ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Путешествие в СССР

Путешествие в СССР

24 июля 2015 - Наталия Новицкая
Галина Никитична Макаренко работала в экскурсбюро организатором туристических поездок, то есть - набирала и составляла группы. Группа состояла из 30 человек плюс, сопровождающий от бюро путешествий, или как раньше называли «групповод». Этот человек имел при себе удостоверение и доверенность на обслуживание всех членов группы, а также проездные билеты в определенный город. Большим спросом пользовались поездки в Ленинград, Киев, Кишинев, Умань, Рига.
Октябрь. Группа набрана. Получаю документы: три человека в городе, четыре в селе Каменка, три (г. Николаев)  сядут на повороте на Одессу. Остальные 20 - доярки из села Красное. Автобус к бюро подали вовремя, в то время это был «бич»! Опоздания, задержки, нестыковки и именно в группах Галочки. Николай Васильевич, директор экскурсбюро, всегда проверял, перезванивал, напоминал. Ну не было человека, чтобы сменить организатора. На туристическое  межсезонье оставалось всего минимум работников.
Поехали. Все хорошо было до села Красное, люди вовремя пришли на остановку. Стоим 10 минут. Толпы с сумками не наблюдаем. Раннее утро, пастух собирает стадо, лай собак, крик петухов, одинокие прохожие сельчане. А там, в Одессе поезд, ехать еще полтора часа и возможно пробки. Нервы начинаются накаляться. Останавливаем прохожего сельчанина и спрашиваем, у вас собираются люди в туристическую поездку в Ленинград?
- Да. Они едут завтра. На собрании их поощрили.
Тут уж шок не только у меня, но и у водителя автобуса, сами понимаете, раньше мобилок не было. К нам подтянулась еще женщина, оказалась член профкома. Даю ей 15 минут, и потом автобус уезжает, не могу я наказывать людей, снимать с маршрута. Решение принимаю единолично, под свою ответственность.
В полном неведение, что нас ждёт, надеюсь, как говорится – всё рассосется, не беременность же! Молодость и смелость. Передовик движения «За того парня».
В группе находился юрист, Володя, с женой Тамарой. Он подключился с предложением сдать билеты и вернуться.
- Нет, такое не годится, маршрут заказан, там нас ждут, едем, просто выставят неустойку на неполную группу. Сдам лишние билеты на поезд Одесса - Ленинград.
Сказано – сделано. Оставила 10 билетов, остальные сдала, совершенно не подумав, что нас 11. Проводница забрала билеты, стала раздавать постельное белье, вот тут я опять испытала шок, я без места! Все билеты оплачивались по безналу, и естественно, за сданные билеты, я получила справку.
Денег у меня было в обрез. Так в театры сходить, да мороженое поесть. Экскурсии все в путевке. Достаю кошелек, смахиваю слезу, вспоминаю Галину, сами знаете какими словами, и покупаю себе билет.  Успокоилась, мои туристы организовывают ужин, чай. Приглашают и меня к себе. Я как побитый пёс иду к ним. За разговором немного успокоилась. Стали уж смеяться с этой истории, что завтра съедим двойной завтрак. Так как заказан на 30 человек, а нас всего 11. В конце ужина Володя, извинившись, сказал:
- Наташа, мы решили вам помочь, вот возьмите - и протянул мне деньги – стоимость билета. Я отказывалась, но, в конце концов, сдалась.  Какие хорошие люди, сочувствуют.
Поезд прибывал вечером, вышли на перрон. Никто нас не ждет, не встречает, тревога вновь запала в сердце. Иду звонить в Ленинградское бюро путешествий, дежурному по приему групп. Опять шок. Нас ждут завтра в 7 утра на Варшавском вокзале. А мы в другой стороне! Приехали! Иду к группе, предлагаю: остановится здесь до утра, а утром перезвонить, пусть тут забирают. А потом решение меняется – зачем устраивать утром суматоху, если можно сейчас, переехать на «варшавку». Без лишней суеты. Сказано сделано.
Оставив людей, иду к дежурному администратору по вокзалу, рассказав наши приключения, прошусь помочь нам с местами для ночевки в ближайшей гостинице. Не помню я уж имен тех женщин, которые приняли активное участие в нашем устройстве на ночлег. Оказывается, у них есть, тут типа мини гостиницы, прямо на вокзале и очень  редко транзитные пассажиры пользуются их услугами. Места женские и мужские отдельно. Мы обрадовались, знать есть ночлег! Ура!
Вышла на площадь вокзала, яркие огни украшали город, быстро проезжали такси. Движение автотранспорта и мигание светофора напоминала мне реку с буями. Небо темнело, совсем ночь, что принесёт следующий день, уже официального обслуживания тут?
Сбор в 7 утра у справочного бюро. Зачем всех? Оставив людей у входа в вокзал, сама иду к справке. Встречает женщина с грустными глазами, среднего роста, темноволосая. И услышав нашу историю, что группа не полная, стояла в ступоре. Я сказала, что согласна включить в акт наш первый день пребывания за 30 человек. Проблем не будет, а после обеда внесем изменения, если никто не доедет.
Не успели завершить разговор, выходим на площадь, и тут наблюдаем такую картину, подъезжает автобус ПАЗ и из него выходят люди, скорее высыпаются, по всем признакам сельчане. Ух, без ошибок, наши!  Все в тапочках, можно сказать одного цвета, и кое-кто в одинаковых платочках. Одним словом – колхоз, что завезли, то и купили.
Груз некомплекта группы отпал. Едем заселяться на место прибытия, гостиница. Статная женщина, дежурная этажа проводит поселение и просит внимательно осмотреть комнату и принять за неё ответственность. Добродушные селянки проверили наличие полотенец, то есть комплектность плечиков в шкафу и совершенно не смотрели на количество стаканов и графин. Переносясь вперед, день отъезда, могу сказать, что этот эпизод занял час разборок по поводу трещины у  графина. Поселянки говорили: он такой был, а дежурная требовала денег, за испорченную вещь. Скандал, ругань, с деревенскими  красками. Это будет через 14 дней.
Первые экскурсии были полупустые. От городской экскурсии отказались, в музей театров на Невском проспекте не пошли. Все носились по магазинам, рынкам. Семейная пара Володя и Тамара, долго не думая закупили чемодан мандарин и засунули под кровать. Как потом они друг друга ругали. Ведь за 10 дней мандарины начали портиться. А палатка с мандаринами каждый день продолжала торговать.
Да, мы были «дикие», невоспитанные люди, которые жили в недостатке. Мандарины  видали на рынке у бабушек в предновогодние дни. Продавали по штучке. Это не сказка.
Хорошо люди меня не подвели и поехали на экскурсию на Пискаревское кладбище. Я купила гвоздик и раздала людям. Возложили.
Восходили на обзорную площадку Исаакиевского собора. Тут тоже можно было посмеяться, мои туристочки, уже приободрились, купили обувку, более – менее не привлекали к себе внимания. Но тут они блеснули умом. Положив в сумку знаменитые тапочки, при подъеме наверх, одели. После спуска, снова выглядели, как стадо гусей с красными лапками. Дальновидные женщины живут в русских селениях.
Последнюю ночь не спали, купив билеты на ночную экскурсию развода мостов и встречу рассвета с удовольствием колесили по Ленинграду. Вот и утро, пора возвращаться домой.
Каким образом был устранен срыв поездки? Когда мы уехали автобусом к поезду, в колхозе начался переворот. Глашатай бегал по всем дворам и собирал всех своих «туристов». Бухгалтер бросил свое некормленое хозяйство и помчался добывать билеты на следующий поезд. Поезд пришел бы с опозданием на сутки. Ведь это большая потеря в денежном эквиваленте. И сравнив потерю суточного обслуживания и стоимостью авиабилетов, председатель колхоза дал разрешение отправить своих работников самолётом. Вот так поощрили хороший труд доярок.
Уезжали все довольные, кто вёз финские фотообои, кто ковер, кто просто вещи. А я везла рюкзак воспоминаний об этом туристическом приключении.
Галина Никитична, после этого случая уволилась, но с твёрдым мнением – я не виноватая, в колхозе напутали!

© Copyright: Наталия Новицкая, 2015

от 24 июля 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0299706 выдан для произведения: Заканчивался курортный сезон в городе, а в колхозах и совхозах к завершению шли уборочные работы. И каждый председатель, поощрял своих передовиков туристической поездкой.
- Да. Они едут завтра. На собрании их поощрили.