ГлавнаяПрозаМалые формыРепортажи → ПРОГУЛКА В БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ (репортаж Карины Тен)

ПРОГУЛКА В БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ (репортаж Карины Тен)

2 апреля 2012 - Светлана Тен
article39484.jpg

Карина Тен - моя дочь, студентка УРФУ, начинающий журналист, неравнодушный человек и просто красивая девушка.




 

 Организацией «Дорогами Добра» был разработан «Социальный Квест» - проект, призванный помочь умственно-отсталым детям с ограниченными возможностями в социальной адаптации, через участие в обучающей прогулке. Он отличается от простых музейных экскурсий и поучительных тренингов. Это не эксперимент и не школа. Это городская игра, которую впервые опробовали волонтёры «Дорогами Добра» и будущие выпускники детского дома-интерната на Ляпустина, 4. 

 

Наглядная демонстрация земного притяжения – Рита играет с шестилетним Костей в нечто похожее на теннис или «лови-кидай», только вместо мяча у мальчика два небольших плюшевых медведя, а вместо ракеток собственные руки. Рита ловко ловит медведей, сидя на мягком диване в небольшой, но просторной комнате. Маленький Костя ей подыгрывает, пуляя игрушки, размером с женский тапок, прямо ей в руки, изредка промахиваясь.

- Костя, давай, закругляйся, пора спать! – к мальчику подходит молоденькая нянька и кивает в сторону спальни. Ребёнок ловит игрушки и послушно бредет в спальню…

          Помимо играющей в «лови-кидай» Риты, в комнате ещё девять волонтёров, ожидающих 13:00 по местному времени. Сегодня, в субботу, 17 сентября, они отправятся на первую в истории организации городскую игру, взяв с собой шестерых воспитанников дома-интерната.

Участники «Социального Квеста» разделились на шесть команд, в каждой из которых было по два (волонтёр-ребёнок), три (волонтёр-ребёнок-фотограф) человека. Они получили в руки по карте с проложенным маршрутом и отправились изучать центр города. У прогулки была конкретная миссия – социально адаптировать детей: рассказать им об истории Екатеринбурга, научить ориентироваться в основных городских точках, инфраструктуре города (продуктовый магазин, магазин одежды, аптека, банкомат, столовая, общественный транспорт и т.д.) и самое главное, убедить не бояться обратиться за помощью к прохожим.

          У ребят, которые должны подойти с минуты на минуту, диагноз умственная отсталость, как и у остальных трёх сотен детей, но далеко не все из них безнадёжно больны – у некоторых детей интеллектуальные недостатки незначительны, а значит, их вполне можно подготовить к достойному выходу в жизнь.

 

 

 

 

 

 

Знакомство

- О, пришли? Всё, пойдёмте! – командует Анастасия Соломинова, вручившая каждому волонтёру карту, маршрут и значок, на котором выведено цветными буквами: «Иду Дорогами Добра». Такой путь волонтёры планируют прокладывать регулярно – раз в месяц.

          Анастасия Соломинова, которой удалось организовать всё это действо – координатор социальных проектов добровольческого движения «Дорогами Добра» и сегодня первый день её новой программы под названием «Социальный Квест».

         

          Знакомимся с ребятами, объясняем им, что их ждёт, морально подготавливаем. Пока я зашнуровываю свой кроссовок, мне приветливо кивает Илья. В отличие от других ребят, с ним я уже познакомилась, он встретил меня у ворот детского дома и как слепого котёнка довёл прямо до места встречи. Илья – очень смышлёный, общительный мальчик. На вид ему лет 13, на самом же деле, исполнилось 17. Пока мы шли до нужной мне комнаты, он успел рассказать о своих делах, друзьях и о том, как дети готовятся к предстоящей прогулке – славный парень!

          Оделась. Ищу глазами единственную участниЦУ «Квеста» - Аню. Она скромно стоит в уголке, а завидев меня, широко улыбается. Протягиваем друг другу руки – знакомство состоялось!

          Вооружаю Аню картой и маршрутным листком – пусть самостоятельно попробует разобраться. Вместе с тем, посвящаю её в наш дальнейший план действий, рассказываю об общественном транспорте и счастливых билетиках.  Судя по всему, карту моя спутница видит впервые – держит её «вверх-тормашками» и старательно что-то высматривает.  Идём на трамвайную остановку, Аня без понятия, как проехать в центр. Прошу её зачитать наш первый пункт прибытия… понимаю, что читает она очень плохо, строю в голове планы, чему в первую очередь научить мою воспитанницу.   

 

 

Прогулка. Начало.

У моей спутницы, как и у пяти остальных выпускников дома-интерната сегодня День знаний. Многое из увиденного и проделанного случится в их жизни впервые за семнадцать лет.

          Наш трамвай наконец-то пришёл! Набиваемся туда, как «кильки в бочку» – едем. В глазах Ани – восторг, она постоянно улыбается – от этого становится ещё милее.

- Передаём за проезд! – из толпы выплывает квадратная сумка с телом грузной кондукторши. Аня робко протягивает ей две медные монетки, взамен получает серебряную «двушку» и долгожданный билетик, который она заботливо прячет в карман.

- Ань, скажи, пожалуйста, на каком трамвае нужно ехать до центра?

- На пятнадцатом? 

- Да, верно! – теперь я уверена, что она запомнила номер, мы повторили его несколько раз.

- А есть у тебя любимая песня или исполнитель?

- Да! Есть! (оживляется) Я люблю свою Надеждочку! Мне нравится Надежда Кадышева! Я знаю наизусть 120 её песен! Дед Мороз на Новый Год подарит мне её диск!

- Здорово, Аня! Все 120 песен наизусть?!

- А трамвай не лопнет?

Я пытаюсь сообразить, как это… отвечаю:

-В трамвай вмещается много людей, но если кто-то не влезет, трамвай уедет без них. Оставшиеся пассажиры подождут следующего.

- А он не лопнет?

- Ань, а как это, «лопнет»?

- Ну, трамвай – скрипучий, поэтому лопнет!

- …Нет, Анюта, не лопнет, – решаю не спорить.         

Пообщавшись с Аней подольше, я поняла, что она живёт в красочном мире воздушных шаров. Её любимая форма шарика – сердечко (Аня каждые десять минут повторяет фразу «Шар большой сердешный»), её любимый цвет-красный, и она часто изображает звук, напоминающий характерный скрип резинового шарика.  

          В процессе подготовки к прогулке я изучила характеристику своей воспитанницы: «говорит, что сейчас идёт 2012 год... слабая переключаемость… спутанность мыслей… может давать на вопросы неадекватные ответы, говорить невпопад… склонная к пространным рассуждениям... перепады настроения, бывает агрессивна…» - на тот момент, мне было страшновато: как я справлюсь, находясь с ребёнком наедине, ведь это мой «первый блин» в общении с особенными детьми, как бы он не получился комом. Но пообщавшись с Аней, трудно поверить, что у неё когда-то бывает плохое настроение и есть склонность к агрессии. Аня – очень доброжелательный человек!

 

- Помните, девчонки, вы говорили про Уктус? В той местности растёт уникальная трава безвременник яркий. Безвременник занесён в Красную книгу, а жители Уктуса срывают его от нечего делать! Бессовестные… – в наш диалог вклинивается седобровый дедушка. Он очень хочет рассказать молодому поколению об истории Екатеринбурга. – А сейчас мы проезжали автовокзал, помните? Там раньше заканчивался город, дальше был только лес – густой, красивый… Всё ведь повырубили! А тут был купеческий район, пускали только купцов с семьями… Буржуи! А вот…

- Остановка «Московская» - вяло пробубнил «голос» трамвая. Покидаем дедушку, поблагодарив за вводную лекцию, идём дальше.

          Следующий пункт прибытия – банкомат. Моросит дождь. Мы идём по центру города и прячемся под «крышей» моего зонта. 

- У, какой надутый!

-Кто надутый, Ань?

-Зонт надутый! А он не лопнет?

-Нет, не лопнет! – со знанием дела отвечаю я, одновременно показывая достопримечательности Екатеринбурга.

-Мы на Ленина! – Аня облегчённо вздыхает, а через некоторое время находит табличку с номером нужного дома. 

У банкомата нас встречает фотограф «Квеста» Кирилл и координатор Настя с пластиковой картой и паролем. Снимаем деньги: я диктую подробную инструкцию, Аня старательно давит на клавиши. Момент, и ребёнок, первый раз видящий банкомат, собственноручно снимает наличные! Это маленькая победа, до которой мы добирались почти 40 минут! Впереди у нас ещё 5 глобальных дел, всего два часа и ни одного автобуса.

-Аня, времени в обрез – самое время заняться твоим любимым спортом! Ты как?

-Давайте!

          Бежим втроём – я, Аня и фотограф Кирилл. У нас с Аней блаженные улыбки, Кирилл перегоняет, чтобы поймать очередной кадр. На остановку всё же пребывает автобус – едем в магазин за одеждой. Аня расплачивается за проезд, получает взамен билетик, кладёт его в карман.

           

Магазин, кафе, аптека

          Аня никогда не была в большом торговом центре: с удивлением разглядывает прозрачные витрины и огромных лысых кукол – манекенов (их она тоже видит в первый раз). О своём размере одежды она, разумеется, понятия не имеет, а от многообразия разноцветных тканей в глазах рябит. На ботинках у Ани подписано «Катя П.», на остальной одежде также–вместо лейблов чьи-то имена. Обуваются и одеваются эти дети на складе родного детского дома, а там, очевидно, выбирать не приходится.

-Ну, что стоишь? Пойдём выбирать тебе одежду! – привожу в чувства свою воспитанницу, впавшую в ступор. – У нас есть 500 рублей, на эту сумму ты должна что-то себе выбрать. Что бы ты хотела?

-Выбрать? Сама? – Аня не знает, с какого угла подойти. – Можно футболку?

Эта девочка никогда не была в примерочной. Вертится перед зеркалом в обновке, а под её ногами – кофта и джинсовка. Аня не заметила в примерочной крючков для одежды.

Но, вот, обновка выбрана, и счастливый ребёнок самостоятельно рассчитывается за вещь. Ещё один пункт пройден – идём в столовую! В столовой перед нами стоит задача выучить, как обозначается мужской и женский туалет, как в нём закрываться, как мыть руки под странным для Ани краном и как заказывать выгодный обед. Всю эту эстафету моя воспитанница прошла успешно.

Дальше – аптека. Покупка товара в ней происходит весьма быстро – Аня усвоила, как расплачиваться с продавцом, и по тому же алгоритму расплатилась с фармацевтом за ГЕ-МА-ТО-ГЕН, выговоренный со второго раза.

Впереди у нас был продуктовый магазин и кинотеатр! Но до этих пунктов ещё нужно добраться, а времени катастрофически не хватает – вновь занялись спортом. Аня любит спорт, особенно играть в «ляпы» и бегать. Мне с ней повезло!

 

Джонни Инглиш и коробка с карандашами

Мы втроём забегаем в автобус. Кирилл фотографирует, как Аня самостоятельно передаёт за проезд, я сижу счастливая, кондуктор с любопытством смотрит на нашу компанию.

-Автобус надутый!

-Автобус не надутый, Ань. Он большой, много людей перевозит.

-Большой автобус. Скрипучий. А он не лопнет?

-Нет, не лопнет! Он, ведь, не воздушный шарик и не из резины, поэтому не лопнет, понимаешь?

-Ммм… – промычала Аня и достала из своего кармашка коллекцию билетиков, полученных за проезд. Было забавно смотреть, как она их целует, что-то наговаривает и бережно складывает обратно.

          Автобус выплюнул нас на остановку дальше от пункта назначения из-за строящегося неподалёку метро. Нам срочно нужно в продуктовый магазин, где Аня самостоятельно обратится к продавцу и осуществит свою покупку. Заходим в торговый зал самообслуживания. В результате, корзина моей знакомой заполнена большой пачкой цветных карандашей и зелёными яблоками, которые она очень хотела взвесить на электронных весах.   

Предпоследний пункт нашей городской прогулки – поход в кинотеатр. Путь в него лежит через прозрачный лифт. Аня старается не смотреть вниз, а от эскалатора испытывает бурный восторг. И пусть у входа в кино нас уже давно ждали остальные участники «Квеста», на сеанс мы не опоздали!

Всей походной сворой заходим в кинозал, устраиваемся в мягких креслах. На огромном экране герой Джонни Инглиш. Ребята переглядываются со своими сегодняшними инструкторами, смеются вместе со всеми, кто же может устоять перед Роуэном Аткинсоном? Наверное, сейчас они особенно счастливы! Они почувствовали, что значит быть такими, как все и жить полноценной жизнью.

 

 

 

 

 

О повседневной жизни и дне впечатлений

 

Через несколько дней после «Квеста» я ещё раз еду в ляпустинский детский дом-интернат, чтобы узнать мнение ребят о субботней прогулке. Её участник Илья отмечает, что ему очень понравился обед в «ресторане» (так он назвал простое кафе быстрого питания), Игорь заново пересказывает алгоритм снятия наличных с банковской карточки, а Вова демонстрирует мне свою новую зелёную футболку, купленную в торговом центре, где он побывал впервые. Недавние знакомые окружили меня, будто собрались водить хоровод. Они рассказали мне о своих увлечениях и повседневной детдомовской жизни.

          Моя спутница Аня отличная хозяйка. Каждый день она моет полы в палате, где спит, следит за своей цветочной клумбой, ухаживает за маленькими воспитанниками интерната, рассказывая им сказки на ночь. Ещё она любит петь и мечтает о большой сцене.

 

- А я подметаю двор, если нужно, помогаю учителям, зимой убираю с нашей территории снег. Люблю математику и хожу в компьютерный кружок. Вообще, хочу быть поваром, – рассказывает Илья.  –  Ко мне изредка приезжает мама, и я уезжаю с родителями на рыбалку или шашлыки, бываю в гостях у своих братьев – Саши, который похож на меня, и Никиты. У нас с ним только уши похожи. Иногда бабушка забирает меня на каникулы, я целую неделю живу дома! Но это редко бывает…

У Ильи есть родители, он – не круглый сирота, в отличие от многих воспитанников дома-интерната.

 

-Ну, а чем ты увлекаешься, Вова? – интересуюсь я у задумчивого парня, стоящего рядом.

- Шью постельное бельё, вяжу и вышиваю. Мне нравится рисовать картины из сказок, которые сам придумываю у себя в голове. В будущем я бы хотел шить, буду дизайнером – мне это пригодится в жизни, я многим помогу. А ещё я читаю библию, верю в Бога, молюсь ему, за всех молюсь. По утрам я часто хожу в церковь на службу вместе с волонтёром Наташей, там замаливаю свои грехи, общаюсь с Богом, причащаюсь, и мне становится легче. Я вижу Бога во сне и всегда прошу, чтобы он помог мне стать хорошим отцом, чтобы люди на земле были хорошие, чтобы зла было меньше – верю в это! – говорит семнадцатилетний Вова.

           

       Мой визит на Ляпустина, 4 ещё не окончен. Дальше направляюсь в кабинет заместителя директора, на входе меня уже ждёт Алла Владимировна Маркова. Она провожает меня в кабинет, мы присаживаемся.

-Опишите, пожалуйста, Ваши впечатления от «Социального Квеста» – начинаю я беседу.

- Мы уже успели узнать мнение ребят, они нам все уши прожужжали! Дети были в диком восторге, им очень понравилось! Эта прогулка очень важна для развития детей, их социализации. Было бы здорово, если б «Социальный Квест» проводился регулярно – 1 раз в месяц. – комментирует Алла Владимировна.

- Сколько воспитанников проживает в доме-интернате?    

- В нашем интернате живёт 300 человек (50 из них – лежачие) с диагнозом умственная отсталость умеренной, тяжёлой и глубокой степени. Из них в этом году выпускается 24 ребёнка, некоторые из них не в состоянии ходить, говорить, обслуживать себя самостоятельно. Такие тяжёлые дети по выпуску из детского дома попадают в психоневрологический дом-интернат для взрослых. Дети, которые могут жить в социуме, встают в очередь на квартиру, получают пенсию по инвалидности. Также, у них есть возможность поступить в училище соцзащиты, и выучиться, к примеру, на обувщика или швею. 

- Эти дети ощущают себя другими? – задаю я последний вопрос.

- Думаю, что нет. У них, как и всех остальных, есть одно простое желание – иметь родителей, дом и собственных детей, построить большую крепкую семью, – завершает Алла Владимировна.

На этом я заканчиваю свой поход в детский дом-интернат на Ляпустина, 4.

 

Билетики

 

В кинозале темно. Лишь вспышки от экрана освещают сияющие лица детей, волонтёров и координатора проекта Насти. Прогулка состоялась! Сегодня все они объединились и сделали большое дело – прошли дорогой добра, которая состояла из десяти непростых пунктов. Десять маленьких побед над неприятием и равнодушием общества, десять маленьких радостей детям, которые в них нуждаются и ждут.   

Мы преодолеваем последний пункт –  едем в трамвае домой. Аня вновь получает от кондуктора свой билетик, украдкой целует его, что-то шепчет и бережно отправляет на хранение. Теперь у неё полный карман частичек счастья. Пусть эти билетики принесут выпускникам детского дома-интерната удачу! Думаю, Аня со всеми ей поделится.      

         

    

 

© Copyright: Светлана Тен, 2012

Регистрационный номер №0039484

от 2 апреля 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0039484 выдан для произведения:

 Организацией «Дорогами Добра» был разработан «Социальный Квест» - проект, призванный помочь умственно-отсталым детям с ограниченными возможностями в социальной адаптации, через участие в обучающей прогулке. Он отличается от простых музейных экскурсий и поучительных тренингов. Это не эксперимент и не школа. Это городская игра, которую впервые опробовали волонтёры «Дорогами Добра» и будущие выпускники детского дома-интерната на Ляпустина, 4. 

 

Наглядная демонстрация земного притяжения – Рита играет с шестилетним Костей в нечто похожее на теннис или «лови-кидай», только вместо мяча у мальчика два небольших плюшевых медведя, а вместо ракеток собственные руки. Рита ловко ловит медведей, сидя на мягком диване в небольшой, но просторной комнате. Маленький Костя ей подыгрывает, пуляя игрушки, размером с женский тапок, прямо ей в руки, изредка промахиваясь.

- Костя, давай, закругляйся, пора спать! – к мальчику подходит молоденькая нянька и кивает в сторону спальни. Ребёнок ловит игрушки и послушно бредет в спальню…

          Помимо играющей в «лови-кидай» Риты, в комнате ещё девять волонтёров, ожидающих 13:00 по местному времени. Сегодня, в субботу, 17 сентября, они отправятся на первую в истории организации городскую игру, взяв с собой шестерых воспитанников дома-интерната.

Участники «Социального Квеста» разделились на шесть команд, в каждой из которых было по два (волонтёр-ребёнок), три (волонтёр-ребёнок-фотограф) человека. Они получили в руки по карте с проложенным маршрутом и отправились изучать центр города. У прогулки была конкретная миссия – социально адаптировать детей: рассказать им об истории Екатеринбурга, научить ориентироваться в основных городских точках, инфраструктуре города (продуктовый магазин, магазин одежды, аптека, банкомат, столовая, общественный транспорт и т.д.) и самое главное, убедить не бояться обратиться за помощью к прохожим.

          У ребят, которые должны подойти с минуты на минуту, диагноз умственная отсталость, как и у остальных трёх сотен детей, но далеко не все из них безнадёжно больны – у некоторых детей интеллектуальные недостатки незначительны, а значит, их вполне можно подготовить к достойному выходу в жизнь.

 

 

 

 

 

Знакомство

- О, пришли? Всё, пойдёмте! – командует Анастасия Соломинова, вручившая каждому волонтёру карту, маршрут и значок, на котором выведено цветными буквами: «Иду Дорогами Добра». Такой путь волонтёры планируют прокладывать регулярно – раз в месяц.

          Анастасия Соломинова, которой удалось организовать всё это действо – координатор социальных проектов добровольческого движения «Дорогами Добра» и сегодня первый день её новой программы под названием «Социальный Квест».

         

          Знакомимся с ребятами, объясняем им, что их ждёт, морально подготавливаем. Пока я зашнуровываю свой кроссовок, мне приветливо кивает Илья. В отличие от других ребят, с ним я уже познакомилась, он встретил меня у ворот детского дома и как слепого котёнка довёл прямо до места встречи. Илья – очень смышлёный, общительный мальчик. На вид ему лет 13, на самом же деле, исполнилось 17. Пока мы шли до нужной мне комнаты, он успел рассказать о своих делах, друзьях и о том, как дети готовятся к предстоящей прогулке – славный парень!

          Оделась. Ищу глазами единственную участниЦУ «Квеста» - Аню. Она скромно стоит в уголке, а завидев меня, широко улыбается. Протягиваем друг другу руки – знакомство состоялось!

          Вооружаю Аню картой и маршрутным листком – пусть самостоятельно попробует разобраться. Вместе с тем, посвящаю её в наш дальнейший план действий, рассказываю об общественном транспорте и счастливых билетиках.  Судя по всему, карту моя спутница видит впервые – держит её «вверх-тормашками» и старательно что-то высматривает.  Идём на трамвайную остановку, Аня без понятия, как проехать в центр. Прошу её зачитать наш первый пункт прибытия… понимаю, что читает она очень плохо, строю в голове планы, чему в первую очередь научить мою воспитанницу.   

 

 

Прогулка. Начало.

У моей спутницы, как и у пяти остальных выпускников дома-интерната сегодня День знаний. Многое из увиденного и проделанного случится в их жизни впервые за семнадцать лет.

          Наш трамвай наконец-то пришёл! Набиваемся туда, как «кильки в бочку» – едем. В глазах Ани – восторг, она постоянно улыбается – от этого становится ещё милее.

- Передаём за проезд! – из толпы выплывает квадратная сумка с телом грузной кондукторши. Аня робко протягивает ей две медные монетки, взамен получает серебряную «двушку» и долгожданный билетик, который она заботливо прячет в карман.

- Ань, скажи, пожалуйста, на каком трамвае нужно ехать до центра?

- На пятнадцатом? 

- Да, верно! – теперь я уверена, что она запомнила номер, мы повторили его несколько раз.

- А есть у тебя любимая песня или исполнитель?

- Да! Есть! (оживляется) Я люблю свою Надеждочку! Мне нравится Надежда Кадышева! Я знаю наизусть 120 её песен! Дед Мороз на Новый Год подарит мне её диск!

- Здорово, Аня! Все 120 песен наизусть?!

- А трамвай не лопнет?

Я пытаюсь сообразить, как это… отвечаю:

-В трамвай вмещается много людей, но если кто-то не влезет, трамвай уедет без них. Оставшиеся пассажиры подождут следующего.

- А он не лопнет?

- Ань, а как это, «лопнет»?

- Ну, трамвай – скрипучий, поэтому лопнет!

- …Нет, Анюта, не лопнет, – решаю не спорить.         

Пообщавшись с Аней подольше, я поняла, что она живёт в красочном мире воздушных шаров. Её любимая форма шарика – сердечко (Аня каждые десять минут повторяет фразу «Шар большой сердешный»), её любимый цвет-красный, и она часто изображает звук, напоминающий характерный скрип резинового шарика.  

          В процессе подготовки к прогулке я изучила характеристику своей воспитанницы: «говорит, что сейчас идёт 2012 год... слабая переключаемость… спутанность мыслей… может давать на вопросы неадекватные ответы, говорить невпопад… склонная к пространным рассуждениям... перепады настроения, бывает агрессивна…» - на тот момент, мне было страшновато: как я справлюсь, находясь с ребёнком наедине, ведь это мой «первый блин» в общении с особенными детьми, как бы он не получился комом. Но пообщавшись с Аней, трудно поверить, что у неё когда-то бывает плохое настроение и есть склонность к агрессии. Аня – очень доброжелательный человек!

 

- Помните, девчонки, вы говорили про Уктус? В той местности растёт уникальная трава безвременник яркий. Безвременник занесён в Красную книгу, а жители Уктуса срывают его от нечего делать! Бессовестные… – в наш диалог вклинивается седобровый дедушка. Он очень хочет рассказать молодому поколению об истории Екатеринбурга. – А сейчас мы проезжали автовокзал, помните? Там раньше заканчивался город, дальше был только лес – густой, красивый… Всё ведь повырубили! А тут был купеческий район, пускали только купцов с семьями… Буржуи! А вот…

- Остановка «Московская» - вяло пробубнил «голос» трамвая. Покидаем дедушку, поблагодарив за вводную лекцию, идём дальше.

          Следующий пункт прибытия – банкомат. Моросит дождь. Мы идём по центру города и прячемся под «крышей» моего зонта. 

- У, какой надутый!

-Кто надутый, Ань?

-Зонт надутый! А он не лопнет?

-Нет, не лопнет! – со знанием дела отвечаю я, одновременно показывая достопримечательности Екатеринбурга.

-Мы на Ленина! – Аня облегчённо вздыхает, а через некоторое время находит табличку с номером нужного дома. 

У банкомата нас встречает фотограф «Квеста» Кирилл и координатор Настя с пластиковой картой и паролем. Снимаем деньги: я диктую подробную инструкцию, Аня старательно давит на клавиши. Момент, и ребёнок, первый раз видящий банкомат, собственноручно снимает наличные! Это маленькая победа, до которой мы добирались почти 40 минут! Впереди у нас ещё 5 глобальных дел, всего два часа и ни одного автобуса.

-Аня, времени в обрез – самое время заняться твоим любимым спортом! Ты как?

-Давайте!

          Бежим втроём – я, Аня и фотограф Кирилл. У нас с Аней блаженные улыбки, Кирилл перегоняет, чтобы поймать очередной кадр. На остановку всё же пребывает автобус – едем в магазин за одеждой. Аня расплачивается за проезд, получает взамен билетик, кладёт его в карман.

           

Магазин, кафе, аптека

          Аня никогда не была в большом торговом центре: с удивлением разглядывает прозрачные витрины и огромных лысых кукол – манекенов (их она тоже видит в первый раз). О своём размере одежды она, разумеется, понятия не имеет, а от многообразия разноцветных тканей в глазах рябит. На ботинках у Ани подписано «Катя П.», на остальной одежде также–вместо лейблов чьи-то имена. Обуваются и одеваются эти дети на складе родного детского дома, а там, очевидно, выбирать не приходится.

-Ну, что стоишь? Пойдём выбирать тебе одежду! – привожу в чувства свою воспитанницу, впавшую в ступор. – У нас есть 500 рублей, на эту сумму ты должна что-то себе выбрать. Что бы ты хотела?

-Выбрать? Сама? – Аня не знает, с какого угла подойти. – Можно футболку?

Эта девочка никогда не была в примерочной. Вертится перед зеркалом в обновке, а под её ногами – кофта и джинсовка. Аня не заметила в примерочной крючков для одежды.

Но, вот, обновка выбрана, и счастливый ребёнок самостоятельно рассчитывается за вещь. Ещё один пункт пройден – идём в столовую! В столовой перед нами стоит задача выучить, как обозначается мужской и женский туалет, как в нём закрываться, как мыть руки под странным для Ани краном и как заказывать выгодный обед. Всю эту эстафету моя воспитанница прошла успешно.

Дальше – аптека. Покупка товара в ней происходит весьма быстро – Аня усвоила, как расплачиваться с продавцом, и по тому же алгоритму расплатилась с фармацевтом за ГЕ-МА-ТО-ГЕН, выговоренный со второго раза.

Впереди у нас был продуктовый магазин и кинотеатр! Но до этих пунктов ещё нужно добраться, а времени катастрофически не хватает – вновь занялись спортом. Аня любит спорт, особенно играть в «ляпы» и бегать. Мне с ней повезло!

 

Джонни Инглиш и коробка с карандашами

Мы втроём забегаем в автобус. Кирилл фотографирует, как Аня самостоятельно передаёт за проезд, я сижу счастливая, кондуктор с любопытством смотрит на нашу компанию.

-Автобус надутый!

-Автобус не надутый, Ань. Он большой, много людей перевозит.

-Большой автобус. Скрипучий. А он не лопнет?

-Нет, не лопнет! Он, ведь, не воздушный шарик и не из резины, поэтому не лопнет, понимаешь?

-Ммм… – промычала Аня и достала из своего кармашка коллекцию билетиков, полученных за проезд. Было забавно смотреть, как она их целует, что-то наговаривает и бережно складывает обратно.

          Автобус выплюнул нас на остановку дальше от пункта назначения из-за строящегося неподалёку метро. Нам срочно нужно в продуктовый магазин, где Аня самостоятельно обратится к продавцу и осуществит свою покупку. Заходим в торговый зал самообслуживания. В результате, корзина моей знакомой заполнена большой пачкой цветных карандашей и зелёными яблоками, которые она очень хотела взвесить на электронных весах.   

Предпоследний пункт нашей городской прогулки – поход в кинотеатр. Путь в него лежит через прозрачный лифт. Аня старается не смотреть вниз, а от эскалатора испытывает бурный восторг. И пусть у входа в кино нас уже давно ждали остальные участники «Квеста», на сеанс мы не опоздали!

Всей походной сворой заходим в кинозал, устраиваемся в мягких креслах. На огромном экране герой Джонни Инглиш. Ребята переглядываются со своими сегодняшними инструкторами, смеются вместе со всеми, кто же может устоять перед Роуэном Аткинсоном? Наверное, сейчас они особенно счастливы! Они почувствовали, что значит быть такими, как все и жить полноценной жизнью.

 

 

 

О повседневной жизни и дне впечатлений

Через несколько дней после «Квеста» я ещё раз еду в ляпустинский детский дом-интернат, чтобы узнать мнение ребят о субботней прогулке. Её участник Илья отмечает, что ему очень понравился обед в «ресторане» (так он назвал простое кафе быстрого питания), Игорь заново пересказывает алгоритм снятия наличных с банковской карточки, а Вова демонстрирует мне свою новую зелёную футболку, купленную в торговом центре, где он побывал впервые. Недавние знакомые окружили меня, будто собрались водить хоровод. Они рассказали мне о своих увлечениях и повседневной детдомовской жизни.

          Моя спутница Аня отличная хозяйка. Каждый день она моет полы в палате, где спит, следит за своей цветочной клумбой, ухаживает за маленькими воспитанниками интерната, рассказывая им сказки на ночь. Ещё она любит петь и мечтает о большой сцене.

 

- А я подметаю двор, если нужно, помогаю учителям, зимой убираю с нашей территории снег. Люблю математику и хожу в компьютерный кружок. Вообще, хочу быть поваром, – рассказывает Илья.  –  Ко мне изредка приезжает мама, и я уезжаю с родителями на рыбалку или шашлыки, бываю в гостях у своих братьев – Саши, который похож на меня, и Никиты. У нас с ним только уши похожи. Иногда бабушка забирает меня на каникулы, я целую неделю живу дома! Но это редко бывает…

У Ильи есть родители, он – не круглый сирота, в отличие от многих воспитанников дома-интерната.

 

-Ну, а чем ты увлекаешься, Вова? – интересуюсь я у задумчивого парня, стоящего рядом.

- Шью постельное бельё, вяжу и вышиваю. Мне нравится рисовать картины из сказок, которые сам придумываю у себя в голове. В будущем я бы хотел шить, буду дизайнером – мне это пригодится в жизни, я многим помогу. А ещё я читаю библию, верю в Бога, молюсь ему, за всех молюсь. По утрам я часто хожу в церковь на службу вместе с волонтёром Наташей, там замаливаю свои грехи, общаюсь с Богом, причащаюсь, и мне становится легче. Я вижу Бога во сне и всегда прошу, чтобы он помог мне стать хорошим отцом, чтобы люди на земле были хорошие, чтобы зла было меньше – верю в это! – говорит семнадцатилетний Вова.

           

       Мой визит на Ляпустина, 4 ещё не окончен. Дальше направляюсь в кабинет заместителя директора, на входе меня уже ждёт Алла Владимировна Маркова. Она провожает меня в кабинет, мы присаживаемся.

-Опишите, пожалуйста, Ваши впечатления от «Социального Квеста» – начинаю я беседу.

- Мы уже успели узнать мнение ребят, они нам все уши прожужжали! Дети были в диком восторге, им очень понравилось! Эта прогулка очень важна для развития детей, их социализации. Было бы здорово, если б «Социальный Квест» проводился регулярно – 1 раз в месяц. – комментирует Алла Владимировна.

- Сколько воспитанников проживает в доме-интернате?    

- В нашем интернате живёт 300 человек (50 из них – лежачие) с диагнозом умственная отсталость умеренной, тяжёлой и глубокой степени. Из них в этом году выпускается 24 ребёнка, некоторые из них не в состоянии ходить, говорить, обслуживать себя самостоятельно. Такие тяжёлые дети по выпуску из детского дома попадают в психоневрологический дом-интернат для взрослых. Дети, которые могут жить в социуме, встают в очередь на квартиру, получают пенсию по инвалидности. Также, у них есть возможность поступить в училище соцзащиты, и выучиться, к примеру, на обувщика или швею. 

- Эти дети ощущают себя другими? – задаю я последний вопрос.

- Думаю, что нет. У них, как и всех остальных, есть одно простое желание – иметь родителей, дом и собственных детей, построить большую крепкую семью, – завершает Алла Владимировна.

На этом я заканчиваю свой поход в детский дом-интернат на Ляпустина, 4.

 

 

 

 

Билетики

В кинозале темно. Лишь вспышки от экрана освещают сияющие лица детей, волонтёров и координатора проекта Насти. Прогулка состоялась! Сегодня все они объединились и сделали большое дело – прошли дорогой добра, которая состояла из десяти непростых пунктов. Десять маленьких побед над неприятием и равнодушием общества, десять маленьких радостей детям, которые в них нуждаются и ждут.   

Мы преодолеваем последний пункт –  едем в трамвае домой. Аня вновь получает от кондуктора свой билетик, украдкой целует его, что-то шепчет и бережно отправляет на хранение. Теперь у неё полный карман частичек счастья. Пусть эти билетики принесут выпускникам детского дома-интерната удачу! Думаю, Аня со всеми ей поделится.      

         

    

 

 
Рейтинг: +12 1324 просмотра
Комментарии (23)
0 # 2 апреля 2012 в 19:58 +2
Тут и говорить нечего. Все Автор сказала. Доходчиво, талантливо, и понятно. Успехов вам,Карина!
Светлана Тен # 2 апреля 2012 в 22:28 +1
Татьяна, спасибо Вам огромное за прочтение и мнение.
с уважением, Карина live3
0 # 3 апреля 2012 в 20:59 +2
30
Елена Разумова # 10 апреля 2012 в 14:51 +2
Браво автору! buket3 Творческих успехов и удачи!
Игорь Кичапов # 16 апреля 2012 в 19:28 +2
Хорошо написано.Умница Карина! shokolade
Светлана Тен # 16 апреля 2012 в 20:19 +2
Елена, Игорь, благодарю вас! buket3
Игорь Кичапов # 18 апреля 2012 в 10:22 +2
Значит я неправильно понял я прочитал в начале вот это-
Карина Тен - моя дочь, студентка УРФУ, начинающий журналист, неравнодушный человек и просто красивая девушка
Извини..) Но написано правда хорошо!
Светлана Тен # 18 апреля 2012 в 13:35 +2
Игорь, Вы все правильно поняли. Это, действительно, репортаж моей дочери. Она просто не подписалась в комментарии shokolade
Игорь Кичапов # 20 апреля 2012 в 03:07 +2
Рад что не ошибся!
Замечательная дочь у тебя!! buket7
Светлана Тен # 20 апреля 2012 в 07:30 +1
Эт точно, Игорь! Спасибо! flower
0 # 18 апреля 2012 в 04:41 +3
Хорошо, конечно, что есть люди, которые хотят и, самое главное, помогают "другим" детям. Но все же - как страшно, что они есть - эти "другие". И сколько им на пути встретится еще людей. К сожалению, не всегда добрых и готовых помочь. Карина, ты умничка! Побольше бы такой доброты нам всем.
С уважением,
Светлана Тен # 18 апреля 2012 в 13:36 +1
Благодарю Вас, Оксана. buket3
С уважением, Карина.
Наталья Бугаре # 27 апреля 2012 в 23:49 +1
Светик, какая ты умничка) такую дочь вырастила!!! Каринка, у меня нет слов, чтоб высказать вам мою благодарность за все,что вы делаете! даже на мгновение не закралась мысль,что эти детки чем-то хуже моих. Они такие же, просто им не повезло с родителями. А умственная отсталость-чепуха. Я точно знаю. У нас в поселке некоторые родители не делали разницу между здоровыми детьми и детьми, страдающими олигофренией. Дети ходили в обычную школу, да, плохо учились. Ну и что? Потом устроились на работу, создали семьи и живут полноценно. Умный-дурак, право слово, это не так важно, как добрый-злой. Детей просто любить надо, очень. И все проблеммы можно преодолеть. live1 flower smileded
Светлана Тен # 28 апреля 2012 в 00:08 0
Натка, спасибо тебе. smileded А детки эти самые бескорыстные, они не умеют притворяться. Один мальчик рисовал человечка: руки у него были прямо из головы. Сколько я ему не показывала, как надо правильно рисовать, он делал это по-своему. Я спросила его: почему ты так рисуешь? На что он мне ответил, что он рисует волшебного человека, у которого руки всегда советуются с головой. Вот тебе и умственно отсталый.
юрий елистратов # 19 июня 2012 в 12:56 +1
Привет дочери - хорошо пишет!
А ещё надо похвалить за волонтёрский пыл в работе с детьми! 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c flo
Светлана Тен # 19 июня 2012 в 14:22 0
Спасибо, Юрий! Я ей передам Ваши слова. Сейчас у неё горячая пора - сессия.
юрий елистратов # 7 ноября 2012 в 21:33 +1
Очень добрыми словами написано.
Дочка молодец!
Счастья ей и хорошего мужа! prezent
Светлана Тен # 8 ноября 2012 в 13:16 0
Спасибо, Юрий! Хороший муж будет искать мою красавицу и найдет! buket2
Наташа Дуплякова # 18 ноября 2012 в 21:34 +1
Умница, Карина. С такими как ты не будет людей "из другой жизни".
Светлана Тен # 19 ноября 2012 в 19:49 0
Спасибо, Наташик! 38
Лидия Гржибовская # 20 декабря 2012 в 07:50 +1
Каким прекрасным занятием занимается Светочка твоя дочь, спасибо тебе за прекрасное воспитание спасибо за то. что поднимаешь такую тему на сайте, ДОБРО сеешь и в души наших авторов.
НИЗКИЙ ПОКЛОН!
38
Светлана Тен # 23 декабря 2012 в 19:56 0
Спасибо, Лидушка! smileded