - самый строгий критик и судья! Удачи Вам в конкурсе! c0411
Сергей Шевцов # 7 октября 2012 в 00:11 +2
Спасибо, Татьяна, независимо от времени, Ваше мнение мне не безразлично. buket4
Юрий Алексеенко # 7 октября 2012 в 02:10 +2
Париж без Ейфелевой башни - НЕ ПАРИЖ !
Сергей Шевцов # 7 октября 2012 в 09:31 +2
Однозначно! 39
Ольга Баранова # 7 октября 2012 в 04:34 +3
Факт полезности Эйфелевой башни неоспорим, и ход истории не остановить, это правда. И мораль ясна - не суди по первому впечатлению, дай вещи, событию, любому творению как-то проявить себя.
Но, Сергей, позвольте вопрос, не относящийся к Вашей притче.А разве историю не переписывают под себя разные правители время от времени? ))
Очень интересное Вы изложили! Удачи Вам!
Сергей Шевцов # 7 октября 2012 в 10:38 +4
Бывает, что историю переписывают. И "под себя", и "по открывшимся фактам". Примеров тому множество. Это отношение к Октябрьской революции и ее лидерам, к украинским националистам, боровшимся против советской власти (Степану Бандере президентом Ющенко было присвоено звание Герой Украины!). Мы все изучали древнюю историю Руси по "Слову о полку Игореве", но мало кто знает, что русский князь и половецкий хан Кончак были сватами. Это проливает свет на побег Игоря из плена. Так что официальное изложение истории может поменяться еще не раз. Но к памятникам культуры мы должны относиться очень бережно, иначе полетят в костер черные и красные квадраты Малевича, автопортрет с семью пальцами Шагала, Герника Пикассо и множество других произведений, лишь потому, что КТО-ТО назовет это "мазней".
Вячеслав Светлов # 7 октября 2012 в 13:56 +3
Да, всё верно! Интересно и другое!! РАНЬШЕ ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫМИ НАЗВАЛИ СТИЛИ, БЫЛИ - РУГАТЕЛЬНЫМИ! Барокко, Романтизм, Готика... ))
Историю пишут историки, а взгляды, порой, формирует реклама.
Удачи Вам!

С уважением, Вячеслав
Сергей Шевцов # 7 октября 2012 в 15:39 +2
Сейчас историю пишут (или диктуют) политики, а вкусы навязывают гламурные СМИ. Мозги запудрили так, что уже черное путаешь с белым. Пора возвращаться к первобытным инстинктам и категориям: верю-не верю, убедил-не убедил, нравится-не нравится, почувствовал-не почувствовал.
alexandr # 19 октября 2012 в 18:54 +2
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e super
Вот есои бы еще историю под себя не писали было бы хорошо
Сергей Шевцов # 19 октября 2012 в 19:29 +1
Согласен! c0414
Ирина Перепелица # 16 марта 2013 в 15:10 +2
И я, и я, и я того же мнения)))) c0415

А если серьёзно, то Эйфелева башня мне больше нравиться вечером, с подсветкой. Тогда она такая фантастично-фееричная, что ли. Без неё уже и Париж не Париж, она его символ, визитная карточка, хотя всё могло быть по другому... Но это была бы уже другая история одного города.

СПА-СИ-БО!!! snegur
Ирина Перепелица # 16 марта 2013 в 17:28 +2
Но я лично, живя в 1889, тоже была бы против строительства этой гигантской башни. Вы совершенно правы, оценить её по
достоинству смогло лишь только время, которое всё расставляет на свои места. look
Сергей Шевцов # 16 марта 2013 в 21:43 +1
В этом и есть суть притчи. Спасибо! rose
Рада # 22 февраля 2016 в 06:47 +1
Сергей! Интересные размышления на тему... Можно спорить, не соглашаться с выводами, но не возможно не признать, что рассказ-притча написан прекрасно. v
Эйфелева башня, безусловно, уникальное грандиозное сооружение, давно ставшее символом. Но вот красива ли она, является ли произведением искусства? А что если нет??? А что если Мопассан был прав, ведь он еще не успел попасть под влияние чьего-то авторитетного (?) мнения, и просто выражал свое личное, то как чувствовал, видел, воспринимал? А что если... scratch 625530bdc4096c98467b2e0537a7c9cd elka2
Сергей Шевцов # 22 февраля 2016 в 08:47 +1
Есть поговорка: о вкусах не спорят. Что нравится одному не нравится другому. И критерии прекрасного у каждого времени свои. Интересно: Джорджио Армани, Джанни Версаче, Карл Лагерфельд или Коко Шанель отважились бы выпустить на подиум девушек, представлявших эталоны красоты семнадцатого века, воспетые Рубенсом?
Нина Колганова # 25 мая 2016 в 14:53 +2
Сергей, видишь, я кое-что у тебя не прочитала. Твой стиль профессионала всегда передо мной, когда хочется самой что-нибудь написать. И я откладываю ручку. Невозможно написать так интересно, как пишешь ты. В этом убедилась ещё раз здесь. Ты здорово расставляешь все точки над i, независимо от места действия и времени. Согласна, самый верный судья, беспристрастный ценитель- это время. live
Сергей Шевцов # 25 мая 2016 в 20:15 +2
Спасибо, Нина, за столь высокую оценку, но я не профессионал. Занимаюсь писательством всего шесть лет и не состою ни в каких писательских союзах.
flo
Нина Колганова # 25 мая 2016 в 21:01 +2
Я знаю давно, кто ты по профессии, я написала, не заблуждаясь, а имея СВОЁ мнение.)))
Татьяна Петухова # 25 мая 2016 в 15:45 +2
Сергей,ценность всех Ваших произведений в том,что Вы не навязываете читателям своего авторского мнения,а как бы приглашаете к общему вдумчивому диалогу,и хотя мнения есть и антиполярные, но в целом, то,что ИСТОРИЯ-САМЫЙ НЕУМОЛИМЫЙ ЦЕНЗОР,КРИТИК И СУДЬЯ в жизненных вехах подтверждает его величество-ВРЕМЯ!!!
Сергей Шевцов # 25 мая 2016 в 20:33 +2
Татьяна, жизнь научила меня уважать чужое мнение, даже, если я с ним не согласен. Увы, узнать оценку истории того, что происходит сейчас нам не суждено (люди столько не живут))) Кто знает, может и я в чем-то не прав, но продолжаю отстаивать свою точку зрения, уверенный в своей правоте. Время покажет, время рассудит.
rose
Марина Попова # 14 сентября 2016 в 18:56 +1
Спасибо, Сергей, за познавательную миниатюру.
С интересом прочла и комментарии.
Удачи тебе!
Сергей Шевцов # 14 сентября 2016 в 19:11 0
*** # 21 февраля 2021 в 14:27 +1
Здравствуйте, Сергей!

Интересно прочитать ваши произведения в разные годы.
Ваша притча (?) является доказательством тому, что и вы и я читаем одинаковую информацию, книги, заметила это, когда читала ваше произведение о Дали и его Музе… 5 лет назад я зарегистрировалась на этом сайте с единственной целью УЧИТЬСЯ (?) Затем я поняла, что мне здесь интересен обмен информацией, мнениями. Кто-то здесь занимается самореализацией, кто-то выполняет роль «эксперта и критика», а мне интересно читать Авторов, которым нравится хорошо писать…

Вам удачи в поиске новых идей и Вдохновения!
Сергей Шевцов # 21 февраля 2021 в 18:30 +1
Спасибо, АнМари, вам тоже хочу пожелать удачи, вдохновения и, конечно же, новых идей!