Большой театр.
Кстати, а вы знаете, из какого материала сделаны кони на фасаде Большого Театра. Если не знаете, то я вам сейчас расскажу, хотя об этом в самом конце. Тут надо толком разбираться и все непросто так.
Сейчас как всегда отойду немного в сторону и начну с того, что на военной кафедре теоретические занятия по Тактике у нас вел Олег Петрович Чеботарев. Человеком он был тяжелым. Двойки ставил просто так по поводу и без повода. Одним словом сволочь он был законченная. Дело было в том, что эти двойки надо было отрабатывать. То есть после основных занятий, после обеда, когда все у кого не было двоек ехали к себе домой или шли в общежитие. Ты должен был обратно возвращаться на кафедру, и тут сидя в аудитории сквозь дремоту зубрить учебники, всё то, что Олег Петрович выдаст тебе на руки. А в этот самый момент Олег Петрович сидел за столом и зачем-то каждый раз по столу стучал простым карандашом, может быть привычка у него была такая, а может быть специально, чтобы мы не уснули и лишний раз не отрывались от учебников. При этом он еще сыпал своими любимыми поговорками, если кто-нибудь из наших при ответе начинал путаться он так ему и говорил:
- Ну, курсант с тобою все понятно. Тебе всё трын-трава. Тебе что Американская пехотная дивизия, что немецкая. Один хрен. Хотя по аббревиатуре и так всё понятно.
Или если кто-то продолжал путаться и дальше, он ему говорил так:
- Хватит меня водить за нос. Говори сразу, выучил или не выучил. Хватит тут придуриваться.
Так вот именно на этих поговорках Костя Мезенцев (мой одногруппник) и подловил Олега Петровича. Дело было так. Кстати, у Кости, как и у меня двоек, был целый набор. То есть одна двойка шла за другой. Короче говоря, Костя, как и все двоечники на дополнительных занятиях сидел и зубрил учебник. И вот когда Олег Петрович стал сыпать своими поговорками Костя у него так и спросил:
- Олег Петрович, а вы знаете, откуда пошла эта поговорка про трын-траву, - Костя сидел за первым столом напротив Олега Петровича, поэтому вопрос он задал, слегка перегнувшись через стол и полушёпотом.
-Да тут и знать нечего,- ответил Олег Петрович как всегда недолго думая.- Это из фильма "Бриллиантовая рука" к нам пришло. Там Никулин эту песню пел про зайцев и про трын-траву. Он там еще ногами оркестр распинывал. Там еще Миронову по голове досталось.
-Да нет, это не совсем так. Это древняя поговорка и пришла к нам из Древней Руси. Если вам интересно, то я расскажу. Вот только один нюанс. Мне надо вам двойку пересдать. А до этого еще и подготовиться надо. А там дальше, если время будет. Я ведь девчонкам в общежитии пообещал на рынок на площади Южной заскочить. Я там должен минтай свежемороженый купить. Они мне вечером пообещали пожарить. Так что если время останется, то расскажу.
Надо отдать должное Олегу Петровичу человеком он был любознательным, поэтому его хватило минут на пять не больше. Через пять минут, чуть не лопнув от любопытства, он так и сказал:
-Ладно, Мезенцев, трояка тебе хватит. Давай рассказывай. Нечего кота тянуть за то самое место.
-Так вот поговорка про трын-траву пришла к нам из Древней Руси, – начал рассказывать Костя довольный сам собой, что так легко отделался во время пересдачи, - и звучала она не как трын-трава, а как тын-трава. А тын в Древней Руси - это был забор. То есть трава это подзаборная и никому ненужная. Плюс к этому ее хоть вырви, она всё равно вырастет. Это ведь сорняк. Так, что правильно надо говорить не трын, а тын-трава.
Ровно через неделю Костя опять поймал Олега Петровича на его любимых поговорках. На этот раз Олег Петрович спрашивал одного из наших про то, как долго тот будет водить его за нос. И тут Костя, как всегда перегнувшись через стол, спросил у Олега Петровича, откуда эта пошла поговорка и о чем вообще идет речь.
-Да, тут и думать нечего, – ответил Олег Петрович как всегда недолго думая.- Это в детстве когда сливку ставят. Это за нос двумя пальцам между костяшек берут и водят из стороны в сторону. Мне так часто делали.
-Да нет, это совсем не так, – тут же возразил Костя.- Если вам интересно я конечно расскажу. Вот только мне надо сейчас вторую главу про ударные группировки до конца прочитать. Затем это все вам рассказать. А там дальше уже как получится. Мне еще на обратном пути надо в кулинарию заскочить, а она до четырех работает, а мне там обещали ватрушки оставить.
На этот раз Олега Петровича хватило минуты на три. Не вытерпев, он так и сказал:
-Ладно, ладно. Зачту. Давай рассказывай. И так всю душу вывернул.
-Так вот водить за нос, эта поговорка пришла к нам, - начал рассказывать Костя не спеша, торопиться ему было некуда. Тем более что это была последняя двойка. В следующий раз уже с чистой совестью после занятий Костя пошел к себе в общежитие.
Так вот, оказывается поговорка «Водить за нос» пришла к нам от цыган. Те по ярмаркам водили медведя, и у медведя в носу было вставлено кольцо. За это кольцо его и водили, при этом медведю за сладости предлагали делать всякие номера. Ходить на задних лапах, кувыркаться. Так как у цыган со сладостями туго было, в конце концов, медведь оставался ни с чем. С тех пор так и пошло «Водить за нос» значит или надуть или кинуть. Проще говоря, обмануть.
Теперь я вам расскажу, как я при помощи Кости Мезенцева заработал себе зачет по Тактике. Дело было так. Сам по себе зачет по Тактике состоял из двух частей. Из теоретической и из практической. Теоретическую часть мы сдали запросто, а вот с практической тут надо было, как говорится покувыркаться. На практической части нам выдавали приборы, и про них надо было, во-первых, рассказать про их характеристики, а дальше уже их настраивать. На этот зачет с Костей мы как всегда пришли в самом конце в расчете на то, что Олег Петрович будет уставшим и измотанным до крайней степени. Кстати, мы не ошиблись. Так вот в билете нам на двоих досталась локаторная установка. Сейчас уже не помню, как точно она называлась. Установка эта состояла из антенны локатора, основной части в виде ящика темно-зеленного цвета с ручками для настройки как у приемника и наушников. С помощью этой установки мы должны были установить, чем и как занят наш противник. На чем он передвигается. Едет на танках или грузовиках, или просто-напросто идет строем.
Не успели мы толком собрать антенну, как к нам тут же обратился Олег Петрович он так и сказал:
-Слушай Мезенцев. Давай так, я тебе зачет и так поставлю. Ты в ней (имелась в виду установка) один хрен не разберешься. А ты мне через два дня, вот что узнай. Короче говоря мы тут поспорили с майором Богачевым на счет того из чего сделаны Кони на Фасаде Большего театра. Он говорит мне из гипса. А я ему, что из меди. Так вот если я ему докажу, он мне три бутылки водки «Абсолют» поставит, и трубку курительную как у Шерлока Холмса. Вот ты мне все это точно найди. Из чего сделаны кони и как. Я бы и сам сходил бы в Научную библиотеку, да только у меня времени нет. А тебе всё равно заняться нечем. Целый день дурака валяешь. Ну что договорились?
- Ну, тогда и ему зачет, - решил за меня заступиться Костя. - Ему ведь, так же, как и мне придется сидеть в библиотеке. Мне туда одному скучно будет ходить. Да и вопрос на зачете у нас один на двоих.
-Ладно. Ладно,- сказал Олег Петрович, давая мне понять, что со мной возиться он так же здесь не собирается.
Ну а дальше Костя собрал всю информацию, всё, что просил у него Олег Петрович. Кстати, при всей своей жестокости, одну из бутылок водки «Абсолют» он отдал Косте. Эту бутылку Костя поставил мне, когда я к нему в очередной раз пришел в гости.
На этом эта история закончилась. В следующий раз так же на поговорках Костя подловил подполковника Исакова во время полевых занятий по Тактике. Но это уже отдельная история об этом я в следующий раз расскажу.
Теперь возвращаясь к тем самым коням на фасаде Большого Театра. Так вот кони эти сделаны из меди и история их создания такова.
После пожара 1812 года Петровский театр в Москве был отстроен в 1825 году. Это было великолепное восьмиколонное здание с фронтоном, украшенным скульптурной композицией - Аполлон на колеснице с тремя конями (сейчас коней - четыре). Эта композиция была изготовлена из алебастра. Театр был больше предыдущего, поэтому получил название "Большой Петровский", который со временем стал называться просто Большим.
Оказывается, после этого театр еще раз горел в 1853 году.
В 1856 году сгоревшее здание Большого театра было восстановлено. Тогда, в 1856 году, было решено выполнить скульптуру Аполлона на колеснице из листовой меди - чтобы на века. Для реализации проекта архитектор пригласил выдающегося российского скульптора-анималиста Петра Карловича Клодта. В России лучше него никто не умел лепить коней.
И вскоре над портиком Большого театра уже неслась колесница, запряженная четверкой коней в один ряд, управляемая Аполлоном - квадрига Аполлона. Кони Клодта действительно как живые, настолько изящно и анатомически точно они были сделаны. Скульптурная группа, созданная Клодтом, достигает 6,5 метров высоты.
Многие об этом не знают, но эта скульптурная группа пустотелая и сделана из меди. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной оболочки, прикрепленной к каркасу.
Исследования, проведенные в начале 1990-х годов, выявили, что медная оболочка исполнена в смешанной технике: гальванопластические детали спаяны с выколотными деталями оловянно-свинцовым припоем.
В 1941 году на Большой театр упала бомба - кони, колесница были сильно повреждены, осколок попал и в голову Аполлона. Реставрации проводились и в 50-е, и в 90-е годы прошлого века, однако носили чисто косметический характер.
Последняя реставрация скульптурной группы началась осенью 2009 года и закончилась летом 2010 года. При реставрации квадриги специалисты использовали сохранившиеся описания квадриги. В ходе реставрации фигуре Аполлона были возвращены утраченные детали: пряжка от плаща и венок. Также реставраторы прикрыли фиговым листком мужское достоинство Аполлона. По поводу фигового листка. Нет подтверждения, что эта деталь придумана Клодтом. Скорее всего, появилась она значительно позже, но реставраторы оказались непреклонны. Они утверждают, что фиговый листок у Аполлона был и раньше, что эту деталь можно разглядеть на найденных фотографиях конца XIX века и что на скульптуре сохранились следы от штырей, которыми крепилась данная деталь. Когда и как исчез фиговый листок у Аполлона неизвестно. Вот только остается загадкой, почему под фиговым листком оказалось тщательно сделанное мужское достоинство. Кстати, если взять сторублевую купюру, то на ней Аполлон изображен как раз с мужским достоинством и без фигового листа.
По окончании работ реставраторы покрыли квадригу Аполлона несколькими слоями специального защитного состава, защищающего скульптурную группу от атмосферных влияний, в результате чего она приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Вот потому и, кажется, что они сделаны из бронзы.
30.05.2015.22.35
[Скрыть]Регистрационный номер 0294128 выдан для произведения:
Большой театр.
Кстати, а вы знаете, из какого материала сделаны кони на фасаде Большого Театра. Если не знаете, то я вам сейчас расскажу, хотя об этом в самом конце. Тут надо толком разбираться и все непросто так.
Сейчас как всегда отойду немного в сторону и начну с того, что на военной кафедре теоретические занятия по Тактике у нас вел Олег Петрович Чеботарев. Человеком он был тяжелым. Двойки ставил просто так по поводу и без повода. Одним словом сволочь он был законченная. Дело было в том, что эти двойки надо было отрабатывать. То есть после основных занятий, после обеда, когда все у кого не было двоек ехали к себе домой или шли в общежитие. Ты должен был обратно возвращаться на кафедру, и тут сидя в аудитории сквозь дремоту зубрить учебники, всё то, что Олег Петрович выдаст тебе на руки. А в этот самый момент Олег Петрович сидел за столом и зачем-то каждый раз по столу стучал простым карандашом, может быть привычка у него была такая, а может быть специально, чтобы мы не уснули и лишний раз не отрывались от учебников. При этом он еще сыпал своими любимыми поговорками, если кто-нибудь из наших при ответе начинал путаться он так ему и говорил:
- Ну, курсант с тобою все понятно. Тебе всё трын-трава. Тебе что Американская пехотная дивизия, что немецкая. Один хрен. Хотя по аббревиатуре и так всё понятно.
Или если кто-то продолжал путаться и дальше, он ему говорил так:
- Хватит меня водить за нос. Говори сразу, выучил или не выучил. Хватит тут придуриваться.
Так вот именно на этих поговорках Костя Мезенцев (мой одногруппник) и подловил Олега Петровича. Дело было так. Кстати, у Кости, как и у меня двоек, был целый набор. То есть одна двойка шла за другой. Короче говоря, Костя, как и все двоечники на дополнительных занятиях сидел и зубрил учебник. И вот когда Олег Петрович стал сыпать своими поговорками Костя у него так и спросил:
- Олег Петрович, а вы знаете, откуда пошла эта поговорка про трын-траву, - Костя сидел за первым столом напротив Олега Петровича, поэтому вопрос он задал, слегка перегнувшись через стол и полушёпотом.
-Да тут и знать нечего,- ответил Олег Петрович как всегда недолго думая.- Это из фильма "Бриллиантовая рука" к нам пришло. Там Никулин эту песню пел про зайцев и про трын-траву. Он там еще ногами оркестр распинывал. Там еще Миронову по голове досталось.
-Да нет, это не совсем так. Это древняя поговорка и пришла к нам из Древней Руси. Если вам интересно, то я расскажу. Вот только один нюанс. Мне надо вам двойку пересдать. А до этого еще и подготовиться надо. А там дальше, если время будет. Я ведь девчонкам в общежитии пообещал на рынок на площади Южной заскочить. Я там должен минтай свежемороженый купить. Они мне вечером пообещали пожарить. Так что если время останется, то расскажу.
Надо отдать должное Олегу Петровичу человеком он был любознательным, поэтому его хватило минут на пять не больше. Через пять минут, чуть не лопнув от любопытства, он так и сказал:
-Ладно, Мезенцев, трояка тебе хватит. Давай рассказывай. Нечего кота тянуть за то самое место.
-Так вот поговорка про трын-траву пришла к нам из Древней Руси, – начал рассказывать Костя довольный сам собой, что так легко отделался во время пересдачи, - и звучала она не как трын-трава, а как тын-трава. А тын в Древней Руси - это был забор. То есть трава это подзаборная и никому ненужная. Плюс к этому ее хоть вырви, она всё равно вырастет. Это ведь сорняк. Так, что правильно надо говорить не трын, а тын-трава.
Ровно через неделю Костя опять поймал Олега Петровича на его любимых поговорках. На этот раз Олег Петрович спрашивал одного из наших про то, как долго тот будет водить его за нос. И тут Костя, как всегда перегнувшись через стол, спросил у Олега Петровича, откуда эта пошла поговорка и о чем вообще идет речь.
-Да, тут и думать нечего, – ответил Олег Петрович как всегда недолго думая.- Это в детстве когда сливку ставят. Это за нос двумя пальцам между костяшек берут и водят из стороны в сторону. Мне так часто делали.
-Да нет, это совсем не так, – тут же возразил Костя.- Если вам интересно я конечно расскажу. Вот только мне надо сейчас вторую главу про ударные группировки до конца прочитать. Затем это все вам рассказать. А там дальше уже как получится. Мне еще на обратном пути надо в кулинарию заскочить, а она до четырех работает, а мне там обещали ватрушки оставить.
На этот раз Олега Петровича хватило минуты на три. Не вытерпев, он так и сказал:
-Ладно, ладно. Зачту. Давай рассказывай. И так всю душу вывернул.
-Так вот водить за нос, эта поговорка пришла к нам, - начал рассказывать Костя не спеша, торопиться ему было некуда. Тем более что это была последняя двойка. В следующий раз уже с чистой совестью после занятий Костя пошел к себе в общежитие.
Так вот, оказывается поговорка «Водить за нос» пришла к нам от цыган. Те по ярмаркам водили медведя, и у медведя в носу было вставлено кольцо. За это кольцо его и водили, при этом медведю за сладости предлагали делать всякие номера. Ходить на задних лапах, кувыркаться. Так как у цыган со сладостями туго было, в конце концов, медведь оставался ни с чем. С тех пор так и пошло «Водить за нос» значит или надуть или кинуть. Проще говоря, обмануть.
Теперь я вам расскажу, как я при помощи Кости Мезенцева заработал себе зачет по Тактике. Дело было так. Сам по себе зачет по Тактике состоял из двух частей. Из теоретической и из практической. Теоретическую часть мы сдали запросто, а вот с практической тут надо было, как говорится покувыркаться. На практической части нам выдавали приборы, и про них надо было, во-первых, рассказать про их характеристики, а дальше уже их настраивать. На этот зачет с Костей мы как всегда пришли в самом конце в расчете на то, что Олег Петрович будет уставшим и измотанным до крайней степени. Кстати, мы не ошиблись. Так вот в билете нам на двоих досталась локаторная установка. Сейчас уже не помню, как точно она называлась. Установка эта состояла из антенны локатора, основной части в виде ящика темно-зеленного цвета с ручками для настройки как у приемника и наушников. С помощью этой установки мы должны были установить, чем и как занят наш противник. На чем он передвигается. Едет на танках или грузовиках, или просто-напросто идет строем.
Не успели мы толком собрать антенну, как к нам тут же обратился Олег Петрович он так и сказал:
-Слушай Мезенцев. Давай так, я тебе зачет и так поставлю. Ты в ней (имелась в виду установка) один хрен не разберешься. А ты мне через два дня, вот что узнай. Короче говоря мы тут поспорили с майором Богачевым на счет того из чего сделаны Кони на Фасаде Большего театра. Он говорит мне из гипса. А я ему, что из меди. Так вот если я ему докажу, он мне три бутылки водки «Абсолют» поставит, и трубку курительную как у Шерлока Холмса. Вот ты мне все это точно найди. Из чего сделаны кони и как. Я бы и сам сходил бы в Научную библиотеку, да только у меня времени нет. А тебе всё равно заняться нечем. Целый день дурака валяешь. Ну что договорились?
- Ну, тогда и ему зачет, - решил за меня заступиться Костя. - Ему ведь, так же, как и мне придется сидеть в библиотеке. Мне туда одному скучно будет ходить. Да и вопрос на зачете у нас один на двоих.
-Ладно. Ладно,- сказал Олег Петрович, давая мне понять, что со мной возиться он так же здесь не собирается.
Ну а дальше Костя собрал всю информацию, всё, что просил у него Олег Петрович. Кстати, при всей своей жестокости, одну из бутылок водки «Абсолют» он отдал Косте. Эту бутылку Костя поставил мне, когда я к нему в очередной раз пришел в гости.
На этом эта история закончилась. В следующий раз так же на поговорках Костя подловил подполковника Исакова во время полевых занятий по Тактике. Но это уже отдельная история об этом я в следующий раз расскажу.
Теперь возвращаясь к тем самым коням на фасаде Большого Театра. Так вот кони эти сделаны из меди и история их создания такова.
После пожара 1812 года Петровский театр в Москве был отстроен в 1825 году. Это было великолепное восьмиколонное здание с фронтоном, украшенным скульптурной композицией - Аполлон на колеснице с тремя конями (сейчас коней - четыре). Эта композиция была изготовлена из алебастра. Театр был больше предыдущего, поэтому получил название "Большой Петровский", который со временем стал называться просто Большим.
Оказывается, после этого театр еще раз горел в 1853 году.
В 1856 году сгоревшее здание Большого театра было восстановлено. Тогда, в 1856 году, было решено выполнить скульптуру Аполлона на колеснице из листовой меди - чтобы на века. Для реализации проекта архитектор пригласил выдающегося российского скульптора-анималиста Петра Карловича Клодта. В России лучше него никто не умел лепить коней.
И вскоре над портиком Большого театра уже неслась колесница, запряженная четверкой коней в один ряд, управляемая Аполлоном - квадрига Аполлона. Кони Клодта действительно как живые, настолько изящно и анатомически точно они были сделаны. Скульптурная группа, созданная Клодтом, достигает 6,5 метров высоты.
Многие об этом не знают, но эта скульптурная группа пустотелая и сделана из меди. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной оболочки, прикрепленной к каркасу.
Исследования, проведенные в начале 1990-х годов, выявили, что медная оболочка исполнена в смешанной технике: гальванопластические детали спаяны с выколотными деталями оловянно-свинцовым припоем.
В 1941 году на Большой театр упала бомба - кони, колесница были сильно повреждены, осколок попал и в голову Аполлона. Реставрации проводились и в 50-е, и в 90-е годы прошлого века, однако носили чисто косметический характер.
Последняя реставрация скульптурной группы началась осенью 2009 года и закончилась летом 2010 года. При реставрации квадриги специалисты использовали сохранившиеся описания квадриги. В ходе реставрации фигуре Аполлона были возвращены утраченные детали: пряжка от плаща и венок. Также реставраторы прикрыли фиговым листком мужское достоинство Аполлона. По поводу фигового листка. Нет подтверждения, что эта деталь придумана Клодтом. Скорее всего, появилась она значительно позже, но реставраторы оказались непреклонны. Они утверждают, что фиговый листок у Аполлона был и раньше, что эту деталь можно разглядеть на найденных фотографиях конца XIX века и что на скульптуре сохранились следы от штырей, которыми крепилась данная деталь. Когда и как исчез фиговый листок у Аполлона неизвестно. Вот только остается загадкой, почему под фиговым листком оказалось тщательно сделанное мужское достоинство. Кстати, если взять сторублевую купюру, то на ней Аполлон изображен как раз с мужским достоинством и без фигового листа.
По окончании работ реставраторы покрыли квадригу Аполлона несколькими слоями специального защитного состава, защищающего скульптурную группу от атмосферных влияний, в результате чего она приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Вот потому и, кажется, что они сделаны из бронзы.
30.05.2015.22.35
Сергей, очень понравился ваш рассказ! И познавательно, и с юмором! Спасибо! Вспомнились смешные случаи из своей студенческой жизни.))) Доброго вам лета!
Сергей! Громадное Спасибо, что пригласили меня на этот рассказ! Вы наверное знали, что Пётр Карлович, мой пра...дедушка?! Благодарю Вас, за очень интересное изложение.
И вам спасибо за рецензию.Мне посоветовал к вам обратиться Олег Черный.Он мне рассказал про вашего прадедушку.Очень рад знакомству.С Большим Уважением Сергей.