ГлавнаяПрозаКрупные формыРоманы → Прожитые году ступени жизни ч. 3. 1975 год.

Прожитые году ступени жизни ч. 3. 1975 год.

2 апреля 2022 - Владимир Винников


Гл.21Мой лейтенант, часть 1

 

Как-то Полина рассказала Любе, что в их коммунальной квартире поселился офицер с женой, сегодня его жена уехала в Рязань, получать диплом медицинского института.

Зеева не придала особого значения этой новости. Но после того разговора, Полина несколько раз вспоминала своего соседа и его друга, который часто заходил к ним в квартиру.

Полина описывала его как высокого, спокойного и рассудительного.

- У него, завивается волос на голове, а с усами, он выглядит так мужественно. Он на голову выше Ивана, широкоплечий, а китель на нём как вторая кожа, будто и родился военным. Обычно они утром уезжают на занятия, учится на юристов. Зовут друга Ивана - Владимир и он не женат.

Ты вот организовываешь культурно-массовый выход в театр Комиссаржевской, дай мне четыре билета, два я передам ребятам и ты познакомишься с Володей.

 

Люба, без особой мысли о необходимости знакомства, дала Полине два билета на спектакль «Женитьба» по Гоголю, который должен был состояться 7 марта. Иван уже видел Зееву, когда та приезжала в гости к Полине и до начала первого акта, подошёл к ней, удивлённо поглядывая на парней и девушек её окруживших:

-  А где Володя? – Спросил у Любы Иван.

- Я с ним не знакома и где он, не знаю, - прервав разговор с каким-то чересчур «прилипчивым» парнем, который был несколько ниже Зеевой ростом, повернулся и пошёл в сторону  входной двери в театр.

А Володя к началу спектакля опоздал, он был дежурным по батальону и сдавал дежурство очередному офицеру по графику.

 

У Любы с подругами билеты были на втором ряду партера, а у Ивана с Володей на балконе. Во время первого акта, Володя поднялся на балкон, Иван показал ему, где сидела Люба, но Володя обратил внимание сначала на старшего лейтенанта, а потом на кудрявую голову девушки, лица которой, он не успел рассмотреть.

 

Во время первого антракта, Иван с Володей подошли в группе девушек, в стороне стоял старший лейтенант и разговаривал с тем шустрым парнем, который до начала спектакля крутился рядом с Зеевой.

 

- Познакомьтесь, - Обратился Иван к Любе, это мой друг Володя.

Иван сразу отошёл в сторону, а к Любе быстро подошёл тот самый парень, взял из её рук бутылку с лимонадом и стакан, налил себе напитка, и ничего не говоря, опять пошёл к старшему лейтенанту.

Володя с удивлением смотрел на поведение парня, а потом посмотрел на Любо и замер.

 

Это именно та девушка, которая часто ему снилась в армии и во время работы на Колыме и Чукотке. У неё такие красивые зеленоватые глаза, чётко очерченные розовые налитые губы, небольшой носик и улыбка, словно у кошки, или львицы.

Губы сбоку как большие запятые, просто привлекают взгляд. Тонкая шея, стройная, очень красивая худенькая фигура. Платье, как у всех девушек того времени, немного выше колен, открывало красивые прямые ноги.

Володя никого не видел вокруг, а всё смотрел, не отводя взгляда от лица девушки.

Вот прозвучал третий звонок, зрители потянулись в зал занимать свои места, пошла и Люба с подругами.

Володя не отрывая взгляда от девушки, пошёл рядом с ней, пробираясь между первым и вторым рядом, он сел на кресло с правой стороны от Любы, не заметив, что старший лейтенант видя его манипуляции, опустив голову, вышел из зала.

Володя сидел рядом и всё рассматривал лицо Любы, спектакль шёл своим чередом. Деева несколько раз показывала Володе указательным пальцем правой руки на сцену, но он любовался той, которую искал так долго.

Ему шёл двадцать шестой год.

 

Окончился спектакль, все пошли в гардероб, где уже в шинели стоял старший лейтенант и держал в руках Любино пальто. Но тут, отодвинув Володю в сторону, без очереди подскочил тот шустрый паренёк и протянул два номерка. Взяв своё и женское пальто, он помог одеться девушке.

 

Люба их представила:

- Это моя подруга Надя и её муж Володя.

 

Взяв своё пальто, Люба повернулась к старшему лейтенанту:

- Спасибо, до свидания, больше не нужно ко мне приходить.

 

От театра пошли пешком по Невскому проспекту до Московского вокзала. Володя шёл рядом с девушкой его мечты и молчал, периодически поглядывая в её лицо.

На автобусной остановке, Люба спросила:

- Володя, что ты всё молчишь? Скажи хоть что-нибудь.

- Ты мне (парень вроде поперхнулся), но потом посмотрел девушке прямо в глаза, - я тебя…

Ты придёшь ко мне завтра на свидание, я тебя буду здесь ждать в четырнадцать часов.

- Нет, я завтра не смогу, у нас концерт в общежитии в честь праздника, я обещала помочь нашему воспитателю его провести, давай послезавтра. Я буду работать в первую смену.

 

Володя к этому времени снимал квартиру на улице Партизана Германа и выехал из дома в 13 часов, через сорок минут он стоял  стены дома против остановки, что неподалеку от выхода из метро. Прошёл час, на статного парня стали обращать внимание девушки, которые занимали свои посты на ступенях в метро, ожидая, кто бы их пригласил.

 Две из них предложили свои услуги, но  парень отказался. Он уже решил для себя, что сегодня расскажет Любе о том, что полюбил её с первого взгляда и предложит ей своё руку и сердце, попросит стать своей женой.

Прошёл ещё час и ещё тридцать минут. Наконец, вместе с просветом среди туч для лучей солнца, из очередного автобуса выпорхнула это небесное создание.

Она широко улыбалась и сообщила:

- Извини, у нас было парийное бюро.

 

Володя не стал спрашивать про повестку для бюро, а предложил пройтись по Невскому, а потом по Старо-Невскому проспекту.

 Участок Невского проспекта с необычным названием «Старо-Невский» начинается от площади Восстания и заканчивается в районе Александро-Невской лавры  первого и наиболее крупного монастыря города.

 

Деева держала в руках небольшой сборник – Памятные места Ленинграда, Люба раскрыла его, и проходи мимо улицы, или строения, зачитывала о достопремичетельности этого места:

«В далёкие от нас времена эта часть проспекта называлась Старой Невской Першпективной улицей, так как строительство проспекта начиналось именно отсюда: прокладывали дорогу монахи монастыря. Кроме того, этот участок стали так именовать оттого, что в 1730-е годы градостроителями была предпринята попытка спрямить магистраль по нынешним Гончарной и Тележной улицам, соединив, таким образом Старый и вовсю строящийся «новый» Невский. На пять километров протянулся Невский проспект в Санкт-Петербурге. Пройдя от площади Восстания до Адмиралтейства, можно увидеть все знаковые строения Северной столицы.

Московский вокзал строился по проекту известного архитектора Тона, также спроектировавшего храм Христа Спасителя в Москве и множество других известных церквей и монастырей. Сам вокзал является близнецом Ленинградского вокзала в Москве.

Старо-Невский, это часть улицы от площади Восстания до Лавры долгое время оставалась довольно пустынной. Полноценная застройка началась только во второй половине 19 века, когда здесь появились доходные и купеческие дома в стиле модерн или неоклассицизм. Сейчас Старо-Невский - это самая спокойная часть улицы, где то и дело встречаются интересные архитектурные памятники.

Вот бывший рынок. Здание любопытно тем, что оно было перестроено из рынка. До сих пор по нижним этажам угадывают очертания торговых рядов Меняевского рынка, который находился здесь до 1930-х годов: это два первых этажа на углу с Полтавской улицей и колонны у арки. Теперь это жилой дом в конструктивистском стиле практически без декоративных деталей.

 

Доходный дом Круглова, построенный в начале 20 века в стиле модерн. На фасаде заметны характерные особенности стиля: лепнина на растительную тематику, выразительные чугунные балконы, необычные окна, а внутри - изящная лестница и красочные витражи. Не сохранилась угловая башня, а также частично утрачена внутренняя отделка квартир - в советское время богатые апартаменты дома были поделены на коммунальные квартиры.

 

Александро-Невская лавра. Пётр I придавал Невскому проспекту особое значение, как дороге, ведущей из центра к церкви. В первые годы основания Петербурга Александро-Невская лавра и Троицкий собор были важным духовным местом города, ведь именно в этом соборе хранилась святыня - мощи Александра Невского. Мощи стали особенной святыней для Петра и жителей нового города, так как именно Александр Невский неподалёку от будущего Петербурга за пять веков до его основания победил в Невской битве, и он, как и Пётр, воевал со шведами.

Лавре была отдана довольно большая территория на берегу Невы. Помимо главного Троицкого собора вскоре были построены корпуса для семинарии и кельи. В советское время Лавра пережила гонения, когда церковь была закрыта, а все здания стали использоваться не по назначению. Мощи были частично утрачены, а частично перенесены в музей атеизма, который находился в Казанском соборе. Теперь все здания лавры возвращены духовенству. На территории лавры расположен Некрополь - кладбище с важными для русской культуры захоронениями. Именно на нём похоронены Достоевский, Мусоргский, Ломоносов, Глинка и многие другие писатели, композиторы, художники и политические деятели. Практически все надгробия этого кладбища чрезвычайно выразительны, поэтому на посещение Некрополя стоит выделить не менее часа.

 

Площадь Восстания несколько раз кардинально меняла свой облик. Например, вместо стелы в честь победы в Великой отечественной войне был памятник Александру III. Над грузностью памятника часто шутили в народе, называя его бегемотом на комоде. Теперь он стоит во дворе Мраморного музея.

На месте вестибюля станции метро «площадь Восстания» когда-то была Знаменская церковь, а сама площадь называлась Знаменской. Собор был взорван в советское время. По всему Лиговскому проспекту когда-то проходил канал, а после того, как канал зарыли  зелёный бульвар с трамвайным движением. Теперь Лиговский стал широкой магистралью.

 

А вот здание Октябрьской гостиницы. Когда-то именно в этом здании находилось Государственное общество призора, куда доставлялись беспризорники. Аббревиатура общества ГОП послужила созданию всем известного слова гопник.

(Володя слушал внимательно, мельком оглядавал здание, или скульптуры на нём и постоянно смотрел на Любу, на её блестящие глаза, яркие, чётко очетченные алые губы, на завитки волос, выпадающие из-под махерового берета).

 

Необарочный дворец Белосельских-Белозерских является лучшим проектом Штакеншнейдера. На фасаде встречаются все элементы стиля: богатый лепной декор, скульптуры атлантов, полукруглые фронтоны и нарядные наличники.

В 19 веке дворец был центром светской жизни, затем пустовал, затем разместил административные комитеты. Удивительно, что после смены своего предназначения, сохранились богатые интерьеры по мотивам барокко с лепниной, скульптурами и деревянной резьбой. Сейчас внутри музей становления демократии в современной России.

 

Аничков мост примечателен скульптурной композицией «Укрощение коня человеком» авторства Клодта. Экспрессивные скульптуры расположены в хронологическом порядке. По легенде под одним из лошадиных хвостов автор изобразил лицо своего обидчика.

В блокаду постаменты пострадали от фугасной бомбы после артналёта. Памятная табличка расположена рядом со следами от осколков снаряда.

Аничков дворец является старейшим зданием на проспекте и был построен в 1753 году. Императорский дворец не раз был подарком императриц своим фаворитам, например, графам Разумовскому и Потёмкину. Какое-то время здесь жил Александр III, после чего внутри разместился городской музей. Теперь здесь детские кружки.

На начало XX века Русско-Азиатский банк был крупнейшим коммерческим банком России, включавший активы главных петербургских предприятий, например, Путиловского завода. Здание на Невском проспекте построено в эклектичном стиле с арочными окнами и пилястрами. Так как большую часть времени внутри располагался банк, неплохо сохранились и интерьеры. Теперь внутри проходят выставки.

Александринский театр выполнен по проекту Карла Росси и является частью классического архитектурного ансамбля. С другой стороны театра начинается улица Карла Росси, следующая античным канонам. Её ширина соответствует высоте зданий, а длина улицы больше ровно в десять раз.

Памятник Екатерине Второй в Екатерининском сквере напоминает памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде, и это неслучайно, так как они оба были спроектированы одним скульптором. У подножия императрицы расположены девять государственных деятелей той эпохи: Потёмкин, Суворов, Безбородко, Чичагов, Орлов-Чесменский, Бецкой, Дашкова, Державин, Румянцев-Задунайский.

 

Елисеевский магазин, выразительный пример стиля модерн на Невском. Это магазин купцов Елисеевых на углу с Малой Садовой. Фасад смотрится монументально, благодаря большим окнам и скульптурам, олицетворяющим науку, промышленность, торговлю и искусство. Примечателен  интерьер магазина: витражи, изразцы и прилавки из красного дерева.

Малая Садовая - главная пешеходная улица на пути  это Малая Садовая. На улице много кафе с уличными столиками, а пройдя дальше, можно попасть на Манежную площадь, где можно передохнуть в саду.

 

Напротив расположена ещё одна красивейшая торговая галерея - Пассаж. Вдоль галереи под стеклянной крышей устроены трёхъярусные галереи с магазинами и кафе. Торговый дом действует по первоначальному назначению и сейчас.

Гостиный двор был построен в 18 веке, что делает его одной из старейших торговых точек города. Масштабный комплекс торговых рядов был спроектирован в классическом стиле. Сейчас внутри также находятся магазины, однако интереснее пройтись по открытой галерее на втором этаже вдоль Садовой улицы.

Башня городской думы, его доминант проспекта - высокая красная башня - принадлежала городской думе. Сама дума не раз перестраивалась, а башня оставалась неизменной с 19 века. Сейчас внутри Сбербанк и музей сберегательного дела.

Армянская церковь святой Екатерины. Церковь строилась в 1770-е годы для армянского прихода. На барельефе изображено крещение армянского царя Тиридата, что послужило становлению христианства главной религией Армении. На протяжении практически трёх столетий храм принадлежал армянской общине и был культурным центром с собственной школой и типографией. Только в советский период церковь закрывалась в рамках антицерковной кампании, а внутри размещалась мастерская.

 

Красивый вид на площадь Искусств и Русский музей.

Напротив Гостиного двора видна площадь Искусств. Можно свернуть и прогуляться до главного филиала Русского музея в Михайловском дворце, увидеть памятник Пушкину в Михайловском сквере, Михайловский театр, Этнографический музей и музей-квартиру Бродского.

 

Церковь Святой Екатерины. Базилика Святой Екатерины Александрийской была построена ещё в 18 веке для католического прихода. Сейчас храм отреставрирован, регулярно проводятся органные концерты.

 

Спас-на-Крови возведён на месте покушения на Александра II, во время которого император был смертельно ранен и позже скончался. Именно поэтому собор назван именно так, а внутри него хранится ограда и булыжники с места теракта.

Собор интересен не только как исторически важное место. В первую очередь это впечатляющий архитектурный памятник в неорусском стиле с богатым декором. Фасад украшают разноцветные изразцы, красочные купола, кокошники и красочные мозаичные панно.

Уникален интерьер, стены, потолок, и пол которого практически полностью покрыты мозаикой. Масштабные мозаичные панно были выполнены по эскизам лучших художников. В декоре использованы редкие самоцветы, топазы, керамика и изразцы.

У Спаса-на-Крови начинается канал Грибоедова, который, петляя, идёт до Адмиралтейских верфей. С Казанского моста на Невском в обе стороны открывается панорама на канал.

      (Володя с Любой прогулялись по набережной до Спаса-на-Крови, потом пошли в другую сторону - до улицы Ломоносова и Банковского моста с грифонами.

Потом несколько минут Володя и Люба постояли у дома стиля модерн Зингера на набережной канала Грибоедова).

Он привлекает внимание обилием необычных декоративных деталей. Для начала 20 века это был по-настоящему новаторский проект, как с инженерной точки зрения, так и с точки зрения стиля. Авторы вдохновлялись чикагскими небоскрёбами.

Существует теория, что орёл на куполе появился, пока в здании находилось американское посольство в начале 20 века, так как орёл является одним из главных американских символов. В 1920-е годы по неизвестным причинам он исчез и был восстановлен несколько десятилетий назад.

Сейчас первые два этажа занимает Дом книги и панорамная кофейня с видом на Казанский собор.

 

Лютеранская Петрикирхе, церковь Петра и Павла была построена в 19 веке для немецкого прихода. Фасад сохранился практически в первоначальном виде, в то время как интерьер претерпел значительные изменения.

 

Когда-то проект Казанского собора вызвал неоднозначную реакцию общественности. В частности критиковалась реализация проекта, вдохновившегося античными и классическими архитектурными соборами. Теперь это признанный памятник архитектуры, известный внушительной колоннадой, для создания которой понадобилось большое количество природного камня. Интерьер расписывали лучшие художники, среди которых был Карл Брюллов.

С собором связано несколько интересных фактов. Например, перед архитектором стояла сложная задача обратить храм к Невскому проспекту и при этом повернуть алтарь на восток. Именно поэтому алтарная часть располагается нетипично - слева от главного входа. Также у колоннады можно заметить два пустых постамента. Они предназначались для скульптур архангелов Михаила и Гавриила, но проект так и не был осуществлён.

 

Большая Конюшенная улица перпендикулярна Невскому проспекту и отходит от него у бывшей Голландской реформаторской церкви - голубого здания с куполом. На Большой Конюшенной расположена самая известная петербургская пышечная, ДЛТ, множество магазинов, кафе и ресторанов.

Малая Конюшенная, напротив, всегда тихая и спокойная. Это пешеходная улица, на которой часто проходят ярмарки и фестивали. Люба с Володей осмотрели памятник Гоголю и необычную шведскую церковь святой Екатерины.

 

Дом Мертенса, здание строилось специально для торговых помещений, а сплошное остекление и большие окна предназначались для витрин. Благодаря функциональности, удачному расположению и планировки дом Мертенса всегда использовался по прямому назначению, и сейчас внутри находятся магазины. По схожему проекту в стиле модерн построен и Общесоюзный дом моделей в Москве.

 

- А вот и Строгановский дворец, один из лучших проектов Растрелли – рассказала Володе Люба, - это образец петербургского барокко, наряду со Смольным собором и Зимним дворцом. На фасаде виднеется герб Строгановых, который держат два соболя. Во внутреннем дворе был разбит сад, где проходили известные на весь город открытые обеды, от которых произошло слово «бефстроганов» «говядина Строганова»).

Бароны Строгановы прожили во дворце до революции, после чего он был национализирован. Это филиал Русского музея, его можно посетить (Володя все старался заглянуть в глаза этой чудесной девушки).

 

Зелёный мост был первым чугунным мостом Петербурга и первоначально назывался Полицейским. Из-за схожести чугунных мостов через Мойку, их ограды были окрашены в разные цвета и стали называться по цвету: Зелёный, Красный и Синий.

Литературное кафе было популярным в начале 19 века и часто служило местом встреч известных жителей Петербурга. Именно отсюда Александр Пушкин отправился на смертельную дуэль на Чёрной речке. На втором этаже нынешнего ресторана воссоздан исторический интерьер тех лет.

Дом Чичерина выполнен в классическом стиле, а его проект перекликается с Зимним дворцом, что заметно по двухъярусной колоннаде. Здесь жили Кваренги и Грибоедов, а также происходила сцена романа «Евгений Онегин».

 

А вот табличка «Эта сторона наиболее опасна».

Молодая пара остановилась. Люба замолчала, а Володе показалось, что он слышит сирену, приедупреждающую о начале обстрела города фашистами

Люба задумчиво и тихо произнесла:

- Во время блокады Ленинграда на дома наносилась надпись «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», так как северные стороны улиц были наиболее опасны при артобстрелах. Было решено сохранить пять надписей в разных частях города как память о тех страшных годах и бомбардировках, в которых гибли люди и разрушались здания.

Пара пошла дальше.

Необычный дом в неоренессансном стиле принадлежал банкиру Вавельбергу - одному из богатейших петербуржцев на начало 20 века. Нестандартный и несколько мрачный облик фасада формируется из-за облицовки серым гранитом, а псевдоарки и аркады напоминают палаццо в Италии, например, Дворец дожей в Венеции. Вавельберг прожил здесь всего пять лет - до 1917 года, после чего ему пришлось эмигрировать в Европу. Внутри разместился банк, а затем кассы.

 

И вот, наконец, имолодые люди вышли на Дворцовую площадь.

Люба «натолкнувшись на прямой взгляд парня, не смутилась, только щёки её несмного порозовели.

 

- Здесь находится сразу несколько достопримечательностей: бывшая царская резиденция Зимний дворец, Александровская колонна и Главный штаб. Все они формируют на удивление гармоничный архитектурный ансамбль.

А там, - она протнула руку с книгой в сторону, Володя посмотрел в ту сторону, - Александровский сад. Первоначально Адмиралтейство окружали рвы, а здание выполняло и оборонительную функцию, которая вскоре оказалась ненужной. Затем долгое время на месте сада был луг, и только при Екатерине II был разбит Александровский сад и убраны последние укрепительные сооружения.

Летом здесь можно отдохнуть в тени густых деревьев и посидеть у фонтанов или на аллеях. - Люба строгим голосом сказала, посмотри у памятника Пржевальского сохранились исторические газовые фонари.

Адмиралтейство было построено вскоре после основания города. При этом неизменным остался знаменитый шпиль с корабликом, который виден издалека. Именно с Адмиралтейства началась история петербургского флота и судостроения, игравшего большую роль в истории страны.

 

Затем Люба предложила Володи пройти к Смольному.

Она словно и не чувствовала усталости. Её походка была легка и воздушка.

Они пошли по узким улочкам, параллельным Невскому проспекту.

Зеева что-то говорила про историю улиц, а потом начала рассказывать об истории Смольного:

- Смольный собор строился как центральное сооружение Смольного монастыря. Название «Смольный» связано с тем, что в начале 18 века на этом месте находился Смоляной двор, где варили смолу для нужд Адмиралтейской верфи. По приказу Елизаветы Петровны в 1748 году архитектор Растрелли начал возводить там монастырь, который по историческому названию местности получил название Воскресенский Новодевичий Смольный. Легенда гласит, что в этот монастырь хотела в старости удалиться императрица Елизавета. Первые монахини были переведены сюда из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска.

 

Прервав рассказ этой удивительной девушки, Володя подошёл к продавцам цветов, цветы у них хранились в больших ящиках, в которых горели свечи, на улицах было прохладно, дул пронизывающий вечерок, но Володе было жарко, да и Люба держалась спокойно, только её щёки порозовели, да губки стали такими яркими.

Ах, как хотелось Володе почувствовать их вкус…

 

Он протянул Любе красные гвоздики. Девушка ему улыбнулась, от этой улыбки, парень решил сказать ей о своей любви с первого взгляда, когда они дойдет до Смольного.

 

Но Люба продолжила, словно опытный гид, свой рассказ, посматривая в свой справочник:

- Здание Смольного собора расположено в центре монастырского двора, окруженного по периметру жилыми двухэтажными корпусами легкими башенками домовых церквей по углам. Комплекс Смольного монастыря - настоящий шедевр русского барокко. Рассказывали, что знаменитый архитектор Кваренги, проходя мимо него, всякий раз снимал шляпу в знак почтения перед гением Растрелли.

Однако после смерти царственной заказчицы строительство замерло, не будучи доведено до конца. Монастырский комплекс был отдан новой императрицей Екатериной II под Институт благородных девиц - привилегированное закрытое учебное заведение, где воспитывались девочки 6-18 лет из дворянских семей. Лучшие из воспитанниц по окончании учебы определялись на придворную службу.

Что же касается Смольного собора, то Растрелли успел только подвести его под крышу. Долгое время он стоял незаконченным, достроил его лишь в 1830-х гг. другой архитектор - Василий Стасов. После революции собор был закрыт. Сейчас отреставрированное здание используется как концертно-выставочный зал.

Площадь перед собором уже в советское время стала называться площадью Растрелли.

 

Они стояли лицам к лицу неподалеку от Смольного, Володя впервые взял девушку за руки и, глядя в её зелёные глаза, заметил, как у неё немного сдвинулся, мохеровый берет, на затылок.

Губы девушка приоткрылись, словно она что-то хотела сказать. Это было так мило, что Володя сильно заволновался, но спокойным тоном произнёс:

- Люба, я полюбил тебя с первого взгляда, я прошу тебя выйти за меня замуж. Ты меня ещё плохо знаешь, я о себе позже расскажу. Ты можешь сегодня не отвечать, но верь мне, ты на всю мою жизнь будешь первой и единственной любимой во всей вселенной.

 

Люба не ожидала, что на второй день их встречи, парень признается в любви и хочет на ней жениться. Она даже не знала что ответить.

Володя не стал ожидать ответа, посмотрел на часы, и предложил:

- Уже поздно, можно я тебя провожу к общежитию?

 

Деева молча кивнула, и подумала, вот почему последние два года она всё думала о событии, которое произойдёт 7-го марта.

© Copyright: Владимир Винников, 2022

Регистрационный номер №0504925

от 2 апреля 2022

[Скрыть] Регистрационный номер 0504925 выдан для произведения:


Гл.21Мой лейтенант, часть 1

 

Как-то Полина рассказала Любе, что в их коммунальной квартире поселился офицер с женой, сегодня его жена уехала в Рязань, получать диплом медицинского института.

Зеева не придала особого значения этой новости. Но после того разговора, Полина несколько раз вспоминала своего соседа и его друга, который часто заходил к ним в квартиру.

Полина описывала его как высокого, спокойного и рассудительного.

- У него, завивается волос на голове, а с усами, он выглядит так мужественно. Он на голову выше Ивана, широкоплечий, а китель на нём как вторая кожа, будто и родился военным. Обычно они утром уезжают на занятия, учится на юристов. Зовут друга Ивана - Владимир и он не женат.

Ты вот организовываешь культурно-массовый выход в театр Комиссаржевской, дай мне четыре билета, два я передам ребятам и ты познакомишься с Володей.

 

Люба, без особой мысли о необходимости знакомства, дала Полине два билета на спектакль «Женитьба» по Гоголю, который должен был состояться 7 марта. Иван уже видел Зееву, когда та приезжала в гости к Полине и до начала первого акта, подошёл к ней, удивлённо поглядывая на парней и девушек её окруживших:

-  А где Володя? – Спросил у Любы Иван.

- Я с ним не знакома и где он, не знаю, - прервав разговор с каким-то чересчур «прилипчивым» парнем, который был несколько ниже Зеевой ростом, повернулся и пошёл в сторону  входной двери в театр.

А Володя к началу спектакля опоздал, он был дежурным по батальону и сдавал дежурство очередному офицеру по графику.

 

У Любы с подругами билеты были на втором ряду партера, а у Ивана с Володей на балконе. Во время первого акта, Володя поднялся на балкон, Иван показал ему, где сидела Люба, но Володя обратил внимание сначала на старшего лейтенанта, а потом на кудрявую голову девушки, лица которой, он не успел рассмотреть.

 

Во время первого антракта, Иван с Володей подошли в группе девушек, в стороне стоял старший лейтенант и разговаривал с тем шустрым парнем, который до начала спектакля крутился рядом с Зеевой.

 

- Познакомьтесь, - Обратился Иван к Любе, это мой друг Володя.

Иван сразу отошёл в сторону, а к Любе быстро подошёл тот самый парень, взял из её рук бутылку с лимонадом и стакан, налил себе напитка, и ничего не говоря, опять пошёл к старшему лейтенанту.

Володя с удивлением смотрел на поведение парня, а потом посмотрел на Любо и замер.

 

Это именно та девушка, которая часто ему снилась в армии и во время работы на Колыме и Чукотке. У неё такие красивые зеленоватые глаза, чётко очерченные розовые налитые губы, небольшой носик и улыбка, словно у кошки, или львицы.

Губы сбоку как большие запятые, просто привлекают взгляд. Тонкая шея, стройная, очень красивая худенькая фигура. Платье, как у всех девушек того времени, немного выше колен, открывало красивые прямые ноги.

Володя никого не видел вокруг, а всё смотрел, не отводя взгляда от лица девушки.

Вот прозвучал третий звонок, зрители потянулись в зал занимать свои места, пошла и Люба с подругами.

Володя не отрывая взгляда от девушки, пошёл рядом с ней, пробираясь между первым и вторым рядом, он сел на кресло с правой стороны от Любы, не заметив, что старший лейтенант видя его манипуляции, опустив голову, вышел из зала.

Володя сидел рядом и всё рассматривал лицо Любы, спектакль шёл своим чередом. Деева несколько раз показывала Володе указательным пальцем правой руки на сцену, но он любовался той, которую искал так долго.

Ему шёл двадцать шестой год.

 

Окончился спектакль, все пошли в гардероб, где уже в шинели стоял старший лейтенант и держал в руках Любино пальто. Но тут, отодвинув Володю в сторону, без очереди подскочил тот шустрый паренёк и протянул два номерка. Взяв своё и женское пальто, он помог одеться девушке.

 

Люба их представила:

- Это моя подруга Надя и её муж Володя.

 

Взяв своё пальто, Люба повернулась к старшему лейтенанту:

- Спасибо, до свидания, больше не нужно ко мне приходить.

 

От театра пошли пешком по Невскому проспекту до Московского вокзала. Володя шёл рядом с девушкой его мечты и молчал, периодически поглядывая в её лицо.

На автобусной остановке, Люба спросила:

- Володя, что ты всё молчишь? Скажи хоть что-нибудь.

- Ты мне (парень вроде поперхнулся), но потом посмотрел девушке прямо в глаза, - я тебя…

Ты придёшь ко мне завтра на свидание, я тебя буду здесь ждать в четырнадцать часов.

- Нет, я завтра не смогу, у нас концерт в общежитии в честь праздника, я обещала помочь нашему воспитателю его провести, давай послезавтра. Я буду работать в первую смену.

 

Володя к этому времени снимал квартиру на улице Партизана Германа и выехал из дома в 13 часов, через сорок минут он стоял  стены дома против остановки, что неподалеку от выхода из метро. Прошёл час, на статного парня стали обращать внимание девушки, которые занимали свои посты на ступенях в метро, ожидая, кто бы их пригласил.

 Две из них предложили свои услуги, но  парень отказался. Он уже решил для себя, что сегодня расскажет Любе о том, что полюбил её с первого взгляда и предложит ей своё руку и сердце, попросит стать своей женой.

Прошёл ещё час и ещё тридцать минут. Наконец, вместе с просветом среди туч для лучей солнца, из очередного автобуса выпорхнула это небесное создание.

Она широко улыбалась и сообщила:

- Извини, у нас было парийное бюро.

 

Володя не стал спрашивать про повестку для бюро, а предложил пройтись по Невскому, а потом по Старо-Невскому проспекту.

 Участок Невского проспекта с необычным названием «Старо-Невский» начинается от площади Восстания и заканчивается в районе Александро-Невской лавры  первого и наиболее крупного монастыря города.

 

Деева держала в руках небольшой сборник – Памятные места Ленинграда, Люба раскрыла его, и проходи мимо улицы, или строения, зачитывала о достопремичетельности этого места:

«В далёкие от нас времена эта часть проспекта называлась Старой Невской Першпективной улицей, так как строительство проспекта начиналось именно отсюда: прокладывали дорогу монахи монастыря. Кроме того, этот участок стали так именовать оттого, что в 1730-е годы градостроителями была предпринята попытка спрямить магистраль по нынешним Гончарной и Тележной улицам, соединив, таким образом Старый и вовсю строящийся «новый» Невский. На пять километров протянулся Невский проспект в Санкт-Петербурге. Пройдя от площади Восстания до Адмиралтейства, можно увидеть все знаковые строения Северной столицы.

Московский вокзал строился по проекту известного архитектора Тона, также спроектировавшего храм Христа Спасителя в Москве и множество других известных церквей и монастырей. Сам вокзал является близнецом Ленинградского вокзала в Москве.

Старо-Невский, это часть улицы от площади Восстания до Лавры долгое время оставалась довольно пустынной. Полноценная застройка началась только во второй половине 19 века, когда здесь появились доходные и купеческие дома в стиле модерн или неоклассицизм. Сейчас Старо-Невский - это самая спокойная часть улицы, где то и дело встречаются интересные архитектурные памятники.

Вот бывший рынок. Здание любопытно тем, что оно было перестроено из рынка. До сих пор по нижним этажам угадывают очертания торговых рядов Меняевского рынка, который находился здесь до 1930-х годов: это два первых этажа на углу с Полтавской улицей и колонны у арки. Теперь это жилой дом в конструктивистском стиле практически без декоративных деталей.

 

Доходный дом Круглова, построенный в начале 20 века в стиле модерн. На фасаде заметны характерные особенности стиля: лепнина на растительную тематику, выразительные чугунные балконы, необычные окна, а внутри - изящная лестница и красочные витражи. Не сохранилась угловая башня, а также частично утрачена внутренняя отделка квартир - в советское время богатые апартаменты дома были поделены на коммунальные квартиры.

 

Александро-Невская лавра. Пётр I придавал Невскому проспекту особое значение, как дороге, ведущей из центра к церкви. В первые годы основания Петербурга Александро-Невская лавра и Троицкий собор были важным духовным местом города, ведь именно в этом соборе хранилась святыня - мощи Александра Невского. Мощи стали особенной святыней для Петра и жителей нового города, так как именно Александр Невский неподалёку от будущего Петербурга за пять веков до его основания победил в Невской битве, и он, как и Пётр, воевал со шведами.

Лавре была отдана довольно большая территория на берегу Невы. Помимо главного Троицкого собора вскоре были построены корпуса для семинарии и кельи. В советское время Лавра пережила гонения, когда церковь была закрыта, а все здания стали использоваться не по назначению. Мощи были частично утрачены, а частично перенесены в музей атеизма, который находился в Казанском соборе. Теперь все здания лавры возвращены духовенству. На территории лавры расположен Некрополь - кладбище с важными для русской культуры захоронениями. Именно на нём похоронены Достоевский, Мусоргский, Ломоносов, Глинка и многие другие писатели, композиторы, художники и политические деятели. Практически все надгробия этого кладбища чрезвычайно выразительны, поэтому на посещение Некрополя стоит выделить не менее часа.

 

Площадь Восстания несколько раз кардинально меняла свой облик. Например, вместо стелы в честь победы в Великой отечественной войне был памятник Александру III. Над грузностью памятника часто шутили в народе, называя его бегемотом на комоде. Теперь он стоит во дворе Мраморного музея.

На месте вестибюля станции метро «площадь Восстания» когда-то была Знаменская церковь, а сама площадь называлась Знаменской. Собор был взорван в советское время. По всему Лиговскому проспекту когда-то проходил канал, а после того, как канал зарыли  зелёный бульвар с трамвайным движением. Теперь Лиговский стал широкой магистралью.

 

А вот здание Октябрьской гостиницы. Когда-то именно в этом здании находилось Государственное общество призора, куда доставлялись беспризорники. Аббревиатура общества ГОП послужила созданию всем известного слова гопник.

(Володя слушал внимательно, мельком оглядавал здание, или скульптуры на нём и постоянно смотрел на Любу, на её блестящие глаза, яркие, чётко очетченные алые губы, на завитки волос, выпадающие из-под махерового берета).

 

Необарочный дворец Белосельских-Белозерских является лучшим проектом Штакеншнейдера. На фасаде встречаются все элементы стиля: богатый лепной декор, скульптуры атлантов, полукруглые фронтоны и нарядные наличники.

В 19 веке дворец был центром светской жизни, затем пустовал, затем разместил административные комитеты. Удивительно, что после смены своего предназначения, сохранились богатые интерьеры по мотивам барокко с лепниной, скульптурами и деревянной резьбой. Сейчас внутри музей становления демократии в современной России.

 

Аничков мост примечателен скульптурной композицией «Укрощение коня человеком» авторства Клодта. Экспрессивные скульптуры расположены в хронологическом порядке. По легенде под одним из лошадиных хвостов автор изобразил лицо своего обидчика.

В блокаду постаменты пострадали от фугасной бомбы после артналёта. Памятная табличка расположена рядом со следами от осколков снаряда.

Аничков дворец является старейшим зданием на проспекте и был построен в 1753 году. Императорский дворец не раз был подарком императриц своим фаворитам, например, графам Разумовскому и Потёмкину. Какое-то время здесь жил Александр III, после чего внутри разместился городской музей. Теперь здесь детские кружки.

На начало XX века Русско-Азиатский банк был крупнейшим коммерческим банком России, включавший активы главных петербургских предприятий, например, Путиловского завода. Здание на Невском проспекте построено в эклектичном стиле с арочными окнами и пилястрами. Так как большую часть времени внутри располагался банк, неплохо сохранились и интерьеры. Теперь внутри проходят выставки.

Александринский театр выполнен по проекту Карла Росси и является частью классического архитектурного ансамбля. С другой стороны театра начинается улица Карла Росси, следующая античным канонам. Её ширина соответствует высоте зданий, а длина улицы больше ровно в десять раз.

Памятник Екатерине Второй в Екатерининском сквере напоминает памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде, и это неслучайно, так как они оба были спроектированы одним скульптором. У подножия императрицы расположены девять государственных деятелей той эпохи: Потёмкин, Суворов, Безбородко, Чичагов, Орлов-Чесменский, Бецкой, Дашкова, Державин, Румянцев-Задунайский.

 

Елисеевский магазин, выразительный пример стиля модерн на Невском. Это магазин купцов Елисеевых на углу с Малой Садовой. Фасад смотрится монументально, благодаря большим окнам и скульптурам, олицетворяющим науку, промышленность, торговлю и искусство. Примечателен  интерьер магазина: витражи, изразцы и прилавки из красного дерева.

Малая Садовая - главная пешеходная улица на пути  это Малая Садовая. На улице много кафе с уличными столиками, а пройдя дальше, можно попасть на Манежную площадь, где можно передохнуть в саду.

 

Напротив расположена ещё одна красивейшая торговая галерея - Пассаж. Вдоль галереи под стеклянной крышей устроены трёхъярусные галереи с магазинами и кафе. Торговый дом действует по первоначальному назначению и сейчас.

Гостиный двор был построен в 18 веке, что делает его одной из старейших торговых точек города. Масштабный комплекс торговых рядов был спроектирован в классическом стиле. Сейчас внутри также находятся магазины, однако интереснее пройтись по открытой галерее на втором этаже вдоль Садовой улицы.

Башня городской думы, его доминант проспекта - высокая красная башня - принадлежала городской думе. Сама дума не раз перестраивалась, а башня оставалась неизменной с 19 века. Сейчас внутри Сбербанк и музей сберегательного дела.

Армянская церковь святой Екатерины. Церковь строилась в 1770-е годы для армянского прихода. На барельефе изображено крещение армянского царя Тиридата, что послужило становлению христианства главной религией Армении. На протяжении практически трёх столетий храм принадлежал армянской общине и был культурным центром с собственной школой и типографией. Только в советский период церковь закрывалась в рамках антицерковной кампании, а внутри размещалась мастерская.

 

Красивый вид на площадь Искусств и Русский музей.

Напротив Гостиного двора видна площадь Искусств. Можно свернуть и прогуляться до главного филиала Русского музея в Михайловском дворце, увидеть памятник Пушкину в Михайловском сквере, Михайловский театр, Этнографический музей и музей-квартиру Бродского.

 

Церковь Святой Екатерины. Базилика Святой Екатерины Александрийской была построена ещё в 18 веке для католического прихода. Сейчас храм отреставрирован, регулярно проводятся органные концерты.

 

Спас-на-Крови возведён на месте покушения на Александра II, во время которого император был смертельно ранен и позже скончался. Именно поэтому собор назван именно так, а внутри него хранится ограда и булыжники с места теракта.

Собор интересен не только как исторически важное место. В первую очередь это впечатляющий архитектурный памятник в неорусском стиле с богатым декором. Фасад украшают разноцветные изразцы, красочные купола, кокошники и красочные мозаичные панно.

Уникален интерьер, стены, потолок, и пол которого практически полностью покрыты мозаикой. Масштабные мозаичные панно были выполнены по эскизам лучших художников. В декоре использованы редкие самоцветы, топазы, керамика и изразцы.

У Спаса-на-Крови начинается канал Грибоедова, который, петляя, идёт до Адмиралтейских верфей. С Казанского моста на Невском в обе стороны открывается панорама на канал.

      (Володя с Любой прогулялись по набережной до Спаса-на-Крови, потом пошли в другую сторону - до улицы Ломоносова и Банковского моста с грифонами.

Потом несколько минут Володя и Люба постояли у дома стиля модерн Зингера на набережной канала Грибоедова).

Он привлекает внимание обилием необычных декоративных деталей. Для начала 20 века это был по-настоящему новаторский проект, как с инженерной точки зрения, так и с точки зрения стиля. Авторы вдохновлялись чикагскими небоскрёбами.

Существует теория, что орёл на куполе появился, пока в здании находилось американское посольство в начале 20 века, так как орёл является одним из главных американских символов. В 1920-е годы по неизвестным причинам он исчез и был восстановлен несколько десятилетий назад.

Сейчас первые два этажа занимает Дом книги и панорамная кофейня с видом на Казанский собор.

 

Лютеранская Петрикирхе, церковь Петра и Павла была построена в 19 веке для немецкого прихода. Фасад сохранился практически в первоначальном виде, в то время как интерьер претерпел значительные изменения.

 

Когда-то проект Казанского собора вызвал неоднозначную реакцию общественности. В частности критиковалась реализация проекта, вдохновившегося античными и классическими архитектурными соборами. Теперь это признанный памятник архитектуры, известный внушительной колоннадой, для создания которой понадобилось большое количество природного камня. Интерьер расписывали лучшие художники, среди которых был Карл Брюллов.

С собором связано несколько интересных фактов. Например, перед архитектором стояла сложная задача обратить храм к Невскому проспекту и при этом повернуть алтарь на восток. Именно поэтому алтарная часть располагается нетипично - слева от главного входа. Также у колоннады можно заметить два пустых постамента. Они предназначались для скульптур архангелов Михаила и Гавриила, но проект так и не был осуществлён.

 

Большая Конюшенная улица перпендикулярна Невскому проспекту и отходит от него у бывшей Голландской реформаторской церкви - голубого здания с куполом. На Большой Конюшенной расположена самая известная петербургская пышечная, ДЛТ, множество магазинов, кафе и ресторанов.

Малая Конюшенная, напротив, всегда тихая и спокойная. Это пешеходная улица, на которой часто проходят ярмарки и фестивали. Люба с Володей осмотрели памятник Гоголю и необычную шведскую церковь святой Екатерины.

 

Дом Мертенса, здание строилось специально для торговых помещений, а сплошное остекление и большие окна предназначались для витрин. Благодаря функциональности, удачному расположению и планировки дом Мертенса всегда использовался по прямому назначению, и сейчас внутри находятся магазины. По схожему проекту в стиле модерн построен и Общесоюзный дом моделей в Москве.

 

- А вот и Строгановский дворец, один из лучших проектов Растрелли – рассказала Володе Люба, - это образец петербургского барокко, наряду со Смольным собором и Зимним дворцом. На фасаде виднеется герб Строгановых, который держат два соболя. Во внутреннем дворе был разбит сад, где проходили известные на весь город открытые обеды, от которых произошло слово «бефстроганов» «говядина Строганова»).

Бароны Строгановы прожили во дворце до революции, после чего он был национализирован. Это филиал Русского музея, его можно посетить (Володя все старался заглянуть в глаза этой чудесной девушки).

 

Зелёный мост был первым чугунным мостом Петербурга и первоначально назывался Полицейским. Из-за схожести чугунных мостов через Мойку, их ограды были окрашены в разные цвета и стали называться по цвету: Зелёный, Красный и Синий.

Литературное кафе было популярным в начале 19 века и часто служило местом встреч известных жителей Петербурга. Именно отсюда Александр Пушкин отправился на смертельную дуэль на Чёрной речке. На втором этаже нынешнего ресторана воссоздан исторический интерьер тех лет.

Дом Чичерина выполнен в классическом стиле, а его проект перекликается с Зимним дворцом, что заметно по двухъярусной колоннаде. Здесь жили Кваренги и Грибоедов, а также происходила сцена романа «Евгений Онегин».

 

А вот табличка «Эта сторона наиболее опасна».

Молодая пара остановилась. Люба замолчала, а Володе показалось, что он слышит сирену, приедупреждающую о начале обстрела города фашистами

Люба задумчиво и тихо произнесла:

- Во время блокады Ленинграда на дома наносилась надпись «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», так как северные стороны улиц были наиболее опасны при артобстрелах. Было решено сохранить пять надписей в разных частях города как память о тех страшных годах и бомбардировках, в которых гибли люди и разрушались здания.

Пара пошла дальше.

Необычный дом в неоренессансном стиле принадлежал банкиру Вавельбергу - одному из богатейших петербуржцев на начало 20 века. Нестандартный и несколько мрачный облик фасада формируется из-за облицовки серым гранитом, а псевдоарки и аркады напоминают палаццо в Италии, например, Дворец дожей в Венеции. Вавельберг прожил здесь всего пять лет - до 1917 года, после чего ему пришлось эмигрировать в Европу. Внутри разместился банк, а затем кассы.

 

И вот, наконец, имолодые люди вышли на Дворцовую площадь.

Люба «натолкнувшись на прямой взгляд парня, не смутилась, только щёки её несмного порозовели.

 

- Здесь находится сразу несколько достопримечательностей: бывшая царская резиденция Зимний дворец, Александровская колонна и Главный штаб. Все они формируют на удивление гармоничный архитектурный ансамбль.

А там, - она протнула руку с книгой в сторону, Володя посмотрел в ту сторону, - Александровский сад. Первоначально Адмиралтейство окружали рвы, а здание выполняло и оборонительную функцию, которая вскоре оказалась ненужной. Затем долгое время на месте сада был луг, и только при Екатерине II был разбит Александровский сад и убраны последние укрепительные сооружения.

Летом здесь можно отдохнуть в тени густых деревьев и посидеть у фонтанов или на аллеях. - Люба строгим голосом сказала, посмотри у памятника Пржевальского сохранились исторические газовые фонари.

Адмиралтейство было построено вскоре после основания города. При этом неизменным остался знаменитый шпиль с корабликом, который виден издалека. Именно с Адмиралтейства началась история петербургского флота и судостроения, игравшего большую роль в истории страны.

 

Затем Люба предложила Володи пройти к Смольному.

Она словно и не чувствовала усталости. Её походка была легка и воздушка.

Они пошли по узким улочкам, параллельным Невскому проспекту.

Зеева что-то говорила про историю улиц, а потом начала рассказывать об истории Смольного:

- Смольный собор строился как центральное сооружение Смольного монастыря. Название «Смольный» связано с тем, что в начале 18 века на этом месте находился Смоляной двор, где варили смолу для нужд Адмиралтейской верфи. По приказу Елизаветы Петровны в 1748 году архитектор Растрелли начал возводить там монастырь, который по историческому названию местности получил название Воскресенский Новодевичий Смольный. Легенда гласит, что в этот монастырь хотела в старости удалиться императрица Елизавета. Первые монахини были переведены сюда из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска.

 

Прервав рассказ этой удивительной девушки, Володя подошёл к продавцам цветов, цветы у них хранились в больших ящиках, в которых горели свечи, на улицах было прохладно, дул пронизывающий вечерок, но Володе было жарко, да и Люба держалась спокойно, только её щёки порозовели, да губки стали такими яркими.

Ах, как хотелось Володе почувствовать их вкус…

 

Он протянул Любе красные гвоздики. Девушка ему улыбнулась, от этой улыбки, парень решил сказать ей о своей любви с первого взгляда, когда они дойдет до Смольного.

 

Но Люба продолжила, словно опытный гид, свой рассказ, посматривая в свой справочник:

- Здание Смольного собора расположено в центре монастырского двора, окруженного по периметру жилыми двухэтажными корпусами легкими башенками домовых церквей по углам. Комплекс Смольного монастыря - настоящий шедевр русского барокко. Рассказывали, что знаменитый архитектор Кваренги, проходя мимо него, всякий раз снимал шляпу в знак почтения перед гением Растрелли.

Однако после смерти царственной заказчицы строительство замерло, не будучи доведено до конца. Монастырский комплекс был отдан новой императрицей Екатериной II под Институт благородных девиц - привилегированное закрытое учебное заведение, где воспитывались девочки 6-18 лет из дворянских семей. Лучшие из воспитанниц по окончании учебы определялись на придворную службу.

Что же касается Смольного собора, то Растрелли успел только подвести его под крышу. Долгое время он стоял незаконченным, достроил его лишь в 1830-х гг. другой архитектор - Василий Стасов. После революции собор был закрыт. Сейчас отреставрированное здание используется как концертно-выставочный зал.

Площадь перед собором уже в советское время стала называться площадью Растрелли.

 

Они стояли лицам к лицу неподалеку от Смольного, Володя впервые взял девушку за руки и, глядя в её зелёные глаза, заметил, как у неё немного сдвинулся, мохеровый берет, на затылок.

Губы девушка приоткрылись, словно она что-то хотела сказать. Это было так мило, что Володя сильно заволновался, но спокойным тоном произнёс:

- Люба, я полюбил тебя с первого взгляда, я прошу тебя выйти за меня замуж. Ты меня ещё плохо знаешь, я о себе позже расскажу. Ты можешь сегодня не отвечать, но верь мне, ты на всю мою жизнь будешь первой и единственной любимой во всей вселенной.

 

Люба не ожидала, что на второй день их встречи, парень признается в любви и хочет на ней жениться. Она даже не знала что ответить.

Володя не стал ожидать ответа, посмотрел на часы, и предложил:

- Уже поздно, можно я тебя провожу к общежитию?

 

Деева молча кивнула, и подумала, вот почему последние два года она всё думала о событии, которое произойдёт 7-го марта.

 
Рейтинг: 0 140 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!