Меня зовут
Юлия, я робот категории ноль, владелица кондитерской «Крещендо». Захотелось
как-то сделать детишкам вкусненького, пирожные там, булочки, лимонады, ну такое
– п-ш-ш-ш! Более вредную еду для детей трудно придумать, да и для их мам тоже. Единственное,
чем я могла им помочь – это не давать больше двух пирожных за раз и двух раз в
неделю. Кондитерская не страдала от недостатка посетителей, скорее даже
добавляла их благодаря такой фишке.
– Юленька, –
однажды обратилась ко мне молодая, лет пятидесяти, женщина по имени Мила, мама
Алёшки, – скажи честно, ты что-то подмешиваешь в свои очаровательные бизе?
Раньше было так: съем пирожное и тут же прибавляю полкило веса. А теперь
ничего! И у Алёшеньки зубки целые.
– Мила, я
ничего не подмешиваю, пирожные полезны для людей. Ты сколько теперь пробегаешь
в неделю? Набираешь пятьдесят километров?
– Семьдесят, –
гордо сказала женщина, – а через месяц выйду на девяносто! Как я рада, что у
нас есть твоя кондитерская! Можно мне ещё круассанчик?
– Вот как
выйдешь на девяносто, так и получишь, тогда у тебя вообще не будет никаких
ограничений. Вы решили со вторым?
– Уже! – Мила прелестно
покраснела, – Ты так любишь детей, Юля, а почему у тебя нет? Ой, извини, я не
должна была спрашивать.
– Да ничего,
Мила. Просто пока не встретила никого, с кем могла бы это сделать.
– А Ойген,
папа Кости? – прошептала она, сообщая мне большой секрет, – Он без ума от тебя,
тут и к бабке не ходи!
– Хочешь
круассанчик? – вместо ответа сказала я, – Теперь тебе можно.
Мила была
единственной из посетительниц моей кондитерской, которая собиралась родить
второго ребёнка. Жить стали дольше, но рожать меньше.
2
В кафе у меня
есть музыкальный синтезатор и электрогитара. По вечерам собирается молодёжь потусоваться,
днём, обычно с двух до четырёх пополудни, приходят дети и репетируют свои
домашние задания. Костя один из таких посетителей. Ему чуть больше
четырнадцати, для вечерних собраний он не дорос, а дневные посетители, в
основном, лет по десять, тоже не его компания.
Играть через
динамики днём Косте я разрешала всегда, а малышам, если они были готовы представить
выученную пьесу. Часто получалось очень неплохо. Я всегда слышу, что они играют
– от гамм до сложных вещей – иногда исправляю им неправильно поставленную руку
или акцент. Результат всегда в мою пользу. Ничего не имею против учителей музыкальной
школы, никаких запретов не вводила, но ещё ни разу ни один учитель не был в
моей кондитерской. Ну и ладно, в конце концов, главное, чтобы дети научились играть
и понимать музыку.
У Кости от
рождения коротковаты пальцы, совершенно немузыкальные. Большим артистом он
никогда бы не стал, а год назад ещё упал с велосипеда и сломал безымянный палец
на левой руке. Он тогда пришёл и полдня сидел перед синтезатором, а слёзы всё
катились и катились. Мальчик думал, что жизнь закончилась. Я подошла к нему,
когда он уже собрался уходить.
– Всё будет
хорошо, – сказала я, протягивая его любимое заварное пирожное, – дай-ка
посмотрю.
– Что вы в
этом понимаете? – Костя шмыгнул носом, – Я больше не смогу играть!
– Сможешь!
Давай руку и жуй пирожное.
Дело обстояло
хуже, чем он мог представить, палец оказался неправильно собранным – я ведь не
только кондитер, но и дипломированный хирург. Укусив два раза пирожное, Костя
заснул, я закрыла кафе на санитарный день и приступила к операции.
Через две
недели мы возобновили репетиции. Костя с удивлением обнаружил, что его пальчики
слушаются ничуть не хуже, чем раньше. А через два месяца выяснилось, что он
может брать аккорды, которыепрежде ему
не удавались – не хватало длины пальцев. Они удлинились на пять миллиметров,
стали гибче, и по виду, как говорят, теми самыми музыкальными. Ещё не совсем
теми самыми, но было понятно, что они подрастут. Это я Миле сказала, что ничего
не добавляю в пирожные – подсыпаю и ещё как!
3
На
определённом этапе я почувствовала, что с талантом Кости не справлюсь, ему
нужен другой учитель. И я обратилась к Зилю, тоже нулевику. Мальчику нужен
профессиональный музыкант такого уровня, как Виктор.
– Ты опять
возишься с человеческими детьми, Юля? – фантом Зиля сидел передо мной в своём
домашнем кресле с бокалом вина в руке. Изображение и звук были настроены так,
что кроме этого я ничего не видела и не слышала.
– Своих же нет
и не будет, а дети такие талантливые, Вик! – я Зилю показывалаинтерьер и звуки не блокировала. Разговаривая
с ним, делала вид, что одновременно управляю кухонными автоматами. На самом
деле они и без меня знают, что им делать.
– Ну,
вообще-то, я тебе предлагал собрать нашего…
– Это всё не
то! Как ты не понимаешь?! Так возьмёшь Костю?
– У тебя всё не
то. Не знаю, мы всё же другие, – Вик отставил куда-то бокал, взял чётки, – я
играю сейчас музыку, которую человек обыкновенный не понимает, не слышит даже
половины того, что звучит. Как я научу его, если он не слышит?!
– А ты учи
тому, что он слышит. Костя талантлив, он сам сочиняет, ещё и тебя научит!
– Тогда зачем
и чему учить, если он сам кого угодно научит?
– Не будь
букой, Вик! – остановившись, посмотрела ему прямо в глаза, – Я знаю, насколько
ты велик, мальчику нужна такая глыба, как ты, два уголька дольше и жарче
горят!
– Ну, да, как
всегда: я кирпич, каменюка, кусок пластмассы, теперь ещё и глыба. Ладно,
привози своего талантливого челобика, попробую что-нибудь показать ему.
– Не называй
его челобиком, даже человеком обыкновенным. Он просто человек! – немного
помолчав, добавила, – Вик, я не приеду.
– Опять
двадцать пять! Почему?! Юлька, это же просто легенда! Сказка! Выдумка! Не было
никакого Странствующего Робота, который нашёл бога! И никакой бог не наделял
никакого робота способностью к воспроизводству! Почему дурацкая легенда,
которую тебе рассказала необразованная цыганка, должна быть между нами?! Хорошо,
отправляй своего Костика. Но с одним условием – через год ты приедешь на его
концерт.
– Обязательно!
А можно я скажу Косте, что это ты его заметил и пригласил?
– Да говори,
что хочешь! – махнул руками Вик, затем его указательный палец почти коснулся
меня, – Но через год, день в день, секунда в секунду ты будешь здесь! Ты
настырная, я тоже. Да, отправь что-нибудь из опусов твоего протеже, чтобы я не
выглядел идиотом. Пригласил, но ничего не слышал.
– Я отправлю!
И через год приеду! Ты самый лучший! Цыганка с одного взгляда сказала, что я не
такая, как обычные люди, и отказалась от моих денег. Она не стала гадать по
руке, вместо этого рассказала легенду.
4
Я ожидала от
Кости почти всего, после того, как он прочитал письмо Вика – от восторга до
отказа. Но то, что он выдал, было совершенно неожиданным.
– Тётя Юля, –
сказал он, – когда мне исполнится двадцать один год, я на вас женюсь. Дождитесь
меня, пожалуйста!
– Ничего тебе
обещать не буду, Костик, – я потрепала его вихры, – напротив, поскольку я
намного, ты даже не представляешь, на сколько, старше тебя, оставляю за собой
право жить как взрослая и свободная. А вот ты пообещай мне, что будешь уделять
должное внимание девочкам, которые обратят на тебя внимание. Поверь мне – они
точно тебя заметят.
– Но, тётя
Юля… – Костя попытался возразить, но совсем растерялся.
– Какая я тебе
тётя Юля, если ты собрался на мне жениться? Жизнь покажет, она длинная и
непредсказуемая. Иди, покажи письмо отцу, если он разрешит, то уже завтра тебе
лететь.
Такое у детей
бывает, чем меньше им лет, тем проще решается. А Костик достаточно большой,
могут быть серьёзные проблемы.
5
Ойген позвонил
мне через два часа и попросил встречи в двадцать один пятнадцать. Я видела его
до этого два раза. Выправка, характерная стрижка выдавали в нём военного, хотя
Ойген был в обычной одежде в обоих случаях.
Ровно в
двадцать один пятнадцать подъехала армейская «Росомаха», а через несколько
секунд в двери появилась долговязая фигура в мерцающем камуфляже с погонами
подполковника, очках-коммуникаторах,большим
ножом в ножнах на бедре и тремя розами в руке.
– Здравствуйте,
Юлия, – сказал Ойген, снимая очки и протягивая мне цветы, – это Вам. Извините,
прямо со службы.
– Спасибо,
Ойген, – я вдохнула аромат роз, – мои любимые! Прямо со службы? Вы, наверное,
голодны? Давайте, я вас накормлю, и потом поговорим о вашем сыне. Руки можно
помыть там.
Костин папа
удивлённо посмотрел на свои руки, безнадёжно вздохнул и пошёл в указанном мной
направлении. Странно, но все мужчины-люди реагируют на предложение вымыть руки
именно так. Наши мужчины это делают без напоминания. Впрочем, это мелочи.
– Очень
вкусно, Юлия, – сказал Ойген, расправившись с лангетом по-карски с овощами, –
даже лучше, чем в нашей столовой. Не делайте большими глаза, девушка! Нас
кормят очень даже неплохо, а во время боевого дежурства нет блюд, которые мы не
могли бы заказать. Но есть в Вас какая-то изюминка, Юлия. И во всём, что вы
делаете.
– Спасибо,
Ойген, –всегда приятно, когда тебя
хвалят, да ещё с прямотой военного.
– Меня зовут
Евгений, – бравый военный немного нервничал, – Ойген остался от детства,
почему-то было модным коверкать свои имена, потом это стало моим открытым позывным.
– Очень
приятно, Евгений! Хотите коньяку? Да что я спрашиваю?! – махнув рукой, дала
указание кухонному помощнику.
– Коньяк в
кондитерской?! Почему бы и нет? – он ухватился за эту возможность потянуть
время.
– Коньяк в
бисквите такой же неотъемлемый элемент, как мука и вода, – сказала я, разливая
напиток в большие бокалы, – он, кстати, тоже моего приготовления и с моих
виноградников.
– Вы меня всё
больше удивляете, Юлия! И вообще, как Вы появились в нашем городке, он даже
преобразился. Не возражаете, если перейдём на «ты»?
– Не возражаю, Евгений, даже с удовольствием!
– быстро согласилась я, – Что ты решил с Костей?
– Да там давно
всё решено. Костя сын военного и решения должен принимать сам, для этого он
достаточно взрослый. Конечно, едет.
Да, намного
взрослее, чем папе кажется, подумала я.
– Почему сын
не пошёл дорогой отца и не стал военным? – спросила я.
– Потому, что
папа выбрал неперспективную и умирающую профессию, – на лице подполковника
мелькнула озабоченность вперемежку с досадой, – я сам отговорил сына.
– Что так?
Войны закончились?
– Нет, идут
без остановки, но людям там всё меньше места. Люди не успевают, не хватает
широты обзора. Что говорить, я сам постоянно делаю выбор в пользу роботов,
автоматов и программ, год от года заменяя ими людей! Когда я был лейтенантом,
нас было человек тридцать, а сейчас только три человека. Остальные – роботы и
автоматы. Они не устают, не делают глупых ошибок, не предают. Наверное, кто-то
наверху уже рассматривает вопрос и о сокращении моей должности. Слышала, принят
закон, разрешающий роботам категории ноль занимать должности в структуре
Минобороны? Умом понимаю, но сердце говорит, что это неправильно.
Я не прерывала
Евгения, вместо этого долила ему в бокал коньяка. Пока он говорил вещи,
известные и несекретные. Разболтать он не сможет – я остановлю его. Но
облегчить душу человеку надо.
– Ты замечательный
собеседник, Юля, – подполковник сделал маленький глоток, – Представляешь, как у
этих роботов: достаточно одного научить чему-нибудь или позволить ему научиться
самому – и все остальные будут уметь делать то же самое. Все! И без потери
времени! Как будто много лет корпели над книгами, повторяли формулы,
отрабатывали навыки. Не корпели и не отрабатывали! Раз – и всё! И не
подсиживают, делятся мыслями. Я как-то работал над системой универсального
реактора, ну случается событие и он вырабатывает соответствующую реакцию на него. Так
один из моих роботов сказал, что это тупиковый путь, надо, мол, не отвечать на
вопросы, а задавать их, Не реагировать на проблемы, создаваемые противником,
хотя и это важно, а создавать их ему. Мой реактор нужен для того, чтобы
корректировать план нападения в зависимости от реакции противника. Да к тому же
представил всё таким образом, что это я сам додумался, а он так – рядом стоял!
– Ну, я не
думаю, что везде – «раз и всё знают и умеют» – наверное, есть и для них
области, где надо корпеть и отрабатывать. Ты видишь в них врагов, Евгений?
– Всё сложнее,
Юля, – подполковник посмотрел в окно и минуту сидел в таком положении, – один
мой сослуживец, теперь уже бывший, сказал как-то, что работая с таким роботом,
с удивлением заметил, что они ни разу не поссорились. У людей между собой
бывают размолвки, даже ссоры – это нормально! Они не ссорились, всё было
хорошо, а сослуживец чувствовал некоторый дискомфорт. Парадокс! Я думаю, что
война и конфликт – естественное состояние человека, такое же, как любовь. А ещё
он говорил, что пошёл бы с тем роботом в разведку. О том, что это был не
человек, сослуживец узнал гораздо позже, месяца через три после его отъезда. Да
он его и роботом-то назвал только один раз. Эксперимент по совместимости
проводился. Такие вот дела, Юля. Мы делаем всё сами. Будто какой-то
нечеловеческий ум составил план для нас и мы работаем согласно ему.
Соревнуемся, кто лучше и быстрее план выполнит. Думаю, однажды меня переведут к
новому месту службы, приедет кто-нибудь мне на замену, я буду передавать ему
дела, объяснять, где, что, как и, возможно, так и не узнаю, кому дела
передавал. Да, дела… Люди, которых называют лётчиками, не летают, моряки не
ходят в море, космонавты не бывают в космосе, солдаты не бывают на поле
сражения – все они сидят на земле и смотрят на компьютерные картины, большей
частью даже не управляя, а просто контролируя работу сотен роботизированных
дронов. Юля, выходи за меня замуж. Я давно об этом думал, наверное, с того
момента, как тебя увидел…
Он говорил, а
я слушала. Знала, что этим закончится сегодняшняя встреча. Ну почему я не
простая человеческая женщина, которая, закрыв глаза, пошла бы за таким мужиком
куда угодно, хоть в пропасть?! Почему я должна думать и анализировать, что
будет с его сыном? А он говорил о наших будущих детях, что у него будет хорошая
пенсия, а из меня получится отличная мама, и вообще всё будет хорошо. Зачем
Костя сказал, что хочет жениться на мне? Может, поработать над его мозгами и
вычистить юношеский бред?
– Мне кажется,
что тебя любят все дети в нашем городке, а ты их, – продолжал Евгений без
остановки, – ты вся такая домашняя, земная…
Конечно, я
могу изобразить беременность, ДНК ребёнка будет соответствовать папе. Но я не
хочу обманывать человека. И правду тоже не хочу говорить, от неё одни
неприятности.
– Жень, – я
положила свою руку на его, – давай отложим на годик решение. Мне предложили
работу, завтра уезжаю из страны. Ты должен понимать, что это такое – интересная
работа. А через год, если ты не передумаешь, поговорим, я пока не готова. У
тебя хватит терпения дождаться одну вздорную особу?
Пора мне уже
всерьёз и плотно заняться давним проектом «Эйфория». Залежался он сверх всякой
меры. А там видно будет. Нулевики тоже не всё могут рассчитать, иногда лучше
дать жизни самой решить, что делать с запутанным клубком – разрубить, распутать
или бросить в дальний угол. Кондитерскую поручу Миле, она справится.
6
Костя с
обнажённым торсом, выхваченный из темноты мощным прожектором, играл свой
концерт «Кондитерская Крещендо» для гитары с синтезатором. Синтезатором
управлял Вик. Одна девочка в зале, на которую Костя бросал время от времени
взгляд, очень переживала. Она сцепила пальцы, держала их перед собой, слегка
касаясь губами и чуть-чуть раскачиваясь
в такт волнам музыки. По её лицу гуляла улыбка и можно догадаться, что никого,
кроме Кости, девочке в жизни не надо.
[Скрыть]Регистрационный номер 0393936 выдан для произведения:
1
Меня зовут
Юлия, я робот категории ноль, владелица кондитерской «Крещендо». Захотелось
как-то сделать детишкам вкусненького, пирожные там, булочки, лимонады, ну такое
– п-ш-ш-ш! Более вредную еду для детей трудно придумать, да и для их мам тоже. Единственное,
чем я могла им помочь – это не давать больше двух пирожных за раз и двух раз в
неделю. Кондитерская не страдала от недостатка посетителей, скорее даже
добавляла их благодаря такой фишке.
– Юленька, –
однажды обратилась ко мне молодая, лет пятидесяти, женщина по имени Мила, мама
Алёшки, – скажи честно, ты что-то подмешиваешь в свои очаровательные бизе?
Раньше было так: съем пирожное и тут же прибавляю полкило веса. А теперь
ничего! И у Алёшеньки зубки целые.
– Мила, я
ничего не подмешиваю, пирожные полезны для людей. Ты сколько теперь пробегаешь
в неделю? Набираешь пятьдесят километров?
– Семьдесят, –
гордо сказала женщина, – а через месяц выйду на девяносто! Как я рада, что у
нас есть твоя кондитерская! Можно мне ещё круазончик?
– Вот как
выйдешь на девяносто, так и получишь, тогда у тебя вообще не будет никаких
ограничений. Вы решили со вторым?
– Уже! – Мила прелестно
покраснела, – Ты так любишь детей, Юля, а почему у тебя нет? Ой, извини, я не
должна была спрашивать.
– Да ничего,
Мила. Просто пока не встретила никого, с кем могла бы это сделать.
– А Ойген,
папа Кости? – прошептала она, сообщая мне большой секрет, – Он без ума от тебя,
тут и к бабке не ходи!
– Хочешь
круазончик? – вместо ответа сказала я, – Теперь тебе можно.
Мила была
единственной из посетительниц моей кондитерской, которая собиралась родить
второго ребёнка. Жить стали дольше, но рожать меньше.
2
В кафе у меня
есть музыкальный синтезатор и электрогитара. По вечерам собирается молодёжь потусоваться,
днём, обычно с двух до четырёх пополудни, приходят дети и репетируют свои
домашние задания. Костя один из таких посетителей. Ему чуть больше
четырнадцати, для вечерних собраний он не дорос, а дневные посетители, в
основном, лет по десять, тоже не его компания.
Играть через
динамики днём Косте я разрешала всегда, а малышам, только если они были готовы представить
выученную пьесу. Часто получалось очень неплохо. Я всегда слышу, что они играют
– от гамм до сложных вещей – иногда исправляю им неправильно поставленную руку
или акцент. Результат всегда в мою пользу. Ничего не имею против учителей музыкальной
школы, никаких запретов не вводила, но ещё ни разу ни один учитель не был в
моей кондитерской. Ну и ладно, в конце концов, главное, чтобы дети научились играть
и понимать музыку.
У Кости от
рождения коротковаты пальцы, совершенно немузыкальные. Большим артистом он
никогда бы не стал, а год назад ещё упал с велосипеда и сломал безымянный палец
на левой руке. Он тогда пришёл и полдня сидел перед синтезатором, а слёзы всё
катились и катились. Мальчик думал, что жизнь закончилась. Я подошла к нему,
когда он уже собрался уходить.
– Всё будет
хорошо, – сказала я, протягивая его любимое заварное пирожное, – дай-ка
посмотрю.
– Что вы в
этом понимаете? – Костя шмыгнул носом, – Я больше не смогу играть!
– Сможешь!
Давай руку и жуй пирожное.
Дело обстояло
хуже, чем он мог представить, палец оказался неправильно собранным – я ведь не
только кондитер, но и дипломированный хирург. Укусив два раза пирожное, Костя
заснул, я закрыла кафе на санитарный день и приступила к операции.
Через две
недели мы возобновили репетиции. Костя с удивлением обнаружил, что его пальчики
слушаются ничуть не хуже, чем раньше. А через два месяца выяснилось, что он
может брать аккорды, которыепрежде ему
не удавались – не хватало длины пальцев. Они удлинились на пять миллиметров,
стали гибче, и по виду, как говорят, теми самыми музыкальными. Ещё не совсем
теми самыми, но было понятно, что они подрастут. Это я Миле сказала, что ничего
не добавляю в пирожные – подсыпаю и ещё как!
3
На
определённом этапе я почувствовала, что с талантом Кости не справлюсь, ему
нужен другой учитель. И я обратилась к Зилю, тоже нулевику. Мальчику нужен
профессиональный музыкант такого уровня, как Виктор.
– Ты опять
возишься с человеческими детьми, Юля? – фантом Зиля сидел передо мной в своём
домашнем кресле с бокалом вина в руке. Изображение и звук были настроены так,
что кроме этого я ничего не видела и не слышала.
– Своих же нет
и не будет, а дети такие талантливые, Вик! – я Зилю показывалаинтерьер и звуки не блокировала. Разговаривая
с ним, делала вид, что одновременно управляю кухонными автоматами. На самом
деле они и без меня знают, что им делать.
– Ну,
вообще-то, я тебе предлагал собрать нашего…
– Это всё не
то! Как ты не понимаешь?! Так возьмёшь Костю?
– У тебя всё не
то. Не знаю, мы всё же другие, – Вик отставил куда-то бокал, взял чётки, – я
играю сейчас музыку, которую человек обыкновенный не понимает, не слышит даже
половины того, что звучит. Как я научу его, если он не слышит?!
– А ты учи
тому, что он слышит. Костя талантлив, он сам сочиняет, ещё и тебя научит!
– Тогда зачем
и чему учить, если он сам кого угодно научит?
– Не будь
букой, Вик! – остановившись, посмотрела ему прямо в глаза, – Я знаю, насколько
ты талантлив, мальчику нужна такая глыба, как ты, два уголька дольше и жарче
горят!
– Ну, да, как
всегда: я кирпич, каменюка, кусок пластмассы, теперь ещё и глыба. Ладно,
привози своего талантливого челобика, попробую что-нибудь показать ему.
– Не называй
его челобиком, даже человеком обыкновенным. Он просто человек! – немного
помолчав, добавила, – Вик, я не приеду.
– Опять
двадцать пять! Почему?! Юлька, это же просто легенда! Сказка! Выдумка! Не было
никакого Странствующего Робота, который нашёл Бога! И никакой Бог не наделял
никакого робота способностью к воспроизводству! Почему дурацкая легенда,
которую тебе рассказала необразованная цыганка, должна быть между нами?! Хорошо,
отправляй своего Костика. Но с одним условием – через год ты приедешь на его
концерт.
– Обязательно!
А можно я скажу Косте, что это ты его заметил и пригласил?
– Да говори,
что хочешь! – махнул руками Вик, затем его указательный палец почти коснулся
меня, – Но через год, день в день, секунда в секунду ты будешь здесь! Ты
настырная, я тоже. Да, отправь что-нибудь из опусов твоего протеже, чтобы я не
выглядел идиотом. Пригласил, но ничего не слышал.
– Я отправлю!
И через год приеду! Ты самый лучший! Цыганка с одного взгляда сказала, что я не
такая, как обычные люди, и отказалась от моих денег. Она не стала гадать по
руке, вместо этого рассказала легенду.
4
Я ожидала от
Кости почти всего, после того, как он прочитал письмо Вика – от восторга до
отказа. Но то, что он выдал, было совершенно неожиданным.
– Тётя Юля, –
сказал он, – когда мне исполнится двадцать один год, я на вас женюсь. Дождитесь
меня, пожалуйста!
– Ничего тебе
обещать не буду, Костик, – я потрепала его вихры, – напротив, поскольку я
намного, ты даже не представляешь, на сколько, старше тебя, оставляю за собой
право жить как взрослая и свободная. А вот ты пообещай мне, что будешь уделять
должное внимание девочкам, которые обратят на тебя внимание. Поверь мне – они
точно тебя заметят.
– Но, тётя
Юля… – Костя попытался возразить, но совсем растерялся.
– Какая я тебе
тётя Юля, если ты собрался на мне жениться? Жизнь покажет, она длинная и
непредсказуемая. Иди, покажи письмо отцу, если он разрешит, то уже завтра тебе
лететь.
Такое у детей
бывает, чем меньше им лет, тем проще решается. А Костик достаточно большой,
могут быть серьёзные проблемы.
5
Ойген позвонил
мне через два часа и попросил встречи в двадцать один пятнадцать. Я видела его
до этого два раза. Выправка, характерная стрижка выдавали в нём военного, хотя
Ойген был в обычной одежде в обоих случаях.
Ровно в
двадцать один пятнадцать подъехала армейская «Росомаха», а через несколько
секунд в двери появилась долговязая фигура в мерцающем камуфляже с погонами
подполковника, очках-коммуникаторах,большим
ножом в ножнах на бедре и тремя розами в руке.
– Здравствуйте,
Юлия, – сказал Ойген, снимая очки и протягивая мне цветы, – это Вам. Извините,
прямо со службы.
– Спасибо,
Ойген, – я вдохнула аромат роз, – мои любимые! Прямо со службы? Вы, наверное,
голодны? Давайте, я вас накормлю, и потом поговорим о вашем сыне. Руки можно
помыть там.
Костин папа
удивлённо посмотрел на свои руки, безнадёжно вздохнул и пошёл в указанном мной
направлении. Странно, но все мужчины-люди реагируют на предложение вымыть руки
именно так. Наши мужчины это делают без напоминания. Впрочем, это мелочи.
– Очень
вкусно, Юлия, – сказал Ойген, расправившись с лангетом по-карски с овощами, –
даже лучше, чем в нашей столовой. Не делайте большими глаза, девушка! Нас
кормят очень даже неплохо, а во время боевого дежурства нет блюд, которые мы не
могли бы заказать. Но у Вас есть какая-то изюминка, Юлия. И во всём, что вы
делаете.
– Спасибо,
Ойген, –всегда приятно, когда тебя
хвалят, да ещё с прямотой военного.
– Меня зовут
Евгений, – бравый военный немного нервничал, – Ойген остался от детства,
почему-то было модным коверкать свои имена, потом это стало моим открытым позывным.
– Очень
приятно, Евгений! Хотите коньку? Да что я спрашиваю?! – махнув рукой, дала
указание кухонному помощнику.
– Коньяк в
кондитерской?! Почему бы и нет? – он ухватился за эту возможность потянуть
время.
– Коньяк в
бисквите такой же неотъемлемый элемент, как мука и вода, – сказала я, разливая
напиток в большие бокалы, – он, кстати, тоже моего приготовления и с моих
виноградников.
– Вы меня всё
больше удивляете, Юлия! И вообще, как Вы появились в нашем городке, он даже
преобразился. Не возражаете, если перейдём на «ты»?
– Нет, Евгений!
– быстро согласилась я, – что ты решил с Костей?
– Да там давно
всё решено. Костя сын военного и решения должен принимать сам, для этого он
достаточно взрослый. Конечно, едет.
Да, намного
взрослее, чем папе кажется, подумала я.
– Почему сын
не пошёл дорогой отца и не стал военным? – спросила я.
– Потому, что
папа выбрал неперспективную и умирающую профессию, – на лице подполковника
мелькнула озабоченность вперемежку с досадой, – я сам отговорил сына.
– Что так?
Войны закончились?
– Нет, идут
без остановки, но людям там всё меньше места. Люди не успевают, не хватает
широты обзора. Что говорить, я сам постоянно делаю выбор в пользу роботов,
автоматов и программ, год от года заменяя ими людей! Когда я был лейтенантом,
нас было человек тридцать, а сейчас только три человека. Остальные – роботы и
автоматы. Они не устают, не делают глупых ошибок, не предают. Наверное, кто-то
наверху уже рассматривает вопрос и о сокращении моей должности. Слышала, принят
закон, разрешающий роботам категории ноль занимать должности в структуре
Минобороны? Умом понимаю, но сердце говорит, что это неправильно.
Я не прерывала
Евгения, вместо этого долила ему в бокал коньяка. Пока он говорил вещи,
известные и несекретные. Разболтать он не сможет – я остановлю его. Но
облегчить душу человеку надо.
– Ты замечательный
собеседник, Юля, – подполковник сделал маленький глоток, – Представляешь, как у
этих роботов: достаточно одного научить чему-нибудь или позволить ему научиться
самому – и все остальные будут уметь делать то же самое. Все! И без потери
времени! Как будто много лет корпели над книгами, повторяли формулы,
отрабатывали навыки. Не корпели и не отрабатывали! Раз – и всё! И не
подсиживают, делятся мыслями. Я как-то работал над системой универсального
реактора, ну случается событие и он вырабатывает соответствующую реакцию. Так
один из моих роботов сказал, что это тупиковый путь, надо, мол, не отвечать на
вопросы, а задавать их, Не реагировать на проблемы, создаваемые противником,
хотя и это важно, а создавать их ему. Мой реактор нужен для того, чтобы
корректировать план нападения в зависимости от реакции противника. Да к тому же
представил всё таким образом, что это я сам додумался, а он так – рядом стоял!
– Ну, я не
думаю, что везде – «раз и всё знают и умеют» – наверное, есть и для них
области, где надо корпеть и отрабатывать. Ты видишь в них врагов, Евгений?
– Всё сложнее,
Юля, – подполковник посмотрел в окно и минуту сидел в таком положении, – один
мой сослуживец, теперь уже бывший, сказал как-то, что работая с таким роботом,
с удивлением заметил, что они ни разу не поссорились. У людей между собой
бывают размолвки, даже ссоры – это нормально! Они не ссорились, всё было
хорошо, а сослуживец чувствовал некоторый дискомфорт. Парадокс! Я думаю, что
война и конфликт – естественное состояние человека, такое же, как любовь. А ещё
он говорил, что пошёл бы с тем роботом в разведку. О том, что это был не
человек, сослуживец узнал гораздо позже, месяца через три после его отъезда. Да
он его и роботом-то назвал только один раз. Эксперимент по совместимости
проводился. Такие вот дела, Юля. Мы делаем всё сами. Будто какой-то
нечеловеческий ум составил план для нас и мы работаем согласно ему.
Соревнуемся, кто лучше и быстрее план выполнит. Думаю, однажды меня переведут к
новому месту службы, приедет кто-нибудь мне на замену, я буду передавать ему
дела, объяснять, где, что, как и, возможно, так и не узнаю, кому дела
передавал. Да, дела… Люди, которых называют лётчиками, не летают, моряки не
ходят в море, космонавты не бывают в космосе, солдаты не бывают на поле
сражения – все они сидят на земле и смотрят на компьютерные картины, большей
частью даже не управляя, а просто контролируя работу сотен роботизированных
дронов. Юля, выходи за меня замуж. Я давно об этом думал, наверное, с того
момента, как тебя увидел…
Он говорил, а
я слушала. Знала, что этим закончится сегодняшняя встреча. Ну почему я не
простая человеческая женщина, которая, закрыв глаза, пошла бы за таким мужиком
куда угодно, хоть в пропасть?! Почему я должна думать и анализировать, что
будет с его сыном? А он говорил о наших будущих детях, что у него будет хорошая
пенсия, а из меня получится отличная мама, и вообще всё будет хорошо. Зачем
Костя сказал, что хочет жениться на мне? Может, поработать над его мозгами и
вычистить юношеский бред?
– Мне кажется,
что тебя любят все дети в нашем городке, а ты их, – продолжал Евгений без
остановки, – ты вся такая домашняя, земная…
Конечно, я
могу изобразить беременность, ДНК ребёнка будет соответствовать папе. Но я не
хочу обманывать человека. И правду тоже не хочу говорить, от неё одни
неприятности.
– Жень, – я
положила свою руку на его, – давай отложим на годик решение. Мне предложили
работу, завтра уезжаю из страны. Ты должен понимать, что это такое – интересная
работа. А через год, если ты не передумаешь, поговорим, я пока не готова. У
тебя хватит терпения дождаться одну вздорную особу?
Пора мне уже
всерьёз и плотно заняться давним проектом «Эйфория». Залежался он сверх всякой
меры. А там видно будет. Нулевики тоже не всё могут рассчитать, иногда лучше
дать жизни самой решить, что делать с запутанным клубком – разрубить, распутать
или бросить в дальний угол. Кондитерскую поручу Миле, она справится.
6
Костя с
обнажённым торсом, выхваченный из темноты мощным прожектором, играл свой
концерт «Кондитерская Крещендо» для гитары с синтезатором. Синтезатором
управлял Вик. Одна девочка в зале, на которую Костя бросал время от времени
взгляд, очень переживала. Она сцепила пальцы, держала их перед собой, слегка
касаясь губами и чуть-чуть раскачиваясь
в такт волнам музыки. По её лицу гуляла улыбка и можно догадаться, что никого,
кроме Кости, девочке в жизни не надо.
Валера, решила и здесь почитать твой изумительный рассказ. Какое-то праздничное настроение после посещения "Крещендо" и знакомства с Юлией. Мне нравятся роботы категории ноль, особенно Юлия, с её умением выйти из щекотливой ситуации, желанием помочь ЛЮДЯМ, гостеприимством, щедростью души.Честно говоря, твои роботы стали необходимыми для меня))). Спасибо за изумительно светлый , добрый рассказ, приятную музыку. Но я теперь думаю и о другом: об ассоциации войны с любовью...
Спасибо, Нина! За всё время существования человечества, как говорят учёные, не набралось и одного века, когда на Земле был мир. Даже мы после Великой Отечественной воевали в Корее, Вьетнаме, Анголе, Йемене, Никарагуа, Афганистане, Чечне, Сирии. Что-то мог и пропустить. А любовь есть всегда - нет ни одного года, когда не было бы любви)))
ах,какой ВКУСНЫЙ ароматный рассказ. спасибо,Валерий, за прекрасный сюжет,за воспевание самого ВЫСОКО чувства!!!!!! Приложение музыкальное выше всех похвал. Новых успехов!!!!
а я раньше играя на семиструнной,отвратительно распевала/не дано петь/ а без денег жизнь плохая, не годиться ни куда..да-да-да!! Ждём-с новых творений,дорогой Валерий!
А я вот никак! И это при том, что мой одноклассник, с которым сидели на одной парте, а потом учились в одной группе в институте, был лидером лучшей институтской группы)) Научился играть только на магнитофоне.
Рассказ хороший, Валерий. И темы подняты актуальные. Здесь и жизнь и философия. Через призму фантастики всё видится как-то по новому. Обычно роботам в фантастических произведениях отводится роль помощников человека, здесь же у них роль богов. Или почти, насколько я понял. Это ново. И, самое главное, это хорошая идея. Люди не справляются с делами на планете и они создали роботов-богов. Отлично.
Спасибо, Сеня! Если получится сделать роботов "по образу и подобию", на первых порах они не смогут обходиться без людей: во-первых, надо, чтобы кто-то делала этих самых роботов; во-вторых, надо содержать инфраструктуру цивилизации; в-третьих, надо убедиться, что надёжность копирования роботов не хуже человеческой. Мы успешно и безошибочно копируемся на протяжении сотен тысяч лет. Некоторые говорят, что десятков, а то и сотен миллионов. Умнее нас роботы должны быть сразу, а то сдуру перебьют нас раньше времени.
Ну, разумеется! Надежд, что мы будем править миром и дальше не так много, но они всё-таки есть. Но роботы уже воюют, мины распознают вооружённых людей от, скажем, пастухов, походку людей от топота овец. Дроны сами выбирают наиболее опасные для них цели принимают решение об уничтожении. Есть в этих целях люди или нет - их не волнует. Бах-бах!
Ещё ни разу ни один учитель муз. школы не был в "Крещендо"? Значит я буду первой! Не знаю конечно, удастся ли полакомиться пирожным... это ж бегать потом придётся, а я вряд ли пробегу даже пару км.)) Знаешь, Валер, читая об этих роботах класса ноль, невольно начинаю чувствовать свою некую никчёмность) Всё-то они умеют, всё понимают, и прекрасно обошлись бы и без нас... Кстати сказать, сколько не пыталась, так и научилась играть на гитаре. Хороший рассказ, Валера! ...Впрочем, других-то ты и не пишешь)!
Спасибо, Ри! Читая о том, что умеет истребитель пятого поколения - американские F-22 и F-35, наш Су-57 - вижу проникновение машинного интеллекта в военные дела. Он будет осматривать пространство, определять опасность, готовиться к атаке, оставляя человеку только возможность нажатия на кнопу "Пуск". Правда в случае большой перегрузки, если человек не сможет нажать, самолёт сам это сделает. Да и следить одновременно за тремя десятками быстро маневрирующих целей, своих и чужих, выбрать подходящее оружие для каждой, летчик не успевает - самолёт сам выбирает наиболее опасные с его точки зрения цели и ракеты для них. Посадку ночью лучше выполнить в автоматическом режиме. Да таким самолётом человек в принципе не может управлять - не удержит его в простом прямолинейном полёте! Он сделан изначально неуправляемым, чтобы так красиво кувыркаться в воздухе. Там давно уже всё делает компьютер. Системы ПВО ближнего действия требуют от человека, чтобы тот включил систему - и всё! Возможно, что нулевики будут такими же хорошенькими, как танцующий японский робот Асимо. А может таким, как СУ-57. Как говорится: "Огонь по готовности". В "Крещендо" всегда рады музыкальному учителю! У тебя действительно столько талантов!
Хороший рассказ. Всё натурально, будто эта кондитерская у меня за углом дома: там - за углом - действительно есть, но не кондитерская а кафешка. В общем, рассказ читается интересно и, более того, кажется, что у него будет продолжение. А вообще-то, мне наверное не очень понравилось бы жить в таком будущем: никогда нельзя быть уверенным, что твой сосед, или соседка, не робот. Пусть даже такой очаровательный, как робот категории ноль Юлия.
Спасибо, Маэстро! У нас жизнь уже переменилась, пока только с людьми. Раньше за углом жил русский или татарин, еврей или армянин, мы это воспринимали нормально - веками так было. Сейчас очень много людей из Средней Азии, уже и татар за ними не видно. И мы не знаем, кто эти люди - они просто исповедуют ислам, или это исламисты. Да и автобус как-то взорвала русская женщина. Наверное, что-то похожее и с роботами, ведь в любом случае некомфортно жить и не знать - друг или скрытый враг рядом. Пусть не враг, но не такой, которого ожидаешь на подсознательном уровне, к которому привык. Про Юльку будет "Эйфория", но позже, сейчас в работе рассказ о других героях.))
У меня только вопрос: ЗАЧЕМ! людям создавать роботов, как две капли воды похожих на людей? (Этот же вопрос я мог бы задать и Богу: зачем творить весь этот видимый и невидимый мир, зачем творить людей по образу и подобию Своему?). Я понимаю учёных-генетиков, пытающихся воспроизвести неандертальцев из имеющегося генетического материала. Но то - люди. А роботы не люди, и созданы в помощь людям, а не вместо их. Иначе в один прекрасный момент произойдёт Майдан и власть людей будет свергнута. Впрочем, неандертальцы тоже могут устроить Майдан. Но разве люди этого хотят?
В американском фантастическом фильме "Пионер" (так звездолёт называется) такой робот спросил у одного человека "Зачем вы нас создали?" - "Потому, что могли". Один японский инженер создал уже свою копию в полный рост. Робот разговаривает, головой водит из стороны в сторону, моргает. Очень похоже. Зачем? Потому что уже может сделать. Я генетиков не понимаю, но делают же! Благими намерениями... Возможно, что Бог создал нас, уже умирая, с целью, чтобы мы на каком-то этапе воссоздали его. Поэтому и лезем в генетику и пытаемся создать роботов по образу своему. Старший приказал! Не факт, что сможем, возможно перебьём друг друга раньше. Представляешь, надо пойти в опасную зону, например, походить по Луне, по горящему дому, в котором остались дети? На кого должен быть похожим спасатель, чтобы девочка не испугалась? Можно это сделать с помощью аватара, а самому находиться в хорошо защищённом бункере. Хорошо бы сделать аватара умнее, потом ещё умнее, потом ещё. Чтобы сам всё сделал. Психологи говорят, что люди гораздо легче принимают общение с автоматом, похожим на человека, чем похожим на паука. Хотя паук, возможно, более функционален в конкретной ситуации. А неандертальца зачем воскрешать? Чтобы посадить в клетку? Ведь никто не знает, насколько он человек, а насколько зверь. Но, видимо создадут.
Потому, что они, роботы, могут, Маэстро! Конфеты сейчас делают на автоматической линии, следующая стадия - роботизированный завод с 3Д-принтерами. Или по какой-то другой роботизированной технологии. То, о чём люди размышляют, рано или поздно реализуется. Гомункул, Франкенштейн, робот из Р.У.Р, "Планета Шелезяка, населена роботами...", андроид, искусственный человек - всё это не мои изобретения, люди давно думают на эти темы. Технологии позволяют сделать сделать шагающего по ступеням или танцующего, или играющего в рок-банде тяжёлый рок на электрогитаре и барабанах робота. И таких роботов сделали. Поставят задачу испечь Киевский торт - испекут! Это уже непринципиально. С точки зрения задачи неважно, что сделать - сыграть тяжёлый рок или испечь воздушный торт! И одно, и другое является неким технологическим процессом, надо просто расписать что и как на таком-то шаге сделать: взять, смешать, повернуть, ущипнуть струну номер, греть при температуре, варить при токе 127 ампер проволокой 1, 2 мм в смеси аргона с гелием, и т. д. Вопрос не в том, что они делают пирожные - зачем лезут в этику и психологию? А лезут! Программы-врачи уже отвечают на вопросы пациентов. Удалённо (несколько тысяч километров!) произведены операции на глазе человека с помощью манипуляторов. В общем, почти все исходные технологии для роботов категории ноль, ну, не ноль, пока четыре - готовы! Кожа или резина, или что там ещё за пластик у них на ощупь такая же, как у человека. И тёплая. Я только размышляю. Сделали. И что они будут делать? Убивать людей или печь для них пирожные? В большинстве случаев убивают, у меня пекут.
Ну, не знаю, не знаю... Если люди в это время будут писать стихи, музыку или картины (кому что нравится делать), то есть заниматься чисто творческим трудом, то, конечно, пусть роботы пекут пироги и тачают сапоги.
Исследования идут в ту сторону. Говорят, что самолёты шестого поколения будут беспилотными. Пилотируемая версия - как опция, так, на всякий случай. Люди переживали в своё время, что автомобили пугают лошадей. Пытались законами защитить их. Лошади сейчас возят детей для развлечения, скачки и бега на ипподромах. А перевозки выполняют исключительно на авто по автодорогам и бездорожью. Будет также и с роботами? Не знаю. Наверное, будет. Интересно, а кто читать будет?
Еще есть мнение , позволю себе добавить, прочитав комментарии, среди нас они уже есть андроиды дугих цивилизаций...и есть рассекреченные данные о сем факте.И думется мне, все научные усовершенствования и открытия не без их участия.) Спасибо за Ваш "глубоководный" рассказ, в подобных вещах всегда есть изюминка, которая кое-чему учит.
Спасибо, Марина! Мне кажется, что пришельцы не будут афишировать своё присутствие. Причём в любом случае - и при агрессивных намерениях, и в случае самых гуманистических планах человеколюбия и сотрудничества. Надо узнать о человечестве, надо его разоружить, надо довести его до депрессии, затем плавно помножить на ноль. Если планы на нас положительные, то надо для начала хотя бы как-то помирить. и одно и другое лучше делать скрытно. Одно дело работать с дикарями, живущими в камышовых шалашах, совсем другое - с космической цивилизацией, каковой мы являемся.
Жанр фантастики приносит Вам творческое удовлетворение.Вы, я это говорю серьёзно, стали мастером.Не знаю, что будет дальше, но понял, что эта повесть не будет детективной. Хотя....кто знает. Вы же неисправимый ФАНТАЗЁР!!! Желаю неиссякаемого вдохновения, интересных сюжетных находок и безудержного полета фантазии. С почтением
Спасибо за такую оценку, Леонид! Это не повесть, это один из рассказов о роботе Юлии, пока их три: о приходящей няне, капитане клипера и вот - хозяйка кондитерской. Куда её ещё жизнь занесёт, пока не знаю.)) Буду рад видеть Вас в числе постоянных читателей.
Как филигранно переплетаются события и чувства в Вашем творении. Прочла с большим интересом, тем паче, что у меня дочь музыкант... Великолепно владеет гитарой, пианино и голосом. Я же всю свою жизнь мечтала научиться игре на гитаре, но увы, не случилось... Спасибо за настроение, за свет, теплоту, Вашей очаровательной героини, настоящей леди, мудрой и доброй, несущей радость людям.
Спасибо, Наташа! Когда я начинал рассказывать истории из жизни роботов, я точно знал, что всё это фантастика, мною придуманная. Читая статьи в интернете о современных роботах, я уже не столь категоричен.