Для автора ekaterinastrelkova

16 ноября 2015 - Роксана Ланд

 

Автор: ekaterinastrelkova

Прощание        

 

Стихотворение в жанре любовной лирики, основой сюжета которого является переживания героини в предчувствии неизбежного расставания с любимым. В целом стихотворение произвело на меня хорошее впечатление. Понравилось сравнение преддверия расставания – осени отношений с осенью в природе. Однако, произведение не лишено недочетов, которые я и постараюсь показать.

А теперь приступим к построфному разбору.

 

Я слушаю, как тихо опадают листья

И звук моих шагов не попадает в ритм

Я знаю: скоро суждено проститься,

Но хочется еще чуть-чуть, чуть-чуть с тобой побыть.

 

Первая строка понравилась Она создает определенное настроение. Шорох падающих листьев можно услышать только в абсолютной тишине. В душе лирического героя абсолютная тишина, какая бывает только перед бурей, эмоциональной бурей неизбежного расставания.

Вторая строка – мысль не завершена. В ритм чего не попадают шаги ЛГ – опадающей листвы, биения сердца, шагов прохожих, звучащей где-то музыки? Торопится ЛГ или медленно бредет по парку? Строка вместо поэтической недосказанности дает размытость, расплывчатость образов, что, на мой взгляд, является минусом.

Третья строка – фатум, констатация факта неизбежности расставания. Однако из-за расплывчатой предыдущей строки размываются и эмоции ЛГ, осознавшего неизбежность расставания.

Четвертая строка несколько спасает положение, конкретизируя отношение ЛГ к неизбежному. Повторение слова «чуть-чуть», призванное усилить желание оттянуть миг расставания, по-моему, не достигает своей цели, а вместо этого создает ритмический сбой

По форме: «ритм-побыть» - не рифма вовсе.

По грамматике: в конце первой строки нужна запятая или точка, в конце второй строки нужна точка.

 

Бывает в жизни сказка, ну а чаще правда.

​Бывает так: закрыты двери все вокруг,

Стучишься в них - ни звука.. Ну а завтра

​Накроет серый свет, сомкнется серый круг.

 

В первой строке не понравилось противопоставление сказки и правды. Из слов автора следует, что искренность и стабильность в отношениях – всего лишь сказка, что правда – это только боль и страдания. Возможно, лучше было бы вместо «правда» сказать «проза жизни».

Образ закрытых дверей для подчеркивания одиночества хорош.

Серый цвет, обозначающий пустоту в душе, остающуюся после расставания с любимым понравился. Вот только круг – замкнулся, а сомкнулась – полусфера.

По форме: «вокруг-круг» - однокоренные слова, а однокоренные слова не рифмуют.  

 

​Я чувствую, как тихо опадают листья,

Я собираю их тела, мне не хватает рук.

​Я знаю: всем нам предначертано разбиться

Под трепетный чужого сердца стук!

 

Первая строка возвращает нас к падающим листьям.

Во второй строке непонятно, почему «тела»? Автор хотел сказать, что, опав, листья умирают?

Третья и четвертая строки создают двусмысленность. Из сказанного получается, что лирический герой собирается после расставания с крыши прыгнуть. Я понимаю, что автор хотел сказать, но сказал он совершенно другое.    

 

 

Жестокость есть во всем: и в этом хмуром небе,

В глазах родных людей и в том, как чертят круг,

Чтоб не пустить меня. И глубину измерив,

Ныряю с головой, надеюсь - не найдут.

 

Эта строфа, на мой взгляд,  самая неудачная и перегруженная двусмысленностями.

Что жестокого в пасмурном небе? А в глазах родных? Или они осуждают ЛГ за расставание с любимым? Кто чертит круг, и зачем? Куда собираются не пустить ЛГ? Куда ЛГ собирается нырять – в глубины своей души (предварительно их измерив)? В глубины памяти? В омут? Автору стоит всерьез задуматься над возможностью переделки этой строфы.

По форме: «небе-измерив», «круг-найдут» - неточные рифмы.

 

А помнишь, как давно в лучах смешного солнца

​Счастливей нас, наверное, не было тогда..

Я знаю, что нам скоро суждено проснуться

Вот только б не сейчас, не навсегда!

 

В целом эта строфа неплоха.   Только вот почему солнце смешное? Веселое, радостное, смешливое – любое из этих слов подошло бы больше. Смешное – это то, над чем смеются.

Сравнение счастливой любви со сном, а её завершения с пробуждением – традиционный поэтический прием.   «Не сейчас» в этом случае оправданно и логично, но «не навсегда» снова создает двусмысленность вместо поэтической тайны и образности.

По форме: «солнце-проснуться» - неточная рифма.

 

Я собираю только тени листьев,

Нанизываю их, тяну из сердца нить

И слышу, как ворочается у порога, злится

Прощание, пришедшее меня убить..      

 

Две первых строки  этой строфы уводят нас в область переживаний лирического героя. В двух финальных строках идет сравнение надвигающейся разлуки с диким зверем. Сравнение интересное, только вместо «прощание», на мой взгляд, больше подошло бы слово «разлука».

По форме: «листьев-злится» - неточная рифма.

Общее замечание по оформлению – многоточие обозначается тремя точками.

Отдельно скажу о ритме. Вот подробная схема ритма.

 

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!       12

-!-!-!-!-!-        11

-!-!-!-!-!-!-!    14

 

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!       12

-!-!-!-!-!-        11

-!-!-!-!-!-!       12

 

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!-!     14

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!          10

 

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!       12

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!       12

 

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!-!     14

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!          10

 

-!-!-!-!-!-         11

-!-!-!-!-!-!       12

-!-!-!-!-!-!-!-   15

-!-!-!-!-!-!       12

 

Из данной схемы видно, ритм четкий только в четвертой строфе. В целом же  стихотворение ритмически невыдержанно, ритм стихотворения постоянно сбивается, что создает сложности для восприятия.

© Copyright: Роксана Ланд, 2015

Регистрационный номер №0317046

от 16 ноября 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0317046 выдан для произведения:

 

Автор: ekaterinastrelkova

Прощание        

 

Стихотворение в жанре любовной лирики, основой сюжета которого является переживания героини в предчувствии неизбежного расставания с любимым. В целом стихотворение произвело на меня хорошее впечатление. Понравилось сравнение преддверия расставания – осени отношений с осенью в природе. Однако, произведение не лишено недочетов, которые я и постараюсь показать.

А теперь приступим к построфному разбору.

 

Я слушаю, как тихо опадают листья

И звук моих шагов не попадает в ритм

Я знаю: скоро суждено проститься,

Но хочется еще чуть-чуть, чуть-чуть с тобой побыть.

 

Первая строка понравилась Она создает определенное настроение. Шорох падающих листьев можно услышать только в абсолютной тишине. В душе лирического героя абсолютная тишина, какая бывает только перед бурей, эмоциональной бурей неизбежного расставания.

Вторая строка – мысль не завершена. В ритм чего не попадают шаги ЛГ – опадающей листвы, биения сердца, шагов прохожих, звучащей где-то музыки? Торопится ЛГ или медленно бредет по парку? Строка вместо поэтической недосказанности дает размытость, расплывчатость образов, что, на мой взгляд, является минусом.

Третья строка – фатум, констатация факта неизбежности расставания. Однако из-за расплывчатой предыдущей строки размываются и эмоции ЛГ, осознавшего неизбежность расставания.

Четвертая строка несколько спасает положение, конкретизируя отношение ЛГ к неизбежному. Повторение слова «чуть-чуть», призванное усилить желание оттянуть миг расставания, по-моему, не достигает своей цели, а вместо этого создает ритмический сбой

По форме: «ритм-побыть» - не рифма вовсе.

По грамматике: в конце первой строки нужна запятая или точка, в конце второй строки нужна точка.

 

Бывает в жизни сказка, ну а чаще правда.

​Бывает так: закрыты двери все вокруг,

Стучишься в них - ни звука.. Ну а завтра

​Накроет серый свет, сомкнется серый круг.

 

В первой строке не понравилось противопоставление сказки и правды. Из слов автора следует, что искренность и стабильность в отношениях – всего лишь сказка, что правда – это только боль и страдания. Возможно, лучше было бы вместо «правда» сказать «проза жизни».

Образ закрытых дверей для подчеркивания одиночества хорош.

Серый цвет, обозначающий пустоту в душе, остающуюся после расставания с любимым понравился. Вот только круг – замкнулся, а сомкнулась – полусфера.

По форме: «вокруг-круг» - однокоренные слова, а однокоренные слова не рифмуют.  

 

​Я чувствую, как тихо опадают листья,

Я собираю их тела, мне не хватает рук.

​Я знаю: всем нам предначертано разбиться

Под трепетный чужого сердца стук!

 

Первая строка возвращает нас к падающим листьям.

Во второй строке непонятно, почему «тела»? Автор хотел сказать, что, опав, листья умирают?

Третья и четвертая строки создают двусмысленность. Из сказанного получается, что лирический герой собирается после расставания с крыши прыгнуть. Я понимаю, что автор хотел сказать, но сказал он совершенно другое.    

 

 

Жестокость есть во всем: и в этом хмуром небе,

В глазах родных людей и в том, как чертят круг,

Чтоб не пустить меня. И глубину измерив,

Ныряю с головой, надеюсь - не найдут.

 

Эта строфа, на мой взгляд,  самая неудачная и перегруженная двусмысленностями.

Что жестокого в пасмурном небе? А в глазах родных? Или они осуждают ЛГ за расставание с любимым? Кто чертит круг, и зачем? Куда собираются не пустить ЛГ? Куда ЛГ собирается нырять – в глубины своей души (предварительно их измерив)? В глубины памяти? В омут? Автору стоит всерьез задуматься над возможностью переделки этой строфы.

По форме: «небе-измерив», «круг-найдут» - неточные рифмы.

 

А помнишь, как давно в лучах смешного солнца

​Счастливей нас, наверное, не было тогда..

Я знаю, что нам скоро суждено проснуться

Вот только б не сейчас, не навсегда!

 

В целом эта строфа неплоха.   Только вот почему солнце смешное? Веселое, радостное, смешливое – любое из этих слов подошло бы больше. Смешное – это то, над чем смеются.

Сравнение счастливой любви со сном, а её завершения с пробуждением – традиционный поэтический прием.   «Не сейчас» в этом случае оправданно и логично, но «не навсегда» снова создает двусмысленность вместо поэтической тайны и образности.

По форме: «солнце-проснуться» - неточная рифма.

 

Я собираю только тени листьев,

Нанизываю их, тяну из сердца нить

И слышу, как ворочается у порога, злится

Прощание, пришедшее меня убить..      

 

Две первых строки  этой строфы уводят нас в область переживаний лирического героя. В двух финальных строках идет сравнение надвигающейся разлуки с диким зверем. Сравнение интересное, только вместо «прощание», на мой взгляд, больше подошло бы слово «разлука».

По форме: «листьев-злится» - неточная рифма.

Общее замечание по оформлению – многоточие обозначается тремя точками.

Отдельно скажу о ритме. Вот подробная схема ритма.

 

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!       12

-!-!-!-!-!-        11

-!-!-!-!-!-!-!    14

 

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!       12

-!-!-!-!-!-        11

-!-!-!-!-!-!       12

 

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!-!     14

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!          10

 

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!       12

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!       12

 

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!-!-!     14

-!-!-!-!-!-!-      13

-!-!-!-!-!          10

 

-!-!-!-!-!-         11

-!-!-!-!-!-!       12

-!-!-!-!-!-!-!-   15

-!-!-!-!-!-!       12

 

Из данной схемы видно, ритм четкий только в четвертой строфе. В целом же  стихотворение ритмически невыдержанно, ритм стихотворения постоянно сбивается, что создает сложности для восприятия.

 
Рейтинг: 0 610 просмотров
Комментарии (2)
Наталия Овезова # 16 ноября 2015 в 22:15 0
Очень познавательные публикации, думаю, что для того, кто хочет научится поэтическому мастерству, такие рецензии будут очень полезными.
Роксана Ланд # 16 ноября 2015 в 22:37 +1
Спасибо, Наталия.