ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Цветочный гороскоп для тех, кто родился с 13 по 23 июля

Цветочный гороскоп для тех, кто родился с 13 по 23 июля

14 июля 2014 - Анна Магасумова
article226876.jpg
     Люди, рождённые 13  по 23 июля — по гороскопу цветов – Фиалка.
Фиалки привлекают к себе всеобщее внимание мягким характером. Прирождённые коллекционеры. У них сентиментальное отношение к прошлому.
    Боятся риска, каждый свой шаг проверяют по нескольку раз.
Фиалка обычно  прячется в тени, но готова выйти на солнце и взять то, что ей полагается.
 
Фиалки: 
Женщины
Актрисы: Людмила Чурсина, Жанна Эпле, Алёна Богарт, телеведущая Тутта Ларсен
Мужчины 
Актёры: Роман Мадянов, Александр Невский, Дэниел Рэдклифф.
 
*** Легенды о  Фиалке
    Русское предание
   В  трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. 
 
Древнегреческая легенда.
  Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.
***Фиалка во Франции
    После греков фиалка ни у кого не пользовалась такой любовью, как у древних галлов, у которых она служила символом невинности, скромности и девственности, вследствие чего ею посыпали брачное ложе новобрачных и украшали могилу безвременно погибшей невесты.
    От галлов эта любовь к фиалке перешла и к их потомкам — французам, у которых во время поэтических состязаний, происходивших ежегодно в Тулузе, одной из высших наград служила золотая фиалка.
    Установленные в 1323 году, состязания эти отличались особенным блеском в 1490 году, когда во главе их стала знаменитая красавица Клеманс Изор, ставившая фиалку выше всех цветов и даже пославшая этот цветок как эмблему своей вечной верности и постоянства своему томившемуся в плену у неверных рыцарю.
  
 Фиалка не раз воспевалась также французскими поэтами, и живший в царствование Людовика XIV поэт Демаре (Desmarets), посылая знаменитой основательнице литературных вечеров Жюли де Рамбулье венок из фиалок, заставляет этот цветок говорить о себе следующее: "Не обладая честолюбием, я прячусь в траве, скромная по своей окраске, я скромна и в выборе места; но если когда-либо я увижу себя на вашем челе, то из самого скромного цветка я превращусь в самый гордый".
     Французские писатели считали  фиалку символом скромности и невинности, не могли даже выносить, чтобы с ней сравнивали кого-либо недостойного, и когда мадам де Севинье из лести вздумала назвать в своих письмах знаменитую фаворитку Людовика XIV Луизу де Лавальер скромной фиалкой, то мадам де Жанлис (тоже французская писательница) была просто возмущена этим сравнением.
    Особой любовью пользовался этот скромный цветок у многих знаменитых французских актрис.
    Так, например, Андриенна Лекуврер, известная французская актриса и в то же время любимица короля Морица Саксонского, так страстно любила этот цветок, что Мориц, желая сделать ей удовольствие, подарил ей печать с выгравированной на ней фиалкой. Говорят даже, что и тот букет, которым отравила ее соперница — герцогиня де Бульон, был также сделан из фиалок.
    Другая, не менее знаменитая, жившая в конце XVIII века, французская актриса мадмуазель Клерон так любила этот цветок, что один из ее поклонников завел для нее целые оранжереи этих цветов. И круглый год в продолжение 20 лет как летом, так и зимою каждое утро посылал ей букет фиалок. Желая выказать ему не меньшее постоянство и дружбу, Клерон срывала каждый вечер по цветку и, заварив из него чай, выпивала его. Это служило для нее как бы любовным напитком.
   Наконец, страстной поклонницей фиалки является знаменитая Сара Бернар, у которой вся квартира и все платья пропитаны запахом фиалок и круглый год в будуаре и во всех комнатах стоят букеты фиалок.
    Фиалку любил также и несчастный французский король Людовик XVI, прекрасная душа которого имела много сходства с этим скромным цветком; а от него эта любовь перешла и к его наследнику (дофину), который был всегда чрезвычайно доволен, когда мог поднести отцу букет фиалок, выращенных собственноручно. Обожала фиалки и королева Мария-Антуанетта. 
   Но особенно выдающуюся, крайне странную роль сыграл этот цветок в жизни императрицы Жозефины, а также императоров Наполеона I и Наполеона III, о чем расскажу  подробнее.
    9 марта 1795 года поздно вечером, по свидетельству многих современников, у ворот тюрьмы Тампль, в которой томился заключенный маленький дофин, появилась молодая красивая дама с горшком роскошно расцветших фиалок и просила привратника передать их бедному маленькому царственному страдальцу. Она знала страсть его к этим цветам и хотела обрадовать его, послав ему их как привет весны в стены темницы.

    Дама эта была Жозефина Богарне –  будущая императрица французская. Она также страстно любила эти цветы и, испытывая чувство сострадания к больному мальчику, презрев грозившую ей опасность, пришла в сопровождении Барраса выполнить то святое дело, которое подсказывало ей сердце. Больной рахитом ребенок недолго пережил эту радость и месяц спустя скончался в стенах темницы. Его похоронили ночью, тайком, в одном укромном уголке кладбища св. Маргариты, причем в память того, что ребенок так любил свой горшочек с фиалками и, перебирая незадолго до смерти своими слабеющими ручонками их курчавые листочки, шептал: "Весной мы снова увидимся с вами, дорогие цветочки", какая-то добрая душа посадила их ему на могилку. С тех пор цветы Жозефины ежегодно цвели на безвестной могилке маленького Людовика XVII и, разрастаясь все более и более, покрывали ее каждую весну сплошным лиловым ковром.
    На одном из блестящих балов, устроенных президентом конвента Баррасом, Жозефина встретилась с молодым генералом Бонапартом, пленила его не только своей красотой, но  и своим скромным нарядом, сильно выделявшимся среди старающихся перещеголять друг друга роскошью туалетов республиканских модниц. Вместо драгоценных камней, вместо ярких, бросающихся в глаза цветов все убранство ее заключалось лишь в надетой на голову гирлянде из фиалок, да нескольких букетиков этих же цветов, приколотых к груди.
    Цветы эти были особенно ценны ей как воспоминание о возвращении ей свободы. Заключенная, как рассказывают, в начале революции вместе со многими другими невинными жертвами в знаменитую Консьержери (предварительную тюрьму), Жозефина ждала с минуты на минуту казни на гильотине и прощалась уже с жизнью, как вдруг однажды вечером пришла  к ней малютка — дочь тюремщика и подала ей букет фиалок.
    Неожиданный этот подарок внушил ей надежду, что хлопоты одной высокопоставленной подруги об освобождении ее из заключения, быть может, увенчаются успехом, и она увидела в цветах этих как бы счастливых предвозвестников скорого своего освобождения. И действительно, предчувствие ее не обмануло. Просьба подруги подействовала, и на другой же день она была освобождена.
   С тех пор фиалка сделалась для Жозефины символом жизни и счастья, и когда она встречала какого-нибудь несчастного, угнетенного, то никогда не пропускала случая подарить ему фиалки как надежду на счастливое разрешение его горя. Быть может, это была даже и причина того, что она вздумала подарить их дофину. Страсть ее к этим цветам доходила до крайности. Все платья ее были затканы фиалками, лиловый цвет был ее любимым цветом, живые фиалки служили единственным ее украшением, и она вся, и все ее окружающее было пропитано их запахом. Очарованный, обвороженный ею генерал Бонапарт весь вечер не отходил от нее, и когда она уезжала, проводил ее до кареты. Прощаясь с ним, Жозефина наклонилась, и бывший у нее на груди букет фиалок случайно упал к ее ногам. Наполеон схватил его, страстно прижал к губам и унес с собой как первый залог любви.
    9 марта 1796 года, ровно через год после того дня, когда Жозефина принесла бедному дофину фиалки, в здании городской ратуши Парижа происходило торжественное венчание ее с Наполеоном. Опять Жозефина была одета в тканное фиалками платье, опять в руках ее и на груди были букеты из фиалок — ее цветов любви и счастья. Выходя из ратуши, взволнованная, радостная, она не могла сдержаться, и когда несколько слезинок радости упало на ее букет, то она, обратясь к Наполеону, сказала:
«Позволь мне, милый друг мой, всегда носить эти цветы в этот чудный день моей жизни. Пусть они будут каждую весну обновлением нашей любви, нашего счастья».

     Наполеон никогда не забывал этой просьбы. Где бы ни был он: среди битв, в походе ли, упоенный ли чадом славы, Жозефина находила всегда в день своей свадьбы свежий букет фиалок на ночном столике своей опочивальни.
  Прошли года, голова Жозефины украсилась императорской короной, но по-прежнему не было для нее большего удовольствия, чем получать в этот день букет фиалок. Между тем слава и могущество Наполеона всё более и более возрастали, и счастливая звезда Жозефины начала меркнуть. Дорогая для нее рука готовилась нанести ей смертельный удар. Еще носились только смутные слухи о намерении Наполеона выбрать себе более подходящую по сану супругу из царственного рода и о добровольном будто бы отречении Жозефины, как наступило 9 марта 1808 года. Как нарочно, накануне этого дня умер занимавшийся разведением фиалок дворцовый садовник, а Наполеон ни за что не хотел подарить ей цветы из сада, где был покойник. Но где же было взять других фиалок в это время?
    Всюду по Парижу были разосланы им гонцы с приказанием найти, во что бы то ни стало, фиалок. Но труд напрасный: нигде и ни у кого их не оказалось. Между тем час, когда должны были быть поднесены Жозефине цветы, приближался. Взволнованный, встревоженный тем, что Жозефина может принять это за предзнаменование угрожающего ей какого-нибудь несчастья, Наполеон покидает дворец и пускается сам в поиски за цветами. Он обходит все улицы, все площади, где продают цветы, но не находит ничего и обдумывает уже, как бы успокоить Жозефину, как, подходя к Лувру, видит у ворот маленькую, совершенно сгорбленную старушку с корзиной, полной прелестных букетиков фиалок. Вне себя от радости он выхватывает у нее лучший букетик, бросает ей горсть золотых и, прежде чем старуха приходит в себя, исчезает.
   Торжествующий, он входит к Жозефине, подносит ей букет и рассказывает ей о всех тех трудах, которых он ему стоил. Вспыхнув от радости, Жозефина обнимает Наполеона, благодарит его за труды и целует букет. Но вдруг бледнеет, чувствует себя дурно и, выронив букет из рук, с ужасом восклицает:
«Прочь, прочь! Это цветы смерти… Они расцвели на могиле!»
   Чтобы успокоить взволнованную Жозефину и доказать, что все, что она говорит, не что иное, как плод ее фантазии. Наполеон посылает за старухой, продававшей цветы. Но все поиски оказываются тщетными: никто ее не знает, никто ее не видал.
   Предчувствие, однако, не обмануло Жозефину. Два дня спустя находят старуху, и она сознается, что нарвала эти цветы на могиле, на кладбище св. Маргариты. Это были как раз цветы Жозефины, подаренные ею дофину. С этой минуты Жозефина не знает более покоя.    Смутное предчувствие чего-то страшного, какого-то неожиданного несчастья всюду преследует ее. И вскоре это предчувствие превращается в горькую действительность: она узнает о решении Наполеона разойтись с ней и вступить в брак с дочерью австрийского императора Марией-Луизой. Решение это не заставляет себя долго ждать, и, принужденная расстаться с тем, кого она ценила выше всего на свете, кого чуть ли не боготворила, Жозефина удаляется в свой любимый замок Мальмезон, где, никого не принимая и ни с кем более не видясь, живет в уединении, вся предавшись уходу за цветами. В них она видит лучших своих друзей, им одним поверяет свое горе.
   Тысячами свозят теперь сюда цветы со всех концов света. Здесь можно встретить детей юга и крайнего севера, уроженцев долин и гор и одного только нельзя найти — фиалки. Этих своих любимых цветов Жозефина не только уже не носит, не только не хочет более их видеть, но и не велит даже произносить их название...
   Так проходит четыре года, как вдруг 9 марта 1814 года с букетом фиалок появляется к ней трехлетний малютка — сын Наполеона, а за ним и сам Наполеон. Растроганная до слез Жозефина бросается в объятия Наполеона и забывает на минуту всю горечь нанесенной ей обиды. Это был последний счастливый день Жозефины, последний счастливый день ее жизни, потому что два месяца спустя в той же самой роскошной гостиной, где она принимала Наполеона с маленьким «королем римским», стоял уже, весь усыпанный фиалками, гроб её  и слышалось погребальное пение. Перенеся тяжелую жертву ради любимого человека, она не вынесла его горя – изгнания на остров Эльбу.
   Но со смертью Жозефины фиалка не исчезает из истории Наполеона. Она делается девизом его приверженцев, а впоследствии и вообще партии Наполеонидов. Приверженцы эти продолжают видеть в ней цветок счастья великого императора. И когда 20 марта, как раз когда зацветают на юге первые фиалки, Наполеон убегает с острова Эльбы и появляется среди своих ликующих ветеранов, они встречают его радостными кликами:
«Вот он, вот он, отец фиалки».
   И все солдаты, все его приверженцы появляются с фиалками в петлице, все женщины –  с букетиками этих цветов на груди, на шляпах, и все дома, все магазины украшаются фиалками – в надежде на новую весну, новое возрождение империи.
  Однако ликование это, как известно, длилось недолго. 22 июня Наполеон уже принужден был отречься от престола в пользу своего малолетнего сына. Тогда, вспомнив о Жозефине, он отправился в последний раз в Мальмезон и нарвал на могиле ее фиалок, которые цвели тут чуть не круглый год. Но счастливая звезда, светившая с цветами Жозефины, зашла. Фиалки были взяты на могиле.
    15 июля 1814 года он был посажен на корабль "Белерофон" и перевезен как пленник на остров Св. Елены.
   После смерти его на груди его в золотом медальоне, с которым он никогда не расставался, нашли две засушенные фиалки и локон белокурых волос –  воспоминание об его утренней и вечерней звезде — его дорогой Жозефине и его не менее дорогом сыне — короле римском.
   Однако после смерти Наполеона не прекращается таинственная связь с ним фиалки.
 В сказаниях известной латышской писательницы Анны Саксе фиалкой  является маленькая, очаровательная скрипачка. Волшебные звуки её скрипки может услышать всякий, имеющий нежное любящее сердце и добрый  покладистый характер. 
 Фиалка
 Красивый грациозный цветок под именем пармской фиалки испокон веку  выращивают не только для букетов, но и для парфюмерной промышленности. В маленьких лавочках итальянского города Парма и сегодня продаются  флаконы духов "Вера виолетта", изготовленные по рецептам 1870 года из  пармской фиалки. 
   Фиалка
  Во Львове недавно разыскали вышедшую в 1605 году стихотворную книгу  "Барвичкоя", в которой автор советует женщинам не ездить ни в Индию, ни в края Ливанские, а на родной земле готовить притирания и кремы для кожи  шеи, рук, лица, смешивая с медом, чесноком или козьим молоком корни и  цветы нарцисса, розы, груши и фиалки. Ученые предполагают, что под 
фиалкой автор, укрывшийся под псевдонимом Гладколицый из Лекоржевиц,  имел в виду фиалку душистую, то есть пармскую.
     В былые времена фиалки использовались во многих и разнообразных целях. Их включали в состав  любовных напитков и амулетов. Их засахаривали и ели как сладость,  добавляли в салаты, варили сиропы, варенья, приправы. Препараты из  цветов или листьев использовали против лихорадки и других вызывающих жар болезней, желтухи, плеврита и простуды. Примочками из листьев  успокаивали боль, снимали припухлости, подсушивали язвы, лечили больное  горло. Из официальной медицины эти средства уже большею частью исчезли,  но в народе их помнят и иногда применяют. В Оксфорде отвар из двадцати  листков фиалки совсем недавно рекомендовали для облегчения болей при  раке. В другой стороне того же графства один человек, страдавший язвой  на щеке, попросил у врача разрешения полечить ее примочкой из фиалковых  листьев. Он получил разрешение, применил свое средство — и язва прошла и больше не возвращалась. 
*** Фиалка в стихах: 
 
Фиалка на лугу одна
Росла, невзрачна и скромна,
То был цветочек кроткий.
Пастушка по тропинке шла,
Стройна, легка, лицом бела,
Шажком, лужком
С веселой песней шла.

"Ах! — вздумал цветик наш мечтать, -
Когда бы мне всех краше стать
Хотя б на срок короткий!
Тогда она меня сорвет
И к сердцу невзначай прижмет!
На миг, на миг,
Хоть на единый миг".

Но девушка цветка — увы! -
Не углядела средь травы,
Поник наш цветик кроткий.
Но, увядая, все твердил:
"Как счастлив я, что смерть испил
У ног, у ног,
У милых ног ее".
(И.Гёте
Перевод — Н. Вильмонта)
 
 Ночная фиалка, 
Вся жизнь – череда расставаний и встреч.
Ночная фиалка, ночная фиалка,
Тебя я сорвал,
Но не смог уберечь.
Смотрю ночами грустный сон 
О фиолетовых фиалках.
(Лариса Рубальская)
***
Я прочла в какой-то сказке,
(А быть может, сказки лгут?),
Что   "фиалки – это глазки 
Размечтавшихся Анют".
… Принимай же –  мне не жалко!
Сто улыбок от Фиалки,
Сто восторгов, три привета,
Море ультрафиолета.

Я – твоя Фиалка Мила!"
А Июнь в ответ:  "Как мило!
Значит, ты – моя подруга?"
… И опять, опять – по кругу –
Сто восторгов, три привета,
Море ультрафиолета.
(Мила Светлова – Скрипка «Стихи.ру»)
***
Фиалка сказочный цветок, 
Никто не может с этим спорить. 
Созданье дивной красоты 
И удивительных историй. 
У каждой есть своя судьба 
И каталога описанье, 
Но не придуманы слова 
Чтоб описать сие созданье. 
Кто покорен ее красой 
Живет с надеждой о прекрасном. 
Вновь распустившийся цветок 
Прокладывает путь для счастья. 
Зимою стужа и метель, 
Природы дивной замиранье, 
А где фиалка там свирель 
И вечное весны дыханье. 
Там удивление, восторг 
И муки плена ожиданья. 
Родившийся мечты цветок 
Награда вам за все старанья. 
Неприхотлив сей дар Земли 
Душой его понять лишь надо 
И в каждый миг он станет вам 
Надеждой, счастьем и отрадой.
(Марина Калюжная 2004г.) 
***А это мои стихи:
Фиалка привлекает всеобщее внимание,
Хотя не ищет понимания.
Прячется в тени.
Ты её только пойми!
Что она хочет и прочее, прочее...
Откроет в сердце своё оконце
И тогда выйдет на солнце.  

© Copyright: Анна Магасумова, 2014

Регистрационный номер №0226876

от 14 июля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0226876 выдан для произведения:      Люди, рождённые 13  по 23 июля — по гороскопу цветов – Фиалка.
Фиалки привлекают к себе всеобщее внимание мягким характером. Прирождённые коллекционеры. У них сентиментальное отношение к прошлому.
    Боятся риска, каждый свой шаг проверяют по нескольку раз.
Фиалка обычно  прячется в тени, но готова выйти на солнце и взять то, что ей полагается.
 
Фиалки: 
Женщины
Актрисы: Людмила Чурсина, Жанна Эпле, Алёна Богарт, телеведущая Тутта Ларсен
Мужчины 
Актёры: Роман Мадянов, Александр Невский, Дэниел Рэдклифф.
 
*** Легенды о  Фиалке
    Русское предание
   В  трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. 
 
Древнегреческая легенда.
  Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.
***Фиалка во Франции
    После греков фиалка ни у кого не пользовалась такой любовью, как у древних галлов, у которых она служила символом невинности, скромности и девственности, вследствие чего ею посыпали брачное ложе новобрачных и украшали могилу безвременно погибшей невесты.
    От галлов эта любовь к фиалке перешла и к их потомкам — французам, у которых во время поэтических состязаний, происходивших ежегодно в Тулузе, одной из высших наград служила золотая фиалка.
    Установленные в 1323 году, состязания эти отличались особенным блеском в 1490 году, когда во главе их стала знаменитая красавица Клеманс Изор, ставившая фиалку выше всех цветов и даже пославшая этот цветок как эмблему своей вечной верности и постоянства своему томившемуся в плену у неверных рыцарю.
  
 Фиалка не раз воспевалась также французскими поэтами, и живший в царствование Людовика XIV поэт Демаре (Desmarets), посылая знаменитой основательнице литературных вечеров Жюли де Рамбулье венок из фиалок, заставляет этот цветок говорить о себе следующее: "Не обладая честолюбием, я прячусь в траве, скромная по своей окраске, я скромна и в выборе места; но если когда-либо я увижу себя на вашем челе, то из самого скромного цветка я превращусь в самый гордый".
     Французские писатели считали  фиалку символом скромности и невинности, не могли даже выносить, чтобы с ней сравнивали кого-либо недостойного, и когда мадам де Севинье из лести вздумала назвать в своих письмах знаменитую фаворитку Людовика XIV Луизу де Лавальер скромной фиалкой, то мадам де Жанлис (тоже французская писательница) была просто возмущена этим сравнением.
    Особой любовью пользовался этот скромный цветок у многих знаменитых французских актрис.
    Так, например, Андриенна Лекуврер, известная французская актриса и в то же время любимица короля Морица Саксонского, так страстно любила этот цветок, что Мориц, желая сделать ей удовольствие, подарил ей печать с выгравированной на ней фиалкой. Говорят даже, что и тот букет, которым отравила ее соперница — герцогиня де Бульон, был также сделан из фиалок.
    Другая, не менее знаменитая, жившая в конце XVIII века, французская актриса мадмуазель Клерон так любила этот цветок, что один из ее поклонников завел для нее целые оранжереи этих цветов. И круглый год в продолжение 20 лет как летом, так и зимою каждое утро посылал ей букет фиалок. Желая выказать ему не меньшее постоянство и дружбу, Клерон срывала каждый вечер по цветку и, заварив из него чай, выпивала его. Это служило для нее как бы любовным напитком.
   Наконец, страстной поклонницей фиалки является знаменитая Сара Бернар, у которой вся квартира и все платья пропитаны запахом фиалок и круглый год в будуаре и во всех комнатах стоят букеты фиалок.
    Фиалку любил также и несчастный французский король Людовик XVI, прекрасная душа которого имела много сходства с этим скромным цветком; а от него эта любовь перешла и к его наследнику (дофину), который был всегда чрезвычайно доволен, когда мог поднести отцу букет фиалок, выращенных собственноручно. Обожала фиалки и королева Мария-Антуанетта. 
   Но особенно выдающуюся, крайне странную роль сыграл этот цветок в жизни императрицы Жозефины, а также императоров Наполеона I и Наполеона III, о чем расскажу  подробнее.
    9 марта 1795 года поздно вечером, по свидетельству многих современников, у ворот тюрьмы Тампль, в которой томился заключенный маленький дофин, появилась молодая красивая дама с горшком роскошно расцветших фиалок и просила привратника передать их бедному маленькому царственному страдальцу. Она знала страсть его к этим цветам и хотела обрадовать его, послав ему их как привет весны в стены темницы.

    Дама эта была Жозефина Богарне –  будущая императрица французская. Она также страстно любила эти цветы и, испытывая чувство сострадания к больному мальчику, презрев грозившую ей опасность, пришла в сопровождении Барраса выполнить то святое дело, которое подсказывало ей сердце. Больной рахитом ребенок недолго пережил эту радость и месяц спустя скончался в стенах темницы. Его похоронили ночью, тайком, в одном укромном уголке кладбища св. Маргариты, причем в память того, что ребенок так любил свой горшочек с фиалками и, перебирая незадолго до смерти своими слабеющими ручонками их курчавые листочки, шептал: "Весной мы снова увидимся с вами, дорогие цветочки", какая-то добрая душа посадила их ему на могилку. С тех пор цветы Жозефины ежегодно цвели на безвестной могилке маленького Людовика XVII и, разрастаясь все более и более, покрывали ее каждую весну сплошным лиловым ковром.
    На одном из блестящих балов, устроенных президентом конвента Баррасом, Жозефина встретилась с молодым генералом Бонапартом, пленила его не только своей красотой, но  и своим скромным нарядом, сильно выделявшимся среди старающихся перещеголять друг друга роскошью туалетов республиканских модниц. Вместо драгоценных камней, вместо ярких, бросающихся в глаза цветов все убранство ее заключалось лишь в надетой на голову гирлянде из фиалок, да нескольких букетиков этих же цветов, приколотых к груди.
    Цветы эти были особенно ценны ей как воспоминание о возвращении ей свободы. Заключенная, как рассказывают, в начале революции вместе со многими другими невинными жертвами в знаменитую Консьержери (предварительную тюрьму), Жозефина ждала с минуты на минуту казни на гильотине и прощалась уже с жизнью, как вдруг однажды вечером пришла  к ней малютка — дочь тюремщика и подала ей букет фиалок.
    Неожиданный этот подарок внушил ей надежду, что хлопоты одной высокопоставленной подруги об освобождении ее из заключения, быть может, увенчаются успехом, и она увидела в цветах этих как бы счастливых предвозвестников скорого своего освобождения. И действительно, предчувствие ее не обмануло. Просьба подруги подействовала, и на другой же день она была освобождена.
   С тех пор фиалка сделалась для Жозефины символом жизни и счастья, и когда она встречала какого-нибудь несчастного, угнетенного, то никогда не пропускала случая подарить ему фиалки как надежду на счастливое разрешение его горя. Быть может, это была даже и причина того, что она вздумала подарить их дофину. Страсть ее к этим цветам доходила до крайности. Все платья ее были затканы фиалками, лиловый цвет был ее любимым цветом, живые фиалки служили единственным ее украшением, и она вся, и все ее окружающее было пропитано их запахом. Очарованный, обвороженный ею генерал Бонапарт весь вечер не отходил от нее, и когда она уезжала, проводил ее до кареты. Прощаясь с ним, Жозефина наклонилась, и бывший у нее на груди букет фиалок случайно упал к ее ногам. Наполеон схватил его, страстно прижал к губам и унес с собой как первый залог любви.
    9 марта 1796 года, ровно через год после того дня, когда Жозефина принесла бедному дофину фиалки, в здании городской ратуши Парижа происходило торжественное венчание ее с Наполеоном. Опять Жозефина была одета в тканное фиалками платье, опять в руках ее и на груди были букеты из фиалок — ее цветов любви и счастья. Выходя из ратуши, взволнованная, радостная, она не могла сдержаться, и когда несколько слезинок радости упало на ее букет, то она, обратясь к Наполеону, сказала:
«Позволь мне, милый друг мой, всегда носить эти цветы в этот чудный день моей жизни. Пусть они будут каждую весну обновлением нашей любви, нашего счастья».

     Наполеон никогда не забывал этой просьбы. Где бы ни был он: среди битв, в походе ли, упоенный ли чадом славы, Жозефина находила всегда в день своей свадьбы свежий букет фиалок на ночном столике своей опочивальни.
  Прошли года, голова Жозефины украсилась императорской короной, но по-прежнему не было для нее большего удовольствия, чем получать в этот день букет фиалок. Между тем слава и могущество Наполеона всё более и более возрастали, и счастливая звезда Жозефины начала меркнуть. Дорогая для нее рука готовилась нанести ей смертельный удар. Еще носились только смутные слухи о намерении Наполеона выбрать себе более подходящую по сану супругу из царственного рода и о добровольном будто бы отречении Жозефины, как наступило 9 марта 1808 года. Как нарочно, накануне этого дня умер занимавшийся разведением фиалок дворцовый садовник, а Наполеон ни за что не хотел подарить ей цветы из сада, где был покойник. Но где же было взять других фиалок в это время?
    Всюду по Парижу были разосланы им гонцы с приказанием найти, во что бы то ни стало, фиалок. Но труд напрасный: нигде и ни у кого их не оказалось. Между тем час, когда должны были быть поднесены Жозефине цветы, приближался. Взволнованный, встревоженный тем, что Жозефина может принять это за предзнаменование угрожающего ей какого-нибудь несчастья, Наполеон покидает дворец и пускается сам в поиски за цветами. Он обходит все улицы, все площади, где продают цветы, но не находит ничего и обдумывает уже, как бы успокоить Жозефину, как, подходя к Лувру, видит у ворот маленькую, совершенно сгорбленную старушку с корзиной, полной прелестных букетиков фиалок. Вне себя от радости он выхватывает у нее лучший букетик, бросает ей горсть золотых и, прежде чем старуха приходит в себя, исчезает.
   Торжествующий, он входит к Жозефине, подносит ей букет и рассказывает ей о всех тех трудах, которых он ему стоил. Вспыхнув от радости, Жозефина обнимает Наполеона, благодарит его за труды и целует букет. Но вдруг бледнеет, чувствует себя дурно и, выронив букет из рук, с ужасом восклицает:
«Прочь, прочь! Это цветы смерти… Они расцвели на могиле!»
   Чтобы успокоить взволнованную Жозефину и доказать, что все, что она говорит, не что иное, как плод ее фантазии. Наполеон посылает за старухой, продававшей цветы. Но все поиски оказываются тщетными: никто ее не знает, никто ее не видал.
   Предчувствие, однако, не обмануло Жозефину. Два дня спустя находят старуху, и она сознается, что нарвала эти цветы на могиле, на кладбище св. Маргариты. Это были как раз цветы Жозефины, подаренные ею дофину. С этой минуты Жозефина не знает более покоя.    Смутное предчувствие чего-то страшного, какого-то неожиданного несчастья всюду преследует ее. И вскоре это предчувствие превращается в горькую действительность: она узнает о решении Наполеона разойтись с ней и вступить в брак с дочерью австрийского императора Марией-Луизой. Решение это не заставляет себя долго ждать, и, принужденная расстаться с тем, кого она ценила выше всего на свете, кого чуть ли не боготворила, Жозефина удаляется в свой любимый замок Мальмезон, где, никого не принимая и ни с кем более не видясь, живет в уединении, вся предавшись уходу за цветами. В них она видит лучших своих друзей, им одним поверяет свое горе.
   Тысячами свозят теперь сюда цветы со всех концов света. Здесь можно встретить детей юга и крайнего севера, уроженцев долин и гор и одного только нельзя найти — фиалки. Этих своих любимых цветов Жозефина не только уже не носит, не только не хочет более их видеть, но и не велит даже произносить их название...
   Так проходит четыре года, как вдруг 9 марта 1814 года с букетом фиалок появляется к ней трехлетний малютка — сын Наполеона, а за ним и сам Наполеон. Растроганная до слез Жозефина бросается в объятия Наполеона и забывает на минуту всю горечь нанесенной ей обиды. Это был последний счастливый день Жозефины, последний счастливый день ее жизни, потому что два месяца спустя в той же самой роскошной гостиной, где она принимала Наполеона с маленьким «королем римским», стоял уже, весь усыпанный фиалками, гроб её  и слышалось погребальное пение. Перенеся тяжелую жертву ради любимого человека, она не вынесла его горя – изгнания на остров Эльбу.
   Но со смертью Жозефины фиалка не исчезает из истории Наполеона. Она делается девизом его приверженцев, а впоследствии и вообще партии Наполеонидов. Приверженцы эти продолжают видеть в ней цветок счастья великого императора. И когда 20 марта, как раз когда зацветают на юге первые фиалки, Наполеон убегает с острова Эльбы и появляется среди своих ликующих ветеранов, они встречают его радостными кликами:
«Вот он, вот он, отец фиалки».
   И все солдаты, все его приверженцы появляются с фиалками в петлице, все женщины –  с букетиками этих цветов на груди, на шляпах, и все дома, все магазины украшаются фиалками – в надежде на новую весну, новое возрождение империи.
  Однако ликование это, как известно, длилось недолго. 22 июня Наполеон уже принужден был отречься от престола в пользу своего малолетнего сына. Тогда, вспомнив о Жозефине, он отправился в последний раз в Мальмезон и нарвал на могиле ее фиалок, которые цвели тут чуть не круглый год. Но счастливая звезда, светившая с цветами Жозефины, зашла. Фиалки были взяты на могиле.
    15 июля 1814 года он был посажен на корабль "Белерофон" и перевезен как пленник на остров Св. Елены.
   После смерти его на груди его в золотом медальоне, с которым он никогда не расставался, нашли две засушенные фиалки и локон белокурых волос –  воспоминание об его утренней и вечерней звезде — его дорогой Жозефине и его не менее дорогом сыне — короле римском.
   Однако после смерти Наполеона не прекращается таинственная связь с ним фиалки.
 В сказаниях известной латышской писательницы Анны Саксе фиалкой  является маленькая, очаровательная скрипачка. Волшебные звуки её скрипки может услышать всякий, имеющий нежное любящее сердце и добрый  покладистый характер. 
 Фиалка
 Красивый грациозный цветок под именем пармской фиалки испокон веку  выращивают не только для букетов, но и для парфюмерной промышленности. В маленьких лавочках итальянского города Парма и сегодня продаются  флаконы духов "Вера виолетта", изготовленные по рецептам 1870 года из  пармской фиалки. 
   Фиалка
  Во Львове недавно разыскали вышедшую в 1605 году стихотворную книгу  "Барвичкоя", в которой автор советует женщинам не ездить ни в Индию, ни в края Ливанские, а на родной земле готовить притирания и кремы для кожи  шеи, рук, лица, смешивая с медом, чесноком или козьим молоком корни и  цветы нарцисса, розы, груши и фиалки. Ученые предполагают, что под 
фиалкой автор, укрывшийся под псевдонимом Гладколицый из Лекоржевиц,  имел в виду фиалку душистую, то есть пармскую.
     В былые времена фиалки использовались во многих и разнообразных целях. Их включали в состав  любовных напитков и амулетов. Их засахаривали и ели как сладость,  добавляли в салаты, варили сиропы, варенья, приправы. Препараты из  цветов или листьев использовали против лихорадки и других вызывающих жар болезней, желтухи, плеврита и простуды. Примочками из листьев  успокаивали боль, снимали припухлости, подсушивали язвы, лечили больное  горло. Из официальной медицины эти средства уже большею частью исчезли,  но в народе их помнят и иногда применяют. В Оксфорде отвар из двадцати  листков фиалки совсем недавно рекомендовали для облегчения болей при  раке. В другой стороне того же графства один человек, страдавший язвой  на щеке, попросил у врача разрешения полечить ее примочкой из фиалковых  листьев. Он получил разрешение, применил свое средство — и язва прошла и больше не возвращалась. 
*** Фиалка в стихах: 
 
Фиалка на лугу одна
Росла, невзрачна и скромна,
То был цветочек кроткий.
Пастушка по тропинке шла,
Стройна, легка, лицом бела,
Шажком, лужком
С веселой песней шла.

"Ах! — вздумал цветик наш мечтать, -
Когда бы мне всех краше стать
Хотя б на срок короткий!
Тогда она меня сорвет
И к сердцу невзначай прижмет!
На миг, на миг,
Хоть на единый миг".

Но девушка цветка — увы! -
Не углядела средь травы,
Поник наш цветик кроткий.
Но, увядая, все твердил:
"Как счастлив я, что смерть испил
У ног, у ног,
У милых ног ее".
(И.Гёте
Перевод — Н. Вильмонта)
 
 Ночная фиалка, 
Вся жизнь – череда расставаний и встреч.
Ночная фиалка, ночная фиалка,
Тебя я сорвал,
Но не смог уберечь.
Смотрю ночами грустный сон 
О фиолетовых фиалках.
(Лариса Рубальская)
***
Я прочла в какой-то сказке,
(А быть может, сказки лгут?),
Что   "фиалки – это глазки 
Размечтавшихся Анют".
… Принимай же –  мне не жалко!
Сто улыбок от Фиалки,
Сто восторгов, три привета,
Море ультрафиолета.

Я – твоя Фиалка Мила!"
А Июнь в ответ:  "Как мило!
Значит, ты – моя подруга?"
… И опять, опять – по кругу –
Сто восторгов, три привета,
Море ультрафиолета.
(Мила Светлова – Скрипка «Стихи.ру»)
***
Фиалка сказочный цветок, 
Никто не может с этим спорить. 
Созданье дивной красоты 
И удивительных историй. 
У каждой есть своя судьба 
И каталога описанье, 
Но не придуманы слова 
Чтоб описать сие созданье. 
Кто покорен ее красой 
Живет с надеждой о прекрасном. 
Вновь распустившийся цветок 
Прокладывает путь для счастья. 
Зимою стужа и метель, 
Природы дивной замиранье, 
А где фиалка там свирель 
И вечное весны дыханье. 
Там удивление, восторг 
И муки плена ожиданья. 
Родившийся мечты цветок 
Награда вам за все старанья. 
Неприхотлив сей дар Земли 
Душой его понять лишь надо 
И в каждый миг он станет вам 
Надеждой, счастьем и отрадой.
(Марина Калюжная 2004г.) 
***А это мои стихи:
Фиалка привлекает всеобщее внимание,
Хотя не ищет понимания.
Прячется в тени.
Ты её только пойми!
Что она хочет и прочее, прочее...
Откроет в сердце своё оконце
И тогда выйдет на солнце.  
Рейтинг: +5 429 просмотров
Комментарии (8)
Денис Маркелов # 15 июля 2014 в 16:39 0
Вспоминается знаменитый итальянский сериал о Наполеоне
Анна Магасумова # 15 июля 2014 в 21:34 +1
Да...
Максим Железный # 17 июля 2014 в 23:48 0
Как всегда, Анна, многогранно, интересно, проницательно и поучительно. sneg buket2
Анна Магасумова # 18 июля 2014 в 22:02 0
Максим!
Natali # 23 июля 2014 в 13:02 0
как всегда все красиво оформлено... молодца big_smiles_138
Анна Магасумова # 23 июля 2014 в 15:17 0
Рада, что понравилось! Приглашаю в свой цветочный сад!
Владимир Кулаев # 2 августа 2014 в 08:21 0
ЧУВСТВУЕТСЯ ПОДХОД УЧЕНОГО К ТЕМЕ! ОЧЕНЬ ВСЁ ИНТЕРЕСНО ПРЕДСТАВЛЕНО!
СПАСИБО, АННА!
Анна Магасумова # 2 августа 2014 в 21:56 0
Владимир!
Популярная проза за месяц
91
80
75
75
70
64
61
58
57
57
56
54
54
52
52
51
49
49
48
48
47
47
47
45
45
44
40
Лесное озеро 4 августа 2017 (Тая Кузмина)
40
36
30