ГлавнаяКлассикаРубцов Николай Михайлович (1936-1971) → Николай Рубцов — Сентябрь

Николай Рубцов — Сентябрь

    «Сентябрь» Николай Рубцов

    Слава тебе, поднебесный
    Радостный краткий покой!
    Солнечный блеск твой чудесный
    С нашей играет рекой,
    С рощей играет багряной,
    С россыпью ягод в сенях,
    Словно бы праздник нагрянул
    На златогривых конях!
    Радуюсь громкому лаю,
    Листьям, корове, грачу,
    И ничего не желаю,
    И ничего не хочу!
    И никому не известно
    То, что, с зимой говоря,
    В бездне таится небесной
    Ветер и грусть октября…
 
 1970
 
Анализ стихотворения Рубцова «Сентябрь»

Образ нарядной праздничной осени характерен для лирики Рубцова. Автор густо «рассыпает» по тексту восклицательные знаки, передавая восторг героя и его благодарность природе за роскошь и щедрость бабьего лета.

«Сентябрь» можно условно разделить на три смысловых отрезка. Первая часть начинается с краткой торжественной оды осени и продолжается описанием радостной картины погожих деревенских будней. Река, роща, ягодное изобилие, легко узнаваемые пушкинские оттенки золотого и багряного — это перечисление усиливает восхищение лирического героя. Повторы подготавливают читателя к кульминации: сравнению времени года с необыкновенным праздником. Возникающий здесь образ коней златогривых ассоциируется с волшебной сказкой. И здесь автор проявляет себя истинным наследником русской поэтической традиции: возникают аллюзии с бунинским «расписным теремом» волшебной осени или «сказочным чертогом» Пастернака.

Следующее четверостишие посвящено личным эмоциям лирического героя — радости и полному удовлетворению. Характерно, что здесь автор опять применяет испытанный прием повторения. Собачий лай, листва, животные и птицы — сначала перечисляются объекты созерцания, а потом настает очередь описания внутреннего мира героя, в котором отмечается полное отсутствие желаний, вызванное ощущением абсолютной гармонии. Чувства лирического героя напоминают просветленное состояние самадхи в медитативной практике йоги, когда человек испытывает счастье, сливаясь с макрокосмом, в данном случае — природой. Индивидуальное растворяется во внешнем мире, поэтому уходят все противоречия, остается только спокойствие, умиротворение и радость.

Концовка стихотворения, подхватывая повтор предыдущей части, меняет общую тональность — с радостной на задумчивую. Это подтверждается и авторской пунктуацией: восклицательные знаки сменяет многоточие. Лирический герой наделяется даром предвидения, среди яркой суеты и праздничной круговерти только ему открываются тайны «бездны небесной». Получает развитие мимолетная мысль о краткости спокойного и счастливого времени, мелькнувшая в самом начале стихотворения. Легкая грусть и раздумье почти полностью затмевают улетучивающуюся радость в концовке произведения. Новые эмоции порождены не только обыденными причинами — грядущей сменой погоды, но и бременем ответственности, которое приносит лирическому герою высшее знание.
Рейтинг: +1 Голосов: 1 563 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...