ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Егорушка часть 2 и 3

Егорушка часть 2 и 3

23 июля 2017 - Сергей Чернец
Егорушка часть 2 и 3Сергий Чернец
Часть 2.
Телега долго тряслась проезжая мимо сосен. Когда трясучка кончилась, проехали, наконец, сосновый лес, - начался березняк, и телега по песчаной колее шла спокойно. Это была широкая полоса светлых березовых стволов, с километр широты, тянущаяся через всю через всю «тайгу» огромный лесной массив отделявший деревню Егорушкину от района, на восемь километров. И тут, в березовом лесу были полянки, болотистые ямки. Кроме берез, в «светлом лесу», прозванном так в народе, попадались одинокие елочки и, кучкой стоящие, осинки. Сюда ходили деревенские мальчишки и девчонки за ягодой, за земляникой и за брусникой вокруг небольших заболоченных участков. Осенью в этом же березняке было много грибов, как вспоминал Егорушка, прощаясь со знакомыми местам. 
И вспомнилось, как они с бабушкой ходили за малиной. От Н-ской дороги, названной по наименованию райцентра, по краю березняка с густой сосново-еловой «тайгой», шла тропинка вглубь березового «светлого» леса к далёким оврагам у самой речки. Это та же речка, что бежала у них между деревнями; она, покинув их деревню, петляла далее по лесу.
Там у лесных оврагов, по их «берегам», были заросли дикой лесной малины. И там водились лесные дикие звери. Егорушка видел зайца, улепетывавшего прыжками, показываясь из высокой травы длинными ушами, зигзагами петляя мимо белых стволов стройных берез. Где-то среди оврагов, с поваленными, упавшими со склонов деревьями, говорят, жили медведи, устраивая свои зимние берлоги в ямах под вывернутыми корнями валежника. Медведи им с бабушкой не встречались. А на обратном пути домой, когда они несли полные плетеные корзинки с малиной, однажды, в прошлом году, кажется, - им встретилась лиса, и это было яркое свежее воспоминание. Рыжая лисичка неожиданно выскочила впереди на тропинку и остановилась, глядя на Егорушку. Они с бабушкой тоже остановились. Постояв и поглядев на «пешеходов» с грузом, она ушла в лес обратно, тропинку переходить не захотела, а побежала к оврагу, к темному еловому с осинами лесу.
Бабушка была довольна и рада за внука, а Егорушка был рад всяким видам естественной природной красоты. В его сознание, с малолетства, бабушка закладывала здоровые понятия единства природы и человека: о том, что человек является частью природы, её детищем, и не губить природу, а «возделывать» и «оберегать» её должен; лишний раз не надо ломать ветки и губить полевые цветы. – Это внушение Егорушка получил после своего рассказа про игры с деревенскими ребятами: он, взахлеб радостно рассказывал, как они играли в «пиратов». Они наломали веток, из которых сделали себе «сабли», а потом на опушке леса «рубили» цветы ромашки на высоких стеблях, «боролись» с чертополохом, и «срубали» с размаху сразу несколько колокольчиков и голубые васильки. «Одним махом, одним ударом…», Егорушка мог срубить сразу 5 ромашек.
И тогда, вечером, бабушка достала из Красного угла «Мудрую Книгу», в которой заключались все знания и вся мудрость человечества, - как она говорила. В тот вечер маленький Егорушка узнал истинные глубокие знания из уст мудрой бабушки.

2) История вторая бабушкиных рассказов из воспоминаний Егорушки.
«Вначале Бог сотворил Свет. Как написано: И сказал Бог: да будет Свет. Бог просто сказал, то есть Он сотворил Словом своим».
- Это, как волшебник в сказке, заклинание сказал словами? – спросил тогда еще маленький Егорушка.
- Да, - сказала бабушка. – Бог великий волшебник и Он творил Чудеса. Ведь всё что Он сотворил – это великое Чудо: вся прекрасная природа вокруг нас, и Солнце и Луна и звезды. И птицы пернатые и ящерицы зелененькие и красные, и разные бабочки – всё вокруг чудесно сотворенный Богом мир.
«И увидел Бог Свет, что он хорош, и отделил Бог Свет от Тьмы. И назвал Бог Свет – днем, а тьму – ночью». Ты же видишь, как хорошо днем, когда вокруг светло, и разноцветные цветочки и бабочки летают, и зеленые деревья в лесу шумят листвой, и птички поют!
Так сотворил Бог мир наш за 6 дней. Это дни не наши земные, потому что времени тогда тоже не было, Бог живет всегда, вечно. Где для нас тысяча дней пройдет – для Бога всего лишь, может быть, один день. И наоборот, если для нас один день прошел, то для Бога он длится целую вечность, время может остановиться и Бог может всё исправить и поправить, и пустить время идти опять. – «Мальчик понимающе кивнул бабушке: он понимал, что Богу всё легко можно было сделать – ведь Он самый великий «волшебник», который мог создать всё-всё в мире. Надо просить его в молитве, как бабушка делает каждый день, она, наверное, молится, чтобы день прошел хорошо, и не было беды и не случилось происшествий разных нехороших…». 
А бабушка продолжала читать и рассказывать:
«И насадил Бог рай в Эдеме на востоке», - где было тепло всегда, как у нас летом. Так тепло как в Африке бывает, даже жарко; и в Африке и в других странах на юге люди не носят одежду.
«И создал Бог Человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал Человек душою живою» - читала бабушка.
«Взял Господь Бог Человека и поселил его в саду Эдемском» - читала она и поясняла. 
- Сад был большой, и первая обязанность Человека, как первая Заповедь, - это нужно было ухаживать за садом и хранить его, как написано, – наставительным тоном учила бабушка Егорушку. – Вот мы ухаживаем за нашим огородом и садиком. У нас растут яблони и вишни, и помидоры и огурцы, и свекла и морковка. Так и в саду земном, Эдемском, в древние времена, росли деревья и приносили фрукты, которые Человек кушал.
Вот и надо было – не ломать ветки, а ухаживать за природой. Этот сад Эдемский – представлял всю природу земли. Ведь первый человек, которого звали Адам, жил один.
«И сказал Бог: не хорошо человеку одному, сотворим ему помощника» - «И привел Бог к человеку животных полевых и птиц лесных». – Вот у нас есть коровы и овцы, и собаки и кошки, а воробьи живут под крышей гнезда строя. Все животные нам помогают. Коровы пасутся в полях и лугах, собаки помогают охотиться человеку, а кошки от мышей берегут урожай в домах, воробьи гусениц клюют в саду нашем.

«Но не нашлось Адаму, первому человеку помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену (женщину), и привел её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою…, и будут два – одна плоть». – «И нарек Адам имя жене своей: Ева, что означает Жизнь, ибо она стала матерью всех живущих».
Многие вечера проводили они, Егорушка с бабушкой, за чтением «Мудрой Книги».
И верил Егорушка, что все на свете от Бога зависит: «на все воля Божия», по бабушкиным словам. С некоторой тоской ехал он в город. Привез их Петр Силыч на автовокзал, а сам уехал обратно в деревню. Предстояла Егорушке новая жизнь: «в суете и между множества людей, которые снуют туда и сюда толпами», как он грустно думал. 
Мама брала Егорушку в город в магазины, а Егорушка первые дни боялся потеряться и всё держался за руку Мамы. Ему купили школьные принадлежности, и портфель, куда все поместилось: и карандаши и ручки и тетрадки.
В сентябре Егорушка пошел в школу, но это отдельная история, о которой надо рассказать особо.

Часть 3.
Человека в полном смысле этого слова может воспитать только другой человек. И воспитание это происходит через общение, - «с кем поведешься…». Жизненный опыт ребенок получает сначала через прямое подражание взрослым, а по мере взросления через словесные поучения-инструкции. Никаким другим способом, кроме общения, ребенок этот опыт жизни получить не может.
А школа это объединение детей в коллектив. Именно коллектив, имеет огромное значение в формировании человека. Егорушка в коллектив класса не вписался сразу.
Поначалу стеснялись все друг другу, но постепенно дети знакомились, разговаривали о своем. Егорушке говорить было не с кем. Потому что он с 6-ти лет выучил молитвы начальные в молитвослове наизусть. Он часто молился про себя, а молитву Отче наш читал тихим голосом, полушепотом, в классе, перед любым небольшим делом, которое собирался сделать. Или пойти из класса попросившись в туалет, и по приходу на урок, перед уроком. Это сразу же стало известно учительнице и всем ребятам. И ребята, весь класс, стали к нему относиться с опаской, и перестали с ним даже разговаривать, умолкали при его приближении. Сразу же были вызваны в школу родители, Мама Егорушки, которая сослалась на воспитание сына бабушкой, бабушка тоже вызвана была в школу на педсовет. Она приехала из деревни, поговорила с учителями. Её вызывали в Районо, в управление образования. И они долго беседовали с Егорушкой. «Не надо всем показывать, что ты отличаешься от других, - говорила бабушка, - пусть другие люди не верят в Бога, пусть они пока грешники, но повзрослеют и поймут, что мы правы и мир сотворен Богом и Богу надо молиться!». Многими другими словами поучала бабушка Егорушку, которого в школе звали «Егор - спустился с гор», уже ходила поговорка-анекдот, про грузина неграмотного, который с гор спустился соли купить, и не понимал новых людей и цивилизацию не мог воспринять, жил и воспитан был в горной пещере, как пещерный человек. Егорушка был похож чем-то на грузина: лицо его было смуглым, худощавое, и волосы черные-черные, разве что нос был обычный – картошкой.
Так и стал Егор в классе «изгоем». Когда образовали в школе среди первых классов «октябрятскую звездочку» - движение октябрят Егору не подходило, и он публично перед классом отказался и даже оскорбил всех, - назвав поклонниками сатаны и дьявола, потому что, якобы, звезда – это символ сатанинский. Опять был скандал, который подняла молоденькая учительница, только что закончившая пединститут, и впервые столкнувшаяся с таким упрямым ребенком, который восстал против всех общепринятых норм. 
А у ребенка, отвергаемого коллективом, группой, возникает чувство мести, возникает желание выделиться и стать в центре внимания общества. Его не принимают в свою группу, с ним не играют, не разговаривают и на него не обращают внимание. А лишённый внимания ребенок, чтобы добиться внимания группы решает выделиться стать на виду, и методы отрицательные тоже годятся для этой цели. Егора стали вызывать к директору часто. Он стал почему-то плохо себя вести. Порвал в коридоре стенгазету, где ему что-то не понравилось. - А именно, звездочка с Лениным внутри круга.
Кроме школьного коллектива, существовали «объединения», группы детей во дворе его городского дома. Пятиэтажные несколько домов стояли большой буквой «П» к улице, образовывая замкнутый двор с детской площадкой в середине. Тут были и беседки, где мужики играли по выходным в домино. А молодежь по вечерам играла в карты и пила пиво. Когда молодые слишком громко кричали, их прогоняли со двора местные старушки, жившие на первых этажах. И молодежь уходила за дома, где стояли гаражи. А сбоку к гаражам построена была голубятня, с верхним вторым этажом обтянутым сеткой, с пристроенной «лавой», площадкой-балконом из досок для голубей.
Мелкие ребята резвились во дворе, где можно было играть на маленьком футбольном поле, постарше пацаны бегали в гаражи, с которых прыгали. А еще бегали через дорогу в парк лазить там по деревьям. У голубятни собирались совсем «старшие» юноши и среди них были судимые ребята, кто «отсидел» в колониях для малолетних.
Егор пробовал играть со всеми в футбол, или бегать на гаражи, на крыши, они с ровесниками прыгали с гаража на гараж. Но его в эти «объединения-группы» ребята не приняли. С ребятами чуть постарше он тоже ходил в парк и пробовал по деревьям лазить, но когда упал и разбил коленку, заплакал, как малыш. После этого его не стали брать с собой и в эту группу ребята.
А когда в школе он прослыл за «плохого», скандалиста и хулигана (порвал стенгазету, подрался с вожатым октябрятской звездочки), - о Егоре узнали «старшаки», - это как раз те, кто ходил на голубятню. И Егору поручили ухаживать за голубями. Ребята узнали, что он верит в Бога: молится, и читал «Мудрую Книгу», это не вызвало усмешку, как у других ребят в школе, а наоборот за его «веру в Бога» Егора хвалили и стали уважительно обращаться с ним. Особенно заводила, «судимый» старший человек, парень лет 30-ти, общался с Егором очень почтительно. Он рассказывал, что у них в колонии «сидел» диакон настоящий, и он молебны творил в комнате, а администрация запрещала и сажала диакона в карцер, где кормили через день и давали только хлеб и кружку воды! Эта история потрясла всех, а Егор, который поддерживал «преследуемую Веру», и еще сам читал «Книгу книг» стал пользоваться большим уважением. Так Егор стал завсегдатаем голубятни и познакомился со шпаной всего района, потому что к ним приходили с других голубятен, обменивались-торговали голубями. Егор увлекся разведением голубей, нашел книги про голубей и стал заправским голубятником в районе.
В школе тоже были из старших классов «шпанистые ребята», и Егор стал дружить с ними. Он стал ходить на хулиганские выходки. И однажды за школой его научили курить сигареты. Бабушка была далеко в деревне, а Маме было некогда за ним следить, она работала на двух работах, чтобы купить кооперативную квартиру, о которой мечтала, в очередь за которой записалась в одном из кооперативов. Егор предоставлен был улице, и улица воспитывала его. Правила поведения, «понятия» так называемые он узнавал от шпаны, от судимых ребят, и в разговоре у Егора проскальзывали слова особого языка шпаны – он легко говорил «по фене». 
Егорушка, так любовно воспитанный и наученный бабушкой, легко мог «скатиться» на скользкий путь шпаны. Но тут вмешалось общество в воспитание Егора: после очередного хулиганства с ребятами из старших классов, его поставили на учет в «Детской комнате милиции». Школьники совершили кражу из спортзала школы, а открыл окно он, Егор, пролез в форточку. Ребят видели люди с соседних со школой домов и всех поймали и нашли у них мячи и другие вещи инвентаря спортивного.
Мама узнав, что сын стал «плохим», решила отдать его в музыкальную школу. Так Егор стал учиться в музыкальной школе, и у него не осталось времени, чтобы ходить к ребятам на голубятню, он стал редко с ними видеться, потому что после «музыкалки» ему нужно было идти в комнату «Детской милиции», там он делал школьное домашнее задание, а оттуда его забирала Мама. И так он ходил «отмечаться» почти целый месяц, пока Маме, наконец, не дали квартиру в новом районе города.
____________________
Неформальные малые группы возникают на базе общих личных интересов. По степени влияния на личность человека малые группы делятся на референтные и нереферентные. Представьте, что нашего Егора под влиянием Мамы заставили ходить в музыкальную школу. Однако Егор разделял мнение мальчишек во дворе, - что музыка – это «занятие для девчонок» и гораздо важнее голуби, чиграши, летуны, сивари и другие. Музыкальный класс и дворовые мальчишки – это две малые группы, в которые входит Егор, но взгляды одноклассников по музыкальной школе ему еще были чужды, а позиция приятелей со двора была близка и понятна. Для Егора – голубка белая, как для пацанов стоит ста мелодий Моцарта. Когда дети из музыкального класса упрекали его за то, что он не знает Бетховена Лунную сонату, например, Егору это было безразлично, так как во дворе никто не знает Бетховена. Но своим приятелям Егор стыдился сказать, что не мог прийти на голубятню, потому что увлекся изучением нотной грамоты. Для Егора дворовая компания являлась референтной, - то есть группой, в которой он находил образцы для подражания, мнения и нормы поведения которой он разделял. А музыкальный класс для Егора – была нереферентная группа.
_________________
Жизнь повернулась другой стороной для Егора, когда его бабушка умерла, и они поехали с Мамой её хоронить в деревню. На автовокзале в Райцентре их встречал знакомый Петр Силыч, на другой лошади запряженной в новую телегу с резиновыми колесами от автомобиля.
- А это наша молодежь изобрела, вот, сделали юные изобретатели, - указывал он на телегу. – К сожалению твоя Ласточка умерла в прошлом году, - сообщил Петр Силыч Егору грустную новость.
Когда тележка мягко проезжала окраину Райцентра, Егор всматривался в знакомые места. За стоящим на окраине Молокозаводом проехали здание с трубой, кочегарку, окруженную забором, за ним, сразу на взгорок перед колхозными полями открывалось уютное зеленое кладбище, обнесенное красивой оградой: столбы из булыжника и кованный из железных прутов забор с узорами, с треугольниками и квадратами и ромбами, видимо кузнецы были любители геометрических фигур.
Из-за ограды выглядывали деревянные и железные крашенные синей краской кресты и стеночками стояли плиты-памятники, которые прятались в глубине и зелени вишневых деревьев, и издали казались пятнами на белом фоне, когда вишня цвела. Егор вспомнил, как они ходили с бабушкой сюда на пасху, и на Дмитриевскую субботу осенью, когда на всех памятниках, на лавках и столиках за оградками могил падающие вишни оставляли кроваво-красные пятна. Там под вишнями спали его дедушка и еще родные, дедов брат с женой и их сыновья. А теперь сюда же привезут его бабушку Анастасию Николаевну, известную во всех трех ближайших деревнях их колхоза. Потому что она учила всех теперешних стариков и пожилых, - все ходили в трехлетку, только потом в 4-й класс их возили в школу в Райцентр.
На похоронах уже было всё готово, уже и отпевали. Ждали только их. Егор увидел бабушку в узком длинном гробу с двумя пятаками на глазах, которые не хотели закрываться. Такая милая родная бабушка, она пекла хорошие пироги, теперь же она как будто спит…. У Егора невольно навернулись слезы и он вышел на улицу и побежал плакать на сеновал, где раньше летом спал. На сеновале так и лежала постеленная давно старая дерюга на которую Егор упал и лил горькие слезы потери….
___________________
Наши эмоции – это ворота души, которые раскрываются иногда неожиданно. Эмоции – это субъективная реакция человека, отражающая и приятные и неприятные ощущения человека по отношению к другим людям, к явлениям и процессам, и к результатам своей деятельности. Эмоции – дополняют нашу речь, раскрывая богатство нашего внутреннего мира.
Эмоции призваны снимать также избыток перевозбуждения, превращая его в слезы (во время горя и беды), в покраснение или побледнение кожи (во время гнева) и так далее. Отсюда возникают чувства. 
Чувства – это устойчивое эмоциональное отношение человека к другим людям или явлениям. Чувства связаны с сознанием и могут развиваться и совершенствоваться. Различаются: (1) нравственные чувства – чувство долга, честь, (2) эстетические – чувство прекрасного, и (3) интеллектуальные чувства – жажда познания, любознательность.
Иногда в результате какого-то действия или неожиданных обстоятельств человек впадает в особое эмоциональное состояние – аффект. К аффектам относят бесконтрольные вспышки ярости, сильное отчаяние или оцепенение.
Из чувств рождается – страсть. Страсть – это тоже сложное эмоциональное состояние, направляющее все действия человека в сторону объекта страсти. Страсть может носить созидательный характер – тогда она ведет к новым открытиям в науке, к созданию великих произведений в искусстве. Но может страсть быть и разрушительной, - тогда она подавляет носителя и разрушает его личность.
Конец.

© Copyright: Сергей Чернец, 2017

Регистрационный номер №0391372

от 23 июля 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0391372 выдан для произведения: Егорушка часть 2 и 3Сергий Чернец
Часть 2.
Телега долго тряслась проезжая мимо сосен. Когда трясучка кончилась, проехали, наконец, сосновый лес, - начался березняк, и телега по песчаной колее шла спокойно. Это была широкая полоса светлых березовых стволов, с километр широты, тянущаяся через всю через всю «тайгу» огромный лесной массив отделявший деревню Егорушкину от района, на восемь километров. И тут, в березовом лесу были полянки, болотистые ямки. Кроме берез, в «светлом лесу», прозванном так в народе, попадались одинокие елочки и, кучкой стоящие, осинки. Сюда ходили деревенские мальчишки и девчонки за ягодой, за земляникой и за брусникой вокруг небольших заболоченных участков. Осенью в этом же березняке было много грибов, как вспоминал Егорушка, прощаясь со знакомыми местам. 
И вспомнилось, как они с бабушкой ходили за малиной. От Н-ской дороги, названной по наименованию райцентра, по краю березняка с густой сосново-еловой «тайгой», шла тропинка вглубь березового «светлого» леса к далёким оврагам у самой речки. Это та же речка, что бежала у них между деревнями; она, покинув их деревню, петляла далее по лесу.
Там у лесных оврагов, по их «берегам», были заросли дикой лесной малины. И там водились лесные дикие звери. Егорушка видел зайца, улепетывавшего прыжками, показываясь из высокой травы длинными ушами, зигзагами петляя мимо белых стволов стройных берез. Где-то среди оврагов, с поваленными, упавшими со склонов деревьями, говорят, жили медведи, устраивая свои зимние берлоги в ямах под вывернутыми корнями валежника. Медведи им с бабушкой не встречались. А на обратном пути домой, когда они несли полные плетеные корзинки с малиной, однажды, в прошлом году, кажется, - им встретилась лиса, и это было яркое свежее воспоминание. Рыжая лисичка неожиданно выскочила впереди на тропинку и остановилась, глядя на Егорушку. Они с бабушкой тоже остановились. Постояв и поглядев на «пешеходов» с грузом, она ушла в лес обратно, тропинку переходить не захотела, а побежала к оврагу, к темному еловому с осинами лесу.
Бабушка была довольна и рада за внука, а Егорушка был рад всяким видам естественной природной красоты. В его сознание, с малолетства, бабушка закладывала здоровые понятия единства природы и человека: о том, что человек является частью природы, её детищем, и не губить природу, а «возделывать» и «оберегать» её должен; лишний раз не надо ломать ветки и губить полевые цветы. – Это внушение Егорушка получил после своего рассказа про игры с деревенскими ребятами: он, взахлеб радостно рассказывал, как они играли в «пиратов». Они наломали веток, из которых сделали себе «сабли», а потом на опушке леса «рубили» цветы ромашки на высоких стеблях, «боролись» с чертополохом, и «срубали» с размаху сразу несколько колокольчиков и голубые васильки. «Одним махом, одним ударом…», Егорушка мог срубить сразу 5 ромашек.
И тогда, вечером, бабушка достала из Красного угла «Мудрую Книгу», в которой заключались все знания и вся мудрость человечества, - как она говорила. В тот вечер маленький Егорушка узнал истинные глубокие знания из уст мудрой бабушки.

2) История вторая бабушкиных рассказов из воспоминаний Егорушки.
«Вначале Бог сотворил Свет. Как написано: И сказал Бог: да будет Свет. Бог просто сказал, то есть Он сотворил Словом своим».
- Это, как волшебник в сказке, заклинание сказал словами? – спросил тогда еще маленький Егорушка.
- Да, - сказала бабушка. – Бог великий волшебник и Он творил Чудеса. Ведь всё что Он сотворил – это великое Чудо: вся прекрасная природа вокруг нас, и Солнце и Луна и звезды. И птицы пернатые и ящерицы зелененькие и красные, и разные бабочки – всё вокруг чудесно сотворенный Богом мир.
«И увидел Бог Свет, что он хорош, и отделил Бог Свет от Тьмы. И назвал Бог Свет – днем, а тьму – ночью». Ты же видишь, как хорошо днем, когда вокруг светло, и разноцветные цветочки и бабочки летают, и зеленые деревья в лесу шумят листвой, и птички поют!
Так сотворил Бог мир наш за 6 дней. Это дни не наши земные, потому что времени тогда тоже не было, Бог живет всегда, вечно. Где для нас тысяча дней пройдет – для Бога всего лишь, может быть, один день. И наоборот, если для нас один день прошел, то для Бога он длится целую вечность, время может остановиться и Бог может всё исправить и поправить, и пустить время идти опять. – «Мальчик понимающе кивнул бабушке: он понимал, что Богу всё легко можно было сделать – ведь Он самый великий «волшебник», который мог создать всё-всё в мире. Надо просить его в молитве, как бабушка делает каждый день, она, наверное, молится, чтобы день прошел хорошо, и не было беды и не случилось происшествий разных нехороших…». 
А бабушка продолжала читать и рассказывать:
«И насадил Бог рай в Эдеме на востоке», - где было тепло всегда, как у нас летом. Так тепло как в Африке бывает, даже жарко; и в Африке и в других странах на юге люди не носят одежду.
«И создал Бог Человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал Человек душою живою» - читала бабушка.
«Взял Господь Бог Человека и поселил его в саду Эдемском» - читала она и поясняла. 
- Сад был большой, и первая обязанность Человека, как первая Заповедь, - это нужно было ухаживать за садом и хранить его, как написано, – наставительным тоном учила бабушка Егорушку. – Вот мы ухаживаем за нашим огородом и садиком. У нас растут яблони и вишни, и помидоры и огурцы, и свекла и морковка. Так и в саду земном, Эдемском, в древние времена, росли деревья и приносили фрукты, которые Человек кушал.
Вот и надо было – не ломать ветки, а ухаживать за природой. Этот сад Эдемский – представлял всю природу земли. Ведь первый человек, которого звали Адам, жил один.
«И сказал Бог: не хорошо человеку одному, сотворим ему помощника» - «И привел Бог к человеку животных полевых и птиц лесных». – Вот у нас есть коровы и овцы, и собаки и кошки, а воробьи живут под крышей гнезда строя. Все животные нам помогают. Коровы пасутся в полях и лугах, собаки помогают охотиться человеку, а кошки от мышей берегут урожай в домах, воробьи гусениц клюют в саду нашем.

«Но не нашлось Адаму, первому человеку помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену (женщину), и привел её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою…, и будут два – одна плоть». – «И нарек Адам имя жене своей: Ева, что означает Жизнь, ибо она стала матерью всех живущих».
Многие вечера проводили они, Егорушка с бабушкой, за чтением «Мудрой Книги».
И верил Егорушка, что все на свете от Бога зависит: «на все воля Божия», по бабушкиным словам. С некоторой тоской ехал он в город. Привез их Петр Силыч на автовокзал, а сам уехал обратно в деревню. Предстояла Егорушке новая жизнь: «в суете и между множества людей, которые снуют туда и сюда толпами», как он грустно думал. 
Мама брала Егорушку в город в магазины, а Егорушка первые дни боялся потеряться и всё держался за руку Мамы. Ему купили школьные принадлежности, и портфель, куда все поместилось: и карандаши и ручки и тетрадки.
В сентябре Егорушка пошел в школу, но это отдельная история, о которой надо рассказать особо.

Часть 3.
Человека в полном смысле этого слова может воспитать только другой человек. И воспитание это происходит через общение, - «с кем поведешься…». Жизненный опыт ребенок получает сначала через прямое подражание взрослым, а по мере взросления через словесные поучения-инструкции. Никаким другим способом, кроме общения, ребенок этот опыт жизни получить не может.
А школа это объединение детей в коллектив. Именно коллектив, имеет огромное значение в формировании человека. Егорушка в коллектив класса не вписался сразу.
Поначалу стеснялись все друг другу, но постепенно дети знакомились, разговаривали о своем. Егорушке говорить было не с кем. Потому что он с 6-ти лет выучил молитвы начальные в молитвослове наизусть. Он часто молился про себя, а молитву Отче наш читал тихим голосом, полушепотом, в классе, перед любым небольшим делом, которое собирался сделать. Или пойти из класса попросившись в туалет, и по приходу на урок, перед уроком. Это сразу же стало известно учительнице и всем ребятам. И ребята, весь класс, стали к нему относиться с опаской, и перестали с ним даже разговаривать, умолкали при его приближении. Сразу же были вызваны в школу родители, Мама Егорушки, которая сослалась на воспитание сына бабушкой, бабушка тоже вызвана была в школу на педсовет. Она приехала из деревни, поговорила с учителями. Её вызывали в Районо, в управление образования. И они долго беседовали с Егорушкой. «Не надо всем показывать, что ты отличаешься от других, - говорила бабушка, - пусть другие люди не верят в Бога, пусть они пока грешники, но повзрослеют и поймут, что мы правы и мир сотворен Богом и Богу надо молиться!». Многими другими словами поучала бабушка Егорушку, которого в школе звали «Егор - спустился с гор», уже ходила поговорка-анекдот, про грузина неграмотного, который с гор спустился соли купить, и не понимал новых людей и цивилизацию не мог воспринять, жил и воспитан был в горной пещере, как пещерный человек. Егорушка был похож чем-то на грузина: лицо его было смуглым, худощавое, и волосы черные-черные, разве что нос был обычный – картошкой.
Так и стал Егор в классе «изгоем». Когда образовали в школе среди первых классов «октябрятскую звездочку» - движение октябрят Егору не подходило, и он публично перед классом отказался и даже оскорбил всех, - назвав поклонниками сатаны и дьявола, потому что, якобы, звезда – это символ сатанинский. Опять был скандал, который подняла молоденькая учительница, только что закончившая пединститут, и впервые столкнувшаяся с таким упрямым ребенком, который восстал против всех общепринятых норм. 
А у ребенка, отвергаемого коллективом, группой, возникает чувство мести, возникает желание выделиться и стать в центре внимания общества. Его не принимают в свою группу, с ним не играют, не разговаривают и на него не обращают внимание. А лишённый внимания ребенок, чтобы добиться внимания группы решает выделиться стать на виду, и методы отрицательные тоже годятся для этой цели. Егора стали вызывать к директору часто. Он стал почему-то плохо себя вести. Порвал в коридоре стенгазету, где ему что-то не понравилось. - А именно, звездочка с Лениным внутри круга.
Кроме школьного коллектива, существовали «объединения», группы детей во дворе его городского дома. Пятиэтажные несколько домов стояли большой буквой «П» к улице, образовывая замкнутый двор с детской площадкой в середине. Тут были и беседки, где мужики играли по выходным в домино. А молодежь по вечерам играла в карты и пила пиво. Когда молодые слишком громко кричали, их прогоняли со двора местные старушки, жившие на первых этажах. И молодежь уходила за дома, где стояли гаражи. А сбоку к гаражам построена была голубятня, с верхним вторым этажом обтянутым сеткой, с пристроенной «лавой», площадкой-балконом из досок для голубей.
Мелкие ребята резвились во дворе, где можно было играть на маленьком футбольном поле, постарше пацаны бегали в гаражи, с которых прыгали. А еще бегали через дорогу в парк лазить там по деревьям. У голубятни собирались совсем «старшие» юноши и среди них были судимые ребята, кто «отсидел» в колониях для малолетних.
Егор пробовал играть со всеми в футбол, или бегать на гаражи, на крыши, они с ровесниками прыгали с гаража на гараж. Но его в эти «объединения-группы» ребята не приняли. С ребятами чуть постарше он тоже ходил в парк и пробовал по деревьям лазить, но когда упал и разбил коленку, заплакал, как малыш. После этого его не стали брать с собой и в эту группу ребята.
А когда в школе он прослыл за «плохого», скандалиста и хулигана (порвал стенгазету, подрался с вожатым октябрятской звездочки), - о Егоре узнали «старшаки», - это как раз те, кто ходил на голубятню. И Егору поручили ухаживать за голубями. Ребята узнали, что он верит в Бога: молится, и читал «Мудрую Книгу», это не вызвало усмешку, как у других ребят в школе, а наоборот за его «веру в Бога» Егора хвалили и стали уважительно обращаться с ним. Особенно заводила, «судимый» старший человек, парень лет 30-ти, общался с Егором очень почтительно. Он рассказывал, что у них в колонии «сидел» диакон настоящий, и он молебны творил в комнате, а администрация запрещала и сажала диакона в карцер, где кормили через день и давали только хлеб и кружку воды! Эта история потрясла всех, а Егор, который поддерживал «преследуемую Веру», и еще сам читал «Книгу книг» стал пользоваться большим уважением. Так Егор стал завсегдатаем голубятни и познакомился со шпаной всего района, потому что к ним приходили с других голубятен, обменивались-торговали голубями. Егор увлекся разведением голубей, нашел книги про голубей и стал заправским голубятником в районе.
В школе тоже были из старших классов «шпанистые ребята», и Егор стал дружить с ними. Он стал ходить на хулиганские выходки. И однажды за школой его научили курить сигареты. Бабушка была далеко в деревне, а Маме было некогда за ним следить, она работала на двух работах, чтобы купить кооперативную квартиру, о которой мечтала, в очередь за которой записалась в одном из кооперативов. Егор предоставлен был улице, и улица воспитывала его. Правила поведения, «понятия» так называемые он узнавал от шпаны, от судимых ребят, и в разговоре у Егора проскальзывали слова особого языка шпаны – он легко говорил «по фене». 
Егорушка, так любовно воспитанный и наученный бабушкой, легко мог «скатиться» на скользкий путь шпаны. Но тут вмешалось общество в воспитание Егора: после очередного хулиганства с ребятами из старших классов, его поставили на учет в «Детской комнате милиции». Школьники совершили кражу из спортзала школы, а открыл окно он, Егор, пролез в форточку. Ребят видели люди с соседних со школой домов и всех поймали и нашли у них мячи и другие вещи инвентаря спортивного.
Мама узнав, что сын стал «плохим», решила отдать его в музыкальную школу. Так Егор стал учиться в музыкальной школе, и у него не осталось времени, чтобы ходить к ребятам на голубятню, он стал редко с ними видеться, потому что после «музыкалки» ему нужно было идти в комнату «Детской милиции», там он делал школьное домашнее задание, а оттуда его забирала Мама. И так он ходил «отмечаться» почти целый месяц, пока Маме, наконец, не дали квартиру в новом районе города.
____________________
Неформальные малые группы возникают на базе общих личных интересов. По степени влияния на личность человека малые группы делятся на референтные и нереферентные. Представьте, что нашего Егора под влиянием Мамы заставили ходить в музыкальную школу. Однако Егор разделял мнение мальчишек во дворе, - что музыка – это «занятие для девчонок» и гораздо важнее голуби, чиграши, летуны, сивари и другие. Музыкальный класс и дворовые мальчишки – это две малые группы, в которые входит Егор, но взгляды одноклассников по музыкальной школе ему еще были чужды, а позиция приятелей со двора была близка и понятна. Для Егора – голубка белая, как для пацанов стоит ста мелодий Моцарта. Когда дети из музыкального класса упрекали его за то, что он не знает Бетховена Лунную сонату, например, Егору это было безразлично, так как во дворе никто не знает Бетховена. Но своим приятелям Егор стыдился сказать, что не мог прийти на голубятню, потому что увлекся изучением нотной грамоты. Для Егора дворовая компания являлась референтной, - то есть группой, в которой он находил образцы для подражания, мнения и нормы поведения которой он разделял. А музыкальный класс для Егора – была нереферентная группа.
_________________
Жизнь повернулась другой стороной для Егора, когда его бабушка умерла, и они поехали с Мамой её хоронить в деревню. На автовокзале в Райцентре их встречал знакомый Петр Силыч, на другой лошади запряженной в новую телегу с резиновыми колесами от автомобиля.
- А это наша молодежь изобрела, вот, сделали юные изобретатели, - указывал он на телегу. – К сожалению твоя Ласточка умерла в прошлом году, - сообщил Петр Силыч Егору грустную новость.
Когда тележка мягко проезжала окраину Райцентра, Егор всматривался в знакомые места. За стоящим на окраине Молокозаводом проехали здание с трубой, кочегарку, окруженную забором, за ним, сразу на взгорок перед колхозными полями открывалось уютное зеленое кладбище, обнесенное красивой оградой: столбы из булыжника и кованный из железных прутов забор с узорами, с треугольниками и квадратами и ромбами, видимо кузнецы были любители геометрических фигур.
Из-за ограды выглядывали деревянные и железные крашенные синей краской кресты и стеночками стояли плиты-памятники, которые прятались в глубине и зелени вишневых деревьев, и издали казались пятнами на белом фоне, когда вишня цвела. Егор вспомнил, как они ходили с бабушкой сюда на пасху, и на Дмитриевскую субботу осенью, когда на всех памятниках, на лавках и столиках за оградками могил падающие вишни оставляли кроваво-красные пятна. Там под вишнями спали его дедушка и еще родные, дедов брат с женой и их сыновья. А теперь сюда же привезут его бабушку Анастасию Николаевну, известную во всех трех ближайших деревнях их колхоза. Потому что она учила всех теперешних стариков и пожилых, - все ходили в трехлетку, только потом в 4-й класс их возили в школу в Райцентр.
На похоронах уже было всё готово, уже и отпевали. Ждали только их. Егор увидел бабушку в узком длинном гробу с двумя пятаками на глазах, которые не хотели закрываться. Такая милая родная бабушка, она пекла хорошие пироги, теперь же она как будто спит…. У Егора невольно навернулись слезы и он вышел на улицу и побежал плакать на сеновал, где раньше летом спал. На сеновале так и лежала постеленная давно старая дерюга на которую Егор упал и лил горькие слезы потери….
___________________
Наши эмоции – это ворота души, которые раскрываются иногда неожиданно. Эмоции – это субъективная реакция человека, отражающая и приятные и неприятные ощущения человека по отношению к другим людям, к явлениям и процессам, и к результатам своей деятельности. Эмоции – дополняют нашу речь, раскрывая богатство нашего внутреннего мира.
Эмоции призваны снимать также избыток перевозбуждения, превращая его в слезы (во время горя и беды), в покраснение или побледнение кожи (во время гнева) и так далее. Отсюда возникают чувства. 
Чувства – это устойчивое эмоциональное отношение человека к другим людям или явлениям. Чувства связаны с сознанием и могут развиваться и совершенствоваться. Различаются: (1) нравственные чувства – чувство долга, честь, (2) эстетические – чувство прекрасного, и (3) интеллектуальные чувства – жажда познания, любознательность.
Иногда в результате какого-то действия или неожиданных обстоятельств человек впадает в особое эмоциональное состояние – аффект. К аффектам относят бесконтрольные вспышки ярости, сильное отчаяние или оцепенение.
Из чувств рождается – страсть. Страсть – это тоже сложное эмоциональное состояние, направляющее все действия человека в сторону объекта страсти. Страсть может носить созидательный характер – тогда она ведет к новым открытиям в науке, к созданию великих произведений в искусстве. Но может страсть быть и разрушительной, - тогда она подавляет носителя и разрушает его личность.
Конец.
 
Рейтинг: 0 315 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!