ГлавнаяПрозаЖанровые произведенияЖивотный мир → Империя боевых догов. I

Империя боевых догов. I

article529114.jpg

Империя боевых догов. 
Художественное исследование.

"Иной до собак охотник, а иному их даром не нужно", - рассуждал один из персонажей Ивана Сергеевича Тургенева. По сей день существует разделение людей относительно их чувств к собакам. Но, быть может, некоторые не испытывают к собакам симпатий, просто потому что недостаточно их знают. Впрочем, стоит согласиться с тем, что есть и убежденные собаконенавистники. Что ж, это их дело. Ведь есть же и люди, которые не понимают живопись, не ценят поэзию ...

НАЧАЛО.

Свирепый пес Цербер охранял у эллинов царство мертвых - зловещий Аид. Почему именно пес, а не лев или, скажем,дракон, был стражем загробного мира? Чтобы понять причины такого доверия займемся историей реальных прообразов мифического Цербера.
Многие тысячи лет трудный и полный опасностей путь человека по дорогам жизни сопровождает собака. И другой главной ее ролью, после охоты, стала защита хозяина от бесчисленных врагов, встречающихся на этом пути. Хотим мы этого или нет, но окружающий нас мир построен на агрессии одних и обороне других, и игнорировать такую жестокую данность человек в обозримое время не в состоянии: "И вечный бой, Покой нам только снится ..." Поэтому человек всегда нуждался в страже, защитнике, телохранителе, - беззаветном бойце, ставящим жизнь и желания хозяина выше своих собственных. Природа дала ему таких, не знающих страха бойцов, то были доги или мастифы. Хотя можно назвать диких зверей более мощных, чем договая собака (например, тигр или лев), но ни один из них не мог сравниться с ней по преданности, разуму и пониманию человека. Вспомним, как великий Гомер восславил пса Аргуса, который за десятилетие разлуки не утратил верности своему хозяину -Одиссею. Вспомним тут и восклицание великого мыслителя Пифагора: "Не думай, что животные не имеют разума. О, если бы они могли говорить!"

Из всего разнообразия животного мира только собака смогла стать нам верным другом и настоящим защитником. Выйдя из глубин дикой природы, она изменила свою судьбу и навсегда связала ее с человеком. Через века видится пронзительный взгляд глаз, узнавший, что кроме ненависти и вражды в мире есть преданность и дружба.
Выведенные породы собак - это своеобразные и значимые творения человеческой культуры, в определенной мере слепок с души человека - ведь создавались они по желанию и запросам этой души. Вот и появились боевые доги, как одна из не самых радостных, но несомненных реальностей жизни человека в подлунном мире. Именно они - телесное воплощение силы, отваги и преданности.

В незапамятные времена долины рек Тигр и Евфрат населяли шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Вместе с людьми шли по пыльным просторам Месопотамии громадные и бесстрашные собаки. Бок о бок встречали они как песчаные бури, так и наводнения от соленых вод Персидского залива, которые человек вспоминает до сих пор в легенде о всемирном потопе. Раскаты громоподобного рычания таких спутников звучали грозным предупреждением для любого недруга хозяина - будь то человек или дикий зверь.
Первое упоминание о псах - воинах мы находим в шумеро-вавилонских источниках, датируемых многими сотнями лет до Рождества Христова. На барельефе, изображающем охоту ассирийского царя Ашшурнацирапала, время которого определяют девятым веком до новой эры, можно увидеть огромного пса, кидающегося на льва. А на известном барельефе 5 века до н.э. "Ашшурбанипал на охоте" собак можно рассмотреть тщательно, во всех подробностях. Позднее появились и письменные, летописные сведения о древних догах.

Знали боевых собак и в древнем Египте. На стеле десятого века до новой эры изображен фараон с четырьмя различными собаками, одна из которых явно мастиф. Пожалуй, только древние иудеи не обрели в собаке соратника и друга - во всей древнееврейской культуре отношение к ней как к животному презренному, а в Ветхом завете собака упоминается только в ругательном смысле.
Происхождение боевых собак хеттов, ассирийцев и вавилонян смутно видится в дымке времени. Считают их предком тибетского дога, возникшего в свою очередь от тибетского волка. К нашему времени дикий пращур вымер. Сейчас приходится только предполагать, как и насколько отличался он от современного волка, несомненно только одно - это был более крупный и мощный зверь.

Произошедший от него тибетский дог представлял собой огромную удивительную собаку - "величиной с осла", как писал знаменитый венецианский путешественник Марко Поло. Использовался он для защиты и охраны, а также для охоты на различных крупных диких животных: львов, леопардов, лошадей, быков. Величественные и уверенные в себе псы не знали сомнений и страха и нападали на любых врагов. Вообще говоря, имея перед собой только современного волка, появление такого уникального пса трудно до конца понять и объяснить. Но будем помнить, что в горах Тибета скрывается и окутанная тайной легендарная Шамбала ...

Ассиро-вавилонские доги являли собой, судя по изображениям, громадных, не меньше современного английского мастифа собак. Отличительным признаком был закинутый на спину серпом хвост. Кстати, также несет свой хвост редкая, но дошедшая до наших времен порода тибетский мастиф, что иллюстрирует родственные связи и общность происхождения. Доги древних обладали мощным костяком, рельефной, выпуклой мускулатурой. Характерным признаком являлась массивная голова с широкими челюстями, одно движение которых могло раздробить человеку руку.

Вера в защитные силы догов-мастифов была настолько велика, что им доверялась охрана не только от реальных врагов земного мира, но и от злых духов мира загробного - для этого над дверью в дома ставились терракотовые фигурки четвероногих стражей. Владыки разных государств древности знали и очень ценили таких собак.

По свидетельству Геродота, эпирский царь прислал в подарок повелителю персов Киру боевого дога. Пса притравливали на быка, но он не обратил на него внимания. Кир усомнился в его силе и смелости и даже приказал убить. Когда об этом узнал даривший собаку монарх Эпира, он послал Киру еще одну такую же, но теперь с пояснением, что она считает достойными противниками и сражается только со львами и слонами . Собаке предоставили для сражения царя зверей, и она его разорвала. Отнесемся к этой истории, как к легенде, а не документальному свидетельству, но будем помнить, что легенды не возникают на пустом месте, без веской на то причины.

В древних источниках можно найти также сведения о том, что царь Пирр привел после троянской войны к себе на родину замечательных травильных собак. В дальнейшем они распространились в Молоссии, стране, занимавшей большую часть древнего Эпира и современной Албании и названной в честь Молосса, сына Пирра и внука легендарного Ахиллеса.

Воинская доблесть и сила ценилась в те далекие времена превыше всего. Собак одевали в доспехи, дабы сделать их еще менее уязвимыми и использовали в сражениях. Они открывали, бой и нападали на врага первыми. Великий воитель Александр Македонский не мог не заметить таких выдающихся качеств. У Диадора Сицилийского можно найти упоминание о том, что царь Сопитес (Sopithes) подарил македонскому войску 150 собак необыкновенной величины и силы, которые вдвоем легко справлялись со львом. Считается, что именно Александр способствовал широкому проникновению боевых догов в Европу. Там они стали пользоваться неизменным спросом и получили большое распространение под названием эпирских собак.
Хотя есть мнение, что собственно эпирские собаки существовали до походов Македонского и были не чистыми догами, а смешанными с борзыми. Их более бледной копией является современный ирландский волкодав. Уточнить это теперь не удастся, но стоит знать -прилитие кровей других собак к догам-мастифам дает часто удивительные результаты, в чем мы не раз убедимся на страницах нашего повествования. Ведь у различных собачьих племен есть свои достоинства: у борзых - стремительность бега и сила удара, как у стрелы; у терьеров - злобность, ловкость, неукротимая энергия; у гончих - тонкое чутье и выносливость ... Но вернемся к главным героям нашего исследования.

Догам доверялась охрана храмов Эллады. Их помнят колонны Парфенона, храма, посвященного Афине Палладе, богине мудрости и справедливой войны. А храм Артемиды в Эфесе наверняка был лишен такой стражи, иначе до нас никогда бы не дошло имя сжегшего его Герострата.

По свидетельству древних источников догам обязан своему спасению целый город. Произошло это во время междоусобных войн между греческими городами-государствами. Неприятель осадил Коринф. Передовая застава его защитников оказалась на редкость беспечной и, не чувствуя близкой опасности, вместо охраны предалась ночному кутежу. Тут и напали на нерадивых вражеские воины. На счастье коринфян в их отряде было 50 боевых собак, которые, в отличии от людей, остались верны долгу и бросились на врага. Четвероногие защитники сражались до последнего и остановили нападавших, не дали прорваться в город. Когда подоспела подмога, в живых осталась одна собака, которую звали Сотэр. Коринфяне отбили нападение, а Сотэр был награжден серебряным ошейником, на котором значилось "Защитник и спаситель Коринфа". Когда храбрый пес умер, благодарные граждане воздвигли ему памятник.

Чисто военное значение собак в связи с совершенствованием вооружения и изменением тактики боевых действий уходило в прошлое. Теперь под именем молоссов они чаще стали использоваться для гладиаторских боев. На аренах Древнего Рима молоссы сражались с медведями, львами, леопардами, не страшились и слонов. Развалины Колизея стоят тому немым свидетельством. Ну, и, конечно, их боевые качества использовались знатью для личной охраны. Преданность и неподкупность таких телохранителей выгодно отличались от падких на презренный металл охранников-людей.
Вспомним булгаковского Бангу - единственного искреннего друга Всадника Понтия Пилата. Одно только, в чем можно поспорить со знаменитым мастером в его описании, - вряд ли Банга мог быть остроухим - доги древних отличались висячими ушами. Хотя нельзя исключить, что уже тогда уши научились купировать.
До нас дошло имя реальной собаки, своей жизнью доказавшей верность человеку. При раскопках Помпеи нашли останки дога, который заслонил собой ребёнка от губительного жара пылающего Везувия. На серебряном ошейнике кроме имени Дельта можно прочитать также, что своего хозяина Севериноса собака спасла от волка. Жила Дельта в I веке нашей эры.
В сказаниях Оссиана, легендарного воина и барда кельтов, жившего предположительно в III веке новой эры, молоссы характеризуются как исключительно верные и благородные спутники человека.
От молоссов ведут свое происхождение современные короткошерстные или настоящие боевые доги. Но, оставим их на время, и обратим свое внимание на другую, не менее интересную ветвь договых собак.

Иллюстрация Флерова К.К. - выдающегося палеонтолога, доктора биол. наук, профессора, художника-реконструктора и анималиста.

II.

© Copyright: Евгений Ефрешин, 2024

Регистрационный номер №0529114

от 11 мая 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0529114 выдан для произведения:
Империя боевых догов. 
Художественное исследование.

"Иной до собак охотник, а иному их даром не нужно", - рассуждал один из персонажей Ивана Сергеевича Тургенева. По сей день существует разделение людей относительно их чувств к собакам. Но, быть может, некоторые не испытывают к собакам симпатий, просто потому что недостаточно их знают. Впрочем, стоит согласиться с тем, что есть и убежденные собаконенавистники. Что ж, это их дело. Ведь есть же и люди, которые не понимают живопись, не ценят поэзию ...

НАЧАЛО.

Свирепый пес Цербер охранял у эллинов царство мертвых - зловещий Аид. Почему именно пес, а не лев или, скажем,дракон, был стражем загробного мира? Чтобы понять причины такого доверия займемся историей реальных прообразов мифического Цербера.
Многие тысячи лет трудный и полный опасностей путь человека по дорогам жизни сопровождает собака. И другой главной ее ролью, после охоты, стала защита хозяина от бесчисленных врагов, встречающихся на этом пути. Хотим мы этого или нет, но окружающий нас мир построен на агрессии одних и обороне других, и игнорировать такую жестокую данность человек в обозримое время не в состоянии: "И вечный бой, Покой нам только снится ..." Поэтому человек всегда нуждался в страже, защитнике, телохранителе, - беззаветном бойце, ставящим жизнь и желания хозяина выше своих собственных. Природа дала ему таких, не знающих страха бойцов, то были доги или мастифы. Хотя можно назвать диких зверей более мощных, чем договая собака (например, тигр или лев), но ни один из них не мог сравниться с ней по преданности, разуму и пониманию человека. Вспомним, как великий Гомер восславил пса Аргуса, который за десятилетие разлуки не утратил верности своему хозяину -Одиссею. Вспомним тут и восклицание великого мыслителя Пифагора: "Не думай, что животные не имеют разума. О, если бы они могли говорить!"

Из всего разнообразия животного мира только собака смогла стать нам верным другом и настоящим защитником. Выйдя из глубин дикой природы, она изменила свою судьбу и навсегда связала ее с человеком. Через века видится пронзительный взгляд глаз, узнавший, что кроме ненависти и вражды в мире есть преданность и дружба.
Выведенные породы собак - это своеобразные и значимые творения человеческой культуры, в определенной мере слепок с души человека - ведь создавались они по желанию и запросам этой души. Вот и появились боевые доги, как одна из не самых радостных, но несомненных реальностей жизни человека в подлунном мире. Именно они - телесное воплощение силы, отваги и преданности.

В незапамятные времена долины рек Тигр и Евфрат населяли шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Вместе с людьми шли по пыльным просторам Месопотамии громадные и бесстрашные собаки. Бок о бок встречали они как песчаные бури, так и наводнения от соленых вод Персидского залива, которые человек вспоминает до сих пор в легенде о всемирном потопе. Раскаты громоподобного рычания таких спутников звучали грозным предупреждением для любого недруга хозяина - будь то человек или дикий зверь.
Первое упоминание о псах - воинах мы находим в шумеро-вавилонских источниках, датируемых многими сотнями лет до Рождества Христова. На барельефе, изображающем охоту ассирийского царя Ашшурнацирапала, время которого определяют девятым веком до новой эры, можно увидеть огромного пса, кидающегося на льва. А на известном барельефе 5 века до н.э. "Ашшурбанипал на охоте" собак можно рассмотреть тщательно, во всех подробностях. Позднее появились и письменные, летописные сведения о древних догах.

Знали боевых собак и в древнем Египте. На стеле десятого века до новой эры изображен фараон с четырьмя различными собаками, одна из которых явно мастиф. Пожалуй, только древние иудеи не обрели в собаке соратника и друга - во всей древнееврейской культуре отношение к ней как к животному презренному, а в Ветхом завете собака упоминается только в ругательном смысле.
Происхождение боевых собак хеттов, ассирийцев и вавилонян смутно видится в дымке времени. Считают их предком тибетского дога, возникшего в свою очередь от тибетского волка. К нашему времени дикий пращур вымер. Сейчас приходится только предполагать, как и насколько отличался он от современного волка, несомненно только одно - это был более крупный и мощный зверь.

Произошедший от него тибетский дог представлял собой огромную удивительную собаку - "величиной с осла", как писал знаменитый венецианский путешественник Марко Поло. Использовался он для защиты и охраны, а также для охоты на различных крупных диких животных: львов, леопардов, лошадей, быков. Величественные и уверенные в себе псы не знали сомнений и страха и нападали на любых врагов. Вообще говоря, имея перед собой только современного волка, появление такого уникального пса трудно до конца понять и объяснить. Но будем помнить, что в горах Тибета скрывается и окутанная тайной легендарная Шамбала ...

Ассиро-вавилонские доги являли собой, судя по изображениям, громадных, не меньше современного английского мастифа собак. Отличительным признаком был закинутый на спину серпом хвост. Кстати, также несет свой хвост редкая, но дошедшая до наших времен порода тибетский мастиф, что иллюстрирует родственные связи и общность происхождения. Доги древних обладали мощным костяком, рельефной, выпуклой мускулатурой. Характерным признаком являлась массивная голова с широкими челюстями, одно движение которых могло раздробить человеку руку.

Вера в защитные силы догов-мастифов была настолько велика, что им доверялась охрана не только от реальных врагов земного мира, но и от злых духов мира загробного - для этого над дверью в дома ставились терракотовые фигурки четвероногих стражей. Владыки разных государств древности знали и очень ценили таких собак.

По свидетельству Геродота, эпирский царь прислал в подарок повелителю персов Киру боевого дога. Пса притравливали на быка, но он не обратил на него внимания. Кир усомнился в его силе и смелости и даже приказал убить. Когда об этом узнал даривший собаку монарх Эпира, он послал Киру еще одну такую же, но теперь с пояснением, что она считает достойными противниками и сражается только со львами и слонами . Собаке предоставили для сражения царя зверей, и она его разорвала. Отнесемся к этой истории, как к легенде, а не документальному свидетельству, но будем помнить, что легенды не возникают на пустом месте, без веской на то причины.

В древних источниках можно найти также сведения о том, что царь Пирр привел после троянской войны к себе на родину замечательных травильных собак. В дальнейшем они распространились в Молоссии, стране, занимавшей большую часть древнего Эпира и современной Албании и названной в честь Молосса, сына Пирра и внука легендарного Ахиллеса.

Воинская доблесть и сила ценилась в те далекие времена превыше всего. Собак одевали в доспехи, дабы сделать их еще менее уязвимыми и использовали в сражениях. Они открывали, бой и нападали на врага первыми. Великий воитель Александр Македонский не мог не заметить таких выдающихся качеств. У Диадора Сицилийского можно найти упоминание о том, что царь Сопитес (Sopithes) подарил македонскому войску 150 собак необыкновенной величины и силы, которые вдвоем легко справлялись со львом. Считается, что именно Александр способствовал широкому проникновению боевых догов в Европу. Там они стали пользоваться неизменным спросом и получили большое распространение под названием эпирских собак.
Хотя есть мнение, что собственно эпирские собаки существовали до походов Македонского и были не чистыми догами, а смешанными с борзыми. Их более бледной копией является современный ирландский волкодав. Уточнить это теперь не удастся, но стоит знать -прилитие кровей других собак к догам-мастифам дает часто удивительные результаты, в чем мы не раз убедимся на страницах нашего повествования. Ведь у различных собачьих племен есть свои достоинства: у борзых - стремительность бега и сила удара, как у стрелы; у терьеров - злобность, ловкость, неукротимая энергия; у гончих - тонкое чутье и выносливость ... Но вернемся к главным героям нашего исследования.

Догам доверялась охрана храмов Эллады. Их помнят колонны Парфенона, храма, посвященного Афине Палладе, богине мудрости и справедливой войны. А храм Артемиды в Эфесе наверняка был лишен такой стражи, иначе до нас никогда бы не дошло имя сжегшего его Герострата.

По свидетельству древних источников догам обязан своему спасению целый город. Произошло это во время междоусобных войн между греческими городами-государствами. Неприятель осадил Коринф. Передовая застава его защитников оказалась на редкость беспечной и, не чувствуя близкой опасности, вместо охраны предалась ночному кутежу. Тут и напали на нерадивых вражеские воины. На счастье коринфян в их отряде было 50 боевых собак, которые, в отличии от людей, остались верны долгу и бросились на врага. Четвероногие защитники сражались до последнего и остановили нападавших, не дали прорваться в город. Когда подоспела подмога, в живых осталась одна собака, которую звали Сотэр. Коринфяне отбили нападение, а Сотэр был награжден серебряным ошейником, на котором значилось "Защитник и спаситель Коринфа". Когда храбрый пес умер, благодарные граждане воздвигли ему памятник.

Чисто военное значение собак в связи с совершенствованием вооружения и изменением тактики боевых действий уходило в прошлое. Теперь под именем молоссов они чаще стали использоваться для гладиаторских боев. На аренах Древнего Рима молоссы сражались с медведями, львами, леопардами, не страшились и слонов. Развалины Колизея стоят тому немым свидетельством. Ну, и, конечно, их боевые качества использовались знатью для личной охраны. Преданность и неподкупность таких телохранителей выгодно отличались от падких на презренный металл охранников-людей.
Вспомним булгаковского Бангу - единственного искреннего друга Всадника Понтия Пилата. Одно только, в чем можно поспорить со знаменитым мастером в его описании, - вряд ли Банга мог быть остроухим - доги древних отличались висячими ушами. Хотя нельзя исключить, что уже тогда уши научились купировать.
До нас дошло имя реальной собаки, своей жизнью доказавшей верность человеку. При раскопках Помпеи нашли останки дога, который заслонил собой ребёнка от губительного жара пылающего Везувия. На серебряном ошейнике кроме имени Дельта можно прочитать также, что своего хозяина Севериноса собака спасла от волка. Жила Дельта в I веке нашей эры.
В сказаниях Оссиана, легендарного воина и барда кельтов, жившего предположительно в III веке новой эры, молоссы характеризуются как исключительно верные и благородные спутники человека.
От молоссов ведут свое происхождение современные короткошерстные или настоящие боевые доги. Но, оставим их на время, и обратим свое внимание на другую, не менее интересную ветвь договых собак.

Иллюстрация Флерова К.К. - выдающегося палеонтолога, доктора биол. наук, профессора, художника-реконструктора и анималиста.

II.

 
Рейтинг: +2 198 просмотров
Комментарии (2)
Виктор Горловец # 15 мая 2024 в 12:22 +1
Евгений, с прошедшими праздниками Вас! Мы с Вами сегодня выложили произведения с совсем похожими названиями, будем считать, что это соавторство best-5
Евгений Ефрешин # 15 мая 2024 в 14:02 +1
Конечно, Виктор, будем! а я уже заметил и прочитал