ГлавнаяПрозаМалые формыНовеллы → Изделия с клеймом К. ФАБЕРЖЕ

Изделия с клеймом К. ФАБЕРЖЕ

Сегодня в 15:47 - paw
article543733.jpg
[f1]

Подарка нет дороже с древности,
Чем чудо-яйца Фаберже.
Их до сих пор хранят, как ценности,
Хоть тех умельцев нет уже.

Елена Степура

***

«Фаберже — несравненный гений нашего времени...»

Из письма вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны  английской королеве Александре.

[aax005]

Император Николай Второй на фронте

1915 год. Санкт-Петербург. Зимний дворец

Владимир Борисович Фредерикс — министр двора, держа папку под мышкой, направлялся к кабинету Николая Второго. И тем не менее он счёл возможным остановиться возле скромно одетого пожилого человека, переминающегося с ноги на ногу.

— Карл Густавович, вы тоже к императору? Вызывал?

— Да — еле слышно ответил старик, — сами понимаете, светлая пасха вскорости грядёт, отчего следует поспешить, чтобы к сроку изготовить…

— Понимаю, понимаю — перебил его министр, — только позволю себе, напомнить вам, что Россия, вот уже второй год, как воюет! Кстати, злопыхатели просто завалили меня доносами, утверждая, что в ваших жилах течёт немецкая кровь!

— Но это же абсолютная неправда! — возмутился ювелир, — мой отец Густав перебрался в Санкт-Петербург из Лифляндской губернии. По мужской линии он из семьи французских гугенотов, покинувших Пикардию ещё в семнадцатом веке, и нашедших пристанище в русской провинции, а моя матушка — дочь шведского художника. Я же родится в столице и считаю себя русским ювелиром и верным подданным Его высочества.

— Да не волнуйтесь вы так, — улыбнулся Фредерикс, — завистников и клеветников у нас на Руси во все века хватало. Но ведомство, которым я имею честь руководить, не позволит никому бросить даже тень на поставщика императорского двора. Уж будьте в этом уверены. Но прежде, чем вы переступите порог Его кабинета — при этих словах Владимир Борисович указал рукой на солидные двери в конце коридора, — я хочу попросить вас вот о чём. Только поймите меня правильно. Наш император, конечно же, хочет продолжить заложенные ещё его отцом традицию дарить близким оригинальные пасхальные яйца, и это замечательно. Однако, кому как не мне известно, что большинство личных средств царствующей семьи расходуется на содержание госпиталей и прочие неотложные медицинские нужды. Так, вы уж там у себя в мастерских расстарайтесь, пожалуйста, чтобы царские подарки были...

 — Да разве же я не понимаю?! — Ювелир приложил руку к сердцу, — у меня, в столичных мастерских, почти все мастера отправились добровольцами на фронт! Осталось только десятая часть — двадцать пять из двухсот пятидесяти!

Фаберже хотел ещё что-то сказать, но двери распахнулись и ювелира попросили проследовать для аудиенции.

***

— Карл Густавович — самодержец расхаживал по кабинету, поглаживая свою бородку, — К сожалению, должен констатировать, что война скоро не закончится и потребует от нас ещё много сил.

Фаберже открыл было рот, чтобы что-то произнести, но вовремя осёкся, да так и остался стоять, внимая словам императора. А тот подошёл к окну, отодвинул занавеску и стал разглядывать людей, снующих внизу по площади:

— Прежде всего мне нужны наградные портсигары, и много. Ордена и медали, вещи, безусловно, необходимые, но в окопах требуется нечто иное, повседневное. Можно сказать — трогательное для офицеров и солдат.

Николай Второй на минуту задумался, и ювелир на одном дыхании выпалил:

— Крест. Красный. Яркий…

[f9]

Яйцо красный крест

— Да, и крест тоже! — бесцеремонно прервал его самодержец, — но давайте всё же погорим о пасхальных подарках. Итак, для моей матушки необходимо изготовить яйцо, которое мы так и назовём — «Красный крест». Полагаю, вам известно, что члены моей семьи, работают в госпиталях, а вдовствующая императрица Мария Фёдоровна возглавляет российское отделение этой всемирной организации. Супруге — Александре Фёдоровне я желаю преподнести пасхальный подарок, внутри которого, будут портреты, ну вы и без меня знаете, кого.

[aax007]

Счет-накладная

***

Вернувшись к себе, Карл Густович приказал во всех мастерских в несколько раз увеличить выпуск продукции, необходимой для фронта.

***

[aax008]

В действующую армию стали регулярно отправлять медные умывальники, походные солдатские скороварки. По заказам госпиталей ювелиры стали клепать кастрюли, тазы, делать шприцы и спиртовки. До наших дней сохранилось одно из массовых изделий фирмы «Фаберже» — кастрюля для стерилизации шприцев с надписью «Лазарет имени наследника и великого князя Алексея Николаевича в Зимнем дворце», украшенная монограммой императрицы Александры Фёдоровны.

[f11]

[f12]

Кастрюля Фаберже

Военное ведомство раз за разом увеличивало объём заказов для нужд армии. Но не выполнить царский заказ ювелир не мог.

[aax009]

Миниатюрная скульптура солдата изготовлена из различных сортов яшмы

***

В оговорённый срок Николаю Второму были доставлены подарочные яйца к празднованию светлого пасхального праздника одна тысяча девятьсот пятнадцатого года.

Первое «Красный крест с портретами» — для матушки самодержца. Тщательнейшим образом изготовленное из серебра и золота и украшено переливчатой белой и прозрачной красной эмалью. На двух красных крестах были нанесены даты — «1914» и «1915». По внешней стороне яйца славянской вязью было начертано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

[aax006]

Яйцо красный крест

Как и любое пасхальное яйцо, это имело свой неповторимый сюрприз: внутри находилась шарнирная, сворачиваемая ширма с пятью овальными миниатюрами, изготовленными из перламутра и акварели на слоновой кости. На них были нарисованы члены императорской фамилии, в форме медицинских сестёр:

— Ольга Александровна (сестра государя),

— Ольга Николаевна (старшая дочь),

— Александра Фёдоровна (супруга),

— Татьяна Николаевна (вторая дочь),

— Мария Павловна (двоюродная сестра царя).

[aax003]

Брошь Красный крест

Дело в том, что с началом войны супруга императора и её дочери Ольга и Татьяна прошли стажировку, по курсу медсестёр! Более того, некоторые императорские дворцы были срочно переоборудованы под военные госпитали.

[aax010]

Повеска для сестёр милосердия

***

Мария Фёдоровна приступила к службе в российском отделении Красного Креста почти пятьдесят лет назад, ещё во время русско-турецкой войны.

И возглавляла его до самой революции.

***

Из воспоминаний главного мастера фирмы Франца Бирбаума: «В годы войны яйца или совсем не изготовлялись, или очень скромной работы и невысокой стоимости. Таковые яйца изготовлены в 1915 году».1

***

[aax001]

Яйцо триптих. 1915 г.

Второе свое изделие ювелир назвал — «Триптих Красный Крест». Оно предназначалось матери императора — Александре Фёдоровне, и было также изготовлено из серебра, золота, переливчатой белой и прозрачной красной эмали, акварели на золоте и стекла. На полупрозрачные красной эмали мастера, с обеих сторон, смонтировали красные кресты. В центр каждого из них поместили изображения внучек — Ольги и Татьяны Николаевны в одеждах сестёр милосердия.

Сюрпризом (тем, что находился внутри яйца) послужил триптих на библейский сюжеты: по центру — Воскресение Христово; слева — Святая Ольга, основательница христианства на Руси, справа — Святая Мученица Татьяна.

Иконы написал Адриан Прахов, а миниатюрные портреты княжон выполнил Василий Зуев.

***
После революции яйцо исчезло и объявилось лишь спустя пятнадцать лет, на аукционе. После чего исчезло вновь, на долгие через четырнадцать лет. Уже после Второй мировой войны его увидели в коллекции основателя одной из нефтяной компании. Кроме этого, там было ещё восемнадцать яиц, изготовленных специалистами фирмы Фаберже.

Там оно и пребывало до кончины владельца. А потом, согласно его завещанию должно было переместиться в музей города Кливленда. Однако тогдашний директор наотрез отказался принимать в дар яйца Фаберже! Этот господин утверждал, что: «ненавидит Фаберже и всё, что он сотворил! Эти произведения искусства являются "китчем" и не представляют никакой художественной ценности!»

Тем те менее все девятнадцать пасхальных яиц всё же оказались на полках музея, но только после смерти непримиримого директора.

1916 год

Мастера фирмы Фаберже, выполняя заказ царя, изготовили ещё одно пасхальное чудо, назвав в духе времени «Военное стальное»! Самодержец подарил его на пасху супруге Александре.

[aax011]

Стальное яйцо фаберже

На этот раз яйцо сделали не из золота или серебра, а из артиллерийской стали и установили на постамент из четырёх миниатюрных снарядов. Внутрь положили маленький мольберт с акварельной миниатюрой, на которой нарисовали самого Николая Второго и наследника — царевича Алексея, на позиции русских войск.

[f13]

Яйцо Орден Святого Георгия

Последним пасхальным подарком, выполненный фирмой Карла Фаберже, стал «орден Святого Георгия». Государь заказал его для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

[aax002]

Это яйцо, также не включало в себя никаких драгоценных камней, как и сложных механизмов, обычно располагающихся внутри сюрпризов.

Внимательно изучив «аскетичный» подарок, мать написала сыну:

«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привёз. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе»2. Оно — единственное из всех пасхальных подарков, которое супруга покойного императора Александра Третьего вывезла на британском корабле «Мальборо». Она не расставалась с последним пасхальным подарком сына до конца своих дней.

[aax004]

***

Пришедшие к власти большевики посчитали, что детище Фаберже, им не нужна, и фирма была закрыта. Тем не менее ювелиру удалось утаить от экспроприаторов часть готовой продукции. Долгое время она находилась в его личном домовладении, которое он сдавал в аренду швейцарским дипломатам.

Однако некоторое время спустя здание ограбили и все ценности исчезли.

Это стало последней каплей. Карл Фаберже покинул мятежную Россию и перебрался в Ригу, наказав сыновьям распродать оставшиеся ценности, и последовать за ним. Увы, выполнить отцовский наказ им не удалось и драгоценности снова пришлось прятать. На этот раз, оставшиеся три десятка готовых изделий разделили на части и раздали проверенным людей.

Если шила в мешке не утаить, то ювелирные изделия — тем более! По столице прокатилась волна обысков, часть из них была найдена и конфискована на нужды революции. Роскошную усадьбу Фаберже разгромили и разворовали.

Без малого две тысячи драгоценных камней, а также предметы искусства, хранившиеся в сейфе, исчезли, и поиском их никто из властей не занимался.

Спустя годы, кое-что всплывало на зарубежных аукционах и реализовывалось за бесценок. Однако большая их часть, увы, утрачена навсегда.

***

Поговаривали, что сыновья зарыли во дворе дачи имущества... на пару-тройку миллионов долларов. Искатели сокровищ не раз перерыли всю территорию, однако ни шкатулок с драгоценностями, ни сундуков с золотом, так и не отыскали. Усадьба мастера смогла дожить до наших дней, но увы, находится в крайне плачевном состоянии.

***

И тем не менее мне не хочется заканчивать эту историю на столь печальной ноте. И вот почему. В городе на Неве есть экспозиция, которая так и называется «Музей Фаберже». Там собраны более четырёх тысяч работ известнейшей фирмы. Конечно же, выставлены там и знаменитые пасхальные яйца. Теперь каждый посетитель может пробрести входной билет и полюбоваться не только ими, но ещё и столовым серебром, и различными предметами с клеймом (в зависимости от года изготовления) в виде букв «КФ», или с инициалом «К ФАБЕРЖЕ», «К.ФАБЕРЖЕ»!

1— https://dzen.ru/a/YHvGeBuDeFqCn8D4?ysclid=mbx5pjdw4b844757836

2— https://dzen.ru/a/Z0WmC9f7_CmlWbeR?ysclid=mbykt35zo610823488

© Copyright: paw, 2025

Регистрационный номер №0543733

от Сегодня в 15:47

[Скрыть] Регистрационный номер 0543733 выдан для произведения: [f1]

Подарка нет дороже с древности,
Чем чудо-яйца Фаберже.
Их до сих пор хранят, как ценности,
Хоть тех умельцев нет уже.

Елена Степура

***

«Фаберже — несравненный гений нашего времени...»

Из письма вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны  английской королеве Александре.

[aax005]

Император Николай Второй на фронте

1915 год. Санкт-Петербург. Зимний дворец

Владимир Борисович Фредерикс — министр двора, держа папку под мышкой, направлялся к кабинету Николая Второго. И тем не менее он счёл возможным остановиться возле скромно одетого пожилого человека, переминающегося с ноги на ногу.

— Карл Густавович, вы тоже к императору? Вызывал?

— Да — еле слышно ответил старик, — сами понимаете, светлая пасха вскорости грядёт, отчего следует поспешить, чтобы к сроку изготовить…

— Понимаю, понимаю — перебил его министр, — только позволю себе, напомнить вам, что Россия, вот уже второй год, как воюет! Кстати, злопыхатели просто завалили меня доносами, утверждая, что в ваших жилах течёт немецкая кровь!

— Но это же абсолютная неправда! — возмутился ювелир, — мой отец Густав перебрался в Санкт-Петербург из Лифляндской губернии. По мужской линии он из семьи французских гугенотов, покинувших Пикардию ещё в семнадцатом веке, и нашедших пристанище в русской провинции, а моя матушка — дочь шведского художника. Я же родится в столице и считаю себя русским ювелиром и верным подданным Его высочества.

— Да не волнуйтесь вы так, — улыбнулся Фредерикс, — завистников и клеветников у нас на Руси во все века хватало. Но ведомство, которым я имею честь руководить, не позволит никому бросить даже тень на поставщика императорского двора. Уж будьте в этом уверены. Но прежде, чем вы переступите порог Его кабинета — при этих словах Владимир Борисович указал рукой на солидные двери в конце коридора, — я хочу попросить вас вот о чём. Только поймите меня правильно. Наш император, конечно же, хочет продолжить заложенные ещё его отцом традицию дарить близким оригинальные пасхальные яйца, и это замечательно. Однако, кому как не мне известно, что большинство личных средств царствующей семьи расходуется на содержание госпиталей и прочие неотложные медицинские нужды. Так, вы уж там у себя в мастерских расстарайтесь, пожалуйста, чтобы царские подарки были...

 — Да разве же я не понимаю?! — Ювелир приложил руку к сердцу, — у меня, в столичных мастерских, почти все мастера отправились добровольцами на фронт! Осталось только десятая часть — двадцать пять из двухсот пятидесяти!

Фаберже хотел ещё что-то сказать, но двери распахнулись и ювелира попросили проследовать для аудиенции.

***

— Карл Густавович — самодержец расхаживал по кабинету, поглаживая свою бородку, — К сожалению, должен констатировать, что война скоро не закончится и потребует от нас ещё много сил.

Фаберже открыл было рот, чтобы что-то произнести, но вовремя осёкся, да так и остался стоять, внимая словам императора. А тот подошёл к окну, отодвинул занавеску и стал разглядывать людей, снующих внизу по площади:

— Прежде всего мне нужны наградные портсигары, и много. Ордена и медали, вещи, безусловно, необходимые, но в окопах требуется нечто иное, повседневное. Можно сказать — трогательное для офицеров и солдат.

Николай Второй на минуту задумался, и ювелир на одном дыхании выпалил:

— Крест. Красный. Яркий…

[f9]

Яйцо красный крест

— Да, и крест тоже! — бесцеремонно прервал его самодержец, — но давайте всё же погорим о пасхальных подарках. Итак, для моей матушки необходимо изготовить яйцо, которое мы так и назовём — «Красный крест». Полагаю, вам известно, что члены моей семьи, работают в госпиталях, а вдовствующая императрица Мария Фёдоровна возглавляет российское отделение этой всемирной организации. Супруге — Александре Фёдоровне я желаю преподнести пасхальный подарок, внутри которого, будут портреты, ну вы и без меня знаете, кого.

[aax007]

Счет-накладная

***

Вернувшись к себе, Карл Густович приказал во всех мастерских в несколько раз увеличить выпуск продукции, необходимой для фронта.

***

[aax008]

В действующую армию стали регулярно отправлять медные умывальники, походные солдатские скороварки. По заказам госпиталей ювелиры стали клепать кастрюли, тазы, делать шприцы и спиртовки. До наших дней сохранилось одно из массовых изделий фирмы «Фаберже» — кастрюля для стерилизации шприцев с надписью «Лазарет имени наследника и великого князя Алексея Николаевича в Зимнем дворце», украшенная монограммой императрицы Александры Фёдоровны.

[f11]

[f12]

Кастрюля Фаберже

Военное ведомство раз за разом увеличивало объём заказов для нужд армии. Но не выполнить царский заказ ювелир не мог.

[aax009]

Миниатюрная скульптура солдата изготовлена из различных сортов яшмы

***

В оговорённый срок Николаю Второму были доставлены подарочные яйца к празднованию светлого пасхального праздника одна тысяча девятьсот пятнадцатого года.

Первое «Красный крест с портретами» — для матушки самодержца. Тщательнейшим образом изготовленное из серебра и золота и украшено переливчатой белой и прозрачной красной эмалью. На двух красных крестах были нанесены даты — «1914» и «1915». По внешней стороне яйца славянской вязью было начертано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

[aax006]

Яйцо красный крест

Как и любое пасхальное яйцо, это имело свой неповторимый сюрприз: внутри находилась шарнирная, сворачиваемая ширма с пятью овальными миниатюрами, изготовленными из перламутра и акварели на слоновой кости. На них были нарисованы члены императорской фамилии, в форме медицинских сестёр:

— Ольга Александровна (сестра государя),

— Ольга Николаевна (старшая дочь),

— Александра Фёдоровна (супруга),

— Татьяна Николаевна (вторая дочь),

— Мария Павловна (двоюродная сестра царя).

[aax003]

Брошь Красный крест

Дело в том, что с началом войны супруга императора и её дочери Ольга и Татьяна прошли стажировку, по курсу медсестёр! Более того, некоторые императорские дворцы были срочно переоборудованы под военные госпитали.

[aax010]

Повеска для сестёр милосердия

***

Мария Фёдоровна приступила к службе в российском отделении Красного Креста почти пятьдесят лет назад, ещё во время русско-турецкой войны.

И возглавляла его до самой революции.

***

Из воспоминаний главного мастера фирмы Франца Бирбаума: «В годы войны яйца или совсем не изготовлялись, или очень скромной работы и невысокой стоимости. Таковые яйца изготовлены в 1915 году».1

***

[aax001]

Яйцо триптих. 1915 г.

Второе свое изделие ювелир назвал — «Триптих Красный Крест». Оно предназначалось матери императора — Александре Фёдоровне, и было также изготовлено из серебра, золота, переливчатой белой и прозрачной красной эмали, акварели на золоте и стекла. На полупрозрачные красной эмали мастера, с обеих сторон, смонтировали красные кресты. В центр каждого из них поместили изображения внучек — Ольги и Татьяны Николаевны в одеждах сестёр милосердия.

Сюрпризом (тем, что находился внутри яйца) послужил триптих на библейский сюжеты: по центру — Воскресение Христово; слева — Святая Ольга, основательница христианства на Руси, справа — Святая Мученица Татьяна.

Иконы написал Адриан Прахов, а миниатюрные портреты княжон выполнил Василий Зуев.

***
После революции яйцо исчезло и объявилось лишь спустя пятнадцать лет, на аукционе. После чего исчезло вновь, на долгие через четырнадцать лет. Уже после Второй мировой войны его увидели в коллекции основателя одной из нефтяной компании. Кроме этого, там было ещё восемнадцать яиц, изготовленных специалистами фирмы Фаберже.

Там оно и пребывало до кончины владельца. А потом, согласно его завещанию должно было переместиться в музей города Кливленда. Однако тогдашний директор наотрез отказался принимать в дар яйца Фаберже! Этот господин утверждал, что: «ненавидит Фаберже и всё, что он сотворил! Эти произведения искусства являются "китчем" и не представляют никакой художественной ценности!»

Тем те менее все девятнадцать пасхальных яиц всё же оказались на полках музея, но только после смерти непримиримого директора.

1916 год

Мастера фирмы Фаберже, выполняя заказ царя, изготовили ещё одно пасхальное чудо, назвав в духе времени «Военное стальное»! Самодержец подарил его на пасху супруге Александре.

[aax011]

Стальное яйцо фаберже

На этот раз яйцо сделали не из золота или серебра, а из артиллерийской стали и установили на постамент из четырёх миниатюрных снарядов. Внутрь положили маленький мольберт с акварельной миниатюрой, на которой нарисовали самого Николая Второго и наследника — царевича Алексея, на позиции русских войск.

[f13]

Яйцо Орден Святого Георгия

Последним пасхальным подарком, выполненный фирмой Карла Фаберже, стал «орден Святого Георгия». Государь заказал его для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

[aax002]

Это яйцо, также не включало в себя никаких драгоценных камней, как и сложных механизмов, обычно располагающихся внутри сюрпризов.

Внимательно изучив «аскетичный» подарок, мать написала сыну:

«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привёз. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе»2. Оно — единственное из всех пасхальных подарков, которое супруга покойного императора Александра Третьего вывезла на британском корабле «Мальборо». Она не расставалась с последним пасхальным подарком сына до конца своих дней.

[aax004]

***

Пришедшие к власти большевики посчитали, что детище Фаберже, им не нужна, и фирма была закрыта. Тем не менее ювелиру удалось утаить от экспроприаторов часть готовой продукции. Долгое время она находилась в его личном домовладении, которое он сдавал в аренду швейцарским дипломатам.

Однако некоторое время спустя здание ограбили и все ценности исчезли.

Это стало последней каплей. Карл Фаберже покинул мятежную Россию и перебрался в Ригу, наказав сыновьям распродать оставшиеся ценности, и последовать за ним. Увы, выполнить отцовский наказ им не удалось и драгоценности снова пришлось прятать. На этот раз, оставшиеся три десятка готовых изделий разделили на части и раздали проверенным людей.

Если шила в мешке не утаить, то ювелирные изделия — тем более! По столице прокатилась волна обысков, часть из них была найдена и конфискована на нужды революции. Роскошную усадьбу Фаберже разгромили и разворовали.

Без малого две тысячи драгоценных камней, а также предметы искусства, хранившиеся в сейфе, исчезли, и поиском их никто из властей не занимался.

Спустя годы, кое-что всплывало на зарубежных аукционах и реализовывалось за бесценок. Однако большая их часть, увы, утрачена навсегда.

***

Поговаривали, что сыновья зарыли во дворе дачи имущества... на пару-тройку миллионов долларов. Искатели сокровищ не раз перерыли всю территорию, однако ни шкатулок с драгоценностями, ни сундуков с золотом, так и не отыскали. Усадьба мастера смогла дожить до наших дней, но увы, находится в крайне плачевном состоянии.

***

И тем не менее мне не хочется заканчивать эту историю на столь печальной ноте. И вот почему. В городе на Неве есть экспозиция, которая так и называется «Музей Фаберже». Там собраны более четырёх тысяч работ известнейшей фирмы. Конечно же, выставлены там и знаменитые пасхальные яйца. Теперь каждый посетитель может пробрести входной билет и полюбоваться не только ими, но ещё и столовым серебром, и различными предметами с клеймом (в зависимости от года изготовления) в виде букв «КФ», или с инициалом «К ФАБЕРЖЕ», «К.ФАБЕРЖЕ»!

1— https://dzen.ru/a/YHvGeBuDeFqCn8D4?ysclid=mbx5pjdw4b844757836

2— https://dzen.ru/a/Z0WmC9f7_CmlWbeR?ysclid=mbykt35zo610823488
 
Рейтинг: 0 6 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!