Школьные
годы всегда вспоминаются с трепетом. Ну, во-первых, мы были юными и жили в родительской
семье. А родители - это всегда стабильность, опора и любовь, поэтому, наверное,
школьные годы - самая счастливая пора. Во-вторых, школьные годы - это наши
примерки к жизни, новый этнос, в котором мы обучаемся, изучаем мир и себя.
В школе
у меня была единственная подруга, с которой мы жили в одном доме и знали друг
друга, как говорится, с пелёнок. Татьяна, так звали подругу, являлась моим
щитом. Она по жизни всегда занимала активную позицию и вела себя смело, даже
дерзко. Отпор могла дать любому. Сама расставляла приоритеты, какой предмет
учить, а какой не брать во внимание. Мне очень легко давалась математика, ей -
все гуманитарные науки, поэтому Таня увлеклась музыкой и стала в дальнейшем
преподавать в музыкальной школе.
В
сравнении с подругой я всегда держалась в тени, отличалась скромностью и имела
кучу комплексов. Помню, в седьмом классе влюбилась в одноклассника Витю Злобина
только потому, что он ко мне обращался по имени. Все остальные мальчишки
называли девочек по фамилии, и ещё хуже - давали прозвища. Витя проникся ко мне доверием и рассказал о
своей несчастной любви к нашей однокласснице Ольге.
Оля -
ладненькая, чистенькая, жизнерадостная девочка - входила в элиту
девочек-отличниц. Не все элитные девочки были круглыми отличницами, но у них
всех родители занимали важные должности в нашем районе. У этой Ольги отец работал
главным инженером завода, отец Ольги
Зубковой - директором школы, Ирина Фёдорова - дочь заведующей терапевтическим
отделением местной больницы… Витя, мальчик из рабочей семьи, симпатичный, но
очень маленького роста, учился с
перебоями с четвёрки на тройку.
- Зачем мучиться? – обратилась я к Вите. -
Объяснись с Олей где-нибудь в укромном месте на перемене. – И добавила: - Но,
думаю, ничего хорошего из этого не
выйдет, ты же не из их круга.
Витя вскинул на меня тревожные глаза и
произнёс:
- И всё-таки я попробую.
Влюблённый мальчик подошел на перемене к
Оле и, краснея, предложил ей свою дружбу. Девочка эмоционально отреагировала на предложение - на одном дыхании выпалила Вите
в лицо:
- Ты? Мне? Дружбу? Да посмотри на себя,
прыщ в кепке!
Витю словно помоями из ушата окатили. Он
побледнел, взял портфель и покинул класс… на целую неделю. Я всем сердцем
переживала за него и думала: «Вот если бы он мне предложил дружбу, я бы с
радостью её приняла».
В
сентябре седьмого класса к нам пришла второгодница Фролова Лариса. Высокая
грудь, плавные линии тела пленили наших мальчиков. Но Лариса не блистала умом и
отличалась развязностью поведения. Мальчишки относились к ней бесцеремонно:
зажимали в угол, щупали грудь, хватали за ягодицы. Она не обижалась, а гордо вскидывала
свою красивую головку и, чуть раскрасневшись от возбуждения, выказывала
остальным девчонкам своё, как ей казалось, превосходство.
Однажды Фролова подслушала, как Ира Фёдорова,
девочка из элитной группы, нелицеприятно отозвалась о классном руководителе - Нелли
Александровне. И на классном часе она эту информацию озвучила перед всем
классом! Помню (что особенно мне понравилось), как отреагировала на это наша классная:
- Лариса, во-первых, неприлично
подслушивать чужие разговоры, а тем более - передавать их окружающим. А
во-вторых, - Нелли Александровна обратилась к Ирине, которая сидела вся
пунцово-красная от стыда, опустив низко голову, по щекам девочки текли слёзы, -
Ирина, ты не переживай по этому поводу, моё отношение к тебе не изменится, я
как уважала тебя за твоё трудолюбие и отличную успеваемость, так и буду.
После этого инцидента весь класс влюбился
в нашу классную. А любовь всегда подразумевает некую коррекцию под себя. Мы
чересчур глубоко влезали в её личную жизнь, давая советы… Нелли Александровна -
очень красивая, высокая молодая женщина, с белокурыми длинными волосами,
уложенными в стиле 60-ых годов в причёску «баббета», - замуж вышла за бурята, и
это нас шокировало. Мы переживали, на кого будет походить их первенец. И с
каким ликованием мы встретили новость, что родившаяся девочка похожа на маму! Всем
классом мы пришли во двор роддома и, разложив букеты цветов перед окнами,
дружно кричали: «Поздравляем! Поздравляем!»…
В
девятом классе у нас появился новый предмет - астрономия. Преподавала уроки худая, высокая и нескладная
женщина, которой вся школа дала прозвище - Селёдка. Она очень скромно одевалась,
и всегда в одно и то же. На Селёдке была, как и на нас, «форма» - серая
трикотажная кофта и коричневая прямая, облегающая её узкие бедра, юбка. Ни
одного из учителей мы не боялись так, как её. Строгую, не имеющую любимчиков и
предъявляющую одинаковые требования ко всем, побаивались учительницу астрономии
даже преподаватели - за прямолинейность.
Предмет
свой она преподносила оригинально и запоминающе. Это не было сухой подачей
материала. Преподаватель наглядно демонстрировала движение небесных тел - Солнца,
Земли и Луны. Солнце в виде лампы стояло на крутящейся подставке, один из учеников
изображал Землю, вращающуюся и двигающуюся по своей траектории вокруг Солнца. Ну,
а сама учительница астрономии – Луна, поворачивалась к Земле всегда одной
стороной. Это было забавно, но доходчиво. А больше всего она запомнилась тем,
что блюла чистоту не только в классе, но и следила за чистотой тел и одежды
своих учеников.
Урок астрономии выпадал у нас на пятницу
– конец недели. Естественно, наши
школьные формы не были такими свежими, как в понедельник. Селёдка (извините, я
так и не запомнила её настоящего имени) в начале урока, проходя между рядами,
обследовала чистоту наших шей и рук, а также подворотничков. Наиболее грязного
ученика она выставляла перед классом и ваткой, смоченной в тройном одеколоне,
вытирала его шею и руки, а потом всем демонстрировала наличие нечистоплотности.
После этой экзекуции для нас пятница стала, как понедельник, и мы все приходили
в класс чистыми и отутюженными…
…Быстро пролетели школьные годы. Я сохранила самые теплые воспоминания о наших
таких разных и любимых учителях.
Отлично передана атмосфера школы шестидесятых. Считаю, очень достоверно и достаточно художественно. Главное, картина срисована с реальной жизни. Учителя, как видно, иногда не в меру были строги и суровы. Зато результат налицо - математики, физики /да и лирики, чего уж там.../, русисты и др. выходили из средней школы и из вузов очень сильными! Профи, словом.
Интересно! Главное- понятно, искренне и просто. Все узнаваемо и честно. Несмотря на взаимоотношения в классе: Я сохранила самые теплые воспоминания о наших таких разных и любимых учителях.
Понравилось повествование. Окунулась в атмосферу шестидесятых, хотя не была в ней(меня и в проекте еще не было). Но тянет меня в эту простоту и искренность. Все же тогда учителя, как мне кажется, отличались качеством, как и система образования в целом. Были, конечно, закидоны в воспитательном процессе.Например, такие астрономички были всегда. Они и сейчас думают, что внешний лоск - залог правильной жизни.
Спасибо Татьяна за ваш позитив! Конец года, хлопоты и заботы и немного сдают нервы, а вы так позитивно настроены и передаете заряд позитива людям. Ещё раз благодарю за поддержку! С наступающим вас Новым годом! Счастья и благополучия во всём!!!