[Скрыть]
		Регистрационный номер 0167710 выдан для произведения:
		Николай Петрович, учитель истории, прибывший на курсы  повышения  
квалификации в областной  центр,  к  вечеру  добрался  до замызганного 
общежития на окраине  областной  столицы. Коменданша, через  запотевшие 
очки долго рассматривала приезжего, много говорила о дисциплине и 
порядке,  а,  затем отвела  педагога  в одну  из маленьких  комнатёнок:
-Тут  есть один командировочный, тоже  учитель, не скучно  будет! 
Николай Петрович, зайдя  без  стеснения,  поздоровался, протянув замёрзшую  руку:
-Николай Петрович Пронин, из  Утинского района! 
Уже лежащий  на кровати мужчина,  встал  на встречу  гостю, расправив широкие плечи:
- Славик! Давайте  без официоза! Портнов  из Дятловского  района! Да это
  ближе  к Кировской  области! Дикий  край -  одним  словом!
Николай Петрович  разделся, почувствовав  тепло исходящее от батарей  отопления, обрадовался:
-Ну, по крайней  мере, не замёрзнем! – пытаясь разговорить  напарника, лежащего на  кровати рядом.
 -А   может для  сугреву? И за  встречу? – нерешительно предложил  
Славик. Славику  было около пятидесяти лет, высокий  и подтянутый он  
вселял  надёжность.
-Да  я не пью…- было попытался отказаться Николай Петрович,  приглаживая
  свою седую шевелюру, на  раскинувшейся огромным  блином  лысине.
-Я  тоже…за  знакомство! Так  сказать снять барьеры недоверия и 
установить прочные дружественные отношения…на сколько вас  сюда…на две 
недели? И меня  тоже на две! – обрадовался Славик  и достал из тумбочки 
бутылку  водки, - уж, думал,  одному  пить придётся!
Николай Петрович  тоже  достал   на стол  домашние  пироги, колбасу 
припасённую  женой,  яички варёные накануне, печенье  и хлеб.
-Ну, раз за  встречу, можно! – как бы оправдываясь,  сдался  Николай Петрович.
Ещё несколько минут незнакомые  люди, но скроенные по одному  
педагогическому  образцу, быстро найдя  общий  язык, разлили по стаканам
  водку и выясняли каков  друг у друга педагогический стаж, какова 
школа, директор.  Одним словом,    начинался нескончаемый  разговор двух
 родственных  душ, упоительная беседа которым была так необходима  и 
полезна, что  скоро они забыли условности  и говорили просто и радушно 
между собой.
После  первого тоста последовал  второй, пили за любовь. Все шло хорошо 
 и мирно пока неведомо как  свернули на  тему  о проблемах  педагогики. И
 тут  мнения  коллег разошли  кардинально. Николай Петрович настаивал  
на традиционализме:
-Нельзя  сворачивать  с пройденного пути, менять концепции  воспитания. По Макаренко воспитывать надо -  трудом!
Славик  откровенно смеялся  в ответ:
- Я  читал  книгу про твоего Макаренко. Называется «Не подняться  тебе, 
старик!», да не поднимется Макаренко! Новое нужно, старое – на свалку! И
 Выготских, Шацких всяких и  Руссо  тоже. У каждого учителя – своя 
теория! У меня -своя, у тебя-  своя!
-Какая  своя? – не унимался Петрович, -  ну, есть определённый опыт. Но 
не теория, а опыт, система  ценностей. Это можно, а это нельзя! 
-У меня тоже  есть  и не надо  мне Макаренок, не надо я  и так знаю на какую кнопку  в ребёнке надавить. Чтобы повлиять на него!
-Знаешь? А  иногда не понимаю, дети разные! Один  такой ершистый, другой ласковый! Одинаковые подходы  запрещены!
-А я что говорю, ищи кнопку и управляй! – не сдавался Славик.
-Не  управляй, а воспитывай! – не отставал Петрович.
-Ладно, давай ещё  по сто граммов за деток  и за наши нервы! -  смилостивился Славик, гася  спор.
-Давай, я не против, друг! – поддержал Петрович.
Они выпили ещё, закусили, помолчали, как бы готовясь  к новым разговорам, первым не выдержал Петрович:
-Вот я не пойму, кажется, воспитываешь всех одинаково! Да и в классе 
ребята и девчонки одного возраста, а окончат школу -  и видишь  плоды  
своего воспитания! Один  хорошим человеком стал, другой - плохим! Этого в
 тюрьму посадили, этот спился!
-А, что - ты хотел, Петрович? Не мы одни воспитываем, а ещё родители, улица, общество! – не противился Славик.
Очевидно вино, выпитое с дороги, дорожные  волнения  и  знакомство со 
Славиком подтолкнули Николая Петровича на откровенный, задушевный 
разговор:
- Я работаю двадцать лет в  школе, было разное. Но  иногда  я жалею  о 
своих ошибках, очень жалею. Вот недавно  такое  у нас  случилось – 
зарезали парня, моего бывшего ученика. Тот только из армии пришёл, в 
Чечне был, орден получил. А я ему  двойки ставил  и считал  его 
недалёким человеком, как бы недоделанным что ли. Начну домашку 
спрашивать, он глазёнки вытаращит, мычит чего-то, понять не могу. На, 
получи двойку! Раз поставил, второй, а потом вижу, он  и вообще  
перестал что-то делать. Пробовал поговорить с ним, бесполезно, так  и 
допетался с ним до девятого класса…А там он в ПТУху  ушёл. А я о нём 
забыл. Ну, а месяц назад  хоронили, что прощения  у него  просить?
-Да, история! Слушаю тебя  и в голове крутится – у меня наоборот! Был у 
меня ученик – паинька, из хорошей семьи…только избалованный донельзя. 
Как  что – истерика! Затем, видимо, у него башню вообще  снесло. Как  
что – за нож  хвататься  принялся. «Убью! Зарежу!» -  орать стал  и  
даже  учителям. Забирала милиция, ничего  мы – учителя поделать не 
могли. Я у него был классным руководителем! И так к нему и эдак! И с 
лаской, и с угрозой! Ничего сделать не мог! Отступился…доучили до 
девятого  и за борт, в дальнее плавание. Он  в ПТУхе отучился на 
тракториста, в армию его не взяли. А месяц назад парня  молодого 
зарезал!
Тут  только Николай Петрович  чуть протрезвел:
-А с какого ты района? С Дятловского? А в какой деревне живёшь?
Славик вначале ничего не понял. Но ответил:
-С Дятловского района, посёлок Первомайский! А, что?
-Первомайский? – осёкся Петрович, - так  мой - то  ученик  переехал  к вам в посёлок, там его и убили!
-Как фамилия парня? – разлил остатки вина Славик, - того, то зарезали…Фёдоров?
-Да, Юрка Фёдоров, он  с девчонкой   там  жил…- взял в руки стакан 
Петрович.- так ты, Славик, тот  учитель, что  убийцу вырастил? Так  
получается, друг! Твой  ученик моего  ученика убил! Вот так  встреча!
-Получается так,  Петрович! –  Славик  чокнулся  с Петровичем  и выпил  вино, - Макаренко  отдыхает!