ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Публика - дура

Публика - дура

11 октября 2017 - Владимир Юрков
Публика - дура.

Я уже говорил, что Марк Исаевич боготворил Высоцкого. Вообще-то, он любил поэзию вообще и, по молодости лет, зачастую декламировал произведения Тютчева, Фета, Блока, Есенина и даже Маяковского, которого особенно не жаловал за его «рваный» слог, но уважал за некоторые меткие, емкие, фразы. С легкой руки Марка Исаевича в мою память навсегда врезалась строка Маяковского из комедии «Клоп»: «пьяные республику зазря спалят», к которой он всегда добавлял трагическим шепотом: «только трезвые могут сделать это умышленно, поэтому нас и поят». Но годы шли и Марк Исаевич заметил, что его никто не слушает. Разочаровавшись, он перестал читать стихи прилюдно, делая исключение только для избранных, сердечных, друзей, к числу которых относился и я.

А Высоцкий был его «пунктиком», если так можно выразиться про Марка Исаевича. Он собирал все его записи, тексты, фотографии - все-все-все, что, так или иначе, хоть каким-либо образом, было связано с Высоцким. И, вечерами (в те годы он еще не вязал береты), частенько слушал, неизвестно по какому разу, его записи.

И вот, в один такой вечер, мне выпало, вместе с ним, прослушивать концерт Высоцкого в каком-то ДК, где артист отвечает на вопросы слушателей. Неожиданно, после слов: «меня часто спрашивают, работал ли я водителем, шахтером...», Марк Исаевич неожиданно выключил магнитофон. Щелчок отскочившей кнопки громом отозвался у меня в ушах.

Что это? Почему?

Видимо, я так поглядел на него, что он решил, тотчас же, меня успокоить.

- Не волнуйтесь, Володя, - Мне не надоело слушать, да и вас я не хочу лишать удовольствия. Но это очень интересное место! И, поскольку, мы слушали эту запись неоднократно, я позволю себе немного по этому поводу поразглагольствовать.

 - Вдумайтесь в ситуацию - слушатели не то, что не могут понять, а даже не могут поверить в то, что Артисту (с большой буквы, конечно) для того, чтобы описать ощущения и чувства полярника, боксера, или шахтера, не нужно самому им быть.

- А почему?

Я замялся, не зная, что ответить, а потом, как-то, само собой, всплыло в памяти: «Публика-дура». Это я и произнес.

Марк Исаевич ухмыльнулся.

- У меня есть старый приятель, малозначащий актер, полжизни не выходящий из запоя. Вот он говорит именно так. А я его спрашиваю: «В чем ее дурость?» На что он толком ничего сказать не может. Мнется, катает во рту слова. Единственно, на что его хватает - вымолвить: «Не понимает она нас». А я его, опять, спрашиваю: «А почему не понимает?» На это он ответа не знает и рубит: «Потому, что - дура».

- А вы, Володя, можете ответить на этот вопрос?

Я замялся так, что покраснел. Ничего, кроме: «Дура» в голову не приходило.

- А ты, Алла? - продолжил Марк Исаевич.

- Ой, папа, ты вечно мне такие вопросы задаешь - не женские! Я ведь, кроме того, что твоя дочь, вообще-то, женщина - мне чего-нибудь попроще. Приземленнее. О прическах, одежде и косметике. А такое - не моего уровня!

- Вот-вот, именно - уровня! - заулыбашись, сказал Марк Исаевич.

- Публика и Творец стоят на разных уровнях, я не буду мутить воду - кто выше, кто ниже - тут нет таких понятий. Нельзя сравнивать несравнимое. Кто лучше, кто выше - кошка или собака? Глупо? Конечно глупо! А уж сравнивать дельфина с орлом - полный идиотизм. У каждого из них свое предназначение, ибо, как заметил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное» и одно существо не может быть во всех ипостасях. Кому-то летать, кому-то ползать, Но - ни то, ни другое - не постыдно!

Он, с улыбкою, продолжил. - Слесарей-гинекологов не существует, а, если они и есть, то никчемны, и как слесари, и как гинекологи. Давайте скажем так - Публика и Творцы это разные виды. Поэтому понять друг друга не могут и, как это не прискорбно, никогда не смогут. Если ты чего-то не умеешь, не знаешь, то и не можешь себе этого представить. Вспомните старые фантастические романы - Уэллс, Чапек - они подавали будущее, усложненным, улучшенным настоящим. Самый лучший пример «Из пушки на Луну». Хотя, на самом деле, на Луну полетело не ядро, а сама пушка.

- Так вот, если ты сам не можешь фантазировать, не можешь вникнуть в духовный мир другого человека, то тебе невозможно понять, что на это способен кто-то другой. Это барьер, через который не перескочить. Так же, как, слепцу от рождения не дано вообразить себе Солнце, точно также простому человеку трудно поверить в то, что кто-то, бросив беглый взгляд, может сказать об увиденном столько, будто бы изучал его долгое время.

А в недоумении смотрел на Марка Исаевича, пытаясь уложить в памяти все, что сейчас от него услышал. Его взгляд на публику резко отличался от всего того, что мне приходилось раннее читать.

- К слову! - продолжил Марк Исаевич - Вот мы с вами говорим «простой человек», а что вы вкладываете в это понятие? Володя! Отвечайте!

Мое недоумение было настолько велика, что я даже не сразу понял, что этот вопрос относится ко мне. А когда понял, то не смог сказать ничего внятного, ибо не знал на него ответа. Издать какие-то бессвязные звуки, поболтать руками, помотать головой - вот и все, на что меня хватило. Но в голове пронеслось - опять эти «детские вопросы» на которые нет ответа. «Простой человек» - вроде постоянно употребляешь, душой понимаешь, а описать словами - ни в какую! Это-то я и высказал Марку Исаевичу.

- Об этом мы с вами поговорим чуть позже. А сейчас, все же, ответьте - что такое в вашем понимании «простой человек»?

- Я, пас! - ответил я, покерно, зная пристрастие Марка Исаевича к карточным играм.

- Ну, коли пас, то постараюсь объяснить. «Простой человек», как следует из названия, человек, для которого, и у которого, все просто, человек, не усложняющий себе жизнь раздумьями и размышлениями. Он смотрит на мир простым взглядом, скользя по поверхности и не заглядывает вовнутрь. Сейчас появился новый певец (я не люблю слова «бард», оно мне кажется однокоренным со словом «бардак»1) - Александр Дольский, продолжающий славную традицию Визбора и Окуджавы. Так вот, в одной его песне я услышал фразу - «не думал над тем, что не ясно» - вот лучшее описание сущности простого человека. Воспринимать все так, как оно есть, не усложняя, не задумываясь о сущности увиденного.

Упало дерево - и упало. Значит так и должно быть. И все. Кто-то будет думать, рассуждать - что стало тому причиной, на что это может повлиять. А простой человек - фиксирует факт и все.

Подводя итог, скажу, что простой человек это - фиксатор, фотоаппарат, кинокамера, магнитофон, воспринимающий окружающее таким, какое оно есть. Не простой, - анализатор, бинокль, микроскоп, рентгеновский аппарат, пытающийся понять, что он видит.

Простой человек априори не способен к фантазии - она ему не нужна. Она будет мешать фиксировать увиденное, отвлекать его. Смотрит он на дерево - все просто - видит дерево - ствол, крона, листья, может быть корни, в конце концов - и все. Другому покажется, что крона, например, своей формой напоминает человеческий профиль, а кора, складками, выложила мордочку некого животного. А почему? Да потому, что для него видимое - объект изучения.

Я хмыкнул и произнес - А ведь и взаправду...

Марк Исаевич помедлил... прошло несколько секунд и он продолжил:

- У меня на предприятии рабочие говорят «Коль пошла такая пьянка - режь последний огурец». Раз мы с вами разобрались с простым, давайте разберемся со сложным. Так вот, я хочу задать вам последний огурец, то есть вопрос - Кто такой умный? Что это значит?

Я, уже порядком устав от философствования Марка Исаевича, тут же выпалил:

- Умный - тот, кто знает!

- Знает, что? - парировал Марк Исаевич.

- Ну... знает... все знает... обладает знаниями - замешкался я.

- По математике? Дважды два знает? По русскому? Сабаку с буквой «О» пишет? Или что? Что знает? - засыпал меня вопросами Марк Исаевич.

Мне стало жарко. Я потер шею, провел рукою по голове, будто бы пытаясь расшевелить застывший в ступоре мозг, но в голову ничего иного не приходило. Умный - знает. Это ясно! Но что? И впрямь проблема. Все-то знать невозможно?

Марк Исаевич, заметив мое замешательство, продолжил:

- Вот вы, Володя, правильно сказали - знает. Но, как большинство людей, исходя из этого, перепутали ум со знаниями. Знания - всего лишь материал для ума, своего рода, пища. В древности вряд ли знали Закон Ома или Закон Гука, однако из-за этого не были, поголовно, дураками.

Марк Исаевич, начав с жаром говорить, стормозился, чтобы перевести дух и продолжил:

- Прочтите Книгу Книг - Соломон или Давид умели считать? Об этом не слова! Ну уж высшей математики точно не знали, поскольку ее тогда и в помине не было. Да и физики с химией тоже. Однако все сходятся во мнении, что они были мудры!

Марк Исаевич лукаво бросил на меня взгляд и добавил:

- Кстати! Вот вам еще один вопрос. Чем Ум отличается от Мудрости? Какая разница в этих понятиях?

Тут я, вконец, потерялся.

Умный, мудрый - кто, как, отчего?

В голове свистело. Я запутался окончательно в обрывках мыслей, как в мотке веревки и никак не мог понять за какой конец дергать, чтобы распутать.

- Мудрецы в древности были. - неожиданно для самого себя, неуверенно произнес я.

- Правильно были: Эсхил, Солон, Аристотель... А теперь, по вашему, мудрецов нет? Вымерли... А?

Устав от вопросов Марка Исаевича, как от тяжкой ноши, я уже не чаял, как вывернуться. Уйти бы куда-нибудь. Но неудобно. Хотя бы Алла помогла, но она сидела с загадочной улыбкой, на которую была способна лишь она и Джоконда, не пытаясь освободить меня от пут вопросов своего отца. По-моему, мое бессилие ее веселило.

Внимательно посмотрев на меня, Марк Исаевич продолжил - Все, прекращаю вас мучить. От вашего умственного напряжения мне самому становится тяжело. Я устал...

Итак, все очень просто, вы правильно сказали - умный знает.

Но что?

Отвечаю - связь между причиной и следствием.

А разница между мудрым и умным заключается в оперировании этими связями.

Умный - зная следствие, найдет причину, как Шерлок Холмс, находил преступника, по уже свершенному преступлению. Вот смотрит умный на огонь и, чтобы найти его причину, придумывает флогистон, потом кислород и не исключено, что когда-нибудь найдет, что-то иное, ведь процесс познания бесконечен.

Мудрый - по причине, сообщит вам следствие. То, которое еще не произошло. Как древняя Кассандра предсказывала будущее. Это более сложный процесс, поэтому мудрых намного меньше. Даже в быту - как часто мы говорим про кого-то - он умный человек. А про кого вы бы сказали - Мудрец?

- Про вас, Марк Исаевич...

- О, низкий подхалим! Идите, отдыхайте...

 

1  Я не лингвист, но мне кажется Марк Исаевич был где-то прав. Ведь «бардак» по сути - шумное, беспорядочное, место, кабак. В такие заведения всегда приглашали певцов, а барды древности, уверен, горланили ничуть не тише, чем Beatles и Rolling Stones

© Copyright: Владимир Юрков, 2017

Регистрационный номер №0398793

от 11 октября 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0398793 выдан для произведения: Публика - дура.

Я уже говорил, что Марк Исаевич боготворил Высоцкого. Вообще-то, он любил поэзию вообще и, по молодости лет, зачастую декламировал произведения Тютчева, Фета, Блока, Есенина и даже Маяковского, которого особенно не жаловал за его «рваный» слог, но уважал за некоторые меткие, емкие, фразы. С легкой руки Марка Исаевича в мою память навсегда врезалась строка Маяковского из комедии «Клоп»: «пьяные республику зазря спалят», к которой он всегда добавлял трагическим шепотом: «только трезвые могут сделать это умышленно, поэтому нас и поят». Но годы шли и Марк Исаевич заметил, что его никто не слушает. Разочаровавшись, он перестал читать стихи прилюдно, делая исключение только для избранных, сердечных, друзей, к числу которых относился и я.

А Высоцкий был его «пунктиком», если так можно выразиться про Марка Исаевича. Он собирал все его записи, тексты, фотографии - все-все-все, что, так или иначе, хоть каким-либо образом, было связано с Высоцким. И, вечерами (в те годы он еще не вязал береты), частенько слушал, неизвестно по какому разу, его записи.

И вот, в один такой вечер, мне выпало, вместе с ним, прослушивать концерт Высоцкого в каком-то ДК, где артист отвечает на вопросы слушателей. Неожиданно, после слов: «меня часто спрашивают, работал ли я водителем, шахтером...», Марк Исаевич неожиданно выключил магнитофон. Щелчок отскочившей кнопки громом отозвался у меня в ушах.

Что это? Почему?

Видимо, я так поглядел на него, что он решил, тотчас же, меня успокоить.

- Не волнуйтесь, Володя, - Мне не надоело слушать, да и вас я не хочу лишать удовольствия. Но это очень интересное место! И, поскольку, мы слушали эту запись неоднократно, я позволю себе немного по этому поводу поразглагольствовать.

 - Вдумайтесь в ситуацию - слушатели не то, что не могут понять, а даже не могут поверить в то, что Артисту (с большой буквы, конечно) для того, чтобы описать ощущения и чувства полярника, боксера, или шахтера, не нужно самому им быть.

- А почему?

Я замялся, не зная, что ответить, а потом, как-то, само собой, всплыло в памяти: «Публика-дура». Это я и произнес.

Марк Исаевич ухмыльнулся.

- У меня есть старый приятель, малозначащий актер, полжизни не выходящий из запоя. Вот он говорит именно так. А я его спрашиваю: «В чем ее дурость?» На что он толком ничего сказать не может. Мнется, катает во рту слова. Единственно, на что его хватает - вымолвить: «Не понимает она нас». А я его, опять, спрашиваю: «А почему не понимает?» На это он ответа не знает и рубит: «Потому, что - дура».

- А вы, Володя, можете ответить на этот вопрос?

Я замялся так, что покраснел. Ничего, кроме: «Дура» в голову не приходило.

- А ты, Алла? - продолжил Марк Исаевич.

- Ой, папа, ты вечно мне такие вопросы задаешь - не женские! Я ведь, кроме того, что твоя дочь, вообще-то, женщина - мне чего-нибудь попроще. Приземленнее. О прическах, одежде и косметике. А такое - не моего уровня!

- Вот-вот, именно - уровня! - заулыбашись, сказал Марк Исаевич.

- Публика и Творец стоят на разных уровнях, я не буду мутить воду - кто выше, кто ниже - тут нет таких понятий. Нельзя сравнивать несравнимое. Кто лучше, кто выше - кошка или собака? Глупо? Конечно глупо! А уж сравнивать дельфина с орлом - полный идиотизм. У каждого из них свое предназначение, ибо, как заметил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное» и одно существо не может быть во всех ипостасях. Кому-то летать, кому-то ползать, Но - ни то, ни другое - не постыдно!

Он, с улыбкою, продолжил. - Слесарей-гинекологов не существует, а, если они и есть, то никчемны, и как слесари, и как гинекологи. Давайте скажем так - Публика и Творцы это разные виды. Поэтому понять друг друга не могут и, как это не прискорбно, никогда не смогут. Если ты чего-то не умеешь, не знаешь, то и не можешь себе этого представить. Вспомните старые фантастические романы - Уэллс, Чапек - они подавали будущее, усложненным, улучшенным настоящим. Самый лучший пример «Из пушки на Луну». Хотя, на самом деле, на Луну полетело не ядро, а сама пушка.

- Так вот, если ты сам не можешь фантазировать, не можешь вникнуть в духовный мир другого человека, то тебе невозможно понять, что на это способен кто-то другой. Это барьер, через который не перескочить. Так же, как, слепцу от рождения не дано вообразить себе Солнце, точно также простому человеку трудно поверить в то, что кто-то, бросив беглый взгляд, может сказать об увиденном столько, будто бы изучал его долгое время.

А в недоумении смотрел на Марка Исаевича, пытаясь уложить в памяти все, что сейчас от него услышал. Его взгляд на публику резко отличался от всего того, что мне приходилось раннее читать.

- К слову! - продолжил Марк Исаевич - Вот мы с вами говорим «простой человек», а что вы вкладываете в это понятие? Володя! Отвечайте!

Мое недоумение было настолько велика, что я даже не сразу понял, что этот вопрос относится ко мне. А когда понял, то не смог сказать ничего внятного, ибо не знал на него ответа. Издать какие-то бессвязные звуки, поболтать руками, помотать головой - вот и все, на что меня хватило. Но в голове пронеслось - опять эти «детские вопросы» на которые нет ответа. «Простой человек» - вроде постоянно употребляешь, душой понимаешь, а описать словами - ни в какую! Это-то я и высказал Марку Исаевичу.

- Об этом мы с вами поговорим чуть позже. А сейчас, все же, ответьте - что такое в вашем понимании «простой человек»?

- Я, пас! - ответил я, покерно, зная пристрастие Марка Исаевича к карточным играм.

- Ну, коли пас, то постараюсь объяснить. «Простой человек», как следует из названия, человек, для которого, и у которого, все просто, человек, не усложняющий себе жизнь раздумьями и размышлениями. Он смотрит на мир простым взглядом, скользя по поверхности и не заглядывает вовнутрь. Сейчас появился новый певец (я не люблю слова «бард», оно мне кажется однокоренным со словом «бардак»1) - Александр Дольский, продолжающий славную традицию Визбора и Окуджавы. Так вот, в одной его песне я услышал фразу - «не думал над тем, что не ясно» - вот лучшее описание сущности простого человека. Воспринимать все так, как оно есть, не усложняя, не задумываясь о сущности увиденного.

Упало дерево - и упало. Значит так и должно быть. И все. Кто-то будет думать, рассуждать - что стало тому причиной, на что это может повлиять. А простой человек - фиксирует факт и все.

Подводя итог, скажу, что простой человек это - фиксатор, фотоаппарат, кинокамера, магнитофон, воспринимающий окружающее таким, какое оно есть. Не простой, - анализатор, бинокль, микроскоп, рентгеновский аппарат, пытающийся понять, что он видит.

Простой человек априори не способен к фантазии - она ему не нужна. Она будет мешать фиксировать увиденное, отвлекать его. Смотрит он на дерево - все просто - видит дерево - ствол, крона, листья, может быть корни, в конце концов - и все. Другому покажется, что крона, например, своей формой напоминает человеческий профиль, а кора, складками, выложила мордочку некого животного. А почему? Да потому, что для него видимое - объект изучения.

Я хмыкнул и произнес - А ведь и взаправду...

Марк Исаевич помедлил... прошло несколько секунд и он продолжил:

- У меня на предприятии рабочие говорят «Коль пошла такая пьянка - режь последний огурец». Раз мы с вами разобрались с простым, давайте разберемся со сложным. Так вот, я хочу задать вам последний огурец, то есть вопрос - Кто такой умный? Что это значит?

Я, уже порядком устав от философствования Марка Исаевича, тут же выпалил:

- Умный - тот, кто знает!

- Знает, что? - парировал Марк Исаевич.

- Ну... знает... все знает... обладает знаниями - замешкался я.

- По математике? Дважды два знает? По русскому? Сабаку с буквой «О» пишет? Или что? Что знает? - засыпал меня вопросами Марк Исаевич.

Мне стало жарко. Я потер шею, провел рукою по голове, будто бы пытаясь расшевелить застывший в ступоре мозг, но в голову ничего иного не приходило. Умный - знает. Это ясно! Но что? И впрямь проблема. Все-то знать невозможно?

Марк Исаевич, заметив мое замешательство, продолжил:

- Вот вы, Володя, правильно сказали - знает. Но, как большинство людей, исходя из этого, перепутали ум со знаниями. Знания - всего лишь материал для ума, своего рода, пища. В древности вряд ли знали Закон Ома или Закон Гука, однако из-за этого не были, поголовно, дураками.

Марк Исаевич, начав с жаром говорить, стормозился, чтобы перевести дух и продолжил:

- Прочтите Книгу Книг - Соломон или Давид умели считать? Об этом не слова! Ну уж высшей математики точно не знали, поскольку ее тогда и в помине не было. Да и физики с химией тоже. Однако все сходятся во мнении, что они были мудры!

Марк Исаевич лукаво бросил на меня взгляд и добавил:

- Кстати! Вот вам еще один вопрос. Чем Ум отличается от Мудрости? Какая разница в этих понятиях?

Тут я, вконец, потерялся.

Умный, мудрый - кто, как, отчего?

В голове свистело. Я запутался окончательно в обрывках мыслей, как в мотке веревки и никак не мог понять за какой конец дергать, чтобы распутать.

- Мудрецы в древности были. - неожиданно для самого себя, неуверенно произнес я.

- Правильно были: Эсхил, Солон, Аристотель... А теперь, по вашему, мудрецов нет? Вымерли... А?

Устав от вопросов Марка Исаевича, как от тяжкой ноши, я уже не чаял, как вывернуться. Уйти бы куда-нибудь. Но неудобно. Хотя бы Алла помогла, но она сидела с загадочной улыбкой, на которую была способна лишь она и Джоконда, не пытаясь освободить меня от пут вопросов своего отца. По-моему, мое бессилие ее веселило.

Внимательно посмотрев на меня, Марк Исаевич продолжил - Все, прекращаю вас мучить. От вашего умственного напряжения мне самому становится тяжело. Я устал...

Итак, все очень просто, вы правильно сказали - умный знает.

Но что?

Отвечаю - связь между причиной и следствием.

А разница между мудрым и умным заключается в оперировании этими связями.

Умный - зная следствие, найдет причину, как Шерлок Холмс, находил преступника, по уже свершенному преступлению. Вот смотрит умный на огонь и, чтобы найти его причину, придумывает флогистон, потом кислород и не исключено, что когда-нибудь найдет, что-то иное, ведь процесс познания бесконечен.

Мудрый - по причине, сообщит вам следствие. То, которое еще не произошло. Как древняя Кассандра предсказывала будущее. Это более сложный процесс, поэтому мудрых намного меньше. Даже в быту - как часто мы говорим про кого-то - он умный человек. А про кого вы бы сказали - Мудрец?

- Про вас, Марк Исаевич...

- О, низкий подхалим! Идите, отдыхайте...

 

1  Я не лингвист, но мне кажется Марк Исаевич был где-то прав. Ведь «бардак» по сути - шумное, беспорядочное, место, кабак. В такие заведения всегда приглашали певцов, а барды древности, уверен, горланили ничуть не тише, чем Beatles и Rolling Stones
Рейтинг: +1 53 просмотра
Комментарии (1)
Ольга Баранова # 13 октября 2017 в 15:24 0
Не простой человек, Ваш Марк Исаевич))
А вот в этой его добавке к фразе Маяковского из "Клопа":«пьяные республику зазря спалят» -«только трезвые могут сделать это умышленно, поэтому нас и поят», нет смысла, раз и трезвые, и пьяные всё равно спалят, не важно - зазря или с толком, зачем тогда намеренно поить ))
 
Проза, которую Вы не читали

 

Популярная проза за месяц
130
122
94
85
76
74
68
66
64
​Я И ТЫ 7 декабря 2017 (Эльвира Ищенко)
64
64
63
63
62
Перчатка 19 ноября 2017 (Виктор Лидин)
58
58
57
54
54
53
53
53
52
50
49
46
44
43
Синички 20 ноября 2017 (Тая Кузмина)
41
40