ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Сумасшедшие художники. Эдвард Мунк (часть VII-я)

Сумасшедшие художники. Эдвард Мунк (часть VII-я)

31 мая 2013 - Dr. AS
article139677.jpg

 

   Особо ярко символизм в творчестве Мунка нашёл свой выражение в цикле произведений «Фриз жизни». Сам художник говорил, что это поэма о любви, о жизни и смерти над которой он работал более 30 лет.

   В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев.

   Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни». Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» (по собственному его выражению). 

   О количестве и точном составе «Фриза» исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но несомненно, в эту работу входили «Звездная ночь», «Голос», «Вампир», «Мадонна», «Крик», «Страх», «Смерть в комнате больного», «Пепел», «Ревность» и некоторые другие. Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Во «Фриз жизни» Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал «Фриз». Это «Поцелуй», «Меланхолия». 

   Состав цикла не был постоянным. Да и название это родилось не сразу. «Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу», — говорил Мунк. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название — «Фриз жизни». В этом цикле Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Так, женщина в картинах «Фриза» — это первая Женщина, это — Ева. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она — средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза; — такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел».

   Пейзаж в полотнах «Фриза жизни» — это и конкретное место, и Вселенная, образ мира, как его представлял себе Мунк. Его море — это всегда тот же узнаваемый нами морской пейзаж, это — образ Моря; его лес — это тот самый первобытный лес, впервые увиденный лес, каким его видят и запоминают дети. То есть явления жизни, природы в творчестве Эдварда Мунка освобождаются от наслоений, возвращаясь к началу начал, превращаясь в мистерии космического масштаба.

 

   Страх 1894

© Copyright: Dr. AS, 2013

Регистрационный номер №0139677

от 31 мая 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0139677 выдан для произведения:

 

   Особо ярко символизм в творчестве Мунка нашёл свой выражение в цикле произведений «Фриз жизни». Сам художник говорил, что это поэма о любви, о жизни и смерти над которой он работал более 30 лет.

   В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев.

   Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни». Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» (по собственному его выражению). 

   О количестве и точном составе «Фриза» исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но несомненно, в эту работу входили «Звездная ночь», «Голос», «Вампир», «Мадонна», «Крик», «Страх», «Смерть в комнате больного», «Пепел», «Ревность» и некоторые другие. Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Во «Фриз жизни» Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал «Фриз». Это «Поцелуй», «Меланхолия». 

   Состав цикла не был постоянным. Да и название это родилось не сразу. «Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу», — говорил Мунк. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название — «Фриз жизни». В этом цикле Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Так, женщина в картинах «Фриза» — это первая Женщина, это — Ева. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она — средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза; — такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел».

   Пейзаж в полотнах «Фриза жизни» — это и конкретное место, и Вселенная, образ мира, как его представлял себе Мунк. Его море — это всегда тот же узнаваемый нами морской пейзаж, это — образ Моря; его лес — это тот самый первобытный лес, впервые увиденный лес, каким его видят и запоминают дети. То есть явления жизни, природы в творчестве Эдварда Мунка освобождаются от наслоений, возвращаясь к началу начал, превращаясь в мистерии космического масштаба.

 

   Страх 1894

Рейтинг: 0 744 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 

 

Популярная проза за месяц
158
125
120
106
98
95
93
93
Повар Света 22 октября 2017 (Тая Кузмина)
93
Подруги 11 ноября 2017 (Татьяна Петухова)
92
91
88
86
84
84
81
79
78
77
76
74
73
71
70
70
69
Тёщин сон 3 ноября 2017 (Тая Кузмина)
63
62
60
56