ГлавнаяПрозаКрупные формыПовести → Автобиография. гл.18я: "1948-49уч.год: "Дом, техникум, консерватория, друзья".

Автобиография. гл.18я: "1948-49уч.год: "Дом, техникум, консерватория, друзья".

22 августа 2020 - Марта Шаула
А жизнь шла своим чередом: Семья, техникум, консерватория, друзья.
И вот, уж незаметно подошёл 1949й год. Особенно его встреча не запомнилась, Все было, как обычно, только в семье материальное положение все ухудшалось. Жорж не переставал пить и стал воровать из дома деньги, обвиняя то сына Толика, то мою соученицу Лялю, снимавшую угол у нашей соседки по веранде. Она иногда заходила ко мне за конспектами.
Обстановка в доме была удручающая и не располагала к празднику!  

Зимнюю сессию сдала успешно, и вот, как гром с ясного неба, нам пришла «молния»- телеграмма от хозяев квартиры. Они сообщили, что срочно возвращаются с Южного Сахалина, т.к. у хозяйки начались сильные головные боли, а хозяин в  пред инсультном состоянии из-за не переносимости климатических условий.

И вот, наша семья, состоявшая из шести человек, в апреле месяце должна остаться на Одесской улице в непогоду, дождь, слякоть под ногами, а в семье двое маленьких детей: Толик и  Танюша. Через несколько дней приезжали хозяева квартиры.  
Хорошо, что Моя сестра Леночка и Жорж были членами партии. Оба имели дипломы об образовании. Обратившись за помощью в Облисполком, получили предложение выехать из Одессы на железнодорожную станцию Раздельную в 60ти километрах от Одессы.. Им предоставляли две комнаты  в бараке от МТС. Тут же Жорж получал работу главного механика. И снова переезд, в спешном порядке. Даже страшно вспомнить, как это все происходило. Но нужно было жить и приспосабливаться.
Нашей семье было не привыкать!!!                                  

Я же, естественно, оставалась в Одессе, т.к. учебный год в техникуме и консерватории продолжался!  Но куда же мне было деться? И  мама попросила свою подругу тётю Раису, чтобы она меня приютила до конца учебного года. Она с дядей Мишей и сыном Робертом жили в полуподвальной квартире, состоявшей из двух комнат, Большой кухни и коридора.       
Квартира была недалеко от консерватории.
С небольшой охотой она согласилась  на  моё проживание  в течение трёх месяцев. Чувствовала я там себя, как не в своей тарелке, но делать было нечего.

Роберт только женился после фронта, и я была там с боку припёку. Выручало чтение романа  Голсуорси «Сага о Форсайтах».  Очень неловко чувствовала себя за столом, когда подавали еду, мне обязательно доставалось обгладывать косточку, но и за это  благодарила.                                                                            Я  не унывала , была вся в делах, занятиях, хлопотах. 

В техникуме у меня завязалась более тесная дружба, а затем и любовь с Валентином Непомнящим.
  Он до войны с родителями жил под Одессой. Мама-учительница, отец- председатель колхоза. В семье Валентин был один ребёнок, воспитывался в строгости и прилежании. Отец погиб на фронте, мать так и работала в школе.  Валентин был эстетом, всегда опрятный, подстриженный, брюки со стрелочками. Чтобы не быть похожим на других, на туфлях  сделал какие-то фигурные вырезы и наклейки. (Тогда ведь в ширпотребе все вещи были одинаковые.) Он обладал отзывчивым, чутким характером, был очень внимательным и заботливым. А ещё, он обладал исключительным почерком, похожим на вензеля.
В конце третьего курса ему поручили заполнять дипломы студентам нашего выпуска. Преподаватель бухучета говорил: «Валентин! С твоим почерком нужно работать в  Министерстве.»
Как- то незаметно мы сдружились, вместе готовились к экзаменам за 2ой курс. Он помогал мне писать диктанты по украинскому языку, и я получила, нежданно - негадано, пятёрку.  Как всегда, не хватало денег, и мы делились последним. Теперь уже было не до шуток, ведь на третьем курсе нужно было где-то жить!  Моя тётя  Анна, любившая рассказывать анекдоты, работала секретарём в нашем техникуме и тоже не имевшая жилья, взялась за устройство нашего быта.  
О важных событиях, происходящих в моей жизни, расскажу в следующей 19й  главе повести.                       
 


 

© Copyright: Марта Шаула, 2020

Регистрационный номер №0478899

от 22 августа 2020

[Скрыть] Регистрационный номер 0478899 выдан для произведения: Начался новый    учебный год. Я уже студентка 2го курса бухгалтерского учёта Одесского техникума Советской торговли. Мне шестнадцать лет-барышня. Особенно модничать не приходится, на занятия хожу в узкой чёрной юбке и в  блузе   из бумазеи. С обувью всегда проблема, т.к. размер 33,5, а подъём большой, и я очень страдаю! Приходится находить либо поношенные туфли, либо на размер больше. Косы срезала, закалываю приколкой, т.к. они очень густые и их много.
Наконец мне сшили красивое пальто из  маминого на съёмной тёплой подстёжке с меховым воротником. И в дополнение обязательно головной убор-шляпка или капор. В общем, студентка выглядела прилично.

Занятия в техникуме шли своим чередом. Мы уже здесь освоились, педагоги остались все те же, но предметы только специальные, занятия очень насыщенные, т.к. на третьем курсе уже  студенты выходили на практику. Основные знания теории получали на втором курсе.

Взаимоотношения с однокурсниками    укрепились, мы как-то стали ближе друг к другу, царила взаимопомощь и выручка, несмотря  на разницу в возрасте. Дружба между сверстниками возобновилась, и как родные встретились в начале учебного года. Все как-то повзрослели, превратились в молодых девушек и парней. День за днём набирались знаний (занятия шли по четыре пары), а между тем шутили, смеялись, прикалывались, дружили. По воскресным дням    собирались на посиделки,   играли в фанты, во флирт, другие игры с поцелуйчиками.
Здесь  завязался романтический узел   между моей подружкой  Дорой и Игорем, и это была целая драма.    Родители Доре запретили   с ним встречаться, а его мать наоборот, приветствовала эту дружбу и создавала   все условия. Трагизм положения только укреплял любовь между ними, а скандалы в семье Доры не прекращались.

Помимо техникума, моя жизнь была насыщена далёкими от техникума и бухучета делами.  Ведь начались занятия в консерватории по классу вокала, т.к. меня отобрали в качестве ученицы у студентки пятого курса, вокалистки Валентины Яковлевны      для педпрактики.
Валентина Яковлевна- крупная, высокая, 32х летняя певица с сильным    голосом меццо-сопрано, окончившая прежде Одесский мединститут, решила стать певицей. Она говорила, что врач-это для материального обеспечения, а певица для души!  Занятия проходили два раза в неделю по 45 минут. Постановка голоса, это то, с чего начинались занятия: гаммы, пение на одной ноте в разной артикуляции АЭИОУ, причём все звуки должны были попадать в маску, в резонатор, А дышать необходимо диафрагмой. Музыканты и певцы поймут меня. На занятиях тратилось много сил, певец должен хорошо питаться, а я вечно ходила полуголодная. После занятий у меня сильно кружилась голова, но молодость, желание научиться петь правильно помогали преодолевать все трудности. А перспектива была заманчивая -поступление в консерваторию по окончании техникума.   Консерватория находилась в другом конце города от него и очень далеко от дома, а Дворец пионеров, где я продолжала участвовать, был вообще отдалён от всех перечисленных точек на много кварталов. Вот и моталась я по всей Одессе, удивляюсь, как успевала!!!

А во Дворце пионеров шла полным ходом подготовка к  большому, ответственному концерту, посвящённому 30той годовщине ВЛКСМ, который должен был состояться в театре Оперы и балета 30ого октября. Режиссёром, сценаристом, композитором концерта, был украинский     деятель искусств,  пианист, педагог, народный артист СССР, профессор  Одесской консерватории им. Л. В. Неждановой, Данкевич К. Ф.
В сценарии к концерту он использовал свои произведения: «Песню про  Город- герой Ленинград», О. М. Тихонова, «Песню про Олега Кошевого» сл. И Негоды, « Морскую песню» на сл. О. Жаркова, « Песню про А. Матросова» на сл. К. Иванова, « Песню про Зою Космодемьянскую» на сл. П. Тычины и Музыка к роману Фадеева «Молодая гвардия».
Прочтя этот перечень, не трудно представить, о чём был этот сценарий. Мы, участники Дворца пионеров, были задействованы в массовых и сольных номерах.  Очень насыщенные репетиции проходили на нервах.
Музыкальное сопровождение осуществлял симфонический оркестр театра. На репетициях случались различные казусы: то кто-то вступил не  во время, не туда пошёл, забыл слова. Тут были и слёзы, и огорчения, но постепенно все пришло в норму, и было готово к концерту.                        
В день празднования 30го октября в 14-00 двери театра Оперы и балета открылись для приглашённых, но к театру подойти было не так-то просто, т.к. в периметре двух кварталов вокруг театра стояли милиционеры, и просто так пройти не было возможности.
Нас в количестве 60ти участников, привели строем к служебному ходу, и мы имели доступ только в репетиционный зал. Дисциплина была   строжайшая!  Зрительный  зал был полон. Грандиозное представление прошло « НА УРА!» 
По окончании, мы уходили через тот же служебный вход с подарочными пакетами со сладостями!!!   Такое забыть не возможно!!!!!

А жизнь шла своим чередом: Семья, техникум, консерватория, друзья.
И вот, уж незаметно подошёл 1949й год. Особенно его встреча не запомнилась, Все было, как обычно, только в семье материальное положение все ухудшалось. Жорж не переставал пить и стал воровать из дома деньги, обвиняя то сына Толика, то мою соученицу Лялю, снимавшую угол у нашей соседки по веранде. Она иногда заходила ко мне за конспектами.
Обстановка в доме была удручающая и не располагала к празднику!  

Зимнюю сессию сдала успешно, и вот, как гром с ясного неба, нам пришла «молния»- телеграмма от хозяев квартиры. Они сообщили, что срочно возвращаются с Южного Сахалина, т.к. у хозяйки начались сильные головные боли, а хозяин в  пред инсультном состоянии из-за не переносимости климатических условий.

И вот, наша семья, состоявшая из шести человек, в апреле месяце должна остаться на Одесской улице в непогоду, дождь, слякоть под ногами, а в семье двое маленьких детей: Толик и  Танюша. Через несколько дней приезжали хозяева квартиры.  
Хорошо, что Моя сестра Леночка и Жорж были членами партии. Оба имели дипломы об образовании. Обратившись за помощью в Облисполком, получили предложение выехать из Одессы на железнодорожную станцию Раздельную в 60ти километрах от Одессы.. Им предоставляли две комнаты  в бараке от МТС. Тут же Жорж получал работу главного механика. И снова переезд, в спешном порядке. Даже страшно вспомнить, как это все происходило. Но нужно было жить и приспосабливаться.
Нашей семье было не привыкать!!!                                  

Я же, естественно, оставалась в Одессе, т.к. учебный год в техникуме и консерватории продолжался!  Но куда же мне было деться? И  мама попросила свою подругу тётю Раису, чтобы она меня приютила до конца учебного года. Она с дядей Мишей и сыном Робертом жили в полуподвальной квартире, состоявшей из двух комнат, Большой кухни и коридора.       
Квартира была недалеко от консерватории.
С небольшой охотой она согласилась  на  моё проживание  в течение трёх месяцев. Чувствовала я там себя, как не в своей тарелке, но делать было нечего.

Роберт только женился после фронта, и я была там с боку припёку. Выручало чтение романа  Голсуорси «Сага о Форсайтах».  Очень неловко чувствовала себя за столом, когда подавали еду, мне обязательно доставалось обгладывать косточку, но и за это  благодарила.                                                                            Я  не унывала , была вся в делах, занятиях, хлопотах. 

В техникуме у меня завязалась более тесная дружба, а затем и любовь с Валентином Непомнящим.
  Он до войны с родителями жил под Одессой. Мама-учительница, отец- председатель колхоза. В семье Валентин был один ребёнок, воспитывался в строгости и прилежании. Отец погиб на фронте, мать так и работала в школе.  Валентин был эстетом, всегда опрятный, подстриженный, брюки со стрелочками. Чтобы не быть похожим на других, на туфлях  сделал какие-то фигурные вырезы и наклейки. (Тогда ведь в ширпотребе все вещи были одинаковые.) Он обладал отзывчивым, чутким характером, был очень внимательным и заботливым. А ещё, он обладал исключительным почерком, похожим на вензеля.
В конце третьего курса ему поручили заполнять дипломы студентам нашего выпуска. Преподаватель бухучета говорил: «Валентин! С твоим почерком нужно работать в  Министерстве.»
Как- то незаметно мы сдружились, вместе готовились к экзаменам за 2ой курс. Он помогал мне писать диктанты по украинскому языку, и я получила, нежданно - негадано, пятёрку.  Как всегда, не хватало денег, и мы делились последним. Теперь уже было не до шуток, ведь на третьем курсе нужно было где-то жить!  Моя тётя  Анна, любившая рассказывать анекдоты, работала секретарём в нашем техникуме и тоже не имевшая жилья, взялась за устройство нашего быта.  
О важных событиях, происходящих в моей жизни, расскажу в следующей главе повести.                       
 


 
 
Рейтинг: +1 871 просмотр
Комментарии (1)
Марта Шаула # 9 сентября 2020 в 14:31 0
СПАСИБО,ДОРОГОЙ СЕВУШКА, ЗА ПОСЕЩЕНИЕ!!! БУДУ РАДА ВИДЕТЬ НЕ СЛЕДУЮЩИХ ГЛАВАХ!!! spasibo-20