ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Цветочный гороскоп для тех, кто родился с 13 по 23 июля

 

Цветочный гороскоп для тех, кто родился с 13 по 23 июля

14 июля 2014 - Анна Магасумова
article226876.jpg
     Люди, рождённые 13  по 23 июля — по гороскопу цветов – Фиалка.
Фиалки привлекают к себе всеобщее внимание мягким характером. Прирождённые коллекционеры. У них сентиментальное отношение к прошлому.
    Боятся риска, каждый свой шаг проверяют по нескольку раз.
Фиалка обычно  прячется в тени, но готова выйти на солнце и взять то, что ей полагается.
 
Фиалки: 
Женщины
Актрисы: Людмила Чурсина, Жанна Эпле, Алёна Богарт, телеведущая Тутта Ларсен
Мужчины 
Актёры: Роман Мадянов, Александр Невский, Дэниел Рэдклифф.
 
*** Легенды о  Фиалке
    Русское предание
   В  трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. 
 
Древнегреческая легенда.
  Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.
***Фиалка во Франции
    После греков фиалка ни у кого не пользовалась такой любовью, как у древних галлов, у которых она служила символом невинности, скромности и девственности, вследствие чего ею посыпали брачное ложе новобрачных и украшали могилу безвременно погибшей невесты.
    От галлов эта любовь к фиалке перешла и к их потомкам — французам, у которых во время поэтических состязаний, происходивших ежегодно в Тулузе, одной из высших наград служила золотая фиалка.
    Установленные в 1323 году, состязания эти отличались особенным блеском в 1490 году, когда во главе их стала знаменитая красавица Клеманс Изор, ставившая фиалку выше всех цветов и даже пославшая этот цветок как эмблему своей вечной верности и постоянства своему томившемуся в плену у неверных рыцарю.
  
 Фиалка не раз воспевалась также французскими поэтами, и живший в царствование Людовика XIV поэт Демаре (Desmarets), посылая знаменитой основательнице литературных вечеров Жюли де Рамбулье венок из фиалок, заставляет этот цветок говорить о себе следующее: "Не обладая честолюбием, я прячусь в траве, скромная по своей окраске, я скромна и в выборе места; но если когда-либо я увижу себя на вашем челе, то из самого скромного цветка я превращусь в самый гордый".
     Французские писатели считали  фиалку символом скромности и невинности, не могли даже выносить, чтобы с ней сравнивали кого-либо недостойного, и когда мадам де Севинье из лести вздумала назвать в своих письмах знаменитую фаворитку Людовика XIV Луизу де Лавальер скромной фиалкой, то мадам де Жанлис (тоже французская писательница) была просто возмущена этим сравнением.
    Особой любовью пользовался этот скромный цветок у многих знаменитых французских актрис.
    Так, например, Андриенна Лекуврер, известная французская актриса и в то же время любимица короля Морица Саксонского, так страстно любила этот цветок, что Мориц, желая сделать ей удовольствие, подарил ей печать с выгравированной на ней фиалкой. Говорят даже, что и тот букет, которым отравила ее соперница — герцогиня де Бульон, был также сделан из фиалок.
    Другая, не менее знаменитая, жившая в конце XVIII века, французская актриса мадмуазель Клерон так любила этот цветок, что один из ее поклонников завел для нее целые оранжереи этих цветов. И круглый год в продолжение 20 лет как летом, так и зимою каждое утро посылал ей букет фиалок. Желая выказать ему не меньшее постоянство и дружбу, Клерон срывала каждый вечер по цветку и, заварив из него чай, выпивала его. Это служило для нее как бы любовным напитком.
   Наконец, страстной поклонницей фиалки является знаменитая Сара Бернар, у которой вся квартира и все платья пропитаны запахом фиалок и круглый год в будуаре и во всех комнатах стоят букеты фиалок.
    Фиалку любил также и несчастный французский король Людовик XVI, прекрасная душа которого имела много сходства с этим скромным цветком; а от него эта любовь перешла и к его наследнику (дофину), который был всегда чрезвычайно доволен, когда мог поднести отцу букет фиалок, выращенных собственноручно. Обожала фиалки и королева Мария-Антуанетта. 
   Но особенно выдающуюся, крайне странную роль сыграл этот цветок в жизни императрицы Жозефины, а также императоров Наполеона I и Наполеона III, о чем расскажу  подробнее.
    9 марта 1795 года поздно вечером, по свидетельству многих современников, у ворот тюрьмы Тампль, в которой томился заключенный маленький дофин, появилась молодая красивая дама с горшком роскошно расцветших фиалок и просила привратника передать их бедному маленькому царственному страдальцу. Она знала страсть его к этим цветам и хотела обрадовать его, послав ему их как привет весны в стены темницы.

    Дама эта была Жозефина Богарне –  будущая императрица французская. Она также страстно любила эти цветы и, испытывая чувство сострадания к больному мальчику, презрев грозившую ей опасность, пришла в сопровождении Барраса выполнить то святое дело, которое подсказывало ей сердце. Больной рахитом ребенок недолго пережил эту радость и месяц спустя скончался в стенах темницы. Его похоронили ночью, тайком, в одном укромном уголке кладбища св. Маргариты, причем в память того, что ребенок так любил свой горшочек с фиалками и, перебирая незадолго до смерти своими слабеющими ручонками их курчавые листочки, шептал: "Весной мы снова увидимся с вами, дорогие цветочки", какая-то добрая душа посадила их ему на могилку. С тех пор цветы Жозефины ежегодно цвели на безвестной могилке маленького Людовика XVII и, разрастаясь все более и более, покрывали ее каждую весну сплошным лиловым ковром.
    На одном из блестящих балов, устроенных президентом конвента Баррасом, Жозефина встретилась с молодым генералом Бонапартом, пленила его не только своей красотой, но  и своим скромным нарядом, сильно выделявшимся среди старающихся перещеголять друг друга роскошью туалетов республиканских модниц. Вместо драгоценных камней, вместо ярких, бросающихся в глаза цветов все убранство ее заключалось лишь в надетой на голову гирлянде из фиалок, да нескольких букетиков этих же цветов, приколотых к груди.
    Цветы эти были особенно ценны ей как воспоминание о возвращении ей свободы. Заключенная, как рассказывают, в начале революции вместе со многими другими невинными жертвами в знаменитую Консьержери (предварительную тюрьму), Жозефина ждала с минуты на минуту казни на гильотине и прощалась уже с жизнью, как вдруг однажды вечером пришла  к ней малютка — дочь тюремщика и подала ей букет фиалок.
    Неожиданный этот подарок внушил ей надежду, что хлопоты одной высокопоставленной подруги об освобождении ее из заключения, быть может, увенчаются успехом, и она увидела в цветах этих как бы счастливых предвозвестников скорого своего освобождения. И действительно, предчувствие ее не обмануло. Просьба подруги подействовала, и на другой же день она была освобождена.
   С тех пор фиалка сделалась для Жозефины символом жизни и счастья, и когда она встречала какого-нибудь несчастного, угнетенного, то никогда не пропускала случая подарить ему фиалки как надежду на счастливое разрешение его горя. Быть может, это была даже и причина того, что она вздумала подарить их дофину. Страсть ее к этим цветам доходила до крайности. Все платья ее были затканы фиалками, лиловый цвет был ее любимым цветом, живые фиалки служили единственным ее украшением, и она вся, и все ее окружающее было пропитано их запахом. Очарованный, обвороженный ею генерал Бонапарт весь вечер не отходил от нее, и когда она уезжала, проводил ее до кареты. Прощаясь с ним, Жозефина наклонилась, и бывший у нее на груди букет фиалок случайно упал к ее ногам. Наполеон схватил его, страстно прижал к губам и унес с собой как первый залог любви.
    9 марта 1796 года, ровно через год после того дня, когда Жозефина принесла бедному дофину фиалки, в здании городской ратуши Парижа происходило торжественное венчание ее с Наполеоном. Опять Жозефина была одета в тканное фиалками платье, опять в руках ее и на груди были букеты из фиалок — ее цветов любви и счастья. Выходя из ратуши, взволнованная, радостная, она не могла сдержаться, и когда несколько слезинок радости упало на ее букет, то она, обратясь к Наполеону, сказала:
«Позволь мне, милый друг мой, всегда носить эти цветы в этот чудный день моей жизни. Пусть они будут каждую весну обновлением нашей любви, нашего счастья».

     Наполеон никогда не забывал этой просьбы. Где бы ни был он: среди битв, в походе ли, упоенный ли чадом славы, Жозефина находила всегда в день своей свадьбы свежий букет фиалок на ночном столике своей опочивальни.
  Прошли года, голова Жозефины украсилась императорской короной, но по-прежнему не было для нее большего удовольствия, чем получать в этот день букет фиалок. Между тем слава и могущество Наполеона всё более и более возрастали, и счастливая звезда Жозефины начала меркнуть. Дорогая для нее рука готовилась нанести ей смертельный удар. Еще носились только смутные слухи о намерении Наполеона выбрать себе более подходящую по сану супругу из царственного рода и о добровольном будто бы отречении Жозефины, как наступило 9 марта 1808 года. Как нарочно, накануне этого дня умер занимавшийся разведением фиалок дворцовый садовник, а Наполеон ни за что не хотел подарить ей цветы из сада, где был покойник. Но где же было взять других фиалок в это время?
    Всюду по Парижу были разосланы им гонцы с приказанием найти, во что бы то ни стало, фиалок. Но труд напрасный: нигде и ни у кого их не оказалось. Между тем час, когда должны были быть поднесены Жозефине цветы, приближался. Взволнованный, встревоженный тем, что Жозефина может принять это за предзнаменование угрожающего ей какого-нибудь несчастья, Наполеон покидает дворец и пускается сам в поиски за цветами. Он обходит все улицы, все площади, где продают цветы, но не находит ничего и обдумывает уже, как бы успокоить Жозефину, как, подходя к Лувру, видит у ворот маленькую, совершенно сгорбленную старушку с корзиной, полной прелестных букетиков фиалок. Вне себя от радости он выхватывает у нее лучший букетик, бросает ей горсть золотых и, прежде чем старуха приходит в себя, исчезает.
   Торжествующий, он входит к Жозефине, подносит ей букет и рассказывает ей о всех тех трудах, которых он ему стоил. Вспыхнув от радости, Жозефина обнимает Наполеона, благодарит его за труды и целует букет. Но вдруг бледнеет, чувствует себя дурно и, выронив букет из рук, с ужасом восклицает:
«Прочь, прочь! Это цветы смерти… Они расцвели на могиле!»
   Чтобы успокоить взволнованную Жозефину и доказать, что все, что она говорит, не что иное, как плод ее фантазии. Наполеон посылает за старухой, продававшей цветы. Но все поиски оказываются тщетными: никто ее не знает, никто ее не видал.
   Предчувствие, однако, не обмануло Жозефину. Два дня спустя находят старуху, и она сознается, что нарвала эти цветы на могиле, на кладбище св. Маргариты. Это были как раз цветы Жозефины, подаренные ею дофину. С этой минуты Жозефина не знает более покоя.    Смутное предчувствие чего-то страшного, какого-то неожиданного несчастья всюду преследует ее. И вскоре это предчувствие превращается в горькую действительность: она узнает о решении Наполеона разойтись с ней и вступить в брак с дочерью австрийского императора Марией-Луизой. Решение это не заставляет себя долго ждать, и, принужденная расстаться с тем, кого она ценила выше всего на свете, кого чуть ли не боготворила, Жозефина удаляется в свой любимый замок Мальмезон, где, никого не принимая и ни с кем более не видясь, живет в уединении, вся предавшись уходу за цветами. В них она видит лучших своих друзей, им одним поверяет свое горе.
   Тысячами свозят теперь сюда цветы со всех концов света. Здесь можно встретить детей юга и крайнего севера, уроженцев долин и гор и одного только нельзя найти — фиалки. Этих своих любимых цветов Жозефина не только уже не носит, не только не хочет более их видеть, но и не велит даже произносить их название...
   Так проходит четыре года, как вдруг 9 марта 1814 года с букетом фиалок появляется к ней трехлетний малютка — сын Наполеона, а за ним и сам Наполеон. Растроганная до слез Жозефина бросается в объятия Наполеона и забывает на минуту всю горечь нанесенной ей обиды. Это был последний счастливый день Жозефины, последний счастливый день ее жизни, потому что два месяца спустя в той же самой роскошной гостиной, где она принимала Наполеона с маленьким «королем римским», стоял уже, весь усыпанный фиалками, гроб её  и слышалось погребальное пение. Перенеся тяжелую жертву ради любимого человека, она не вынесла его горя – изгнания на остров Эльбу.
   Но со смертью Жозефины фиалка не исчезает из истории Наполеона. Она делается девизом его приверженцев, а впоследствии и вообще партии Наполеонидов. Приверженцы эти продолжают видеть в ней цветок счастья великого императора. И когда 20 марта, как раз когда зацветают на юге первые фиалки, Наполеон убегает с острова Эльбы и появляется среди своих ликующих ветеранов, они встречают его радостными кликами:
«Вот он, вот он, отец фиалки».
   И все солдаты, все его приверженцы появляются с фиалками в петлице, все женщины –  с букетиками этих цветов на груди, на шляпах, и все дома, все магазины украшаются фиалками – в надежде на новую весну, новое возрождение империи.
  Однако ликование это, как известно, длилось недолго. 22 июня Наполеон уже принужден был отречься от престола в пользу своего малолетнего сына. Тогда, вспомнив о Жозефине, он отправился в последний раз в Мальмезон и нарвал на могиле ее фиалок, которые цвели тут чуть не круглый год. Но счастливая звезда, светившая с цветами Жозефины, зашла. Фиалки были взяты на могиле.
    15 июля 1814 года он был посажен на корабль "Белерофон" и перевезен как пленник на остров Св. Елены.
   После смерти его на груди его в золотом медальоне, с которым он никогда не расставался, нашли две засушенные фиалки и локон белокурых волос –  воспоминание об его утренней и вечерней звезде — его дорогой Жозефине и его не менее дорогом сыне — короле римском.
   Однако после смерти Наполеона не прекращается таинственная связь с ним фиалки.
 В сказаниях известной латышской писательницы Анны Саксе фиалкой  является маленькая, очаровательная скрипачка. Волшебные звуки её скрипки может услышать всякий, имеющий нежное любящее сердце и добрый  покладистый характер. 
 Фиалка
 Красивый грациозный цветок под именем пармской фиалки испокон веку  выращивают не только для букетов, но и для парфюмерной промышленности. В маленьких лавочках итальянского города Парма и сегодня продаются  флаконы духов "Вера виолетта", изготовленные по рецептам 1870 года из  пармской фиалки. 
   Фиалка
  Во Львове недавно разыскали вышедшую в 1605 году стихотворную книгу  "Барвичкоя", в которой автор советует женщинам не ездить ни в Индию, ни в края Ливанские, а на родной земле готовить притирания и кремы для кожи  шеи, рук, лица, смешивая с медом, чесноком или козьим молоком корни и  цветы нарцисса, розы, груши и фиалки. Ученые предполагают, что под 
фиалкой автор, укрывшийся под псевдонимом Гладколицый из Лекоржевиц,  имел в виду фиалку душистую, то есть пармскую.
     В былые времена фиалки использовались во многих и разнообразных целях. Их включали в состав  любовных напитков и амулетов. Их засахаривали и ели как сладость,  добавляли в салаты, варили сиропы, варенья, приправы. Препараты из  цветов или листьев использовали против лихорадки и других вызывающих жар болезней, желтухи, плеврита и простуды. Примочками из листьев  успокаивали боль, снимали припухлости, подсушивали язвы, лечили больное  горло. Из официальной медицины эти средства уже большею частью исчезли,  но в народе их помнят и иногда применяют. В Оксфорде отвар из двадцати  листков фиалки совсем недавно рекомендовали для облегчения болей при  раке. В другой стороне того же графства один человек, страдавший язвой  на щеке, попросил у врача разрешения полечить ее примочкой из фиалковых  листьев. Он получил разрешение, применил свое средство — и язва прошла и больше не возвращалась. 
*** Фиалка в стихах: 
 
Фиалка на лугу одна
Росла, невзрачна и скромна,
То был цветочек кроткий.
Пастушка по тропинке шла,
Стройна, легка, лицом бела,
Шажком, лужком
С веселой песней шла.

"Ах! — вздумал цветик наш мечтать, -
Когда бы мне всех краше стать
Хотя б на срок короткий!
Тогда она меня сорвет
И к сердцу невзначай прижмет!
На миг, на миг,
Хоть на единый миг".

Но девушка цветка — увы! -
Не углядела средь травы,
Поник наш цветик кроткий.
Но, увядая, все твердил:
"Как счастлив я, что смерть испил
У ног, у ног,
У милых ног ее".
(И.Гёте
Перевод — Н. Вильмонта)
 
 Ночная фиалка, 
Вся жизнь – череда расставаний и встреч.
Ночная фиалка, ночная фиалка,
Тебя я сорвал,
Но не смог уберечь.
Смотрю ночами грустный сон 
О фиолетовых фиалках.
(Лариса Рубальская)
***
Я прочла в какой-то сказке,
(А быть может, сказки лгут?),
Что   "фиалки – это глазки 
Размечтавшихся Анют".
… Принимай же –  мне не жалко!
Сто улыбок от Фиалки,
Сто восторгов, три привета,
Море ультрафиолета.

Я – твоя Фиалка Мила!"
А Июнь в ответ:  "Как мило!
Значит, ты – моя подруга?"
… И опять, опять – по кругу –
Сто восторгов, три привета,
Море ультрафиолета.
(Мила Светлова – Скрипка «Стихи.ру»)
***
Фиалка сказочный цветок, 
Никто не может с этим спорить. 
Созданье дивной красоты 
И удивительных историй. 
У каждой есть своя судьба 
И каталога описанье, 
Но не придуманы слова 
Чтоб описать сие созданье. 
Кто покорен ее красой 
Живет с надеждой о прекрасном. 
Вновь распустившийся цветок 
Прокладывает путь для счастья. 
Зимою стужа и метель, 
Природы дивной замиранье, 
А где фиалка там свирель 
И вечное весны дыханье. 
Там удивление, восторг 
И муки плена ожиданья. 
Родившийся мечты цветок 
Награда вам за все старанья. 
Неприхотлив сей дар Земли 
Душой его понять лишь надо 
И в каждый миг он станет вам 
Надеждой, счастьем и отрадой.
(Марина Калюжная 2004г.) 
***А это мои стихи:
Фиалка привлекает всеобщее внимание,
Хотя не ищет понимания.
Прячется в тени.
Ты её только пойми!
Что она хочет и прочее, прочее...
Откроет в сердце своё оконце
И тогда выйдет на солнце.  

© Copyright: Анна Магасумова, 2014

Регистрационный номер №0226876

от 14 июля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0226876 выдан для произведения:      Люди, рождённые 13  по 23 июля — по гороскопу цветов – Фиалка.
Фиалки привлекают к себе всеобщее внимание мягким характером. Прирождённые коллекционеры. У них сентиментальное отношение к прошлому.
    Боятся риска, каждый свой шаг проверяют по нескольку раз.
Фиалка обычно  прячется в тени, но готова выйти на солнце и взять то, что ей полагается.
 
Фиалки: 
Женщины
Актрисы: Людмила Чурсина, Жанна Эпле, Алёна Богарт, телеведущая Тутта Ларсен
Мужчины 
Актёры: Роман Мадянов, Александр Невский, Дэниел Рэдклифф.
 
*** Легенды о  Фиалке
    Русское предание
   В  трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. 
 
Древнегреческая легенда.
  Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.
***Фиалка во Франции
    После греков фиалка ни у кого не пользовалась такой любовью, как у древних галлов, у которых она служила символом невинности, скромности и девственности, вследствие чего ею посыпали брачное ложе новобрачных и украшали могилу безвременно погибшей невесты.
    От галлов эта любовь к фиалке перешла и к их потомкам — французам, у которых во время поэтических состязаний, происходивших ежегодно в Тулузе, одной из высших наград служила золотая фиалка.
    Установленные в 1323 году, состязания эти отличались особенным блеском в 1490 году, когда во главе их стала знаменитая красавица Клеманс Изор, ставившая фиалку выше всех цветов и даже пославшая этот цветок как эмблему своей вечной верности и постоянства своему томившемуся в плену у неверных рыцарю.
  
 Фиалка не раз воспевалась также французскими поэтами, и живший в царствование Людовика XIV поэт Демаре (Desmarets), посылая знаменитой основательнице литературных вечеров Жюли де Рамбулье венок из фиалок, заставляет этот цветок говорить о себе следующее: "Не обладая честолюбием, я прячусь в траве, скромная по своей окраске, я скромна и в выборе места; но если когда-либо я увижу себя на вашем челе, то из самого скромного цветка я превращусь в самый гордый".
     Французские писатели считали  фиалку символом скромности и невинности, не могли даже выносить, чтобы с ней сравнивали кого-либо недостойного, и когда мадам де Севинье из лести вздумала назвать в своих письмах знаменитую фаворитку Людовика XIV Луизу де Лавальер скромной фиалкой, то мадам де Жанлис (тоже французская писательница) была просто возмущена этим сравнением.
    Особой любовью пользовался этот скромный цветок у многих знаменитых французских актрис.
    Так, например, Андриенна Лекуврер, известная французская актриса и в то же время любимица короля Морица Саксонского, так страстно любила этот цветок, что Мориц, желая сделать ей удовольствие, подарил ей печать с выгравированной на ней фиалкой. Говорят даже, что и тот букет, которым отравила ее соперница — герцогиня де Бульон, был также сделан из фиалок.
    Другая, не менее знаменитая, жившая в конце XVIII века, французская актриса мадмуазель Клерон так любила этот цветок, что один из ее поклонников завел для нее целые оранжереи этих цветов. И круглый год в продолжение 20 лет как летом, так и зимою каждое утро посылал ей букет фиалок. Желая выказать ему не меньшее постоянство и дружбу, Клерон срывала каждый вечер по цветку и, заварив из него чай, выпивала его. Это служило для нее как бы любовным напитком.
   Наконец, страстной поклонницей фиалки является знаменитая Сара Бернар, у которой вся квартира и все платья пропитаны запахом фиалок и круглый год в будуаре и во всех комнатах стоят букеты фиалок.
    Фиалку любил также и несчастный французский король Людовик XVI, прекрасная душа которого имела много сходства с этим скромным цветком; а от него эта любовь перешла и к его наследнику (дофину), который был всегда чрезвычайно доволен, когда мог поднести отцу букет фиалок, выращенных собственноручно. Обожала фиалки и королева Мария-Антуанетта. 
   Но особенно выдающуюся, крайне странную роль сыграл этот цветок в жизни императрицы Жозефины, а также императоров Наполеона I и Наполеона III, о чем расскажу  подробнее.
    9 марта 1795 года поздно вечером, по свидетельству многих современников, у ворот тюрьмы Тампль, в которой томился заключенный маленький дофин, появилась молодая красивая дама с горшком роскошно расцветших фиалок и просила привратника передать их бедному маленькому царственному страдальцу. Она знала страсть его к этим цветам и хотела обрадовать его, послав ему их как привет весны в стены темницы.

    Дама эта была Жозефина Богарне –  будущая императрица французская. Она также страстно любила эти цветы и, испытывая чувство сострадания к больному мальчику, презрев грозившую ей опасность, пришла в сопровождении Барраса выполнить то святое дело, которое подсказывало ей сердце. Больной рахитом ребенок недолго пережил эту радость и месяц спустя скончался в стенах темницы. Его похоронили ночью, тайком, в одном укромном уголке кладбища св. Маргариты, причем в память того, что ребенок так любил свой горшочек с фиалками и, перебирая незадолго до смерти своими слабеющими ручонками их курчавые листочки, шептал: "Весной мы снова увидимся с вами, дорогие цветочки", какая-то добрая душа посадила их ему на могилку. С тех пор цветы Жозефины ежегодно цвели на безвестной могилке маленького Людовика XVII и, разрастаясь все более и более, покрывали ее каждую весну сплошным лиловым ковром.
    На одном из блестящих балов, устроенных президентом конвента Баррасом, Жозефина встретилась с молодым генералом Бонапартом, пленила его не только своей красотой, но  и своим скромным нарядом, сильно выделявшимся среди старающихся перещеголять друг друга роскошью туалетов республиканских модниц. Вместо драгоценных камней, вместо ярких, бросающихся в глаза цветов все убранство ее заключалось лишь в надетой на голову гирлянде из фиалок, да нескольких букетиков этих же цветов, приколотых к груди.
    Цветы эти были особенно ценны ей как воспоминание о возвращении ей свободы. Заключенная, как рассказывают, в начале революции вместе со многими другими невинными жертвами в знаменитую Консьержери (предварительную тюрьму), Жозефина ждала с минуты на минуту казни на гильотине и прощалась уже с жизнью, как вдруг однажды вечером пришла  к ней малютка — дочь тюремщика и подала ей букет фиалок.
    Неожиданный этот подарок внушил ей надежду, что хлопоты одной высокопоставленной подруги об освобождении ее из заключения, быть может, увенчаются успехом, и она увидела в цветах этих как бы счастливых предвозвестников скорого своего освобождения. И действительно, предчувствие ее не обмануло. Просьба подруги подействовала, и на другой же день она была освобождена.
   С тех пор фиалка сделалась для Жозефины символом жизни и счастья, и когда она встречала какого-нибудь несчастного, угнетенного, то никогда не пропускала случая подарить ему фиалки как надежду на счастливое разрешение его горя. Быть может, это была даже и причина того, что она вздумала подарить их дофину. Страсть ее к этим цветам доходила до крайности. Все платья ее были затканы фиалками, лиловый цвет был ее любимым цветом, живые фиалки служили единственным ее украшением, и она вся, и все ее окружающее было пропитано их запахом. Очарованный, обвороженный ею генерал Бонапарт весь вечер не отходил от нее, и когда она уезжала, проводил ее до кареты. Прощаясь с ним, Жозефина наклонилась, и бывший у нее на груди букет фиалок случайно упал к ее ногам. Наполеон схватил его, страстно прижал к губам и унес с собой как первый залог любви.
    9 марта 1796 года, ровно через год после того дня, когда Жозефина принесла бедному дофину фиалки, в здании городской ратуши Парижа происходило торжественное венчание ее с Наполеоном. Опять Жозефина была одета в тканное фиалками платье, опять в руках ее и на груди были букеты из фиалок — ее цветов любви и счастья. Выходя из ратуши, взволнованная, радостная, она не могла сдержаться, и когда несколько слезинок радости упало на ее букет, то она, обратясь к Наполеону, сказала:
«Позволь мне, милый друг мой, всегда носить эти цветы в этот чудный день моей жизни. Пусть они будут каждую весну обновлением нашей любви, нашего счастья».

     Наполеон никогда не забывал этой просьбы. Где бы ни был он: среди битв, в походе ли, упоенный ли чадом славы, Жозефина находила всегда в день своей свадьбы свежий букет фиалок на ночном столике своей опочивальни.
  Прошли года, голова Жозефины украсилась императорской короной, но по-прежнему не было для нее большего удовольствия, чем получать в этот день букет фиалок. Между тем слава и могущество Наполеона всё более и более возрастали, и счастливая звезда Жозефины начала меркнуть. Дорогая для нее рука готовилась нанести ей смертельный удар. Еще носились только смутные слухи о намерении Наполеона выбрать себе более подходящую по сану супругу из царственного рода и о добровольном будто бы отречении Жозефины, как наступило 9 марта 1808 года. Как нарочно, накануне этого дня умер занимавшийся разведением фиалок дворцовый садовник, а Наполеон ни за что не хотел подарить ей цветы из сада, где был покойник. Но где же было взять других фиалок в это время?
    Всюду по Парижу были разосланы им гонцы с приказанием найти, во что бы то ни стало, фиалок. Но труд напрасный: нигде и ни у кого их не оказалось. Между тем час, когда должны были быть поднесены Жозефине цветы, приближался. Взволнованный, встревоженный тем, что Жозефина может принять это за предзнаменование угрожающего ей какого-нибудь несчастья, Наполеон покидает дворец и пускается сам в поиски за цветами. Он обходит все улицы, все площади, где продают цветы, но не находит ничего и обдумывает уже, как бы успокоить Жозефину, как, подходя к Лувру, видит у ворот маленькую, совершенно сгорбленную старушку с корзиной, полной прелестных букетиков фиалок. Вне себя от радости он выхватывает у нее лучший букетик, бросает ей горсть золотых и, прежде чем старуха приходит в себя, исчезает.
   Торжествующий, он входит к Жозефине, подносит ей букет и рассказывает ей о всех тех трудах, которых он ему стоил. Вспыхнув от радости, Жозефина обнимает Наполеона, благодарит его за труды и целует букет. Но вдруг бледнеет, чувствует себя дурно и, выронив букет из рук, с ужасом восклицает:
«Прочь, прочь! Это цветы смерти… Они расцвели на могиле!»
   Чтобы успокоить взволнованную Жозефину и доказать, что все, что она говорит, не что иное, как плод ее фантазии. Наполеон посылает за старухой, продававшей цветы. Но все поиски оказываются тщетными: никто ее не знает, никто ее не видал.
   Предчувствие, однако, не обмануло Жозефину. Два дня спустя находят старуху, и она сознается, что нарвала эти цветы на могиле, на кладбище св. Маргариты. Это были как раз цветы Жозефины, подаренные ею дофину. С этой минуты Жозефина не знает более покоя.    Смутное предчувствие чего-то страшного, какого-то неожиданного несчастья всюду преследует ее. И вскоре это предчувствие превращается в горькую действительность: она узнает о решении Наполеона разойтись с ней и вступить в брак с дочерью австрийского императора Марией-Луизой. Решение это не заставляет себя долго ждать, и, принужденная расстаться с тем, кого она ценила выше всего на свете, кого чуть ли не боготворила, Жозефина удаляется в свой любимый замок Мальмезон, где, никого не принимая и ни с кем более не видясь, живет в уединении, вся предавшись уходу за цветами. В них она видит лучших своих друзей, им одним поверяет свое горе.
   Тысячами свозят теперь сюда цветы со всех концов света. Здесь можно встретить детей юга и крайнего севера, уроженцев долин и гор и одного только нельзя найти — фиалки. Этих своих любимых цветов Жозефина не только уже не носит, не только не хочет более их видеть, но и не велит даже произносить их название...
   Так проходит четыре года, как вдруг 9 марта 1814 года с букетом фиалок появляется к ней трехлетний малютка — сын Наполеона, а за ним и сам Наполеон. Растроганная до слез Жозефина бросается в объятия Наполеона и забывает на минуту всю горечь нанесенной ей обиды. Это был последний счастливый день Жозефины, последний счастливый день ее жизни, потому что два месяца спустя в той же самой роскошной гостиной, где она принимала Наполеона с маленьким «королем римским», стоял уже, весь усыпанный фиалками, гроб её  и слышалось погребальное пение. Перенеся тяжелую жертву ради любимого человека, она не вынесла его горя – изгнания на остров Эльбу.
   Но со смертью Жозефины фиалка не исчезает из истории Наполеона. Она делается девизом его приверженцев, а впоследствии и вообще партии Наполеонидов. Приверженцы эти продолжают видеть в ней цветок счастья великого императора. И когда 20 марта, как раз когда зацветают на юге первые фиалки, Наполеон убегает с острова Эльбы и появляется среди своих ликующих ветеранов, они встречают его радостными кликами:
«Вот он, вот он, отец фиалки».
   И все солдаты, все его приверженцы появляются с фиалками в петлице, все женщины –  с букетиками этих цветов на груди, на шляпах, и все дома, все магазины украшаются фиалками – в надежде на новую весну, новое возрождение империи.
  Однако ликование это, как известно, длилось недолго. 22 июня Наполеон уже принужден был отречься от престола в пользу своего малолетнего сына. Тогда, вспомнив о Жозефине, он отправился в последний раз в Мальмезон и нарвал на могиле ее фиалок, которые цвели тут чуть не круглый год. Но счастливая звезда, светившая с цветами Жозефины, зашла. Фиалки были взяты на могиле.
    15 июля 1814 года он был посажен на корабль "Белерофон" и перевезен как пленник на остров Св. Елены.
   После смерти его на груди его в золотом медальоне, с которым он никогда не расставался, нашли две засушенные фиалки и локон белокурых волос –  воспоминание об его утренней и вечерней звезде — его дорогой Жозефине и его не менее дорогом сыне — короле римском.
   Однако после смерти Наполеона не прекращается таинственная связь с ним фиалки.
 В сказаниях известной латышской писательницы Анны Саксе фиалкой  является маленькая, очаровательная скрипачка. Волшебные звуки её скрипки может услышать всякий, имеющий нежное любящее сердце и добрый  покладистый характер. 
 Фиалка
 Красивый грациозный цветок под именем пармской фиалки испокон веку  выращивают не только для букетов, но и для парфюмерной промышленности. В маленьких лавочках итальянского города Парма и сегодня продаются  флаконы духов "Вера виолетта", изготовленные по рецептам 1870 года из  пармской фиалки. 
   Фиалка
  Во Львове недавно разыскали вышедшую в 1605 году стихотворную книгу  "Барвичкоя", в которой автор советует женщинам не ездить ни в Индию, ни в края Ливанские, а на родной земле готовить притирания и кремы для кожи  шеи, рук, лица, смешивая с медом, чесноком или козьим молоком корни и  цветы нарцисса, розы, груши и фиалки. Ученые предполагают, что под 
фиалкой автор, укрывшийся под псевдонимом Гладколицый из Лекоржевиц,  имел в виду фиалку душистую, то есть пармскую.
     В былые времена фиалки использовались во многих и разнообразных целях. Их включали в состав  любовных напитков и амулетов. Их засахаривали и ели как сладость,  добавляли в салаты, варили сиропы, варенья, приправы. Препараты из  цветов или листьев использовали против лихорадки и других вызывающих жар болезней, желтухи, плеврита и простуды. Примочками из листьев  успокаивали боль, снимали припухлости, подсушивали язвы, лечили больное  горло. Из официальной медицины эти средства уже большею частью исчезли,  но в народе их помнят и иногда применяют. В Оксфорде отвар из двадцати  листков фиалки совсем недавно рекомендовали для облегчения болей при  раке. В другой стороне того же графства один человек, страдавший язвой  на щеке, попросил у врача разрешения полечить ее примочкой из фиалковых  листьев. Он получил разрешение, применил свое средство — и язва прошла и больше не возвращалась. 
*** Фиалка в стихах: 
 
Фиалка на лугу одна
Росла, невзрачна и скромна,
То был цветочек кроткий.
Пастушка по тропинке шла,
Стройна, легка, лицом бела,
Шажком, лужком
С веселой песней шла.

"Ах! — вздумал цветик наш мечтать, -
Когда бы мне всех краше стать
Хотя б на срок короткий!
Тогда она меня сорвет
И к сердцу невзначай прижмет!
На миг, на миг,
Хоть на единый миг".

Но девушка цветка — увы! -
Не углядела средь травы,
Поник наш цветик кроткий.
Но, увядая, все твердил:
"Как счастлив я, что смерть испил
У ног, у ног,
У милых ног ее".
(И.Гёте
Перевод — Н. Вильмонта)
 
 Ночная фиалка, 
Вся жизнь – череда расставаний и встреч.
Ночная фиалка, ночная фиалка,
Тебя я сорвал,
Но не смог уберечь.
Смотрю ночами грустный сон 
О фиолетовых фиалках.
(Лариса Рубальская)
***
Я прочла в какой-то сказке,
(А быть может, сказки лгут?),
Что   "фиалки – это глазки 
Размечтавшихся Анют".
… Принимай же –  мне не жалко!
Сто улыбок от Фиалки,
Сто восторгов, три привета,
Море ультрафиолета.

Я – твоя Фиалка Мила!"
А Июнь в ответ:  "Как мило!
Значит, ты – моя подруга?"
… И опять, опять – по кругу –
Сто восторгов, три привета,
Море ультрафиолета.
(Мила Светлова – Скрипка «Стихи.ру»)
***
Фиалка сказочный цветок, 
Никто не может с этим спорить. 
Созданье дивной красоты 
И удивительных историй. 
У каждой есть своя судьба 
И каталога описанье, 
Но не придуманы слова 
Чтоб описать сие созданье. 
Кто покорен ее красой 
Живет с надеждой о прекрасном. 
Вновь распустившийся цветок 
Прокладывает путь для счастья. 
Зимою стужа и метель, 
Природы дивной замиранье, 
А где фиалка там свирель 
И вечное весны дыханье. 
Там удивление, восторг 
И муки плена ожиданья. 
Родившийся мечты цветок 
Награда вам за все старанья. 
Неприхотлив сей дар Земли 
Душой его понять лишь надо 
И в каждый миг он станет вам 
Надеждой, счастьем и отрадой.
(Марина Калюжная 2004г.) 
***А это мои стихи:
Фиалка привлекает всеобщее внимание,
Хотя не ищет понимания.
Прячется в тени.
Ты её только пойми!
Что она хочет и прочее, прочее...
Откроет в сердце своё оконце
И тогда выйдет на солнце.  
Рейтинг: +5 306 просмотров
Комментарии (8)
Денис Маркелов # 15 июля 2014 в 16:39 0
Вспоминается знаменитый итальянский сериал о Наполеоне
Анна Магасумова # 15 июля 2014 в 21:34 +1
Да...
Максим Железный # 17 июля 2014 в 23:48 0
Как всегда, Анна, многогранно, интересно, проницательно и поучительно. sneg buket2
Анна Магасумова # 18 июля 2014 в 22:02 0
Максим!
Natali # 23 июля 2014 в 13:02 0
как всегда все красиво оформлено... молодца big_smiles_138
Анна Магасумова # 23 июля 2014 в 15:17 0
Рада, что понравилось! Приглашаю в свой цветочный сад!
Владимир Кулаев # 2 августа 2014 в 08:21 0
ЧУВСТВУЕТСЯ ПОДХОД УЧЕНОГО К ТЕМЕ! ОЧЕНЬ ВСЁ ИНТЕРЕСНО ПРЕДСТАВЛЕНО!
СПАСИБО, АННА!
Анна Магасумова # 2 августа 2014 в 21:56 0
Владимир!