Помню ч. 5 15. Учитель ч. 4
Представления о своём будущем являются критерием
степени адаптированности детей мигрантов и оценки перспектив их интеграции.
Уверенность и оптимизм в оценке будущего свидетельствуют о нацеленности
мигранта на личностное развитие и углубление социальных связей в новом
обществе, а также о совершившейся первичной адаптации. Вероятно, школьник не
будет заявлять о позитивной оценке своего будущего, если на данный момент он
чувствует себя чужим и дезадаптированным.
В некоторых группах количество подростков-мигрантов,
"с уверенностью и оптимизмом смотрящих в будущее", оказалось
несколько выше, чем среди московских школьников. Это характерно для приезжих,
которые живут в Москве достаточно долго (более 5 лет) и для младшей возрастной
группы. Среди старшеклассников и детей, приехавших 3-5 лет назад, наоборот,
фиксируется наибольший уровень тревоги по поводу будущего. Причиной подобных
настроений является то, что часть старшеклассников-мигрантов слабо представляют
свою жизнь после школы, сомневаются в возможности получить высшее образование,
устроиться на работу.
Жизненные стратегии детей мигрантов во многом
определяются их ценностными ориентациями. Традиционные ценности (семья, дети,
национальные традиции и познание себя) относятся к категории универсальных и
среди опрошенных мигрантов играют доминирующую роль. Ценности, маркирующие
успешную интеграцию в принимающий социум, не на главном месте. Среди
девушек-мигранток более 60% отметили приоритетными счастливую семейную жизнь и
воспитание детей. Их сверстницы из немигрантов только в 48% случаев
ориентированы на это. Ориентация на традиционные ценности наиболее высока среди
детей мигрантов средней и младшей возрастной группы (6-9 классы). К 10-11
классу во всех возрастных когортах эта ценность перестает доминировать, но
остается более значимой, чем для детей этнодоминирующей группы.
Интерес к культуре своей этнической группы проявлен среди
немногих учащихся 6-9 классов. Старшеклассники-мигранты интересуются родной
культурой чаще - в 36% случаев, но интерес этот пассивен - только 10% мигрантов
регулярно читают книги и/или журналы о своей истории и культуре, еще 21% -
время от времени. Мало назвавших среди своих любимых книг произведений
национальной литературы (9%), еще меньше тех, кто "хотел бы быть
похожими" на героев своих национальных эпосов, рассказов и фольклора (7%).
На вопросы о любимых фильмах, книгах и героях мигранты и немигранты отвечали во
многом схожим образом. Является ли это свидетельством высокой степени
адаптированности респондентов? Скорее это показатель низкой культуры мигрантов,
и он коррелирует с данными об образовании их родителей. Ответы на эти вопросы
детерминируются гендерными и возрастными факторами, а не этническими, что
подтверждается данными других социологических исследований.
Что касается родного языка, то в трети домохозяйств
он является доминирующим или используется наравне с русским языком. Около 40%
детей мигрантов указали на празднование национальных или религиозных событий.
Бережное отношение к культуре среди родителей мигрантов вызывает у детей
искренний интерес к ней. Эту заинтересованность нельзя отнести к
дезадаптирующему фактору. Наоборот, приобщение к национальной культуре может
смягчить такие проявления дезадаптации, как тоска по родине или потеря духовной
связи со своим народом.
Далеко не все дети мигрантов склонны замыкаться в
своей культуре. 37% опрошенных отметили, что у них есть друзья среди
представителей других этносов, еще 40% общаются с ними время от времени, но 17%
ответивших стараются избегать общения с другими этническими группами.
В целом присутствует высокий уровень мотивационной
готовности к межэтническому взаимодействию со стороны
мигрантов. Со стороны школьников принимающего сообщества такой готовности
выявлено не было. Только 14% русских детей поведали о близких друзьях среди
представителей этнических меньшинств, а избегают общения с ними 37% московских
сверстников. Большинство классов в Москве имеют смешанный этнический состав, и
полученные результаты видятся достаточно тревожными. Сегодня вряд ли существует
безусловная толерантная среда в московских школах: четверти опрошенным
школьникам из коренных жителей не нравится, что с ними вместе учатся
представители других народов, 55% относятся к ним с безразличием, и только 20%
были им искренне рады.
Для объективной оценки взаимоотношений мигрантов и
детей принимающего населения в образовательной среде мы смоделировали в
опроснике встречающуюся в школах ситуацию: появление новенького, не владеющего
в полной мере русским языком. Лишь 14% "немигрантов" выразили
готовность помочь ему освоиться и улучшить знание языка. Треть осталась
безразличными (35%), считают неприятным общение с таким одноклассником (41%).
Подобная недоброжелательность и нежелание помочь со стороны русских сверстников
создают серьезные адаптивные барьеры для мигрантов.
Среди мигрантов уровень терпимости по отношению к
представителям других этнических групп оказался выше, чем у детей
этнодоминирующей группы: более половины из них заявили о готовности
оказать помощь ученикам из других этногрупп или совместно провести досуг. Среди
мигрантов меньше процент детей, испытывающих (во всяком случае, декларирующих)
неприязнь к определенным национальным группам - 43% среди мигрантов и 55% среди
немигрантов. У мигрантов этнические группы, по отношению к которым они
испытывают неприязнь, артикулируются и зачастую предопределены историческими и
культурными факторами. Так, мигранты из Армении часто говорили о неприязни к
азербайджанцам и туркам, грузины - к армянам, а приезжие из Молдавии - к украинцам.
Большинство русских детей, испытывающих неприязнь к некоторым этническим
группам, не смогли чётко описать их. Ответы были маркерами негативных
стереотипов, определенными стигмами, такими как "кавказцы",
"чурки", "горцы", "азиаты". Эти ответы - свидетельство
невежества и ксенофобии, царящего среди взрослых, нежелания и неумения
принимать ничего и никого чужого, которое передается порой и детям.
Серьёзным подспорьем для адаптации юных мигрантов
является взаимовыручка и взаимопомощь. Исследование подтвердило выводы
некоторых учёных, что в среде молодежи хорошо развиты социальные сети внутри
общины, диаспоры, семьи. Большая часть наших респондентов в общении тяготеет к
сверстникам своей национальности. 15% практически никогда не общаются со
сверстниками другой национальности, еще 18% общаются с ними очень редко.
Мы рассматривали модель, предполагающую ситуацию
оскорбления людей своей национальности в их присутствии. Обнаружилось,
что степень взаимовыручки и сплоченности среди мигрантов гораздо выше,
чем среди "немигрантов". Активную позицию (намерение
заступиться за "своего") выразило 75% мигрантов и 58% детей
принимающего населения. Безусловно, взаимопомощь - замечательное качество,
однако общение исключительно в своём кругу таит ряд опасностей: например, конструирование
некого подобия "национальных анклавов" в школе, образование замкнутых
микрогрупп. Эти явления не способствуют адаптации в коллективе. Об опасности
возникновения "этнических гетто", предупреждают многие западные и
отечественные специалисты по проблемам миграции, детской педагогики и
психологии.
В литературе, затрагивающей проблему изоляции и
обособления мигрантов, часто путаются причины и следствия такого рода явлений.
Социальная изоляция мигрантов в детских и подростковых коллективах чаще всего
вызывается антимигрантскими настроениями в обществе, отсутствием продуманной
социальной работы в данном сегменте, должных мер поддержки мигрантов. Возникает
своего рода порочный круг, когда негативные установки по отношению к
"чужим" в школе ведут к замыканию детей мигрантов в себе и своей
группе, что лишь усугубляет интолерантность со стороны соучеников, а иногда и
учителей. Московские школьники-немигранты назвали среди основных трудностей в
общении с представителями других национальностей то, что "они не хотят
общаться со мной, общаются только между собой" (22%). Этот ответ уступает
по распространенности только трудностям с языком и коммуникаций друг с другом
(39%). Среди сложностей в общении со сверстниками других национальностей
русские школьники отметили, что им "не нравится их манера общения,
тон" (26%), агрессивное поведение (11%), что они не понимают их традиций и
обычаев (9%). Есть школьники, не назвавшие ни одного препятствия в общении, но
выразившие неприязнь к факту, "что чужие люди приехали в нашу страну"
(13%). В младшей возрастной группе (6-9 классы) этот вариант ответа
использовался чаще, чем среди старшеклассников. Никаких трудностей при
межэтническом общении не испытывали только 20% опрошенных детей
"немигрантов".
Позитивную роль в сокращении культурной дистанции
между детьми мигрантов и принимающего населения могла бы сыграть целевая
программа для школ, предполагающая включение в курсы по предметам гуманитарного
цикла элементов культуры, истории сопредельных стран, проведение специализированных
тренингов и семинаров, посвященных основам межкультурного и
межконфессионального диалога. Эти меры, на наш взгляд, содействуют формированию
толерантности и уважения к другим национальностям и религиям, помогают детям
иноэтнических мигрантов преодолеть ряд серьезных адаптивных барьеров, что
схематично представлено в табл. 2.
Трудностей больше всего у тех, кто дома говорит
преимущественно на родном языке, а в школе сталкивается с необходимостью
общаться исключительно по-русски. Таких детей в нашей выборке было 18%. Из них
2/3 признались, что им трудно понимать учителя и выполнять задания, ухудшено
общение со сверстниками из этнодоминирующей группы. Эти результаты ещё раз
подтверждают, что именно язык является ключевым элементом в процессе
адаптации личности в иноэтнической среде.
Была выявлена высокая мотивационная
заинтересованность в изучении русского языка. Более 80% детей, в
семьях которых русский не является основным языком общения, подчеркивали
важность его изучения. Уже в подростковом возрасте мигранты осознают, что
изучение государственного языка дает им дополнительные возможности в жизни.
Далеко не все мигранты при этом готовы отказаться от дальнейшего изучения
родного языка. Проблема видится в том, что общеобразовательные школы не могут
предоставить детям возможность изучать язык своего народа. Именно этот факт
вызывает озабоченность у 26% детей мигрантов. Ещё 18% респондентов отметили,
что изучают свой язык в семье или на курсах в этнокультурных центрах.
Большинство мигрантов выбирают адаптационную
стратегию, не связанную с отказом от собственной культуры, языка и традиций в
пользу культуры страны въезда. Они усваивают паттерны новой культуры, при этом
сохраняют интерес к своей национальной. Ассимиляционная модель адаптации не
является для мигрантов предпочтительной.
Дети мигрантов и дети автохтонного населения имеют
разные взгляды на поведение людей в чужой стране. Немигранты в 55% случаев
настаивали, что приезжим следует принимать традиции, уклад жизни и обычаи
местного населения, и лишь 30% полагали, что "приезжие должны наряду со
своими традициями принимать уклад жизни местного населения", мигранты
выбирали этот ответ в 58% случаев. Среди мигрантов выделяется группа детей
(15%), уверенных, что в чужой стране приезжие должны всеми способами сохранять
свои обычаи и культурные нормы. Фактически это ориентация на изоляционистскую
стратегию поведения. Ассимиляция и отказ от собственной национальной культурной
идентичности оптимальна для 20% приезжих детей.
Ответы школьников показывают, что обучение мигрантов
в московских школах проходит не в самой благоприятной атмосфере. Но
значительных успехов в адаптации мигрантов в образовательной среде нельзя
добиться, если к этому не будут готовы все участники образовательного процесса.
И межэтнические отношения в школе между сверстниками являются лишь одной из
граней этого процесса. Не менее важна позиция родителей, отношение учителей и
администрации к детям мигрантов, не говоря уже о позиции властей на разных
уровнях.
Проведенное исследование показало, что отношение
родителей-мигрантов к обучению детей и их связь с администрацией школ и
педагогическим коллективом чаще всего индифферентно. Около 40% детей мигрантов
считают, что их родителям полностью безразлично, с кем они общаются и с кем
заводят дружбу, треть родителей не проявляют никакого интереса к их
успеваемости.
Адаптация детей мигрантов в образовательном
пространстве на институциональном уровне дает повод для сдержанного оптимизма.
Они активно принимают участие в жизни школы и класса, лишь немного уступая в
активности коренным жителям, особенно в младших классах. К старшему классу их
активность снижается (в этом возрасте в целом интерес к внеучебной деятельности
падает повсеместно). Позитивным фактом школьной жизни детей-мигрантов в Москве
является возможность свободно высказывать свое мнение на уроках (55%). В
учебном процессе адаптивных барьеров для мигрантов создаётся меньше, чем на
уровне межличностного взаимодействия.
Важнейшим маркером успешности процесса
этнокультурной адаптации мигрантов является их этническая самоидентификация, а
также эмоциональное и поведенческое переживание собственной этничности.
Оказалось, что дети мигрантов умеренно или же резко негативно оценивают свою
этническую принадлежность: 12% испытывают внутренний дискомфорт, 5% стыдятся
ее, а 8% заявили, что предпочли бы родиться людьми другой национальности. Это
свидетельство эмоциональной дезадаптации мигрантов и боязни негативного к ним
отношения со стороны этнического большинства.
Заметна тенденция среди детей от смешанных браков
приписывать себя к этническому большинству. В выборке у нас было 34 подростка
из семей, где один родитель принадлежит к этнодоминирующей группе; из них 20
человек отнесли себя к русским. Возможно, это результат внутрисемейного
воспитания или же индикатор боязни детей казаться чужими в окружении
этнического большинства. Более комфортной для них становится ситуация
предпочтения принадлежности к русским или декларирования намерений о
принадлежности к ним. За подобными ответами проявляется детское желание сократить
дистанцию с представителями принимающего общества.
Еще в 1980-х годах американские социальные психологи
А. Фернхем и С. Бочнер выделяли культурную дистанцию и различительные признаки
- расу, национальность, культуру, язык и религию в виде важнейших параметров,
облегчающих или затрудняющих адаптацию мигрантов. Поддержание и
актуализация различий в среде мигрантов в ущерб изучению и принятию культурных
норм большинства является мощным дезинтегрирующим фактором.
Интересная особенность в конфессиональной
идентичности выявлена у приезжих школьников. Для них характерна большая
вовлеченность в религиозную жизнь, нежели москвичей: они чаще посещают
религиозные учреждения, соблюдают религиозные нормы и предписания. Более
четверти мигрантов посещают храмы и мечети раз в неделю и чаще (среди
немигрантов 15% подростков). Религия явилась наиболее интимным культурным
элементом, отказ от которого воспринимается большинством мигрантов болезненно.
Если о готовности изучать русский язык, читать русскую литературу и смотреть
отечественные фильмы заявило большинство детей мигрантов, то принятие чужих
религиозных норм представляется им крайне нежелательным.
Исследование свидетельствует, что социальная
адаптация детей мигрантов в московских общеобразовательных школах происходит
скорее стихийно, не является пока целенаправленной программой
институциональных и гражданских сообществ. Фактически ни один из субъектов
образовательной среды не готов полностью к обучению таких детей. Это касается
педагогов, которые имеют мало опыта и навыков в работе с иноэтническими
мигрантами, администрации школ, не идущей навстречу интересам приезжих, а также
русских сверстников, которые зачастую относятся к ним с непониманием или
враждебностью.
Дети мигрантов в школах Москвы представляют собой
достаточно многочисленную и во многом социально неблагополучную группу. Среди
них много выходцев из малообеспеченных семей, приехавших из небольших городов и
сел, часто имеющих проблемы с жильем и социальным обеспечением, с низким
культурным и образовательным уровнем. Они обычно слабо владеют русским языком,
мало знакомы с российской историей и культурой. Вместе с тем результаты
исследования показали наличие в среде таких детей высокого адаптивного
потенциала: они проявляют интерес к изучению русского языка и культуры, многие
из них нацелены на более активное взаимодействие с представителями этнического
большинства, на получение высшего образования и работу в нашей стране. Среди
адаптационных стратегий наиболее приемлемой для них становится интеграционная
модель, не связанная с полным отказом от собственной культуры и идентичности, а
предполагающая принятие паттернов новой культуры наряду с сохранением
этнических норм и ценностей.
Адаптивными барьерами являются трудности с языком,
распространенный в мигрантской среде феномен замыкания в собственной культуре и
общине, а также отсутствие толерантной по отношению к мигрантам социальной и
образовательной среды. Помощь детям в преодолении этих барьеров могла бы стать
залогом их успешной адаптации в новом социуме и сокращения культурной дистанции
между иноэтническими приезжими и коренным населением. Такая практика была бы
полезной и для детей немигрантов, ибо они в толерантном отношении к инаковым
сверстникам создавали бы взаимное поле притяжения, открытости и взаимного
уважения, что во взрослом возрасте возвращалось бы атмосферой доверия граждан
друг к другу, усилением интеграции общества.
Но кроме имеющихся проблем работы с мигрантами в
школе, есть и ещё одна.
Жители России
по итогам 2020 года стали хуже относиться к мигрантам, что ухудшает
межнациональные отношения, много детей иностранцев находятся вне российской
системы образования, заявил в четверг замруководителя администрации президента
РФ Магомедсалам Магомедов, передает РИА Новости.
Магомедов в Новосибирске проводит ежегодный окружной
семинар-совещание «О практике и задачах органов исполнительной власти субъектов
РФ по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период
до 2025 года».
«В 2020 году практически каждый четвертый респондент
заявил об отрицательном отношении к мигрантам. При этом имеется негативная
динамика. Это отношение становится только хуже - на 7,5% выросло количество
людей, которые плохо относятся к мигрантам. Данная ситуация оказывает
существенное влияние на состояние межнациональных отношений», - сказал он.
По словам замглавы администрации президента РФ, в
Сибири ситуация схожа с общероссийской - здесь 22,3% жителей негативно
относятся к мигрантам. Он отметил, что формирование этнических анклавов, прежде
всего из состава трудовых мигрантов и членов их семей, способствует не только
криминализации общества, но и создает благоприятную почву для проявления
национализма, ксенофобии и провоцирования конфликтов с местным коренным
населением.
Он также привел данные МВД РФ, согласно которым в
2020 году в России зафиксировано пребывание почти 800 тысяч несовершеннолетних
иностранных граждан, при этом в систему российского школьного образования
включены только 140 тысяч детей.
Представления о своём будущем являются критерием
степени адаптированности детей мигрантов и оценки перспектив их интеграции.
Уверенность и оптимизм в оценке будущего свидетельствуют о нацеленности
мигранта на личностное развитие и углубление социальных связей в новом
обществе, а также о совершившейся первичной адаптации. Вероятно, школьник не
будет заявлять о позитивной оценке своего будущего, если на данный момент он
чувствует себя чужим и дезадаптированным.
В некоторых группах количество подростков-мигрантов,
"с уверенностью и оптимизмом смотрящих в будущее", оказалось
несколько выше, чем среди московских школьников. Это характерно для приезжих,
которые живут в Москве достаточно долго (более 5 лет) и для младшей возрастной
группы. Среди старшеклассников и детей, приехавших 3-5 лет назад, наоборот,
фиксируется наибольший уровень тревоги по поводу будущего. Причиной подобных
настроений является то, что часть старшеклассников-мигрантов слабо представляют
свою жизнь после школы, сомневаются в возможности получить высшее образование,
устроиться на работу.
Жизненные стратегии детей мигрантов во многом
определяются их ценностными ориентациями. Традиционные ценности (семья, дети,
национальные традиции и познание себя) относятся к категории универсальных и
среди опрошенных мигрантов играют доминирующую роль. Ценности, маркирующие
успешную интеграцию в принимающий социум, не на главном месте. Среди
девушек-мигранток более 60% отметили приоритетными счастливую семейную жизнь и
воспитание детей. Их сверстницы из немигрантов только в 48% случаев
ориентированы на это. Ориентация на традиционные ценности наиболее высока среди
детей мигрантов средней и младшей возрастной группы (6-9 классы). К 10-11
классу во всех возрастных когортах эта ценность перестает доминировать, но
остается более значимой, чем для детей этнодоминирующей группы.
Интерес к культуре своей этнической группы проявлен среди
немногих учащихся 6-9 классов. Старшеклассники-мигранты интересуются родной
культурой чаще - в 36% случаев, но интерес этот пассивен - только 10% мигрантов
регулярно читают книги и/или журналы о своей истории и культуре, еще 21% -
время от времени. Мало назвавших среди своих любимых книг произведений
национальной литературы (9%), еще меньше тех, кто "хотел бы быть
похожими" на героев своих национальных эпосов, рассказов и фольклора (7%).
На вопросы о любимых фильмах, книгах и героях мигранты и немигранты отвечали во
многом схожим образом. Является ли это свидетельством высокой степени
адаптированности респондентов? Скорее это показатель низкой культуры мигрантов,
и он коррелирует с данными об образовании их родителей. Ответы на эти вопросы
детерминируются гендерными и возрастными факторами, а не этническими, что
подтверждается данными других социологических исследований.
Что касается родного языка, то в трети домохозяйств
он является доминирующим или используется наравне с русским языком. Около 40%
детей мигрантов указали на празднование национальных или религиозных событий.
Бережное отношение к культуре среди родителей мигрантов вызывает у детей
искренний интерес к ней. Эту заинтересованность нельзя отнести к
дезадаптирующему фактору. Наоборот, приобщение к национальной культуре может
смягчить такие проявления дезадаптации, как тоска по родине или потеря духовной
связи со своим народом.
Далеко не все дети мигрантов склонны замыкаться в
своей культуре. 37% опрошенных отметили, что у них есть друзья среди
представителей других этносов, еще 40% общаются с ними время от времени, но 17%
ответивших стараются избегать общения с другими этническими группами.
В целом присутствует высокий уровень мотивационной
готовности к межэтническому взаимодействию со стороны
мигрантов. Со стороны школьников принимающего сообщества такой готовности
выявлено не было. Только 14% русских детей поведали о близких друзьях среди
представителей этнических меньшинств, а избегают общения с ними 37% московских
сверстников. Большинство классов в Москве имеют смешанный этнический состав, и
полученные результаты видятся достаточно тревожными. Сегодня вряд ли существует
безусловная толерантная среда в московских школах: четверти опрошенным
школьникам из коренных жителей не нравится, что с ними вместе учатся
представители других народов, 55% относятся к ним с безразличием, и только 20%
были им искренне рады.
Для объективной оценки взаимоотношений мигрантов и
детей принимающего населения в образовательной среде мы смоделировали в
опроснике встречающуюся в школах ситуацию: появление новенького, не владеющего
в полной мере русским языком. Лишь 14% "немигрантов" выразили
готовность помочь ему освоиться и улучшить знание языка. Треть осталась
безразличными (35%), считают неприятным общение с таким одноклассником (41%).
Подобная недоброжелательность и нежелание помочь со стороны русских сверстников
создают серьезные адаптивные барьеры для мигрантов.
Среди мигрантов уровень терпимости по отношению к
представителям других этнических групп оказался выше, чем у детей
этнодоминирующей группы: более половины из них заявили о готовности
оказать помощь ученикам из других этногрупп или совместно провести досуг. Среди
мигрантов меньше процент детей, испытывающих (во всяком случае, декларирующих)
неприязнь к определенным национальным группам - 43% среди мигрантов и 55% среди
немигрантов. У мигрантов этнические группы, по отношению к которым они
испытывают неприязнь, артикулируются и зачастую предопределены историческими и
культурными факторами. Так, мигранты из Армении часто говорили о неприязни к
азербайджанцам и туркам, грузины - к армянам, а приезжие из Молдавии - к украинцам.
Большинство русских детей, испытывающих неприязнь к некоторым этническим
группам, не смогли чётко описать их. Ответы были маркерами негативных
стереотипов, определенными стигмами, такими как "кавказцы",
"чурки", "горцы", "азиаты". Эти ответы - свидетельство
невежества и ксенофобии, царящего среди взрослых, нежелания и неумения
принимать ничего и никого чужого, которое передается порой и детям.
Серьёзным подспорьем для адаптации юных мигрантов
является взаимовыручка и взаимопомощь. Исследование подтвердило выводы
некоторых учёных, что в среде молодежи хорошо развиты социальные сети внутри
общины, диаспоры, семьи. Большая часть наших респондентов в общении тяготеет к
сверстникам своей национальности. 15% практически никогда не общаются со
сверстниками другой национальности, еще 18% общаются с ними очень редко.
Мы рассматривали модель, предполагающую ситуацию
оскорбления людей своей национальности в их присутствии. Обнаружилось,
что степень взаимовыручки и сплоченности среди мигрантов гораздо выше,
чем среди "немигрантов". Активную позицию (намерение
заступиться за "своего") выразило 75% мигрантов и 58% детей
принимающего населения. Безусловно, взаимопомощь - замечательное качество,
однако общение исключительно в своём кругу таит ряд опасностей: например, конструирование
некого подобия "национальных анклавов" в школе, образование замкнутых
микрогрупп. Эти явления не способствуют адаптации в коллективе. Об опасности
возникновения "этнических гетто", предупреждают многие западные и
отечественные специалисты по проблемам миграции, детской педагогики и
психологии.
В литературе, затрагивающей проблему изоляции и
обособления мигрантов, часто путаются причины и следствия такого рода явлений.
Социальная изоляция мигрантов в детских и подростковых коллективах чаще всего
вызывается антимигрантскими настроениями в обществе, отсутствием продуманной
социальной работы в данном сегменте, должных мер поддержки мигрантов. Возникает
своего рода порочный круг, когда негативные установки по отношению к
"чужим" в школе ведут к замыканию детей мигрантов в себе и своей
группе, что лишь усугубляет интолерантность со стороны соучеников, а иногда и
учителей. Московские школьники-немигранты назвали среди основных трудностей в
общении с представителями других национальностей то, что "они не хотят
общаться со мной, общаются только между собой" (22%). Этот ответ уступает
по распространенности только трудностям с языком и коммуникаций друг с другом
(39%). Среди сложностей в общении со сверстниками других национальностей
русские школьники отметили, что им "не нравится их манера общения,
тон" (26%), агрессивное поведение (11%), что они не понимают их традиций и
обычаев (9%). Есть школьники, не назвавшие ни одного препятствия в общении, но
выразившие неприязнь к факту, "что чужие люди приехали в нашу страну"
(13%). В младшей возрастной группе (6-9 классы) этот вариант ответа
использовался чаще, чем среди старшеклассников. Никаких трудностей при
межэтническом общении не испытывали только 20% опрошенных детей
"немигрантов".
Позитивную роль в сокращении культурной дистанции
между детьми мигрантов и принимающего населения могла бы сыграть целевая
программа для школ, предполагающая включение в курсы по предметам гуманитарного
цикла элементов культуры, истории сопредельных стран, проведение специализированных
тренингов и семинаров, посвященных основам межкультурного и
межконфессионального диалога. Эти меры, на наш взгляд, содействуют формированию
толерантности и уважения к другим национальностям и религиям, помогают детям
иноэтнических мигрантов преодолеть ряд серьезных адаптивных барьеров, что
схематично представлено в табл. 2.
Трудностей больше всего у тех, кто дома говорит
преимущественно на родном языке, а в школе сталкивается с необходимостью
общаться исключительно по-русски. Таких детей в нашей выборке было 18%. Из них
2/3 признались, что им трудно понимать учителя и выполнять задания, ухудшено
общение со сверстниками из этнодоминирующей группы. Эти результаты ещё раз
подтверждают, что именно язык является ключевым элементом в процессе
адаптации личности в иноэтнической среде.
Была выявлена высокая мотивационная
заинтересованность в изучении русского языка. Более 80% детей, в
семьях которых русский не является основным языком общения, подчеркивали
важность его изучения. Уже в подростковом возрасте мигранты осознают, что
изучение государственного языка дает им дополнительные возможности в жизни.
Далеко не все мигранты при этом готовы отказаться от дальнейшего изучения
родного языка. Проблема видится в том, что общеобразовательные школы не могут
предоставить детям возможность изучать язык своего народа. Именно этот факт
вызывает озабоченность у 26% детей мигрантов. Ещё 18% респондентов отметили,
что изучают свой язык в семье или на курсах в этнокультурных центрах.
Большинство мигрантов выбирают адаптационную
стратегию, не связанную с отказом от собственной культуры, языка и традиций в
пользу культуры страны въезда. Они усваивают паттерны новой культуры, при этом
сохраняют интерес к своей национальной. Ассимиляционная модель адаптации не
является для мигрантов предпочтительной.
Дети мигрантов и дети автохтонного населения имеют
разные взгляды на поведение людей в чужой стране. Немигранты в 55% случаев
настаивали, что приезжим следует принимать традиции, уклад жизни и обычаи
местного населения, и лишь 30% полагали, что "приезжие должны наряду со
своими традициями принимать уклад жизни местного населения", мигранты
выбирали этот ответ в 58% случаев. Среди мигрантов выделяется группа детей
(15%), уверенных, что в чужой стране приезжие должны всеми способами сохранять
свои обычаи и культурные нормы. Фактически это ориентация на изоляционистскую
стратегию поведения. Ассимиляция и отказ от собственной национальной культурной
идентичности оптимальна для 20% приезжих детей.
Ответы школьников показывают, что обучение мигрантов
в московских школах проходит не в самой благоприятной атмосфере. Но
значительных успехов в адаптации мигрантов в образовательной среде нельзя
добиться, если к этому не будут готовы все участники образовательного процесса.
И межэтнические отношения в школе между сверстниками являются лишь одной из
граней этого процесса. Не менее важна позиция родителей, отношение учителей и
администрации к детям мигрантов, не говоря уже о позиции властей на разных
уровнях.
Проведенное исследование показало, что отношение
родителей-мигрантов к обучению детей и их связь с администрацией школ и
педагогическим коллективом чаще всего индифферентно. Около 40% детей мигрантов
считают, что их родителям полностью безразлично, с кем они общаются и с кем
заводят дружбу, треть родителей не проявляют никакого интереса к их
успеваемости.
Адаптация детей мигрантов в образовательном
пространстве на институциональном уровне дает повод для сдержанного оптимизма.
Они активно принимают участие в жизни школы и класса, лишь немного уступая в
активности коренным жителям, особенно в младших классах. К старшему классу их
активность снижается (в этом возрасте в целом интерес к внеучебной деятельности
падает повсеместно). Позитивным фактом школьной жизни детей-мигрантов в Москве
является возможность свободно высказывать свое мнение на уроках (55%). В
учебном процессе адаптивных барьеров для мигрантов создаётся меньше, чем на
уровне межличностного взаимодействия.
Важнейшим маркером успешности процесса
этнокультурной адаптации мигрантов является их этническая самоидентификация, а
также эмоциональное и поведенческое переживание собственной этничности.
Оказалось, что дети мигрантов умеренно или же резко негативно оценивают свою
этническую принадлежность: 12% испытывают внутренний дискомфорт, 5% стыдятся
ее, а 8% заявили, что предпочли бы родиться людьми другой национальности. Это
свидетельство эмоциональной дезадаптации мигрантов и боязни негативного к ним
отношения со стороны этнического большинства.
Заметна тенденция среди детей от смешанных браков
приписывать себя к этническому большинству. В выборке у нас было 34 подростка
из семей, где один родитель принадлежит к этнодоминирующей группе; из них 20
человек отнесли себя к русским. Возможно, это результат внутрисемейного
воспитания или же индикатор боязни детей казаться чужими в окружении
этнического большинства. Более комфортной для них становится ситуация
предпочтения принадлежности к русским или декларирования намерений о
принадлежности к ним. За подобными ответами проявляется детское желание сократить
дистанцию с представителями принимающего общества.
Еще в 1980-х годах американские социальные психологи
А. Фернхем и С. Бочнер выделяли культурную дистанцию и различительные признаки
- расу, национальность, культуру, язык и религию в виде важнейших параметров,
облегчающих или затрудняющих адаптацию мигрантов. Поддержание и
актуализация различий в среде мигрантов в ущерб изучению и принятию культурных
норм большинства является мощным дезинтегрирующим фактором.
Интересная особенность в конфессиональной
идентичности выявлена у приезжих школьников. Для них характерна большая
вовлеченность в религиозную жизнь, нежели москвичей: они чаще посещают
религиозные учреждения, соблюдают религиозные нормы и предписания. Более
четверти мигрантов посещают храмы и мечети раз в неделю и чаще (среди
немигрантов 15% подростков). Религия явилась наиболее интимным культурным
элементом, отказ от которого воспринимается большинством мигрантов болезненно.
Если о готовности изучать русский язык, читать русскую литературу и смотреть
отечественные фильмы заявило большинство детей мигрантов, то принятие чужих
религиозных норм представляется им крайне нежелательным.
Исследование свидетельствует, что социальная
адаптация детей мигрантов в московских общеобразовательных школах происходит
скорее стихийно, не является пока целенаправленной программой
институциональных и гражданских сообществ. Фактически ни один из субъектов
образовательной среды не готов полностью к обучению таких детей. Это касается
педагогов, которые имеют мало опыта и навыков в работе с иноэтническими
мигрантами, администрации школ, не идущей навстречу интересам приезжих, а также
русских сверстников, которые зачастую относятся к ним с непониманием или
враждебностью.
Дети мигрантов в школах Москвы представляют собой
достаточно многочисленную и во многом социально неблагополучную группу. Среди
них много выходцев из малообеспеченных семей, приехавших из небольших городов и
сел, часто имеющих проблемы с жильем и социальным обеспечением, с низким
культурным и образовательным уровнем. Они обычно слабо владеют русским языком,
мало знакомы с российской историей и культурой. Вместе с тем результаты
исследования показали наличие в среде таких детей высокого адаптивного
потенциала: они проявляют интерес к изучению русского языка и культуры, многие
из них нацелены на более активное взаимодействие с представителями этнического
большинства, на получение высшего образования и работу в нашей стране. Среди
адаптационных стратегий наиболее приемлемой для них становится интеграционная
модель, не связанная с полным отказом от собственной культуры и идентичности, а
предполагающая принятие паттернов новой культуры наряду с сохранением
этнических норм и ценностей.
Адаптивными барьерами являются трудности с языком,
распространенный в мигрантской среде феномен замыкания в собственной культуре и
общине, а также отсутствие толерантной по отношению к мигрантам социальной и
образовательной среды. Помощь детям в преодолении этих барьеров могла бы стать
залогом их успешной адаптации в новом социуме и сокращения культурной дистанции
между иноэтническими приезжими и коренным населением. Такая практика была бы
полезной и для детей немигрантов, ибо они в толерантном отношении к инаковым
сверстникам создавали бы взаимное поле притяжения, открытости и взаимного
уважения, что во взрослом возрасте возвращалось бы атмосферой доверия граждан
друг к другу, усилением интеграции общества.
Но кроме имеющихся проблем работы с мигрантами в
школе, есть и ещё одна.
Жители России
по итогам 2020 года стали хуже относиться к мигрантам, что ухудшает
межнациональные отношения, много детей иностранцев находятся вне российской
системы образования, заявил в четверг замруководителя администрации президента
РФ Магомедсалам Магомедов, передает РИА Новости.
Магомедов в Новосибирске проводит ежегодный окружной
семинар-совещание «О практике и задачах органов исполнительной власти субъектов
РФ по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период
до 2025 года».
«В 2020 году практически каждый четвертый респондент
заявил об отрицательном отношении к мигрантам. При этом имеется негативная
динамика. Это отношение становится только хуже - на 7,5% выросло количество
людей, которые плохо относятся к мигрантам. Данная ситуация оказывает
существенное влияние на состояние межнациональных отношений», - сказал он.
По словам замглавы администрации президента РФ, в
Сибири ситуация схожа с общероссийской - здесь 22,3% жителей негативно
относятся к мигрантам. Он отметил, что формирование этнических анклавов, прежде
всего из состава трудовых мигрантов и членов их семей, способствует не только
криминализации общества, но и создает благоприятную почву для проявления
национализма, ксенофобии и провоцирования конфликтов с местным коренным
населением.
Он также привел данные МВД РФ, согласно которым в
2020 году в России зафиксировано пребывание почти 800 тысяч несовершеннолетних
иностранных граждан, при этом в систему российского школьного образования
включены только 140 тысяч детей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!