ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Гитара - любовь моя

Гитара - любовь моя

8 сентября 2013 - Аркадий Папулов
article157441.jpg

На фото играю в ДК Профсоюзов города Магадана на смотре художественной самодеятельности частей Магаданского гарнизона в1981 году, где я в это время служил.

  Я, Папулов Аркадий Семенович, родился 17 июня 1941года. 22 июня началась война. Отца, Папулова Семена Екимовича, сразу призвали на войну. Перед уездом на фронт он посмотрел на меня через окно роддома. В конце 1941 года он погиб. Так я и не познал любви родного отца. До окончания школы в1958 году проживал в Кировской области, село Порек, Кильмезского района.        В классе 5-ом по радио услышал радиопередачу о том, как к семье погибшего на войне солдата приехал его фронтовой друг ... и ему мальчик сыграл сочиненную, в память об отце, пьесу на балалайке... Это так мне запало в душу, что я сразу попросил маму купить мне балалайку. Но, во - первых, их не было в нашем магазине, во - вторых, у нас не было музыкальной школы и представления о ней. И купили мне гармошку, но учиться было не у кого. Пиликал..., но, однажды, прочитал в газете "Пионерская правда", что можно выписать самоучитель и ноты через магазин "Ноты - Почтой". Что и сделал. Долго и упорно учился по самоучителю ... и к 8 - 9 классу стал ведущим гармонистом в клубе своего села... Иногда в клубе брал баян, почувствовал, что смогу и на нем научиться. Решили заказать в магазине баян (в 10 классе), но когда привезли баян, было уже не до него. Умерла мама...больше близких родных у меня не было ни кого. Через какое - то время увидел в магазине простую 7 струнную гитару, купил её. Но, снова, учиться было не у кого. Имея опыт, выписал самоучитель Сазонова. Нотную грамоту уже хорошо знал и начал упорно заниматься. После окончания 10 класса уехал учиться в г. Киров в Техническое училище №3, а гитара стала моей верной спутницей.   Во – время учебы в училище успел 1,5 года поиграть в самодеятельном оркестре народных инструментов (при клубе железнодорожников), которым руководил зам. директора нашего училища
Калистратов Николай Петрович – великий поклонник музыки и художественной самодеятельности. Играли по нотно-цифровой системе. Играли не большие пьесы, часто выступали на смотрах художественной самодеятельности, в том числе в областном театре, ездили с концертами по станциям Горьковской железной дороги. Как попал в оркестр, стоит рассказать особо. Проходя мимо клуба железнодорожников г. Кирова, я увидел объявление о приглашении желающих участвовать в художественной самодеятельности, в т.ч. в оркестре народных инструментов. Я решил зайти, но дежурная не пропустила, сказав, что объявление старое и записи уже давно нет, а участники проходят по специальным пропускам. Я был сильно огорчен,… пытался пройти в течение 2-х месяцев несколько раз. И вот, однажды, во – время очередной «дискуссии» с дежурной, она подзывает седовласого мужчину и говорит, что этот юноша уже надоел мне, все просится к Вам! В ответ она услышала, что это наш, пусть проходит! А я стоял с раскрытыми глазами – это был заместитель директора училища, в котором я учился…. Захожу с ним в комнату, а там играют на разных инструментах … Он спросил меня: «На чем я играю?” Оторопевший, я сказал, что не на чем не умею. Тогда он посадил меня за балалайку, сказав, пока посмотри, послушай, а в конце занятий займусь тобой. Так я проиграл месяца 2-3, а затем сознался, что играю на семиструнной гитаре по нотам. На что получил ответ, что через несколько дней он купит гитару. Так и было. Вскоре Николай Петрович мне стал давать сольные пьесы и дуэты с домрой и балалайкой и выпускать в концертах на сцену между номерами оркестра. Занятия в оркестре мне многое дали. Продвинули меня в понимании музыки, укрепили уверенность в руках, особенно в аккордовой технике, т.к. в оркестре я в основном играл аккомпанирующие партии. Не менее важным для меня (пацана без родителей и родных) было то, что участникам художественной самодеятельности давали удостоверения, по которым можно было ходить бесплатно в Клуб железнодорожников на все фильмы и концерты, танцы, а зимой на каток! Этой возможностью я активно пользовался и не жалею! По окончанию училища направили работать электромехаником СЦБ на разъезд Красносельский Кировской области, где отработал 2 года, продолжая самостоятельно заниматься гитарой 1-2 часа ежедневно.
   В 1962 г. поступил в военное училище в г. Ставрополе, заниматься гитарой времени было мало, но я находил его, часто занимался после отбоя в комнате быта по разрешению командира. В 1965 году окончил военное училище, и началась служба в армии. Служил в армии до 1992г., продолжая находить время поиграть по нотам, держать свой репертуар. Уезжая в отпуск, я всегда ездил через Москву и заходил в нотные магазины на Неглинку, ул. Герцена и давно знакомый магазин "Ноты - почтой" у метро Войковская. Покупал ноты для 7 стр. гитары. Однажды увидел и купил книгу
Б. Вольмана "Гитара в России". А позже еще одну его книгу "Гитара и гитаристы". Почитав их, понял, что я полнейший дилетант в гитарной музыке. Чуть позже мне попали на глаза пластинки Бориса Окунева, Марии Луизы Анидо. Их игра меня просто очаровала ...! Прочитав заметку о том, что можно заочно окончить курс гитары в Заочном народном университете им. Крупской в Москве, что я сделал без особых усилий, ибо уже знал ноты и играл. Особенно помогло мне осознать свои музыкальные ошибки учебное пособие, присланное с университета. Получил в 1973 г. свидетельство, которое пригодилось мне значительно позже.Занимался у педагога Богдановой Тамары Николаевны.      И, последнее, что окончательно продвинуло меня к пониманию гитарной музыки, это посещение концертов Александра Михайловича Иванова-Крамского, беседы с ним после концерта и дуэта Николас и Эльзы Альфонсо в г. Ереване в 1973 году. В Ереване познакомился с гитаристом Эдуардом Бадаляном, который бывал у меня и я у него. Он ознакомил меня с большим количеством пьес с купленных мною нот, присылал мне интересные пьесы. С этого момента я стал, при первой возможности, посещать концерты гитаристов, знакомиться с ними, а также с педагогами музыкальных школ и студий. Как военный, много ездил по стране и это открывало мне много возможностей. Активно искал пластинки, записывал записи с радио и TV. Постоянно слушал их.
   После 1973 года начал осваивать шестиструнку. Семиструнку в руки больше не брал. В последующие годы удалось посетить концерты гитаристов: Мануэля Кано, Ивао Судзуки, Майкла Лоримера, Массимо Гасбаррони, Валерия Петренко дважды, Александра Фраучи, В.Агабабова, В.Баранова, С. КоноваловаТенгиза Гамидадзе, с которым мы общались многие годы и др. Особенно приятно сейчас вспоминать дружбу, встречи и переписку с Анатолием Николаевичем Кириченко (г.Киев), с Юрием Сергеевичем Пономаревым (г. Магадан) – очень приятный и интересный собеседник, знаток гитары, С Петром Петровичем Ивачевым, Володей Герасименко (г. Хабаровск) и др. От великого знатока истории гитары и гитарной музыки Петра Ивачева, имеющего в то время очень редкие записи, многие из которых я записал на магнитофон, посетившего Донецкий гитарный фестиваль ..., я познал гитару еще глубже. Сам он гитарой владел слабо, но знал ее и музыку для гитары глубоко. Но, главное, так мог увлечь приходивших к нему в студию, что, пройдя курс игры, большинство студийцев продолжали заниматься и оставались большими ценителями и любителями гитары. Вернувшись на Кавказ, я многие годы общался с ним через письма. Замечательный был ЧЕЛОВЕК! Во время службы в армии я часто проводил беседы о гитаре и гитарной музыке, играл. Всегда брал гитару с собой при поездках в командировку. Часто организовывал концерты музыкантов, артистов в воинских частях, где служил. Так, для примера, в 1979 году, когда служил в Магадане, один из сослуживцев сообщил мне, что 30 минут назад был в гостинице и видел какого приехавшего гитариста. Я сразу поехал и нашел его, познакомился. Это был Борис Окунев, приехавший с артистами Анатолием Федориновым и Альпиной Верновой, которые играли дуэтом спектакль «Калина красная», а он им аккопанировал. Я договорился с ними дать шефский концерт в части. В части они сыграли половину спектакля, а остальное время дали поиграть Б.Окуневу. Всем очень понравилось. Они пригласили нас на полный спектакль в Магаданский театр. Вечером они были у меня в гостях, было очень интересная беседа ..., но до серьезной музыки дело не дошло. Поэтому я договорился встретиться с Борисом на следующий день после спектакля снова у меня дома. После 1,5 часовой разминки он дал целый концерт, исполнив в т.ч. незнакомые мне Сонату Сихры и Концерт Паганини. Все это было записано на пленку. После этого мы не раз встречались в Москве, именно он меня пригласил первый раз на концерт Александра Фраучи.Вскоре я купил пластинку с записями А.Фраучи. Его игрой я был покорен!
   В 1992 году я уволился из армии в звании подполковника, и переехал из г. Тбилиси в г. Волжский. В Тбилиси жить уже было просто невозможно. Вещи и семью перевез только в 1993 году. Перенес две операции. Время было трудное. Пока не было квартиры, устроился работать в ПТУ педагогом Истории Отечества, Права и Обществознания, при условии, что мне дадут комнату в общежитии до получения квартиры. Квартиру ждал три года. Все эти годы ни с кем из гитаристов не общался, но на досуге занимался, держа форму. Но в 1997 году решил поискать гитаристов. Позвонил в муз. школу и узнал, что через два дня в г. Волгограде начнется
Международный фестиваль гитаристов. В это время я как раз уволился с работы. Время было, и я с 5 по 12 октября посетил все концерты и мастер - классы, которые брали студенты Гнесинки - ученики Александра Фраучи. Со многими я познакомился. Организатором фестиваля был Александр Фраучи. В концертах играли гитаристы: Карло Маркионе (Италия), Роберто Ауссель(Аргентина), Рафаэла Смитс (Бельгия), Августин Видеман (Германия), Ян Хенгмитх(Германия, фламенко), замечу, что на его концертах сидели даже на приступках зала, Александр Ренгач (Украина), Александр Фраучи, Вадим Чабанов, Евгений Финкельштейн. В заключительном концерте, так же, выступил ученик А.Фраучи Аркадий Резник. Ему тогда было 10 лет. Сыграл 1 и 2 прелюдии Лобоса, «У ворот, ворот» в обработке Иванова - Крамского, «Фантазию» Виньяса. Играл не по возрасту хорошо. В итоге я получил много впечатлений и значительно углубил понимание гитары, а главное познакомился и пообщался с гитаристами...                                                                                                                                                                                                          В ноябре 1998 года принял решение попробовать учить детей играть на гитаре в детском клубе "Сириус". Удобств для учебы не было, но дети занимались с удовольствием. Весной 1999 года Болдырев Александр Кузьмич, преподаватель ДМШ -3, пригласил меня временно заменить одного из педагогов школы, а с 1 сентября 1999 года директор школы Шапиро Светлана Владимировна предложила мне работать педагогом по классу гитары. Так  моё увлечение гитарой стало моей специальностью. 

PS.    23.04.2016 года уволился по собственному желанию, в связи с болезнью жены её сестры, проживающей оиноко  в г. Москве и требущей ухода за ней. 

© Copyright: Аркадий Папулов, 2013

Регистрационный номер №0157441

от 8 сентября 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0157441 выдан для произведения:

  Я, Папулов Аркадий Семенович, родился 17 июня 1941года. 22 июня началась война. Отца, Папулова Семена Екимовича, сразу призвали на войну. Перед уездом на фронт он посмотрел на меня через окно роддома. В конце 1941 года он погиб. Так я и не познал любви родного отца. До окончания школы в1958 году проживал в Кировской области, село Порек, Кильмезского района.        В классе 5-ом по радио услышал радиопередачу о том, как к семье погибшего на войне солдата приехал его фронтовой друг ... и ему мальчик сыграл сочиненную, в память об отце, пьесу на балалайке... Это так мне запало в душу, что я сразу попросил маму купить мне балалайку. Но, во - первых, их не было в нашем магазине, во - вторых, у нас не было музыкальной школы и представления о ней. И купили мне гармошку, но учиться было не у кого. Пиликал..., но, однажды, прочитал в газете "Пионерская правда", что можно выписать самоучитель и ноты через магазин "Ноты - Почтой". Что и сделал. Долго и упорно учился по самоучителю ... и к 8 - 9 классу стал ведущим гармонистом в клубе своего села... Иногда в клубе брал баян, почувствовал, что смогу и на нем научиться. Решили заказать в магазине баян (в 10 классе), но когда привезли баян, было уже не до него. Умерла мама...больше близких родных у меня не было ни кого. Через какое - то время увидел в магазине простую 7 струнную гитару, купил её. Но, снова, учиться было не у кого. Имея опыт, выписал самоучитель Сазонова. Нотную грамоту уже хорошо знал и начал упорно заниматься. После окончания 10 класса уехал учиться в г. Киров в Техническое училище №3, а гитара стала моей верной спутницей.   Во – время учебы в училище успел 1,5 года поиграть в самодеятельном оркестре народных инструментов (при клубе железнодорожников), которым руководил зам. директора нашего училища Калистратов Николай Петрович – великий поклонник музыки и художественной самодеятельности. Играли по нотно-цифровой системе. Играли не большие пьесы, часто выступали на смотрах художественной самодеятельности, в том числе в областном театре, ездили с концертами по станциям Горьковской железной дороги. Как попал в оркестр, стоит рассказать особо. Проходя мимо клуба железнодорожников г. Кирова, я увидел объявление о приглашении желающих участвовать в художественной самодеятельности, в т.ч. в оркестре народных инструментов. Я решил зайти, но дежурная не пропустила, сказав, что объявление старое и записи уже давно нет, а участники проходят по специальным пропускам. Я был сильно огорчен,… пытался пройти в течение 2-х месяцев несколько раз. И вот, однажды, во – время очередной «дискуссии» с дежурной, она подзывает седовласого мужчину и говорит, что этот юноша уже надоел мне, все просится к Вам! В ответ она услышала, что это наш, пусть проходит! А я стоял с раскрытыми глазами – это был заместитель директора училища, в котором я учился…. Захожу с ним в комнату, а там играют на разных инструментах … Он спросил меня: «На чем я играю?” Оторопевший, я сказал, что не на чем не умею. Тогда он посадил меня за балалайку, сказав, пока посмотри, послушай, а в конце занятий займусь тобой. Так я проиграл месяца 2-3, а затем сознался, что играю на семиструнной гитаре по нотам. На что получил ответ, что через несколько дней он купит гитару. Так и было. Вскоре Николай Петрович мне стал давать сольные пьесы и дуэты с домрой и балалайкой и выпускать в концертах на сцену между номерами оркестра. Занятия в оркестре мне многое дали. Продвинули меня в понимании музыки, укрепили уверенность в руках, особенно в аккордовой технике, т.к. в оркестре я в основном играл аккомпанирующие партии. Не менее важным для меня (пацана без родителей и родных) было то, что участникам художественной самодеятельности давали удостоверения, по которым можно было ходить бесплатно в Клуб железнодорожников на все фильмы и концерты, танцы, а зимой на каток! Этой возможностью я активно пользовался и не жалею! По окончанию училища направили работать электромехаником СЦБ на разъезд Красносельский Кировской области, где отработал 2 года, продолжая самостоятельно заниматься гитарой 1-2 часа ежедневно.
   В 1962 г. поступил в военное училище в г. Ставрополе, заниматься гитарой времени было мало, но я находил его, часто занимался после отбоя в комнате быта по разрешению командира. В 1965 году окончил военное училище, и началась служба в армии. Служил в армии до 1992г., продолжая находить время поиграть по нотам, держать свой репертуар. Уезжая в отпуск, я всегда ездил через Москву и заходил в нотные магазины на Неглинку, ул. Герцена и давно знакомый магазин "Ноты - почтой" у метро Войковская. Покупал ноты для 7 стр. гитары. Однажды увидел и купил книгу
Б. Вольмана "Гитара в России". А позже еще одну его книгу "Гитара и гитаристы". Почитав их, понял, что я полнейший дилетант в гитарной музыке. Чуть позже мне попали на глаза пластинки Бориса Окунева, Марии Луизы Анидо. Их игра меня просто очаровала ...! Прочитав заметку о том, что можно заочно окончить курс гитары в Заочном народном университете им. Крупской в Москве, что я сделал без особых усилий, ибо уже знал ноты и играл. Особенно помогло мне осознать свои музыкальные ошибки учебное пособие, присланное с университета. Получил в 1973 г. свидетельство, которое пригодилось мне значительно позже.Занимался у педагога Богдановой Тамары Николаевны.      И, последнее, что окончательно продвинуло меня к пониманию гитарной музыки, это посещение концертов Александра Михайловича Иванова-Крамского, беседы с ним после концерта и дуэта Николас и Эльзы Альфонсо в г. Ереване в 1973 году. В Ереване познакомился с гитаристом Эдуардом Бадаляном, который бывал у меня и я у него. Он ознакомил меня с большим количеством пьес с купленных мною нот, присылал мне интересные пьесы. С этого момента я стал, при первой возможности, посещать концерты гитаристов, знакомиться с ними, а также с педагогами музыкальных школ и студий. Как военный, много ездил по стране и это открывало мне много возможностей. Активно искал пластинки, записывал записи с радио и TV. Постоянно слушал их.

   После 1973 года начал осваивать шестиструнку. Семиструнку в руки больше не брал. В последующие годы удалось посетить концерты гитаристов: Мануэля Кано, Ивао Судзуки, Майкла Лоримера, Массимо Гасбаррони, Валерия Петренко дважды, Александра Фраучи, В.Агабабова, В.Баранова, С. КоноваловаТенгиза Гамидадзе, с которым мы общались многие годы и др. Особенно приятно сейчас вспоминать дружбу, встречи и переписку с Анатолием Николаевичем Кириченко (г.Киев), с Юрием Сергеевичем Пономаревым (г. Магадан) – очень приятный и интересный собеседник, знаток гитары, С Петром Петровичем Ивачевым, Володей Герасименко (г. Хабаровск) и др. От великого знатока истории гитары и гитарной музыки Петра Ивачева, имеющего в то время очень редкие записи, многие из которых я записал на магнитофон, посетившего Донецкий гитарный фестиваль ..., я познал гитару еще глубже. Сам он гитарой владел слабо, но знал ее и музыку для гитары глубоко. Но, главное, так мог увлечь приходивших к нему в студию, что, пройдя курс игры, большинство студийцев продолжали заниматься и оставались большими ценителями и любителями гитары. Вернувшись на Кавказ, я многие годы общался с ним через письма. Замечательный был ЧЕЛОВЕК! Во время службы в армии я часто проводил беседы о гитаре и гитарной музыке, играл. Всегда брал гитару с собой при поездках в командировку. Часто организовывал концерты музыкантов, артистов в воинских частях, где служил. Так, для примера, в 1979 году, когда служил в Магадане, один из сослуживцев сообщил мне, что 30 минут назад был в гостинице и видел какого приехавшего гитариста. Я сразу поехал и нашел его, познакомился. Это был Борис Окунев, приехавший с артистами Анатолием Федориновым и Альпиной Верновой, которые играли дуэтом спектакль «Калина красная», а он им аккопанировал. Я договорился с ними дать шефский концерт в части. В части они сыграли половину спектакля, а остальное время дали поиграть Б.Окуневу. Всем очень понравилось. Они пригласили нас на полный спектакль в Магаданский театр. Вечером они были у меня в гостях, было очень интересная беседа ..., но до серьезной музыки дело не дошло. Поэтому я договорился встретиться с Борисом на следующий день после спектакля снова у меня дома. После 1,5 часовой разминки он дал целый концерт, исполнив в т.ч. незнакомые мне Сонату Сихры и Концерт Паганини. Все это было записано на пленку. После этого мы не раз встречались в Москве, именно он меня пригласил первый раз на концерт Александра Фраучи.Вскоре я купил пластинку с записями А.Фраучи. Его игрой я был покорен!
   В 1992 году я уволился из армии в звании подполковника, и переехал из г. Тбилиси в г. Волжский. В Тбилиси жить уже было просто невозможно. Вещи и семью перевез только в 1993 году. Перенес две операции. Время было трудное. Пока не было квартиры, устроился работать в ПТУ педагогом Истории Отечества, Права и Обществознания, при условии, что мне дадут комнату в общежитии до получения квартиры. Квартиру ждал три года. Все эти годы ни с кем из гитаристов не общался, но на досуге занимался, держа форму. Но в 1997 году решил поискать гитаристов. Позвонил в муз. школу и узнал, что через два дня в г. Волгограде начнется
Международный фестиваль гитаристов. В это время я как раз уволился с работы. Время было, и я с 5 по 12 октября посетил все концерты и мастер - классы, которые брали студенты Гнесинки - ученики Александра Фраучи. Со многими я познакомился. Организатором фестиваля был Александр Фраучи. В концертах играли гитаристы: Карло Маркионе (Италия), Роберто Ауссель(Аргентина), Рафаэла Смитс (Бельгия), Августин Видеман (Германия), Ян Хенгмитх(Германия, фламенко), замечу, что на его концертах сидели даже на приступках зала, Александр Ренгач (Украина), Александр Фраучи, Вадим Чабанов, Евгений Финкельштейн. В заключительном концерте, так же, выступил ученик А.Фраучи Аркадий Резник. Ему тогда было 10 лет. Сыграл 1 и 2 прелюдии Лобоса, «У ворот, ворот» в обработке Иванова - Крамского, «Фантазию» Виньяса. Играл не по возрасту хорошо. В итоге я получил много впечатлений и значительно углубил понимание гитары, а главное познакомился и пообщался с гитаристами...

 
Рейтинг: 0 1178 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!