ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Душевное путешествие

Душевное путешествие

29 сентября 2014 - Анна Магасумова
  Вот о таком общении, вернее, о путешествии я  хочу вам рассказать.  В середине недели  на сайте «Одноклассники»  учитель истории Авдонской школы Давлетова И. Д. оставила мне сообщение. Сразу же скажу, что мы общаемся, и не только с ней. Тёплые отношения у меня остались со всеми  учителями истории, особенно  Дмитриевки и  Николаевки, несмотря на то, что я уже давно не работаю в школе.
  Инесса Дамировна пригласила меня в путешествие  в Кургазак.  Я сразу же согласилась.  Приятно, когда тебя не забывают.
  И вот в воскресенье, рано утром автобус Русско-Юрмашской школы ждал нас у Монумента Дружбы.  Собралось 11 человек.  Тронулись в путь.  Водитель включил весёлую музыку. Песни, разговоры, игры, танцы на месте, – чего только не придумала Ирина из Дмитриевки.
   И вот подъезжаем к селу Сим. Место необычайное: село находится, как в котловане, а мы едем по верхней дороге. Так и просятся строки:
Горное место,
Радостный цвет.
Природы башкирской
Красочней нет!

Первая остановка Идрисовская пещера.  У неё несколько названий:  Дворец,  Киссяташ, Салаватская.
   Осень 1774 года Салават Юлаев провёл в непрерывных походах и  боях, не давая передышки ни  себе,  своим сподвижникам, ни карателям.  Он сражался не только с правительскими войсками, но и с примкнувшими к ним отрядами башкирских и мишарских феодалов.
  Имя Салавата гремело по всему Российскому государству даже после того, как  был пленён Емельян Пугачёв, и стало ясно, что великая народная война проиграна.
  Но Салават не терял веры. Последний бой с превосходящими силами произошёл  в конце ноября 1774 года  под Катав-Ивановским заводом. Бой был оценен как смелый, неожиданный для неприятеля, главное — тактически продуманный.
   А оценку давал подполковник  И. И. Михельсон, возглавлявший карательный отряд «деташамент»,  участник Семилетней войны против Пруссии, русско-турецкой кампании 1768—1770 гг., был прикомандирован к А. В. Суворову и воевал против польских конфедератов.
  Салават Юлаев был достойным противником своего многоопытного врага. Михельсон  оставил незаменимые свидетельства гневного признания,  и невольного восхищения чертами характера и полководческим талантом славного башкирского батыра.
   Именно  в пещере Киссяташ, на левом берегу реки Юрюзань прятался Салават  Юлаев со своими сподвижниками.

Сразу же скажу, что мы побывали ещё в одном месте, где прятался Салават. Это расщелина Салавата.
  Название «Дворец» Идрисовская  пещера  получила  из-за скал, напоминающих искусственное сооружение из блоков. В скале видны ниши в виде окон, карнизы, а перед входом – каменный балкон. (1)
   Мы прошли по мостику через ручей. И вот мы увидели огромную скалу, возвышающуюся над рекой Юрюзань.
  Место необычайное! Мне даже показалось, что в одном из окон я вижу лицо легендарного батыра. Скажете, что это моя фантазия?

Было это давно,
Совсем ещё мальчик,
Тебя обхитрил
И в плен не попал!

С такими мыслями я  стала подниматься по тропинке, выложенной камнями,  вверх.  Сначала восхождение давалось с трудом. Тяжело было идти, но дружеские руки помогли.  Дальше стало  подниматься легче.

И вот мы в самой пещере. Подземные ходы легкодоступные.

Единственно, что удручает, это надписи на каменных стенах, оставленные нерадивыми путешественниками.  А сколько фотографий мы сделали!
  Спуск был не таким трудным, как восхождение. Не могли не подойти к берегу Юрюзани. Вода холодная, но быть здесь и не опустить  руки в воду, я не смогла.
   Для информации: в  Салаватском районе все пещеры связаны с именем Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева. Например, Сквозная (её видно с Идрисовской), у местных башкир именуется как Таш-келят, склад, где Салават Юлаев прятал оружие.  Насибашевская – место,  где происходили совещания.
   Потом мы поехали  к источнику Кургазак.

День был воскресный, и народу было много. Последнее место остановки – расщелина  Салавата, представляющая глубокое ущелье, но туда уже давно никто не спускался. Здесь мы расположились на обед.

Дорога назад   показалась долгой, по-видимому, никому не хотелось расставаться,  но не менее интересной.  Мы обсуждали незабываемые впечатления.

(1) Видео: http://wiki02.ru/encyclopedia/idrisovskaya-peshhera/t/5581

© Copyright: Анна Магасумова, 2014

от 29 сентября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0242386 выдан для произведения:    Не зря начало  осени  называют бархатной.   Лучи солнца согревают, как тёплая  шаль.  А  природа радует  разными красками:  листьев, неба, земли. Но самое главное, душа в это время года тоже испытывает  радость. Радость от встречи и общения  с друзьями. Это незабываемые чувства, поверьте!
Горное место,

Совсем ещё мальчик,
Тебя обхитрил
И в плен не попал!

И вот мы в самой пещере. Подземные ходы легкодоступные. Зал, чем-то напоминающий тронный, бойницы окон, из которых вид на Юрюзань. Какая красота! Вы даже не представляете!

Спуск был не таким трудным, как восхождение. Не могли не подойти к берегу Юрюзани. Вода холодная, но быть здесь и не опустить помочить руки, я не смогла.
   Потом мы поехали  к источнику Кургазак.