Баллада о пианисте (стихи Евгения Евтушенко)
8 февраля 2015 -
Ирина Чебанова
в концлагере
и ухмылялись:
«Попался...» —
он прятал одно —
свои руки костлявые,
только бы не по пальцам.
Потом его вызвал
к себе вертухай —
фашистик розовый,
чистый:
«Дадим инструмент...
для начальства сыграй...» —
а он процедил:
«Разучился...».
И он выступал с лопатой в руках
в изысканном обществе мусора,
но в пальцах его —
в десяти тайниках
пряталась музыка,
музыка.
И ночью,
когда прорезался сквозь мглу
лунный крамольный краешек,
углём
он грубо чертил на полу
клавиши,
клавиши,
клавиши.
В ком-то урчала гнилая фасоль,
кто-то вышёптывал имя зазнобы,
а от неструганых
«фа»
и «соль»
в пальцы
вонзались
занозы.
И он играл до рассвета,
как мог, —
срывался,
мучился,
пробовал,
хотя получить он
только и мог —
букет из колючей проволоки.
Было не страшно ему,
что убьют, —
в гибели нету позора,
было страшнее,
что слаб этюд,
особенно в части мажора,
И он, возвратившись,
не пил,
не рыдал,
Весь, как сплошное
оттуда,
он от холстины
продрогший рояль,
словно ребенка,
откутал.
И старец
со скрепками в бороде —
владыка консерватории,
прослушав, спросил озадаченно:
«Где
вы так хорошо подготовились?»
...Играй, пианист!
Отплывает барак —
ковчег твоей музыки Ноев,
но, криком крича,
проступает сквозь фрак
невидимый лагерный номер...
Музыка:Ф.Шопен.Ноктюрн до диез минор (Владислав Шпильман)
Доподлинно неизвестно, кто стал прообразом, вдохновившим поэта на такое сильное, емкое и глубокое произведение. Возможно, именно Шпильман, а может – и другой пианист, чья судьба похожа на судьбу польского пианиста – концлагерь, пытки, отчаяние, чудесное спасение. Как бы то ни было, то синтез творений великих художников может стать тем уроком мужества, который так необходим подрастающему поколению.
В школах часто детям говорят про героев Великой Отечественной войны. Рассказывают об обычных солдатах и офицерах, о тружениках тыла и самоотверженности военных врачей и медсестер, об узниках концлагерей репрессированных.
А сколько испытаний было уготовано евреям, которых истребляли даже не тысячами! Трудно сказать, повезло ли польскому пианисту Владиславу Шпильману, но он выжил и прожил долгую жизнь, которая по праву может считаться уроком мужества, стойкости и преданности профессии.
Кто такой Владислав Шпильман? Это польский пианист еврейского происхождения, был чрезвычайно известен в 30-е годы 20-го столетия.
Тонкая и ранимая душа, как у всех творческих личностей, трепетное отношение к музыке, необыкновенный талант и при этом тяжелая судьба – именно так отзывались о Владиславе Шпильмане все, кто когда-либо его знал. Утонченная публика, элитные салоны, восхищенные поклонницы и восторженные отзывы – все это рухнуло в одночасье, когда к власти пришел Гитлер, и Польша была оккупирована немцами. И свет сменился тьмой – боль, страдания, унижения, побои, страх, одиночество. Драма человека, драма творца, драма народа, драма нации.
Все эти душевные переживания очень точно переданы в фильме «Пианист», но мало кто знает, что задолго до выхода на экраны гениальной картины, поэт Евгений Евтушенко написал свою знаменитую «Балладу о пианисте».
[Скрыть]
Регистрационный номер 0269985 выдан для произведения:
Когда его били фашисты
в концлагере
и ухмылялись:
«Попался...» —
он прятал одно —
свои руки костлявые,
только бы не по пальцам.
Потом его вызвал
к себе вертухай —
фашистик розовый,
чистый:
«Дадим инструмент...
для начальства сыграй...» —
а он процедил:
«Разучился...».
И он выступал с лопатой в руках
в изысканном обществе мусора,
но в пальцах его —
в десяти тайниках
пряталась музыка,
музыка.
И ночью,
когда прорезался сквозь мглу
лунный крамольный краешек,
углём
он грубо чертил на полу
клавиши,
клавиши,
клавиши.
В ком-то урчала гнилая фасоль,
кто-то вышёптывал имя зазнобы,
а от неструганых
«фа»
и «соль»
в пальцы
вонзались
занозы.
И он играл до рассвета,
как мог, —
срывался,
мучился,
пробовал,
хотя получить он
только и мог —
букет из колючей проволоки.
Было не страшно ему,
что убьют, —
в гибели нету позора,
было страшнее,
что слаб этюд,
особенно в части мажора,
И он, возвратившись,
не пил,
не рыдал,
Весь, как сплошное
оттуда,
он от холстины
продрогший рояль,
словно ребенка,
откутал.
И старец
со скрепками в бороде —
владыка консерватории,
прослушав, спросил озадаченно:
«Где
вы так хорошо подготовились?»
...Играй, пианист!
Отплывает барак —
ковчег твоей музыки Ноев,
но, криком крича,
проступает сквозь фрак
невидимый лагерный номер...
Музыка:Ф.Шопен.Ноктюрн до диез минор (Владислав Шпильман)
Доподлинно неизвестно, кто стал прообразом, вдохновившим поэта на такое сильное, емкое и глубокое произведение. Возможно, именно Шпильман, а может – и другой пианист, чья судьба похожа на судьбу польского пианиста – концлагерь, пытки, отчаяние, чудесное спасение. Как бы то ни было, то синтез творений великих художников может стать тем уроком мужества, который так необходим подрастающему поколению.
В школах часто детям говорят про героев Великой Отечественной войны. Рассказывают об обычных солдатах и офицерах, о тружениках тыла и самоотверженности военных врачей и медсестер, об узниках концлагерей репрессированных.
А сколько испытаний было уготовано евреям, которых истребляли даже не тысячами! Трудно сказать, повезло ли польскому пианисту Владиславу Шпильману, но он выжил и прожил долгую жизнь, которая по праву может считаться уроком мужества, стойкости и преданности профессии.
Кто такой Владислав Шпильман? Это польский пианист еврейского происхождения, был чрезвычайно известен в 30-е годы 20-го столетия.
Тонкая и ранимая душа, как у всех творческих личностей, трепетное отношение к музыке, необыкновенный талант и при этом тяжелая судьба – именно так отзывались о Владиславе Шпильмане все, кто когда-либо его знал. Утонченная публика, элитные салоны, восхищенные поклонницы и восторженные отзывы – все это рухнуло в одночасье, когда к власти пришел Гитлер, и Польша была оккупирована немцами. И свет сменился тьмой – боль, страдания, унижения, побои, страх, одиночество. Драма человека, драма творца, драма народа, драма нации.
Все эти душевные переживания очень точно переданы в фильме «Пианист», но мало кто знает, что задолго до выхода на экраны гениальной картины, поэт Евгений Евтушенко написал свою знаменитую «Балладу о пианисте».
в концлагере
и ухмылялись:
«Попался...» —
он прятал одно —
свои руки костлявые,
только бы не по пальцам.
Потом его вызвал
к себе вертухай —
фашистик розовый,
чистый:
«Дадим инструмент...
для начальства сыграй...» —
а он процедил:
«Разучился...».
И он выступал с лопатой в руках
в изысканном обществе мусора,
но в пальцах его —
в десяти тайниках
пряталась музыка,
музыка.
И ночью,
когда прорезался сквозь мглу
лунный крамольный краешек,
углём
он грубо чертил на полу
клавиши,
клавиши,
клавиши.
В ком-то урчала гнилая фасоль,
кто-то вышёптывал имя зазнобы,
а от неструганых
«фа»
и «соль»
в пальцы
вонзались
занозы.
И он играл до рассвета,
как мог, —
срывался,
мучился,
пробовал,
хотя получить он
только и мог —
букет из колючей проволоки.
Было не страшно ему,
что убьют, —
в гибели нету позора,
было страшнее,
что слаб этюд,
особенно в части мажора,
И он, возвратившись,
не пил,
не рыдал,
Весь, как сплошное
оттуда,
он от холстины
продрогший рояль,
словно ребенка,
откутал.
И старец
со скрепками в бороде —
владыка консерватории,
прослушав, спросил озадаченно:
«Где
вы так хорошо подготовились?»
...Играй, пианист!
Отплывает барак —
ковчег твоей музыки Ноев,
но, криком крича,
проступает сквозь фрак
невидимый лагерный номер...
Музыка:Ф.Шопен.Ноктюрн до диез минор (Владислав Шпильман)
Доподлинно неизвестно, кто стал прообразом, вдохновившим поэта на такое сильное, емкое и глубокое произведение. Возможно, именно Шпильман, а может – и другой пианист, чья судьба похожа на судьбу польского пианиста – концлагерь, пытки, отчаяние, чудесное спасение. Как бы то ни было, то синтез творений великих художников может стать тем уроком мужества, который так необходим подрастающему поколению.
В школах часто детям говорят про героев Великой Отечественной войны. Рассказывают об обычных солдатах и офицерах, о тружениках тыла и самоотверженности военных врачей и медсестер, об узниках концлагерей репрессированных.
А сколько испытаний было уготовано евреям, которых истребляли даже не тысячами! Трудно сказать, повезло ли польскому пианисту Владиславу Шпильману, но он выжил и прожил долгую жизнь, которая по праву может считаться уроком мужества, стойкости и преданности профессии.
Кто такой Владислав Шпильман? Это польский пианист еврейского происхождения, был чрезвычайно известен в 30-е годы 20-го столетия.
Тонкая и ранимая душа, как у всех творческих личностей, трепетное отношение к музыке, необыкновенный талант и при этом тяжелая судьба – именно так отзывались о Владиславе Шпильмане все, кто когда-либо его знал. Утонченная публика, элитные салоны, восхищенные поклонницы и восторженные отзывы – все это рухнуло в одночасье, когда к власти пришел Гитлер, и Польша была оккупирована немцами. И свет сменился тьмой – боль, страдания, унижения, побои, страх, одиночество. Драма человека, драма творца, драма народа, драма нации.
Все эти душевные переживания очень точно переданы в фильме «Пианист», но мало кто знает, что задолго до выхода на экраны гениальной картины, поэт Евгений Евтушенко написал свою знаменитую «Балладу о пианисте».
Рейтинг: 0
3976 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!