Посвящение Францу Шуберту(стихи Виктории Левиной) мелодекламация
23 августа 2015 -
Ирина Чебанова
Австрийский композитор родился в последний день января 1797 года. Именно этот день подарил Австрии и всему миру нового гения, который положит начало новому направлению в европейской музыке – романтизму.
Вот некоторые интересные факты о Шуберте.
Шуберт стал поистине одной из трагических фигур современной музыки. Его жизнь была тяжелой и безрадостной, полной лишений и всяческих страданий. Она оборвалась в молодом возрасте – в 32 года, именно в то время, когда композитор еще мог творить и радовать мир своими произведениями
Длительное время после его смерти не удавалось собрать рукописи воедино. Некоторые из них были утеряны, увы, навсегда, другие же находились у многочисленных друзей и родственников автора. Огромная часть его произведений начала публиковаться лишь в конце прошлого века.
Портрет ШубертаКогда ему было 11 лет, его основной учитель музыки сказал, что ему нечему учить этого мальчика: «Этого обучал сам Господь Бог!». Другой его учитель писал позже: «Если я хотел научить его чему-то новому, я вдруг выяснял, что он знает это лучше меня. Поэтому я просто разговаривал с ним и следил за тем, что он делает с молчаливым изумлением». В 15 лет на него обратил внимание сам Антонио Сальери, учеником которого по композиции и стал юный Шуберт.
Шуберт был человеком искренним, добрым и даже кротким. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий – он обладал каким-то особым обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.
По количеству произведений Шуберта довольно часто сравнивают с Моцартом. Зато уже в семнадцать лет он создаёт песню «Гретхен за прялкой» – и в ней изумляет всё от первой до последней ноты песня, где так волшебно сливались музыка и поэзия — две стихии, к которым композитор питал одинаковые симпатии
В этот же период складывается вокруг Шуберта дружеский кружок. К старым проверенным товарищам присоединяются новые— одаренные в области искусства художники, поэты. Во время встреч друзья знакомились с новыми книгами, читали стихи, горячо спорили. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались не записанными. Не меньшее восхищение вызывали песни Шуберта, которые он часто исполнял сам.
Сохранилось несколько свидетельств очевидцев: Шуберту дают в руки листок с неизвестными ему стихами; он несколько минут меряет комнату шагами, внимательно глядя в этот листок, потом требует лист нотной бумаги, начисто записывает музыку на эти стихи и говорит: «А что - очень даже неплохо». Вечером все написанное им, исполняется на публике и объявляется очередным шедевром.
Вся Вена, казалось, с ума сошла от любви к музыке. Музыка звучала везде. В концертных залах, парках, пригородах. Примером того может служить "вальсовое безумие", случившееся в начале XIX века; только в Вене в праздничную ночь могло одновременно происходить более полутора тысяч балов. На одной из таких встреч одному из друзей пришла в голову блестящая идея познакомить Шуберта с известным всей Вене певцов. Фогль нехотя согласился прослушать некоторые песни молодого композитора.
Похмыкал после первой: «Недурно». Потом почесался и попросил сыграть еще. И, в конце концов, он стал основным исполнителем песен молодого автора.
Неустроенность быта и веселые развлечения не могли отвлечь Шуберта от свойственного ему трудолюбия - развлекаясь, но творил. «Я сочиняю каждое утро. Когда я заканчиваю одну пьесу, я начинаю другую – наверное, мне больше делать нечего», — признавался композитор. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро: в отдельные дни он создавал до десятка песен. Музыкальные мысли рождались непрерывно, словно их кто-то диктовал. Шуберт едва успевал заносить их на бумагу. А если её не было под рукой, то спешил записать их на оборотной стороне. Музыка посещала Шуберта и во сне. Просыпаясь, он стремился скорее записать ее, поэтому не расставался с очками даже ночью.
В апреле 1816 года Шуберт послал Гёте тетрадь песен на его тексты, включавшую ряд шедевров, в частности «Лесной царь». Жанр этой песни – баллада, которая была распространена в романтической поэзии. У Шуберта получилась настоящая драма, с несколькими действующими лицами, что требовало колоссального мастерства исполнителя. Реальные лица баллады - рассказчик, отец, ребёнок - объединены близостью интонационного строя. В соответствии с развитием событий, в музыку добавляются новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты и состояние каждого персонажа. Драматическим репликам отца и сына противопоставляется манящая, завлекающая сладость речей Лесного царя. Когда попытки завлечь ребёнка лаской не удаются, Лесной царь переходит к угрозам. Суровый лаконизм финальной фразы, произносимой рассказчиком, ещё сильнее подчёркивает трагизм ситуации. Сгущённую фантастичность картины "Лесного царя", мрачную ночь, бешенную скачку коня, бредовые идеи умирающего ребёнка композитор облекает в реальные образы действительного мира, отчего драматизм происходящего становится более ощутимым, остро впечатляющим.
Однажды секретарь принес Бетховену около 60 песен Шуберта. Он хотел познакомить маэстро с творчеством мало кому известного композитора. Число песен привело Бетховена в изумление. Он никогда не предполагал, что можно так много написать. Когда же узнал, что автором создано свыше 500 песен, пораженный Бетховен отказался верить. «Поистине в этом Шуберте живет искра божия», - восторженно повторял он. «Этот еще заставит весь мир говорить о себе!»
Песенный цикл «Прекрасная мельничиха» Шуберт написал на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Цикл состоит из двадцати отдельных песен, все вместе они образуют единую драматическую пьесу с завязкой, с одним лирическим героем — странствующим мельничным подмастерьем.
Рядом с ним действует другой, не менее важный герой — ручей. Он живет своей бурливой, напряженно-изменчивой жизнью — не в пример самому герою.
Шуберт за свою непродолжительную жизнь обращался к жанру серенады несколько раз. «Вечерняя серенада» лучшая из них.
«Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной…».
Перед слушателем встает картина ночной природы. Тихие мерные гармонические созвучия фортепиано сопровождают певучую, полную чувства мелодию. Воздушный аккомпанемент, подобно эху, имитирует ее.
При жизни композитора был организован один единственный концерт из его произведений, который состоялся в 1828 году в Вене. Только однажды, он узнал, что такое настоящий успех, который превзошел все ожидания. Венские музыкальные критики замолчали тогда этот публичный концерт Шуберта потому, что их внимание целиком поглотило выступление кумира того времени Никколо Паганини. За свои венские гастроли Паганини получил в 807 раз больше Шуберта, 28 тысяч гульденов. Выручка же Шуберта составила 320 флоринов, и он наконец-то смог купить себе рояль.
Шуберт вечно сидел без денег. То есть, иногда, издатели все же платили ему какие-то гроши, но он тот час раздавал их всем, кому нечего было кушать. Обычно нищета ничего не могла сделать с этим веселым гулякой, но иногда он говорил: «Знаешь, а я ведь сегодня ничего не ел. Что будет со мной, бедным музыкантом? Мне, пожалуй, придется на старости, как гётевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».В июне1825 у Шуберта созрел план – написать несколько песен на стихи из невероятно популярной в ту пору поэмы Вальтера Скотта «Дева озера. Самой красивой из них была третья - «Ave Maria!». Одна из величайших песен, когда-либо написанных. В детстве Шуберт обожал эту песнь, ему тоже позволялось петь.
Ave Maria! Пред Тобой
Чело с молитвой преклоняю...
К Тебе, заступнице святой,
С утёса мрачного взываю...
Людской гонимые враждою,
Мы здесь приют себе нашли...
О, тронься скорбною мольбою
И мирный сон нам ниспошли!
Осенью 1828 года Шуберт вернулся в Вену. Позади остались Альпы с их дикой и суровой красотой, воспетые в песне «Приют»:
Горный поток, чаща лесов, голые скалы - мой приют...
Природа и человек. Гордый и одинокий, находящий счастье в одиночестве и в союзе с природой. Научиться писать хорошую мелодию нельзя. У Шуберта этот дар был от Бога. В одном письме он рассказал про шесть песен, написанных в один день.
«Тот, кто следует легкости Неба и свободной простоте Земли, владеет всеми началами творения. Мудрец, овладевший этим, находит наилучшее место - посреди, между Небом и Землей» - эти слова можно адресовать Францу Шуберту. Он заставил поэзию звучать, а музыку разговаривать…
При жизни композитора был организован один единственный концерт из его произведений, который состоялся в 1828 году в Вене. Только однажды, он узнал, что такое настоящий успех, который превзошел все ожидания. Венские музыкальные критики замолчали тогда этот публичный концерт Шуберта потому, что их внимание целиком поглотило выступление кумира того времени Никколо Паганини. За свои венские гастроли Паганини получил в 807 раз больше Шуберта, 28 тысяч гульденов. Выручка же Шуберта составила 320 флоринов, и он наконец-то смог купить себе рояль. Несмотря на постоянные лишения, иногда ему не хватало денег даже на нотную бумагу, в отсутствии возможности исполнять и издавать свои произведения, он не терял трудоспособности до последних дней.
Шуберт подарил миру неоценимое сокровище, и в тоже время практически не осталось достоверных свидетельств о конкретных событиях его жизни. 19 ноября 1828 года его не стало. В предсмертном бреду Шуберт завещал похоронить его рядом с Бетховеном, на том же кладбище, но денег на это не было. Только через много лет останки двух великих композиторов перенесли на центральное венское кладбище, и сегодня памятники Бетховену и Шуберту стоят рядом. На памятнике Шуберту выгравированы слова поэта Франца Грильпарцера: "Здесь погребён большой музыкальный дар, но ещё более светлые надежды".
Посвящение Францу Шуберту
Виктория 10
Под впечатлением от концерта
из произведений Франца Шуберта
(1797–1828) "Лебединые песни"
и камерного октета фа-мажор.
В напомаженной Вене, кружевами кипящей,
близко знавшей Сальери и ванилью пропахшей,
в мезонине под крышей, где сквозняк душу губит,
жил в века уходивший и болезненный Шуберт.
Опрометчивым жестом опрокинут подсвечник...
Словно лебеди чёрные на луга бесконечные,
опускаются ноты непрерывною стаею
на листы, с разграфлёнными нотными станами.
Этот истовый гений, этот Франц неуёмный,
Лебединую песню пел под крышею съёмной!
Сквозняками простуженный, очарованный намертво,
он рукою натруженной выводил Серенаду...
Пел фагот и валторна в мезонине под крышею,
звуки медного горна в этой музыке слышались!
Там стенали и плакали Горный Царь и Красавица -
до утра свечи капали, пока воск не оплавится...
Там, в обители съёмной, вне богатства, вне времени,
бился пульс неуёмный несчастливого гения!
© Copyright: Виктория 10, 2011
Свидетельство о публикации №211012901068
[Скрыть]
Регистрационный номер 0304519 выдан для произведения:
Австрийский композитор родился в последний день января 1797 года. Именно этот день подарил Австрии и всему миру нового гения, который положит начало новому направлению в европейской музыке – романтизму.
Вот некоторые интересные факты о Шуберте.
Шуберт стал поистине одной из трагических фигур современной музыки. Его жизнь была тяжелой и безрадостной, полной лишений и всяческих страданий. Она оборвалась в молодом возрасте – в 32 года, именно в то время, когда композитор еще мог творить и радовать мир своими произведениями
Длительное время после его смерти не удавалось собрать рукописи воедино. Некоторые из них были утеряны, увы, навсегда, другие же находились у многочисленных друзей и родственников автора. Огромная часть его произведений начала публиковаться лишь в конце прошлого века.
Портрет ШубертаКогда ему было 11 лет, его основной учитель музыки сказал, что ему нечему учить этого мальчика: «Этого обучал сам Господь Бог!». Другой его учитель писал позже: «Если я хотел научить его чему-то новому, я вдруг выяснял, что он знает это лучше меня. Поэтому я просто разговаривал с ним и следил за тем, что он делает с молчаливым изумлением». В 15 лет на него обратил внимание сам Антонио Сальери, учеником которого по композиции и стал юный Шуберт.
Шуберт был человеком искренним, добрым и даже кротким. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий – он обладал каким-то особым обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.
По количеству произведений Шуберта довольно часто сравнивают с Моцартом. Зато уже в семнадцать лет он создаёт песню «Гретхен за прялкой» – и в ней изумляет всё от первой до последней ноты песня, где так волшебно сливались музыка и поэзия — две стихии, к которым композитор питал одинаковые симпатии
В этот же период складывается вокруг Шуберта дружеский кружок. К старым проверенным товарищам присоединяются новые— одаренные в области искусства художники, поэты. Во время встреч друзья знакомились с новыми книгами, читали стихи, горячо спорили. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались не записанными. Не меньшее восхищение вызывали песни Шуберта, которые он часто исполнял сам.
Сохранилось несколько свидетельств очевидцев: Шуберту дают в руки листок с неизвестными ему стихами; он несколько минут меряет комнату шагами, внимательно глядя в этот листок, потом требует лист нотной бумаги, начисто записывает музыку на эти стихи и говорит: «А что - очень даже неплохо». Вечером все написанное им, исполняется на публике и объявляется очередным шедевром.
Вся Вена, казалось, с ума сошла от любви к музыке. Музыка звучала везде. В концертных залах, парках, пригородах. Примером того может служить "вальсовое безумие", случившееся в начале XIX века; только в Вене в праздничную ночь могло одновременно происходить более полутора тысяч балов. На одной из таких встреч одному из друзей пришла в голову блестящая идея познакомить Шуберта с известным всей Вене певцов. Фогль нехотя согласился прослушать некоторые песни молодого композитора.
Похмыкал после первой: «Недурно». Потом почесался и попросил сыграть еще. И, в конце концов, он стал основным исполнителем песен молодого автора.
Неустроенность быта и веселые развлечения не могли отвлечь Шуберта от свойственного ему трудолюбия - развлекаясь, но творил. «Я сочиняю каждое утро. Когда я заканчиваю одну пьесу, я начинаю другую – наверное, мне больше делать нечего», — признавался композитор. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро: в отдельные дни он создавал до десятка песен. Музыкальные мысли рождались непрерывно, словно их кто-то диктовал. Шуберт едва успевал заносить их на бумагу. А если её не было под рукой, то спешил записать их на оборотной стороне. Музыка посещала Шуберта и во сне. Просыпаясь, он стремился скорее записать ее, поэтому не расставался с очками даже ночью.
В апреле 1816 года Шуберт послал Гёте тетрадь песен на его тексты, включавшую ряд шедевров, в частности «Лесной царь». Жанр этой песни – баллада, которая была распространена в романтической поэзии. У Шуберта получилась настоящая драма, с несколькими действующими лицами, что требовало колоссального мастерства исполнителя. Реальные лица баллады - рассказчик, отец, ребёнок - объединены близостью интонационного строя. В соответствии с развитием событий, в музыку добавляются новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты и состояние каждого персонажа. Драматическим репликам отца и сына противопоставляется манящая, завлекающая сладость речей Лесного царя. Когда попытки завлечь ребёнка лаской не удаются, Лесной царь переходит к угрозам. Суровый лаконизм финальной фразы, произносимой рассказчиком, ещё сильнее подчёркивает трагизм ситуации. Сгущённую фантастичность картины "Лесного царя", мрачную ночь, бешенную скачку коня, бредовые идеи умирающего ребёнка композитор облекает в реальные образы действительного мира, отчего драматизм происходящего становится более ощутимым, остро впечатляющим.
Однажды секретарь принес Бетховену около 60 песен Шуберта. Он хотел познакомить маэстро с творчеством мало кому известного композитора. Число песен привело Бетховена в изумление. Он никогда не предполагал, что можно так много написать. Когда же узнал, что автором создано свыше 500 песен, пораженный Бетховен отказался верить. «Поистине в этом Шуберте живет искра божия», - восторженно повторял он. «Этот еще заставит весь мир говорить о себе!»
Песенный цикл «Прекрасная мельничиха» Шуберт написал на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Цикл состоит из двадцати отдельных песен, все вместе они образуют единую драматическую пьесу с завязкой, с одним лирическим героем — странствующим мельничным подмастерьем.
Рядом с ним действует другой, не менее важный герой — ручей. Он живет своей бурливой, напряженно-изменчивой жизнью — не в пример самому герою.
Шуберт за свою непродолжительную жизнь обращался к жанру серенады несколько раз. «Вечерняя серенада» лучшая из них.
«Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной…».
Перед слушателем встает картина ночной природы. Тихие мерные гармонические созвучия фортепиано сопровождают певучую, полную чувства мелодию. Воздушный аккомпанемент, подобно эху, имитирует ее.
При жизни композитора был организован один единственный концерт из его произведений, который состоялся в 1828 году в Вене. Только однажды, он узнал, что такое настоящий успех, который превзошел все ожидания. Венские музыкальные критики замолчали тогда этот публичный концерт Шуберта потому, что их внимание целиком поглотило выступление кумира того времени Никколо Паганини. За свои венские гастроли Паганини получил в 807 раз больше Шуберта, 28 тысяч гульденов. Выручка же Шуберта составила 320 флоринов, и он наконец-то смог купить себе рояль.
Шуберт вечно сидел без денег. То есть, иногда, издатели все же платили ему какие-то гроши, но он тот час раздавал их всем, кому нечего было кушать. Обычно нищета ничего не могла сделать с этим веселым гулякой, но иногда он говорил: «Знаешь, а я ведь сегодня ничего не ел. Что будет со мной, бедным музыкантом? Мне, пожалуй, придется на старости, как гётевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».В июне1825 у Шуберта созрел план – написать несколько песен на стихи из невероятно популярной в ту пору поэмы Вальтера Скотта «Дева озера. Самой красивой из них была третья - «Ave Maria!». Одна из величайших песен, когда-либо написанных. В детстве Шуберт обожал эту песнь, ему тоже позволялось петь.
Ave Maria! Пред Тобой
Чело с молитвой преклоняю...
К Тебе, заступнице святой,
С утёса мрачного взываю...
Людской гонимые враждою,
Мы здесь приют себе нашли...
О, тронься скорбною мольбою
И мирный сон нам ниспошли!
Осенью 1828 года Шуберт вернулся в Вену. Позади остались Альпы с их дикой и суровой красотой, воспетые в песне «Приют»:
Горный поток, чаща лесов, голые скалы - мой приют...
Природа и человек. Гордый и одинокий, находящий счастье в одиночестве и в союзе с природой. Научиться писать хорошую мелодию нельзя. У Шуберта этот дар был от Бога. В одном письме он рассказал про шесть песен, написанных в один день.
«Тот, кто следует легкости Неба и свободной простоте Земли, владеет всеми началами творения. Мудрец, овладевший этим, находит наилучшее место - посреди, между Небом и Землей» - эти слова можно адресовать Францу Шуберту. Он заставил поэзию звучать, а музыку разговаривать…
При жизни композитора был организован один единственный концерт из его произведений, который состоялся в 1828 году в Вене. Только однажды, он узнал, что такое настоящий успех, который превзошел все ожидания. Венские музыкальные критики замолчали тогда этот публичный концерт Шуберта потому, что их внимание целиком поглотило выступление кумира того времени Никколо Паганини. За свои венские гастроли Паганини получил в 807 раз больше Шуберта, 28 тысяч гульденов. Выручка же Шуберта составила 320 флоринов, и он наконец-то смог купить себе рояль. Несмотря на постоянные лишения, иногда ему не хватало денег даже на нотную бумагу, в отсутствии возможности исполнять и издавать свои произведения, он не терял трудоспособности до последних дней.
Шуберт подарил миру неоценимое сокровище, и в тоже время практически не осталось достоверных свидетельств о конкретных событиях его жизни. 19 ноября 1828 года его не стало. В предсмертном бреду Шуберт завещал похоронить его рядом с Бетховеном, на том же кладбище, но денег на это не было. Только через много лет останки двух великих композиторов перенесли на центральное венское кладбище, и сегодня памятники Бетховену и Шуберту стоят рядом. На памятнике Шуберту выгравированы слова поэта Франца Грильпарцера: "Здесь погребён большой музыкальный дар, но ещё более светлые надежды".
Посвящение Францу Шуберту
Виктория 10
Под впечатлением от концерта
из произведений Франца Шуберта
(1797–1828) "Лебединые песни"
и камерного октета фа-мажор.
В напомаженной Вене, кружевами кипящей,
близко знавшей Сальери и ванилью пропахшей,
в мезонине под крышей, где сквозняк душу губит,
жил в века уходивший и болезненный Шуберт.
Опрометчивым жестом опрокинут подсвечник...
Словно лебеди чёрные на луга бесконечные,
опускаются ноты непрерывною стаею
на листы, с разграфлёнными нотными станами.
Этот истовый гений, этот Франц неуёмный,
Лебединую песню пел под крышею съёмной!
Сквозняками простуженный, очарованный намертво,
он рукою натруженной выводил Серенаду...
Пел фагот и валторна в мезонине под крышею,
звуки медного горна в этой музыке слышались!
Там стенали и плакали Горный Царь и Красавица -
до утра свечи капали, пока воск не оплавится...
Там, в обители съёмной, вне богатства, вне времени,
бился пульс неуёмный несчастливого гения!
© Copyright: Виктория 10, 2011
Свидетельство о публикации №211012901068
Австрийский композитор родился в последний день января 1797 года. Именно этот день подарил Австрии и всему миру нового гения, который положит начало новому направлению в европейской музыке – романтизму.
Вот некоторые интересные факты о Шуберте.
Шуберт стал поистине одной из трагических фигур современной музыки. Его жизнь была тяжелой и безрадостной, полной лишений и всяческих страданий. Она оборвалась в молодом возрасте – в 32 года, именно в то время, когда композитор еще мог творить и радовать мир своими произведениями
Длительное время после его смерти не удавалось собрать рукописи воедино. Некоторые из них были утеряны, увы, навсегда, другие же находились у многочисленных друзей и родственников автора. Огромная часть его произведений начала публиковаться лишь в конце прошлого века.
Портрет ШубертаКогда ему было 11 лет, его основной учитель музыки сказал, что ему нечему учить этого мальчика: «Этого обучал сам Господь Бог!». Другой его учитель писал позже: «Если я хотел научить его чему-то новому, я вдруг выяснял, что он знает это лучше меня. Поэтому я просто разговаривал с ним и следил за тем, что он делает с молчаливым изумлением». В 15 лет на него обратил внимание сам Антонио Сальери, учеником которого по композиции и стал юный Шуберт.
Шуберт был человеком искренним, добрым и даже кротким. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий – он обладал каким-то особым обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.
По количеству произведений Шуберта довольно часто сравнивают с Моцартом. Зато уже в семнадцать лет он создаёт песню «Гретхен за прялкой» – и в ней изумляет всё от первой до последней ноты песня, где так волшебно сливались музыка и поэзия — две стихии, к которым композитор питал одинаковые симпатии
В этот же период складывается вокруг Шуберта дружеский кружок. К старым проверенным товарищам присоединяются новые— одаренные в области искусства художники, поэты. Во время встреч друзья знакомились с новыми книгами, читали стихи, горячо спорили. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались не записанными. Не меньшее восхищение вызывали песни Шуберта, которые он часто исполнял сам.
Сохранилось несколько свидетельств очевидцев: Шуберту дают в руки листок с неизвестными ему стихами; он несколько минут меряет комнату шагами, внимательно глядя в этот листок, потом требует лист нотной бумаги, начисто записывает музыку на эти стихи и говорит: «А что - очень даже неплохо». Вечером все написанное им, исполняется на публике и объявляется очередным шедевром.
Вся Вена, казалось, с ума сошла от любви к музыке. Музыка звучала везде. В концертных залах, парках, пригородах. Примером того может служить "вальсовое безумие", случившееся в начале XIX века; только в Вене в праздничную ночь могло одновременно происходить более полутора тысяч балов. На одной из таких встреч одному из друзей пришла в голову блестящая идея познакомить Шуберта с известным всей Вене певцов. Фогль нехотя согласился прослушать некоторые песни молодого композитора.
Похмыкал после первой: «Недурно». Потом почесался и попросил сыграть еще. И, в конце концов, он стал основным исполнителем песен молодого автора.
Неустроенность быта и веселые развлечения не могли отвлечь Шуберта от свойственного ему трудолюбия - развлекаясь, но творил. «Я сочиняю каждое утро. Когда я заканчиваю одну пьесу, я начинаю другую – наверное, мне больше делать нечего», — признавался композитор. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро: в отдельные дни он создавал до десятка песен. Музыкальные мысли рождались непрерывно, словно их кто-то диктовал. Шуберт едва успевал заносить их на бумагу. А если её не было под рукой, то спешил записать их на оборотной стороне. Музыка посещала Шуберта и во сне. Просыпаясь, он стремился скорее записать ее, поэтому не расставался с очками даже ночью.
В апреле 1816 года Шуберт послал Гёте тетрадь песен на его тексты, включавшую ряд шедевров, в частности «Лесной царь». Жанр этой песни – баллада, которая была распространена в романтической поэзии. У Шуберта получилась настоящая драма, с несколькими действующими лицами, что требовало колоссального мастерства исполнителя. Реальные лица баллады - рассказчик, отец, ребёнок - объединены близостью интонационного строя. В соответствии с развитием событий, в музыку добавляются новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты и состояние каждого персонажа. Драматическим репликам отца и сына противопоставляется манящая, завлекающая сладость речей Лесного царя. Когда попытки завлечь ребёнка лаской не удаются, Лесной царь переходит к угрозам. Суровый лаконизм финальной фразы, произносимой рассказчиком, ещё сильнее подчёркивает трагизм ситуации. Сгущённую фантастичность картины "Лесного царя", мрачную ночь, бешенную скачку коня, бредовые идеи умирающего ребёнка композитор облекает в реальные образы действительного мира, отчего драматизм происходящего становится более ощутимым, остро впечатляющим.
Однажды секретарь принес Бетховену около 60 песен Шуберта. Он хотел познакомить маэстро с творчеством мало кому известного композитора. Число песен привело Бетховена в изумление. Он никогда не предполагал, что можно так много написать. Когда же узнал, что автором создано свыше 500 песен, пораженный Бетховен отказался верить. «Поистине в этом Шуберте живет искра божия», - восторженно повторял он. «Этот еще заставит весь мир говорить о себе!»
Песенный цикл «Прекрасная мельничиха» Шуберт написал на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Цикл состоит из двадцати отдельных песен, все вместе они образуют единую драматическую пьесу с завязкой, с одним лирическим героем — странствующим мельничным подмастерьем.
Рядом с ним действует другой, не менее важный герой — ручей. Он живет своей бурливой, напряженно-изменчивой жизнью — не в пример самому герою.
Шуберт за свою непродолжительную жизнь обращался к жанру серенады несколько раз. «Вечерняя серенада» лучшая из них.
«Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной…».
Перед слушателем встает картина ночной природы. Тихие мерные гармонические созвучия фортепиано сопровождают певучую, полную чувства мелодию. Воздушный аккомпанемент, подобно эху, имитирует ее.
При жизни композитора был организован один единственный концерт из его произведений, который состоялся в 1828 году в Вене. Только однажды, он узнал, что такое настоящий успех, который превзошел все ожидания. Венские музыкальные критики замолчали тогда этот публичный концерт Шуберта потому, что их внимание целиком поглотило выступление кумира того времени Никколо Паганини. За свои венские гастроли Паганини получил в 807 раз больше Шуберта, 28 тысяч гульденов. Выручка же Шуберта составила 320 флоринов, и он наконец-то смог купить себе рояль.
Шуберт вечно сидел без денег. То есть, иногда, издатели все же платили ему какие-то гроши, но он тот час раздавал их всем, кому нечего было кушать. Обычно нищета ничего не могла сделать с этим веселым гулякой, но иногда он говорил: «Знаешь, а я ведь сегодня ничего не ел. Что будет со мной, бедным музыкантом? Мне, пожалуй, придется на старости, как гётевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».В июне1825 у Шуберта созрел план – написать несколько песен на стихи из невероятно популярной в ту пору поэмы Вальтера Скотта «Дева озера. Самой красивой из них была третья - «Ave Maria!». Одна из величайших песен, когда-либо написанных. В детстве Шуберт обожал эту песнь, ему тоже позволялось петь.
Ave Maria! Пред Тобой
Чело с молитвой преклоняю...
К Тебе, заступнице святой,
С утёса мрачного взываю...
Людской гонимые враждою,
Мы здесь приют себе нашли...
О, тронься скорбною мольбою
И мирный сон нам ниспошли!
Осенью 1828 года Шуберт вернулся в Вену. Позади остались Альпы с их дикой и суровой красотой, воспетые в песне «Приют»:
Горный поток, чаща лесов, голые скалы - мой приют...
Природа и человек. Гордый и одинокий, находящий счастье в одиночестве и в союзе с природой. Научиться писать хорошую мелодию нельзя. У Шуберта этот дар был от Бога. В одном письме он рассказал про шесть песен, написанных в один день.
«Тот, кто следует легкости Неба и свободной простоте Земли, владеет всеми началами творения. Мудрец, овладевший этим, находит наилучшее место - посреди, между Небом и Землей» - эти слова можно адресовать Францу Шуберту. Он заставил поэзию звучать, а музыку разговаривать…
При жизни композитора был организован один единственный концерт из его произведений, который состоялся в 1828 году в Вене. Только однажды, он узнал, что такое настоящий успех, который превзошел все ожидания. Венские музыкальные критики замолчали тогда этот публичный концерт Шуберта потому, что их внимание целиком поглотило выступление кумира того времени Никколо Паганини. За свои венские гастроли Паганини получил в 807 раз больше Шуберта, 28 тысяч гульденов. Выручка же Шуберта составила 320 флоринов, и он наконец-то смог купить себе рояль. Несмотря на постоянные лишения, иногда ему не хватало денег даже на нотную бумагу, в отсутствии возможности исполнять и издавать свои произведения, он не терял трудоспособности до последних дней.
Шуберт подарил миру неоценимое сокровище, и в тоже время практически не осталось достоверных свидетельств о конкретных событиях его жизни. 19 ноября 1828 года его не стало. В предсмертном бреду Шуберт завещал похоронить его рядом с Бетховеном, на том же кладбище, но денег на это не было. Только через много лет останки двух великих композиторов перенесли на центральное венское кладбище, и сегодня памятники Бетховену и Шуберту стоят рядом. На памятнике Шуберту выгравированы слова поэта Франца Грильпарцера: "Здесь погребён большой музыкальный дар, но ещё более светлые надежды".
Посвящение Францу Шуберту
Виктория 10
Под впечатлением от концерта
из произведений Франца Шуберта
(1797–1828) "Лебединые песни"
и камерного октета фа-мажор.
В напомаженной Вене, кружевами кипящей,
близко знавшей Сальери и ванилью пропахшей,
в мезонине под крышей, где сквозняк душу губит,
жил в века уходивший и болезненный Шуберт.
Опрометчивым жестом опрокинут подсвечник...
Словно лебеди чёрные на луга бесконечные,
опускаются ноты непрерывною стаею
на листы, с разграфлёнными нотными станами.
Этот истовый гений, этот Франц неуёмный,
Лебединую песню пел под крышею съёмной!
Сквозняками простуженный, очарованный намертво,
он рукою натруженной выводил Серенаду...
Пел фагот и валторна в мезонине под крышею,
звуки медного горна в этой музыке слышались!
Там стенали и плакали Горный Царь и Красавица -
до утра свечи капали, пока воск не оплавится...
Там, в обители съёмной, вне богатства, вне времени,
бился пульс неуёмный несчастливого гения!
© Copyright: Виктория 10, 2011
Свидетельство о публикации №211012901068
Рейтинг: +2
776 просмотров
Комментарии (4)
Владимир Проскуров # 14 сентября 2015 в 22:17 0 | ||
|
Ирина Чебанова # 15 сентября 2015 в 20:16 0 | ||
|
Марина Попенова # 18 июля 2016 в 23:54 0 | ||
|
Ирина Чебанова # 13 сентября 2016 в 19:52 0 | ||
|