«Петрушка и К°»

6 марта 2014 - Татьяна Белова


Учась в Киеве в театральном университете, я пересмотрела более 350 спектаклей во всех театрах города, но киевские Театры Кукол меня ничем не вдохновили, и лишь посмотрев наш, симферопольский спектакль «Петрушка и К°», я поверила расхожему мнению, что столичное - не всегда лучшее, и в провинции можно найти нечто неординарное. Главное, чтобы режиссёрам и актёрам нравилось Творить.

 

 Изучая историю театра, мы читали скупую книжную информацию, даже не подозревая, что где-то, совсем рядом, есть великолепный спектакль, рассказывающий о героях национальных Театров Кукол, и показывающий их репризы, ставшие уже историей.

 

 Как жаль, что министерство образования существует в отрыве от министерства культуры и искусств, что нет у них совместных программ, по которым школьники или студенты обязаны были бы посмотреть в театрах то, что необходимо по учебной программе, как делается это в странах с болонской системой образования.

 

 Жаль, что наше образование не имеет видео-фонда лучших спектаклей по произведениям великих драматургов, которые можно было бы смотреть во время уроков, ибо родители не в состоянии заставить детей хотя бы посмотреть то, что задано по программе, не говоря уже о том, чтобы заставить прочитать.

 

 Я уже писала, что умнейшие профессора, обладающие талантом Педагога и фундаментальнейшими знаниями, зачастую читают лекции в полупустых аудиториях и их уникальнейшие лекции никто не записывает, не снимает на видео. Жаль, что нет у нас интернетовских сайтов с лекциями лучших преподавателей, где все желающие смогли бы получить знания любого университета. Разве нам не нужны умные, знающие люди?

 

 Жаль, что нет у нас традиции 1 сентября, на уроке знаний всем студентам и учащимся школ показывать фильм «Таня», о студентке, не записавшей всего одну лекцию в институте, из-за чего умер её ребёнок…

 

 Больше всего бед случается с нами не из-за того, что мы чего-то не знали, а из-за того, что поленились узнать.

 

 Каким подспорьем был бы спектакль «Петрушка и К°» для преподавателей и студентов театральных ВУЗов. Но, кто ж расскажет им о его существовании? У театров нет обратной связи со зрителями, нет заказов от министерств на необходимые постановки. Нет «Золотого фонда» театра, который был когда-то на радио…

 

 И всё же спектакль театра Петрушки – есть! Его можно увидеть в Крымском академическом театре Кукол, благодаря режиссёру театра Б. Азарову, художнику С. Сафроновой, звукорежиссёру В.Христенко, актёрам: В.Ясинскому, К.Гапонову, В.Кокуеву.

 

 Итак, звучит русская народная мелодия, весело играет балалайка, открываются окошки на ширме и появляются три персонажа – три рассказчика: русский скоморох, итальянский арлекин и английский шут.

 

 Первым представлен зрителям Театр Петрушки, спектакли которого проходили на ярмарках и базарах. Он был самым любимым российским развлечением прошлых веков. Звучат со сцены прибаутки скомороха-шарманщика: «Здравствуйте, уважаемая публика, спасибо, что не пожалели рублика».  «По ярмарке шагает весёлый скоморох – скучать вам не даёт!»

 И были эти представления «мужикам и бабам на утешение, а малым деткам – слаще конфетки».

 

 Петрушка приветствует зрителей, и начинается первая интермедия: звучит гитара, звенит бубен, под зажигательную «Цыганочку» выходит «цыган Мора из тамбовского хора, который поёт басом, запивает квасом и заедает ананасом». Он продаёт лошадь и просит за неё 300 евро, но сторговывается за два с полтиной да дубину с горбиной. Мечтает: «Получу зелёных пачку и куплю крутую тачку»… Но Петрушка расплачивается с цыганом ударами дубинки. Цыган сбегает, а Петрушка пытается заглянуть в рот лошади, посчитать ей зубы. Да только не с того конца их ищет…

 

 Некоторых интеллигентных бабушек возмущают некоторые сцены спектакля, но ведь смысл представления именно в том, чтобы высмеять все человеческие пороки, недостатки и несовершенства. Высмеять, а уже дальше - дело родителей, бабушек или учителей – заострить внимание на увиденном, и объяснить ребёнку: как это плохо делать так, как делают некоторые персонажи.

 

 Спектакль – это совместная работа театра и родителей (театра и учителя) по воспитанию ребёнка.

 

 Оно может быть в виде игры: дети называют неправильные поступки по очереди, и побеждает тот, кто найдёт их больше других. Главное, чтобы поход в театр не заканчивался аплодисментами. О спектакле нужно говорить, нужно раскладывать по полочкам всё увиденное – от чего-то наотрез отказываться, чему-то учиться.

 

Добравшись до рта лошади, Петрушка восклицает: «Совсем молодая лошадь! Зубов ещё нет». Он пытается оседлать её, но падает.

 

 Два мошенника стоят друг друга. Один - продавал плохой товар, другой - не собирался платить за него, и оба получили по заслугам!

 

 Разбившийся Петрушка зовёт на помощь немца-аптекаря. Звучит губная гармошка и появляется лекарь, напевающий: «Кто придёт ко мне здоровый, тот уйдёт больной!» Не найдя: что же болит у Петрушки, он просит платы за визит, а Петрушка не понимает: «Что висит?» И снова «расплачивается» своей неугомонной дубинкой.

 

 Очень уж нравятся детям сцены с драками. В зале стоит непрестанный смех и гул голосов. Каждый пытается рассказать соседу о том, что увидел.

 

 Известно, что разрушаться «Комедия о Петрушке» начинает в начале XX века. Петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних ёлках, текст интермедий менялся, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать. Разговаривал он вежливо. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар, и млад. Неоправданная цензура - уничтожила колорит балаганного спектакля. И обидно, что попытки возродить его сталкиваются с непониманием взрослых…

 

 На сцене появляется капрал, пришедший забрать Петрушку в солдаты.

 Слышится барабанная дробь, звучит задорная строевая песенка. Весельчак передразнивает капрала. Тот: «Стоять ровно!», - а Петрушка: «Где Матрёна Петровна?» Он даёт капралу затрещину, а тот зовёт на помощь Барбоса: «Барбос - откусит тебе нос!» И маленькая собачонка гонится за Петрушкой, пытаясь вцепиться ему в зад. И кричит Петрушка: «Прощай моя жизнь молодецкая!»

 

 Мораль репризы такова: На каждого хитреца всегда найдётся тот, кого нельзя обмануть словом; а на каждого сильного – найдется тот, кто ещё сильней. Гоняется пёс за Петрушкой, грызёт его острыми зубами. Поделом шалуну и безобразнику!

 

 Чтобы объяснять спектакль ребёнку, нужны взрослые, которые в детстве смотрели спектакли Театра Петрушки, итальянского Пульчинелло, французских Полишинеля и Гиньоля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецких Гансвурста и Касперле, испанского Дона Кристобаля. Нужно, чтобы цепочка знакомства с театром – не прерывалась ни на одно поколение.

 

 А детям нужно разъяснить, что Петрушка одновременно и умный рассказчик, и актёр, исполняющий роль отрицательного героя. И когда герой Петрушки навсегда спускается в ад, Петрушка-рассказчик - появляется снова! Наш бессмертный Петрушка - остроумнейший герой - находит выход даже оттуда, чтобы поведать новые истории для новых поколений.

 

 Смена декораций. Раскачивается на сцене маятник из корабельного колеса. Следующий наш гость - Пульчинелло – в народе попросту Петушок, работавший на всех площадях итальянских городов, в то время, когда люди считали, что земля стоит на месте и на ней полно дьяволов. А тех, кто сомневался – сжигали на костре. И стоило Пульчинелло опровергнуть всеобщее мнение, как предали его огню.

 

 Завертелся на колесе оранжевый шёлк, как языки пламени, охватил он Пульчинелло, и осталась от бедняги одна левая ладошка. Но внезапно пошёл дождь, загасил костёр, слетели с собора Святого Марка белые голуби и даже они смеялись над глупыми монахами. А добрый мастер Джованни поднял ладошку, сделал нового Пульчинелло, и пришил к нему спасённую ладошку. Не способен огонь инквизиции уничтожить народного героя!

 

 В каждой стране люди высмеивали то, что больше всего досаждало им. Везде были свои отрицательные герои, но нигде не покорялись люди душой: ни насилию, ни глупости, ни невежеству.

 

 Затем зрители оказываются в английском королевстве, где старый кукольник Джон-весельчак рассказывал свои истории, и веселила народ кукла Панч.

 

 Джон путешествовал на Джуди, на лошади, которая лягалась и была за это названа в честь жены Джона, не менее строптивой и драчливой, чем лошадь… А представление так и называлось «Панч и Джуди».

 

 - Где наш малыш? - спрашивает жену муж.

 Порой, папашам хочется поиграть со своим чадом, но, оказывается, доверять ребёнка можно не каждому.

 Сначала малыш смеётся и папаша рад, он поёт: «Моему голубчику дам вкусного супчику», но постепенно ребёнок устаёт и начинает конючить, он писает на Джона и в зал огромной струёй, и Джон бьёт своего сына, обзывает самым мерзким ребёнком на свете и от злости выбрасывает его из окна.

 Вот они нравы… Кстати, не изжитые и до сих пор…

 

 Но тут возвращается Джуди: «Где ребёнок?» «Его нет! Я выбросил его из окна. Мы заведём ещё одного, если ты захочешь».

 

Как всё просто у него… И тут уже некоторые жёны в зрительном зале подбивают своих мужей под бок локтем, пытаясь напомнить о чём-то подобном в жизни супругов.

 

 Ну и досталось же нерадивому папаше сковородкой. Бой идёт под ливерпульский рок. И беспечная жена в неравной схватке умирает. А со сцены под слова песни «Гудбай» звучит пророческое: «Кто потерял жену – тот ничего не потерял!»

 

 Приходит пристав, чтобы отправить Джона в тюрьму и снова драка. «По какому праву вы меня бьёте?» «Я бью не по праву, а по спине!» И пристав после драки тоже отдаёт концы.

 И вдруг появляется прекрасная женщина – дочь пристава. «Когда сердце мужчины в кручине – только женщина может помочь мужчине».

 Хитрый Джон плачет крокодильими слезами в оправданье: «Он был против нашего с вами счастья! Из-за любви к вам я убил бы не только вашего отца, но и себя». Глупое сердце женщины падко на лесть. Плачут скрипки, тема вспыхнувшей любви развивается под музыку венского вальса.

 И всё же приходит за злодеем смерть: «Вы многих поколотили, поэтому мы вас повесим!» «Давно хотел повеситься, да не знал, как это сделать. Покажи!» И вот уже не Джон, а смерть висит в петле. Хитрец обманул свою собственную смерть.

 

 И пока зрители аплодируют, куклы взмывают на воздушном шаре и пролетают над сияющей огнями Эйфелевой башней. Следующий персонаж - французская кукла Гиньоль – разыгрывает перед нами пьесу «Завещание».

 

 - Мадам, почему вы вздыхаете, как корова?

 - Я потеряла мужа, он не оставил мне завещания и мне нечем заплатить слуге Гиньолю…

 И тут же появляется сосед Комизу – чтобы разделить с вдовой печаль и капиталы. Под танго, совершается сделка. Скоро можно будет прочитать завещание.

 - Я буду через час, моя маленькая блошка.

 

 Хороша кличка для возлюбленной. Как только не называют люди друг друга… Хуже, чем собак.

 

 Но завещания-то нет. И за сто франков Гиньоль соглашается претвориться больным мужем и продиктовать нотариусу фиктивное завещание. Гиньоль застилает себе постель со словами: «От свежих простыней – спина мёрзнет. Когда они запачкаются, нужно перевернуть их на другую сторону, но только не так, как сделал папаша Матилье, который поклялся, что не будет мыть ноги, пока не станет коммерсантом. Всё было бы хорошо, но однажды он край, где лежали ноги, положил под голову – заснуть-то заснул, но больше не проснулся»…

 

 Куклы высмеивали человеческие недостатки: нечистоплотность, неряшество, стяжательство, мошенничество, непрофессионализм, фамильярность… Прошло много веков, но люди до сих пор не справились со своими пороками и многие сюжеты балаганного театра актуальны и по сей день.

 

 Нотариус со слов Гиньоля написал в завещании о несметных богатствах, Комизу позарился на них и стал банкротом, а мадам рассчиталась с проворным слугой.

 Под музыку «Кафедрале» Гиньоль и мадам взмывают вверх на воздушном шаре, и идёт на сцене долларовый дождь – мечта всех несчастных и обделённых, мечта мошенников и прохиндеев...

 

 Как говорится: спектакль спектаклю - рознь. Когда в зале дети с родителями спектакль заканчивается аплодисментами. Победителей не судят, хитрые герои – восхищают зрителей. Кто сказал, что театр Петрушки устарел? Всё новое – забытое старое! Сколько будет на свете поколений – столько и будут жить на сцене старые, когда-то так любимые народом, персонажи.

 

 Под гром аплодисментов на ширме опускаются занавесы, звучит русская народная мелодия, герои прощаются со зрителями и получают заслуженные букеты цветов.

 

 И всё же спектакль спектаклю - рознь. И когда в зале - школьники с учителями неизменно начинается нечто невообразимое! Родители даже не подозревают, какой бидлам способны устроить их чада!

 Неугомонные дети, вскочив со своих мест, хватают, хватают, хватают кружащиеся доллары. В который раз уже спектакль остановлен на этом месте. Завлит театра делает им замечание, говорит: «Петрушка этими деньгами проверял вас! И что же? Какие вы? Только что вы смеялись над жадными героями, а сами…»

 Под строгие крики учителей дети нехотя вытаскивают купюры из карманов…

 

 Дети испортили театральный реквизит. Эти бедные, бумажные доллары стали похожи на скомканные обёртки от конфет: десятки рук тянулись к каждой купюре, деньги вырывались из рук, летели на сцену клочья, и отбитые в бою у своих же товарищей купюры, совались горстями в карманы…

 

 Не зря ведущая перед началом спектакля учит детей поведению в театре: «Театр – не шоу, здесь не должно быть никаких «Оу!» и «Вау!» От зрителей зависит: будет ли диалог от сердца к сердцу».

 

 Но, этого наставления мало. Дети видели, как куклы топтали деньги, смеялись над теми, кто не видит в своей жизни ничего, кроме денег, а сами – набивали ими карманы… Театр, как лакмусовая бумажка, высветил недоработку наших родителей и учителей.

 

 Конечно же, после этого спектакля необходимо провести классный час на тему: какие мы? Театр «раскусил» ребят. Главные их ценности – деньги, а ведь душу нигде не купишь, ни за какие деньги.

 

 Да, это самый спорный спектакль театра. И ещё раз хочется подчеркнуть, что лишних знаний – не бывает. Учителя давно уже не учат детей думать о себе. Нет, не о том, чтобы у себя-любимого было всё даже лучше, чем у соседа, а думать о своих поступках, о том, как отзовутся они в будущем. Ведь поведение детей говорит об их родителях, об их учителях и, конечно же, о стране в целом…

 

 Просмотр и разбор спектакля поможет выработать у детей неприязнь к плохим поступкам; уяснить на всю жизнь, что к тем, кто дерётся – неизменно приходит расплата; что тот, кто хочет обмануть – обязательно будет обманут, а грязнули – задохнутся от своих немытых ног...

 

© Copyright: Татьяна Белова, 2014

Регистрационный номер №0198234

от 6 марта 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0198234 выдан для произведения:


Учась в Киеве в театральном университете, я пересмотрела более 350 спектаклей во всех театрах города, но киевские Театры Кукол меня ничем не вдохновили, и лишь посмотрев наш, симферопольский спектакль «Петрушка и К°», я поверила расхожему мнению, что столичное - не всегда лучшее, и в провинции можно найти нечто неординарное. Главное, чтобы режиссёрам и актёрам нравилось Творить.

 

 Изучая историю театра, мы читали скупую книжную информацию, даже не подозревая, что где-то, совсем рядом, есть великолепный спектакль, рассказывающий о героях национальных Театров Кукол, и показывающий их репризы, ставшие уже историей.

 

 Как жаль, что министерство образования существует в отрыве от министерства культуры и искусств, что нет у них совместных программ, по которым школьники или студенты обязаны были бы посмотреть в театрах то, что необходимо по учебной программе, как делается это в странах с болонской системой образования.

 

 Жаль, что наше образование не имеет видео-фонда лучших спектаклей по произведениям великих драматургов, которые можно было бы смотреть во время уроков, ибо родители не в состоянии заставить детей хотя бы посмотреть то, что задано по программе, не говоря уже о том, чтобы заставить прочитать.

 

 Я уже писала, что умнейшие профессора, обладающие талантом Педагога и фундаментальнейшими знаниями, зачастую читают лекции в полупустых аудиториях и их уникальнейшие лекции никто не записывает, не снимает на видео. Жаль, что нет у нас интернетовских сайтов с лекциями лучших преподавателей, где все желающие смогли бы получить знания любого университета. Разве нам не нужны умные, знающие люди?

 

 Жаль, что нет у нас традиции 1 сентября, на уроке знаний всем студентам и учащимся школ показывать фильм «Таня», о студентке, не записавшей всего одну лекцию в институте, из-за чего умер её ребёнок…

 

 Больше всего бед случается с нами не из-за того, что мы чего-то не знали, а из-за того, что поленились узнать.

 

 Каким подспорьем был бы спектакль «Петрушка и К°» для преподавателей и студентов театральных ВУЗов. Но, кто ж расскажет им о его существовании? У театров нет обратной связи со зрителями, нет заказов от министерств на необходимые постановки. Нет «Золотого фонда» театра, который был когда-то на радио…

 

 И всё же спектакль театра Петрушки – есть! Его можно увидеть в Крымском академическом театре Кукол, благодаря режиссёру театра Б. Азарову, художнику С. Сафроновой, звукорежиссёру В.Христенко, актёрам: В.Ясинскому, К.Гапонову, В.Кокуеву.

 

 Итак, звучит русская народная мелодия, весело играет балалайка, открываются окошки на ширме и появляются три персонажа – три рассказчика: русский скоморох, итальянский арлекин и английский шут.

 

 Первым представлен зрителям Театр Петрушки, спектакли которого проходили на ярмарках и базарах. Он был самым любимым российским развлечением прошлых веков. Звучат со сцены прибаутки скомороха-шарманщика: «Здравствуйте, уважаемая публика, спасибо, что не пожалели рублика».  «По ярмарке шагает весёлый скоморох – скучать вам не даёт!»

 И были эти представления «мужикам и бабам на утешение, а малым деткам – слаще конфетки».

 

 Петрушка приветствует зрителей, и начинается первая интермедия: звучит гитара, звенит бубен, под зажигательную «Цыганочку» выходит «цыган Мора из тамбовского хора, который поёт басом, запивает квасом и заедает ананасом». Он продаёт лошадь и просит за неё 300 евро, но сторговывается за два с полтиной да дубину с горбиной. Мечтает: «Получу зелёных пачку и куплю крутую тачку»… Но Петрушка расплачивается с цыганом ударами дубинки. Цыган сбегает, а Петрушка пытается заглянуть в рот лошади, посчитать ей зубы. Да только не с того конца их ищет…

 

 Некоторых интеллигентных бабушек возмущают некоторые сцены спектакля, но ведь смысл представления именно в том, чтобы высмеять все человеческие пороки, недостатки и несовершенства. Высмеять, а уже дальше - дело родителей, бабушек или учителей – заострить внимание на увиденном, и объяснить ребёнку: как это плохо делать так, как делают некоторые персонажи.

 

 Спектакль – это совместная работа театра и родителей (театра и учителя) по воспитанию ребёнка.

 

 Оно может быть в виде игры: дети называют неправильные поступки по очереди, и побеждает тот, кто найдёт их больше других. Главное, чтобы поход в театр не заканчивался аплодисментами. О спектакле нужно говорить, нужно раскладывать по полочкам всё увиденное – от чего-то наотрез отказываться, чему-то учиться.

 

Добравшись до рта лошади, Петрушка восклицает: «Совсем молодая лошадь! Зубов ещё нет». Он пытается оседлать её, но падает.

 

 Два мошенника стоят друг друга. Один - продавал плохой товар, другой - не собирался платить за него, и оба получили по заслугам!

 

 Разбившийся Петрушка зовёт на помощь немца-аптекаря. Звучит губная гармошка и появляется лекарь, напевающий: «Кто придёт ко мне здоровый, тот уйдёт больной!» Не найдя: что же болит у Петрушки, он просит платы за визит, а Петрушка не понимает: «Что висит?» И снова «расплачивается» своей неугомонной дубинкой.

 

 Очень уж нравятся детям сцены с драками. В зале стоит непрестанный смех и гул голосов. Каждый пытается рассказать соседу о том, что увидел.

 

 Известно, что разрушаться «Комедия о Петрушке» начинает в начале XX века. Петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних ёлках, текст интермедий менялся, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать. Разговаривал он вежливо. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар, и млад. Неоправданная цензура - уничтожила колорит балаганного спектакля. И обидно, что попытки возродить его сталкиваются с непониманием взрослых…

 

 На сцене появляется капрал, пришедший забрать Петрушку в солдаты.

 Слышится барабанная дробь, звучит задорная строевая песенка. Весельчак передразнивает капрала. Тот: «Стоять ровно!», - а Петрушка: «Где Матрёна Петровна?» Он даёт капралу затрещину, а тот зовёт на помощь Барбоса: «Барбос - откусит тебе нос!» И маленькая собачонка гонится за Петрушкой, пытаясь вцепиться ему в зад. И кричит Петрушка: «Прощай моя жизнь молодецкая!»

 

 Мораль репризы такова: На каждого хитреца всегда найдётся тот, кого нельзя обмануть словом; а на каждого сильного – найдется тот, кто ещё сильней. Гоняется пёс за Петрушкой, грызёт его острыми зубами. Поделом шалуну и безобразнику!

 

 Чтобы объяснять спектакль ребёнку, нужны взрослые, которые в детстве смотрели спектакли Театра Петрушки, итальянского Пульчинелло, французских Полишинеля и Гиньоля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецких Гансвурста и Касперле, испанского Дона Кристобаля. Нужно, чтобы цепочка знакомства с театром – не прерывалась ни на одно поколение.

 

 А детям нужно разъяснить, что Петрушка одновременно и умный рассказчик, и актёр, исполняющий роль отрицательного героя. И когда герой Петрушки навсегда спускается в ад, Петрушка-рассказчик - появляется снова! Наш бессмертный Петрушка - остроумнейший герой - находит выход даже оттуда, чтобы поведать новые истории для новых поколений.

 

 Смена декораций. Раскачивается на сцене маятник из корабельного колеса. Следующий наш гость - Пульчинелло – в народе попросту Петушок, работавший на всех площадях итальянских городов, в то время, когда люди считали, что земля стоит на месте и на ней полно дьяволов. А тех, кто сомневался – сжигали на костре. И стоило Пульчинелло опровергнуть всеобщее мнение, как предали его огню.

 

 Завертелся на колесе оранжевый шёлк, как языки пламени, охватил он Пульчинелло, и осталась от бедняги одна левая ладошка. Но внезапно пошёл дождь, загасил костёр, слетели с собора Святого Марка белые голуби и даже они смеялись над глупыми монахами. А добрый мастер Джованни поднял ладошку, сделал нового Пульчинелло, и пришил к нему спасённую ладошку. Не способен огонь инквизиции уничтожить народного героя!

 

 В каждой стране люди высмеивали то, что больше всего досаждало им. Везде были свои отрицательные герои, но нигде не покорялись люди душой: ни насилию, ни глупости, ни невежеству.

 

 Затем зрители оказываются в английском королевстве, где старый кукольник Джон-весельчак рассказывал свои истории, и веселила народ кукла Панч.

 

 Джон путешествовал на Джуди, на лошади, которая лягалась и была за это названа в честь жены Джона, не менее строптивой и драчливой, чем лошадь… А представление так и называлось «Панч и Джуди».

 

 - Где наш малыш? - спрашивает жену муж.

 Порой, папашам хочется поиграть со своим чадом, но, оказывается, доверять ребёнка можно не каждому.

 Сначала малыш смеётся и папаша рад, он поёт: «Моему голубчику дам вкусного супчику», но постепенно ребёнок устаёт и начинает конючить, он писает на Джона и в зал огромной струёй, и Джон бьёт своего сына, обзывает самым мерзким ребёнком на свете и от злости выбрасывает его из окна.

 Вот они нравы… Кстати, не изжитые и до сих пор…

 

 Но тут возвращается Джуди: «Где ребёнок?» «Его нет! Я выбросил его из окна. Мы заведём ещё одного, если ты захочешь».

 

Как всё просто у него… И тут уже некоторые жёны в зрительном зале подбивают своих мужей под бок локтем, пытаясь напомнить о чём-то подобном в жизни супругов.

 

 Ну и досталось же нерадивому папаше сковородкой. Бой идёт под ливерпульский рок. И беспечная жена в неравной схватке умирает. А со сцены под слова песни «Гудбай» звучит пророческое: «Кто потерял жену – тот ничего не потерял!»

 

 Приходит пристав, чтобы отправить Джона в тюрьму и снова драка. «По какому праву вы меня бьёте?» «Я бью не по праву, а по спине!» И пристав после драки тоже отдаёт концы.

 И вдруг появляется прекрасная женщина – дочь пристава. «Когда сердце мужчины в кручине – только женщина может помочь мужчине».

 Хитрый Джон плачет крокодильими слезами в оправданье: «Он был против нашего с вами счастья! Из-за любви к вам я убил бы не только вашего отца, но и себя». Глупое сердце женщины падко на лесть. Плачут скрипки, тема вспыхнувшей любви развивается под музыку венского вальса.

 И всё же приходит за злодеем смерть: «Вы многих поколотили, поэтому мы вас повесим!» «Давно хотел повеситься, да не знал, как это сделать. Покажи!» И вот уже не Джон, а смерть висит в петле. Хитрец обманул свою собственную смерть.

 

 И пока зрители аплодируют, куклы взмывают на воздушном шаре и пролетают над сияющей огнями Эйфелевой башней. Следующий персонаж - французская кукла Гиньоль – разыгрывает перед нами пьесу «Завещание».

 

 - Мадам, почему вы вздыхаете, как корова?

 - Я потеряла мужа, он не оставил мне завещания и мне нечем заплатить слуге Гиньолю…

 И тут же появляется сосед Комизу – чтобы разделить с вдовой печаль и капиталы. Под танго, совершается сделка. Скоро можно будет прочитать завещание.

 - Я буду через час, моя маленькая блошка.

 

 Хороша кличка для возлюбленной. Как только не называют люди друг друга… Хуже, чем собак.

 

 Но завещания-то нет. И за сто франков Гиньоль соглашается претвориться больным мужем и продиктовать нотариусу фиктивное завещание. Гиньоль застилает себе постель со словами: «От свежих простыней – спина мёрзнет. Когда они запачкаются, нужно перевернуть их на другую сторону, но только не так, как сделал папаша Матилье, который поклялся, что не будет мыть ноги, пока не станет коммерсантом. Всё было бы хорошо, но однажды он край, где лежали ноги, положил под голову – заснуть-то заснул, но больше не проснулся»…

 

 Куклы высмеивали человеческие недостатки: нечистоплотность, неряшество, стяжательство, мошенничество, непрофессионализм, фамильярность… Прошло много веков, но люди до сих пор не справились со своими пороками и многие сюжеты балаганного театра актуальны и по сей день.

 

 Нотариус со слов Гиньоля написал в завещании о несметных богатствах, Комизу позарился на них и стал банкротом, а мадам рассчиталась с проворным слугой.

 Под музыку «Кафедрале» Гиньоль и мадам взмывают вверх на воздушном шаре, и идёт на сцене долларовый дождь – мечта всех несчастных и обделённых, мечта мошенников и прохиндеев...

 

 Как говорится: спектакль спектаклю - рознь. Когда в зале дети с родителями спектакль заканчивается аплодисментами. Победителей не судят, хитрые герои – восхищают зрителей. Кто сказал, что театр Петрушки устарел? Всё новое – забытое старое! Сколько будет на свете поколений – столько и будут жить на сцене старые, когда-то так любимые народом, персонажи.

 

 Под гром аплодисментов на ширме опускаются занавесы, звучит русская народная мелодия, герои прощаются со зрителями и получают заслуженные букеты цветов.

 

 И всё же спектакль спектаклю - рознь. И когда в зале - школьники с учителями неизменно начинается нечто невообразимое! Родители даже не подозревают, какой бидлам способны устроить их чада!

 Неугомонные дети, вскочив со своих мест, хватают, хватают, хватают кружащиеся доллары. В который раз уже спектакль остановлен на этом месте. Завлит театра делает им замечание, говорит: «Петрушка этими деньгами проверял вас! И что же? Какие вы? Только что вы смеялись над жадными героями, а сами…»

 Под строгие крики учителей дети нехотя вытаскивают купюры из карманов…

 

 Дети испортили театральный реквизит. Эти бедные, бумажные доллары стали похожи на скомканные обёртки от конфет: десятки рук тянулись к каждой купюре, деньги вырывались из рук, летели на сцену клочья, и отбитые в бою у своих же товарищей купюры, совались горстями в карманы…

 

 Не зря ведущая перед началом спектакля учит детей поведению в театре: «Театр – не шоу, здесь не должно быть никаких «Оу!» и «Вау!» От зрителей зависит: будет ли диалог от сердца к сердцу».

 

 Но, этого наставления мало. Дети видели, как куклы топтали деньги, смеялись над теми, кто не видит в своей жизни ничего, кроме денег, а сами – набивали ими карманы… Театр, как лакмусовая бумажка, высветил недоработку наших родителей и учителей.

 

 Конечно же, после этого спектакля необходимо провести классный час на тему: какие мы? Театр «раскусил» ребят. Главные их ценности – деньги, а ведь душу нигде не купишь, ни за какие деньги.

 

 Да, это самый спорный спектакль театра. И ещё раз хочется подчеркнуть, что лишних знаний – не бывает. Учителя давно уже не учат детей думать о себе. Нет, не о том, чтобы у себя-любимого было всё даже лучше, чем у соседа, а думать о своих поступках, о том, как отзовутся они в будущем. Ведь поведение детей говорит об их родителях, об их учителях и, конечно же, о стране в целом…

 

 Просмотр и разбор спектакля поможет выработать у детей неприязнь к плохим поступкам; уяснить на всю жизнь, что к тем, кто дерётся – неизменно приходит расплата; что тот, кто хочет обмануть – обязательно будет обманут, а грязнули – задохнутся от своих немытых ног...

 

 
Рейтинг: 0 725 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!