ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Творчество такое бывает Часть 4 и 5

Творчество такое бывает Часть 4 и 5

27 октября 2016 - Сергей Чернец
Творчество такое бывает часть 4

После трехдневных моросящих дождей и после ураганного вчерашнего ветра, с утра было очень тихо в природе: птицы молчали или уже все улетели на юга. Небо прояснело, и в воздухе чувствовался морозец приближающейся через пару месяцем зимы. Мы вышли из дома еще до солнышка. А подошли к реке, когда из-за леса в синее небо брызнули яркие желтые его лучи.
Нам нужно было перейти на другую сторону реки. Впереди ждал обход вокруг озера к тому старому руслу на пологом берегу по лесной дороге, которая и была ведущая в Погорельцы, в деревню, где жила знахарка Марфа. 
«Имя у неё старое, Марфа зовут» - с некоторым презрением в голосе сказал мне Яшка.
- И что ж. Она ведь и лечит по-старинному, чай, - травами! – ответил я, как бы защищая «ведьму».
- Да уж, что уж там – лечит! Зверобой да мяту я и сам завариваю, а уж чай с малиной от простуды каждый знает…. Мы даже черёмуху собираем ведрами и сушим на чердаке на газетах. От поноса помогает…, - говорил Яшка, настаивая на том, что вовсе та Марфа не врачевательница, и продолжил. – Не в том, что лечит, а что ворожит, гадает и порчу наводит - весь её грех! Говорят же ворожить нельзя, и прокляты все ведьмы.
- Кто говорит? Ты никак сильно верующий стал?! – спросил я.
- Да, не то чтобы верующий больно-то. А вот Церковь открылась у нас старая, - многие и все, поначалу ходили да священника слушали. Проповеди он читал после службы…
И рассказал мне Яшка, что Вера у них и раньше была, только затаённая. А в здании бывшего Храма, чего только не было – и склад был колхозный, еще до войны. А потом клуб даже был, кино показывали, «аккурат» где алтарь – там и сцена была и экран. Но запущенное здание стояло много лет последнее время, пока не начали восстанавливать.
- Так оказалось, вот: когда ещё ломали Храм, в 1930-х годах… Оказалось, что иконы и утварь некоторую по селу растащили и прятали, - рассказывал Яшка, - Выяснилось, что всё сохранили люди. Принесли, когда здание без купола заброшенное передали Церковным властям и строить начали. А у одной старушки нашлась половинка входных дверей-ворот от Храма, резная, с фигурами святых, по дереву вырезанных. Вот как. Перевернутые вниз резьбой и сверху досками укрытые, эти ворота лежали у неё в Хлеву на полу лет 50, вот ведь! – 
Народ к Богу потянулся. А тут ведьма живет, и всё равно ходят к ней и гадают девки молодые на будущего супруга, да и старушки про внуков своих узнать – судьбу их по картам особым, с картинками, каким то, - с некоторым возмущением сказал он в завершение.
- Да. Это другие карты – Таро, карты с рисунками, - сказал я поддерживая разговор. – Видимо сильная ведьма, грамотная в своем деле, раз такие знает карты, магией владеет.
- Магия не магия…. Были у нас «Кашпировские» разные, по селу тут ходили, о Боге говорили – улыбнулся Яшка.
- Это не то, это свидетели Иеговы, наверное. – 
- Вот и то же, «свидетели» - сказал Яшка со злорадным юмором, - Я взял бесплатный журнал ихний с картинками. А потом в Церкви спросил нашего попа. Секта, говорит. И он же, поп, про ведьму и сказал тогда – «они от сатаны все», что сектанты, что маги с ведьмами. После перестройки началось: появились экстрасенсы и по телевизору и во всех газетах объявления про них. А священник, поп, не так говорит – Богу верить надо сказывал. – И Яшка своими словами пояснил, как относится Церковь к магии и волшебству, пересказал мне проповедь, которую слышал в Церкви от священника.
___________________________________
Проповедь, - ответ на вопрос: Каково отношение Церкви к тем «верующим», которые занимаются гаданием и прибегают за помощью к колдунам и экстрасенсам?
«Из самого вопроса, в котором слово «верующие» стоит в кавычках, мы ощущаем сомнение в их верности Настоящей Вере. Поэтому ясным становится и ответ. Но чтобы он основывался на четких доводах, необходимо сказать о колдунах и гадателях, о магии и суевериях вообще, чтобы все было вразумительно и доступно для понимания.
Все виды гадания, колдовства, чародейства и подобных явлений типа магии и суеверий, строятся на вере древних («пещерных») народов, а также некоторых современных людей – в то, что некоторым образом можно контролировать природные силы, направляя их к достижению некоей желаемой цели: шаман помолился и дождь пошел, в бубен постучал и болезни оставят человека живым и здоровым.
Этим, сегодня занимаются люди (чаще женщины), обладающие некими личными способностями навязывать свою волю (гипноз), которым, якобы, известны магические формулы призывания нечистых духов, а многие из них (чародеев и магов) совершают при этом магические обряды и действия, сохраняющиеся веками. Содержание этих магических заклинаний остается неизменным из поколения в поколение и передается лицам, питающим особую склонность к общению с падшими духами, с бесами.
Во всяком случае, магия настолько же стара, насколько стар сам мир человеческий. Это явление в самых разнообразных видах наблюдалось в истории многих народов ещё с глубокой древности. Но ни в коем случае нельзя усматривать в магии нечто общее с религией.
Магия, конечно, имеет глубокие корни в истории, и всегда употреблялась как во благо (для лечения болезней), так и назло (заговоры на смерть) людям. Вопреки религии, которая с этим боролась, и выражала религия свободное почитание Бога.
Магия есть человеческое изобретение, в то время как религия имеет характер Откровения.
Кроме того, цели и методы этих противоположных явлений полностью различны.
Магические цели и методы не могут иметь, в отличие от религиозных, благоприятное содержание для всех людей, но всегда преследует чьи-то личные корыстные интересы.
Магия предполагает соблюдение неких строгих правил, которые изучаются подобно научным дисциплинам и не содержат в себе религиозных понятий. Можно сказать, что они ближе всего стоят к изучению природы бесовских явлений. В основе всякой магии приверженность строгим законам. Исследовать зачатки магии нелегко, поскольку следы её теряются в глубинах истории и широтах географии. Психология и понятия древних народов были иными, в отличии от современных. У первобытных людей в основном преобладал бессознательный элемент в организации жизни. На основе некоторых проявлений мы все-таки можем описать магию, но это совсем не значит, что мы сможем её понять.
По определению, существует два вида магии: «белая» и «черная». Методы и источники обоих видов – одни и те же (союз с дьяволом, с бесами), но цели различны. С помощью «белой» магии достигается нечто желаемое, а с помощью «черной» - нечто пагубное для других. В цели магии входит навязывание человеческой воли природе, исправление видимых вещей, которые будто бы несовершенны, а также препятствие развитию нежелаемых событий и подчинение всего того, что не отвечает требованиям определенного лица или группы людей. Нередко магия носит мстительный характер.

Истинная Вера не терпит и не сочувствует никаким проявлениям магии, гаданиям и другим суевериям. Чем слабее у человека вера, тем сильнее его подверженность магии.
Что касается Христианства, то здесь исключается всякая связь с магией по причине Богооткровенного его характера и учения о Любви. Христианские чудеса, праздничные события, церковные обряды и святые Таинства не имеют ничего общего с магией, поскольку это веросодержательные действия, а не магические.

Магия имеет связь с идолопоклонническим восприятием мира. Поэтому Пророки Ветхого Завета ревностно боролись против неё. Единобожие сохранило Израильский народ от магических катаклизмов (как пример всем народам), так как волхование и колдовство было тогда очень развито и применялось многими народами, которые потерпели крах и многие беды.
Магия предполагает знание некоторых определенных вещей (как раскладывание карт, расположение линий на ладонях, разглядывание кофейной гущи, определенный способ гашения углей и так далее). Кто этим занимается, тот, пользуясь некоторыми тайными природными и надприродными знаниями, находится на службе у падших духов, стремится исполнить потребности диавола, идя наперекор Воле Божией, и при этом часто использует священные предметы от религии – Крест, иконы, святую воду, свечи и так далее. Только надо твёрдо знать: ни Бога и ничего Божественного в магии нет.
Магия процветает во время бедствий человеческого общества. Так во времена чумы, унесшей сотни тысяч жизней – маги и колдуны пользовались большим успехом.
Так и сегодня. Глубина кризиса, - как экономического, так и политического, у отдельных народов часто напрямую соответствует степени развития отдельных видов магии: предсказателей судеб, гаданий, появление «спасителей» и всего того, что с легкостью влияет на сознание доверчивых людей – всё это с целью управления волей людской. Особенно это заметно в нашем народе, когда страна переживала кризис власти и всего, общий кризис, - то разные колдуны, «целители», биоэнергетические умельцы появляются ныне в  необычайном множестве. А наш народ, не наставленный, как следует, и забывший Веру истинную, становится легкой добычей лжецов.
Человеку вообще присуща такая особенность: чем вещь таинственней, тем она притягательней – «запретный плод сладок», говорят.
Оттого и начинают люди восхищаться некоторыми фокусами колдунов и безоглядно им доверяют. Им интереснее послушать какую-нибудь деревенскую бабку, а не священника в Церкви, Владыку или Патриарха. К сожалению, за свое легковерие приходится дорого платить и не столько материальными потерями, но, чаще всего, непоправимым вредом, нанесенным душе.
Кто-то мог бы сказать, что в религии существует нечто по внешнему виду напоминающее элементы магии. Но это лишь на первый взгляд. Всё, что происходит в Церкви по вере людей, имеет другой смысл. Так, например, наперекор разным аномалиям, присущим магии, - в Христианстве имеется Честной Крест и остальные священные предметы, которые имеют чисто духовный смысл, ведь их благодатное действие не зависит от личных способностей священника и никогда не употребляется в негативных целях. А у магов всё зависит от силы самого мага: сильный он маг-человек или нет.
Поэтому Церковь осудила и продолжает осуждать все виды магии и таинственные действия колдунов, предсказания, гадания и другие суеверия. Такие проявления по сути своей антихристианские и лишены благодати.
Магические действия не имеют ничего общего с безграничной любовью и Промыслом Божиим, которые проявляются в Церкви ко всем, никого не ущемляя. Магия несет рабство человеческой душе, а религия, в зависимости от силы веры, - свободу.
Магические действия всегда совершаются вне Церкви втайне. Со времен Симона Волхва, о чем написано в Деяниях Апостолов (8 гл. – 8 – 22 стихи), в Библии, и по сей день Церковь постоянно осуждает магию. Такое же отношение к магии мы встречаем и в Ветхом Завете. В те времена суд за волхование (колдовство) был очень строгим – смертная казнь: «Ворожеи не оставляй в живых» - написано в Библии (Исход 22 – 18).
Святая Церковь не только запрещает магические действия, гадание и колдовство всякого рода, но и предписывает каноническое наказание для тех, кто этим занимается. Такое же строгое отношение имеет Церковь и к людям, ищущим «помощи» у магов.
Обращающихся к магам, колдунам, предсказателям, с тем, чтобы удовлетворить свои желания и страсти, и вообще всех тех, которые принимают в своем доме таких людей, Церковь осуждает, в соответствии с 83-м правилом св. Василия Великого, - на шестилетнее отлучение от Причастия.
А по 65-му правилу того же Святителя – колдуны, гадатели и чародеи попадают под наказание, предназначенное для убийц, то есть на 20-летнее отлучение, за то, что через призвание демонов они приносили вред здоровью и жизни людей.
Вот как строга была Церковь. Но и сегодня расслабляться не стоит, хотя всюду царит недопустимая толерантность, что говорит о недостаточном понимании сути и опасности магии, как со стороны некоторого священства, так и со стороны паствы, верующих людей. Слаба стала сегодня ревность за чистоту Веры Христианской».
Этакую проповедь мне рассказывал сам Яшка в простых словах и эпитетах во все время, пока мы шли на рыбалку на старицу. Слова рассказанные Яшкой не соответствовали, иногда он сильно заводился и говорил матом, наш русский язык без мата не обходится. Так что пришлось эту «проповедь» Яшкину мне дома переводить и дополнять – что я и сделал, прочитав в книге Истории Церкви главу о наказаниях церковных.

 Часть 5

За нашей беседой-разговорами мы прошли вокруг Большого озера, через березняк по дороге, через лесок, растущий на другой стороне реки от деревни. Не заметили, как прошли все 5 километров. Озеро это деревенские местные жители так и называли «Большое», потому что были ещё маленькие лесные в глубине большого леса. И дальше мы вошли уже в настоящую тайгу, с высокими соснами и елками. Вот прошли и поворот дороги, которая шла в Погорельцы, где еще оставались жители, как сказал Яшка, - «домов пять-то жилых есть, а так заброшенные стоят больше тридцати». 
Накатанной дороги дальше по лесу не было, шла тропинка, и скоро она спустилась с увала в заболоченную и поросшую осинником и мелколесьем низину.
Когда нам открылась довольно широкая старица, вода в ней была тихая, как застывшая река изгибалась она по лесу. Яшка повел меня в сторону, по, ему одному известной, тропинке через лес. В болотах этой низины, оказывается, и были небольшие озера с заболоченными берегами, к которым нельзя было близко подойти. Из этих двух озер лесных вытекал ручей, неся свои воды в старицу.
Мы долго шли вдоль ручья, огибая осиновые и березовые деревья и кусты крушины и волчьих ягод. И вот я увидел, что в широком месте ручей перегорожен был с двух сторон плетнем из веток между палок, воткнутых в дно. В середине плетень оставлял узкий проход по которому протекала эта маленькая речка-ручей.
- Ну, что ж! Теперь поедем на лодочке. Где тут моя долбленка?! – и Яшка стал убирать ветки и листья, которыми была прикрыта в стороне от берега лодочка. Это была лодка, сделанная из одного толстого бревна. Долблёнка легкая быстро была спущена на воду, нашлось в ней и узкое длинное весло-шест.
- а в других местах и не подойдешь к этой речке Чернушке, болото там везде, берега проваливаются. А рыба в тех озерах хорошая, линя много ловил. Мы вот «морду» посмотрим первую, - объяснил мне Яшка.
Морды, мордухи – это большие корзины, сплетенные на конус из тех же веток лозы, с промежутками между ними. Это старинное приспособление для ловли рыбы. В них сделана узкая горловина конусом внутрь, в который рыба заходит, а выйти не может.
Для того и перекрыт был ручей плетнем, а в оставленный проход опущена была морда на палке втыкающейся в дно.
Сразу в первой же морде оказалось много разной рыбы. Когда корзину достали и подтянули к борту лодки, в ней запрыгали, разбрызгивая воду рыбешки. Яшка развязал острый конец конуса и высыпал рыбу в лодку. Мне было поручено эту рыбу сортировать и собирать в большой целлофановый пакет из толстого целлофана из под удобрений колхозных.
Долблёнка легко скользила по воде, и Яшка управлялся с ней как заправский американский индеец с каноэ. Узкое длинное весло мелькало в его руках, он ловко перебрасывал его, подгребая воду то с одной стороны то с другой, где надо ловко протягивал в длину и отталкивался от берега на поворотах. И мы на долбленке узкой со скоростью проходили все повороты узкого ручья с заболоченными берегами, текущего по заросшему лесу. 
И, вдруг, мы выплыли на озеро: это удивительное круглое зеркало темного озера, обрамленное стройными высокими соснами и камышами по берегам. Синее небо было как купол над этим похожим на колодец кругом. Вода была темная, очевидно, что глубокая. 
Эти озера провального типа, карстовые, были среди лесов во множестве, как я слышал. Было, в один из дней, подземные воды подмывали своды глубоких карстовых пещер и на поверхности кусок леса проваливался вглубь земли, а пустоту заполняла вода.
_____________________________

У широкого выхода ручья из заболоченного озера, плетень построен был длинный с обеих сторон устья ручья, метров по 20, и в нем было устроено 4 прохода и в них стояло четыре «морды». Тут мы зарыбились под завязку, набрав полный рюкзак Яшкин. Это еще к тому, что я выкидывал мелочь обратно в воду, рыбу меньше ладони, как Яшка велел. Брал только крупную. Были щуки и окуни-горбачи, была и «белорыбица» - язи, голавли и сорожка, линей было штук пять и то были они в крайней одной морде.
Так, уже с рыбой мы возвратились, приехали назад.
У Яшки в рюкзаке было килограммов 20, если не больше, рыбы. Он объяснил, где мне на старице лучше рыбачить.
«Дойдешь до «Живого моста», - это мостик через другой ручей, ещё один впадающий в старицу. Там будет плес песчаный. «Живой мост» - это потому что его каждый год передвигает река весной, в половодье. Построили так, что опоры не воткнуты в землю, мост привязан железными проволочными канатами к деревьям с обеих сторон и весной он плавает. Когда вода спадет, мост встает между берегами уже узкого, летнего ручья. Только там открытые места, где ты со спиннингом можешь ходить в обе стороны от песчаного пляжа».
Сам Яшка пошел обратно в деревню, обещая вернуться со своими бамбуковыми старыми удочками, которые я уже видел у него дома, когда бывал в гостях.
И я один пошел вдоль старицы, берега которой действительно были заросшие кустарниками и толстыми деревьями. Некоторые деревья упали в воду кронами, образуя коряжники, под которыми щуки и окуни непременно водились, закинуть к ним блесну было проблематично.
Но вот, я вышел к открытому песчаному пляжу и увидел мост из бревен без перил через овраг с пологими берегами у самой воды и крутыми вверх по течению быстрого ручья. Ручей прорезал песчаную горку с высокими корабельными соснами на ней. Это быстрая чистая вода ручья текущая из гущи леса намыла такой дивный пляж из желтого, яркого под последним осенним солнцем песка. 
Приятно было просто посмотреть на эту красоту. Однако пройти к воде по пляжу мне не удалось, - песок у воды проваливался, и мои ноги в сапогах тонули. Тогда я решил ловить подальше от пляжа. И пошел вверх по течению и расположению старицы, потому что течения не было заметно. Между кувшинок около берега была первая поклевка – первый выход щуки, но промах. Только с третьего раза я зацепил-таки эту щучку на пару килограммов. И так пошло. Продвинулся вверх до первого коряжника, сменил блесну, поставив крутящуюся поменьше и начал ловить окуней и крупных и поменьше. Через часа два вернулся на пляж. Тут уже было кострище (кто-то раньше тут был) и мне оставалось только немного сушняка набрать, чтобы развести костерок. Я поставил воду в котелке и пошел собрать смородиновый лист, с ближайших, замеченных ранее кустов. Вскоре я пил чай, сидя на бревнышке, с приятным разливающимся вокруг ароматом смородины. Тут пришел и Яшка, он принес мне пирожки приготовленные его «струхой». Перекусили и развернули поплавочные удочки. Мест для рыбалки было много, Яшка выбрал себе место ниже пляжа, а я пошел к тому же коряжнику, где окуней ловил, вверх. Поплавочная требует терпения, но у меня терпения было мало, и я сменял места одно за одним, везде клевала мелкая сорожка. Пока, наконец, решил поставить на дно и поднял поплавок к самому концу удилища. Ждать пришлось недолго, со дна мне попался крупный подлещик. Выводить его к берегу между травы и кувшинок пришлось постараться. Но вот оно и было – то удовольствие, тот азарт и адреналин рыбака, ради которого всё и затевается. Сходил я за подсачком, чтобы в другой раз не отпустить. И до вечера мне удалось поймать еще и язя крупного, и пару лещиков небольших.
Рыбалка была замечательная! Возвращались мы в сумерках, и снова я заикнулся было про ведьму, когда проходили мимо поворота на заброшенную деревню: «Надо бы сходить к ней, к знахарке-то, а?» - спросил я у Яшки, думая, что он бы мог проводить меня. Но разгадав мои планы, он резко отказался. Нет и все тут, нельзя и нельзя. Иди, мол, сам, если тебе так интересно.
- Ничего там нет любопытного, Пусть меня Бог оборонит от этого ведьминого клубка, сказал Яшка. И остаток пути прошли молча.
- Как зовут эту женщину, - ведьму по-твоему? – спросил я на последок, когда мы уже расставались у калитки моего дома.
- Так, сказывал уже – Марфа она, прости господи, - перекрестился тогда впервые передо мной Яшка и быстро повернувшись, ушел к своему дому. 
- Да, да. Я просто запамятовал – сказал я ему в вдогонку и пошел, раздумывая все же посетить близкую от меня «неизвестность».

© Copyright: Сергей Чернец, 2016

Регистрационный номер №0360259

от 27 октября 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0360259 выдан для произведения: Творчество такое бывает часть 4

После трехдневных моросящих дождей и после ураганного вчерашнего ветра, с утра было очень тихо в природе: птицы молчали или уже все улетели на юга. Небо прояснело, и в воздухе чувствовался морозец приближающейся через пару месяцем зимы. Мы вышли из дома еще до солнышка. А подошли к реке, когда из-за леса в синее небо брызнули яркие желтые его лучи.
Нам нужно было перейти на другую сторону реки. Впереди ждал обход вокруг озера к тому старому руслу на пологом берегу по лесной дороге, которая и была ведущая в Погорельцы, в деревню, где жила знахарка Марфа. 
«Имя у неё старое, Марфа зовут» - с некоторым презрением в голосе сказал мне Яшка.
- И что ж. Она ведь и лечит по-старинному, чай, - травами! – ответил я, как бы защищая «ведьму».
- Да уж, что уж там – лечит! Зверобой да мяту я и сам завариваю, а уж чай с малиной от простуды каждый знает…. Мы даже черёмуху собираем ведрами и сушим на чердаке на газетах. От поноса помогает…, - говорил Яшка, настаивая на том, что вовсе та Марфа не врачевательница, и продолжил. – Не в том, что лечит, а что ворожит, гадает и порчу наводит - весь её грех! Говорят же ворожить нельзя, и прокляты все ведьмы.
- Кто говорит? Ты никак сильно верующий стал?! – спросил я.
- Да, не то чтобы верующий больно-то. А вот Церковь открылась у нас старая, - многие и все, поначалу ходили да священника слушали. Проповеди он читал после службы…
И рассказал мне Яшка, что Вера у них и раньше была, только затаённая. А в здании бывшего Храма, чего только не было – и склад был колхозный, еще до войны. А потом клуб даже был, кино показывали, «аккурат» где алтарь – там и сцена была и экран. Но запущенное здание стояло много лет последнее время, пока не начали восстанавливать.
- Так оказалось, вот: когда ещё ломали Храм, в 1930-х годах… Оказалось, что иконы и утварь некоторую по селу растащили и прятали, - рассказывал Яшка, - Выяснилось, что всё сохранили люди. Принесли, когда здание без купола заброшенное передали Церковным властям и строить начали. А у одной старушки нашлась половинка входных дверей-ворот от Храма, резная, с фигурами святых, по дереву вырезанных. Вот как. Перевернутые вниз резьбой и сверху досками укрытые, эти ворота лежали у неё в Хлеву на полу лет 50, вот ведь! – 
Народ к Богу потянулся. А тут ведьма живет, и всё равно ходят к ней и гадают девки молодые на будущего супруга, да и старушки про внуков своих узнать – судьбу их по картам особым, с картинками, каким то, - с некоторым возмущением сказал он в завершение.
- Да. Это другие карты – Таро, карты с рисунками, - сказал я поддерживая разговор. – Видимо сильная ведьма, грамотная в своем деле, раз такие знает карты, магией владеет.
- Магия не магия…. Были у нас «Кашпировские» разные, по селу тут ходили, о Боге говорили – улыбнулся Яшка.
- Это не то, это свидетели Иеговы, наверное. – 
- Вот и то же, «свидетели» - сказал Яшка со злорадным юмором, - Я взял бесплатный журнал ихний с картинками. А потом в Церкви спросил нашего попа. Секта, говорит. И он же, поп, про ведьму и сказал тогда – «они от сатаны все», что сектанты, что маги с ведьмами. После перестройки началось: появились экстрасенсы и по телевизору и во всех газетах объявления про них. А священник, поп, не так говорит – Богу верить надо сказывал. – И Яшка своими словами пояснил, как относится Церковь к магии и волшебству, пересказал мне проповедь, которую слышал в Церкви от священника.
___________________________________
Проповедь, - ответ на вопрос: Каково отношение Церкви к тем «верующим», которые занимаются гаданием и прибегают за помощью к колдунам и экстрасенсам?
«Из самого вопроса, в котором слово «верующие» стоит в кавычках, мы ощущаем сомнение в их верности Настоящей Вере. Поэтому ясным становится и ответ. Но чтобы он основывался на четких доводах, необходимо сказать о колдунах и гадателях, о магии и суевериях вообще, чтобы все было вразумительно и доступно для понимания.
Все виды гадания, колдовства, чародейства и подобных явлений типа магии и суеверий, строятся на вере древних («пещерных») народов, а также некоторых современных людей – в то, что некоторым образом можно контролировать природные силы, направляя их к достижению некоей желаемой цели: шаман помолился и дождь пошел, в бубен постучал и болезни оставят человека живым и здоровым.
Этим, сегодня занимаются люди (чаще женщины), обладающие некими личными способностями навязывать свою волю (гипноз), которым, якобы, известны магические формулы призывания нечистых духов, а многие из них (чародеев и магов) совершают при этом магические обряды и действия, сохраняющиеся веками. Содержание этих магических заклинаний остается неизменным из поколения в поколение и передается лицам, питающим особую склонность к общению с падшими духами, с бесами.
Во всяком случае, магия настолько же стара, насколько стар сам мир человеческий. Это явление в самых разнообразных видах наблюдалось в истории многих народов ещё с глубокой древности. Но ни в коем случае нельзя усматривать в магии нечто общее с религией.
Магия, конечно, имеет глубокие корни в истории, и всегда употреблялась как во благо (для лечения болезней), так и назло (заговоры на смерть) людям. Вопреки религии, которая с этим боролась, и выражала религия свободное почитание Бога.
Магия есть человеческое изобретение, в то время как религия имеет характер Откровения.
Кроме того, цели и методы этих противоположных явлений полностью различны.
Магические цели и методы не могут иметь, в отличие от религиозных, благоприятное содержание для всех людей, но всегда преследует чьи-то личные корыстные интересы.
Магия предполагает соблюдение неких строгих правил, которые изучаются подобно научным дисциплинам и не содержат в себе религиозных понятий. Можно сказать, что они ближе всего стоят к изучению природы бесовских явлений. В основе всякой магии приверженность строгим законам. Исследовать зачатки магии нелегко, поскольку следы её теряются в глубинах истории и широтах географии. Психология и понятия древних народов были иными, в отличии от современных. У первобытных людей в основном преобладал бессознательный элемент в организации жизни. На основе некоторых проявлений мы все-таки можем описать магию, но это совсем не значит, что мы сможем её понять.
По определению, существует два вида магии: «белая» и «черная». Методы и источники обоих видов – одни и те же (союз с дьяволом, с бесами), но цели различны. С помощью «белой» магии достигается нечто желаемое, а с помощью «черной» - нечто пагубное для других. В цели магии входит навязывание человеческой воли природе, исправление видимых вещей, которые будто бы несовершенны, а также препятствие развитию нежелаемых событий и подчинение всего того, что не отвечает требованиям определенного лица или группы людей. Нередко магия носит мстительный характер.

Истинная Вера не терпит и не сочувствует никаким проявлениям магии, гаданиям и другим суевериям. Чем слабее у человека вера, тем сильнее его подверженность магии.
Что касается Христианства, то здесь исключается всякая связь с магией по причине Богооткровенного его характера и учения о Любви. Христианские чудеса, праздничные события, церковные обряды и святые Таинства не имеют ничего общего с магией, поскольку это веросодержательные действия, а не магические.

Магия имеет связь с идолопоклонническим восприятием мира. Поэтому Пророки Ветхого Завета ревностно боролись против неё. Единобожие сохранило Израильский народ от магических катаклизмов (как пример всем народам), так как волхование и колдовство было тогда очень развито и применялось многими народами, которые потерпели крах и многие беды.
Магия предполагает знание некоторых определенных вещей (как раскладывание карт, расположение линий на ладонях, разглядывание кофейной гущи, определенный способ гашения углей и так далее). Кто этим занимается, тот, пользуясь некоторыми тайными природными и надприродными знаниями, находится на службе у падших духов, стремится исполнить потребности диавола, идя наперекор Воле Божией, и при этом часто использует священные предметы от религии – Крест, иконы, святую воду, свечи и так далее. Только надо твёрдо знать: ни Бога и ничего Божественного в магии нет.
Магия процветает во время бедствий человеческого общества. Так во времена чумы, унесшей сотни тысяч жизней – маги и колдуны пользовались большим успехом.
Так и сегодня. Глубина кризиса, - как экономического, так и политического, у отдельных народов часто напрямую соответствует степени развития отдельных видов магии: предсказателей судеб, гаданий, появление «спасителей» и всего того, что с легкостью влияет на сознание доверчивых людей – всё это с целью управления волей людской. Особенно это заметно в нашем народе, когда страна переживала кризис власти и всего, общий кризис, - то разные колдуны, «целители», биоэнергетические умельцы появляются ныне в  необычайном множестве. А наш народ, не наставленный, как следует, и забывший Веру истинную, становится легкой добычей лжецов.
Человеку вообще присуща такая особенность: чем вещь таинственней, тем она притягательней – «запретный плод сладок», говорят.
Оттого и начинают люди восхищаться некоторыми фокусами колдунов и безоглядно им доверяют. Им интереснее послушать какую-нибудь деревенскую бабку, а не священника в Церкви, Владыку или Патриарха. К сожалению, за свое легковерие приходится дорого платить и не столько материальными потерями, но, чаще всего, непоправимым вредом, нанесенным душе.
Кто-то мог бы сказать, что в религии существует нечто по внешнему виду напоминающее элементы магии. Но это лишь на первый взгляд. Всё, что происходит в Церкви по вере людей, имеет другой смысл. Так, например, наперекор разным аномалиям, присущим магии, - в Христианстве имеется Честной Крест и остальные священные предметы, которые имеют чисто духовный смысл, ведь их благодатное действие не зависит от личных способностей священника и никогда не употребляется в негативных целях. А у магов всё зависит от силы самого мага: сильный он маг-человек или нет.
Поэтому Церковь осудила и продолжает осуждать все виды магии и таинственные действия колдунов, предсказания, гадания и другие суеверия. Такие проявления по сути своей антихристианские и лишены благодати.
Магические действия не имеют ничего общего с безграничной любовью и Промыслом Божиим, которые проявляются в Церкви ко всем, никого не ущемляя. Магия несет рабство человеческой душе, а религия, в зависимости от силы веры, - свободу.
Магические действия всегда совершаются вне Церкви втайне. Со времен Симона Волхва, о чем написано в Деяниях Апостолов (8 гл. – 8 – 22 стихи), в Библии, и по сей день Церковь постоянно осуждает магию. Такое же отношение к магии мы встречаем и в Ветхом Завете. В те времена суд за волхование (колдовство) был очень строгим – смертная казнь: «Ворожеи не оставляй в живых» - написано в Библии (Исход 22 – 18).
Святая Церковь не только запрещает магические действия, гадание и колдовство всякого рода, но и предписывает каноническое наказание для тех, кто этим занимается. Такое же строгое отношение имеет Церковь и к людям, ищущим «помощи» у магов.
Обращающихся к магам, колдунам, предсказателям, с тем, чтобы удовлетворить свои желания и страсти, и вообще всех тех, которые принимают в своем доме таких людей, Церковь осуждает, в соответствии с 83-м правилом св. Василия Великого, - на шестилетнее отлучение от Причастия.
А по 65-му правилу того же Святителя – колдуны, гадатели и чародеи попадают под наказание, предназначенное для убийц, то есть на 20-летнее отлучение, за то, что через призвание демонов они приносили вред здоровью и жизни людей.
Вот как строга была Церковь. Но и сегодня расслабляться не стоит, хотя всюду царит недопустимая толерантность, что говорит о недостаточном понимании сути и опасности магии, как со стороны некоторого священства, так и со стороны паствы, верующих людей. Слаба стала сегодня ревность за чистоту Веры Христианской».
Этакую проповедь мне рассказывал сам Яшка в простых словах и эпитетах во все время, пока мы шли на рыбалку на старицу. Слова рассказанные Яшкой не соответствовали, иногда он сильно заводился и говорил матом, наш русский язык без мата не обходится. Так что пришлось эту «проповедь» Яшкину мне дома переводить и дополнять – что я и сделал, прочитав в книге Истории Церкви главу о наказаниях церковных.

 Часть 5

За нашей беседой-разговорами мы прошли вокруг Большого озера, через березняк по дороге, через лесок, растущий на другой стороне реки от деревни. Не заметили, как прошли все 5 километров. Озеро это деревенские местные жители так и называли «Большое», потому что были ещё маленькие лесные в глубине большого леса. И дальше мы вошли уже в настоящую тайгу, с высокими соснами и елками. Вот прошли и поворот дороги, которая шла в Погорельцы, где еще оставались жители, как сказал Яшка, - «домов пять-то жилых есть, а так заброшенные стоят больше тридцати». 
Накатанной дороги дальше по лесу не было, шла тропинка, и скоро она спустилась с увала в заболоченную и поросшую осинником и мелколесьем низину.
Когда нам открылась довольно широкая старица, вода в ней была тихая, как застывшая река изгибалась она по лесу. Яшка повел меня в сторону, по, ему одному известной, тропинке через лес. В болотах этой низины, оказывается, и были небольшие озера с заболоченными берегами, к которым нельзя было близко подойти. Из этих двух озер лесных вытекал ручей, неся свои воды в старицу.
Мы долго шли вдоль ручья, огибая осиновые и березовые деревья и кусты крушины и волчьих ягод. И вот я увидел, что в широком месте ручей перегорожен был с двух сторон плетнем из веток между палок, воткнутых в дно. В середине плетень оставлял узкий проход по которому протекала эта маленькая речка-ручей.
- Ну, что ж! Теперь поедем на лодочке. Где тут моя долбленка?! – и Яшка стал убирать ветки и листья, которыми была прикрыта в стороне от берега лодочка. Это была лодка, сделанная из одного толстого бревна. Долблёнка легкая быстро была спущена на воду, нашлось в ней и узкое длинное весло-шест.
- а в других местах и не подойдешь к этой речке Чернушке, болото там везде, берега проваливаются. А рыба в тех озерах хорошая, линя много ловил. Мы вот «морду» посмотрим первую, - объяснил мне Яшка.
Морды, мордухи – это большие корзины, сплетенные на конус из тех же веток лозы, с промежутками между ними. Это старинное приспособление для ловли рыбы. В них сделана узкая горловина конусом внутрь, в который рыба заходит, а выйти не может.
Для того и перекрыт был ручей плетнем, а в оставленный проход опущена была морда на палке втыкающейся в дно.
Сразу в первой же морде оказалось много разной рыбы. Когда корзину достали и подтянули к борту лодки, в ней запрыгали, разбрызгивая воду рыбешки. Яшка развязал острый конец конуса и высыпал рыбу в лодку. Мне было поручено эту рыбу сортировать и собирать в большой целлофановый пакет из толстого целлофана из под удобрений колхозных.
Долблёнка легко скользила по воде, и Яшка управлялся с ней как заправский американский индеец с каноэ. Узкое длинное весло мелькало в его руках, он ловко перебрасывал его, подгребая воду то с одной стороны то с другой, где надо ловко протягивал в длину и отталкивался от берега на поворотах. И мы на долбленке узкой со скоростью проходили все повороты узкого ручья с заболоченными берегами, текущего по заросшему лесу. 
И, вдруг, мы выплыли на озеро: это удивительное круглое зеркало темного озера, обрамленное стройными высокими соснами и камышами по берегам. Синее небо было как купол над этим похожим на колодец кругом. Вода была темная, очевидно, что глубокая. 
Эти озера провального типа, карстовые, были среди лесов во множестве, как я слышал. Было, в один из дней, подземные воды подмывали своды глубоких карстовых пещер и на поверхности кусок леса проваливался вглубь земли, а пустоту заполняла вода.
_____________________________

У широкого выхода ручья из заболоченного озера, плетень построен был длинный с обеих сторон устья ручья, метров по 20, и в нем было устроено 4 прохода и в них стояло четыре «морды». Тут мы зарыбились под завязку, набрав полный рюкзак Яшкин. Это еще к тому, что я выкидывал мелочь обратно в воду, рыбу меньше ладони, как Яшка велел. Брал только крупную. Были щуки и окуни-горбачи, была и «белорыбица» - язи, голавли и сорожка, линей было штук пять и то были они в крайней одной морде.
Так, уже с рыбой мы возвратились, приехали назад.
У Яшки в рюкзаке было килограммов 20, если не больше, рыбы. Он объяснил, где мне на старице лучше рыбачить.
«Дойдешь до «Живого моста», - это мостик через другой ручей, ещё один впадающий в старицу. Там будет плес песчаный. «Живой мост» - это потому что его каждый год передвигает река весной, в половодье. Построили так, что опоры не воткнуты в землю, мост привязан железными проволочными канатами к деревьям с обеих сторон и весной он плавает. Когда вода спадет, мост встает между берегами уже узкого, летнего ручья. Только там открытые места, где ты со спиннингом можешь ходить в обе стороны от песчаного пляжа».
Сам Яшка пошел обратно в деревню, обещая вернуться со своими бамбуковыми старыми удочками, которые я уже видел у него дома, когда бывал в гостях.
И я один пошел вдоль старицы, берега которой действительно были заросшие кустарниками и толстыми деревьями. Некоторые деревья упали в воду кронами, образуя коряжники, под которыми щуки и окуни непременно водились, закинуть к ним блесну было проблематично.
Но вот, я вышел к открытому песчаному пляжу и увидел мост из бревен без перил через овраг с пологими берегами у самой воды и крутыми вверх по течению быстрого ручья. Ручей прорезал песчаную горку с высокими корабельными соснами на ней. Это быстрая чистая вода ручья текущая из гущи леса намыла такой дивный пляж из желтого, яркого под последним осенним солнцем песка. 
Приятно было просто посмотреть на эту красоту. Однако пройти к воде по пляжу мне не удалось, - песок у воды проваливался, и мои ноги в сапогах тонули. Тогда я решил ловить подальше от пляжа. И пошел вверх по течению и расположению старицы, потому что течения не было заметно. Между кувшинок около берега была первая поклевка – первый выход щуки, но промах. Только с третьего раза я зацепил-таки эту щучку на пару килограммов. И так пошло. Продвинулся вверх до первого коряжника, сменил блесну, поставив крутящуюся поменьше и начал ловить окуней и крупных и поменьше. Через часа два вернулся на пляж. Тут уже было кострище (кто-то раньше тут был) и мне оставалось только немного сушняка набрать, чтобы развести костерок. Я поставил воду в котелке и пошел собрать смородиновый лист, с ближайших, замеченных ранее кустов. Вскоре я пил чай, сидя на бревнышке, с приятным разливающимся вокруг ароматом смородины. Тут пришел и Яшка, он принес мне пирожки приготовленные его «струхой». Перекусили и развернули поплавочные удочки. Мест для рыбалки было много, Яшка выбрал себе место ниже пляжа, а я пошел к тому же коряжнику, где окуней ловил, вверх. Поплавочная требует терпения, но у меня терпения было мало, и я сменял места одно за одним, везде клевала мелкая сорожка. Пока, наконец, решил поставить на дно и поднял поплавок к самому концу удилища. Ждать пришлось недолго, со дна мне попался крупный подлещик. Выводить его к берегу между травы и кувшинок пришлось постараться. Но вот оно и было – то удовольствие, тот азарт и адреналин рыбака, ради которого всё и затевается. Сходил я за подсачком, чтобы в другой раз не отпустить. И до вечера мне удалось поймать еще и язя крупного, и пару лещиков небольших.
Рыбалка была замечательная! Возвращались мы в сумерках, и снова я заикнулся было про ведьму, когда проходили мимо поворота на заброшенную деревню: «Надо бы сходить к ней, к знахарке-то, а?» - спросил я у Яшки, думая, что он бы мог проводить меня. Но разгадав мои планы, он резко отказался. Нет и все тут, нельзя и нельзя. Иди, мол, сам, если тебе так интересно.
- Ничего там нет любопытного, Пусть меня Бог оборонит от этого ведьминого клубка, сказал Яшка. И остаток пути прошли молча.
- Как зовут эту женщину, - ведьму по-твоему? – спросил я на последок, когда мы уже расставались у калитки моего дома.
- Так, сказывал уже – Марфа она, прости господи, - перекрестился тогда впервые передо мной Яшка и быстро повернувшись, ушел к своему дому. 
- Да, да. Я просто запамятовал – сказал я ему в вдогонку и пошел, раздумывая все же посетить близкую от меня «неизвестность».
 
Рейтинг: +1 309 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!