ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Полёт по правилам ОМН

Полёт по правилам ОМН

16 декабря 2012 - Владимир Рубцов
article102402.jpg

Полёт по правилам ОМН

 

Зима. Погода обычная для зимы – вроде и не хуже минимума, но пелена в небе стоит морозная. Пассажиров много – даже не всем билеты достались. Казалось бы, посёлок «22 партсъезд» ни чем особенным в казахстанской степи не славится, а вот народу туда «рвётся» зимой немало. Ну, это то и понятно – дороги занесены, «кировцы» пробиться не могут – их к весне немало по степи стоит «набекренившись». А ехать нужно – то студенты, то за покупками, а то и … старики … до областной больницы. Вот только «народное воздушное такси» - Ан-2 и выручает.

 

Ну … надо, значит надо – перед вылетом как и положено, «заказал» привод в «двадцать втором» что б включили – была такая услуга в своё время на «предмет» облегчения самолётовождения в степи с малым количеством ориентиров. Загрузились, взлетели. Сначала шли по ПВП (правила визуального полёта), используя способ СВЖ – полёт от радиостанции. Но по трассе погода постепенно ухудшалась – летишь словно в молоке, степь белая, «плавно» переходящая в белёсую дымку, хотя под тобой иногда и проскакивают редкие ориентиры - то мелкая сопочка, на которую в обычной обстановке то и внимания не обратишь, то извилина оврага или занесённой снегом речушки, которая в хорошую погоду кажется весьма небольшой, а при такой погоде … огромным рвом. Хочешь – не хочешь, а постепенно пришлось перейти к полёту по ППП (правила полётов по приборам). «Идём» от радиостанции – весьма удобно при плохой погоде, но чем дальше от радиостанции, тем точность определения места меньше (инструментальные и прочие ошибки начинают сказываться сильнее). Ну и что? Я же привод в пункте назначения заказал! Перестраиваю радиокомпас на нужную частоту – в эфире его нет. Зову «22 партсъезд» по УКВ радиостанции – не отвечает, то же самое и по КВ. Ладно, думаю, волноваться пока не буду … мало ли что – иду от радиостанции, от трассы вряд ли далеко уклонился.

 

Подходим к самому «Партсъезду» - закончившееся расчётное время именно об этом и «говорит». Однако кругом белая мгла, под нами проскакивают одинокие снежные барханы. Прошел вперёд ещё несколько минут – вдруг в расчете времени прибытия ошибся (может, ветерок сменился!?). Посёлка не видно. Встал в круг и пошел по расширяющейся спирали – результат нулевой, подо мной голая степь. Прошло минут десять, пятнадцать, двадцать … голая степь.

 

Боковым зрением замечаю в пассажирском салоне какое-то движение – пассажиры заволновались. И только один седой аксакал спокоен как … многовековый дуб. Внимательно посмотрел на него – наши взгляды встретились. Я кивком головы пригласил его в кабину пилотов. Дед подошел к двери и наклонил ко мне ухо. «Выручай, отец, … ни черта не видно!» - почти прокричал ему я. Дед поднялся на полик между пилотами и внимательно осмотрел степь. Внизу проскочило несколько мелких снежных барханов. Дед что-то негромко пролепетал. Я за грохотом двигателя … не понял – он рукой показал довернуть влево. Я стал доворачивать – наступил момент, когда дед махнул рукой в низ. Я оставил самолёт на этом курсе. Прошло несколько минут, вдруг, показалась цепочка телеграфных столбов. Между накренившихся в разные стороны опор, висели сильно обвисшие провода.  «Щас … через пару километров должна показаться кошара» - почти прокричал мне на ухо аксакал. И точно – вскоре она и появилась. Из снега торчало нечто похожее на техническое здание – почти занесённое снегом, а потому малозаметное, но … проскочив этот долгожданный ориентир я дальше не увидел ничего – вокруг снова была голая степь, даже телеграфной линии не было. Пришлось развернуться на 180 градусов и следовать в обратном направлении. Дед заулыбался, подняв к небу большой палец правой руки: «Сейчас километров через десять «22 партсъезд» будет – держись за линию». «Держусь» … Ещё «держусь». И ещё … И, вдруг, линия обрывается – с последнего столба свисают провода и уходят … под снег. Впереди снова голая степь. Недоумённо гляжу на деда. Тот степенно показывает ладошкой на землю, мол, не волнуйся, снижайся, «щас» прибудем … И точно, наконец - показался заснеженный посёлок. Сделал над ним круг. Определился с ветром – увидел колбасу и посадочное «Т». Позвал по радиостанции начальника аэропорта – тишина. Сделал заход и произвёл посадку. Зарулили, заглушил двигатель. Высыпали пассажиры. С земли погода смотрится куда более … лучше. Подходит начальник аэропорта МВЛ  - старая-престарая «апашка». Здоровается и расплывается в довольной улыбке: «Ну, как долетели? Почему запоздали?». Но, после моего первого вопроса «на предмет» почему привод не работает, тут же начисто «забывает» русский язык и … медленно «растворяется» в толпе – ретировалась, что называется. «Это они так электроэнергию экономят» - пояснил летевший с нами аксакал.

 

Вот так мы иногда и летали по правилам ОМН – путём Опроса Местного Населения. А что делать – навигаторов (ГЛОНАСС, Джипиэс) тогда не было. А наказывать апашку за такую «предприимчивость» в целях экономии вроде как-то и не с руки, ибо то, что они творят сейчас не идёт ни в какое сравнение с теми временами – на фоне сегодняшего то … просто невинная шалость.

 

16.12.2012г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана, Казахстан.

© Copyright: Владимир Рубцов, 2012

Регистрационный номер №0102402

от 16 декабря 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0102402 выдан для произведения:

Полёт по правилам ОМН

 

Зима. Погода обычная для зимы – вроде и не хуже минимума, но пелена в небе стоит морозная. Пассажиров много – даже не всем билеты достались. Казалось бы, посёлок «22 партсъезд» ни чем особенным в казахстанской степи не славится, а вот народу туда «рвётся» зимой немало. Ну, это то и понятно – дороги занесены, «кировцы» пробиться не могут – их к весне немало по степи стоит «набекренившись». А ехать нужно – то студенты, то за покупками, а то и … старики … до областной больницы. Вот только «народное воздушное такси» - Ан-2 и выручает.

 

Ну … надо, значит надо – перед вылетом как и положено, «заказал» привод в «двадцать втором» что б включили – была такая услуга в своё время на «предмет» облегчения самолётовождения в степи с малым количеством ориентиров. Загрузились, взлетели. Сначала шли по ПВП (правила визуального полёта), используя способ СВЖ – полёт от радиостанции. Но по трассе погода постепенно ухудшалась – летишь словно в молоке, степь белая, «плавно» переходящая в белёсую дымку, хотя под тобой иногда и проскакивают редкие ориентиры - то мелкая сопочка, на которую в обычной обстановке то и внимания не обратишь, то извилина оврага или занесённой снегом речушки, которая в хорошую погоду кажется весьма небольшой, а при такой погоде … огромным рвом. Хочешь – не хочешь, а постепенно пришлось перейти к полёту по ППП (правила полётов по приборам). «Идём» от радиостанции – весьма удобно при плохой погоде, но чем дальше от радиостанции, тем точность определения места меньше (инструментальные и прочие ошибки начинают сказываться сильнее). Ну и что? Я же привод в пункте назначения заказал! Перестраиваю радиокомпас на нужную частоту – в эфире его нет. Зову «22 партсъезд» по УКВ радиостанции – не отвечает, то же самое и по КВ. Ладно, думаю, волноваться пока не буду … мало ли что – иду от радиостанции, от трассы вряд ли далеко уклонился.

 

Подходим к самому «Партсъезду» - закончившееся расчётное время именно об этом и «говорит». Однако кругом белая мгла, под нами проскакивают одинокие снежные барханы. Прошел вперёд ещё несколько минут – вдруг в расчете времени прибытия ошибся (может, ветерок сменился!?). Посёлка не видно. Встал в круг и пошел по расширяющейся спирали – результат нулевой, подо мной голая степь. Прошло минут десять, пятнадцать, двадцать … голая степь.

 

Боковым зрением замечаю в пассажирском салоне какое-то движение – пассажиры заволновались. И только один седой аксакал спокоен как … многовековый дуб. Внимательно посмотрел на него – наши взгляды встретились. Я кивком головы пригласил его в кабину пилотов. Дед подошел к двери и наклонил ко мне ухо. «Выручай, отец, … ни черта не видно!» - почти прокричал ему я. Дед поднялся на полик между пилотами и внимательно осмотрел степь. Внизу проскочило несколько мелких снежных барханов. Дед что-то негромко пролепетал. Я за грохотом двигателя … не понял – он рукой показал довернуть влево. Я стал доворачивать – наступил момент, когда дед махнул рукой в низ. Я оставил самолёт на этом курсе. Прошло несколько минут, вдруг, показалась цепочка телеграфных столбов. Между накренившихся в разные стороны опор, висели сильно обвисшие провода.  «Щас … через пару километров должна показаться кошара» - почти прокричал мне на ухо аксакал. И точно – вскоре она и появилась. Из снега торчало нечто похожее на техническое здание – почти занесённое снегом, а потому малозаметное, но … проскочив этот долгожданный ориентир я дальше не увидел ничего – вокруг снова была голая степь, даже телеграфной линии не было. Пришлось развернуться на 180 градусов и следовать в обратном направлении. Дед заулыбался, подняв к небу большой палец правой руки: «Сейчас километров через десять «22 партсъезд» будет – держись за линию». «Держусь» … Ещё «держусь». И ещё … И, вдруг, линия обрывается – с последнего столба свисают провода и уходят … под снег. Впереди снова голая степь. Недоумённо гляжу на деда. Тот степенно показывает ладошкой на землю, мол, не волнуйся, снижайся, «щас» прибудем … И точно, наконец - показался заснеженный посёлок. Сделал над ним круг. Определился с ветром – увидел колбасу и посадочное «Т». Позвал по радиостанции начальника аэропорта – тишина. Сделал заход и произвёл посадку. Зарулили, заглушил двигатель. Высыпали пассажиры. С земли погода смотрится куда более … лучше. Подходит начальник аэропорта МВЛ  - старая-престарая «апашка». Здоровается и расплывается в довольной улыбке: «Ну, как долетели? Почему запоздали?». Но, после моего первого вопроса «на предмет» почему привод не работает, тут же начисто «забывает» русский язык и … медленно «растворяется» в толпе – ретировалась, что называется. «Это они так электроэнергию экономят» - пояснил летевший с нами аксакал.

 

Вот так мы иногда и летали по правилам ОМН – путём Опроса Местного Населения. А что делать – навигаторов (ГЛОНАСС, Джипиэс) тогда не было. А наказывать апашку за такую «предприимчивость» в целях экономии вроде как-то и не с руки, ибо то, что они творят сейчас не идёт ни в какое сравнение с теми временами – на фоне сегодняшего то … просто невинная шалость.

 

16.12.2012г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана, Казахстан.

Рейтинг: 0 292 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярная проза за месяц
113
105
105
90
88
84
83
81
78
77
76
75
74
73
68
66
65
Кукла колдуна 9 июля 2017 (Demen Keaper)
60
59
58
58
57
56
55
53
51
51
51
44
43