ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → Лирика Востока. Поэтическая Индия

Лирика Востока. Поэтическая Индия

10 августа 2018 - Виктор Слонов
article422478.jpg
Среди стереотипов традиционного сознания можно встретить обветшалое представление о «восточном человеке» как о неподвижном, пассивном созерцателе, который якобы лишен отчетливо выраженного личностного начала, неизменно покорен всесильному року и не стремится изменить самого себя и окружающую жизнь. Подобное представление не только выглядит безнадежно устарелым в наши дни, но было поверхностным и весьма далеким от истины с самого начала.

Широко и сильно пробиваясь сквозь оболочку иносказаний и условностей, в восточной лирике звучит живой голос земного человека, искренний, полный надежд, насыщенный раздумьями. Эта лирика повествует обо всех радостях и страданиях, выпадающих на долю смертного. Лирическая поэзия Востока искусно передает тончайшие оттенки любого переживания, детально воспроизводит настроение.

Лирический герой произведений типичного восточного поэта, от имени которого авторы говорят с читателем, — живой, конкретный человек, а не фантастический персонаж из традиционного мифа, не резонерствующий хранитель плоских истин, не персонифицированное назидание, не условно-каноническая литературная маска.

Характернейшее свойство этой лирики — защита человечности, которая во все жестокие века подвергалась опасности и больше всего нуждалась в поддержке. И речь здесь не о человечности абстрактной, а о живых и естественных людских чувствах и радостях, на которые имеет право каждый и которым угрожали многоликие силы социального и нравственного зла — самовластный деспотизм, феодальный произвол, фанатическая религиозность, кастовые запреты, темные предрассудки, воинственное невежество, низменные страсти.

Что могли противопоставить лирические поэты Востока этому «темному царству»? Только свое искреннее слово, живую, взволнованную, полную истинной страсти человеческую речь, стройно и гармонично организованную в стихи. И поэты постепенно осознавали, какая исторически неодолимая сила движет вперед их искусство, придает ему общезначимость и долговечность.

Классическая лирика Востока представлена многочисленными ветвями - арабской, персидской, индийской ветви. Последняя из них вызывает самый значительный интерес, поскольку выдвинула ряд бессмертных поэтических имен.

Литература Индии — гигантский по масштабам многоязычный мир словесного искусства, уходящий своими корнями в далекое прошлое, в глубокую древность. Рядом с этими творениями можно найти многообразное богатство лирической поэзии — непрерывные поиски нравственного совершенства, вера в бесконечные возможности человеческого духа.

На санскрите писал Бхартрихари (VI—VII вв.) - своеобразная энциклопедия жизненного опыта, книга Бхартрихари в наши дни воспринимается как одно из высших достижений мировой философской поэзии.

Любовная лирика великого поэта средневековой Индии — Амира Хосрова Дехлеви (1253—1325) — очень самобытна. И хотя лирика Дехлеви, его стихи несут на себе печать персидской поэтической традиции, в Индии многие из них стали частью лирического фольклора.

Панорама индийской лирической поэзии выглядела бы неполной, если бы в ней не были представлены поэты, творчеством своим связанные с пробуждением Индии от колониального забытья, которое завершилось в середине прошлого столетия выходом Индии на мировую арену как независимой, миролюбивой и динамично развивающейся державы. Два бессмертных бенгальца внесли огромный вклад в новую индийскую лирику. Это Рабиндранат Тагор (1861—1941), чья поэзия представляет собой вершину индийского литературного творчества. Лично меня сильно впечатлило произведение Рабиндраната Тагора "Последняя поэма", и поэт Назрул Ислам (1899—1976), бунтарь и народный певец, который создал в своих стихах благородный сплав гражданственности и лиризма, бесстрашия и нежности.

Рабиндранат Тагор остро ощущал неизбежность исторических перемен у себя на родине и за ее пределами, приветствовал начавшееся обновление жизни. Его лирические герои видят в борьбе за справедливость естественный стимул развития и самопроявления личности, глубоко осознают свою причастность ко всему, что совершается в мире социальном и природном.

В поэзии Назрула Ислама передана мощь мятежной стихии, атмосфера общественного катаклизма, сотрясающего мир. И вместе с тем здесь дан образ человека, который умеет видеть в настоящем еще смутные, но завораживающие контуры грядущего дня.

Творчество крупнейших мастеров индийской лирики — это искусство наиболее самобытных и сильных ее творцов!

© Copyright: Виктор Слонов, 2018

Регистрационный номер №0422478

от 10 августа 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0422478 выдан для произведения:
Среди стереотипов традиционного сознания можно встретить обветшалое представление о «восточном человеке» как о неподвижном, пассивном созерцателе, который якобы лишен отчетливо выраженного личностного начала, неизменно покорен всесильному року и не стремится изменить самого себя и окружающую жизнь. Подобное представление не только выглядит безнадежно устарелым в наши дни, но было поверхностным и весьма далеким от истины с самого начала.

Широко и сильно пробиваясь сквозь оболочку иносказаний и условностей, в восточной лирике звучит живой голос земного человека, искренний, полный надежд, насыщенный раздумьями. Эта лирика повествует обо всех радостях и страданиях, выпадающих на долю смертного. Лирическая поэзия Востока искусно передает тончайшие оттенки любого переживания, детально воспроизводит настроение.

Лирический герой произведений типичного восточного поэта, от имени которого авторы говорят с читателем, — живой, конкретный человек, а не фантастический персонаж из традиционного мифа, не резонерствующий хранитель плоских истин, не персонифицированное назидание, не условно-каноническая литературная маска.

Характернейшее свойство этой лирики — защита человечности, которая во все жестокие века подвергалась опасности и больше всего нуждалась в поддержке. И речь здесь не о человечности абстрактной, а о живых и естественных людских чувствах и радостях, на которые имеет право каждый и которым угрожали многоликие силы социального и нравственного зла — самовластный деспотизм, феодальный произвол, фанатическая религиозность, кастовые запреты, темные предрассудки, воинственное невежество, низменные страсти.

Что могли противопоставить лирические поэты Востока этому «темному царству»? Только свое искреннее слово, живую, взволнованную, полную истинной страсти человеческую речь, стройно и гармонично организованную в стихи. И поэты постепенно осознавали, какая исторически неодолимая сила движет вперед их искусство, придает ему общезначимость и долговечность.

Классическая лирика Востока представлена многочисленными ветвями - арабской, персидской, индийской ветви. Последняя из них вызывает самый значительный интерес, поскольку выдвинула ряд бессмертных поэтических имен.

Литература Индии — гигантский по масштабам многоязычный мир словесного искусства, уходящий своими корнями в далекое прошлое, в глубокую древность. Рядом с этими творениями можно найти многообразное богатство лирической поэзии — непрерывные поиски нравственного совершенства, вера в бесконечные возможности человеческого духа.

На санскрите писал Бхартрихари (VI—VII вв.) - своеобразная энциклопедия жизненного опыта, книга Бхартрихари в наши дни воспринимается как одно из высших достижений мировой философской поэзии.

Любовная лирика великого поэта средневековой Индии — Амира Хосрова Дехлеви (1253—1325) — очень самобытна. И хотя лирика Дехлеви, его стихи несут на себе печать персидской поэтической традиции, в Индии многие из них стали частью лирического фольклора.

Панорама индийской лирической поэзии выглядела бы неполной, если бы в ней не были представлены поэты, творчеством своим связанные с пробуждением Индии от колониального забытья, которое завершилось в середине прошлого столетия выходом Индии на мировую арену как независимой, миролюбивой и динамично развивающейся державы. Два бессмертных бенгальца внесли огромный вклад в новую индийскую лирику. Это Рабиндранат Тагор (1861—1941), чья поэзия представляет собой вершину индийского литературного творчества. Лично меня сильно впечатлило произведение Рабиндраната Тагора "Последняя поэма", и поэт Назрул Ислам (1899—1976), бунтарь и народный певец, который создал в своих стихах благородный сплав гражданственности и лиризма, бесстрашия и нежности.

Рабиндранат Тагор остро ощущал неизбежность исторических перемен у себя на родине и за ее пределами, приветствовал начавшееся обновление жизни. Его лирические герои видят в борьбе за справедливость естественный стимул развития и самопроявления личности, глубоко осознают свою причастность ко всему, что совершается в мире социальном и природном.

В поэзии Назрула Ислама передана мощь мятежной стихии, атмосфера общественного катаклизма, сотрясающего мир. И вместе с тем здесь дан образ человека, который умеет видеть в настоящем еще смутные, но завораживающие контуры грядущего дня.

Творчество крупнейших мастеров индийской лирики — это искусство наиболее самобытных и сильных ее творцов!
 
Рейтинг: 0 899 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!