ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → Поэтические разговоры лица кавказской национальности в присутствии петербургского мещанина

Поэтические разговоры лица кавказской национальности в присутствии петербургского мещанина

15 марта 2013 - Елена Сироткина

Тимур Кибиров – поэт многословный. Обычно многословие в стихах я не люблю, оно свидетельствует о неспособности автора сосредоточиться на чём-то определённом. Но вот этот осетин, взращённый в советские времена на отборной русской классике, упорно заставляет меня делать исключение для его пространных словесных продуктов. Поделать с этим не могу ничего. Иногда ругаюсь: опять сбился на рифмованную прозу! Потом перечитываю – а не перечитать невозможно, потому что тексты настоящие, выразительные, – нет, не проза всё-таки.

 

Постмодернисты, концептуалисты, соц-артисты (как они там себя ещё называли?) в погоне за новой формой приключений всяких накушались. В массе своей производители формальностей ради формальностей, разумеется, высветили себя как полных бездарей. Вот хоть Пригова возьмите – забавен и болезнен, но не более того. Или Рубинштейна – многозначителен будто бы, но на самом деле пуст, как тара из-под водки. Уже пора бы ему перейти вообще к не испорченным буковками карточкам, и то проку было бы больше.

 

А Кибиров – совершенно другое дело. Вот кто оказался и летописцем, и героем своего времени, и связующим звеном с русской поэтической традицией исповедальности и гражданственности. «Избранные послания», выпущенные в конце прошлого века (и тысячелетия!), – тому доказательство. Тринадцать развёрнутых стихотворений, посвящённых друзьям (включающих и маленькую дочку), очень точно рисуют жизнь самого автора, что называется, на внутреннем и внешнем уровнях.

 

И прорабы духа, Миша,

еле слышны вдалеке.

Шум  все тише. Звук все ближе.

Воздух чище, чище, чище!

Вдох и выдох налегке.

И не видно и не слышно

злополучных дурней тех,

тех тяжелых, душных, пышных

наших преющих коллег,

 

прущих, лезущих без мыла

с Вознесенским во главе.

Тех, кого хотел Эмильич

палкой бить по голове.

Мы не будем бить их палкой.

Стырим воздух и уйдем.

Синий-синий, жалкий-жалкий

нищий  воздух сбережем.

 

Это из обращения к Михаилу Айзенбергу. Эмильич – Мандельштам, конечно. Ведь именно он говорил, что хочет плевать в лицо и бить по голове палкой тех писателей, которые пишут только разрешённые вещи. Цитата приводится эпиграфом к посланию, написанному в 1989 году. Действительно, время былое голосистое, за «диктатуру совести» кто только ни боролся. Словесно, правда, до изменения жизненных привычек дело так и не дошло.  

 

Помню бред

какой-то про танцовщицу, цветной

арабский, что ли, фильм. Она из бедных

была, но слишком хороша собой,

и все тесней кольцо соблазнов вредных

сжималось. Но уже мелькнул герой,

которому избавить суждено

ее от домогательств богатеев.

 

Картинка из армейских будней, о которых зачем-то вспоминает автор, обращаясь к жене (почему, собственно, и жена не может быть другом?). Строфа довольно сложная, строка намеренно рвётся окончанием фразы (обожаю такие штуки – не каждому они даются). Эдакий повествовательный стих, как сказала одна из почитательниц Кибирова, поэтесса Елена Фанайлова. В самом деле – повествование зачастую превалирует в ткани стихотворения, но оно не иссушено, потому как обильно снабжено узнаваемыми деталями. Послание от 1988 года.

 

В общем-то нам ничего и не надо.

Все нам забава, и все нам отрада.

В общем-то нам ничего и не надо –

только б в пельменной на липком столе

солнце сияло, и чистая радость

пела-играла в глазном хрустале,

пела-играла

и запоминала

солнце на липком соседнем столе.

 

Такой строфой начинается послание к художнику Семёну Файбисовичу (тоже 1988 год). Здесь уже минимум деталей, казалось бы, даже примитивные рифмы – надо-отрада, столе-хрустале – но выпадающая из всего построения нерифмующаяся центральная строка фиксирует внимание так цепко, что читателю плевать на мелкие штрихи. Да, чистая радость от сияющего солнца – главное. И липкий стол пельменной не в силах её разрушить, напротив, стол этот запомнится певуче-играющим, а значит, прекрасным и необходимым.

 

Нелепо сгорбившись, застыв с лицом печальным,

овчарка какает. А лес как бы хрустальным

сияньем напоен. И даже песнь ворон

в смарагдной глубине омытых ливнем крон

отнюдь не кажется пророческой. Лесною

дорогой утренней за влагой ключевою

иду я с ведрами. Июль уж наступил.

 

Ага, до классиков дело дошло. Кибиров – мастер подобных перекличек. XIX век, прорубивший для России окно в литературное бессмертие, держит его всегда открытым для настоящего поэта. Высокий штиль вкупе с тонкой иронией даёт поразительный поэтический эффект. И для читателя, и для самого автора. Куда нам без Пушкина! Но и до него, как до звезды… Послание к Игорю Померанцеву, впрочем, и озаглавлено соответствующим образом – «Летние размышления о судьбах изящной словесности» (1992 год).   

 

Ну, пойдём же, ради Бога!

Мягко стелется дорога.

Небо, ельник и песок.

Не капризничай, дружок!

Надо, Саша, торопиться –

Электричка в 10.30,

Следущая – через час –

Не устраивает нас.

Так садись же на закорки,

А верней, на шею, только

Не вертись и не скачи,

Пухлой ножкой не сучи.

 

Как не вспомнить Некрасова, если дочку твою зовут Сашей? Это послание – последнее в сборнике, работал над ним поэт с 1993-го по 1996 год. Конечно, наполнено любовью к маленькому человечку, такому родному и лучшему среди всех детей мира. И это завершение как будто говорит: ребята, какие бы там перестройки нам ни выпадали, как бы мы ни резвились в период горячей и путанной юности, какие бы соц-арты мы ни выставляли против традиции, истинными мы бываем только рядом с теми, кого любим.

 

Так люби же то-то, то-то,

Избегай, дружок, того-то,

Как советовал один

Петербургский мещанин,

С кем болтал и кот учёный,

И Чедаев просвещённый,

Даже Палкин Николай.

Ты с ним тоже поболтай.

 

Вот и всё напутствие от умного папаши младому чаду. Со всеми успел поговорить, с каждым – о том, что того более волнует. А в конце – мещанин я и только. Ну, в том смысле, в каком Александр Сергеевич про себя тоже сказанул однажды. :) При чём здесь концептуалисты?

 

15 марта 2013 года

© Copyright: Елена Сироткина, 2013

Регистрационный номер №0123802

от 15 марта 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0123802 выдан для произведения:

Тимур Кибиров – поэт многословный. Обычно многословие в стихах я не люблю, оно свидетельствует о неспособности автора сосредоточиться на чём-то определённом. Но вот этот осетин, взращённый в советские времена на отборной русской классике, – упорно заставляет меня делать исключение для его пространных словесных продуктов. Поделать с этим не могу ничего. Иногда ругаюсь: опять сбился на рифмованную прозу! Потом перечитываю – а не перечитать невозможно, потому что тексты настоящие, выразительные, – нет, не проза всё-таки.

 

Постмодернисты, концептуалисты, соц-артисты (как они там себя ещё называли?) в погоне за новой формой приключений всяких накушались. В массе своей производители формальностей ради формальностей, разумеется, высветили себя как полных бездарей. Вот хоть Пригова возьмите – забавен и болезнен, но не более того. Или Рубинштейна – многозначителен будто бы, но на самом деле пуст, как тара из-под водки. Уже пора бы ему перейти вообще к не испорченным буковками карточкам, и то проку было бы больше.

 

А Кибиров – совершенно другое дело. Вот кто оказался и летописцем, и героем своего времени, и связующим звеном с русской поэтической традицией исповедальности и гражданственности. «Избранные послания», выпущенные в конце прошлого века (и тысячелетия!), – тому доказательство. Тринадцать развёрнутых стихотворений, посвящённых друзьям (включающих и маленькую дочку), очень точно рисуют жизнь самого автора, что называется, на внутреннем и внешнем уровнях.

 

И прорабы духа, Миша,

еле слышны вдалеке.

Шум  все тише. Звук все ближе.

Воздух чище, чище, чище!

Вдох и выдох налегке.

И не видно и не слышно

злополучных дурней тех,

тех тяжелых, душных, пышных

наших преющих коллег,

 

прущих, лезущих без мыла

с Вознесенским во главе.

Тех, кого хотел Эмильич

палкой бить по голове.

Мы не будем бить их палкой.

Стырим воздух и уйдем.

Синий-синий, жалкий-жалкий

нищий  воздух сбережем.

 

  

 

 

Это из обращения к Михаилу Айзенбергу. Эмильич – Мандельштам, конечно. Ведь именно он говорил, что хочет плевать в лицо и бить по голове палкой тех писателей, которые пишут только разрешённые вещи. Цитата приводится эпиграфом к посланию, написанному в 1989 году. Действительно, время былое голосистое, за «диктатуру совести» кто только ни боролся. Словесно, правда, до изменения жизненных привычек дело так и не дошло.  

 

 

Помню бред

какой-то про танцовщицу, цветной

арабский, что ли, фильм. Она из бедных

была, но слишком хороша собой,

и все тесней кольцо соблазнов вредных

сжималось. Но уже мелькнул герой,

которому избавить суждено

ее от домогательств богатеев.

 

Картинка из армейских будней, о которых зачем-то вспоминает автор, обращаясь к Элеоноре жене (почему, собственно, и жена не может быть другом?). Строфа довольно сложная, строка намеренно рвётся окончанием фразы (обожаю такие штуки – не каждому они даются). Эдакий повествовательный стих, как сказала одна из почитательниц Кибирова, поэтесса Елена Фанайлова. В самом деле – повествование зачастую превалирует в ткани стихотворения, но оно не иссушено, потому как обильно снабжено узнаваемыми деталями. Послание от 1088 года.

 

В общем-то нам ничего и не надо.

Все нам забава, и все нам отрада.

В общем-то нам ничего и не надо –

только б в пельменной на липком столе

солнце сияло, и чистая радость

пела-играла в глазном хрустале,

пела-играла

и запоминала

солнце на липком соседнем столе.

 

Такой строфой начинается послание к художнику Семёну Файбисовичу (тоже 1988 год). Здесь уже минимум деталей, казалось бы, даже примитивные рифмы – надо-отрада, столе-хрустале – но выпадающая из всего построения нерифмующаяся центральная строка фиксирует внимание так цепко, что читателю плевать на мелкие штрихи. Да, чистая радость от сияющего солнца – главное. И липкий стол пельменной не в силах её разрушить, напротив, стол этот запомнится певуче-играющим, а значит, прекрасным и необходимым.

 

Нелепо сгорбившись, застыв с лицом печальным,

овчарка какает. А лес как бы хрустальным

сияньем напоен. И даже песнь ворон

в смарагдной глубине омытых ливнем крон

отнюдь не кажется пророческой. Лесною

дорогой утренней за влагой ключевою

иду я с ведрами. Июль уж наступил.

 

 

Ага, до классиков дело дошло. Тибиров – мастер подобных перекличек. XIX век, прорубившей для России окно в литературное бессмертие, держит его всегда открытым для настоящего поэта. Высокий штиль вкупе с тонкой иронией даёт поразительный поэтический эффект. И для читателя, и для самого автора. Куда нам без Пушкина! Но и до него, как до звезды… Послание к Игорю Померанцеву, впрочем, и озаглавлено соответствующим образом – «Летние размышления о судьбах изящной словесности» (1992 год).  

 

 

Ну, пойдём же, ради Бога!

Мягко стелется дорога.

Небо, ельник и песок.

Не капризничай, дружок!

Надо, Саша, торопиться –

Электричка в 10.30,

Следущая – через час –

Не устраивает нас.

Так садись же на закорки,

А верней, на шею, только

Не вертись и не скачи,

Пухлой ножкой не сучи.

 

Как ни вспомнить Некрасова, если дочку твою зовут Сашей? Это послание – последнее в сборнике, работал над ним поэт с 1993-го по 1996 год. Конечно, наполнено любовью к маленькому человечку, такому родному и лучшему среди всех детей мира. И это завершение как будто говорит: ребята, какие бы там перестройки нам ни выпадали, как бы мы ни резвились в период горячей и путанной юности, какие бы соц-арты мы ни выставляли против традиции, истинными мы бываем только рядом с теми, кого любим.

 

Так люби же то-то, то-то,

Избегай, дружок, того-то,

Как советовал один

Петербургский мещанин,

С кем болтал и кот учёный,

И Чедаев просвещённый,

Даже Палкин Николай.

Ты с ним тоже поболтай.

 

Вот и всё напутствие от умного папаши младому чаду. Со всеми успел поговорить, с каждым – о том, что того более волнует. А в конце – мещанин я и только. Ну, в том смысле, в каком Александр Сергеевич про себя тоже сказанул однажды. :) При чём здесь концептуалисты?

 

15 марта 2013 года

 
Рейтинг: +2 609 просмотров
Комментарии (6)
Валерий Левченко # 16 марта 2013 в 10:52 +1
А продолжения не будет? Я привык уже, что у Вас всё с продолжениями. Напрашивается... Простите за чрезмерную внимательность, две опечаточки: "послание от 1088 года" и "XIX век, прорубившей для России окно..."
Елена Сироткина # 18 марта 2013 в 19:32 0
А зачем здесь продолжение? smile 1088 год исправила. А XIX век - не опечатка, имеется в виду "золотой век" русской литературы.
Валерий Левченко # 16 апреля 2013 в 21:33 +1
Насчёт "золотого века"... Я имел ввиду: наверно - "прорубивший"?
Елена Сироткина # 17 апреля 2013 в 12:17 0
А да, точно. smile Спасибо, а то не вижу.
Зура Итсмиолорд # 6 апреля 2013 в 13:18 +1
. Тибиров – мастер подобных перекличек. ОПИСКА
Елена Сироткина # 6 апреля 2013 в 13:21 0
Ой! Спасибо, что заметили. :)