ГлавнаяКлассикаРубцов Николай Михайлович (1936-1971) → Николай Рубцов ~ Сентябрь

Николай Рубцов ~ Сентябрь

article425159.jpg
    «Сентябрь»
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
    Слава тебе, поднебесный
    Радостный краткий покой!
    Солнечный блеск твой чудесный
    С нашей играет рекой,
    С рощей играет багряной,
    С россыпью ягод в сенях,
    Словно бы праздник нагрянул
    На златогривых конях!
    Радуюсь громкому лаю,
    Листьям, корове, грачу,
    И ничего не желаю,
    И ничего не хочу!
    И никому не известно
    То, что, с зимой говоря,
    В бездне таится небесной
    Ветер и грусть октября…
 
Год написания: 1970

 Николай Рубцов ~ Сентябрь
 
Анализ стихотворения Рубцова «Сентябрь»
1 вариант
Образ нарядной праздничной осени характерен для лирики Рубцова. Автор густо «рассыпает» по тексту восклицательные знаки, передавая восторг героя и его благодарность природе за роскошь и щедрость бабьего лета.

«Сентябрь» можно условно разделить на три смысловых отрезка. Первая часть начинается с краткой торжественной оды осени и продолжается описанием радостной картины погожих деревенских будней. Река, роща, ягодное изобилие, легко узнаваемые пушкинские оттенки золотого и багряного — это перечисление усиливает восхищение лирического героя. Повторы подготавливают читателя к кульминации: сравнению времени года с необыкновенным праздником. Возникающий здесь образ коней златогривых ассоциируется с волшебной сказкой. И здесь автор проявляет себя истинным наследником русской поэтической традиции: возникают аллюзии с бунинским «расписным теремом» волшебной осени или «сказочным чертогом» Пастернака.

Следующее четверостишие посвящено личным эмоциям лирического героя — радости и полному удовлетворению. Характерно, что здесь автор опять применяет испытанный прием повторения. Собачий лай, листва, животные и птицы — сначала перечисляются объекты созерцания, а потом настает очередь описания внутреннего мира героя, в котором отмечается полное отсутствие желаний, вызванное ощущением абсолютной гармонии. Чувства лирического героя напоминают просветленное состояние самадхи в медитативной практике йоги, когда человек испытывает счастье, сливаясь с макрокосмом, в данном случае — природой. Индивидуальное растворяется во внешнем мире, поэтому уходят все противоречия, остается только спокойствие, умиротворение и радость.

Концовка стихотворения, подхватывая повтор предыдущей части, меняет общую тональность — с радостной на задумчивую. Это подтверждается и авторской пунктуацией: восклицательные знаки сменяет многоточие. Лирический герой наделяется даром предвидения, среди яркой суеты и праздничной круговерти только ему открываются тайны «бездны небесной». Получает развитие мимолетная мысль о краткости спокойного и счастливого времени, мелькнувшая в самом начале стихотворения. Легкая грусть и раздумье почти полностью затмевают улетучивающуюся радость в концовке произведения. Новые эмоции порождены не только обыденными причинами — грядущей сменой погоды, но и бременем ответственности, которое приносит лирическому герою высшее знание.
 
Анализ стихотворения «Сентябрь» Рубцова
2 вариант
В творчестве Николая Михайловича Рубцова природа неизменно слита с человеческим переживанием.

Стихотворение написано в 1970 году. Его автору в этот момент исполнилось 34 года, он дождался признания, опубликовал несколько сборников стихов, получил собственное жилье. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – дактиль с перекрестной рифмовкой, без деления на строфы. Лирический герой – сам автор. Праздничная оптимистичная интонация ближе к концу произведения становится минорной. Уже в первой строке поэт славит «покой» осеннего месяца. Под небесами сентября солнце играет даже не «на», а «с»: рекой, рощей, ягодами (рябина, а то и брусника с клюквой и черникой). Сравнение этой картины с самым пышным, звонким праздником «на златогривых конях». Лирический герой радуется простым вещам, самому ощущению, что живет, что не нарушен ход вещей: лает бдительный пес, шелестят листья, шагают корова и грач. Полнота земного счастья охватывает героя. Он богат чувствами, впечатлениями, единением с миром. И больше ему ничего не надо, по крайней мере, в эту минуту. «Никому не известно»: конечно же, это гипербола. Понятно, что и люди, и все живое не в первый раз встречает и провожает теплый сентябрь. Но даже герой не хочет опираться на печальный опыт памяти, радуется и славит от души, как ребенок, чувствует, что этот «солнечный блеск» — словно бы навсегда. «В бездне»: выражение с довольно-таки пугающим смыслом. Сразу возникает желание предположить, а что там еще в этой бездне, кроме «ветра и грусти» октября, уже начавшего едва заметную беседу с зимой. Многоточие в финале – и символ недосказанности, и печали. Повторы: играет. Анафора: и ничего. Множество поэтических эпитетов: радостный, чудесный, багряной, небесной, краткий. Сени: своеобразная прихожая в частном доме. Стихотворение пронизано перечислительной градацией. Олицетворение: блеск играет. «Златогривых коней» поэт мог почерпнуть из «Конька-горбунка» П. Ершова. Собственно, это «злато» может быть и метафорой желтых листьев. Звукопись первой половины подчеркивает настроение героя. В сущности, уже во второй строке автор вскользь упоминает, что этот подъем чувств, эта картина довольства и расцвета природы – лишь на «краткий» миг.

Произведение «Сентябрь» Николая Рубцова выросло на вологодской почве, из подлинных впечатлений. К финалу в нем звучат, хоть и приглушенно, трагические ноты.

Рейтинг: +3 Голосов: 3 824 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...