Турецкая география

12 ноября 2014 - Александр Сороковик
article252411.jpg

 

«Хочешь – верь, хочешь – не верь, но дело было так…»

 (Худ. фильм «Полосатый рейс»)

 

 

Каждый из нас при желании вспомнит множество историй из школьной жизни. Весёлых и не очень, бывших в действительности и придуманных, приключившихся с лучшим другом или с самим рассказчиком.  Эта курьёзная история произошла со мной в далёком 1971 году, я ничего здесь не придумал, всё случилось на самом деле.

Учился я тогда в выпускном классе старой ещё школы-восьмилетки. Потом перешёл в другую, где были девятые-десятые классы. Тогда сдавали мы экзамен по экономической географии. Скучная такая наука о том, где  какие отрасли хозяйства развиты, а где нет.

В общем, стояла поздняя весна, на горизонте вырисовывалось радостное лето с купанием в море, рыбалкой, походами. Погоняемый родителями, я сдавал ненавистные экзамены, стремясь к долгожданной свободе. Уж не помню, сдавалась экономическая география последней, или маячили впереди ещё какие-то испытания, но знаю точно, что экзаменационная пора шла к концу.

Итак, я подошёл к столу и вытянул билет, который состоял из двух вопросов. Первый из них я знал неплохо и, может быть, поэтому сейчас напрочь забыл, о чём там спрашивалось. Но вот второй! «Сельское хозяйство Турции», это ж надо! В процессе подготовки к экзамену я эту тему совершенно упустил. То ли пролистнул учебник, то ли прочитал, да забыл…  В общем, набросав тезисы по вопросу первому, я убедился, что смогу сносно на него ответить. Но что делать с турками?

Как любой мальчишка, читающий приключенческую литературу, я знал, что есть такая страна, что прежде турецкий флот наводил ужас на врагов, что храбрые казаки Тараса Бульбы воевали с турецкими янычарами, что в гаремах тамошних султанов томились прекрасные невольницы.  Но сельское хозяйство! Я даже не мог себе представить, что там могли выращивать потомки этих султанов и янычар.

Однако время вышло, пора было идти отвечать. Я лихо расправился с первым вопросом, на лицах учителей-экзаменаторов расцветали сдержанные, но довольные улыбки.

- Хорошо! – кивнул один из них, глядя в листок с моим билетом, - второй вопрос: «Сельское хозяйство Турции».

Я тоскливо посмотрел в открытое по случаю жары окно, выходившее на тихую улочку позади школьного двора. Мы располагались на втором этаже, прямо под нами затаился среди зелени асфальтированный межквартальный проезд. Туда заехали рабочие с компрессором – очевидно, для ремонта. Чуть дальше беззаботная девчонка прыгала по расчерченным классикам. Два карапуза помельче пытались догнать полосатую кошку. Никто не собирался помогать мне и подсказывать, что же усатые янычары могли выращивать в своей Турции.

Я бодро направился к висевшей на стене политической карте мира, быстро нашёл Турцию, обвёл её указкой. Сказал пару слов о её расположении и тут вспомнил, что во всех книгах турецкие султаны и их подданные часто курят кальян. Я не знал, что такое этот кальян, видел только на картинках. Но ведь курят обычно табак! Значит, в Турции он есть наверняка. Бодрым голосом провозгласил:

- В сельском хозяйстве Турции одной из основных культур является табак.

Учитель благосклонно кивнул, я приободрился, и хотел было дальше развивать табачную тему, как вдруг класс заполнил неимоверный грохот. За окном приехавшие рабочие развернули свои шланги с отбойными молотками, запустили компрессор и стали выворачивать асфальт. Старшее поколение наверняка помнит, насколько шумным был этот процесс. Кто-то кинулся закрывать окно, завуч побежала на улицу – заставить прекратить шум, учителя недоумённо переглядывались, ученики веселились.

Я растерялся буквально на одну секунду, но тотчас принял единственно правильное в этой ситуации решение: бодро стуча указкой по карте, начал выдавать текст примерно такого содержания:  «Турецкие крестьяне, повысившие в прошлом году урожаи табака, увеличивают надои крупного рогатого скота, пасущегося на злаковых полях и в садах причерноморского побережья Турции. Погодные условия способствуют небывалому увеличению урожайности риса по сравнению развитием садоводства и выращивания пшеницы…». Я тарахтел не хуже компрессора за окном, не забывая добросовестно водить указкой по карте и делать умное лицо. Честно старался говорить погромче, перекричать противный компрессор, мешающий мне блеснуть своими глубокими познаниями в сельском хозяйстве Турции.

Отдельные слова, долетавшие до членов экзаменационной комиссии, безусловно, говорили о глубоком понимании предмета. Да, не совсем всё понятно, но ведь как бодро рапортует, шельмец!  Сразу видно – знает экономическую географию на «отлично»! Внезапно грохот прекратился. То ли завуч добилась тишины, то ли у рабочих  начался перекур. И вот тут, каким-то актёрским чутьём я понял – для полного триумфа нужна ко́да! (*)! Чёткая, безукоризненная, не допускающая даже мысли о том, чтобы заставить славного парня  повторить всё вышесказанное, сорвав тем самым такой чудесный спектакль. В звенящей тишине я гордо произнёс завершающую фразу своего ответа:

- А также в сельском хозяйстве Турции большое значение имеет табак!

Разве можно было усомниться в блестящих знаниях такого милого юноши! Мне задали несколько формальных дополнительных вопросов, типа показать на карте стра́ны Скандинавии, и получив свою пятёрку, я гордо удалился.

Честно сказать, до сих пор не знаю, что кроме табака, составляет основу сельского хозяйства Турции…

 

 

* Ко́да (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения , может явиться «послесловием», выводом, развязкой и обобщением темы. 

 

7 – 12 ноября 2014

 Фото из Интернета

© Copyright: Александр Сороковик, 2014

Регистрационный номер №0252411

от 12 ноября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0252411 выдан для произведения:

 

«Хочешь – верь, хочешь – не верь, но дело было так…»

 (Худ. фильм «Полосатый рейс»)

 

 

Каждый из нас при желании вспомнит множество историй из школьной жизни. Весёлых и не очень, бывших в действительности и придуманных, приключившихся с лучшим другом или с самим рассказчиком.  Эта курьёзная история произошла со мной в далёком 1971 году, я ничего здесь не придумал, всё случилось на самом деле.

Учился я тогда в выпускном классе старой ещё школы-восьмилетки. Потом перешёл в другую, где были девятые-десятые классы. Тогда сдавали мы экзамен по экономической географии. Скучная такая наука о том, где  какие отрасли хозяйства развиты, а где нет.

В общем, стояла поздняя весна, на горизонте вырисовывалось радостное лето с купанием в море, рыбалкой, походами. Погоняемый родителями, я сдавал ненавистные экзамены, стремясь к долгожданной свободе. Уж не помню, сдавалась экономическая география последней, или маячили впереди ещё какие-то испытания, но знаю точно, что экзаменационная пора шла к концу.

Итак, я подошёл к столу и вытянул билет, который состоял из двух вопросов. Первый из них я знал неплохо и, может быть, поэтому сейчас напрочь забыл, о чём там спрашивалось. Но вот второй! «Сельское хозяйство Турции», это ж надо! В процессе подготовки к экзамену я эту тему совершенно упустил. То ли пролистнул учебник, то ли прочитал, да забыл…  В общем, набросав тезисы по вопросу первому, я убедился, что смогу сносно на него ответить. Но что делать с турками?

Как любой мальчишка, читающий приключенческую литературу, я знал, что есть такая страна, что прежде турецкий флот наводил ужас на врагов, что храбрые казаки Тараса Бульбы воевали с турецкими янычарами, что в гаремах тамошних султанов томились прекрасные невольницы.  Но сельское хозяйство! Я даже не мог себе представить, что там могли выращивать потомки этих султанов и янычар.

Однако время вышло, пора было идти отвечать. Я лихо расправился с первым вопросом, на лицах учителей-экзаменаторов расцветали сдержанные, но довольные улыбки.

- Хорошо! – кивнул один из них, глядя в листок с моим билетом, - второй вопрос: «Сельское хозяйство Турции».

Я тоскливо посмотрел в открытое по случаю жары окно, выходившее на тихую улочку позади школьного двора. Мы располагались на втором этаже, прямо под нами затаился среди зелени асфальтированный межквартальный проезд. Туда заехали рабочие с компрессором – очевидно, для ремонта. Чуть дальше беззаботная девчонка прыгала по расчерченным классикам. Два карапуза помельче пытались догнать полосатую кошку. Никто не собирался помогать мне и подсказывать, что же усатые янычары могли выращивать в своей Турции.

Я бодро направился к висевшей на стене политической карте мира, быстро нашёл Турцию, обвёл её указкой. Сказал пару слов о её расположении и тут вспомнил, что во всех книгах турецкие султаны и их подданные часто курят кальян. Я не знал, что такое этот кальян, видел только на картинках. Но ведь курят обычно табак! Значит, в Турции он есть наверняка. Бодрым голосом провозгласил:

- В сельском хозяйстве Турции одной из основных культур является табак.

Учитель благосклонно кивнул, я приободрился, и хотел было дальше развивать табачную тему, как вдруг класс заполнил неимоверный грохот. За окном приехавшие рабочие развернули свои шланги с отбойными молотками, запустили компрессор и стали выворачивать асфальт. Старшее поколение наверняка помнит, насколько шумным был этот процесс. Кто-то кинулся закрывать окно, завуч побежала на улицу – заставить прекратить шум, учителя недоумённо переглядывались, ученики веселились.

Я растерялся буквально на одну секунду, но тотчас принял единственно правильное в этой ситуации решение: бодро стуча указкой по карте, начал выдавать текст примерно такого содержания:  «Турецкие крестьяне, повысившие в прошлом году урожаи табака, увеличивают надои крупного рогатого скота, пасущегося на злаковых полях и в садах причерноморского побережья Турции. Погодные условия способствуют небывалому увеличению урожайности риса по сравнению развитием садоводства и выращивания пшеницы…». Я тарахтел не хуже компрессора за окном, не забывая добросовестно водить указкой по карте и делать умное лицо. Честно старался говорить погромче, перекричать противный компрессор, мешающий мне блеснуть своими глубокими познаниями в сельском хозяйстве Турции.

Отдельные слова, долетавшие до членов экзаменационной комиссии, безусловно, говорили о глубоком понимании предмета. Да, не совсем всё понятно, но ведь как бодро рапортует, шельмец!  Сразу видно – знает экономическую географию на «отлично»! Внезапно грохот прекратился. То ли завуч добилась тишины, то ли у рабочих  начался перекур. И вот тут, каким-то актёрским чутьём я понял – для полного триумфа нужна ко́да! (*)! Чёткая, безукоризненная, не допускающая даже мысли о том, чтобы заставить славного парня  повторить всё вышесказанное, сорвав тем самым такой чудесный спектакль. В звенящей тишине я гордо произнёс завершающую фразу своего ответа:

- А также в сельском хозяйстве Турции большое значение имеет табак!

Разве можно было усомниться в блестящих знаниях такого милого юноши! Мне задали несколько формальных дополнительных вопросов, типа показать на карте стра́ны Скандинавии, и получив свою пятёрку, я гордо удалился.

Честно сказать, до сих пор не знаю, что кроме табака, составляет основу сельского хозяйства Турции…

 

 

* Ко́да (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения , может явиться «послесловием», выводом, развязкой и обобщением темы. 

 

7 – 12 ноября 2014

 Фото из Интернета

Рейтинг: +12 238 просмотров
Комментарии (12)
Ирина Перепелица # 13 ноября 2014 в 02:56 +3
Главное -- не растеряться в данной ситуации!
Удачи!
Людмила Комашко-Батурина # 25 ноября 2014 в 00:13 +4
Ах, эти школьные экзамены, доводившие нас до изнеможения!!! И всё-таки славная была пора!..
Марта Шаула # 21 декабря 2014 в 16:08 +2
Александр.уважаемый! Очень образно, замечательно, заставил вспомнить школьные годы и сдачу экзаменов, когда плод пятку в обувь клала пятак, чтобы обязательно получить пятерку!!! Насмеялась от души!! Молодец, замечательно!!!
Александр Сороковик # 22 декабря 2014 в 05:20 +1
Большое спасибо всем, кто читал и комментировал мой рассказ!
ВАНЯ ГРОЗНЫЙ # 9 января 2015 в 21:30 +1

Надеюсь, что турецкие крестьяне рассказ не читали))

50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Александр Сороковик # 9 января 2015 в 23:17 +1
Я тоже! scratch
Надежда Рыжих # 15 января 2015 в 18:37 +1
Прочла второй раз. Видела рассказ ранее, но читала с удовольствием. Есть в моем детстве нечто похожее. Но там два раза рассказанное одно и тоже : сначала и до конца, и тоже самое с конца до начала, но с дополнительными словами и витиевитыми рассуждениями, потому что рассказывать - то было нечего.Знать предмет нужно, чтобы говорить, а не выучил, то куда уже вывезет! Меня вывезло! laugh
Александр Сороковик # 15 января 2015 в 23:30 +1
Спасибо, Надежда! Таких рассказов, как Вы пишете, потом, особенно в студенчестве, было много. А вот такого, наглого вранья - больше никогда...
Александр Волгарь # 24 января 2015 в 22:07 +1
Находчивость- великое дело!
Александр Сороковик # 24 января 2015 в 22:10 0
Это точно! Спасибо!
alexandr # 30 января 2015 в 16:24 0
big_smiles_138
Александр Сороковик # 30 января 2015 в 16:28 +1
30