ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Большой рассказ часть 4

Большой рассказ часть 4

31 января 2016 - Сергей Чернец
Большой рассказ часть 4
Не случайно сказано, что всё «серьёзно». «Случайностей в жизни не бывает», - как часто повторял ему друг и наставник Семен Карлович. С той самой первой рыбалки, как они подружились, и стал ему наставником его друг. Он стал прислушиваться к мудрости пожилого своего друга.
Женя Иванов, давно стал серьезным, и что бы он ни делал, ко всему относился серьёзно. Это произошло после ужасной смерти и похорон школьного друга – Славы Зайцева.
Слава Зайцев жил с матерью, без отца. Как «мать одиночка» она получила квартиру в новом панельном доме в новом микрорайоне, их небольшой городок разрастался стремительно. И работала мать Славы штукатуром-маляром в одном строй-тресте, что и отец Жени Иванова, который был бригадиром и получил квартиру в том же доме, который сам и строил.
В строй-тресте были разные управления – СУ по номерам. И если мать Славы Зайцева работала в СУ-№3, где отделочные работы в приоритете были, то отец Жени Иванова работал «на нулях», возводил фундаменты, в ССУ – 8: специальное строительное управление. Кроме фундаментов, бригада отца Жени проводила водопровод и канализацию во вновь построенные дома. Рабочие-строители не подключали к общей городской сети водопроводы, этим занималось управление водоканала, а только прокладывали новую ветку, подводя её к общим сетям. Женя часто ходил на работу к отцу и много видел, как строили фундаменты, устанавливая блоки «фески» и плиты перекрытия, как рыли траншеи, в которые укладывали трубы, и как выкладывались колодцы, в которых ставились задвижки водопроводных труб.
Семья Жени Иванова, отец в основном, были знакомы с матерью Славика Зайцева, погибшего под колесами самосвала. И конечно, они приняли участие в организации похорон и поминок. Мать Славы, Вера, была подавлена горем. Она плакала день и ночь. И родни у неё никакой не было, ведь она была детдомовской. Сын для неё был единственной отрадой, ради чего она жила. Потому и горе для неё было безмерным.
Вот тогда, во время похорон, Женя узнал, увидел, каким бывает людское горе: он видел слезы матери, потерявшей последнюю радость и надежду, родного сына. Он видел её крики до истерики и день и ночь её плачь.
Они всей семьей были в квартире Славы и успокаивали его мать. Она громко ревела и билась на кровати: «О-о-о! горе мне, горе! Жизнь моя мне незачем!». А то замолкала, и тупо уставившись в потолок, не реагировала на окружающее. Приходили соседи и подруги, знакомые, успокоить Веру в горе своем (психологов тогда не было, бабушки и пожилые женщины служили успокоителями, и вызывали скорую помощь, ставили успокоительный укол). Но и за гробом в ритуальное бюро ездили Женя с отцом, и поминки устраивала Женина мать с соседками, за продуктами Женя бегал в магазин.
Вот тогда Женя узнал о душе и загробном мире, из разговоров пожилых, и о христианском обряде погребения, читали в доме молитвы и псалтырь какие-то женщины в черном специально приглашенные. На кладбище, он впервые увидел попа (священника), оказалось, что и его мать и мама Славика и соседки были верующие. Об этом Женя раньше никогда не задумывался, и о религии в их семье разговоров никаких не было. Он узнал, что и его крестили в городской Церкви, которую взорвали и развалили в Хрущевские времена, на следующий год, после того, как успели его крестить. С тех пор в городе не было Церквей, ближайшая была в пригородном поселке, в двух километрах от городка. А из большого городского Храма сделали завод-фабрику, снесли все купола, а здания приспособили под цеха.
С детства Женю учили другому, научному: эволюции, и что души не бывает и нет её, что всё это мифы и пережитки прошлого, от пещерных людей. И только после похорон он стал перечитывать книги, полюбил чтение и записался в читальный зал библиотеки. Вероятно, нужен был стресс: переживание ужасной смерти, вид раздавленного тела и крики и плачь матери, и молитвы за упокой, - чтобы Женя «взялся за ум». И он перестал играть в детские, юношеские игры с пацанами во дворе, хотя раньше был во многом зачинщик.
 
 
 
Отступление.
Как раз в восьмом классе школы появился учебник – «Человек, анатомия, физиология, гигиена», которую Женя перечитал и чуть-ли не выучил. Но понятия в ней о человеке, никак не вязались с обрядами и молитвами, которые он увидел и узнал во время похорон. Тогда ему дали книги религиозные, которые были почти запретные и в которых он прочитал несколько иное.
Из религиозных книг:Жизнь человека на земле ограничена двумя датами: днем рождения и днем смерти. С первым днем мы входим в бытие этого видимого мира, а со днем смерти покидаем этот мир и переходим в иное существование – загробную жизнь….
В момент завершения жизни на земле, в момент исхода из этого мира в мир иной и умирающий и его родственники исполнены чувством скорби и печали, так как мы отделяемся от своих милых и дорогих, как и они от нас.
Оба чувства – и радость в час рождения, и скорбь в час исхода в мир иной, - по Святому Писанию, вполне естественны и нормальны. Только крайние проявления этих чувств не одобряются Святым Писанием: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды (1 Фес. 4, 13), - пишет святой апостол Павел солунским христианам в отношении умерших родственников. Не запрещается скорбь, потому что она естественна (и Христос плакал о Лазаре), но запрещается крайность – скорбь безнадежная – как это было у язычников, которые не знали о воскресении из мертвых и не верили в него. Для них смерть была окончательной утратой, расставанием навеки.
Для христиан все не так, потому что они знают о Воскресении Христовом и о Всеобщем Воскресении в последний день во время Второго Пришествия Христа; знают, что вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (там же, 4, 17).
Христиане, веруя по Святому Писанию, что тела наши суть храм живущего в нас Святого Духа (1 Кор. 6, 19), и что по смерти наше тело готовится воскреснуть прославленно и нетленно, чтобы соединиться с бессмертной душой, всегда своих умерших хоронили с почестями. Перед погребением их омывали и облачали в красивую одежду, полагали во гроб и покрывали белым покрывалом.
Молитвы, Апостол и Евангелие, читаемые на отпевании, исполнены утешительных слов о воскресении мертвых и будущей жизни.
Смерть и погребение, кроме церковного правила сопровождаются множеством обрядов разных народных обычаев. Среди тех, которые благословляет Церковь: подаяние милостыни (поэтому дают поминальщикам и вещь и пищу, - платок и конфеты, например). А также поминальная трапеза, первым блюдом которого кутья (зерно сваренное (каша) и мед). И добрые дела в память об умершем – всё это было распространено еще в первохристианские времена. Так гласят и Апостольские правила: «Дайте от имущества умершего нищим на помин его души» (правило 8, 42). Особенно об этом говорил святой Иоанн Златоуст: «Если хочешь почтить представленного, сделай это, творя милостыню и добрые дела».
О чем учили в школе, научный подход.Что такое смерть? Ответ на этот вопрос ищут биологи и богословы, философы и физики, художники и поэты и каждый человек в отдельности.
Понять смерть до конца человек не в силах, но он может сформировать свои представления о ней.
С точки зрения религий – умирает лишь тело, а душа бессмертна, и потому смерть – не конец, а только рубеж, после которого душа переходит в иной мир.
С точки зрения биологии – смерть – это полное прекращение жизненных процессов организма. Когда вследствие болезни, травмы или старости жизненно важные органы (сердце, легкие, а затем, мозг) перестают функционировать. Часто смерть связывают с остановкой сердца: останавливается сердце – прекращается кровообращение – клетки лишаются кислорода и погибают. Первыми погибают клетки мозга; клетки корней волос и ногтей продолжают еще жить долгое время после смерти организма (поэтому волосы растут у покойников).
Всё вроде бы просто и наглядно. И есть еще объяснения.
С точки зрения физики, например, что более научно: организм – это сложная система, упорядоченная структура, вопреки физическим законам (притяжения и других) стремящаяся поддержать свою упорядоченность с помощью энергетической подпитки извне. Энергию организм берет с помощью обмена веществ, который происходит в клетках. Но срок жизни самих клеток маленький. При каждом последующем делении в новых клетках накапливаются отклонения, приводящие к нежизнеспособности их. Таким образом, клетки во всем организме стареют и умирают. Когда умирает большое количество клеток, обмен веществ уменьшается и прекращается. Если организм лишается подпитки энергией – материя приходит в равновесие с окружающей средой.
Этот процесс жизни организма можно сравнить с кипением чайника, пока под ним горит огонь. Когда огонь гаснет, кипяток остывает до температуры окружающей среды – приходит с ней в равновесие.
По всей науке – смерть неизбежна.
Но смерть и необходима. Если бы люди перестали умирать, им пришлось бы отказаться от размножения, чтобы не было перенаселения планеты. Одни и те же люди, живущие бессмертно, влачили бы полностью лишенное смысла существование. Смерть вносит разнообразие в жизнь. Поколения сменятся, и каждое поколение вносит свою лепту в развитие цивилизации, в генетическое разнообразие мира.
И к тому же: осознание конечности бытия своего придает особенный смысл жизни человека. Понимая, что жизнь коротка, заставляет дорожить каждым её мгновением, заставляет стремиться к созиданию, чтобы оставить свой след на земле. Мысли о смерти заставляют по-другому смотреть на прожитые дни своей жизни и исправить свои прежние ошибки, чтобы жить в будущем по-другому.
Животные не способны к абстрактному мышлению и поэтому не ведают страха смерти – им знаком только инстинкт самосохранения, - считает наука. Человек начинает бояться смерти, как только осознает её неизбежность. Этот страх от неизвестности – никто достоверно не знает, что нас ждет за гробом.
И это важный фактор жизни – Страх смерти. Он дополняет природный инстинкт самосохранения и является важнейшим для человечества, считает наука о Человеке.
Люди лишенные страха перед смертью – опасны для общества. Это фанатики религиозные, например, террористы смертники, маньяки. Они не ценят свою жизнь на земле, мечтая жить в призрачном другом мире. И потому не ценят и жизнь чужую – для лишенного страха всё возможно и убийство.
Часть 5

© Copyright: Сергей Чернец, 2016

Регистрационный номер №0328160

от 31 января 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0328160 выдан для произведения: Большой рассказ часть 4
Не случайно сказано, что всё «серьёзно». «Случайностей в жизни не бывает», - как часто повторял ему друг и наставник Семен Карлович. С той самой первой рыбалки, как они подружились, и стал ему наставником его друг. Он стал прислушиваться к мудрости пожилого своего друга.
Женя Иванов, давно стал серьезным, и что бы он ни делал, ко всему относился серьёзно. Это произошло после ужасной смерти и похорон школьного друга – Славы Зайцева.
Слава Зайцев жил с матерью, без отца. Как «мать одиночка» она получила квартиру в новом панельном доме в новом микрорайоне, их небольшой городок разрастался стремительно. И работала мать Славы штукатуром-маляром в одном строй-тресте, что и отец Жени Иванова, который был бригадиром и получил квартиру в том же доме, который сам и строил.
В строй-тресте были разные управления – СУ по номерам. И если мать Славы Зайцева работала в СУ-№3, где отделочные работы в приоритете были, то отец Жени Иванова работал «на нулях», возводил фундаменты, в ССУ – 8: специальное строительное управление. Кроме фундаментов, бригада отца Жени проводила водопровод и канализацию во вновь построенные дома. Рабочие-строители не подключали к общей городской сети водопроводы, этим занималось управление водоканала, а только прокладывали новую ветку, подводя её к общим сетям. Женя часто ходил на работу к отцу и много видел, как строили фундаменты, устанавливая блоки «фески» и плиты перекрытия, как рыли траншеи, в которые укладывали трубы, и как выкладывались колодцы, в которых ставились задвижки водопроводных труб.
Семья Жени Иванова, отец в основном, были знакомы с матерью Славика Зайцева, погибшего под колесами самосвала. И конечно, они приняли участие в организации похорон и поминок. Мать Славы, Вера, была подавлена горем. Она плакала день и ночь. И родни у неё никакой не было, ведь она была детдомовской. Сын для неё был единственной отрадой, ради чего она жила. Потому и горе для неё было безмерным.
Вот тогда, во время похорон, Женя узнал, увидел, каким бывает людское горе: он видел слезы матери, потерявшей последнюю радость и надежду, родного сына. Он видел её крики до истерики и день и ночь её плачь.
Они всей семьей были в квартире Славы и успокаивали его мать. Она громко ревела и билась на кровати: «О-о-о! горе мне, горе! Жизнь моя мне незачем!». А то замолкала, и тупо уставившись в потолок, не реагировала на окружающее. Приходили соседи и подруги, знакомые, успокоить Веру в горе своем (психологов тогда не было, бабушки и пожилые женщины служили успокоителями, и вызывали скорую помощь, ставили успокоительный укол). Но и за гробом в ритуальное бюро ездили Женя с отцом, и поминки устраивала Женина мать с соседками, за продуктами Женя бегал в магазин.
Вот тогда Женя узнал о душе и загробном мире, из разговоров пожилых, и о христианском обряде погребения, читали в доме молитвы и псалтырь какие-то женщины в черном специально приглашенные. На кладбище, он впервые увидел попа (священника), оказалось, что и его мать и мама Славика и соседки были верующие. Об этом Женя раньше никогда не задумывался, и о религии в их семье разговоров никаких не было. Он узнал, что и его крестили в городской Церкви, которую взорвали и развалили в Хрущевские времена, на следующий год, после того, как успели его крестить. С тех пор в городе не было Церквей, ближайшая была в пригородном поселке, в двух километрах от городка. А из большого городского Храма сделали завод-фабрику, снесли все купола, а здания приспособили под цеха.
С детства Женю учили другому, научному: эволюции, и что души не бывает и нет её, что всё это мифы и пережитки прошлого, от пещерных людей. И только после похорон он стал перечитывать книги, полюбил чтение и записался в читальный зал библиотеки. Вероятно, нужен был стресс: переживание ужасной смерти, вид раздавленного тела и крики и плачь матери, и молитвы за упокой, - чтобы Женя «взялся за ум». И он перестал играть в детские, юношеские игры с пацанами во дворе, хотя раньше был во многом зачинщик.
 
 
 
Отступление.
Как раз в восьмом классе школы появился учебник – «Человек, анатомия, физиология, гигиена», которую Женя перечитал и чуть-ли не выучил. Но понятия в ней о человеке, никак не вязались с обрядами и молитвами, которые он увидел и узнал во время похорон. Тогда ему дали книги религиозные, которые были почти запретные и в которых он прочитал несколько иное.
Из религиозных книг:Жизнь человека на земле ограничена двумя датами: днем рождения и днем смерти. С первым днем мы входим в бытие этого видимого мира, а со днем смерти покидаем этот мир и переходим в иное существование – загробную жизнь….
В момент завершения жизни на земле, в момент исхода из этого мира в мир иной и умирающий и его родственники исполнены чувством скорби и печали, так как мы отделяемся от своих милых и дорогих, как и они от нас.
Оба чувства – и радость в час рождения, и скорбь в час исхода в мир иной, - по Святому Писанию, вполне естественны и нормальны. Только крайние проявления этих чувств не одобряются Святым Писанием: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды (1 Фес. 4, 13), - пишет святой апостол Павел солунским христианам в отношении умерших родственников. Не запрещается скорбь, потому что она естественна (и Христос плакал о Лазаре), но запрещается крайность – скорбь безнадежная – как это было у язычников, которые не знали о воскресении из мертвых и не верили в него. Для них смерть была окончательной утратой, расставанием навеки.
Для христиан все не так, потому что они знают о Воскресении Христовом и о Всеобщем Воскресении в последний день во время Второго Пришествия Христа; знают, что вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (там же, 4, 17).
Христиане, веруя по Святому Писанию, что тела наши суть храм живущего в нас Святого Духа (1 Кор. 6, 19), и что по смерти наше тело готовится воскреснуть прославленно и нетленно, чтобы соединиться с бессмертной душой, всегда своих умерших хоронили с почестями. Перед погребением их омывали и облачали в красивую одежду, полагали во гроб и покрывали белым покрывалом.
Молитвы, Апостол и Евангелие, читаемые на отпевании, исполнены утешительных слов о воскресении мертвых и будущей жизни.
Смерть и погребение, кроме церковного правила сопровождаются множеством обрядов разных народных обычаев. Среди тех, которые благословляет Церковь: подаяние милостыни (поэтому дают поминальщикам и вещь и пищу, - платок и конфеты, например). А также поминальная трапеза, первым блюдом которого кутья (зерно сваренное (каша) и мед). И добрые дела в память об умершем – всё это было распространено еще в первохристианские времена. Так гласят и Апостольские правила: «Дайте от имущества умершего нищим на помин его души» (правило 8, 42). Особенно об этом говорил святой Иоанн Златоуст: «Если хочешь почтить представленного, сделай это, творя милостыню и добрые дела».
О чем учили в школе, научный подход.Что такое смерть? Ответ на этот вопрос ищут биологи и богословы, философы и физики, художники и поэты и каждый человек в отдельности.
Понять смерть до конца человек не в силах, но он может сформировать свои представления о ней.
С точки зрения религий – умирает лишь тело, а душа бессмертна, и потому смерть – не конец, а только рубеж, после которого душа переходит в иной мир.
С точки зрения биологии – смерть – это полное прекращение жизненных процессов организма. Когда вследствие болезни, травмы или старости жизненно важные органы (сердце, легкие, а затем, мозг) перестают функционировать. Часто смерть связывают с остановкой сердца: останавливается сердце – прекращается кровообращение – клетки лишаются кислорода и погибают. Первыми погибают клетки мозга; клетки корней волос и ногтей продолжают еще жить долгое время после смерти организма (поэтому волосы растут у покойников).
Всё вроде бы просто и наглядно. И есть еще объяснения.
С точки зрения физики, например, что более научно: организм – это сложная система, упорядоченная структура, вопреки физическим законам (притяжения и других) стремящаяся поддержать свою упорядоченность с помощью энергетической подпитки извне. Энергию организм берет с помощью обмена веществ, который происходит в клетках. Но срок жизни самих клеток маленький. При каждом последующем делении в новых клетках накапливаются отклонения, приводящие к нежизнеспособности их. Таким образом, клетки во всем организме стареют и умирают. Когда умирает большое количество клеток, обмен веществ уменьшается и прекращается. Если организм лишается подпитки энергией – материя приходит в равновесие с окружающей средой.
Этот процесс жизни организма можно сравнить с кипением чайника, пока под ним горит огонь. Когда огонь гаснет, кипяток остывает до температуры окружающей среды – приходит с ней в равновесие.
По всей науке – смерть неизбежна.
Но смерть и необходима. Если бы люди перестали умирать, им пришлось бы отказаться от размножения, чтобы не было перенаселения планеты. Одни и те же люди, живущие бессмертно, влачили бы полностью лишенное смысла существование. Смерть вносит разнообразие в жизнь. Поколения сменятся, и каждое поколение вносит свою лепту в развитие цивилизации, в генетическое разнообразие мира.
И к тому же: осознание конечности бытия своего придает особенный смысл жизни человека. Понимая, что жизнь коротка, заставляет дорожить каждым её мгновением, заставляет стремиться к созиданию, чтобы оставить свой след на земле. Мысли о смерти заставляют по-другому смотреть на прожитые дни своей жизни и исправить свои прежние ошибки, чтобы жить в будущем по-другому.
Животные не способны к абстрактному мышлению и поэтому не ведают страха смерти – им знаком только инстинкт самосохранения, - считает наука. Человек начинает бояться смерти, как только осознает её неизбежность. Этот страх от неизвестности – никто достоверно не знает, что нас ждет за гробом.
И это важный фактор жизни – Страх смерти. Он дополняет природный инстинкт самосохранения и является важнейшим для человечества, считает наука о Человеке.
Люди лишенные страха перед смертью – опасны для общества. Это фанатики религиозные, например, террористы смертники, маньяки. Они не ценят свою жизнь на земле, мечтая жить в призрачном другом мире. И потому не ценят и жизнь чужую – для лишенного страха всё возможно и убийство.
Часть 5
 
Рейтинг: 0 347 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!