Чукотские истории 5. Китобои
Впервые в жизни Виноградов увидел такое
огромное животное.
На пологой косе лежал, не шевелясь черный,
огромный, и уже мёртвый кит.
Это самое большое на планете морское
млекопитающие. Вокруг него собралось всё население Конергино.
От
головы кита, отсоединяли длинный трос, который был прицеплен к трактору. Именно
этим трактором вытянули беднягу из воды на берег.
Только
через много лет, в 1986 году, начнут отмечать в мире Всемирный день китов. Именно в этот год Международная
китобойная комиссия введёт запрет на китовый промысел.
Однако этот
запрет приостановят в 2010 год, хотя во всем мире охота на китов и торговля
китовым будут мясом запрещена.
В то же
время и в семидесятых годах, и в двухтысячных годах, существовали и существуют
народности, жизнь и судьба которых полностью зависит от охоты на морских
млекопитающих.
Долгие годы
киты оказывались в центре общественного внимания. Против китобойного промысла
выступали многие страны. А все протесты были направлены против Японии,
Норвегии, Гренландии и Исландии, которые добывали сотни китов ежегодно.
Только
России, США, Канаде был разрешен промысел китов американским эскимосам, да
российским береговым чукчам и эскимосам.
Коренным
жителям Чукотки и Аляски запрещалось любое промышленное использование добытых
туш и применение современного оборудования, которое не оставляло животному
шансов спастись.
В Чукотском
автономном округе традиционными способами ежегодно добывается сто серых китов
чукотско-калифорнийской популяции.
Виноградов
до этого дня ещё не видел, как коренные жители Чукотки охотились на китов и
моржей. В разговоре с местными, Володя слушал рассказы о том, что чукчи испокон
веков жили исключительно охотой на китов, моржей, нерп, лахтаков, которыми они
питались, а из костей животных строили своё жилье.
Из шкур
морских животных чукчи шили себе одежду, строили свои лодки. Жиром моржей
обогревали и освещали свои яранги в тундре.
В совхозе
«Возрождение» бригада китобоев Каквургина состояла из четырех моторных вельботов
и буксирного малого катера, тихоходного, но с более мощным мотором. Он
предназначается для буксировки добычи к берегу.
Охотники
моря с утра разбились на две группы по два вельбота и начали обходить с двух
сторон группу китов, заплывших в залив Креста.
Китов было
хорошо видно даже с берега по фонтанам воды, которую они с шумом и свистом
выпускали вверх, всплывая на поверхность.
И вот
началось самое сложное, преследование
кита. Вельботы то быстрее, то медленнее, в полной тишине, двигались за китами
по заливу.
Ведь
главное, как потом рассказывал бригадир Каквургин, нужно было как можно ближе
подойти к месту, где возможно в следующий раз вынырнет кит, и кинуть в него
гарпун, к которому привязан стеклянный буй.
Потом этот
буй указывает местоположение кита.
Гарпун у
Каквургина был тем же, каким пользовался ещё его дед. Очень древнее и очень
удобное охотничье приспособление.
Острие
гарпуна крепится к древку и бую при помощи системы узлов. Когда гарпун попадал
в тело кита, на его острие раскрывается жало, которое не позволяет гарпуну
выскочить наружу из кожи животного.
Буй
разматывал веревку, узлы развязывались, древко отскакивало от гарпуна,
всплывало, и затем его подбирали, сохраняя дерево, это делал чаще всего самый
сильный и ловкий в бригаде. Сейчас это был Каквургин.
Испокон
веков на Чукотке отношение дереву было бережным.
В бинокль
Виноградов видел, как на своём вельботе, дед Каквургин, стоит с ручным гарпуном
на носу лодки, которая медленно двигалась по заливу к тому месту, где должен
был всплыть кит размером меньше, чем уже лежал уже на берегу.
Уже после
того, как первый гарпун попал в кита, Каквургин бросил ещё несколько гарпунов.
Даже с
берега был слышен странный звук. Это гарпун пробил толстую кожу кита. Потом все
слышали ещё три, или четыре удара, это гарпуны с поплавками поразили тело
животного.
Володя ещё
подумал, оттуда у щуплого человека, столько силы.
Пытаясь
освободиться, кит потащил за собой поплавки, при этом он постепенно терял
скорость и никак не мог уйти на глубину.
Часа
полтора, раненый кит таскал за собой эти стеклянные шары.
Тут-то кита
и стали добивать из карабинов. Стреляли долго, может сто раз, может и больше.
Прямо в
море, члены бригады отрезали кусок плавника и с ним, как с доказательством
своей победы, возвратились на берег.
Огромную,
многотонную тушу кита привязали к БМК, и тот медленно буксировал его к берегу.
У самой
кромки воды добычу бригады ждал трактор.
Длинный
трос, подсунули петлёй под голову кита. Трактор медленно двигался, его гусеницы
прокручивались, куски гравия, словно маленькие снаряды, вылетали из-под траков
в голову мёртвого кита.
Вот,
наконец, трактор стал вытаскивать из воды на берег морское чудище.
В этот день
в посёлке Конергино был праздник.
Китовое
мясо, десятками килограмм выделили всем коренным жителям, остальные огромные
куски на тракторных тележках возили в ледник.
Это был
природный холодильник, прорубленный глубоко в вечной мерзлоте.
Основная
часть добычи предназначалась для кормления песцов. Китовое мясо и потом
выделяли жителям.
В девяностых
годах двадцатого века, на Чукотку практически перестали завозить продукты, на
полуострове начался настоящий голод.
Чтобы
выжить, чукчи восстановили забытые
способы охоты на китов.
Наверно, в
посёлке долго вспоминали лучшего китобоя семидесятых годов, Каквургина, который
на берегу, сидя на борту вельбота, рассказывал, о том, как мало осталось в
Конергино мужчин, которые в детстве сами принимали участие в промысле, их можно
пересчитать по пальцам.
Дед
рассказал, как после войны, когда есть совсем было нечего, охотники часто гибли
в море.
Дело было
не только в опасностях самой охоты в море. Слабые физически, голодные люди
вспоминали свои старинные ритуалы и обряды.
Среди
охотничьих обычаев у чукчей были очень жестокие, они не спасали тонущих, что
сильно удивило Виноградова, в этом кроме старых верований, было много цинизма.
Каквургин
пояснил это так:
- Если
охотник оказался в воде, значит, он попал во власть морского черта по имени
Кели, а с ним лучше не связываться. Но главное, занимаясь спасением тонущих охотников, мы могли упустить добычу, и тогда
весь поселок умрёт от голода…
Володя
подумал, получается, что из двух зол, тогда выбирали меньшее.
Виноградов огромным ножом-саблей
попробовал вырезать длинные полосы китового мяса, он даже держал в своих руках
китовый ус.
Вечером в столовой, Володя впервые в жизни
ел котлеты из китового мяса. Вкус их понравился.
А вот на следующее утро, во время
завтрака, холодные котлеты оставляли во рту ощущение чего-то скользкого и
жирного, ощущение было во много раз хуже, чем от холодной баранины.
Впервые в жизни Виноградов увидел такое
огромное животное.
На пологой косе лежал, не шевелясь черный,
огромный, и уже мёртвый кит.
Это самое большое на планете морское
млекопитающие. Вокруг него собралось всё население Конергино.
От
головы кита, отсоединяли длинный трос, который был прицеплен к трактору. Именно
этим трактором вытянули беднягу из воды на берег.
Только
через много лет, в 1986 году, начнут отмечать в мире Всемирный день китов. Именно в этот год Международная
китобойная комиссия введёт запрет на китовый промысел.
Однако этот
запрет приостановят в 2010 год, хотя во всем мире охота на китов и торговля
китовым будут мясом запрещена.
В то же
время и в семидесятых годах, и в двухтысячных годах, существовали и существуют
народности, жизнь и судьба которых полностью зависит от охоты на морских
млекопитающих.
Долгие годы
киты оказывались в центре общественного внимания. Против китобойного промысла
выступали многие страны. А все протесты были направлены против Японии,
Норвегии, Гренландии и Исландии, которые добывали сотни китов ежегодно.
Только
России, США, Канаде был разрешен промысел китов американским эскимосам, да
российским береговым чукчам и эскимосам.
Коренным
жителям Чукотки и Аляски запрещалось любое промышленное использование добытых
туш и применение современного оборудования, которое не оставляло животному
шансов спастись.
В Чукотском
автономном округе традиционными способами ежегодно добывается сто серых китов
чукотско-калифорнийской популяции.
Виноградов
до этого дня ещё не видел, как коренные жители Чукотки охотились на китов и
моржей. В разговоре с местными, Володя слушал рассказы о том, что чукчи испокон
веков жили исключительно охотой на китов, моржей, нерп, лахтаков, которыми они
питались, а из костей животных строили своё жилье.
Из шкур
морских животных чукчи шили себе одежду, строили свои лодки. Жиром моржей
обогревали и освещали свои яранги в тундре.
В совхозе
«Возрождение» бригада китобоев Каквургина состояла из четырех моторных вельботов
и буксирного малого катера, тихоходного, но с более мощным мотором. Он
предназначается для буксировки добычи к берегу.
Охотники
моря с утра разбились на две группы по два вельбота и начали обходить с двух
сторон группу китов, заплывших в залив Креста.
Китов было
хорошо видно даже с берега по фонтанам воды, которую они с шумом и свистом
выпускали вверх, всплывая на поверхность.
И вот
началось самое сложное, преследование
кита. Вельботы то быстрее, то медленнее, в полной тишине, двигались за китами
по заливу.
Ведь
главное, как потом рассказывал бригадир Каквургин, нужно было как можно ближе
подойти к месту, где возможно в следующий раз вынырнет кит, и кинуть в него
гарпун, к которому привязан стеклянный буй.
Потом этот
буй указывает местоположение кита.
Гарпун у
Каквургина был тем же, каким пользовался ещё его дед. Очень древнее и очень
удобное охотничье приспособление.
Острие
гарпуна крепится к древку и бую при помощи системы узлов. Когда гарпун попадал
в тело кита, на его острие раскрывается жало, которое не позволяет гарпуну
выскочить наружу из кожи животного.
Буй
разматывал веревку, узлы развязывались, древко отскакивало от гарпуна,
всплывало, и затем его подбирали, сохраняя дерево, это делал чаще всего самый
сильный и ловкий в бригаде. Сейчас это был Каквургин.
Испокон
веков на Чукотке отношение дереву было бережным.
В бинокль
Виноградов видел, как на своём вельботе, дед Каквургин, стоит с ручным гарпуном
на носу лодки, которая медленно двигалась по заливу к тому месту, где должен
был всплыть кит размером меньше, чем уже лежал уже на берегу.
Уже после
того, как первый гарпун попал в кита, Каквургин бросил ещё несколько гарпунов.
Даже с
берега был слышен странный звук. Это гарпун пробил толстую кожу кита. Потом все
слышали ещё три, или четыре удара, это гарпуны с поплавками поразили тело
животного.
Володя ещё
подумал, оттуда у щуплого человека, столько силы.
Пытаясь
освободиться, кит потащил за собой поплавки, при этом он постепенно терял
скорость и никак не мог уйти на глубину.
Часа
полтора, раненый кит таскал за собой эти стеклянные шары.
Тут-то кита
и стали добивать из карабинов. Стреляли долго, может сто раз, может и больше.
Прямо в
море, члены бригады отрезали кусок плавника и с ним, как с доказательством
своей победы, возвратились на берег.
Огромную,
многотонную тушу кита привязали к БМК, и тот медленно буксировал его к берегу.
У самой
кромки воды добычу бригады ждал трактор.
Длинный
трос, подсунули петлёй под голову кита. Трактор медленно двигался, его гусеницы
прокручивались, куски гравия, словно маленькие снаряды, вылетали из-под траков
в голову мёртвого кита.
Вот,
наконец, трактор стал вытаскивать из воды на берег морское чудище.
В этот день
в посёлке Конергино был праздник.
Китовое
мясо, десятками килограмм выделили всем коренным жителям, остальные огромные
куски на тракторных тележках возили в ледник.
Это был
природный холодильник, прорубленный глубоко в вечной мерзлоте.
Основная
часть добычи предназначалась для кормления песцов. Китовое мясо и потом
выделяли жителям.
В девяностых
годах двадцатого века, на Чукотку практически перестали завозить продукты, на
полуострове начался настоящий голод.
Чтобы
выжить, чукчи восстановили забытые
способы охоты на китов.
Наверно, в
посёлке долго вспоминали лучшего китобоя семидесятых годов, Каквургина, который
на берегу, сидя на борту вельбота, рассказывал, о том, как мало осталось в
Конергино мужчин, которые в детстве сами принимали участие в промысле, их можно
пересчитать по пальцам.
Дед
рассказал, как после войны, когда есть совсем было нечего, охотники часто гибли
в море.
Дело было
не только в опасностях самой охоты в море. Слабые физически, голодные люди
вспоминали свои старинные ритуалы и обряды.
Среди
охотничьих обычаев у чукчей были очень жестокие, они не спасали тонущих, что
сильно удивило Виноградова, в этом кроме старых верований, было много цинизма.
Каквургин
пояснил это так:
- Если
охотник оказался в воде, значит, он попал во власть морского черта по имени
Кели, а с ним лучше не связываться. Но главное, занимаясь спасением тонущих охотников, мы могли упустить добычу, и тогда
весь поселок умрёт от голода…
Володя
подумал, получается, что из двух зол, тогда выбирали меньшее.
Виноградов огромным ножом-саблей
попробовал вырезать длинные полосы китового мяса, он даже держал в своих руках
китовый ус.
Вечером в столовой, Володя впервые в жизни
ел котлеты из китового мяса. Вкус их понравился.
А вот на следующее утро, во время
завтрака, холодные котлеты оставляли во рту ощущение чего-то скользкого и
жирного, ощущение было во много раз хуже, чем от холодной баранины.
Нет комментариев. Ваш будет первым!