Как важно вовремя быть зрячим
Ольга Ивановна – героиня чеховского рассказа «Попрыгунья» - в последнее время вспоминается мне всё чаще. Россиянину так свойственно желание искать значительных персон, людей замечательных где угодно, только не у себя под носом! Да и вообще верить, что всё правильное и настоящее находится в местах иных, недоступных.
Напомню вкратце саму историю. Молодая женщина вышла замуж за доктора, милого, кроткого, но, по её мнению, скучного. Она рвётся в компанию художников, писателей, сама что-то у мольберта изображает, считает себя то пейзажисткой, то музыкантшей. И главное – заводит у себя дома салон знаменитостей. Муж, Дымов – иначе, как по фамилии она его не называет, а имя у него незатейливое и нехудожественное, Осип – добросовестно гостей тоже принимает и даже аккуратно к полуночи накрывает стол. Семейство при этом небогатое, Ольга Ивановна то и дело мудрит вместе с портнихой, обновляя гардероб за счёт перешивания кружев. Зато Дымов много работает: и практика у него медицинская, и исследования. В общем, такая себе типичная семейка, где два приятных человека проводят время по-своему.
Настолько по-своему, что Ольга Ивановна во время очередной поездки на этюды увлекается художником Рябовским. Очень тривиальная история: ночь, луна, шептание волны под палубой и знаменитость с горячими словами – героиня наша видит себя опять же значительной и прекрасной во всём этом антураже. Она всё время себя, кстати, кем-то видит. Очень хочется сыграть роль, роль умной, талантливой, правильной дамы.
Роман, разумеется, постепенно сходит на «нет», Ольга Ивановна как заурядная истеричка что-то пытается выяснить, шпионит за любовником, Рябовский ею тяготится и вяло разглядывает её банальные живописные полотна.
Но вот начинается настоящий кошмар: Осип Дымов, спасая своего пациента-мальчика, подцепил дифтерит, болезнь быстро его уничтожает. За несколько дней его товарищи успевают рассказать Ольге Ивановне, какой это был замечательный и бескорыстный человек, какая это потеря для науки. А ведь был, был момент, когда он, смущённо улыбаясь, что-то рассказывал ей про защиту диссертации, но она не придала этому никакого значения… В общем, выясняется, что Ольга Ивановна так и не познакомилась с человеком, с которым прожила несколько лет под одной крышей. Вот она трясёт его мёртвого в конце рассказа, зовёт: «Дымов! Дымов же!» И что с того теперь? Сиди смирно, попрыгунья.
29 января 2012 года
Ольга Ивановна – героиня чеховского рассказа «Попрыгунья» в последнее время вспоминается мне всё чаще. Россиянину так свойственно желание искать значительных персон, людей замечательных где угодно, только не у себя под носом! Да и вообще верить, что всё правильное и настоящее находится в местах иных, недоступных.
Напомню вкратце саму историю. Молодая женщина вышла замуж за доктора, милого, кроткого, но, по её мнению, скучного. Она рвётся в компанию художников, писателей, сама что-то у мольберта изображает, считает себя то пейзажисткой, то музыкантшей. И главное – заводит у себя дома салон знаменитостей. Муж, Дымов – иначе, как по фамилии она его не называет, а имя у него незатейливое и нехудожественное, Осип – добросовестно гостей тоже принимает и даже аккуратно к полуночи накрывает стол. Семейство при этом небогатое, Ольга Ивановна то и дело мудрит вместе с портнихой, обновляя гардероб за счёт перешивания кружев. Зато Дымов много работает: и практика у него медицинская, и исследования. В общем, такая себе типичная семейка, где два приятных человека проводят время по-своему.
Настолько по-своему, что Ольга Ивановна во время очередной поездки на этюды увлекается художником Рябовским. Очень тривиальная история: ночь, луна, шептание волны под палубой и знаменитость с горячими словами – героиня наша видит себя опять же значительной и прекрасной во всём этом антураже. Она всё время себя, кстати, кем-то видит. Очень хочется сыграть роль, роль умной, талантливой, правильной дамы.
Роман, разумеется, постепенно сходит на «нет», Ольга Ивановна как заурядная истеричка что-то пытается выяснить, шпионит за любовником, Рябовский ею тяготится и вяло разглядывает её банальные живописные полотна.
Но вот начинается настоящий кошмар: Осип Дымов, спасая своего пациента-мальчика, подцепил дифтерит, болезнь быстро его уничтожает. За несколько дней его товарищи успевают рассказать Ольге Ивановне, какой это был замечательный и бескорыстный человек, какая это потеря для науки. А ведь был, был момент, когда он, смущённо улыбаясь, что-то рассказывал ей про защиту диссертации, но она не придала этому никакого значения… В общем, выясняется, что Ольга Ивановна так и не познакомилась с человеком, с которым прожила несколько лет под одной крышей. Вот она трясёт его мёртвого в конце рассказа, зовёт: «Дымов! Дымов же!» И что с того теперь? Сиди смирно, попрыгунья.
29 января 2012 года
Людмила Пименова # 15 января 2013 в 01:53 +1 | ||
|