Любофф и детектива
Литературный игрун Акунин сочинил свою «Чайку», как известно. Вообразил, что Треплев в конце пьесы не стреляется сам, а убивается одним из персонажей. Собственно, вся комедия Акунина и строится на том, что доктор Дорн проводит доморощенное расследование этого преступления. Выясняется, что убийцей мог быть любой, ибо мотив был у каждого.
Разумеется, к Чехову это не имеет уже никакого отношения, ибо полностью нарушается логика характеров, персонажи «осовремениваются» с поправкой на акунинское их понимание, даже язык их становится иным. Последнее обстоятельство, кстати, мне как человеку не без языкового чувства сильно мешало. К примеру, когда Маша публично гаркает на Медведенко: «Заткнись», а Заречная бледнея шепчет: «Я хотела ему отдаться», - я не могу не представить себе вульгарный водевильчик. Но допускаю, что это издержки моего вкуса и другие читатели получат некоторое наслаждение от подобных речевых пируэтов. Против водевиля при этом не имею ничего: все жанры хороши, кроме скучного.
Вообще, конечно, автор мог бы написать самостоятельное драматическое произведение, со своими героями. И предстала бы перед нами эдакая приличная на первый взгляд компания, где у каждого свои скелеты в шкафу, и все только и делают, что притворяются. Излюбленный приёмчик для многих литераторов и киношников. Да и психологи своего маслица подливают: не думайте, что ваш собеседник хороший человек, обратите внимание на то, как он чешет у себя за ушком – верный признак склонности к чему-то пакостному.
Акунин предлагает в данном своём сочинении следующие интригующие психологизмы. Заречная – дамочка на пути к серьёзной экзальтации, зашла к другу юности на огонёк, пожаловалась на то, на сё, призналась в любви к Тригорину, подумала, не отдаться ли означенному другу юности, но увидела револьвер и нашла занятие поинтереснее и адреналинистее - шмякнула беднягу. Аркадина всё время твердит монолог скорбящей матери (два-три раза он читается легко, потом становится невыносимым; не могу вообразить себе, на какие профессиональные выверты должны быть способны актрисы, играющие эту роль). Сына она убивает потому, что ревнует к нему Тригорина. Да-да, Тригорин балуется не только девочками, но и мальчиками. Третья героиня, Маша, понятное дело, ужасно ревнует Треплева к Нине, убивает возлюбленного, видимо, решив с корнем вырвать своё чувство из души. У Тригорина мотив к убийству вполне банальный – зависть к литературному успеху.
Остальные персонажи становятся убийцами по благородным причинам. Сорин, оказывается, не так уж и болен, поэтому Дорн и не лечит его толком. Мудрый статский советник замечает у племянника признаки психического заболевания и, не желая отдавать его на поругание медицине, убивает. Добрый Медведенко решает заступиться за любимую жену, идёт к Треплеву для какого-то важного разговора, но встретив в счастливом сопернике снобизм и презрение, не выдерживает, бунтует и уничтожает негодяя. Родители Маши тоже проявляют чудеса сострадания к родственнице и потому встают на путь мщения. Дорн, понятное дело, как наиболее продвинутый и идеологически зрелый из всех присутствующих (кстати, по ходу дела он рассказывает о своём происхождении от немцев фон Дорнов, одна из ветвей которых в России превратилась в Фандориных), имеет самый оригинальный мотив к гнусному на первый взгляд поступку. Треплев превратился в маньяка, убивающего животных. Весь кабинет его заставлен чучелами (вспомним, что в чеховском варианте кабинет был наполнен книгами). Дорн – защитник жизни, поэтому и наказывает Треплева.
Очень жаль, что автор не дошёл до идеи сделать возможной убийцей и саму чайку. Нет, в самом деле, что она просто стоит безмолвным чучелом, растопырив крылья? Вот взяла бы, ожила, в порядке создания новых театральных форм, золотым пером нажала бы на курок, пропела бы пафосно: «Я чайка! Это я общая мировая душа, а не дура Заречная!» И опять же – если в первом действии на сцену ставится чучело, почему бы во втором ему не выстрелить…
12 декабря 2010 года
Литературный игрун Акунин сочинил свою «Чайку», как известно. Вообразил, что Треплев в конце пьесы не стреляется сам, а убивается одним из персонажей. Собственно, вся комедия Акунина и строится на том, что доктор Дорн проводит доморощенное расследование этого преступления. Выясняется, что убийцей мог быть любой, ибо мотив был у каждого.
Разумеется, к Чехову это не имеет уже никакого отношения, ибо полностью нарушается логика характеров, персонажи «осовремениваются» с поправкой на акунинское их понимание, даже язык их становится иным. Последнее обстоятельство, кстати, мне как человеку не без языкового чувства сильно мешало. К примеру, когда Маша публично гаркает на Медведенко: «Заткнись», а Заречная бледнея шепчет: «Я хотела ему отдаться», - я не могу не представить себе вульгарный водевильчик. Но допускаю, что это издержки моего вкуса и другие читатели получат некоторое наслаждение от подобных речевых пируэтов. Против водевиля при этом не имею ничего: все жанры хороши, кроме скучного.
Вообще, конечно, автор мог бы написать самостоятельное драматическое произведение, со своими героями. И предстала бы перед нами эдакая приличная на первый взгляд компания, где у каждого свои скелеты в шкафу, и все только и делают, что притворяются. Излюбленный приёмчик для многих литераторов и киношников. Да и психологи своего маслица подливают: не думайте, что ваш собеседник хороший человек, обратите внимание на то, как он чешет у себя за ушком – верный признак склонности к чему-то пакостному.
Акунин предлагает в данном своём сочинении следующие интригующие психологизмы. Заречная – дамочка на пути к серьёзной экзальтации, зашла к другу юности на огонёк, пожаловалась на то, на сё, призналась в любви к Тригорину, подумала, не отдаться ли означенному другу юности, но увидела револьвер и нашла занятие поинтереснее и адреналинистее - шмякнула беднягу. Аркадина всё время твердит монолог скорбящей матери (два-три раза он читается легко, потом становится невыносимым; не могу вообразить себе, на какие профессиональные выверты должны быть способны актрисы, играющие эту роль). Сына она убивает потому, что ревнует к нему Тригорина. Да-да, Тригорин балуется не только девочками, но и мальчиками. Третья героиня, Маша, понятное дело, ужасно ревнует Треплева к Нине, убивает возлюбленного, видимо, решив с корнем вырвать своё чувство из души. У Тригорина мотив к убийству вполне банальный – зависть к литературному успеху.
Остальные персонажи становятся убийцами по благородным причинам. Сорин, оказывается, не так уж и болен, поэтому Дорн и не лечит его толком. Мудрый статский советник замечает у племянника признаки психического заболевания и, не желая отдавать его на поругание медицине, убивает. Добрый Медведенко решает заступиться за любимую жену, идёт к Треплеву для какого-то важного разговора, но встретив в счастливом сопернике снобизм и презрение, не выдерживает, бунтует и уничтожает негодяя. Родители Маши тоже проявляют чудеса сострадания к родственнице и потому встают на путь мщения. Дорн, понятное дело, как наиболее продвинутый и идеологически зрелый из всех присутствующих (кстати, по ходу дела он рассказывает о своём происхождении от немцев фон Дорнов, одна из ветвей которых в России превратилась в Фандориных), имеет самый оригинальный мотив к гнусному на первый взгляд поступку. Треплев превратился в маньяка, убивающего животных. Весь кабинет его заставлен чучелами (вспомним, что в чеховском варианте кабинет был наполнен книгами). Дорн – защитник жизни, поэтому и наказывает Треплева.
Очень жаль, что автор не дошёл до идеи сделать возможной убийцей и саму чайку. Нет, в самом деле, что она просто стоит безмолвным чучелом, растопырив крылья? Вот взяла бы, ожила, в порядке создания новых театральных форм, золотым пером нажала бы на курок, пропела бы пафосно: «Я чайка! Это я общая мировая душа, а не дура Заречная!» И опять же – если в первом действии на сцену ставится чучело, почему бы во втором ему не выстрелить…
12 декабря 23010 года
Анна Магасумова # 27 декабря 2012 в 20:17 +1 | ||
|
Елена Сироткина # 27 декабря 2012 в 21:28 0 | ||
|