Книжный шкаф
12 февраля 2017 -
Владимир Степанищев
Книжный шкаф. Когда-то он был метафорой знания об истине и чуть ли ни ею самою. У человека, жаждущего познания, библиотека вызывала во времена оны благоговейный трепет, и ничуть не меньший, нежели Иерусалим в алчущем Бога. Теперь не то. Сегодня все шкафы, все библиотеки мира вобрал в себя интернет, а сам он умещается в заднем кармане любого, способного оплатить доступ к нему в своем телефоне. Его поисковые системы столь скоры и совершенны, что уже нет вопроса, на который у него, в секунды, не нашлось бы ответа. Казалось бы – вот оно, прекрасное мгновение Фауста, истина в кармане – только засунь руку…
У Марка Твена нищий, волею случая попав на место принца и найдя королевскую печать, без которой и государственные законы лишь пустой звук, не придумал ей другого применения, кроме как колоть ею орехи. У Булгакова Понтий Пилат, допрашивая Га-Ноцри, вопрошает: что есть истина? То есть…, истина стоит прямо перед ним, а он… М-да… То ли оттого, что на месте принцев теперь по преимуществу нищие или перед прокураторами совсем не Иисусы, да только всеисчерпывающее это знание сгодилось лишь для собирания лайков и ловли покемонов. И почему это, если информацию уже не скроешь, если всякое тайное не когда-нибудь потом, а в мгновение и прямо сейчас становится явным, войны, вражда не прекратились тут же, но воспылали лишь ярче и повсюду? Как получилось, что как только образованность сделалась общедоступной, она и не пригодилась хоть для чего-то действительно нужного?
Похоже, в книжном шкафе вся и штука. В Эдемском саду, пребывая в тепле и сытости под сенью Древа жизни, человеку следовало бы лишь наслаждаться красотою растущего рядом Дерева познания добра и зла, а вовсе не пожирать его плоды, равно как и ученому довольно было бы сидеть в плюшевом кресле, наслаждаться видом своего книжного шкафа, любовно поглаживая взглядом золоченые корешки книг, а не вгрызаться в корни хранимых ими наук. Что бы там ни говорил Дарвин, но и свинья, и курица, оставаясь безвинными, ни на йоту не изменились за тысячелетия – живут как жили; человек же, согрешив, «наевшись желудей досыта, до отвала», стал, спору нет, жить дольше и изысканнее, но кто он теперь?..
Возможно дело вовсе и не в знании, но в какой-то фатальной, порочной предрасположенности человеческой копить, употреблять, обращать его, знание это, исключительно в удовольствие. А во что же еще? А черт его знает… Коварный вопрос. Свинья и курица тоже вроде для удовольствия своего живут. Только вот человеческое удовольствие границ своих никак не обнаруживает. Оно столь огромно, разбухает так быстро, что на всех никак не хватает. Оно стало обретать даже такие изощренные формы, что начало находить себе пищу в убийстве, массовом убийстве, убийстве не для хлеба насущного, но за какие-то неосязаемые ценности, мифические идеалы, будь то Христос, Магомет или демократия.
Не знаю, счастлива ли свинья потому, что не читает книг, но, так кажется, человек несчастен именно от них. Наверное не стоит уподобляться Грибоедовскому герою: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь», но, вслед за Блоком, повыкидывать к чертям все книги из шкафа своего, набить его доверху бутылками вина, лечь в постель и, «почитывая», ждать смерти. Да, это, разумеется, медленное малодушное самоубийство. А знания, а прогресс не самоубийство?.. Там за окном, там в телевизоре, там на планете…, там что?
[Скрыть]
Регистрационный номер 0375725 выдан для произведения:
Один русский ученый (Лебедев кажется) высказывался в том смысле, что мол его книжный шкаф, вне сомнений, гораздо умнее него, однако физиком-то является как раз он, Лебедев, а отнюдь не его книжный шкаф. Следуя такой ученой логике, наверное можно заключить: коль скоро осязаемый, видимый мир натурально существует, то где-то в нем самом содержится и вся исчерпывающая правда об истине, однако реальным знанием обладает лишь книжный шкаф, а отнюдь не истина.
Книжный шкаф. Когда-то он был метафорой знания об истине и чуть ли ни ею самою. У человека, жаждущего познания, библиотека вызывала во времена оны благоговейный трепет, и ничуть не меньший, нежели Иерусалим в алчущем Бога. Теперь не то. Сегодня все шкафы, все библиотеки мира вобрал в себя интернет, а сам он умещается в заднем кармане любого, способного оплатить доступ к нему в своем телефоне. Его поисковые системы столь скоры и совершенны, что уже нет вопроса, на который у него, в секунды, не нашлось бы ответа. Казалось бы – вот оно, прекрасное мгновение Фауста, истина в кармане – только засунь руку…
У Марка Твена нищий, волею случая попав на место принца и найдя королевскую печать, без которой и государственные законы лишь пустой звук, не придумал ей другого применения, кроме как колоть ею орехи. У Булгакова Понтий Пилат, допрашивая Га-Ноцри, вопрошает: что есть истина? То есть…, истина стоит прямо перед ним, а он… М-да… То ли оттого, что на месте принцев теперь по преимуществу нищие или перед прокураторами совсем не Иисусы, да только всеисчерпывающее это знание сгодилось лишь для собирания лайков и ловли покемонов. И почему это, если информацию уже не скроешь, если всякое тайное не когда-нибудь потом, а в мгновение и прямо сейчас становится явным, войны, вражда не прекратились тут же, но воспылали лишь ярче и повсюду? Как получилось, что как только образованность сделалась общедоступной, она и не пригодилась хоть для чего-то действительно нужного?
Похоже, в книжном шкафе вся и штука. В Эдемском саду, пребывая в тепле и сытости под сенью Древа жизни, человеку следовало бы лишь наслаждаться красотою растущего рядом Дерева познания добра и зла, а вовсе не пожирать его плоды, равно как и ученому довольно было бы сидеть в плюшевом кресле, наслаждаться видом своего книжного шкафа, любовно поглаживая взглядом золоченые корешки книг, а не вгрызаться в корни хранимых ими наук. Что бы там ни говорил Дарвин, но и свинья, и курица, оставаясь безвинными, ни на йоту не изменились за тысячелетия – живут как жили; человек же, согрешив, «наевшись желудей досыта, до отвала», стал, спору нет, жить дольше и изысканнее, но кто он теперь?..
Возможно дело вовсе и не в знании, но в какой-то фатальной, порочной предрасположенности человеческой копить, употреблять, обращать его, знание это, исключительно в удовольствие. А во что же еще? А черт его знает… Коварный вопрос. Свинья и курица тоже вроде для удовольствия своего живут. Только вот человеческое удовольствие границ своих никак не обнаруживает. Оно столь огромно, разбухает так быстро, что на всех никак не хватает. Оно стало обретать даже такие изощренные формы, что начало находить себе пищу в убийстве, массовом убийстве, убийстве не для хлеба насущного, но за какие-то неосязаемые ценности, мифические идеалы, будь то Христос, Магомет или демократия.
Не знаю, счастлива ли свинья потому, что не читает книг, но, так кажется, человек несчастен именно от них. Наверное не стоит уподобляться Грибоедовскому герою: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь», но, вслед за Блоком, повыкидывать к чертям все книги из шкафа своего, набить его доверху бутылками вина, лечь в постель и, «почитывая», ждать смерти. Да, это, разумеется, медленное малодушное самоубийство. А знания, а прогресс не самоубийство?.. Там за окном, там в телевизоре, там на планете…, там что?
Книжный шкаф. Когда-то он был метафорой знания об истине и чуть ли ни ею самою. У человека, жаждущего познания, библиотека вызывала во времена оны благоговейный трепет, и ничуть не меньший, нежели Иерусалим в алчущем Бога. Теперь не то. Сегодня все шкафы, все библиотеки мира вобрал в себя интернет, а сам он умещается в заднем кармане любого, способного оплатить доступ к нему в своем телефоне. Его поисковые системы столь скоры и совершенны, что уже нет вопроса, на который у него, в секунды, не нашлось бы ответа. Казалось бы – вот оно, прекрасное мгновение Фауста, истина в кармане – только засунь руку…
У Марка Твена нищий, волею случая попав на место принца и найдя королевскую печать, без которой и государственные законы лишь пустой звук, не придумал ей другого применения, кроме как колоть ею орехи. У Булгакова Понтий Пилат, допрашивая Га-Ноцри, вопрошает: что есть истина? То есть…, истина стоит прямо перед ним, а он… М-да… То ли оттого, что на месте принцев теперь по преимуществу нищие или перед прокураторами совсем не Иисусы, да только всеисчерпывающее это знание сгодилось лишь для собирания лайков и ловли покемонов. И почему это, если информацию уже не скроешь, если всякое тайное не когда-нибудь потом, а в мгновение и прямо сейчас становится явным, войны, вражда не прекратились тут же, но воспылали лишь ярче и повсюду? Как получилось, что как только образованность сделалась общедоступной, она и не пригодилась хоть для чего-то действительно нужного?
Похоже, в книжном шкафе вся и штука. В Эдемском саду, пребывая в тепле и сытости под сенью Древа жизни, человеку следовало бы лишь наслаждаться красотою растущего рядом Дерева познания добра и зла, а вовсе не пожирать его плоды, равно как и ученому довольно было бы сидеть в плюшевом кресле, наслаждаться видом своего книжного шкафа, любовно поглаживая взглядом золоченые корешки книг, а не вгрызаться в корни хранимых ими наук. Что бы там ни говорил Дарвин, но и свинья, и курица, оставаясь безвинными, ни на йоту не изменились за тысячелетия – живут как жили; человек же, согрешив, «наевшись желудей досыта, до отвала», стал, спору нет, жить дольше и изысканнее, но кто он теперь?..
Возможно дело вовсе и не в знании, но в какой-то фатальной, порочной предрасположенности человеческой копить, употреблять, обращать его, знание это, исключительно в удовольствие. А во что же еще? А черт его знает… Коварный вопрос. Свинья и курица тоже вроде для удовольствия своего живут. Только вот человеческое удовольствие границ своих никак не обнаруживает. Оно столь огромно, разбухает так быстро, что на всех никак не хватает. Оно стало обретать даже такие изощренные формы, что начало находить себе пищу в убийстве, массовом убийстве, убийстве не для хлеба насущного, но за какие-то неосязаемые ценности, мифические идеалы, будь то Христос, Магомет или демократия.
Не знаю, счастлива ли свинья потому, что не читает книг, но, так кажется, человек несчастен именно от них. Наверное не стоит уподобляться Грибоедовскому герою: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь», но, вслед за Блоком, повыкидывать к чертям все книги из шкафа своего, набить его доверху бутылками вина, лечь в постель и, «почитывая», ждать смерти. Да, это, разумеется, медленное малодушное самоубийство. А знания, а прогресс не самоубийство?.. Там за окном, там в телевизоре, там на планете…, там что?
Рейтинг: +1
293 просмотра
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения