Пять с "хвостом"

5 ноября 2014 - Маргарита Комарова
article250825.jpg
Повод для встречи был печальным – похороны старейшего учителя школы, физрука Сергея Ивановича Морозова, всеобщего любимца, юмориста и добряка СИМа, так звали его ученики. Собралось почти всё население городка: за многие годы работы у него отучилось не одно поколение горожан.
 После прощания толпа разделилась на кучки. Компания из семи бывших учеников   десятого «А» выпуска 1977 года решила посидеть в кафе, помянуть учителя, ведь он был их классным руководителем. В силу своей молодости и задорного характера, доставлявшего в своё время немало хлопот всему преподавательскому составу школы, компания, погрустив немного и отдав дань памяти «классного», предалась  воспоминаниям о школьных годах. 
 - Помните, как в пятом классе мы по глупости обиделись на СИМа и решили загнуть его урок? – с грустной улыбкой промолвила курносая Алла. 
- Да уж!  – сердито поддержал её Андрей, комсорг класса, - Ну, и дураки же мы тогда были.  
Все заулыбались. 
- А СИМ достойно себя повёл в этом случае, -продолжил Андрей… 
 
Все помнили, что Сергей Иванович тогда собрал в спортивном зале не рискнувшую прогулять часть класса. 
 - Понимаете, ребятки, - задумчиво сказал он, - это печально, что большинство решило не приходить на урок. Право, не знаю, чем вас обидел, но уверен, мы с этим разберёмся. Печально другое - то, что класс раскололся на две части. Поверьте, главное в жизни – присутствие в ней надёжного, проверенного друга. Совсем не важно, кто это: супруг, брат, просто товарищ.   То, что класс раскололся, говорит об отсутствии сплочённости в ваших рядах. Как же вы собираетесь учиться вместе, если ни в чём не можете друг на друга положиться? Я бы принял ваш поступок, если бы вами двигало уважение к учителю или желание заниматься физкультурой. Но что-то мне подсказывает, что вы просто испугались последствий, не так ли? – И, немного помолчав, горько добавил:  Ваш поступок я бы  назвал предательством.
 Школяры молчали, потупив взоры.
 - Я вас освобождаю от  сегодняшних занятий и очень надеюсь, что всё-таки преподал вам урок - жизненный. Постарайтесь его запомнить. – Сергей Иванович развернулся и вышел из зала.
 «Классный» пытался скрыть от руководства школы факт прогула, но кто-то из услужливых отличников всё-таки прогнулся перед директором и обо всём доложил. У СИМа тогда были серьёзные неприятности, но класс свой он отстоял: ни один из учеников не был наказан, ни один родитель не узнал о случившемся от преподавателей.
 Урок Сергея Ивановича был усвоен ребятами: в девятом классе с занятий по  обществознанию в знак протеста против нежелания преподавателя  выслушать мнения ребят,  идущие в разрез с общепризнанным, сбежали все, в полном составе. Захвачен завучем был только нерасторопный Серёга Шустов, но друзей он не сдал и,  как только завуч ослабил хватку, со всех ног кинулся догонять своих.
 Конечно, СИМ должен был разобраться в случившемся. Было назначено классное собрание совместно с родительским комитетом и педсоветом. Учитель  сказал на нём всё, что от него ждали коллеги и родители, но, как мог, защищал своих повзрослевших подопечных. Последовали «оргвыводы», но по настоянию Сергея Ивановича они были несерьёзными, так как класс был почти выпускным. И родители, и педсовет прекрасно понимали, что серьёзные наказания могут сказаться на поступлении в ВУЗы и легко согласились с мнением классного руководителя.
 На очередном уроке физкультуры Сергей Иванович, хитро усмехнувшись,  совсем тихо сказал:
 - Я вижу, что вы усвоили мой урок. Будем считать, что контрольную вы написали на «пять с хвостом».
 - А почему «с хвостом»? – удивлённо загудели ученики.
 - Потому что хвост за вами тянулся в лице Сергея Шустова.
 Стены спортзала долго сотрясал хохот. А за Шустовым так и закрепилась кличка «хвост»…
 
 Компания надолго замолчала. Каждый вспоминал что-то своё из прекрасных десяти школьных лет.
 - Слушайте, ребята! – Возглас комсорга прозвучал слишком резко в наступившей тишине. – А на что же мы тогда обиделись? Никак не могу вспомнить, почему мы решили прогулять физру? – Андрей понизил голос.
 За столиком опять повисла тишина. Семеро взрослых людей стали похожими на младших школьников: кто-то виновато заморгал, кто-то смешно наморщил лоб, будто решая сложное уравнение. Никто не смог вспомнить причину прогула.
 - Вот так, - печально подвела итог Света Панина, поправляя очки. – Даже не помним, за что обидели человека.
        -  Зато запомнили урок. Жизненный. Не так ли? – подмигнул всем Сергей Шустов. – Не могу только простить СИМычу, что приклеил мне кликуху, – широко улыбнулся он и продолжал: 
         - На нашем заводе работает Игорёша Смирнов. И там продолжает звать меня хвостом. Так и пристало ко мне это прозвище, хоть никто и не понимает, почему меня так зовут. А жену мою (она со мной в одном цехе работает) зовут «Хвостик». 
         Все опять заулыбались.
       - Ты уж не серчай на Сергея Ивановича. – Света опять поправила очки, - он тебе больше хорошего сделал, чем плохого, правда?
       - Конечно! Я ведь сорванцам своим эту историю рассказываю, как притчу, чтобы поняли, в чём правда.

© Copyright: Маргарита Комарова, 2014

Регистрационный номер №0250825

от 5 ноября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0250825 выдан для произведения:

Повод для встречи был печальным – похороны старейшего учителя школы, физрука Сергея Ивановича Морозова, всеобщего любимца, юмориста и добряка СИМа, так звали его ученики. Собралось почти всё население городка: за многие годы работы у него отучилось не одно поколение горожан.

После прощания толпа разделилась на кучки. Компания из семи бывших учеников   десятого «А» выпуска 1977 года решила посидеть в кафе, помянуть учителя, ведь он был их классным руководителем. В силу своей молодости и задорного характера, доставлявшего в своё время немало хлопот всему преподавательскому составу школы, компания, погрустив немного и отдав дань памяти «классному», предалась  воспоминаниям о школьных годах.

- Помните, как в пятом классе мы по глупости обиделись на СИМа и решили загнуть его урок? – с грустной улыбкой промолвила курносая Алла.

- Да уж!  – сердито поддержал её Андрей, комсорг класса, - Ну, и дураки же мы тогда были.

Все заулыбались.

- А СИМ достойно себя повёл в этом случае, -продолжил Андрей…

 

Все помнили, что Сергей Иванович тогда собрал в спортивном зале не рискнувшую прогулять часть класса.

- Понимаете, ребятки, - задумчиво сказал он, - это печально, что большинство решило не приходить на урок. Право, не знаю, чем вас обидел, но уверен, мы с этим разберёмся. Печально другое - то, что класс раскололся на две части. Поверьте, главное в жизни – присутствие в ней надёжного, проверенного друга. Совсем не важно, кто это: супруг, брат, просто товарищ.   То, что класс раскололся, говорит об отсутствии сплочённости в ваших рядах. Как же вы собираетесь учиться вместе, если ни в чём не можете друг на друга положиться? Я бы принял ваш поступок, если бы вами двигало уважение к учителю или желание заниматься физкультурой. Но что-то мне подсказывает, что вы просто испугались последствий, не так ли? – И, немного помолчав, горько добавил:  Ваш поступок я бы  назвал предательством.

Школяры молчали, потупив взоры.

- Я вас освобождаю от  сегодняшних занятий и очень надеюсь, что всё-таки преподал вам урок - жизненный. Постарайтесь его запомнить. – Сергей Иванович развернулся и вышел из зала.

«Классный» пытался скрыть от руководства школы факт прогула, но кто-то из услужливых отличников всё-таки прогнулся перед директором и обо всём доложил. У СИМа тогда были серьёзные неприятности, но класс свой он отстоял: ни один из учеников не был наказан, ни один родитель не узнал о случившемся от преподавателей.

Урок Сергея Ивановича был усвоен ребятами: в девятом классе с занятий по  обществознанию в знак протеста против нежелания преподавателя  выслушать мнения ребят,  идущие в разрез с общепризнанным, сбежали все, в полном составе. Захвачен завучем был только нерасторопный Серёга Шустов, но друзей он не сдал и,  как только завуч ослабил хватку, со всех ног кинулся догонять своих.

Конечно, СИМ должен был разобраться в случившемся. Было назначено классное собрание совместно с родительским комитетом и педсоветом. Учитель  сказал на нём всё, что от него ждали коллеги и родители, но, как мог, защищал своих повзрослевших подопечных. Последовали «оргвыводы», но по настоянию Сергея Ивановича они были несерьёзными, так как класс был почти выпускным. И родители, и педсовет прекрасно понимали, что серьёзные наказания могут сказаться на поступлении в ВУЗы и легко согласились с мнением классного руководителя.

На очередном уроке физкультуры Сергей Иванович, хитро усмехнувшись,  совсем тихо сказал:

- Я вижу, что вы усвоили мой урок. Будем считать, что контрольную вы написали на «пять с хвостом».

- А почему «с хвостом»? – удивлённо загудели ученики.

- Потому что хвост за вами тянулся в лице Сергея Шустова.

Стены спортзала долго сотрясал хохот. А за Шустовым так и закрепилась кличка «хвост»…

 

Компания надолго замолчала. Каждый вспоминал что-то своё из прекрасных десяти школьных лет.

- Слушайте, ребята! – Возглас комсорга прозвучал слишком резко в наступившей тишине. – А на что же мы тогда обиделись? Никак не могу вспомнить, почему мы решили прогулять физру? – Андрей понизил голос.

За столиком опять повисла тишина. Семеро взрослых людей стали похожими на младших школьников: кто-то виновато заморгал, кто-то смешно наморщил лоб, будто решая сложное уравнение. Никто не смог вспомнить причину прогула.

- Вот так, - печально подвела итог Света Панина, поправляя очки. – Даже не помним, за что обидели человека.

- Зато запомнили урок. Жизненный. Не так ли? – подмигнул всем Сергей Шустов. – Не могу только простить СИМычу, что приклеил мне кликуху, – широко улыбнулся он и продолжал:

- На нашем заводе работает Игорёша Смирнов. И там продолжает звать меня хвостом. Так и пристало ко мне это прозвище, хоть никто и не понимает, почему меня так зовут. А жену мою (она со мной в одном цехе работает) зовут «Хвостик».

Все опять заулыбались.

- Ты уж не серчай на Сергея Ивановича. – Света опять поправила очки, - он тебе больше хорошего сделал, чем плохого, правда?

- Конечно! Я ведь сорванцам своим эту историю рассказываю, как притчу, чтобы поняли, в чём правда.

Рейтинг: +6 193 просмотра
Комментарии (2)
Ирина Перепелица # 7 ноября 2014 в 13:10 0
Понравилось и удачи!
Надежда Рыжих # 4 декабря 2014 в 10:48 0
Кто-то у нас прогуливал в школе, но это были единицы. остальные боялись. Большим единодушием надо обладать,чтобы коллективно слинять osenpar3