Серия - Мои коллекции - 1.
29 января 2014 -
Раев Анатолий
Мне трудно сейчас припомнить то время, когда я пристрастился к чтению книг. В детстве таких наклонностей не имел. Юность моя подобное исключала полностью. Ну, а зрелость... Видимо, да. Отсчёт, пожалуй, начинать надо отсюда и по одной простой причине: откуда же ещё? Сейчас в моём "арсенале" большое количество печатных изданий. "Печатные издания" я пишу вполне осознанно: читаю всё подряд не взирая художественная ли литература, беллетристика, периодика ли. Да и научной не брезгую. К этому могу добавить, что если взял в руки издание - нравится, не нравится дочитываю до конца. И этому есть причина. Я обратил внимание на то, что во всех, даже глупых или мало понятных для моего разума произведениях всегда найдутся изречения, высказывания, обороты, характеристики очень даже интересные. А в некоторых случаях и восхитительные. Ну разве не замечательно М. Горький в своём рассказе "Проходимец" подметил, что "человек всегда немножко рисуется, кто бы он ни был". Опровергните-ка это? Или вот у Толстого: "Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света". Это "Анна Каренина". Оборот такой как вам: "В три часа я приехал в Английский клуб, названный так потому, что вряд ли хоть один англичанин принадлежит к нему", - К. Фрэнкленд. Из книги "Жизнь Пушкина рассказанная им самим и его современниками". Ну, а вот Виктор Гюго в своих "Отверженных" рассказывает: "... Ей предлагали такое удовлетворение, как той арабской женщине, которая получив пощёчину от мужа, пошла жаловаться своему отцу, требуя отмщения. "Отец! - сказала она. - Ты должен воздать моему мужу оскорблением за оскорбление". Отец спросил: "В какую щеку он ударил тебя?" - "В левую". Отец ударил её в правую и сказал: "Теперь ты можешь быть довольна. Поди скажи своему мужу, что если он дал пощёчину моей дочери, то я дал пощёчину его жене". Не поучительно ли?
Таковых выписок у меня много. Я бы и дальше продолжил свои изыскания, однако увы, жизнь ограничена, а это занятие отнимает порядочно времени. Да и интересами теперь владею я другими.
Как вам известно, всякое количество переходит в качество. Кажется момент такой у меня наступил. Я готов с вами поделиться кое-какими своими познаниями в этой области. Единственно жалею о чём - почти не указывал на героя, коему принадлежит то или иное высказывание, та или иная характеристика. Но и то успокоительно, что какой бы герой чего не говорил, да уста его изъясняются устами автора, то бишь, человеком написавшим эту книгу, или статью.
Я не буду делать каких-либо анализов, пояснений или комментариев к выписанной цитате, речевому обороту или характеристике кого в целом. Не в этом моя задача. Я просто решил вас ознакомить с тем, что меня заинтересовало в той или иной книге.
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ. "ИДИОТ".
Москва. "Советская Россия". 1981 г.
Текс печатается по изданию: Достоевский Ф. М. собрание сочинений в
10-ти т. Т. 6. М., ГИХЛ, 1957.
Редактор В. М. Курганова.
Корректор А. З. Лазуткина.
1. Стр. 17. ... Но генерал никогда не роптал впоследствии на свой ранний брак, никогда не третировал его как увлечение нерасчётливой юности и супругу свою до того уважал и до того иногда боялся её, что даже любил.
2. Стр. 23. Убивать за убийство несоразмеримо большее наказание, чем самое преступление. (Князь Лев Николаевич Мышкин).
3. Стр. 49-50. Известно, что человек, слишком увлёкшийся страстью, особенно если он в летах, совершенно слепнет и готов подозревать надежду там, где вовсе её и нет; мало того, теряет рассудок и действует как глупый ребёнок, хотя бы и был семи пядей во лбу.
4. Стр. 66. "Ребёнку можно всё говорить, - всё; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие дети, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они всё понимают. Большие не знают, что ребёнок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет". (Князь Лев Николаевич Мышкин).
5. Стр. 66. "Через детей душа лечится...". (Князь Лев Николаевич Мышкин).
6. Стр. 75. "Красоту трудно судить... Красота - загадка". (Князь Лев Николаевич Мышкин).
7. Стр. 80. "Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца". (Лизовета Прокофьевна Епанчина).
8. Всё в нём в эту минуту было как-то разбросано и кипело в беспорядке, так что он и с мыслями собраться не мог.
9. Стр. 87. С некоторого времени он стал раздражаться всякою мелочью безмерно и непропорционально.
10. Стр. 88. Варвара Ардалионовна была девица лет двадцати трёх, среднего роста, довольно худощавая, с лицом не то чтобы очень красивым, но заключавшем в себе тайну нравиться без красоты и до страсти привлекать к себе.
11. Стр. 89. ... строго сказала Варя, которая и с князем говорила весьма сухо и только что разве вежливо.
12. Стр. 98. В голосе Гани слышалась уже та степень раздражения, в которой человек почти сам рад этому раздражению.
13. Стр. 100. ... до сих пор она держала себя до того надменно, что в разговорах с Ганей даже и желания не выражала познакомиться с его родными, а в самое последнее время даже и не упоминала о них совсем, точно их и не было на свете. Ганя хоть отчасти и рад был, что отдалялся такой хлопотливый для него разговор, но всё-таки в сердце своём поставил ей эту надменность на счёт.
14. Стр. 100-101. ... даже и тени улыбки, что уже требовалось простою вежливостью, не показалось в её лице.
15. Стр. 101. ... он бросил на Варю такой угрожающий взгляд...
16. Стр. 102. Очевидно, князя представляли как что-то редкое (и пригодившееся всем как выход из фальшивого положения).
17. Стр. 102. ... она в нетерпении ждала ответа, как бы вполне убеждённая, что ответ будет непременно так глуп, что нельзя будет не засмеяться.
18. Стр. 103. В эту самую минуту вдруг громкий новый голос, послышавшийся из-за толпы, плотно обступившей князя и Настасью Филипповну, так сказать, раздвинул толпу и разделил её надвое.
19. Стр. 103. Самолюбивый и тщеславный до мнительности, до ипохондрии...
20. Стр. 104. Он иногда, дразня и раздражая себя, пробовал было представить себе генерала во время брачной церемонии, но никогда не способен был докончить мучительную картину и поскорее бросал её.
21. Стр. 104. Может быть, он безмерно преувеличивал беду; но с тщеславными людьми всегда так бывает.
22. Стр. 104. Он не докончил; Фердыщенко быстро подставил ему сзади стул, и генерал, несколько слабый в эту послеобеденную минуту на ногах, так и шлёпнулся или, лучше сказать, упал на стул.
23. Стр. 109. Бесконечная ненависть кипела в его взгляде.
24. Стр. 109. Компания была чрезвычайно разнообразная и отличалась не только разнообразием, но и безобразием.
25. Стр. 109. ... Остальные же составляли только хор, или, лучше сказать, шайку для поддержки.
26. Стр. 109. ... какой-то огромный вершков двенадцати господин, тоже необычайно толстый, чрезвычайно мрачный и молчаливый и, очевидно, сильно надеявшийся на свои кулаки.
27. Стр. 111. Рогожин задал свой вопрос как потерянный, как божеству какому-то, но с смелостью приговорённого к казни, которому уже нечего терять.
28. Стр. 117. ... - Вы замечаете то, чего другие никогда не заметят. С вами поговорить бы можно, но... лучше не говорить.
29. Стр. 117. ... здесь искренно не прощают!
30. Стр. 118. ... Ганя сильно пошевелился в сторону князя.
31. Стр. 118. Это страшно раздражительная, мнительная и самолюбивая женщина. Точно чином обойдённый чиновник!
32. Стр. 118. Вы и не подозреваете, на какие фокусы человеческое самолюбие способно.
33. Стр. 119. Есть женщины, которые годятся только в любовницы и больше ни во что.
34. Стр. 119. ... - Она всю жизнь будет меня за валета бубнового считать (да это-то ей, может быть, и надо)...
35. Стр. 119. ... Но именно потому, что вы первый из благородных людей мне попались, я на вас и накинулся...
36. Стр. 119. Подлецы любят честных людей.
37. Стр. 119. ... вот и урок: не судить, не имея опыта.
38. Стр. 121. ... "Заметьте себе, милый князь, что нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный. Вы меня даже хорошим подлецом не удостоили счесть... ".
39. Стр. 121. Деньги тем всего подлее, что они даже таланты дают.
40. Стр. 121. ... - Мне кажется, что мы с вами или друзьями, или врагами будем...
41. Стр. 121. ... - А заметили вы, что она сама ужасно неловка и давеча в иные секунды конфузилась? Право. Вот этакие-то и любят властвовать...
42. Стр. 122. Ганечка вышел гораздо развязнее, чем вошёл...
43. Стр. 131. Как легко прививаются привычки роскоши и как трудно потом отставать от них, когда роскошь мало-помалу обращается в необходимость.
44. Стр. 134. "Правду говорят только те, у кого нет остроумия". (Иван Фёдорович Епанчин).
45. Стр. 134. "Я обиду всякую покорно сношу, но до первой неудачи обидчика; при первой же неудаче тотчас припоминаю и тотчас же чем-нибудь отомщаю, лягаю". (Иван Фёдорович Епанчин).
46. Стр. 140. Можно украсть вором не бывши.
47. Стр. 141. Нет даже такого самого честного человека, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл.
48. Стр. 141. ... - Мне кажется, что вы говорите правду, но только очень преувеличиваете...
49. Стр. 141. ... - Вы истощаете всякое терпение, - резко и досадливо проговорила Наталья Филипповна.
50. Стр. 143. Мало ли что снаружи блестит и добродетелью хочет казаться.
51. Стр. 154-155. ... Надо, впрочем, заметить, что все они, не исключая даже знатока Лебедева, несколько сбивались в познании границ и пределов своего могущества и в самом ли деле им теперь всё дозволено, или нет? Лебедев в иные минуты готов был поклясться, что всё, но в другие минуты ощущал беспокойную потребность припомнить про себя, на всякий случай, некоторые и преимущественно ободрительные и успокоительные статейки свода законов.
52. Стр. 157. Дарья Алексеевна даже в гнев вошла. Это была женщина добрая и весьма впечатлительная.
53. Стр. 164. Или с бесчестными, или с честными женщинами знаться - один выбор! А то непременно спутаешься.
54. Стр. 165. Времени верь - всё пройдёт!
55. Стр. 178. Дурака не вылечишь.
56. Стр. 180. Увидев Аглаю (Епанчину), он стал необыкновенно усидчив в доме Епанчиных.
57. Стр. 185. ... и продолжавшую улыбаться остатками ещё недавнего смеха.
58. Стр. 192. - Я и не знал, что у вас такое хозяйство, - сказал князь с видом человека, думающего совсем о другом.
59. Стр. 193. - Там давно были?
- Каждый день, каждый день.
- Вчера, стало быть?
- Нет; четвёртого дня-с.
60. Стр. 211. Оба стояли друг перед другом с таким видом, что, казалось, оба забыли, куда пришли и что теперь надо делать.
61. Стр. 220. Трудно в новой земле новых людей разгадывать.
62. Стр. 222. Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
63. Стр. 231. ... у вас какая-то беспрерывная ошибка.
64. Стр. 234. ... - Пьяный, может быть? Не красива же твоя компания, - отрезала она, захватив в своём взгляде и остальных гостей.
65. Стр. 235. Лизавета Прокофьевна вспыхнула. Что-то давно накопившееся в её душе вдруг потребовало исхода.
66. Стр. 235. Ничего нет лучше для исправления, как прежнее с раскаянием вспоминать.
67. Стр. 236. ... - Вот что значит хоть раз в жизни правду сказать, - до слёз подействовало! - осмелился вклеить Лебедев.
68. Стр. 237. ... - Он был очень болен, - прибавила Варя с радостным соболезнованием.
69. Стр. 237. ... Аглая рассердилась не на шутку и вдвое похорошела.
70. Стр. 239. Что смешно было прежде и кстати, то совсем неинтересно теперь...
71. Стр. 244. Да он и о серьёзных-то вещах говорил всегда с таким шутливым видом, что никак его разобрать нельзя, особенно если сам захочет, чтобы не разобрали.
72. Стр. 259. Гласность есть законное право всякого.
73. Стр. 267. ... - Если можете, господин Бурдовский, - тихо и сладко остановил его Гаврила Ардалеонович, - останьтесь...
74. Стр. 270. ... - Омерзительно, неприлично! - сильно пошевелился Ипполит...
75. Стр. 284. ... заметил генерал Иван Фёдорович и, заложив руки за спину, с скучнейшим видом отретировался к выходу с террасы, где с досады и зевнул.
76. Стр. 296. Келлер приготовился было говорить очень долго и очень нескладно, но вдруг почти с первых слов перескочил к заключению...
77. Стр. 309. ... он почувствовал, что нечаянно, но сильно проговорился.
78. Стр. 314. Изобретатели и гении почти всегда при начале своего поприща (а очень часто и в конце) считались в обществе не более как дураками...
79. Стр. 316. Но некоторая тупость ума, кажется, есть почти необходимое качество если не всякого деятеля, то по крайней мере всякого серьёзного наживателя денег.
80. Стр. 326. Самый закоренелый и нераскаянный убийца всё-таки знает, что он п р е с т у п н и к, то есть по совести считает, что он нехорошо поступил, хоть и безо всякого раскаяния.
81. Стр. 329. ... - Вы краснеете, это черта прекрасного сердца.
82. Стр. 336. Но и самый осторожный человек не может всякую минуту защититься от кирпича, падающего с соседнего дома.
83. Стр. 352. Женщина способна замучить человека жестокостями и насмешками и ни разу угрызения совести не почувствует, потому что про себя каждый раз будет думать, смотря на тебя: "Вот теперь я его измучаю до смерти, да зато потом ему любовью моей наверстаю"...
84. Стр. 361. Закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве!
85. Стр. 361. Нечистый дух есть великий и грозный дух.
86. Стр. 363. Всякая почти действительность хотя и имеет непреложные законы свои, но почти всегда невероятна и неправдоподобна. И чем даже действительнее, тем иногда и неправдоподобнее.
87. Стр. 369. ... - Читать! - прошептал Ипполит, как будто раздавленный решением судьбы; он не побледнел бы более, если б ему прочли смертный приговор.
88. Стр. 380. Во всякой гениальной или новой человеческой жизни, или просто даже во всякой серьёзной человеческой мысли, зарождающейся в чьей-нибудь голове, всегда остаётся нечто, чего никак нельзя передать другим людям, хотя бы вы исписали целые томы и растолковывали вашу мысль тридцать пять лет; всегда останется нечто, что ни за что не захочет выйти из-под вашего черепа и останется при вас навеки; с тем вы и умрёте, не передав никому, может быть, самого-то главного из вашей идеи.
89. Стр. 381. ... - Не хочу солгать: действительность ловила и меня на крючок...
90. Стр. 384. Есть люди, которые в своей раздражительной обидчивости находят чрезвычайное наслаждение, и особенно когда она в них доходит (что случается всегда очень быстро) до последнего предела; в это мгновение им даже, кажется, приятнее быть обиженными, чем не обиженными.
91. Стр. 390. Бросая ваше семя, бросая вашу "милостыню", ваше доброе дело в какой бы то ни было форме, вы отдаёте часть вашей личности и принимает в себя часть другой; вы взаимно приобщаетесь один к другому; ещё несколько внимания, и вы вознаграждаетесь уже знанием, самыми неожиданными открытиями. Вы непременно станете смотреть, наконец, на ваше дело как на науку; она захватив в себя всю вашу жизнь и может наполнить всю жизнь. С другой стороны, все ваши мысли, все брошенные вами семена, может быть уже забытые вещи, воплотятся и вырастут; получивший от вас передаст другому. И почему вы знаете, какое участие вы будите иметь в будущем разрешении судеб человечества?
92. Стр. 394. Может ли мерещиться в образе то, что не имеет образа?
93. Стр. 398. Знайте, что есть такой предел позора в сознании собственного ничтожества и слабосилия, дальше которого человек уже не может идти и с которого начинает ощущать в самом позоре своём громадное наслаждение...
94. Стр. 399. Без беспрерывного поядения друг друга, устроить мир было никак невозможно.
95. Стр. 399. Если уж раз мне дали сознать, что "я есмь", то какое мне дело до того, что мир устроен с ошибками, что иначе он не может стоять?
96. Стр. 399. Трудно отвечать за то, что не дано человеку понять.
97. Стр. 399. Если б я имел власть не родиться, то наверное не принял бы существование на таких насмешливых условиях.
98. Стр. 399. Не велика власть, не великий и бунт.
99. Стр. 400. Есть в крайних случаях та степень последней цинической откровенности, когда нервный человек, раздражённый и выведен из себя, не боится уже ничего и готов хоть на всякий скандал, даже рад ему; бросается на людей, сам имея при этом неясную, но твёрдую цель непременно минуту спустя слететь с колеи и тем разом разрешить все недоумения, если таковые при этом окажутся. Признаком этого состояния обыкновенно бывает и приближающиеся истощение физических сил.
100. Стр. 411. У одних всё всегда хорошо выходит, а у других ни на что не похоже...
101. Стр. 418. В иных случаях лучше совсем не говорить.
102. Стр. 422. Деликатности и достоинству само сердце учит.
103. Стр. 432. Многое можно по физиономии заключить.
104. Стр. 435-436. Иногда снятся странные сны, невозможные и неестественные; пробудясь, вы припоминаете их ясно и удивляетесь странному факту: вы помните прежде всего, что разум не оставлял вас во всё продолжение вашего сновидения; вспоминаете даже, что вы действовали чрезвычайно хитро и логично во всё это долгое, долгое время, когда вас окружали убийцы, когда они с вами хитрили, скрывали своё намерение, обращались с вами дружески, тогда как у них уже было наготове оружие и они лишь ждали какого-то знака; вы вспоминаете, как хитро вы их, наконец, обманули, спрятались от них; потом вы догадались, что они наизусть знают весь ваш обман и не показывают вам только вида, что знают, где вы спрятались; но вы схитрили и обманули их опять, всё это вы припоминаете ясно. Но почему же в то же самое время разум ваш мог помириться с такими очевидными нелепостями и невозможностями, которыми, между прочем, был сплошь наполнен ваш сон? Один из ваших убийц в ваших глазах обратился в женщину, а из женщины в маленького, хитрого, гадкого карлика, - и вы всё это допустили тотчас же, как совершившийся факт, почти без малейшего недоумения, и именно в то самое время, когда, с другой стороны, ваш разум был в сильнейшем напряжении, выказывал чрезвычайную силу, хитрость, догадку, логику? Почему же, пробудясь от сна и совершенно уже войдя в действительность, вы чувствуете почти каждый раз, а иногда с необыкновенною силой впечатления, что вы оставляете вместе со сном что-то для вас неразгаданное? Вы усмехаетесь нелепости вашего сна и чувствуете в то же время, что в сплетении этих нелепостей заключается какая-то мысль, но мысль уже действительная, нечто принадлежащее к вашей настоящей жизни, нечто существующее и всегда существовавшее в вашем сердце; вам как будто было сказано вашим сном что-то новое, пророческое, ожидаемое вами; впечатление ваше сильно, оно радостное или мучительное, но в чём оно заключается и что было сказано вам - всего этого вы не можете ни понять, ни припомнить.
105. Стр. 437. Ангел не может ненавидеть, не может и не любить.
106. Стр. 437. В отвлечённой любви к человечеству любишь почти всегда одного себя.
107. Стр. 438. Бог знает, что вместо меня живёт во мне.
108. Стр. 443. Есть люди, о которых трудно сказать что-нибудь такое, что представило бы их разом и целиком, в их самом типическом и характерном виде; это те люди, которых обыкновенно называют людьми "обыкновенными", "большинством" и которые действительно составляют огромное большинство всякого общества. Писатели в своих романах и повестях большею частью стараются брать типы общества и представлять их образно и художественно, - типы, чрезвычайно редко встречающиеся в действительности целиком, и которые тем не менее почти действительнее самой действительности.
109. Стр. 444-445. Нет ничего досаднее, как быть, например, богатым, порядочной фамилии, приличной наружности, недурно образованным, неглупым, даже добрым и в то же время не иметь никакого таланта, никакой особенности, никакого даже чудачества, ни одной своей собственной идеи, быть решительно "как все".
110. Стр. 446. Встречаются странные случаи: из-за желания оригинальности иной честный человек готов решиться даже на низкое дело.
111. Стр. 450. Не хочу в ворота, разбирай забор!..
112. Стр. 458. ... Генерал кричал в азарте, но так, что можно было подумать, что дело шло об одном, а крик шёл о другом.
113. Стр. 468. Я никогда не мог сладить с требованиями моего сердца.
114. Стр. 475. Я часто дарю моё сердце и почти всегда бываю обманут.
115. Стр. 476. Невинная ложь для весёлого смеха, хотя бы и грубая, не обижает сердца человеческого.
116. Стр. 477. Весьма часто правда кажется невозможною.
117. Стр. 484. Приятнее сидеть с бобами, чем на бобах.
118. Стр. 492. ... но Аделаида вдруг засмеялась и князь опять уничтожился.
119. Стр. 500. Кто мог страдать больше, стало быть, и достоин страдать больше.
120. Стр. 502. ... - Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье! - проговорил князь тихим голосом.
121. Стр. 506. Он проснулся в девятом часу, с головною болью, с беспорядком в мыслях, с странными впечатлениями.
122. Стр. 509. Князь вскочил в такой ярости, что Лебедев пустился было бежать; но, добежав до двери, приостановился , выжидая, не будет ли милости.
123. Стр. 511. Есть люди, которых почему-то приятно видеть подле себя в иную тяжёлую минуту.
124. Стр. 515. ... Он был счастливой наружности, хотя почему-то несколько отвратительной...
125. Стр. 515-516. Старичок же сановник, хотя, с своей стороны, совершенно спокойно бы перенёс известие даже о самом ужасном несчастии с Епанчиными - непременно бы обиделся, если б Епанчины помолвили свою дочь без его совета и, так сказать, без его спросу.
126. Стр. 516. Князь N., этот бесспорно остроумный и такого высокого чистосердечия человек, был на высшей степени убеждения, что он - нечто вроде солнца взошедшего в эту ночь над гостиной Епанчиных. Он считал их бесконечно ниже себя, и именно эта простодушная и благородная мысль и порождала в нём его удивительно милую развязность и дружелюбность к этим же самым Епанчиным.
127. Стр. 519. ... Слишком уж он "рассчастливился".
128. Стр. 520. ... Право, кстати умер...
129. Стр. 521. Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идёт дальше: он искажённого Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует! (Лев Николаевич Мышкин).
130. Стр. 522-523. Ведь и социализм порождение католичества и католической сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную возжаждавшего человечества и спасти его не Христом, а тоже насилием! Это тоже свобода чрез насилие, это тоже объединение чрез меч и кровь! "Не смей веровать в Бога, не смей иметь собственности, не смей иметь личности, fraternite ou mort (Братство или смерть. [франц.] ), два миллиона голов!" По делам их вы узнаете их - это сказано! И не думайте, чтоб это было всё так невинно и бесстрашно для нас; о, нам нужен отпор, и скорей, скорей!.. (Князь Лев Николаевич Мышкин).
131. Стр. 523. Надо уметь предчувствовать!
132. Стр. 524. Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет.
133. Стр. 524. Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался.
134. Стр. 525. ... Немчик даже побледнел, но всё ещё улыбался своею фальшивой улыбкой.
135. Стр. 526. ... о, что было с князем, то трудно, да почти и не надо изображать!..
136. Стр. 627. ... очень может быть, что слова, которые он выговаривал, были часто не те, которые он хотел сказать.
137. Стр. 527-528. ... - Ведь это я про вас слышал, - обратился он тотчас же к Ивану Петровичу, - в-ской губернии, что вы погоревшим мужикам вашим, уже вольным и наделавшим вам неприятностей, даром дали лесу обстроиться?
- Ну, это пре-у-ве-личение, - пробормотал Иван Петрович, впрочем приятно приосанившись; но на этот раз он был совершенно прав, что "это преувеличение": это был только неверный слух, дошедший до князя.
138. Стр. 530. Быть смешным даже иногда хорошо, да и лучше: скорее простить можно друг другу, скорее и смериться.
139. Стр. 530. Чтобы достичь совершенства, надо прежде многого не понимать!
140. Стр. 531. Неужели в самом деле можно быть несчастным?
141. Стр. 531. Сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными?
142. Стр. 535. ... Но разгадка последовала гораздо раньше вечера и тоже в форме нового визита, разгадка в форме новой, мучительной загадки...
143. Стр. 536. Ни чему не удивляться, говорят, есть признак большого ума.
144. Стр. 538. И может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
145. Стр. 540. Никто не прыгает из окошек, а случись пожар, так, пожалуй, и первейший джентльмен и первейшая дама выпрыгнет из окошка. Коли уж придёт нужда, так нечего делать.
146. Стр. 540. Жизнь не из одних завтраков, да обедов состоит.
147. Стр. 547. Кого боишься, того и презираешь.
148. Стр. 555. Что ложью началось, то ложью и должно было кончиться; это закон природы.
149. Стр. 559. Почему мы никогда не можем всего узнать про другого, когда это надо.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0184455 выдан для произведения:
Мне трудно сейчас припомнить то время, когда я пристрастился к чтению книг. В детстве таких наклонностей не имел. Юность моя подобное исключала полностью. Ну, а зрелость... Видимо, да. Отсчёт, пожалуй, начинать надо отсюда и по одной простой причине: откуда же ещё? Сейчас в моём "арсенале" большое количество печатных изданий. "Печатные издания" я пишу вполне осознанно: читаю всё подряд не взирая художественная ли литература, беллетристика, периодика ли. Да и научной не брезгую. К этому могу добавить, что если взял в руки издание - нравится, не нравится дочитываю до конца. И этому есть причина. Я обратил внимание на то, что во всех, даже глупых или мало понятных для моего разума произведениях всегда найдутся изречения, высказывания, обороты, характеристики очень даже интересные. А в некоторых случаях и восхитительные. Ну разве не замечательно М. Горький в своём рассказе "Проходимец" подметил, что "человек всегда немножко рисуется, кто бы он ни был". Опровергните-ка это? Или вот у Толстого: "Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света". Это "Анна Каренина". Оборот такой как вам: "В три часа я приехал в Английский клуб, названный так потому, что вряд ли хоть один англичанин принадлежит к нему", - К. Фрэнкленд. Из книги "Жизнь Пушкина рассказанная им самим и его современниками".
Рейтинг: 0
514 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!