1964 г. Смерть замахнулась, но промахнулась…
Пожилые люди, родившиеся в Москве, наверняка помнят, как на
многих домах «сталинского стиля» вдоль всего фасада были протянуты
металлические сетки, предохраняющие прохожих от падения фрагментов облицовки. И
на них очень часто валялось множество обломков. А ведь когда-то этих сеток не
было!
Наша страна всегда занималась подражательством. И при Петре,
когда создали Новый Амстердам, и при Екатерине-Секунде, попытавшейся перенести французскую
галантность и образованность на русскую почву, и, уж тем более, при Сталине,
когда из Москвы пытались создать Новую Америку. Это хорошо видно, проходя по
улицам Нью-Йорка и замечая, то там, то сям, фрагменты улицы Горького, проспекта
Маркса, Садового Кольца. Даже печально знаменитый «Дом Советов» из-за которого
снесли Храм Христа Спасителя, во многом копирует формы Питтсбургского Храма
Знаний. Жаль, что станции первой линии метро, хранившие в своей кафельной
облицовке, вольный дух Америки, во многом потеряли свой первоначальный облик[1].
Но, все, копируемое нами, копировалось всегда тупо и бездумно,
без учета разницы в климатических, моральных, нравственных условиях жизни.
Поэтому многое копируемое приносило больше вреда, чем пользы. Вспомните как
мучительно и трудно было переходить с американских 127 вольт на 220[2] или
же обледенелый, невидимый, засыпанный
снегом, лежачий полицейский, который отшвыривает машину куда угодно, только не
в нужном направлении.
Архитектура в этом плане не была исключением. Американцы поняли,
что высотные здания надо облицовывать природным камнем, чтобы освободится от трудоемкого
дорогостоящего ремонта и покраски. Мы повторили их идею, но воспользовались вначале
армянским туфом, а потом, и вообще – облегченным кирпичом с пустотами внутри,
забыв о нашем ужасном климате с повышенной влажность и многократными замерзаниями-оттаиваниями,
которые разрушат любой пористый материал[3].
Так вот это случилось в 1964 году, когда облицовка только
начинала разваливаться и сетки нигде не были установлены.
Сергей Иванович, вместе со своим братом решили посетить
спортивный магазин, находящийся где-то на Садовом Кольце[4]. Выйдя
из «Б-десятого»[5],
они не спеша двинулись по тротуару и, стоило им только завернуть на не такой уж
длинный проход к дверям магазина, как сзади раздались громкие шаги. Идущие за
ними явно не прогуливались, а, спешили, по-военному четко, печатая шаг.
Не желая им мешать, Сергей Иванович с братом посторонились,
остановившись, поскольку проход был узкий, и пропустили вперед четверых,
спортивного вида, ребят.
Они еще стояли на месте – настолько быстро все это произошло
– раздался какой-то странный треск и через мгновение – глухой, тяжелый удар –
тюк! А затем – крик!
Встрепенувшись, кинулись вперед и, сделав буквально десяток
шагов, увидели страшную картину – один из четверых лежал на ступенях магазина в
луже крови с раскроенной головой, второй стоял согнувшись в пополам, сжимая
ладонями голову, по левой текла кровь, но он был жив и видно было, что рана неглубокая.
Других двух парней только обдало пылью.
Братья стояли и не могли тронутся с места. От вида крови и
трупа их начало тошнить, головы закружились и в глазах потемнело. Все
происходящее потеряло какой-либо смысл. Их совершенно не волновали крики и
беготня вокруг убитого и раненого, голову долбила только одна мысль – что бы
было, если бы они не уступили дорогу. Явно, что это они должны были быть
изувечены или убиты, а нелепая случайность перевела стрелки на других людей.
Взаправду – смерть замахнулась, но промахнулась.
Все мы знаем что умрем, но вот такое близкое соприкосновение
с возможной гибелью всегда пугающе-неожиданно. Пролетевшая пуля – не пугает. Жутко
становится, когда кто-то рядом падает, убитый ею. Вот он шел, говорил, думал, губы
шевелились, глаза смотрели, уши слышали… и вот – его нет… он уже мертв,
захлебнувшись на полуслове. Он не думает, не говорит, на слышит. Он не человек –
он мешок с костями, труп! Вот это – действительно страшно!
Холодные волны ходили по их спинам, когда они, слепые и глухие
ко всему, на негнущихся ногах двинулись обратно. В глазах каждого из них стояла
ужасная картина мертвеца с разбитой головой и каждый видел, естественно, на его
плечах свою голову. Возвращение домой особо не помогло – нет-нет, да и всплывало
в памяти ужасное зрелище. Голову теснили какие-то фаталистические мысли о том,
что «чему бывать – того не миновать» и «сегодня пронесло, а завтра – нет». В
воздухе повисло ощущение какой-то неизбежной, неминуемой беды, которая случится
с минуты на минуту, со дня на день и спрятаться от которой нельзя. Страх не проходил,
а только усиливался, видоизменяясь… Но, когда выпили «за второе рождение», вроде
бы полегчало. Водка прибавила бравады и они стали говорить об этом не как о роке,
а как о чуде. Будто бы не смерть промахнулась, а жизнь их выручила. Стало веселее…
а через день-другой, видя что смерть не приходит, и вовсе перестали бояться.
Наоборот, стали бахвалится приятелям, что фартовые ребята – лихо от смерти спаслись!
Но, коли смерть замахнулась,
пусть и промахнулась – долго не проживешь. Сергей Иванович, скончался от инфаркта
28 лет спустя, в возрасте 43 лет.
[1]
Особенно станция «Дзержинская», ныне «Лубянка» и «Кировская», ныне «Мясницкая».
Двадцать пять лет назад еще хорошо сохранялось оформление «Калининской», ныне
«Александровский сад».
[2]
Дополнительные трансформаторы по пять кило весом, совсем недавно я видел на московской
помойке! Фантастика, но кто-то хранил до «лучших времен».
[3]
Наверно многим приходилась видеть как отлетает от стен керамическая или даже
каменная облицовочная плитка, наклеенная на неуплотненный цемент.
[4]
К сожалению более точного адреса я не знаю, поскольку, когда слушал эту историю
– не уточнил, а Сергей Иванович уж четверть века как в могиле – узнать не у
кого.
[5]
По Садовому Кольцу ходили два троллейбуса – «Б» и «10» имеющие очень небольшое
различие: «Б» ходил чиста по кольцу, а «10» у «Октябрьской» сворачивал куда-то
на Зацепу, в остальном их маршруты совпадали, поэтому их часто называли общим
именем «Б-десятый».
[Скрыть]Регистрационный номер 0158530 выдан для произведения:
1964 г. Смерть замахнулась, но промахнулась…
Пожилые люди, родившиеся в Москве, наверняка помнят, как на
многих домах «сталинского стиля» вдоль всего фасада были протянуты
металлические сетки, предохраняющие прохожих от падения фрагментов облицовки. И
на них очень часто валялось множество обломков. А ведь когда-то этих сеток не
было!
Наша страна всегда занималась подражательством. И при Петре,
когда создали Новый Амстердам, и при Екатерине-Секунде, попытавшейся перенести французскую
галантность и образованность на русскую почву, и, уж тем более, при Сталине,
когда из Москвы пытались создать Новую Америку. Это хорошо видно, проходя по
улицам Нью-Йорка и замечая, то там, то сям, фрагменты улицы Горького, проспекта
Маркса, Садового Кольца. Даже печально знаменитый «Дом Советов» из-за которого
снесли Храм Христа Спасителя, во многом копирует формы Питтсбургского Храма
Знаний. Жаль, что станции первой линии метро, хранившие в своей кафельной
облицовке, вольный дух Америки, во многом потеряли свой первоначальный облик[1].
Но, все, копируемое нами, копировалось всегда тупо и бездумно,
без учета разницы в климатических, моральных, нравственных условиях жизни.
Поэтому многое копируемое приносило больше вреда, чем пользы. Вспомните как
мучительно и трудно было переходить с американских 127 вольт на 220[2] или
же обледенелый, невидимый, засыпанный
снегом, лежачий полицейский, который отшвыривает машину куда угодно, только не
в нужном направлении.
Архитектура в этом плане не была исключением. Американцы поняли,
что высотные здания надо облицовывать природным камнем, чтобы освободится от трудоемкого
дорогостоящего ремонта и покраски. Мы повторили их идею, но воспользовались вначале
армянским туфом, а потом, и вообще – облегченным кирпичом с пустотами внутри,
забыв о нашем ужасном климате с повышенной влажность и многократными замерзаниями-оттаиваниями,
которые разрушат любой пористый материал[3].
Так вот это случилось в 1964 году, когда облицовка только
начинала разваливаться и сетки нигде не были установлены.
Сергей Иванович, вместе со своим братом решили посетить
спортивный магазин, находящийся где-то на Садовом Кольце[4]. Выйдя
из «Б-десятого»[5],
они не спеша двинулись по тротуару и, стоило им только завернуть на не такой уж
длинный проход к дверям магазина, как сзади раздались громкие шаги. Идущие за
ними явно не прогуливались, а, спешили, по-военному четко, печатая шаг.
Не желая им мешать, Сергей Иванович с братом посторонились,
остановившись, поскольку проход был узкий, и пропустили вперед четверых,
спортивного вида, ребят.
Они еще стояли на месте – настолько быстро все это произошло
– раздался какой-то странный треск и через мгновение – глухой, тяжелый удар –
тюк! А затем – крик!
Встрепенувшись, кинулись вперед и, сделав буквально десяток
шагов, увидели страшную картину – один из четверых лежал на ступенях магазина в
луже крови с раскроенной головой, второй стоял согнувшись в пополам, сжимая
ладонями голову, по левой текла кровь, но он был жив и видно было, что рана неглубокая.
Других двух парней только обдало пылью.
Братья стояли и не могли тронутся с места. От вида крови и
трупа их начало тошнить, головы закружились и в глазах потемнело. Все
происходящее потеряло какой-либо смысл. Их совершенно не волновали крики и
беготня вокруг убитого и раненого, голову долбила только одна мысль – что бы
было, если бы они не уступили дорогу. Явно, что это они должны были быть
изувечены или убиты, а нелепая случайность перевела стрелки на других людей.
Взаправду – смерть замахнулась, но промахнулась.
Все мы знаем что умрем, но вот такое близкое соприкосновение
с возможной гибелью всегда пугающе-неожиданно. Пролетевшая пуля – не пугает. Жутко
становится, когда кто-то рядом падает, убитый ею. Вот он шел, говорил, думал, губы
шевелились, глаза смотрели, уши слышали… и вот – его нет… он уже мертв,
захлебнувшись на полуслове. Он не думает, не говорит, на слышит. Он не человек –
он мешок с костями, труп! Вот это – действительно страшно!
Холодные волны ходили по их спинам, когда они, слепые и глухие
ко всему, на негнущихся ногах двинулись обратно. В глазах каждого из них стояла
ужасная картина мертвеца с разбитой головой и каждый видел, естественно, на его
плечах свою голову. Возвращение домой особо не помогло – нет-нет, да и всплывало
в памяти ужасное зрелище. Голову теснили какие-то фаталистические мысли о том,
что «чему бывать – того не миновать» и «сегодня пронесло, а завтра – нет». В
воздухе повисло ощущение какой-то неизбежной, неминуемой беды, которая случится
с минуты на минуту, со дня на день и спрятаться от которой нельзя. Страх не проходил,
а только усиливался, видоизменяясь… Но, когда выпили «за второе рождение», вроде
бы полегчало. Водка прибавила бравады и они стали говорить об этом не как о роке,
а как о чуде. Будто бы не смерть промахнулась, а жизнь их выручила. Стало веселее…
а через день-другой, видя что смерть не приходит, и вовсе перестали бояться.
Наоборот, стали бахвалится приятелям, что фартовые ребята – лихо от смерти спаслись!
Но, коли смерть замахнулась,
пусть и промахнулась – долго не проживешь. Сергей Иванович, скончался от инфаркта
28 лет спустя, в возрасте 43 лет.
[1]
Особенно станция «Дзержинская», ныне «Лубянка» и «Кировская», ныне «Мясницкая».
Двадцать пять лет назад еще хорошо сохранялось оформление «Калининской», ныне
«Александровский сад».
[2]
Дополнительные трансформаторы по пять кило весом, совсем недавно я видел на московской
помойке! Фантастика, но кто-то хранил до «лучших времен».
[3]
Наверно многим приходилась видеть как отлетает от стен керамическая или даже
каменная облицовочная плитка, наклеенная на неуплотненный цемент.
[4]
К сожалению более точного адреса я не знаю, поскольку, когда слушал эту историю
– не уточнил, а Сергей Иванович уж четверть века как в могиле – узнать не у
кого.
[5]
По Садовому Кольцу ходили два троллейбуса – «Б» и «10» имеющие очень небольшое
различие: «Б» ходил чиста по кольцу, а «10» у «Октябрьской» сворачивал куда-то
на Зацепу, в остальном их маршруты совпадали, поэтому их часто называли общим
именем «Б-десятый».