ГлавнаяКлассикаФет А.А. → Афанасий Фет - Осенняя роза (Анализ 3 варианта)

Афанасий Фет - Осенняя роза (Анализ 3 варианта)

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Дата написания: 18 сентября 1886 
 
Анализ стихотворения «Осенняя роза» Фета
1 вариант
Пейзажная лирика позднего Афанасия Афанасьевича Фета часто проникнута философской нотой.

Стихотворение написано в 1886 году. Его автору уж исполнилось 66 лет, он давно признанный поэт, усердно пишет мемуары, выпускает свои сборники. Надо отметить, что поэт оказался также замечательным хозяйственником: его имение процветало. По жанру – элегия, пейзажная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Лирический герой – сам пожилой автор. Интонация минорная. К теме цветения в предзимнее время садовых цветов поэт обращался неоднократно. В первом четверостишии герой описывает наступление осени. Точнее, первых заморозков. Обычный порядок слов чередуется с применением инверсионного: осыпал лес, дохнул сентябрь (это еще и олицетворение), георгины обожгло (метафора). Чело: лоб. Собственно, тоже пример одушевления природы. Ночные температуры упали, георгины не выдержали таких перепадов. «Дуновение мороза»: в этом олицетворении подчеркнута еще маломощность холодов. Увядшие цветы он называет погибшими, будто это живые существа. Царица-роза: этот сдвоенный эпитет – один из любимых в лирике поэта. Сама роза наделяется А. Фетом множеством значений. «Благоуханна и пышна»: эпитеты. В третьей строфе интонация приобретает особое напряжение. Первая строка этого четверостишия очень экспрессивна: назло, жестоким, злобе, испытаньям. Сам вид ее и трепет живого цветка – будто веянье не только весны, но и самой жизни, надежды, бессмертия, наконец. Как признавался сам поэт, в молодости он искал ту самую единственную идеальную возлюбленную. Нашел и, в том числе, по собственному малодушию, потерял. Начал сомневаться, будет ли благополучным брак двух людей, столь стесненных в материальных средствах. Причем, их не просто развела жизнь, их развела трагическая смерть М. Лазич. Уже умирая, она просила сохранить письма поэта к ней. Традиционно это стихотворение принято связывать еще и с ее памятью. Прошлое не отпускало А. Фета всю жизнь. Лексика возвышенная, временами устаревшая. Однако значения слов понятны в контексте всего произведения. Собственно, в письме к друзьям автор сообщал, что писал стихотворение по реальным событиям, свежим впечатлениям после перемены погоды.
 
Анализ стихотворения Фета «Осенняя роза»
2 вариант
Личные переживания, связанные с трагической гибелью Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве Афанасия Фета. Чувство угнетения и раскаяния не смогли скрасить ни вполне благополучный брак поэта, ни финансовый достаток, к которому он стремился всю свою жизнь. После смерти Фета среди его рабочих бумаг нашли рукопись со стихами, посвященными возлюбленной, о существовании которых никто не подозревал. Даже законная супруга поэта не предполагала, что его пограничное состояние на грани помешательства связано с преждевременной кончиной девушки, которую Фет искренне полюбил много лет назад, но не решился связать с ней свою судьбу из-за меркантильных интересов.

Те немногие стихи, которые Фет публиковал в последние годы жизни, также были омрачены горечью утраты, глубину и тяжесть которой поэт осознал лишь спустя годы. Он понял, что нет ничего более ценного, чем любовь, заменить которую не в состоянии деньги, роскошь и положение в обществе. Однако, не догадываясь о том, что именно чувствует поэт, мало кто мог предположить, что те иносказания, к которым он нередко прибегал в своем творчестве, напрямую связаны с образом Марии Лазич. Это легко можно проследить на произведении под названием «Осенняя роза», которое было написано в 1886 году. Автор рассказывает о том, как резко произошла смена погоды, и однажды ночью ударили морозы, которые преобразили весь сад, превратив его в мертвую пустыню. Погибли так любимые Фетом георгины, которых «дыханьем ночи обожгло». Однако одинокая «царица-роза» под воздействием смертоносного холода не только осталась жива, но и расцвела, став «благоуханна и пышна». Не сложно догадаться, что в этом дивном цветке поэт увидел прообраз своей возлюбленной, которая ушла из жизни, но при этом продолжает присутствовать не только в сердце, но и в повседневной жизни Фета, даря ему надежду на скорую встречу. «Ты очертаньем и дыханьем весною веешь на меня», — отмечает поэт, обращаясь не только к благоухающей розе, но и к погибшей Марии Лазич. Впрочем, он не желает мириться с ее смертью и читает, что девушка незримо присутствует где-то поблизости. А значит, он еще может вернуть себе утраченное счастье и воскресить былые чувства «назло жестоким испытаньям». 
 
«Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
3 вариант
Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года. Гораздо чаще в русской поэзии появлялись стихотворения о весне или лете – таких временах года, когда в природе царит возрождение и расцвет.

Пожалуй, один Александр Сергеевич Пушкин считал осень «унылой порой, очей очарованьем». Только ему приятна была «прощальная краса» и «пышное природы увяданье». А лето как раз не было слишком желанным, ведь всем известны строки поэта о том, что он любил бы лето красное, «когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» .

В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета описана поздняя осень, потому что «осыпал лес свои вершины». а «сад обнажил свое чело». Использование здесь олицетворений очень трогательно, как будто перед нами абсолютно одушевленные персонажи, которые прощаются со своими зрителями, как настоящие актеры, сняв перед ними шляпу.

Дальше на сцену вступает новое действующее лицо: «Дохнул октябрь». И вдруг – обезличенность: «Георгины дыханьем ночи обожгло». Словно автор не в силах поверить, будто октябрь способен на такую жестокость. И все-таки холодное дыхание осени вызывает соответствующее настроение: тоску по ушедшему лету, грусть от предстоящих долгих осенних вечеров, наполненных ожиданием далекой весны.

На первый взгляд, неожиданным оказывается противопоставление во втором четверостишии: «Но в дуновении мороза…» лишь одна роза «благоуханна и пышна» 

Действительно, по меньшей мере, странно видеть живую розу среди погибших цветов. Перед глазами возникает яркая картина: заледеневшие, почерневшие от «дуновения мороза» последние цветы осени - георгины, и яркая, наверняка, красная, как огонь во тьме, роза. Автор называет ее царицей. А герой, застывший, восхищенный, обращается к ней почтительно, как к персоне самых высоких кровей: «Царица роза» .

Что ж, вполне традиционно считать розу царицей цветов. Однако у Фета она действительно заслуживает высокого титула, ведь роза «между погибшими одна… благоуханна и пышна». Это ли не чудо? Поэтому герой, потерявший надежду на счастье, вновь ее обретает. Он как будто расправляет плечи и вместе с розой противостоит «жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня» .

И опять вступает в силу традиционный для поэзии Фета параллелизм: для розы «гаснущий день» - осенняя ночь. Но и для героя гаснущий день означает наступление старости. Это достаточно распространенная аналогия в русской поэзии. А уж «жестоких испытаний» в жизни самого Афанасия Афанасьевича было немало.

Параллелизм последних строк тоже очевиден: роза, которая «очертаньем и дыханьем весною» веет, означает, что герой еще чувствует себя молодым, так как весна – время молодости и цветения.

В завершении анализа просто необходимо вспомнить, какое огромное значение придавал Фет концовке, считая, что она должна быть такой, чтобы ни одного слова к ней нельзя было прибавить. Именно таков финал стихотворения «Осенняя роза». Последнее четверостишие вновь построено на параллелизме героя и розы: наперекор всем несчастьям («жестоким испытаньям» ) и приближающейся старости («злобе гаснущего дня» ) роза своей красотой («очертаньем» ) и ароматом («дыханьем» ) напоминает ему о вечной молодости и красоте. Иными словами, герой – уже немолодой человек, но в «злобе гаснущего дня». т. е. в угасании собственной жизни, все-таки остается восприимчив ко всему доброму и прекрасному. В этом и заключается смысл финала.
Рейтинг: +2 Голосов: 2 2873 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!